Рабочая учебная программа по
дисциплине Курс - 2
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ДЛЯ 4 КУРСА ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
4. ПРОГРАММА КУРСА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА Тема 1. Сущность, цели и принципы маркетинговой деятельности Содержание понятия «Маркетинг». Маркетинг как комплексная система организации производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю в целях получения прибыли на основе изучения и специального формирования спроса. История формирования маркетинговой концепции. Современная концепция маркетинга. Цели маркетинговой деятельности: тщательное изучение рынка и воздействие на существующий спрос, расширение объемов продаж и рынков сбыта, увеличение занимаемой доли на рынке, рост прибылей, обеспечение обоснованности принимаемых руководством решений и т.д. Основные принципы маркетинга: ориентация научно-исследовательской и производственно-сбытовой деятельности на запросы потребителя, дифференцированный подход к рынку, гибкое реагирование на требования рынка, воздействие на рынок, ориентация на нововведения и т.д. Основные виды маркетинга: менеджеристский и бихевиористский маркетинг, интегрированный и инновационный, прямой и стратегический, внутренний и международный, маркетинг по различным видам товаров и услуг, маркетинг в сфере некоммерческой деятельности и др. Тема 2. Общие и специфические функции маркетинга Специфические функции маркетинга. Аналитическая функция маркетинга. Комплексное исследования рынка, потребителя, товара и конкурентной среды. Анализ собственных возможностей фирмы. Научно-техническая и производственно-сбытовая функции маркетинга. Функция планирования маркетинговой деятельности. Планирование комплекса маркетинга: разработка нового товара, определение ценовой политики, выбор каналов и стратегий сбыта, разработка коммуникационной политики и т.д. Общие функции маркетинга. Функция планирования. Создание маркетинговой программы. Организационная функция маркетинга. Организация маркетинговой деятельности фирмы, определение места маркетинговых служб. Контрольная функция маркетинга. Стратегический и текущий контроль, ревизия маркетинга. 2. МАРКТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Тема 3. Цели, задачи и структура маркетинговых исследований и система маркетинговой информации Основные цели маркетинговых исследований: снижение степени неопределенности при принятии маркетинговых решений, обеспечение непрерывного контроля за их реализацией и т.д. Объекты и субъекты маркетинговых исследований. Основные задачи маркетинговых исследований: оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка; исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов, поставщиков и посредников; анализ маркетинговой деятельности организации, включающей управление товарным ассортиментом, ценообразование и разработку стратегии изменения цен, организацию каналов сбыта продукции и использование средств стимулирования реализации. Структура и этапы маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований: стандартные и специальные, мультиклиентные и омнибусные, качественные и количественные, панельные и т.д. Кабинетные и внекабинетные (полевые) исследования рынка. Основные методы сбора первичной информации: наблюдение (мониторинг продаж, тестирование магазинов, технические методы наблюдения и др.), эксперимент (лабораторные и полевые), опрос (анкетирование и интервьюирование). Система маркетинговой информации. Первичные и вторичные источники информации. Основные источники первичной информации: потребители, поставщики, каналы распределения продукции, персонал и т.д. Основные источники вторичной информации: справочные издания, нормативно-правовые акты, отчеты организаций-конкурентов, интервью, аналитические статьи и т.д. Внешняя и внутренняя вторичная информация. Тема 4. Изучение и анализ маркетинговой среды и условий рынка Изучение и анализ внешней среды маркетинга. Макросреда фирмы как совокупность сил, внешних по отношению к фирме, оказывающих опосредованное влияние на нее. Основные факторы внешней макросреды маркетинга: экономические, демографические, политико-правовые, социокультурные, научно-технические. Микросреда маркетинга как совокупность сил непосредственно влияющих на деятельность фирмы. Исследование внешней микросреды маркетинга: клиент, посредник, поставщик, конкурент, контактная аудитория. Факторы внутренней среды организации. Анализ спроса и его эластичности. Понятия емкости рынка и рыночной доли. Замеры емкости рынка. Основные состояния спроса и соответствующие маркетинговые стратегии: отрицательный спрос / конверсионный маркетинг, отсутствие спроса / стимулирующий, скрытый / развивающий, падающий / ремаркетинг, нерегулярный / синхромаркетинг, полный / поддерживающий, чрезмерный / демаркетинг, иррациональный спрос / противодействующий маркетинг. Анализ общехозяйственной конъюнктуры рынка. Анализ уровня конкуренции. Анализ динамики цен и перспектив развития рынка. Тема 5. Изучение товара Понятие товара в системе маркетинга. Классификация товаров по назначению, срокам и характеру изготовления и потребления. Жизненный цикл товара и управление им. Основные этапы традиционного жизненного цикла товара: внедрение на рынок, рост, зрелость, спад. Виды отдельных жизненных циклов: традиционный, бум, увлечение, продолжительное увлечение, мода, ностальгия, провал. Повышение качества и конкурентоспособности товара на рынке. Характеристика технико-экономических показателей продукции. Особенности маркетинговой деятельности применительно к продукции потребительского и производственного назначения. Особенности рынка товаров промышленного назначения: меньшее количество покупателей, но более крупные покупатели, географическая сконцентрированность покупателей, зависимость спроса на товары промышленного назначения от спроса на потребительские товары, неэластичность спроса по ценам, изменчивость спроса и т.д. Процесс принятия решения о закупках товаров промышленного назначения. Тема 6. Изучение потребительских рынков и покупательского поведения потребителей Сущность потребительского рынка. Характеристика покупателей: влияние культурного уровня, социального положения, референтных групп, возраста, образа жизни, рода занятий, типа личности и др. Мотивация покупательского поведения. Иерархия потребностей по А.Маслоу: последовательное удовлетворение физиологических потребностей, потребностей в безопасности, социальных потребностей, потребности в уважении, потребности в самоутверждении. Концепция поведенческих мотиваций по З.Фрейду. Мотивы потребителей по Аллену: первичные и вторичные. Виды потребностей покупателя. Основные факторы, влияющие на покупательское поведение. Моделирование поведения потребителей. Процесс принятия решения о покупке и маркетинговая характеристика покупателя. Осознание проблемы, поиск информации, оценка информации, решение о покупке, реакция на покупку. Права потребителей. Тема 7. Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей Анализ хозяйственной деятельности фирмы. Показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы: активы, основной капитал, количество и стоимость произведенной продукции, производственные и сбытовые предприятия, инфраструктура фирмы и ее научно-исследовательский потенциал. Показатели эффективности деятельности фирмы. Прибыль. Показатели финансового положения фирмы. Изучение товарной, ценовой, сбытовой, комуникационной, кадровой политики фирмы. Анализ конкурентоспособности продукции, анализ конкурентоспособности самой фирмы. Оценка конкурентных возможностей фирмы. Особенности изучения фирм-конкурентов. Анализ конкурентной стратегии фирмы. Модель пяти сил конкуренции М.Портера. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы. Причины изменений на рынке и условий конкуренции. Тема 8. Сегментация и выбор целевого рынка Сегментация рынка: принципы, цели и задачи рыночной сегментации. Этапы стратегической сегментации рынка: макросегментация, микросегментация. Макросегментация как этап исследования рынка, цель которого - идентификация отдельных сегментов внешней среды (стратегических зон хозяйствования), на которые фирма может выйти. Микросегментация как этап исследования рынка с целью выявления внутри каждого ранее определенного рынка «сегменты» потребителей. Основные критерии сегментации рынка: географический, демографический, социально-экономический, психографический, поведенческий и др. Процесс сегментации рынка. Выбор метода сегментации: метод группировок, метод многомерной классификации и др. Особенности сегментации рынка для товаров производственного назначения и потребительских товаров. Сегментация рынка и позиционирование товара. Понятия «целевой рынок», «рыночная ниша», «рыночное окно». Соотнесение потенциальных возможностей фирмы с требованиями рынка и запросами покупателей. Выбор целевого рынка и оптимальной рыночной ниши. Концентрированный и дисперсный методы поиска целевого рынка. Выбор стратегии охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг. 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА Тема 9. Товарная политика Товар и товарная единица. Основные виды товаров. Инновационная политика фирмы. Этапы разработки нового товара. Основные направления разработки научно-технической политики. Пробный маркетинг. Обеспечение качества и конкурентоспособности товара. Формулы для вычисления конкурентоспособности товара. Управление качеством: система «канбан», система «точно вовремя», статистический контроль качества, «кружки качества». Создание и оптимизация товарного ассортимента. Продуктовые линии. Товарная номенклатура. Глубина, широта, насыщенность, гармоничность товарной номенклатуры. Ассортиментная политика фирмы: расширение ассортимента, сужение ассортимента, углубление продуктовой линии, прореживание продуктовой линии. Разработка товарных марок. Товарный знак. Организация защиты интеллектуальной собственности организации. Формирование общего образа компании, фирменный стиль. Разработка упаковки и оформление товара. Основные функции упаковки. Анализ жизненного цикла товара и управление им. Позиционирование товаров на рынке. Основа для позиционирования товара на рынкек - решения относительно цены товара и затрат на стимулирование реализации: интенсивный маркетинг, выборочное проникновение на рынок, широкое проникновение на рынок, пассивный маркетинг. Сервис в системе товарной и сбытовой политики. Основные принципы и задачи организации сервиса. Служба сервиса и ее функции. Тема 10. Ценовая политика Ценообразование на разных типах рынка. Рынок чистой конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции. Ценовая стратегия фирмы и ее типы. Основные элементы и этапы процесса разработки ценовой стратегии. Соотношение спроса, предложения и цены. Выработка основных направлений ценовой политики, определение уровня цен, прибыли и рентабельности. Стратегии «снятия сливок», «прорыва». Стратегии дифференцированных, единых, неизменных и гибких цен. Стратегия премиального ценообразования. Стратегия «ценовой ступеньки». Стратегия ценовой дискриминации. Методики расчета исходной цены на товар. Затратный метод ценообразования, установление цен на основе уровня текущих цен, на основе ощущаемой ценности товара и т.д. Анализ спроса эластичного и неэластичного по ценам. Определение коэффициента эластичности. Определение окончательной цены на товар как способы стимулирования сбыта. Психологические моменты ценообразования. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая и неценовая конкуренция. Тема 11. Сбытовая политика Выбор каналов и методов товародвижения. Функции каналов распределения. Основные направления формирования сбытовой сети фирмы. Прямой и косвенный методы сбыта продукции. Оптовая торговля. Виды предприятий оптовой торговли: филиалы, сбытовые конторы, коммерческие оптовые фирмы, агенты, брокеры и т.д. Задачи оптовой торговли. Специфика розничной торговли. Виды розничных торговых предприятий по принадлежности магазина, по уровню обслуживания, по товарному ассортименту, по характеру продажи. Основные стратегии сбыта: интенсивный, эксклюзивный и селективный сбыт. Традиционные и горизонтальные системы сбыта. Вертикальные системы сбыта. Смешанные или многоканальные системы сбыта. Эффективность системы сбыта. Лизинг как форма реализации продукции. Выбор схем и условий товародвижения. Стратегии пополнения запасов продавца: фиксированный размер заказа, фиксированный интервал поставки, карточная система. Сокращение количества звеньев в товаропроводящей сети. Оценка результатов работы товаропроводящей сети. Тема 12. Коммуникационная политика. Реклама и стимулирование сбыта Основные элементы коммуникационной политики: public relations, реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, специализированные выставки. Роль public relations в налаживании доброжелательных отношений организации и ее внешней среды. Методы public relations. Презентации, статьи в печатных изданиях, брошюры и т.д. Сущность рекламы и ее виды. Разработка плана рекламной кампании. Информативные, убеждающие и напоминающие цели рекламы. Характеристика основных каналов рекламы: телевизионная, радиореклама, прямая почтовая реклама, реклама в газетах и журналах, наружная реклама и т.д. Преимущества и недостатки рекламных каналов. Обеспечение запланированного охвата целевой аудитории, необходимой частоты контактов в нужное время и соответствие рекламному бюджету компании. Расчет бюджета и оценка эффективности рекламных выступлений. Престижная реклама. Стимулирование сбыта. Основные направления и формы стимулирования сбыта. Краткосрочное стимулирование продаж: лотереи, скидки, демонстрации товаров и др. Оценка эффективности мероприятий по стимулированию сбыта. Развитие системы личных продаж. Организация специализированных выставок. Специфика и организационный механизм построения интегрированных маркетинговых коммуникаций. Тема 13. Кадровая политика Основные направления кадровой политики фирмы. Маркетинговая система подготовки квалифицированных кадров и непрерывного повышения квалификации персонала. Анализ внешних и внутренних факторов, определяющих направления маркетинговой деятельности организации в области кадровой политики. Обеспечение современных систем менеджмента. Методы управления персоналом. Партисипативное управление. Необходимость маркетингового мышления персонала. 4. МАРКЕТИНГОВАЯ ПРОГРАММА, СТРАТЕГИИ И УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ Тема 14. Стратегии маркетинговой деятельности Долгосрочное и стратегическое планирование. Постановка целей и разработка маркетинговой стратегии. Выдвижение целей на основе результатов комплексного исследования рынка, оценки внутренних возможностей фирмы. Разработка рыночной стратегии фирмы и ее подразделений. Глобальные направления маркетинговой деятельности: сегментация, диверсификация, интернационализация. Основные конкурентные рыночные стратегии. Базовые стратегии конкуренции: снижение себестоимости, дифференциация продукции, сегментация рынка, внедрение новшеств, немедленное реагирование на потребности рынка. Конъюнктурные приоритеты маркетинга на различных стадиях развития рынка: новый быстрорастущий рынок, рынок в период замедленного роста, рынок в период застоя. Товарные стратегии: дифференциация, интеграция, диверсификация, узкая товарная специализация. Основные направления расширения маркетинговой деятельности (И. Ансофф): старый рынок - новый товар (развитие продукта), старый рынок - старый товар (расширение рынка), новый рынок - старый товар (развитие рынка), новый рынок - новый товар (диверсификация). Стратегии Котлера-Портера: стратегия недифференцированного (массового, стандартного) маркетинга, стратегия дифференцированного маркетинга, стратегия концентрированного маркетинга. Стратегическая модель американского института PIMS, модель Портера, портфельный анализ стратегических зон хозяйствования Бостонской консалтинговой группы, матрица SWOT - анализа. «Военные» стратегии: атакующая, оборонительная, стратегия отступления. Тема 15. Маркетинговая программа Место маркетинговой программы в плановой работе фирмы. Методология разработки маркетинговых программ. Цель маркетинговой программы по продукту - разработка оптимальных технико-экономических показателей продукции и эффективности ее производства и сбыта, принятие управленческих решений и планирование товарной, ценовой, коммуникационной, сбытовой политики. Структура стандартной маркетинговой программы по продукту: характер и прогноз развития целевого рынка, рыночная позиция фирмы, товарная, ценовая, сбытовая, коммуникационная, кадровая политика, контроль за реализацией программы. Разработка программы маркетинга по производственному отделению, ее цели и задачи. Маркетинговая программа по производственному отделению как обобщение маркетинговых программ по выпускаемым продуктам. Содержание программы маркетинга по производственному отделению: определение номенклатуры выпускаемой продукции и структуры производства производственного отделения, обеспечение производства финансовыми и материально-трудовыми ресурсами, определение издержек производства и цен на выпускаемую продукцию, уровня прибыли и т.д. Тема 16. Организация маркетинговой деятельности Построение маркетинговых служб в организации. Основные типы маркетинговых служб. Организационное построение по продукту, по регионам, по функциям, по группам потребителей, смешанные типы построения маркетинговых служб. Роль гибких (временных) рабочих групп (проектная система). Построение маркетинговой деятельности организации при ориентации на совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификацию коммерческих усилий и т.д. Уровни маркетинговых служб в иерархии принятия управленческих решений фирмы. Вертикальные маркетинговые системы (ВМС). Основные требования к построению маркетинговых служб: гибкость, мобильность и адаптивность организационной системы; простота организационной структуры; соответствие организационной структуры специфике ассортимента производимой продукции и оказываемых услуг, числу и объему рынков сбыта и т.д. Развитие организационных структур маркетинга. Тема 17. Контроль маркетинговой деятельности Задачи маркетингового контроля и основные его виды. Контроль за выполнением годовых планов. Анализ возможностей сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом, наблюдение за отношением клиентов. Контроль прибыльности, анализ маркетинговых затрат. Стратегический контроль и ревизия маркетинга. Горизонтальная ревизия (ревизия структуры маркетинга) и вертикальная ревизия (ревизия функции). План ревизии маркетинга: ревизия маркетинговой среды (макро- и микросреды), ревизия стратегии маркетинга, ревизия организационной службы маркетинга, ревизия систем маркетинга, ревизия результативности маркетинга, ревизия комплекса маркетинга. Обратные связи в системе контроля маркетинга. Уровни контроля маркетинга: контроль глобальных целей и стратегий фирмы, контроль стратегического планирования, контроль тактического планирования, оперативный контроль. 5. РАСШИРЕНИЕ РАМОК МАРКЕТИНГА Тема 18. Маркетинг в сфере услуг Природа и основные характеристики услуг. Неосязаемость услуги, неотделимость от источника, непостоянство качества (изменчивость) и невозможность хранения. Сложность стандартизации и контроля качества услуги, важность временного фактора, структура каналов распределения. Классификация услуг. Специфические особенности маркетинга в сфере услуг. Восприятие клиентом качества услуги: наличие информации, «осязаемые» качества услуги, ощущаемый риск, доверие марке, наличие альтернативных услуг. Увеличение числа составляющих комплекса маркетинга для фирм, работающих в сфере услуг: товар (услуга), цена, сбыт, продвижение, персонал, обстановка и процесс. Модель пакета услуг: основная услуга, вспомогательные и поддерживающие услуги. Конкурентоспособность и критерии качества услуги. Роль кадровой политики в комплексе маркетинга фирм, предоставляющих услуги. |
Тема 19. Некоммерческий маркетинг
Особенности некоммерческого маркетинга. Виды некоммерческого маркетинга.
Маркетинг организаций, создание имджа организации. Маркетинг отдельных лиц:
маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов. Маркетинг мест:
маркетинг мест отдыха, маркетинг жилья, маркетинг зон хозяйственной застройки.
Маркетинг идей. Общественный маркетинг. Организация общественного мнения.
Тема 20. Международный маркетинг
Особенности международного маркетинга. Глобальный и мультинациональный
маркетинг. Изучение среды международного маркетинга: система международной
торговли, экономическая среда, политико-правовая среда, культурная среда.
Целесообразность выхода на внешний рынок. Критерии отбора целевых рынков:
степень риска, размер рынка, динамика роста рынка, конкурентные преимущества.
Методы выхода на внешний рынок: экспорт, совместная предпринимательская
деятельность, прямое инвестирование. Структура комплекса маркетинга:
стандартизированный и индивидуализированный комплекс маркетинга. Стратегии
стандартизации и адаптации (вынужденной и необходимой адаптации). Структура
службы маркетинга: от создания экспортного отдела до международного филиала.
Особенности товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной политики в
международном маркетинге. Основные проблемы международного маркетинга: поиск
хорошего продукта для импорта или экспорта; законодательные требования,
регулирующие процедуры экспорта и импорта; налоги на ввозимые товары;
финансирование при перевозке; знание законодательства страны; транспортировка;
валютные отношения и репатриация прибыли; столкновение с криминальной
деятельностью. Специфика моноактивных, полиактивных и реактивных национальных
культур. Кросс-культурное взаимодействие и проблема понимания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Курс «Маркетинга» направлен на изучение основных представлений о маркетинговой
практике и как о методе научного познания.
Курсовая работа - это форма изложения конкретной научной информации. Курсовая
работа характеризуется существенным теоретическим наполнением. В то же время она
может служить средством выражения оценки той или иной практической ситуации или
быть результатом анализа предметных данных в оптимальной форме. При этом
содержание курсовой работы должно базироваться на основных положениях
современной науки. В курсовой работе необходимо сформулировать цель и вытекающие
из нее задачи, а также указать подходы и методы достижения поставленной цели.
Курсовая работа стимулирует развитие творческих способностей, вырабатывает
умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Процесс выполнения курсовой работы.
Выполнение курсовой работы состоит из следующих этапов:
• подготовительный;
• составление плана;
• написание;
• окончательное редактирование и оформление.
Подготовительный этап – это выбор темы курсовой работы и
реферативный обзор пройденного материала, специальной и справочной литературы. В
течение данного этапа следует решить, что вы намерены исследовать, какую
цель вы хотите достичь и как вы будете это делать. Также следует
осознать уровень предъявляемых к курсовой работе требований. Тщательная
подготовка может рассматриваться в качестве методической основы будущей курсовой
работы. Она позволит наиболее рациональным образом использовать имеющееся в
распоряжении автора время.
Составление плана предусматривает определение ключевых вопросов
темы и формулировку самостоятельных задач (теоретический уровень работы),
структурированных последовательно по пунктам и средствам статистического и
графического представления материала (эмпирический уровень работы). Принятые
решения излагаются в письменном виде и обсуждаются с руководителем работы.
Необходимо также составить реальный график выполнения каждого пункта плана,
включая подготовку чернового варианта работы. В итоге умелое планирование может
сэкономить время при сборе необходимой информации, ее обработке и письменном
изложении.
Написание работы целесообразно производить последовательно по
разделам (собственно текстовая часть) и средствам статистического и графического
представления обработанного материала (формулы, графики, диаграммы, таблицы,
карты, картосхемы). Излагаемый материал должен носить доказательный
характер. Традиционная схема курсовой работы включает введение, в котором
формулируются цели и задачи исследования, методы решения сформулированных
вопросов, приводится краткая оценка источников информации, основную часть,
представленную структурированными пунктами, где приводятся теоретические и
оценочные знания, заключения в виде краткого изложения полученных
результатов, и, наконец, библиографию и приложения. В пункте
библиография перечисляются книги и другие источники, которыми автор
пользовался в ходе своего исследования и на которые ссылается в тексте работы.
Следует обязательно соблюдать правила оформления библиографии. Приложения
предназначены для размещения вспомогательных данных, которые носят
справочный характер и представляют дополнительные доводы работы. Отдельной
страницей оформляется титульный лист, на котором указывается
наименование учебного заведения и структурного подразделения, где выполнена
курсовая работа, фамилия и инициалы автора, название работы, фамилия, инициалы и
должность преподавателя, город и год выполнения работы, а также содержание,
где перечисляются все разделы (пункты) работы с указанием страниц (см.
Приложение ). Объем курсовой работы не должен превышать 45 страниц
компьютерного набора. Работа может быть выполнена также в машинописном варианте.
Необходимая для выполнения курсовой работы информация может быть найдена в
рекомендованной по программе литературе, в том числе на указанных сайтах
Интернет.
Окончательное редактирование и оформление работы имеет целью
придать ей требуемый вид. К этому этапу следует подходить с не меньшей
ответственностью, чем к предыдущим. Работа должна легко читаться, иметь четко
выделенные заголовки и пронумерованные пункты. Статистические данные
целесообразно представлять в обработанном виде (таблицы, графики, диаграммы).
Страницы текста должны иметь полуторный пробел между строками и достаточно
широкие поля. Следует внимательно проверить правильность оформления титульного
листа, библиографии и приложения. Перед сдачей работы преподавателю ее надо
прочесть от начала до конца и тщательно отредактировать, особое внимание уделяя
грамматике и правописанию. Нужно постоянно помнить, что автор курсовой работы
ответственен не только за то, что он пишет, но и за то, каким языком он выражает
свои мысли. Предложения должны быть короткими и простыми, чтобы не ускользал
смысл и выводы были убедительными. Необходимо иметь в виду, что каким бы
своеобразием не отличался индивидуальный «стиль» автора, ничто не оправдает
плохого владения родным языком. Предложения должны быть грамматически
правильными. Ошибки в правописании и пунктуации недопустимы!
Необходимо также прочувствовать стройность работы в целом и впечатление от ее
беглого просмотра, оценить компоновку основной части, обдумать расположение
вспомогательного материала и его совмещение с текстом.
Защита курсовой работы.
Защита курсовой работы состоит в кратком представлении ее содержания, в котором
должны быть отражены главные положения исследования. Защита должна содержать
изложение цели работы, используемых подходов и методов решения поставленных
задач, а также выводы и рекомендации. Студент обязан свободно ориентироваться в
материале своего исследования и отвечать на возможные вопросы и реагировать на
критические замечания.
Одной из важнейших целей курсовой работы является выработка умений
проектировать, моделировать, прогнозировать маркетинговые ситуации. Предлагается
студентам перечень тем курсовых работ, рекомендуемых кафедрой. По
согласованию с преподавателем студенты могут выполнять курсовые работы на любую
из рекомендованных тем, а также на другие темы, но обязательно соответствующие
программе учебного курса «Маркетинг».
0формление курсовой работы.
Курсовая работа должна быть набрана и оформлена на компьютере в текстовом
редакторе WORD. Объем работы не должен превышать 45 стандартных (формат
А4) страниц (28-30 строк; 60 знаков в строке). Работа должна быть опрятной,
шрифт - кегль 14. Все страницы должны быть пронумерованы в верхней части листа
по центру, обязательные поля по левому краю страницы (3 см) для пометок
рецензента. Работе должен предшествовать титульный лист, который является первой
страницей (номер страницы на нем не ставится), он оформляется согласно образцу,
утвержденному кафедрой (см. Приложение 1). После титульного листа на 2-й
странице должна быть помещена аннотация к работе (не более 20-ти строк), она
должна отражать основное содержание курсовой работы.
На 3-й странице должен быть помещен план (структура) курсовой работы. Перед
началом каждого раздела нужно писать его номер, соответствующий структуре, и
название.
В конце работы приводится список использованной литературы и других источников
информации (не менее 15-20 единиц источников). Список оформляется с соблюдением
библиографических правил: - все источники приводятся в алфавитном порядке (по
начальным буквам фамилий авторов; если автор не указан или у книги более трех
авторов - по начальным буквам названия книги);
- в списке указываются фамилии и инициалы всех авторов (если их не более трех),
полное название книги (как оно написано на ее титульном листе), фамилия и
инициалы ответственного (если книга является коллективной работой), номер
издания книги (если оно не первое), название издательства, выпустившего книгу,
место и год издания, а также общее количество страниц в книге. Если в список
включается статья, указывается фамилия и инициалы автора; название статьи,
название журнала или сборника берется в кавычки (например, «Международная
жизнь»), год издания, том или номер журнала;
- название книги или статьи не следует заключать в кавычки, после года издания
слово «год» или сокращение «г» не пишутся, а ставится точка.
В состав курсовой работы могут быть включены таблицы. Если они помещены
непосредственно в тексте, то входят в нормативный объем работы; если они
скомпонованы в виде приложений, то помещаются в конце работы и в ее нормативный
объем не входят.
В работу могут включаться различные графические материалы: графики, диаграммы,
картодиаграммы и т.п. Они также могут оформляться в качестве приложений.
4. УКАЗАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
В курсовой работе, независимо от избранной темы, должны быть выполнены три
содержательных раздела (главы):
1.Общие теоретико-методологические позиции, которые применительно к теме работы
отражают современные научные взгляды на проблемы геополитики.
2. Изложение конкретного эмпирического материала по теме.
3. Прогнозный раздел с элементами проектирования. Помимо этих разделов в работе
должны присутствовать:
- введение (цели, задачи работы, актуальность выбранной темы; основные
ограничения, принятые автором при выполнении работы);
- заключения (основные выводы для целей управления; предложения по дальнейшей
разработке темы). Во всех трех разделах, после каждого параграфа (пункта,
подпункта), студент должен сформулировать Резюме отражает суть и основные
положения, позиции параграфа (пункта, подпункта).
Во введении должны быть кратко определены основные цели и задачи конкретной
курсовой работы, показана актуальность ее темы. Необходимо также возможно более
четко сформулировать основные ограничения работы, т.е. назвать те вопросы,
которые в той или иной степени относятся к ее теме, но автором не
рассматриваются (например, в связи с ограничением объема работы, недостаточной
изученностью того или иного вопроса, более тесной связью каких-либо вопросов с
другими темами и т.п.).
В первом разделе курсовой работы следует использовать в первую очередь
теоретико-методические работы, указанные в рабочей программе курса по дисциплине
«Маркетинг». Кроме того, на основе консультаций с преподавателем и работы с
библиографическими указателями дополнительно привлекается литература по
избранной теме. Таким образом, первый раздел выполняется в основном в результате
использования теоретико-методологических материалов.
Основной замысел первого раздела заключается в изложении общетеоретических основ
исследуемой геополитической ситуации в конкретной стране или регионе мира.
Необходимо четко представлять, каков геополитический генезис ситуации, т.е.
исторические предпосылки возникновения сложившейся геополитической обстановки.
Во втором разделе излагаются результаты конкретного исследования по избранной
теме. В этом разделе осуществляется анализ статистических и конкретных
фактических материалов, выявление вытекающих из анализа тенденций
геополитического развития и геополитической ситуации. Преимущественно в этом
разделе целесообразен сравнительный анализ, а также отражение дискуссионных
аспектов темы.
Студент в третьем разделе, с учетом уже изложенного, дает конкретные
рекомендации для лиц, принимающих маркетинговые и управленческие решения.
В заключении должны быть по пунктам сформулированы основные выводы по теме.
Выводы должны носить краткий, лаконичный и вполне понятный для управления
характер.
Помимо введения, трех глав и заключения курсовая работа может иметь приложение.
Приложение 1.
В данном приложении должны быть сформулированы, так же как и в заключении,
основные положения темы исследования. При этом студент их формулирует с учетом
того, что Приложение 1 – это краткий, на 7-10 минут (не более) текст выступления
по защите курсовой работы
Приложения 2, 3, 4 и др.
Эти приложения посвящены графическому, в т.ч. и картографическому отображению
конкретных геополитических ситуаций с целью демонстрации пространственных
особенностей геополитической обстановки, а также для более убедительной и
наглядной аргументации автора исследования.
Приложения 2, 3, 4 должны быть выполнены в соответствующем выбранном графическом
редакторе.
УКАЗАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ
При формировании базы данных для курсовых работ и последующей работы с ними
нужно соблюдать ряд правил.
1. Для формирования необходимой для выполнения курсовой работы базы данных
требуется определенный минимум статистической информации - абсолютных
показателей или переведенных в относительные величины. Их анализ позволяет
получить конкретные результаты, которые дают достаточно объективную и достаточно
достоверную характеристику явлений и процессов.
Для сравнений и сопоставлений полезно часть важнейшей информации включить в базу
данных в виде абсолютных показателей. Примером могут служить территориальные
параметры и численность населения страны и ее регионов, производство важнейших
видов продукции (важнейших - для страны, важнейших - для отдельных регионов),
масштабы важнейших ресурсов и т.п.
Абсолютные показатели могут использоваться при оценках потенциалов, расчетах
обеспеченности ресурсами, разработке балансов и т.п. В случае необходимости,
абсолютные данные могут быть преобразованы в относительные. Однако необходимо
учитывать два обстоятельства. Во-первых, в силу сложившихся традиций, по многим
вопросам и аспектам социально-экономического развития информация, выраженная в
абсолютных показателях, является практически недоступной для студентов. Кроме
того, далеко не все данные в абсолютных показателях обеспечивают необходимую
сопоставимость явлений и процессов, оказываются недостаточными для выполнения
необходимой аналитической работы. Поэтому приходится чаще пользоваться
разнообразными относительными данными. Они получаются путем преобразования
имеющихся в распоряжении студентов абсолютных показателей, либо извлекаются из
литературы, статистических справочников и т.п.
2. При формировании исходной базы данных необходимо использовать правило
«необходимого минимума». При наличии избыточной информации значительная (иногда
-подавляющая) ее часть остается невостребованной. Одновременно практика
показывает, что даже при самой избыточной информации в базе данных остаются
«белые пятна» - информационные пробелы. Кроме того, избыток исходной информации
препятствует ее обзору, систематизации и необходимой для выполнения работы
выборке. Поэтому, при формировании базы данных необходимо на основе плана
курсовой работы подготовить предварительный перечень необходимой статистической
информации (наименования показателей, базовые годы). В ходе последующего подбора
материала и работы с ним будет происходить дополнение базы данных,
систематизация их и сортировка.
3. В составе базы данных целесообразно выделять группы показателей. В настоящее
время существуют различные методы математической обработки крупных массивов
случайно (или произвольно) собранных данных, позволяющие систематизировать эти
данные не только по частным, но и по интегральным признакам. Подобные
группировки показателей пригодны для последующего применения широкого спектра
методов экономико-математического (в частности -кластерного) анализа. Однако
массив базы данных, используемый в курсовых работах, обычно не настолько велик,
чтобы требовать применение сложных методов. Поэтому, при формировании групп
показателей наиболее применимы два принципа. Во-первых, группы следует выделять
путем включения в них функционально однородных показателей (или их систем).
Например, показателей, позволяющих дать комплексную динамическую характеристику
политического и социально-экономического развития стран (государств) и регионов.
Решив эту задачу, студент получает возможность сопоставить особенности развития
стран (государств), регионов, темпы, масштабы и пропорции развития.
4. Распространенным, но ошибочным является представление о том, что база данных
должна формироваться только за счет количественных показателей (преимущественно
- статистических), относительно легко поддающихся формализации и последующей
математической обработке.
На самом деле, важную роль при формировании базы данных для выполнения курсовой
работы не только может, но и должно играть накопление фактологического
материала. При наличии достаточного массива такой информации, возможно
применение методов формализации и последующей группировки фактов для целей
геополитической и социально-экономической интерпретации. Наиболее
распространенными среди методов формализации являются методы классификационных и
типологических группировок.
Фактический материал и его интерпретация приобретают особое значение при
дефиците репрезентативной количественной информации или при полной ее
сопоставимости.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности и улучшении финансового
положения предприятия.
2. Система маркетинга в управлении фирмой.
3. Создание нового товара и маркетинговая деятельность.
4. Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность.
5. Конкурентоспособность товара и управление его качеством.
6. Сегментация рынка.
7. Внешняя среда маркетинга.
8. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации.
9. Конкурентная борьба и основные методы изучения фирм-конкурентов.
10. Оценка производственно-сбытовых возможностей фирмы в маркетинговой
деятельности.
11. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей.
12. Позиционирование товара на рынке.
13. Разработка рыночной стратегии по конкретному товару.
14. Разработка программы маркетинга по конкретному товару.
15. Формирование ценовой политики в отношении конкретного товара.
16. Разработка сбытовой политики в отношении конкретного товара.
17. Разработка политики товародвижения в маркетинговой деятельности.
18. Планирование рекламной кампании в отношении конкретного товара и оценка ее
эффективности.
19. Стимулирование сбыта, сервисная политика и прямые продажи.
20. Организация маркетинговой деятельности фирмы.
21. Особенности маркетинга в сфере услуг.
22. Особенности международного маркетинга.
23. Реклама в маркетинговой практике.
24. Особенности маркетинговой деятельности фирмы на рынке конкретной страны
(страна - по выбору студента).
25. Личные продажи как способ продвижения товара на рынок.
26. Ценовые стратегии в практике маркетинговой деятельности фирмы.
27. Анализ конкурентоспособности товара при выборе целевого рынка (на конкретном
примере).
28. Товарные марки. Защита интеллектуальной собственности.
29. Public relations (PR) в коммуникационной политике.
30. Анализ телевизионной рекламы продукции отечественных или зарубежных фирм на
российском телевидении (фирмы - по выбору студента).
31. Оценка эффективности мероприятий по стимулированию сбыта товара (товар,
фирма и рынок - по выбору студента).
32. Прямой маркетинг в сбытовой политике фирмы.
33. Сравнительный анализ эффективности каналов сбыта (товар, рынок и фирма - по
выбору студента).
34. Разработка оптимального ассортимента в товарной политике фирмы.
35. Упаковка товара и ее роль в товарной политике фирмы.
36. Маркетинг товаров промышленного назначения.
37. Информационное обеспечение комплексного исследования рынка.
38. Стратегическое планирование и маркетинговая программа.
39. Особенности некоммерческого маркетинга.
40. Маркетинговая деятельность российской фирмы (по выбору студента).
41. Стратегическое планирование и маркетинговый подход к управлению фирмой.
42. Стратегическая сегментация внешней и внутренней среды фирмы.
43. Мотивационный анализ поведения покупателей.
44. Основные виды деятельности консультационных и маркетинговых фирм.
45. Управление качеством товаров и маркетинг.
Тема курсовой работы может быть сформулирована студентом самостоятельно по
согласованию с преподавателем.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Сущность и принципы маркетинга.
2. Основные цели и функции маркетинга.
3. Управление маркетингом. Маркетинговые службы организации.
4. История возникновения и развития маркетинга.
5. Маркетинговая среда: основные факторы внешней среды организации.
6. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации.
7. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей.
8. Модель поведения покупателя на рынке.
9. Рынок организаций-потребителей и поведение покупателей от имени организаций.
10. Сегментирование рынка. Выбор целевого сегмента.
11. Основные критерии сегментации рынка.
12. Позиционирование товара на рынке.
13. Разработка товарной политики.
14. Повышение конкурентоспособности товара и управление его качеством.
15. Управление жизненным циклом товара.
16. Ассортиментная политика организации и ее составляющие.
17. Разработка ценовой политики: определение общей ценовой политики.
18. Планирование товародвижения.
19. Основные каналы сбыта товаров и услуг.
20. Стратегии сбыта товаров.
21. Специфика оптовой и розничной торговли.
22. Разработка коммуникационной политики организации.
23. Выбор канала распространения рекламы.
24. Формирование спроса и стимулирование сбыта.
25. Стимулирование сбыта, сервисная политика и прямые продажи.
26. Особенности маркетинга в сфере услуг.
27. Природа и основные характеристики услуг.
28. Некоммерческий маркетинг: особенности и виды некоммерческого маркетинга.
29. Особенности международного маркетинга.
30. Основные конкурентные стратегии.
31. Стратегии маркетинговой деятельности.
32. Основные состояния спроса и соответствующие им стратегии маркетинга.
33. Основные составляющие программы маркетинга.
34. Товарные марки. Защита интеллектуальной собственности. Фирменный стиль.
35. Ценообразование на разных типах рынков.
36. Методики расчета исходной цены.
37. Система маркетингового контроля.
38. Основные характеристики товарной номенклатуры.
39. Понятие рекламы и ее виды.
40. Изучение фирм-конкурентов в системе маркетинга.
41. Товарные стратегии. Матрица Бостонской консалтинговой группы.
42. Ценовая политика: факторы, влияющие на цены. Ценовые стратегии.
43.Основные направления изучения производственно-сбытовых возможностей фирмы.
SWOT — анализ.
44. Связи с общественностью (PR) как средство коммуникационной политики.
45. Основные направления комплексного исследования рынка в системе маркетинга.
46. Основные концепции маркетинга: производственная, товарная, сбытовая,
концепция маркетинга и социально-этического маркетинга.
47. Основные методы сбора первичной информации при проведении маркетинговых
исследований.
48. Основные виды товарных марок: преимущества и недостатки.
49. Кросс-культурное взаимодействие и проблема понимания в международном
маркетинге.
50. Основные критерии выбора канала распространения рекламы. Оценка
эффективности рекламы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Метод кейсов (ситуационных задач) – это тот инструмент, с помощью которого
значительно облегчается и качественно улучшается обмен идеями в группе
обучаемых. Семинары, основанные на методе кейсов, помогают освоить правила
ведения дискуссии. В ходе дискуссии не только находится решение проблемы, но и
достигается более точное и полное понимание ее, благодаря участию каждого
обучаемого в исследовании, анализе и сопоставлении различных точек зрения.
Ситуационные задачи базируются на реальной информации, однако, как правило, при
разработке кейсов используются условные названия и фактические данные могут быть
несколько изменены. Для экономии времени при проведении семинара дается сжатая
историческая справка по ситуации, а дополнительная информация предоставляется в
удобном для обсуждения виде. Поэтому участник семинара может иметь меньше
информации по проблеме, чем тот, кто сталкивался с ней на практике.
Однако это не означает, что в процессе обсуждения нельзя добавить к имеющейся
информации факты и сведения, которые необходимы для принятия решений. Участник
семинара не должен связывать себя предыдущими решениями. То, что сделал
предшествующий исследователь, несущественно. И если изложение фактов в отдельной
ситуационной задаче уже объясняет конечное действие или решение, то это связано
с тем, что результат – неотъемлемая часть процесса, по которому принимается
окончательное решение. Ситуационная задача обычно не идет дальше того, что было
в действительности. Основные вопросы, обсуждаемые на семинаре, – «почему» и
«как», а не «что». Дискуссия также не означает обязательность ответа на вопрос:
«Хорошее или плохое было принято решение?» Оценку такого рода должен сделать
самостоятельно каждый участвующий в дискуссии.
Ситуационные задачи часто содержат материалы и факты, которые кто-то из
участников семинара может посчитать не относящимися к делу.
Но надо всегда помнить, что принятие решений в реальной жизни зависит от
способности отделять существенное от несущественного. Нельзя также забывать, что
в этих выявляющихся в ходе дискуссии различиях в оценках и подходах и
заключается ценность метода кейсов.
В ходе разбора ситуации участник вправе принять или отвергнуть обоснованность
любого постулата или определения. Другими словами, во время этого
интеллектуального занятия он имеет возможность делать различные выводы так же,
как и в повседневной жизни. При подведении итогов ситуационного семинара не
даются оценки правильности предложенных решений, а может приводиться пример
того, как рассматриваемая проблема была решена на практике.
Как подготовиться к анализу ситуаций?
Этот вопрос, как и ситуационный анализ вообще, не имеет какого-либо единственно
правильного ответа. У каждого может быть свой подход. Однако некоторые
рекомендации можно дать.
1. Сначала прочитайте всю имеющуюся информацию, чтобы составить целостное
представление о ситуации. Читая, не пытайтесь сразу анализировать.
2. Еще раз внимательно прочитайте информацию. Выделите те абзацы, которые Вам
показались важными.
3. Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите, в чем ее сущность, что
второстепенно. Затем письменно зафиксируйте выводы – основную проблему и
проблемы, ей подчиненные.
4. Зафиксируйте все факты, касающиеся этой проблемы (не все факты, изложенные в
ситуации, могут быть прямо связаны с ней). Так будет легче проследить
взаимосвязь между приведенными данными.
5. Сформулируйте критерий для проверки правильности предложенного решения.
6. Попробуйте найти альтернативные варианты решения проблемы. Какие из них
наиболее удовлетворяют критерию?
7. Разработайте перечень практических мероприятий по реализации Вашего решения.
Многие окончательные решения не имеют успеха из-за невозможности их
практического осуществления.
Какие вопросы должен задать себе каждый участник семинара?
1. Внимательно ли я прочитал информацию или лишь просмотрел ее?
2. Учел ли я все относящиеся к делу факты?
3. Удалось ли сделать правильные выводы из имеющейся информации?
4. Не принимаю ли я чужое мнение за свое?
5. Не ошибаюсь ли я, думая, что все ориентируются на мое мнение?
6. Не слишком ли узко я понимаю абсолютную правильность или неправильность
любого высказывания? Ведь совсем не обязательно, что выводы будут верными лишь
потому, что они противоположны неверным выводам.
7. Не бьюсь ли я впустую, самому себе доказывая неразумность и невозможность
каких-либо фактов?
8. Может быть, я выбрал лишь ту информацию, которая не идет вразрез с моей
собственной точкой зрения, и не заметил других важных сведений?
9. Принял ли я во внимание тот факт, что могу попасть под влияние своих
собственных предубеждений, предрассудков или предвзятого мнения?
10. Не слишком ли я обобщаю? Не стоит ли вернуться к деталям? Правильно ли
сделаны обобщения?
11. Не слишком ли много внимания я уделяю какому-либо одному факту в принятии
решения? Каковы будут последствия? Могут ли возникнуть новые проблемы?
12. Как я представляю себе реализацию принятых решений на практике? Каковы будут
последствия? Могут ли возникнуть новые проблемы?
13. Не принял ли я решение, еще не проанализировав ситуацию? Не противоречат ли
мои выводы и факты друг другу?
14. Действительно ли я слушаю говорящего или лишь жду, когда он кончит говорить,
а я смогу выразить свое мнение?
15. Будут ли мои замечания уместны в данный момент или из-за них прервется нить
рассуждения? С другой стороны, если группа заблуждается, отвлекается от темы или
уходит от основной линии дискуссии, должен ли я молчать?
Вопросы, на которые следует ответить после завершения ситуационного семинара
1. Что нового я узнал?
2. Какие выводы вынес я из дискуссии?
3. Основные принципы, установленные в ходе дискуссии, – насколько они касаются
моей практической деятельности?
4. Новый для меня образ мышления других участников – представляет ли он для меня
какую-либо ценность?
Примеры решения ситуационных задач
В качестве примеров рассмотрим небольшие задачи (мини-кейсы), которые можно
предложить обучаемым на первых занятиях, в последующем усложняя задание.
Необходимо помнить, что приведенные ниже примеры представляют собой лишь один из
возможных вариантов решения задачи и не претендуют на единственно правильные.
Ситуационные задачи не преследуют цель найти единственный ответ. В некоторых
случаях это может быть лишь мнение большинства или консенсус.
Главная цель обсуждения подобных ситуаций – развитие маркетингового мышления
обучающихся, привлечение всех полученных ими знаний и навыков к рассмотрению и
оценке различных вариантов принимаемых решений, организация логического подхода
к обсуждению проблем, тренировка интуиции и умения дискутировать.