Лабораторная работа № 1.

Тема: Определение реакции почвы.

Цель: Научиться определять рН водной и солевой вытяжки с помощью прибора Алямовского, степень потребности почвы в известковании и рассчитать нормы извести

Материалы и оборудование: образцы почв, весы, пипетка, пробирки, прибор Алямовского, колбы на 200-250 мл, стеклянная лейка, бюретка, фильтровальная бумага, цилиндр на 100 мл

Реактивы: дистиллированная вода, универсальный индикатор, 1-нормальный раствор КСl, 1-нормальный раствор СН3СООNа, 0,1 нормальный раствор NаОН, фенолфталеин.

 

Задание 1. Определение активной кислотности (рН водной вытяжки)

Ход анализа

1.    Взвесить на весах 5 г почвы, перенести навеску в колбу на 50 мл

2.    Прилить 12,5 мл дистиллированной воды

3.    Колбу с суспензией взбалтывать в течение 3-5 минут, и профильтровать через обычный фильтр в пробирку

4.    Взять 3 мл фильтрата в другую пробирку и прибавить 2-3 капли универсального индикатора и взболтать содержимое пробирки

5.    После взбалтывания пробирки поместить в гнездо образцовой шкалы для сравнения окраски шкалы и исследуемого раствора

6.    Записать результат в таблицу 1.

Таблица 1

Номер образца

Навеска почвы, г

Прилито воды ,мл

Взято для определения фильтрата, мл

рН водной вытяжки

 

 

 

 

 

 

Вывод________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Определение обменной кислотности.

Ход анализа

1.    В пробирку с двумя метками насыпать почву до нижней метки

2.    Прилить до верхней метки раствор 1-нормального КСl

3.    Закрыть пробирку резиновой пробкой и хорошо взболтать ( в течение 5 минут)

4.    Дать жидкости отстояться до полного осветления

5.    Перенести пипеткой 5 мл прозрачной жидкости в чистую пробирку

6.    Добавить 5-6 капель комбинированного индикатора. Закрыть пробирку пробкой и хорошо взболтать

7.    Окрашивание раствора сравнить с образцовой шкалой

Результаты анализа записать в таблице 2

Таблица 2

Номер образца

Навеска почвы, г

Прилито комбинированного индикатора ,мл

Взято для определения фильтрата, мл

рН солевой вытяжки

 

 

 

 

 

 

Дозу извести рассчитывают, учитывая результаты анализа и гранулометрический состав почвы

Гранулометрический состав почвы

Доза извести (т/га) при рН солевой вытяжки

4,5 и ниже

4,6

4,8

5

5,2

5,5

Супесчаные и легкопесчаные

4,0

3,5

3,0

2,5

2,0

2,0

Средне и тяжелосуглинистые

6,0

5,5

5,0

4,5

4,0

3,5

Результаты записать в таблице 3.

                                                                                              Таблица 3.

Номер образца

 Обменная кислотность

 Степень потребности в известковании

 Гранулометрический состав почвы

 Приблизительная доза извести

 

 

 

 

 

Вывод_________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Определение гидролитической  кислотности.

Ход анализа

1.    Взвесить 20 г почвы, поместить в коническую колбу на 200-250 мл.

2.    Прилить 50 мл 1н.раствора СН3СООNа.

3.    Колбу закрыть пробкой, содержимое взболтать (в течение 1 часа).

4.    Полученную суспензию отфильтровать через обычный фильтр.

5.    Взять 25 мл фильтрата перелить в колбу, добавить 2-3 капли фенолфталеина.

6.    Титровать 0,1н. раствором NаОН до не исчезающей, на протяжении 1 минуты, слаборозовой окраски

7.    Расчеты проводить по формуле

     а х Т х 10 х 1,76

Н=----------------------, где

                 10

Н – гидролитическая кислотность (мг-экв. на 100 г почвы)

а – количество мл 0,1 н. раствор NаОН, которое пошло на титрование

Т – поправка к титру NаОН

Результаты записать в таблице 4.

                                                                                              Таблица4.

Номер образца

Навеска почвы, г

Прилито 1н. раствор СН3СООNа, мл

Взято фильтрата на титрования, мл

Пошло 0,1 н. раствора NаОН на титрование, мл

Гидролитическая кислотность

 

 

 

 

 

 

Вывод_____________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

1.     Виды кислотности и их характеристика

2.     Что называют почвенным поглотительным комплексом

3.     Поглотительная способность почвы и ее виды

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

 

Тема: Диагностика растений

Цель: Научиться выявлять потребность растений в элементах питания

Материалы и оборудование:  15 рабочих мест, 15 инструкционных карт, свежие растения,выращенные при недостатке элементов питания, цветные фотографии, рисунки, лупы,линейки, цветные и простые карандаши, ручки

Место проведения: поля колледжа, лаборатория №55 «Агрохимия»

 

ЗАДАНИЕ № 1.

Определение потребности растений в элементах питания по внешним признакам

1.     Определить и описать внешние признаки голодания растений.

2.     Определить общее состояние растений, зарисовать их

 

ЗАДАНИЕ № 2.

Химическая диагностика питания растений

 

Определение нитратов

1.     Срезы частей растений кладут на стекло на расстоянии 1-2 см один от другого

2.     На каждый срез наносят по 1 капле 1%-го раствора дифениламина в в концентрированной серной кислоте. Срезы окрашиваются в синий цвет.

3.     Интенсивность окрашивания сравнивают с цветной шкалой и определяют балл

 

Определение фосфора

1.     На кусочки фильтрованной бумаги площадью 2 кв.см наносят по 1 капле раствора молибденовокислого аммония.

2.     На бумагу кладут срезы растений, раздавливают их и отодвигают в сторону от пятна на бумаге.

3.     После этого на пятно сока и срез наносят по 1 капле раствора бензидина и уксуснокислого натрия.

4.     Если присутствуют в растении фосфаты пятно сока и раздавленный срез окрашивается в синий цвет.

5.     Определяют балл и потребность фосфора по шкале.

 

ЗАДАНИЕ № 3.

Определение калия

1.     На середину кусочка фильтрованной бумаги в 2 кв. см кладут срез части растения

2.     Раздавливают и отодвигают в сторону

3.     На пятно сока и на срез наносят по 1 капле раствора дипикриламита магния и двунормальный раствор НСl

4.     Оранжево-красное окрашивание свидетельствует о присутствии калия в соке, лимонно-желтое – отсутствие калия.

5.     Определяют балл и потребность по шкале.

 

Контрольные вопросы

1.     Какая роль макро- и микроэлементов в питании растений____________

________________________________________________________________

2.     Как растения поглощают элементы питания________________________

________________________________________________________________

3. Что такое корневое питание растений и какова роль корневой системы растений в процессе усвоения веществ_______________________________

________________________________________________________________

4. Внешние признаки голодания с-х культур__________________________

________________________________________________________________

 

 

После проведения практической работы студент должен

ЗНАТЬ:

Методику выявления потребности в элементах питания

УМЕТЬ:

 Научиться выявлять потребность растений в элементах питания

 

 

Задание для самостоятельной работы:  Описать признаки голодания растений.

 

 

 

Лабораторная работа № 3

Тема: Определение содержания поглощенного натрия в солонцовых почвах

Цель: Научиться определять степень засоленности почв и рассчитать дозы гипса для химической мелиорации солонцов и солонцеватых почв.

Материалы и оборудование: образцы почв, весы, колбы емкостью 200-300 мл, бюретки, электроплиты, фильтры, лейки

Реактивы: раствор гипса, щелочная смесь, 0,1 н. раствор НСl, 0,1%-й водный раствор метилоранжа.

 

Методические указания

         Определение засоления почв базируется на определении содержания солей в зависимости от глубины залегания засоленных горизонтов, а также по содержанию поглощенного натрия в ППК. Остаток неиспользованного кальция осаждают титрованным раствором щелочной смеси NaCO3 + NaOH, а остаток щелочи титруют кислотой. По количеству использованного кальция вычисляют содержание поглощенного почвой натрия.

 

Ход работы

1.    Навеску почвы (5 г при содержании натрия в почве больше 20 %, 10 г – при 10-20 % от емкости поглощения) поместить в коническую колбу на 300 мл

2.    Налить 200 мл титрованного раствора гипса и оставить на 2 дня для полного вытеснения натрия

3.    После этого суспензию профильтровать через фильтр (синяя лента)

4.    Отлить 100 мл фильтрата, перенести пипеткой в мерную колбу на 200 мл

5.    Нагреть до кипения и не охлаждая, аккуратно сначала по каплям доливать 75 мл щелочной смеси

6.    В колбе должен появиться белый осадок гидратов окиси, карбонатов кальция и магния

7.    Раствор с осадком прокипятить еще 2-3 минуты, а потом подержать на плитке без подогрева 15-20 минут для коагуляции осадка

8.    Раствор охладить на воздухе, довести объем дистиллированной водой до отметки и быстро отфильтровать. Фильтрат должен быть прозрачным.

9.    Из фильтрата 100 мл перенести в коническую колбу и титровать 0,1 н. раствором НСl при наличие метилоранжа до изменения желтого цвета раствора до слабо-розового

10.                        Количество поглощенного натрия (Х) рассчитывают по формуле

а-(b-2с)х2х0,1х100

Х = -----------------------------  - С

                          n

где    а- содержание Са2+, мг-экв в 200 мл титрованного раствора гипса;

         b- объм щелочной смеси, взятой для осаждения осадка (мл);

         2с- объм 0,1 н. раствора НСl, использованного для титрования остатка щелочной смеси (мл);

         2- для удвоения, так как брали половину раствора гипса;

         0,1- число мг-экв, которое отвечает 1 мл 0,1 н. раствора щелочи;

         100- коэффициент для перерасчета результатов на 100 г почвы;

         С- общая щелочность, мг-экв на 100 г почвы;

         n- навеска почвы, г

11.                        Определить нормы гипса для химической мелиорации солонцовых почв по формуле:

 

Н = 0,086 х (Na – 0,05 Т) х hd, где

Na – содержание поглощенного натрия, мг-экв на 100 г почвы;

Т – емкость поглощения мг-экв на 100 г почвы;

H – толщина солонцового горизонта, см;

d – густота солонцового горизонта, г/см3.

 

Выводы_______________________________________________________________

 

Контрольные вопросы

 

1.     Основные приемы улучшения качества солонцовых почв

2.     При каких условиях улучшается эффективность гипсования

3.     Использование гипса как источника кальция и серы

4.     Роль многолетних трав, в осуществлении химической мелиорации засоленных почв

5.     Как реагируют сельскохозяйственные культуры на засоление почв

6.     Какие почвы необходимо гипсовать

7.     Какие изменения происходят в почве после внесения гипса

8.     Какие материала используют для гипсования почв

9.     Что такое самогипсование почв

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4.

Тема: Распознавание азотных удобрений с помощью качественных реакций

Цель: Научиться распознавать удобрения по внешнему виду и качественным реакциям

Материалы и оборудование: наборы  азотных удобрений, штатив с пробирками, спиртовка, шпатели, металлические ложки, щипцы, древесный уголь, лакмусовая бумага или универсальный индикатор

Реактивы: дистиллированная вода, 10% р-р ВаСl2, 1-2% р-р AqNO3, 10% р-р NaOH, 10%р-р HCl, 10% р-р СН3СООН, реактив Несслера, 10 % р-р КОН, 10% CuSO4, насыщенный р-р  FeSO4, H2SO4 концентрированная,насыщенный р-р  K2H2Sb2O7,  натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6, насыщенный р-р щавелевого аммония (NH4)C2О4, 10% р-р НNО3 , концентрированный НNО3, 10% р-р молибденово-кислого аммония (NH4)6Мо7О24, 2% р-р AqNO3

 

Методические указания

         Удобрения распознают по внешнему виду, растворимости в воде и уточняют химическими  реакциями.

         Удобрения бывают: кристаллическими и аморфными (порошкообразными).

         К кристаллическим относят все азотные удобрения (за исключением цианамида кальция) и калийные (за исключением калимага и золы). Кристаллические удобрения хорошо растворимы в воде.

         Аморфные характерны для фосфорных и известковых удобрений, а также калимага и цианамида кальция. Аморфные слабо растворимы в воде или совсем не растворимы. Таким образом, по растворимости в воде все минеральные удобрения можно разделить на две группы: азотные и калийные - одна группа, фосфорные и известковые – другая.

         Необходимо знать, что все селитры воспламеняются на раскаленном угле. Из них аммиачная селитра сгорает бесцветно (а иногда только плавится, шипит) и выделяет белый дым с запахом аммиака.

         Натриевая селитра воспламеняется и быстро сгорает желто-оранжевым пламенем. Калийная селитра воспламеняется и быстро сгорает фиолетовым пламенем. Аммиак в азотных удобрениях определяют по реакции с щелочью – при этом выделяется NH3 и и ощущается его запах. Натриевая и калийная селитры не дают этой реакции. Мочевина на раскаленном угле плавится с выделением аммиака. Калийные удобрения на раскаленном угле потрескивают.

         Наличие ионов в удобрениях определяется такими реакциями:

РО43-

Желтый осадок

А) Са2НО4)2

Пожелтение только при легком подщелачивании

Б) СаНРО4

Пожелтение увеличивается при добавлении уксусной кислоты

В) Са(РО)4

Пожелтение при добавлении АqNO3. Иногда появляется через время. Желтый осадок с молибденовым аммонием в присутствии НNО3

NО3-

Воспламенение на угле

СО32-

Закипание при добавлении НСl

SO42-

Белый кристаллический осадок с ВаСl2, не растворимый в уксусной кислоте

Сl-

Белый творожистый осадок с АqNO3

К+

Желтый осадок с кобальт нитратом натрия

К+

Белый осадок с кислым виннокислым натрием

Са2+

Белый кристаллический осадок с щавелевокислым аммонием при наличие аммиака

NН4+

Выделение аммиака при нагревании с щелочью

 

 

Ход анализа

1.    Внимательно рассмотреть образец удобрений, определить состояние (строение) удобрение (аморфное, кристаллическое), цвет, запах.

2.    Для установления растворимости удобрения в воде перенести в пробирку 2 г удобрения, долить 20 мл дистиллированной воды. Содержимое хорошо взболтать.

3.    Для установления реакции удобрения в 2 пробирки взять по 2 мл раствора удобрения и добавить в одну пробирку несколько капель фенолфталеина (или красную лакмусовую бумагу), в другую – синюю лакмусовую бумагу.

 

Реакция на аммоний NН4+

         Набрать в пробирку 1-2 г удобрения и прилить 2-3 мл 10% щелочи (КОН или NаОН), потом все это подогреть. Если удобрение содержит аммоний, то выделяется запах аммиака.

         Растворить 1-2 капли удобрения в дистиллированной воде ,потом до прозрачного раствора добавить несколько капель реактива Несслера. Если удобрение содержит  NН4+ будет желтый цвет, или желто-бурый осадок.

 

Реакция на амиды NН2 в мочевине

         Расплавить в пробирке 1 г мочевины, добавить немного воды, небольшое количество 10 % раствора КОН или 1-2 капли 10% раствора СuSO4 концентрированной. При наличие NН2 раствор окрашивается в фиолетово-розовый цвет.

 

Реакция на нитраты NО3-

         Растворить в дистиллированной воде 1-2 г удобрения. К раствору прилить небольшое количество насыщенного раствора FeSO4 так ,чтоб растворы не смешивались, потом наклонить пробирку, и по стенке прилить 2-3 мл H2SO4. Если есть NO3 на границе 2-х растворов образуется темно-бурое кольцо.

Реакция на натрий Nа+

         Растворить 1-2 г удобрения в дистиллированной воде и прилить 1-2 мл насыщенного раствора K2H2Sb2O7, протирая стеклянной палочкой стенки пробирки. При наличие Na выпадает белый осадок Na H2Sb2O7.

 

Реакция на калий К+

         Растворить в воде 1-2 г удобрения, разлить в две пробирки, в одной пробирке проверить наличие NН3 с помощью реактива Несслера. При отсутствии NН3 в другую пробирку прилить раствор натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6, если есть К+ выпадает желтый осадок К2 NaCo(NO3)6.

 

Реакция на кальций Са2+  

         Растворить в воде 1-2 г удобрения. К прозрачному раствору прилить 1-2 капли 10% раствора СН3СООН и 3-5 мл насыщенного раствора щавелевого аммония (NH4)C2О4. При наличие Са2+  образуется белый осадок.

 

Реакция на сульфаты SO42-

         Растворить в воде 1-2 г удобрения и прибавить небольшое количество 10% раствора ВаСl2. При наличие SO42- образуется белый осадок Ва SO4, который не растворяется в СН3СООН.

 

Реакция на хлориды Сl

         Растворить 1-2 г удобрения, подкислить 2-3 каплями 10% раствора НNО3, добавить небольшое количество 2% раствора AqNO3. При наличии Сl образуется белый осадок с голубоватым оттенком AqСl.

 

 

Выводы______________________________________________________________________________________________

 

Контрольные вопросы

1.    Назвать группы азотных удобрений и способы их получения

2.    Какие азотные удобрения относятся к нитратным, амидным, аммиачным, аммиачно-нитратным

 

 

 

 

 

Лабораторная работа  № 5.

Тема: Распознавание фосфорных удобрений с помощью качественных реакций

Цель: Научиться распознавать удобрения по внешнему виду и качественным реакциям

Материалы и оборудование: наборы  фосфорных удобрений, штатив с пробирками, спиртовка, шпатели, металлические ложки, щипцы, древесный уголь, лакмусовая бумага или универсальный индикатор

Реактивы: дистиллированная вода, 10% р-р ВаСl2, 1-2% р-р AqNO3, 10% р-р NaOH, 10%р-р HCl, 10% р-р СН3СООН, реактив Несслера, 10 % р-р КОН, 10% CuSO4, насыщенный р-р  FeSO4, H2SO4 концентрированная,насыщенный р-р  K2H2Sb2O7,  натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6, насыщенный р-р щавелевого аммония (NH4)C2О4, 10% р-р НNО3 , концентрированный НNО3, 10% р-р молибденово-кислого аммония (NH4)6Мо7О24, 2% р-р AqNO3

 

Методические указания

         Удобрения распознают по внешнему виду, растворимости в воде и уточняют химическими  реакциями.

         Удобрения бывают: кристаллическими и аморфными (порошкообразными).

         К кристаллическим относят все азотные удобрения (за исключением цианамида кальция) и калийные (за исключением калимага и золы). Кристаллические удобрения хорошо растворимы в воде.

         Аморфные характерны для фосфорных и известковых удобрений, а также калимага и цианамида кальция. Аморфные слабо растворимы в воде или совсем не растворимы. Таким образом, по растворимости в воде все минеральные удобрения можно разделить на две группы: азотные и калийные - одна группа, фосфорные и известковые – другая.

         Необходимо знать, что все селитры воспламеняются на раскаленном угле. Из них аммиачная селитра сгорает бесцветно (а иногда только плавится, шипит) и выделяет белый дым с запахом аммиака.

         Натриевая селитра воспламеняется и быстро сгорает желто-оранжевым пламенем. Калийная селитра воспламеняется и быстро сгорает фиолетовым пламенем. Аммиак в азотных удобрениях определяют по реакции с щелочью – при этом выделяется NH3 и и ощущается его запах. Натриевая и калийная селитры не дают этой реакции. Мочевина на раскаленном угле плавится с выделением аммиака. Калийные удобрения на раскаленном угле потрескивают.

         Наличие ионов в удобрениях определяется такими реакциями:

РО43-

Желтый осадок

А) Са2НО4)2

Пожелтение только при легком подщелачивании

Б) СаНРО4

Пожелтение увеличивается при добавлении уксусной кислоты

В) Са(РО)4

Пожелтение при добавлении АqNO3. Иногда появляется через время. Желтый осадок с молибденовым аммонием в присутствии НNО3

NО3-

Воспламенение на угле

СО32-

Закипание при добавлении НСl

SO42-

Белый кристаллический осадок с ВаСl2, не растворимый в уксусной кислоте

Сl-

Белый творожистый осадок с АqNO3

К+

Желтый осадок с кобальт нитратом натрия

К+

Белый осадок с кислым виннокислым натрием

Са2+

Белый кристаллический осадок с щавелевокислым аммонием при наличие аммиака

NН4+

Выделение аммиака при нагревании с щелочью

 

 

Ход анализа

4.    Внимательно рассмотреть образец удобрений, определить состояние (строение) удобрение (аморфное, кристаллическое), цвет, запах.

5.    Для установления растворимости удобрения в воде перенести в пробирку 2 г удобрения, долить 20 мл дистиллированной воды. Содержимое хорошо взболтать.

6.    Для установления реакции удобрения в 2 пробирки взять по 2 мл раствора удобрения и добавить в одну пробирку несколько капель фенолфталеина (или красную лакмусовую бумагу), в другую – синюю лакмусовую бумагу.

 

Реакция на кальций Са2+  

         Растворить в воде 1-2 г удобрения. К прозрачному раствору прилить 1-2 капли 10% раствора СН3СООН и 3-5 мл насыщенного раствора щавелевого аммония (NH4)C2О4. При наличие Са2+  образуется белый осадок.

 

Реакция на сульфаты SO42-

         Растворить в воде 1-2 г удобрения и прибавить небольшое количество 10% раствора ВаСl2. При наличие SO42- образуется белый осадок Ва SO4, который не растворяется в СН3СООН.

 

Реакция на фосфаты РО43-

         1-2 г удобрения растворить в 10% растворе НNО3. Добавить 2-3 капли НNО3 концентрированной и прилить 2-3 мл 10% раствора молибдат аммония (NH4)6Мо7О24. Желтый осадок указывает на присутствие ионов РО43-.

 

Выводы______________________________________________________________________________________

 

Контрольные вопросы

3.    Назвать группы азотных удобрений и способы их получения

4.    Какие азотные удобрения относятся к нитратным, амидным, аммиачным, аммиачно-нитратным

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6.

Тема: Распознавание калийных удобрений с помощью качественных реакций

Цель: Научиться распознавать удобрения по внешнему виду и качественным реакциям

Материалы и оборудование: наборы  калийных удобрений, штатив с пробирками, спиртовка, шпатели, металлические ложки, щипцы, древесный уголь, лакмусовая бумага или универсальный индикатор

Реактивы: дистиллированная вода, 10% р-р ВаСl2, 1-2% р-р AqNO3, 10% р-р NaOH, 10%р-р HCl, 10% р-р СН3СООН, реактив Несслера, 10 % р-р КОН, 10% CuSO4, насыщенный р-р  FeSO4, H2SO4 концентрированная,насыщенный р-р  K2H2Sb2O7,  натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6, насыщенный р-р щавелевого аммония (NH4)C2О4, 10% р-р НNО3 , концентрированный НNО3, 10% р-р молибденово-кислого аммония (NH4)6Мо7О24, 2% р-р AqNO3

 

Методические указания

         Удобрения распознают по внешнему виду, растворимости в воде и уточняют химическими  реакциями.

         Удобрения бывают: кристаллическими и аморфными (порошкообразными).

         К кристаллическим относят все азотные удобрения (за исключением цианамида кальция) и калийные (за исключением калимага и золы). Кристаллические удобрения хорошо растворимы в воде.

         Аморфные характерны для фосфорных и известковых удобрений, а также калимага и цианамида кальция. Аморфные слабо растворимы в воде или совсем не растворимы. Таким образом, по растворимости в воде все минеральные удобрения можно разделить на две группы: азотные и калийные - одна группа, фосфорные и известковые – другая.

         Необходимо знать, что все селитры воспламеняются на раскаленном угле. Из них аммиачная селитра сгорает бесцветно (а иногда только плавится, шипит) и выделяет белый дым с запахом аммиака.

         Натриевая селитра воспламеняется и быстро сгорает желто-оранжевым пламенем. Калийная селитра воспламеняется и быстро сгорает фиолетовым пламенем. Аммиак в азотных удобрениях определяют по реакции с щелочью – при этом выделяется NH3 и и ощущается его запах. Натриевая и калийная селитры не дают этой реакции. Мочевина на раскаленном угле плавится с выделением аммиака. Калийные удобрения на раскаленном угле потрескивают.

         Наличие ионов в удобрениях определяется такими реакциями:

РО43-

Желтый осадок

А) Са2НО4)2

Пожелтение только при легком подщелачивании

Б) СаНРО4

Пожелтение увеличивается при добавлении уксусной кислоты

В) Са(РО)4

Пожелтение при добавлении АqNO3. Иногда появляется через время. Желтый осадок с молибденовым аммонием в присутствии НNО3

NО3-

Воспламенение на угле

СО32-

Закипание при добавлении НСl

SO42-

Белый кристаллический осадок с ВаСl2, не растворимый в уксусной кислоте

Сl-

Белый творожистый осадок с АqNO3

К+

Желтый осадок с кобальт нитратом натрия

К+

Белый осадок с кислым виннокислым натрием

Са2+

Белый кристаллический осадок с щавелевокислым аммонием при наличие аммиака

NН4+

Выделение аммиака при нагревании с щелочью

 

 

Ход анализа

7.    Внимательно рассмотреть образец удобрений, определить состояние (строение) удобрение (аморфное, кристаллическое), цвет, запах.

8.    Для установления растворимости удобрения в воде перенести в пробирку 2 г удобрения, долить 20 мл дистиллированной воды. Содержимое хорошо взболтать.

9.    Для установления реакции удобрения в 2 пробирки взять по 2 мл раствора удобрения и добавить в одну пробирку несколько капель фенолфталеина (или красную лакмусовую бумагу), в другую – синюю лакмусовую бумагу.

 

Реакция на аммоний NН4+

         Набрать в пробирку 1-2 г удобрения и прилить 2-3 мл 10% щелочи (КОН или NаОН), потом все это подогреть. Если удобрение содержит аммоний, то выделяется запах аммиака.

         Растворить 1-2 капли удобрения в дистиллированной воде ,потом до прозрачного раствора добавить несколько капель реактива Несслера. Если удобрение содержит  NН4+ будет желтый цвет, или желто-бурый осадок.

 

Реакция на амиды NН2 в мочевине

         Расплавить в пробирке 1 г мочевины, добавить немного воды, небольшое количество 10 % раствора КОН или 1-2 капли 10% раствора СuSO4 концентрированной. При наличие NН2 раствор окрашивается в фиолетово-розовый цвет.

 

Реакция на нитраты NО3-

         Растворить в дистиллированной воде 1-2 г удобрения. К раствору прилить небольшое количество насыщенного раствора FeSO4 так ,чтоб растворы не смешивались, потом наклонить пробирку, и по стенке прилить 2-3 мл H2SO4. Если есть NO3 на границе 2-х растворов образуется темно-бурое кольцо.

Реакция на натрий Nа+

         Растворить 1-2 г удобрения в дистиллированной воде и прилить 1-2 мл насыщенного раствора K2H2Sb2O7, протирая стеклянной палочкой стенки пробирки. При наличие Na выпадает белый осадок Na H2Sb2O7.

 

Реакция на калий К+

         Растворить в воде 1-2 г удобрения, разлить в две пробирки, в одной пробирке проверить наличие NН3 с помощью реактива Несслера. При отсутствии NН3 в другую пробирку прилить раствор натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6, если есть К+ выпадает желтый осадок К2 NaCo(NO3)6.

 

Реакция на кальций Са2+  

         Растворить в воде 1-2 г удобрения. К прозрачному раствору прилить 1-2 капли 10% раствора СН3СООН и 3-5 мл насыщенного раствора щавелевого аммония (NH4)C2О4. При наличие Са2+  образуется белый осадок.

 

Реакция на сульфаты SO42-

         Растворить в воде 1-2 г удобрения и прибавить небольшое количество 10% раствора ВаСl2. При наличие SO42- образуется белый осадок Ва SO4, который не растворяется в СН3СООН.

 

Реакция на фосфаты РО43-

         1-2 г удобрения растворить в 10% растворе НNО3. Добавить 2-3 капли НNО3 концентрированной и прилить 2-3 мл 10% раствора молибдат аммония (NH4)6Мо7О24. Желтый осадок указывает на присутствие ионов РО43-.

 

Реакция на хлориды Сl

         Растворить 1-2 г удобрения, подкислить 2-3 каплями 10% раствора НNО3, добавить небольшое количество 2% раствора AqNO3. При наличии Сl образуется белый осадок с голубоватым оттенком AqСl.

 

Реакция на карбонаты СО32-

         К небольшому количеству удобрения прилить несколько капель 10% раствора НСl. При наличии карбонатов происходит вскипание и выделение СО2.

 

Выводы________________________________________________________________________________________

 

Контрольные вопросы

5.    Назвать группы азотных удобрений и способы их получения

6.    Какие азотные удобрения относятся к нитратным, амидным, аммиачным, аммиачно-нитратным

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 7.

Тема: Распознавание комплексных удобрений с помощью качественных реакций

Цель: Научиться распознавать удобрения по внешнему виду и качественным реакциям

Материалы и оборудование: наборы  калийных удобрений, штатив с пробирками, спиртовка, шпатели, металлические ложки, щипцы, древесный уголь, лакмусовая бумага или универсальный индикатор

Реактивы: дистиллированная вода, 10% р-р ВаСl2, 1-2% р-р AqNO3, 10% р-р NaOH, 10%р-р HCl, 10% р-р СН3СООН, реактив Несслера, 10 % р-р КОН, 10% CuSO4, насыщенный р-р  FeSO4, H2SO4 концентрированная,насыщенный р-р  K2H2Sb2O7,  натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6, насыщенный р-р щавелевого аммония (NH4)C2О4, 10% р-р НNО3 , концентрированный НNО3, 10% р-р молибденово-кислого аммония (NH4)6Мо7О24, 2% р-р AqNO3

 

Методические указания

         Удобрения распознают по внешнему виду, растворимости в воде и уточняют химическими  реакциями.

         Удобрения бывают: кристаллическими и аморфными (порошкообразными).

         К кристаллическим относят все азотные удобрения (за исключением цианамида кальция) и калийные (за исключением калимага и золы). Кристаллические удобрения хорошо растворимы в воде.

         Аморфные характерны для фосфорных и известковых удобрений, а также калимага и цианамида кальция. Аморфные слабо растворимы в воде или совсем не растворимы. Таким образом, по растворимости в воде все минеральные удобрения можно разделить на две группы: азотные и калийные - одна группа, фосфорные и известковые – другая.

         Необходимо знать, что все селитры воспламеняются на раскаленном угле. Из них аммиачная селитра сгорает бесцветно (а иногда только плавится, шипит) и выделяет белый дым с запахом аммиака.

         Натриевая селитра воспламеняется и быстро сгорает желто-оранжевым пламенем. Калийная селитра воспламеняется и быстро сгорает фиолетовым пламенем. Аммиак в азотных удобрениях определяют по реакции с щелочью – при этом выделяется NH3 и и ощущается его запах. Натриевая и калийная селитры не дают этой реакции. Мочевина на раскаленном угле плавится с выделением аммиака. Калийные удобрения на раскаленном угле потрескивают.

         Наличие ионов в удобрениях определяется такими реакциями:

РО43-

Желтый осадок

А) Са2НО4)2

Пожелтение только при легком подщелачивании

Б) СаНРО4

Пожелтение увеличивается при добавлении уксусной кислоты

В) Са(РО)4

Пожелтение при добавлении АqNO3. Иногда появляется через время. Желтый осадок с молибденовым аммонием в присутствии НNО3

NО3-

Воспламенение на угле

СО32-

Закипание при добавлении НСl

SO42-

Белый кристаллический осадок с ВаСl2, не растворимый в уксусной кислоте

Сl-

Белый творожистый осадок с АqNO3

К+

Желтый осадок с кобальт нитратом натрия

К+

Белый осадок с кислым виннокислым натрием

Са2+

Белый кристаллический осадок с щавелевокислым аммонием при наличие аммиака

NН4+

Выделение аммиака при нагревании с щелочью

 

 

Ход анализа

10.                       Внимательно рассмотреть образец удобрений, определить состояние (строение) удобрение (аморфное, кристаллическое), цвет, запах.

11.                       Для установления растворимости удобрения в воде перенести в пробирку 2 г удобрения, долить 20 мл дистиллированной воды. Содержимое хорошо взболтать.

12.                       Для установления реакции удобрения в 2 пробирки взять по 2 мл раствора удобрения и добавить в одну пробирку несколько капель фенолфталеина (или красную лакмусовую бумагу), в другую – синюю лакмусовую бумагу.

 

Реакция на аммоний NН4+

         Набрать в пробирку 1-2 г удобрения и прилить 2-3 мл 10% щелочи (КОН или NаОН), потом все это подогреть. Если удобрение содержит аммоний, то выделяется запах аммиака.

         Растворить 1-2 капли удобрения в дистиллированной воде ,потом до прозрачного раствора добавить несколько капель реактива Несслера. Если удобрение содержит  NН4+ будет желтый цвет, или желто-бурый осадок.

 

Реакция на амиды NН2 в мочевине

         Расплавить в пробирке 1 г мочевины, добавить немного воды, небольшое количество 10 % раствора КОН или 1-2 капли 10% раствора СuSO4 концентрированной. При наличие NН2 раствор окрашивается в фиолетово-розовый цвет.

 

Реакция на нитраты NО3-

         Растворить в дистиллированной воде 1-2 г удобрения. К раствору прилить небольшое количество насыщенного раствора FeSO4 так ,чтоб растворы не смешивались, потом наклонить пробирку, и по стенке прилить 2-3 мл H2SO4. Если есть NO3 на границе 2-х растворов образуется темно-бурое кольцо.

Реакция на натрий Nа+

         Растворить 1-2 г удобрения в дистиллированной воде и прилить 1-2 мл насыщенного раствора K2H2Sb2O7, протирая стеклянной палочкой стенки пробирки. При наличие Na выпадает белый осадок Na H2Sb2O7.

 

Реакция на калий К+

         Растворить в воде 1-2 г удобрения, разлить в две пробирки, в одной пробирке проверить наличие NН3 с помощью реактива Несслера. При отсутствии NН3 в другую пробирку прилить раствор натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6, если есть К+ выпадает желтый осадок К2 NaCo(NO3)6.

 

Реакция на кальций Са2+  

         Растворить в воде 1-2 г удобрения. К прозрачному раствору прилить 1-2 капли 10% раствора СН3СООН и 3-5 мл насыщенного раствора щавелевого аммония (NH4)C2О4. При наличие Са2+  образуется белый осадок.

 

Реакция на сульфаты SO42-

         Растворить в воде 1-2 г удобрения и прибавить небольшое количество 10% раствора ВаСl2. При наличие SO42- образуется белый осадок Ва SO4, который не растворяется в СН3СООН.

 

Реакция на фосфаты РО43-

         1-2 г удобрения растворить в 10% растворе НNО3. Добавить 2-3 капли НNО3 концентрированной и прилить 2-3 мл 10% раствора молибдат аммония (NH4)6Мо7О24. Желтый осадок указывает на присутствие ионов РО43-.

 

Реакция на хлориды Сl

         Растворить 1-2 г удобрения, подкислить 2-3 каплями 10% раствора НNО3, добавить небольшое количество 2% раствора AqNO3. При наличии Сl образуется белый осадок с голубоватым оттенком AqСl.

 

Реакция на карбонаты СО32-

         К небольшому количеству удобрения прилить несколько капель 10% раствора НСl. При наличии карбонатов происходит вскипание и выделение СО2.

 

Выводы_________________________________________________________________________________________

 

Контрольные вопросы

7.    Назвать группы азотных удобрений и способы их получения

8.    Какие азотные удобрения относятся к нитратным, амидным, аммиачным, аммиачно-нитратным