Лабораторная работа № 1.
Тема: Определение реакции почвы.
Цель: Научиться определять рН водной и солевой вытяжки с помощью прибора Алямовского, степень потребности почвы в известковании и
рассчитать нормы извести
Материалы и оборудование: образцы почв,
весы, пипетка, пробирки, прибор Алямовского, колбы на
200-250 мл, стеклянная лейка, бюретка, фильтровальная бумага, цилиндр на 100 мл
Реактивы:
дистиллированная вода, универсальный индикатор, 1-нормальный раствор КСl, 1-нормальный раствор СН3СООNа, 0,1 нормальный раствор NаОН, фенолфталеин.
Задание 1. Определение
активной кислотности (рН водной вытяжки)
Ход
анализа
1.
Взвесить
на весах 5 г почвы, перенести навеску в колбу на 50 мл
2.
Прилить
12,5 мл дистиллированной воды
3.
Колбу
с суспензией взбалтывать в течение 3-5 минут, и профильтровать через обычный
фильтр в пробирку
4.
Взять
3 мл фильтрата в другую пробирку и прибавить 2-3 капли универсального
индикатора и взболтать содержимое пробирки
5.
После
взбалтывания пробирки поместить в гнездо образцовой шкалы для сравнения окраски
шкалы и исследуемого раствора
6.
Записать
результат в таблицу 1.
Таблица 1
Номер
образца |
Навеска
почвы, г |
Прилито
воды ,мл |
Взято
для определения фильтрата, мл |
рН водной
вытяжки |
|
|
|
|
|
Вывод________________________________________________________________________________
Задание 2. Определение
обменной кислотности.
Ход
анализа
1.
В
пробирку с двумя метками насыпать почву до нижней метки
2.
Прилить
до верхней метки раствор 1-нормального КСl
3.
Закрыть
пробирку резиновой пробкой и хорошо взболтать ( в течение 5 минут)
4.
Дать
жидкости отстояться до полного осветления
5.
Перенести
пипеткой 5 мл прозрачной жидкости в чистую пробирку
6.
Добавить
5-6 капель комбинированного индикатора. Закрыть пробирку пробкой и хорошо
взболтать
7.
Окрашивание
раствора сравнить с образцовой шкалой
Результаты
анализа записать в таблице 2
Таблица 2
Номер
образца |
Навеска
почвы, г |
Прилито
комбинированного индикатора ,мл |
Взято
для определения фильтрата, мл |
рН солевой
вытяжки |
|
|
|
|
|
Дозу
извести рассчитывают, учитывая результаты анализа и гранулометрический состав
почвы
Гранулометрический
состав почвы |
Доза
извести (т/га) при рН солевой вытяжки |
|||||
4,5
и ниже |
4,6 |
4,8 |
5 |
5,2 |
5,5 |
|
Супесчаные
и легкопесчаные |
4,0 |
3,5 |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
2,0 |
Средне
и тяжелосуглинистые |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
4,5 |
4,0 |
3,5 |
Результаты
записать в таблице 3.
Таблица
3.
Номер
образца |
Обменная кислотность |
Степень потребности в известковании |
Гранулометрический состав почвы |
Приблизительная доза извести |
|
|
|
|
|
Вывод_________________________________________________________________________________
Задание 3. Определение
гидролитической кислотности.
Ход
анализа
1.
Взвесить
20 г почвы, поместить в коническую колбу на 200-250 мл.
2.
Прилить
50 мл 1н.раствора СН3СООNа.
3.
Колбу
закрыть пробкой, содержимое взболтать (в течение 1 часа).
4.
Полученную
суспензию отфильтровать через обычный фильтр.
5.
Взять
25 мл фильтрата перелить в колбу, добавить 2-3 капли фенолфталеина.
6.
Титровать
0,1н. раствором NаОН до не
исчезающей, на протяжении 1 минуты, слаборозовой
окраски
7.
Расчеты
проводить по формуле
а х Т х 10 х 1,76
Н=----------------------,
где
10
Н
– гидролитическая кислотность (мг-экв. на 100 г
почвы)
а
– количество мл 0,1 н. раствор NаОН, которое пошло
на титрование
Т
– поправка к титру NаОН
Результаты
записать в таблице 4.
Таблица4.
Номер
образца |
Навеска
почвы, г |
Прилито
1н. раствор СН3СООNа, мл |
Взято
фильтрата на титрования, мл |
Пошло
0,1 н. раствора NаОН на
титрование, мл |
Гидролитическая
кислотность |
|
|
|
|
|
|
Вывод_____________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
1.
Виды
кислотности и их характеристика
2.
Что
называют почвенным поглотительным комплексом
3.
Поглотительная
способность почвы и ее виды
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема: Диагностика растений
Цель: Научиться выявлять потребность
растений в элементах питания
Материалы и оборудование: 15 рабочих мест, 15 инструкционных карт,
свежие растения,выращенные при недостатке элементов
питания, цветные фотографии, рисунки, лупы,линейки,
цветные и простые карандаши, ручки
Место проведения: поля колледжа, лаборатория №55 «Агрохимия»
ЗАДАНИЕ № 1.
Определение потребности растений в элементах питания по внешним признакам
1.
Определить и описать
внешние признаки голодания растений.
2.
Определить общее
состояние растений, зарисовать их
ЗАДАНИЕ № 2.
Химическая диагностика питания растений
Определение нитратов
1.
Срезы частей растений
кладут на стекло на расстоянии
1-
2.
На каждый срез наносят
по 1 капле 1%-го раствора дифениламина
в в концентрированной серной кислоте. Срезы окрашиваются в синий цвет.
3.
Интенсивность окрашивания сравнивают с цветной шкалой и определяют балл
Определение фосфора
1.
На кусочки фильтрованной бумаги площадью 2 кв.см наносят по 1 капле раствора молибденовокислого аммония.
2.
На бумагу кладут срезы
растений, раздавливают их и отодвигают в сторону от пятна на бумаге.
3.
После этого на пятно
сока и срез наносят по 1 капле раствора бензидина и уксуснокислого натрия.
4.
Если присутствуют в растении фосфаты пятно сока и раздавленный
срез окрашивается в синий цвет.
5.
Определяют балл
и потребность фосфора по шкале.
ЗАДАНИЕ № 3.
Определение калия
1.
На середину кусочка
фильтрованной бумаги в 2
кв. см кладут срез части растения
2.
Раздавливают и отодвигают
в сторону
3.
На пятно сока и на срез наносят по 1 капле раствора дипикриламита магния и двунормальный раствор НСl
4.
Оранжево-красное
окрашивание свидетельствует о присутствии калия в соке, лимонно-желтое –
отсутствие калия.
5.
Определяют балл
и потребность по шкале.
Контрольные вопросы
1.
Какая роль макро- и микроэлементов в питании растений____________
________________________________________________________________
2.
Как растения поглощают
элементы питания________________________
________________________________________________________________
3. Что такое корневое
питание растений и какова роль корневой системы растений в процессе усвоения веществ_______________________________
________________________________________________________________
4. Внешние признаки голодания с-х культур__________________________
________________________________________________________________
После проведения практической работы студент
должен
ЗНАТЬ:
Методику
выявления потребности в элементах питания
УМЕТЬ:
Научиться выявлять потребность растений в
элементах питания
Задание
для самостоятельной работы:
Описать признаки голодания растений.
Лабораторная работа № 3
Тема: Определение
содержания поглощенного натрия в солонцовых почвах
Цель: Научиться
определять степень засоленности почв и рассчитать дозы гипса для химической
мелиорации солонцов и солонцеватых почв.
Материалы
и оборудование:
образцы почв, весы, колбы емкостью 200-300 мл, бюретки, электроплиты, фильтры,
лейки
Реактивы: раствор гипса,
щелочная смесь, 0,1 н. раствор НСl, 0,1%-й водный
раствор метилоранжа.
Методические указания
Определение
засоления почв базируется на определении содержания солей в зависимости от
глубины залегания засоленных горизонтов, а также по содержанию поглощенного
натрия в ППК. Остаток неиспользованного кальция
осаждают титрованным раствором щелочной смеси NaCO3 + NaOH, а остаток щелочи титруют кислотой. По
количеству использованного кальция вычисляют содержание поглощенного почвой
натрия.
Ход работы
1.
Навеску
почвы (5 г при содержании натрия в почве больше 20 %, 10 г – при 10-20 % от
емкости поглощения) поместить в коническую колбу на 300 мл
2.
Налить
200 мл титрованного раствора гипса и оставить на 2 дня для полного вытеснения
натрия
3.
После
этого суспензию профильтровать через фильтр (синяя лента)
4.
Отлить
100 мл фильтрата, перенести пипеткой в мерную колбу на 200 мл
5.
Нагреть
до кипения и не охлаждая, аккуратно сначала по каплям доливать 75 мл щелочной
смеси
6.
В
колбе должен появиться белый осадок гидратов окиси, карбонатов кальция и магния
7.
Раствор
с осадком прокипятить еще 2-3 минуты, а потом подержать на плитке без подогрева
15-20 минут для коагуляции осадка
8.
Раствор
охладить на воздухе, довести объем дистиллированной водой до отметки и быстро
отфильтровать. Фильтрат должен быть прозрачным.
9.
Из
фильтрата 100 мл перенести в коническую колбу и титровать 0,1 н. раствором НСl при наличие метилоранжа до изменения желтого цвета
раствора до слабо-розового
10.
Количество поглощенного натрия (Х)
рассчитывают по формуле
а-(b-2с)х2х0,1х100
Х
= ----------------------------- - С
n
где а- содержание Са2+, мг-экв в 200 мл титрованного раствора гипса;
b-
объм щелочной смеси, взятой для осаждения осадка
(мл);
2с- объм 0,1
н. раствора НСl, использованного для титрования остатка щелочной
смеси (мл);
2- для удвоения, так как брали половину
раствора гипса;
0,1- число мг-экв,
которое отвечает 1 мл 0,1 н. раствора щелочи;
100- коэффициент для перерасчета
результатов на 100 г почвы;
С- общая щелочность, мг-экв на 100 г почвы;
n-
навеска почвы, г
11.
Определить нормы гипса для химической
мелиорации солонцовых почв по формуле:
Н = 0,086 х (Na – 0,05 Т) х hd, где
Na
– содержание поглощенного натрия, мг-экв на 100 г
почвы;
Т – емкость поглощения мг-экв на 100 г почвы;
H
– толщина солонцового горизонта, см;
d
– густота солонцового горизонта, г/см3.
Выводы_______________________________________________________________
Контрольные
вопросы
1.
Основные
приемы улучшения качества солонцовых почв
2.
При
каких условиях улучшается эффективность гипсования
3.
Использование
гипса как источника кальция и серы
4.
Роль
многолетних трав, в осуществлении химической мелиорации засоленных почв
5.
Как
реагируют сельскохозяйственные культуры на засоление почв
6.
Какие
почвы необходимо гипсовать
7.
Какие
изменения происходят в почве после внесения гипса
8.
Какие
материала используют для гипсования почв
9.
Что
такое самогипсование почв
Лабораторная работа № 4.
Тема: Распознавание азотных удобрений
с помощью качественных реакций
Цель: Научиться распознавать удобрения
по внешнему виду и качественным реакциям
Материалы и оборудование: наборы азотных удобрений, штатив с пробирками,
спиртовка, шпатели, металлические ложки, щипцы, древесный уголь, лакмусовая
бумага или универсальный индикатор
Реактивы:
дистиллированная вода, 10% р-р ВаСl2, 1-2% р-р AqNO3, 10% р-р
NaOH, 10%р-р HCl, 10% р-р СН3СООН,
реактив Несслера, 10 % р-р КОН,
10% CuSO4, насыщенный р-р FeSO4, H2SO4 концентрированная,насыщенный
р-р K2H2Sb2O7, натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6,
насыщенный р-р щавелевого аммония (NH4)C2О4,
10% р-р НNО3 ,
концентрированный НNО3,
10% р-р молибденово-кислого аммония (NH4)6Мо7О24,
2% р-р AqNO3
Методические указания
Удобрения распознают по внешнему виду,
растворимости в воде и уточняют химическими
реакциями.
Удобрения
бывают: кристаллическими и аморфными (порошкообразными).
К
кристаллическим относят все азотные удобрения (за исключением цианамида
кальция) и калийные (за исключением калимага и золы).
Кристаллические удобрения хорошо растворимы в воде.
Аморфные характерны для фосфорных и
известковых удобрений, а также калимага и цианамида
кальция. Аморфные слабо растворимы в воде или совсем не растворимы. Таким
образом, по растворимости в воде все минеральные удобрения можно разделить на
две группы: азотные и калийные - одна группа, фосфорные и известковые – другая.
Необходимо знать, что все селитры
воспламеняются на раскаленном угле. Из них аммиачная селитра сгорает бесцветно
(а иногда только плавится, шипит) и выделяет белый дым с запахом аммиака.
Натриевая селитра воспламеняется и
быстро сгорает желто-оранжевым пламенем. Калийная селитра воспламеняется и
быстро сгорает фиолетовым пламенем. Аммиак в азотных удобрениях определяют по
реакции с щелочью – при этом выделяется NH3 и и ощущается его запах. Натриевая и калийная селитры не дают
этой реакции. Мочевина на раскаленном угле плавится с выделением аммиака. Калийные
удобрения на раскаленном угле потрескивают.
Наличие ионов в удобрениях определяется
такими реакциями:
РО43- |
Желтый осадок |
А) Са(Н2НО4)2 |
Пожелтение только при легком
подщелачивании |
Б) СаНРО4 |
Пожелтение увеличивается при
добавлении уксусной кислоты |
В) Са(РО)4 |
Пожелтение при добавлении АqNO3. Иногда появляется через
время. Желтый осадок с молибденовым аммонием в присутствии НNО3 |
NО3- |
Воспламенение на угле |
СО32- |
Закипание при добавлении НСl |
SO42- |
Белый кристаллический осадок с ВаСl2, не
растворимый в уксусной кислоте |
Сl- |
Белый творожистый осадок с АqNO3 |
К+ |
Желтый осадок с кобальт нитратом
натрия |
К+ |
Белый осадок с кислым виннокислым
натрием |
Са2+ |
Белый кристаллический осадок с
щавелевокислым аммонием при наличие аммиака |
NН4+ |
Выделение аммиака при нагревании с
щелочью |
Ход анализа
1.
Внимательно
рассмотреть образец удобрений, определить состояние (строение) удобрение
(аморфное, кристаллическое), цвет, запах.
2.
Для
установления растворимости удобрения
в воде перенести в пробирку 2 г удобрения, долить 20 мл дистиллированной воды.
Содержимое хорошо взболтать.
3.
Для
установления реакции удобрения в 2
пробирки взять по 2 мл раствора удобрения и добавить в одну пробирку несколько
капель фенолфталеина (или красную лакмусовую бумагу), в другую – синюю
лакмусовую бумагу.
Реакция на аммоний NН4+
Набрать
в пробирку 1-2 г удобрения и прилить 2-3 мл 10% щелочи (КОН или NаОН), потом все это
подогреть. Если удобрение содержит аммоний, то выделяется запах аммиака.
Растворить
1-2 капли удобрения в дистиллированной воде ,потом до прозрачного раствора
добавить несколько капель реактива Несслера. Если
удобрение содержит NН4+ будет желтый цвет, или
желто-бурый осадок.
Реакция на амиды NН2 в
мочевине
Расплавить
в пробирке 1 г мочевины, добавить немного воды, небольшое количество 10 %
раствора КОН или 1-2 капли 10% раствора СuSO4 концентрированной. При наличие NН2 раствор окрашивается в фиолетово-розовый цвет.
Реакция на нитраты NО3-
Растворить
в дистиллированной воде 1-2 г удобрения. К раствору прилить небольшое
количество насыщенного раствора FeSO4 так ,чтоб
растворы не смешивались, потом наклонить пробирку, и по стенке прилить 2-3 мл H2SO4. Если есть NO3 на границе 2-х растворов
образуется темно-бурое кольцо.
Реакция на натрий Nа+
Растворить
1-2 г удобрения в дистиллированной воде и прилить 1-2 мл насыщенного раствора K2H2Sb2O7, протирая
стеклянной палочкой стенки пробирки. При наличие Na
выпадает белый осадок Na H2Sb2O7.
Реакция на калий К+
Растворить
в воде 1-2 г удобрения, разлить в две пробирки, в одной пробирке проверить
наличие NН3 с помощью
реактива Несслера. При отсутствии NН3 в другую пробирку прилить раствор
натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6, если есть К+ выпадает желтый осадок К2 NaCo(NO3)6.
Реакция на кальций Са2+
Растворить
в воде 1-2 г удобрения. К прозрачному раствору прилить 1-2 капли 10% раствора
СН3СООН и 3-5 мл насыщенного раствора щавелевого аммония (NH4)C2О4.
При наличие Са2+ образуется белый осадок.
Реакция на сульфаты SO42-
Растворить
в воде 1-2 г удобрения и прибавить небольшое количество 10% раствора ВаСl2. При наличие SO42- образуется
белый осадок Ва SO4, который не
растворяется в СН3СООН.
Реакция на хлориды Сl
Растворить
1-2 г удобрения, подкислить 2-3 каплями 10% раствора НNО3,
добавить небольшое количество 2% раствора AqNO3. При наличии Сl образуется белый осадок с голубоватым
оттенком AqСl.
Выводы______________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
1.
Назвать
группы азотных удобрений и способы их получения
2.
Какие
азотные удобрения относятся к нитратным, амидным, аммиачным, аммиачно-нитратным
Лабораторная работа № 5.
Тема: Распознавание фосфорных
удобрений с помощью качественных реакций
Цель: Научиться распознавать удобрения
по внешнему виду и качественным реакциям
Материалы и оборудование: наборы фосфорных удобрений, штатив с пробирками,
спиртовка, шпатели, металлические ложки, щипцы, древесный уголь, лакмусовая
бумага или универсальный индикатор
Реактивы:
дистиллированная вода, 10% р-р ВаСl2, 1-2% р-р AqNO3, 10% р-р
NaOH, 10%р-р HCl, 10% р-р СН3СООН,
реактив Несслера, 10 % р-р
КОН, 10% CuSO4, насыщенный р-р FeSO4, H2SO4 концентрированная,насыщенный
р-р K2H2Sb2O7, натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6,
насыщенный р-р щавелевого аммония (NH4)C2О4,
10% р-р НNО3 ,
концентрированный НNО3,
10% р-р молибденово-кислого аммония (NH4)6Мо7О24,
2% р-р AqNO3
Методические указания
Удобрения распознают по внешнему виду,
растворимости в воде и уточняют химическими
реакциями.
Удобрения
бывают: кристаллическими и аморфными (порошкообразными).
К
кристаллическим относят все азотные удобрения (за исключением цианамида
кальция) и калийные (за исключением калимага и золы).
Кристаллические удобрения хорошо растворимы в воде.
Аморфные характерны для фосфорных и
известковых удобрений, а также калимага и цианамида
кальция. Аморфные слабо растворимы в воде или совсем не растворимы. Таким
образом, по растворимости в воде все минеральные удобрения можно разделить на
две группы: азотные и калийные - одна группа, фосфорные и известковые – другая.
Необходимо знать, что все селитры
воспламеняются на раскаленном угле. Из них аммиачная селитра сгорает бесцветно
(а иногда только плавится, шипит) и выделяет белый дым с запахом аммиака.
Натриевая селитра воспламеняется и
быстро сгорает желто-оранжевым пламенем. Калийная селитра воспламеняется и
быстро сгорает фиолетовым пламенем. Аммиак в азотных удобрениях определяют по
реакции с щелочью – при этом выделяется NH3 и и ощущается его запах. Натриевая и калийная селитры не дают
этой реакции. Мочевина на раскаленном угле плавится с выделением аммиака. Калийные
удобрения на раскаленном угле потрескивают.
Наличие ионов в удобрениях определяется
такими реакциями:
РО43- |
Желтый осадок |
А) Са(Н2НО4)2 |
Пожелтение только при легком
подщелачивании |
Б) СаНРО4 |
Пожелтение увеличивается при
добавлении уксусной кислоты |
В) Са(РО)4 |
Пожелтение при добавлении АqNO3. Иногда появляется через
время. Желтый осадок с молибденовым аммонием в присутствии НNО3 |
NО3- |
Воспламенение на угле |
СО32- |
Закипание при добавлении НСl |
SO42- |
Белый кристаллический осадок с ВаСl2, не
растворимый в уксусной кислоте |
Сl- |
Белый творожистый осадок с АqNO3 |
К+ |
Желтый осадок с кобальт нитратом
натрия |
К+ |
Белый осадок с кислым виннокислым
натрием |
Са2+ |
Белый кристаллический осадок с
щавелевокислым аммонием при наличие аммиака |
NН4+ |
Выделение аммиака при нагревании с
щелочью |
Ход анализа
4.
Внимательно
рассмотреть образец удобрений, определить состояние (строение) удобрение
(аморфное, кристаллическое), цвет, запах.
5.
Для
установления растворимости удобрения
в воде перенести в пробирку 2 г удобрения, долить 20 мл дистиллированной воды.
Содержимое хорошо взболтать.
6.
Для
установления реакции удобрения в 2
пробирки взять по 2 мл раствора удобрения и добавить в одну пробирку несколько
капель фенолфталеина (или красную лакмусовую бумагу), в другую – синюю
лакмусовую бумагу.
Реакция на кальций Са2+
Растворить
в воде 1-2 г удобрения. К прозрачному раствору прилить 1-2 капли 10% раствора
СН3СООН и 3-5 мл насыщенного раствора щавелевого аммония (NH4)C2О4.
При наличие Са2+ образуется белый осадок.
Реакция на сульфаты SO42-
Растворить
в воде 1-2 г удобрения и прибавить небольшое количество 10% раствора ВаСl2. При наличие SO42- образуется
белый осадок Ва SO4, который не
растворяется в СН3СООН.
Реакция на фосфаты РО43-
1-2
г удобрения растворить в 10% растворе НNО3.
Добавить 2-3 капли НNО3
концентрированной и прилить 2-3 мл 10% раствора молибдат
аммония (NH4)6Мо7О24.
Желтый осадок указывает на присутствие ионов РО43-.
Выводы______________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
3.
Назвать
группы азотных удобрений и способы их получения
4.
Какие
азотные удобрения относятся к нитратным, амидным, аммиачным, аммиачно-нитратным
Лабораторная работа № 6.
Тема: Распознавание калийных удобрений
с помощью качественных реакций
Цель: Научиться распознавать удобрения
по внешнему виду и качественным реакциям
Материалы и оборудование: наборы калийных удобрений, штатив с пробирками,
спиртовка, шпатели, металлические ложки, щипцы, древесный уголь, лакмусовая
бумага или универсальный индикатор
Реактивы:
дистиллированная вода, 10% р-р ВаСl2, 1-2% р-р AqNO3, 10% р-р
NaOH, 10%р-р HCl, 10% р-р СН3СООН,
реактив Несслера, 10 % р-р
КОН, 10% CuSO4, насыщенный р-р FeSO4, H2SO4 концентрированная,насыщенный
р-р K2H2Sb2O7, натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6,
насыщенный р-р щавелевого аммония (NH4)C2О4,
10% р-р НNО3 ,
концентрированный НNО3,
10% р-р молибденово-кислого аммония (NH4)6Мо7О24,
2% р-р AqNO3
Методические указания
Удобрения распознают по внешнему виду,
растворимости в воде и уточняют химическими
реакциями.
Удобрения
бывают: кристаллическими и аморфными (порошкообразными).
К
кристаллическим относят все азотные удобрения (за исключением цианамида
кальция) и калийные (за исключением калимага и золы).
Кристаллические удобрения хорошо растворимы в воде.
Аморфные характерны для фосфорных и
известковых удобрений, а также калимага и цианамида
кальция. Аморфные слабо растворимы в воде или совсем не растворимы. Таким
образом, по растворимости в воде все минеральные удобрения можно разделить на
две группы: азотные и калийные - одна группа, фосфорные и известковые – другая.
Необходимо знать, что все селитры
воспламеняются на раскаленном угле. Из них аммиачная селитра сгорает бесцветно
(а иногда только плавится, шипит) и выделяет белый дым с запахом аммиака.
Натриевая селитра воспламеняется и
быстро сгорает желто-оранжевым пламенем. Калийная селитра воспламеняется и
быстро сгорает фиолетовым пламенем. Аммиак в азотных удобрениях определяют по
реакции с щелочью – при этом выделяется NH3 и и ощущается его запах. Натриевая и калийная селитры не дают
этой реакции. Мочевина на раскаленном угле плавится с выделением аммиака. Калийные
удобрения на раскаленном угле потрескивают.
Наличие ионов в удобрениях определяется
такими реакциями:
РО43- |
Желтый осадок |
А) Са(Н2НО4)2 |
Пожелтение только при легком
подщелачивании |
Б) СаНРО4 |
Пожелтение увеличивается при
добавлении уксусной кислоты |
В) Са(РО)4 |
Пожелтение при добавлении АqNO3. Иногда появляется через
время. Желтый осадок с молибденовым аммонием в присутствии НNО3 |
NО3- |
Воспламенение на угле |
СО32- |
Закипание при добавлении НСl |
SO42- |
Белый кристаллический осадок с ВаСl2, не
растворимый в уксусной кислоте |
Сl- |
Белый творожистый осадок с АqNO3 |
К+ |
Желтый осадок с кобальт нитратом
натрия |
К+ |
Белый осадок с кислым виннокислым
натрием |
Са2+ |
Белый кристаллический осадок с
щавелевокислым аммонием при наличие аммиака |
NН4+ |
Выделение аммиака при нагревании с
щелочью |
Ход анализа
7.
Внимательно
рассмотреть образец удобрений, определить состояние (строение) удобрение
(аморфное, кристаллическое), цвет, запах.
8.
Для
установления растворимости удобрения
в воде перенести в пробирку 2 г удобрения, долить 20 мл дистиллированной воды.
Содержимое хорошо взболтать.
9.
Для
установления реакции удобрения в 2
пробирки взять по 2 мл раствора удобрения и добавить в одну пробирку несколько
капель фенолфталеина (или красную лакмусовую бумагу), в другую – синюю
лакмусовую бумагу.
Реакция на аммоний NН4+
Набрать
в пробирку 1-2 г удобрения и прилить 2-3 мл 10% щелочи (КОН или NаОН), потом все это
подогреть. Если удобрение содержит аммоний, то выделяется запах аммиака.
Растворить
1-2 капли удобрения в дистиллированной воде ,потом до прозрачного раствора
добавить несколько капель реактива Несслера. Если
удобрение содержит NН4+ будет желтый цвет, или
желто-бурый осадок.
Реакция на амиды NН2 в
мочевине
Расплавить
в пробирке 1 г мочевины, добавить немного воды, небольшое количество 10 %
раствора КОН или 1-2 капли 10% раствора СuSO4 концентрированной. При наличие NН2 раствор окрашивается в фиолетово-розовый цвет.
Реакция на нитраты NО3-
Растворить
в дистиллированной воде 1-2 г удобрения. К раствору прилить небольшое
количество насыщенного раствора FeSO4 так ,чтоб
растворы не смешивались, потом наклонить пробирку, и по стенке прилить 2-3 мл H2SO4. Если есть NO3 на границе 2-х растворов
образуется темно-бурое кольцо.
Реакция на натрий Nа+
Растворить
1-2 г удобрения в дистиллированной воде и прилить 1-2 мл насыщенного раствора K2H2Sb2O7, протирая
стеклянной палочкой стенки пробирки. При наличие Na
выпадает белый осадок Na H2Sb2O7.
Реакция на калий К+
Растворить
в воде 1-2 г удобрения, разлить в две пробирки, в одной пробирке проверить
наличие NН3 с помощью
реактива Несслера. При отсутствии NН3 в другую пробирку прилить раствор натрий-кобальт
нитрат NaCo(NO3)6, если есть К+ выпадает желтый осадок К2 NaCo(NO3)6.
Реакция на кальций Са2+
Растворить
в воде 1-2 г удобрения. К прозрачному раствору прилить 1-2 капли 10% раствора
СН3СООН и 3-5 мл насыщенного раствора щавелевого аммония (NH4)C2О4.
При наличие Са2+ образуется белый осадок.
Реакция на сульфаты SO42-
Растворить
в воде 1-2 г удобрения и прибавить небольшое количество 10% раствора ВаСl2. При наличие SO42- образуется
белый осадок Ва SO4, который не
растворяется в СН3СООН.
Реакция на фосфаты РО43-
1-2
г удобрения растворить в 10% растворе НNО3.
Добавить 2-3 капли НNО3
концентрированной и прилить 2-3 мл 10% раствора молибдат
аммония (NH4)6Мо7О24.
Желтый осадок указывает на присутствие ионов РО43-.
Реакция на хлориды Сl
Растворить
1-2 г удобрения, подкислить 2-3 каплями 10% раствора НNО3,
добавить небольшое количество 2% раствора AqNO3. При наличии Сl образуется белый осадок с голубоватым
оттенком AqСl.
Реакция на карбонаты СО32-
К
небольшому количеству удобрения прилить несколько капель 10% раствора НСl. При наличии карбонатов происходит вскипание и
выделение СО2.
Выводы________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
5.
Назвать
группы азотных удобрений и способы их получения
6.
Какие
азотные удобрения относятся к нитратным, амидным, аммиачным, аммиачно-нитратным
Лабораторная работа № 7.
Тема: Распознавание комплексных
удобрений с помощью качественных реакций
Цель: Научиться распознавать удобрения
по внешнему виду и качественным реакциям
Материалы и оборудование: наборы калийных удобрений, штатив с пробирками,
спиртовка, шпатели, металлические ложки, щипцы, древесный уголь, лакмусовая
бумага или универсальный индикатор
Реактивы:
дистиллированная вода, 10% р-р ВаСl2, 1-2% р-р AqNO3, 10% р-р
NaOH, 10%р-р HCl, 10% р-р СН3СООН,
реактив Несслера, 10 % р-р
КОН, 10% CuSO4, насыщенный р-р FeSO4, H2SO4 концентрированная,насыщенный
р-р K2H2Sb2O7, натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6,
насыщенный р-р щавелевого аммония (NH4)C2О4,
10% р-р НNО3 ,
концентрированный НNО3,
10% р-р молибденово-кислого аммония (NH4)6Мо7О24,
2% р-р AqNO3
Методические указания
Удобрения распознают по внешнему виду,
растворимости в воде и уточняют химическими
реакциями.
Удобрения
бывают: кристаллическими и аморфными (порошкообразными).
К
кристаллическим относят все азотные удобрения (за исключением цианамида
кальция) и калийные (за исключением калимага и золы).
Кристаллические удобрения хорошо растворимы в воде.
Аморфные характерны для фосфорных и
известковых удобрений, а также калимага и цианамида
кальция. Аморфные слабо растворимы в воде или совсем не растворимы. Таким
образом, по растворимости в воде все минеральные удобрения можно разделить на
две группы: азотные и калийные - одна группа, фосфорные и известковые – другая.
Необходимо знать, что все селитры
воспламеняются на раскаленном угле. Из них аммиачная селитра сгорает бесцветно
(а иногда только плавится, шипит) и выделяет белый дым с запахом аммиака.
Натриевая селитра воспламеняется и
быстро сгорает желто-оранжевым пламенем. Калийная селитра воспламеняется и
быстро сгорает фиолетовым пламенем. Аммиак в азотных удобрениях определяют по
реакции с щелочью – при этом выделяется NH3 и и ощущается его запах. Натриевая и калийная селитры не дают
этой реакции. Мочевина на раскаленном угле плавится с выделением аммиака. Калийные
удобрения на раскаленном угле потрескивают.
Наличие ионов в удобрениях определяется
такими реакциями:
РО43- |
Желтый осадок |
А) Са(Н2НО4)2 |
Пожелтение только при легком
подщелачивании |
Б) СаНРО4 |
Пожелтение увеличивается при
добавлении уксусной кислоты |
В) Са(РО)4 |
Пожелтение при добавлении АqNO3. Иногда появляется через
время. Желтый осадок с молибденовым аммонием в присутствии НNО3 |
NО3- |
Воспламенение на угле |
СО32- |
Закипание при добавлении НСl |
SO42- |
Белый кристаллический осадок с ВаСl2, не
растворимый в уксусной кислоте |
Сl- |
Белый творожистый осадок с АqNO3 |
К+ |
Желтый осадок с кобальт нитратом
натрия |
К+ |
Белый осадок с кислым виннокислым
натрием |
Са2+ |
Белый кристаллический осадок с
щавелевокислым аммонием при наличие аммиака |
NН4+ |
Выделение аммиака при нагревании с
щелочью |
Ход анализа
10.
Внимательно
рассмотреть образец удобрений, определить состояние (строение) удобрение
(аморфное, кристаллическое), цвет, запах.
11.
Для
установления растворимости удобрения
в воде перенести в пробирку 2 г удобрения, долить 20 мл дистиллированной воды.
Содержимое хорошо взболтать.
12.
Для
установления реакции удобрения в 2
пробирки взять по 2 мл раствора удобрения и добавить в одну пробирку несколько
капель фенолфталеина (или красную лакмусовую бумагу), в другую – синюю
лакмусовую бумагу.
Реакция на аммоний NН4+
Набрать
в пробирку 1-2 г удобрения и прилить 2-3 мл 10% щелочи (КОН или NаОН), потом все это
подогреть. Если удобрение содержит аммоний, то выделяется запах аммиака.
Растворить
1-2 капли удобрения в дистиллированной воде ,потом до прозрачного раствора
добавить несколько капель реактива Несслера. Если
удобрение содержит NН4+ будет желтый цвет, или
желто-бурый осадок.
Реакция на амиды NН2 в
мочевине
Расплавить
в пробирке 1 г мочевины, добавить немного воды, небольшое количество 10 %
раствора КОН или 1-2 капли 10% раствора СuSO4 концентрированной. При наличие NН2 раствор окрашивается в фиолетово-розовый цвет.
Реакция на нитраты NО3-
Растворить
в дистиллированной воде 1-2 г удобрения. К раствору прилить небольшое
количество насыщенного раствора FeSO4 так ,чтоб
растворы не смешивались, потом наклонить пробирку, и по стенке прилить 2-3 мл H2SO4. Если есть NO3 на границе 2-х растворов
образуется темно-бурое кольцо.
Реакция на натрий Nа+
Растворить
1-2 г удобрения в дистиллированной воде и прилить 1-2 мл насыщенного раствора K2H2Sb2O7, протирая стеклянной
палочкой стенки пробирки. При наличие Na выпадает белый
осадок Na H2Sb2O7.
Реакция на калий К+
Растворить
в воде 1-2 г удобрения, разлить в две пробирки, в одной пробирке проверить
наличие NН3 с помощью
реактива Несслера. При отсутствии NН3 в другую пробирку прилить раствор
натрий-кобальт нитрат NaCo(NO3)6, если есть К+ выпадает желтый осадок К2 NaCo(NO3)6.
Реакция на кальций Са2+
Растворить
в воде 1-2 г удобрения. К прозрачному раствору прилить 1-2 капли 10% раствора
СН3СООН и 3-5 мл насыщенного раствора щавелевого аммония (NH4)C2О4.
При наличие Са2+ образуется белый осадок.
Реакция на сульфаты SO42-
Растворить
в воде 1-2 г удобрения и прибавить небольшое количество 10% раствора ВаСl2. При наличие SO42- образуется
белый осадок Ва SO4, который не
растворяется в СН3СООН.
Реакция на фосфаты РО43-
1-2
г удобрения растворить в 10% растворе НNО3.
Добавить 2-3 капли НNО3
концентрированной и прилить 2-3 мл 10% раствора молибдат
аммония (NH4)6Мо7О24.
Желтый осадок указывает на присутствие ионов РО43-.
Реакция на хлориды Сl
Растворить
1-2 г удобрения, подкислить 2-3 каплями 10% раствора НNО3,
добавить небольшое количество 2% раствора AqNO3. При наличии Сl образуется белый осадок с голубоватым
оттенком AqСl.
Реакция на карбонаты СО32-
К
небольшому количеству удобрения прилить несколько капель 10% раствора НСl. При наличии карбонатов происходит вскипание и
выделение СО2.
Выводы_________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
7.
Назвать
группы азотных удобрений и способы их получения
8.
Какие
азотные удобрения относятся к нитратным, амидным, аммиачным, аммиачно-нитратным