СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА БАНКА

 

 

Докладчик: Мамай Анастасия,

студентка 3 курса

отделения «Бухгалтерский учет»

Руководитель: Панчишина А.В.

 

 

Значение внутреннего контроля переоценить трудно: при его помощи обеспечиваются защита имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства, финансов. Внутренний контроль охватывает все сферы деятельности организации и направлен на повышение эффективности управления компанией.

Организация системы внутрибанковского контроля является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системы в целом. Важными документами, определяющими порядок организации системы внутреннего контроля в банках, являются не только Положение НБУ «Об организации внутреннего аудита в коммерческих банках Украины» и внутреннее положение, действующее в каждом коммерческом банке, но и документы Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет – это такой орган который осуществляет банковский контроль, по международным расчетам стран Большой десятки.

Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов:

·        отношение руководства к системе внутреннего контроля;

·        размеры, организационная структура, масштабы и виды деятельности кредитной организации;

·        цели и задачи системы внутреннего контроля;

·        степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации;

·        ресурсное обеспечение;

·        уровень компетентности кадрового состава.

Эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов.

Рассмотрим основные элементы системы внутреннего контроля.

1. Цель системы

Основными целями функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации являются:

1) обеспечение эффективности деятельности кредитной организации и ее развития;

2) своевременная адаптация кредитной организации к изменениям во внутренней и внешней среде;

3) обеспечение устойчивого положения организации на рынке в условиях конкуренции.

2. Предмет системы

Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной организации законодательству Украины и внутренним документам.

3. Объекты системы

Объект системы внутреннего контроля является «стержневым», базовым элементом, ради которого формируется данная система и посредством появления которого возможен вообще внутренний контроль в коммерческом банке. Под объектами системы внутреннего контроля понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля.

Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль).

4. Субъекты системы

Субъекты системы — участники системы внутреннего контроля, кто главным образом проводит контроль и кто выполняет контрольную функцию («организующий» элемент).

К субъектам системы внутреннего контроля в кредитной организации можно отнести:

— органы управления кредитной организации;

— ревизионную комиссию (ревизор);

— главного бухгалтера и его заместителей;

— руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной организации;

— подразделения и служащих, осуществляющих внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации.

Схема подотчетности субъектов системы внутреннего контроля кредитной организации представлена на рисунке:

 

 

5. Механизм системы

Механизм системы внутреннего контроля в кредитной организации — «образующий» элемент системы, то есть то, посредством чего обеспечивается непосредственное проведение внутреннего контроля.

Элементами механизма системы являются:

Контрольная среда

Регламентация

Контрольные процедуры

Мониторинг системы внутреннего контроля

Таким образом, можно говорить о наличии определенного множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой организацию качественной системы внутреннего контроля, что в конечном счете определяет эффективность корпоративного управления кредитной организации.

В большинстве украинских банков, где создан отдел внутреннего аудита, его функции на современном этапе ограничиваются контролем правильности ведения бухгалтерского учета и соответствия требованиям внешних и внутренних нормативных документов, а также осуществлением комплексных проверок филиалов. Вместе с тем в современной мировой банковской практике сложилось значительно более широкое понимание целей внутреннего аудита. Его главная миссия ныне определяется как содействие банку в достижении поставленных целей путем всесторонней оценки внутренних систем управления, риска-менеджмента и контроля; предоставление рекомендаций по повышению их эффективности.

Необходимость развития соответствующей функции внутреннего аудита для украинских кредитно-финансовых учреждений, которые присоединяются к международным стандартам банковской деятельности, обусловлена такими факторами: во-первых, эта функция существует во всех известных западных банках и, во-вторых, ее наличие в банках официально рекомендовано в июле 2000 года Базельским комитетом по банковскому надзору согласно документу "Внутренний аудит в банке и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов". Кроме того, соответственно Положению НБУ об организации внутреннего аудита в коммерческих банках Украины от 27.05.1998 с последующими изменениями хотя и не предусмотрена обязательность формирования службы внутреннего аудита в банке, однако обоснована необходимость и эффективность использования системы внутреннего аудита с целью всесторонней оценки эффективности внутреннего банковского контроля.

В украинских банках функции внутреннего аудита и контроля часто путают. Так, если обратиться к теоретическим основам внутреннего аудита, можно констатировать тот факт, что внутренний аудит является составляющей внутреннего контроля и представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы субъекта хозяйствования в его интересах. В противоположность внутреннему аудиту, внутренний контроль является более широким понятием, которое обеспечивает соответствие функционирования конкретного объекта принятым управленческим решением, и направленный на успешное достижение поставленной цели.

Четкого размежевания функций внутреннего контроля и внутреннего аудита в законодательной базе Украины не проведено. В этом контексте актуальным считаем положение, задекларированное документом Базельского комитета по банковскому надзору "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов", согласно которому служба внутреннего аудита должна быть независимой от ежедневной процедуры внутреннего контроля. Т.е. надо четко осознавать, что внутренний аудит не должен быть рутинным процессом контроля за повседневными операциями банка, а должен работать прежде всего над оценкой систем, процессов и процедур.

В основе современной концепции внутреннего аудита лежат такие принципы:

1) непрерывность;

2) независимость;

3) наличие полномочий.

Законодательством предусмотрено проведение ежегодного обязательного аудита финансовой и хозяйственной деятельности коммерческих банков. Обязательный аудит ограничивается подтверждением баланса и финансовой отчетности за отчетный год. Заказчиком аудита является сам банк, он же оплачивает стоимость аудиторских услуг. В отдельных случаях руководство банка обращается к услугам аудитора при проведении эмиссии ценных бумаг, анализе финансового состояния клиента.

Следовательно, задачей финансового контроля и аудита в банках является содействие обеспечению сохранности денежной массы, соблюдению нормативно-правового регулирования в деятельности банка, его эффективной экономической стабильности, предупреждение негативных рисков и банкротства.

Учитывая современные условия деятельности, претерпевают изменения роль и методы осуществления внутреннего аудита, как в коммерческих, так и центральных банках:

– смещаются акценты в деятельности внутренних аудиторов, которые все большее внимание обращают на предоставление руководству информации о проблемах в осуществлении функций объекта аудита и обеспечении им достижения целей деятельности банка;

– необходимость оперативного выявления и реагирования на проблемные ситуации требует мобильности и информированности служб внутреннего аудита, адекватной масштабам и рискованности деятельности банка;

– назрела необходимость перехода внутреннего аудита к клиент-ориентированным отношениям с руководством банка и аудируемых объектов.

– требуется повышение информированности высшего менеджмента и руководителей среднего звена управления о содержании внутреннего аудита, его обособленном положении в системе внутреннего контроля организации в целом с точки зрения, как высшего руководства организации, так и внешних аудиторов, органов надзора и финансового контроля;

– необходимо использовать возможности повышения кадрового потенциала организации для развития внутреннего контроля и внутреннего аудита, опирающихся на современные программно-технические средства, позволяющие постепенно сужать сферу применения методов контактного аудита и расширять возможности для применения дистанционного аудита.

 

Сайт управляется системой uCoz