СОВРЕМЕННЫЕ
АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА БАНКА
Докладчик: Мамай Анастасия,
студентка
3 курса
отделения
«Бухгалтерский учет»
Руководитель: Панчишина А.В.
Значение внутреннего контроля переоценить трудно: при
его помощи обеспечиваются защита имущества, качество учета и достоверность
отчетности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства,
финансов. Внутренний контроль охватывает все сферы деятельности организации и направлен
на повышение эффективности управления компанией.
Организация системы внутрибанковского контроля
является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность
стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системы в целом.
Важными документами, определяющими порядок организации системы внутреннего
контроля в банках, являются не только Положение НБУ «Об организации внутреннего
аудита в коммерческих банках Украины» и внутреннее положение, действующее в
каждом коммерческом банке, но и документы Базельского комитета по банковскому
надзору. Базельский комитет – это такой орган который осуществляет банковский
контроль, по международным расчетам стран Большой десятки.
Организация
системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда
факторов:
·
отношение
руководства к системе внутреннего контроля;
·
размеры, организационная
структура, масштабы и виды деятельности кредитной организации;
·
цели и задачи
системы внутреннего контроля;
·
степень
механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации;
·
ресурсное
обеспечение;
·
уровень
компетентности кадрового состава.
Эффективный контроль может быть реализован только в
системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов.
Рассмотрим
основные элементы системы внутреннего контроля.
1. Цель
системы
Основными целями функционирования системы внутреннего
контроля кредитной организации являются:
1) обеспечение эффективности деятельности кредитной
организации и ее развития;
2) своевременная адаптация кредитной организации к
изменениям во внутренней и внешней среде;
3) обеспечение устойчивого положения организации на
рынке в условиях конкуренции.
2.
Предмет системы
Предметом системы внутреннего контроля является
соответствие деятельности кредитной организации законодательству Украины и
внутренним документам.
3.
Объекты системы
Объект системы внутреннего контроля является
«стержневым», базовым элементом, ради которого формируется данная система и
посредством появления которого возможен вообще внутренний контроль в
коммерческом банке. Под объектами системы внутреннего контроля понимается вся
совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия
контроля.
Организация системы внутреннего контроля банка
предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер
деятельности банка (тотальный контроль).
4.
Субъекты системы
Субъекты системы — участники системы внутреннего
контроля, кто главным образом проводит контроль и кто выполняет контрольную
функцию («организующий» элемент).
К субъектам системы внутреннего контроля в кредитной
организации можно отнести:
— органы управления кредитной организации;
— ревизионную комиссию (ревизор);
— главного бухгалтера и его заместителей;
— руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной
организации;
— подразделения и служащих, осуществляющих внутренний
контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами
кредитной организации.
Схема подотчетности субъектов системы внутреннего
контроля кредитной организации представлена на рисунке:
5.
Механизм системы
Механизм системы внутреннего контроля в кредитной
организации — «образующий» элемент системы, то есть то, посредством чего
обеспечивается непосредственное проведение внутреннего контроля.
Элементами механизма системы являются:
Контрольная среда
Регламентация
Контрольные процедуры
Мониторинг системы внутреннего контроля
Таким образом, можно говорить о наличии определенного
множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой организацию
качественной системы внутреннего контроля, что в конечном счете определяет
эффективность корпоративного управления кредитной организации.
В большинстве украинских банков, где создан отдел
внутреннего аудита, его функции на современном этапе ограничиваются контролем
правильности ведения бухгалтерского учета и соответствия требованиям внешних и
внутренних нормативных документов, а также осуществлением комплексных проверок
филиалов. Вместе с тем в современной мировой банковской практике сложилось
значительно более широкое понимание целей внутреннего аудита. Его главная
миссия ныне определяется как содействие банку в достижении поставленных целей
путем всесторонней оценки внутренних систем управления, риска-менеджмента и
контроля; предоставление рекомендаций по повышению их эффективности.
Необходимость развития соответствующей функции
внутреннего аудита для украинских кредитно-финансовых учреждений, которые
присоединяются к международным стандартам банковской деятельности, обусловлена
такими факторами: во-первых, эта функция существует во всех известных западных
банках и, во-вторых, ее наличие в банках официально рекомендовано в июле 2000
года Базельским комитетом по банковскому надзору согласно документу
"Внутренний аудит в банке и взаимоотношения надзорных органов и
аудиторов". Кроме того, соответственно Положению НБУ об организации
внутреннего аудита в коммерческих банках Украины от 27.05.1998 с последующими изменениями
хотя и не предусмотрена обязательность формирования службы внутреннего аудита в
банке, однако обоснована необходимость и эффективность использования системы
внутреннего аудита с целью всесторонней оценки эффективности внутреннего
банковского контроля.
В украинских банках функции внутреннего аудита и
контроля часто путают. Так, если обратиться к теоретическим основам внутреннего
аудита, можно констатировать тот факт, что внутренний аудит является
составляющей внутреннего контроля и представляет собой независимую деятельность
по проверке и оценке работы субъекта хозяйствования в его интересах. В
противоположность внутреннему аудиту, внутренний контроль является более
широким понятием, которое обеспечивает соответствие функционирования
конкретного объекта принятым управленческим решением, и направленный на
успешное достижение поставленной цели.
Четкого размежевания функций внутреннего контроля и
внутреннего аудита в законодательной базе Украины не проведено. В этом
контексте актуальным считаем положение, задекларированное документом
Базельского комитета по банковскому надзору "Внутренний аудит в банках и
взаимоотношения надзорных органов и аудиторов", согласно которому служба
внутреннего аудита должна быть независимой от ежедневной процедуры внутреннего
контроля. Т.е. надо четко осознавать, что внутренний аудит не должен быть
рутинным процессом контроля за повседневными операциями банка, а должен
работать прежде всего над оценкой систем, процессов и процедур.
В основе
современной концепции внутреннего аудита лежат такие принципы:
1) непрерывность;
2) независимость;
3) наличие полномочий.
Законодательством предусмотрено проведение ежегодного
обязательного аудита финансовой и хозяйственной деятельности коммерческих
банков. Обязательный аудит ограничивается подтверждением баланса и финансовой
отчетности за отчетный год. Заказчиком аудита является сам банк, он же
оплачивает стоимость аудиторских услуг. В отдельных случаях руководство банка
обращается к услугам аудитора при проведении эмиссии ценных бумаг, анализе финансового
состояния клиента.
Следовательно, задачей финансового контроля и аудита в
банках является содействие обеспечению сохранности денежной массы, соблюдению
нормативно-правового регулирования в деятельности банка, его эффективной
экономической стабильности, предупреждение негативных рисков и банкротства.
Учитывая современные условия деятельности,
претерпевают изменения роль и методы осуществления внутреннего аудита, как в
коммерческих, так и центральных банках:
– смещаются акценты в деятельности внутренних
аудиторов, которые все большее внимание обращают на предоставление руководству
информации о проблемах в осуществлении функций объекта аудита и обеспечении им
достижения целей деятельности банка;
– необходимость оперативного выявления и реагирования
на проблемные ситуации требует мобильности и информированности служб
внутреннего аудита, адекватной масштабам и рискованности деятельности банка;
– назрела необходимость перехода внутреннего аудита к
клиент-ориентированным отношениям с руководством банка и аудируемых объектов.
– требуется повышение информированности высшего
менеджмента и руководителей среднего звена управления о содержании внутреннего
аудита, его обособленном положении в системе внутреннего контроля организации в
целом с точки зрения, как высшего руководства организации, так и внешних
аудиторов, органов надзора и финансового контроля;
– необходимо использовать возможности повышения
кадрового потенциала организации для развития внутреннего контроля и
внутреннего аудита, опирающихся на современные программно-технические средства,
позволяющие постепенно сужать сферу применения методов контактного аудита и
расширять возможности для применения дистанционного аудита.