Модуль №2.
Тема № 3. Личность
(1)
(Семинарское
занятие)
План
1.Соотношение понятий: «человек» –
«индивид» - «личность»- «индивидуальность».
2.Развитие, воспитание, активность,
устойчивость личности.
3.«Я- концепция», или образ Я.
4.Структура личности (по К.К.
Платонову).
Задания
1.Изучить по конспекту лекции,
рекомендованной литературе содержание следующих
понятий: «Человек», «индивид», «личность»,
«индивидуальность», «развитие личности»,
«формирование личности», устойчивость
личности, «Я- концепция, или образ «Я».
2.Осмыслить влияние биологических и
социальных факторов на развитие личности, обратив особое внимание на роль
наследственности, среды и воспитания.
3.Составить и обосновать обобщающую
схему соотношения следующих понятий:
«направленность личности», «потребности», «мотивы», «интересы», «стремления»,
«влечения», «желания», «убеждения», «идеалы», «мировоззрение», «психологическая
установка».
4.Подготовиться к выступлению по теме «Я
– концепция» с использованием фрагментов самоанализа.
5.Подготовить сообщение по четвертому
вопросу (один студент по заданию преподавателя).
Литература:
Немов Р.С. Психология. В трех кн. Книга 1. – М., 1995.- С.
284-285, 302-311.
Бондарчук Е.Н.,
Бондарчук Л.Н. Основы психологии и педагогики.- Курс лекций. – Киев, 1999. –
С.28-32.
Лозниця В.С. Психологія і педагогіка: основні положення. Навчальний посібник. – Київ, 1999.-
С.44-67.
Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. – М.. 1989.- С.42-47.
Краткий
психологический словарь (Сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985. – С.114; 115;
124; 199; 189-191, 184-185; 165-167; 253-254; 323; 364-365; 369-372; 419-420).
Контрольные
вопросы и задания.
1.Раскройте соотношение понятий
«человек» - «индивид»- «личность»- «индивидуальность».
2.Какоово содержание понятий «развитие
личности» и формирование личности»?
3.Чем обусловливается развитие личности?
4.Назовите факторы, влияющие на
формирование личности.
5.Что означают термины «устойчивость
личности» и «активность личности»?
6.Дайте определение понятия
«потребность». Какие виды потребностей существуют?
7.Проанализируйте, какие конкретно социальные потребности (материальные, духовные) для Вас имеют наибольшее значение и как они влияют на Вашу жизнь.
8.Что понимается под
“мотивом”?
9.Как соотносятся потребность
и мотив7
10.Приведите пример, как интерес
влияет на активность личности.
11.Раскройте общее и особенное
в понятиях “желание”, “стремление”, “влечение”.
12.Что означает термин
“убеждение”?
13.Приведите пример того, как убеждение
влияет на Вашу деятельность
и поведение.
14.Что понимается под “психологической установкой”?
15.Проанализируйте влияние тех. Или иных психологических
установок на общественную жизнь
человека.
16.Что означает термин
“направленность личности”?
17.Что понимается под
“Я – концепцией”?
18.Из каких подструктур
состоит структура личности
(по К.К. Платонову)?