Основы психологии и педагогики

Аннотация лекций по дисциплине

«Основы психологии и педагогики».

 

Модуль № 1.

Тема № 1. Психология как наука.

1. Предмет и место психологии в системе наук о человеке.

2. Основные этапы развития психологии.

3. Направления (школы) современной психологии.

4. Методы психологических исследований.

5. Отрасли психологии.

 

1.     Факты психологической  жизни, их качественная и количественная характеристика, психологические законы, биологически и социально обусловленные компоненты, сознание. Структура психики: психические процессы, состояния человека, индивидуальные особенности. Объект психологии – психика, как функция мозга. Психология и естествознание; психология и научно-технический прогресс; психология и педагогика. Механизмы психологической защиты.

2.     I этап (античный и средневековье): Платон и Аристотель (душа, идея, тело); религия и существование человека.

II этап + (XVII- XVX в.в.): Р.Декарт – механизмы поведения человека; сознание.

III этап (конец XIX в нач.XX) – формирование психологии как отдельной науки. Учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

3.     XX  возникновение  основных направлений, школ теоретической и практической психологии: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая, гештальтпсихология, когнитивная, гуманистическая, культурно-историческая и др.

4.     Основные методы психологических исследований: наблюдение и эксперимент. Вспомогательные: беседа, анкета, социометрия, школы рейтинга и др. Конкретные методы: тесты интеллекта, личностные опросники, проективные рисунки.

5.     Психология конкретной деятельности: психология труда, педагогическая, юридическая и др. Психология развития: возрастная, сравнительная, психология аномального развития. Психология отношения личности и общества: социальная психология, психологические процессы, психология общения и др.

 

 

 

Модуль № 1

Тема №2. Психология деятельности и познавательных процессов.

 

1.     Психология деятельности: структура, виды, умения, навыки и привычки.

  1. Познавательные процессы.

 

 

1.                Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование  действительности и самого себя, та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его.

Структура деятельности. В ней выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют  часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операция – способ выполнения действия, средства осуществления деятельности – инструменты, которыми пользуется человек, выполняя те или иные действия и операции.

  Виды деятельности:

- общение  - направлено на обмен информации между людьми;

- труд – целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

- учение – процесс приобретения и закрепления знаний;

- игра – воспроизведение действий и отношений между людьми, направленных на познание окружающего мира.

Умения – способность выполнять определённые действия с хорошим качеством.

Навык сформированное, автоматически осуществляемое, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Привычка – действия или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

 

2.                Познавательные процессы – это психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание, то есть восприятие информации, её переработку, хранение и использование.

 

Подпись: ПамятьПодпись: ВниманиеПодпись: МышлениеПодпись: ОщущениеПодпись: ВоображениеПодпись: Восприятие 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Память  - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом информации.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей и отношений между ними.

Ощущение – психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных  раздражителей на соответствующие рецепторы.

Воображение -  необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в настроении образа продуктов труда, а так же обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризует неопределенность.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

 

Модуль № 2

Тема №3. Коллектив и личность.

 

3.     Коллектив и личность. Единство социального и психологического.

  1. Структура личности.
  2. «Я - концепция».
  3. Лидерство и конформизм.

 

1.    Личность является  и продуктом и активным  деятелем (субъектом) общественно-исторического  развития. Личность  есть совокупность всех общественных отношений.  Человек не рождается личностью, ею он становиться в процессе жизни. Личность чаще всего определяют как человека  в совокупности его социальных, приобретённых качеств.

Всякий живой организм представляет собой не сумму отдельных органов, а единство, в котором все составные части связаны между собой зависят друг от друга, т.е.  индивидуум (в переводе с латыни «неделимое»). В понятие «индивид» воплощена родовая принадлежность отдельно взятого человека  в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. К числу личностных не относятся психологические качества человека. В понятие «личность» включают такие свойства, которые являются более  или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя значимые  его значимые для людей поступки.  Индивидуальность держит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их содержание, которое данного человека  отмечает от других людей.  Человек, находясь в полной зависимости от окружающих, может стать личностью только став частью социальной ячейки, группы, коллектива.

  Коллектив -  устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления объединённых целями совместной общественно-полезной деятельностью и сложным  развитием формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

2.    В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности  понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различные видах деятельности.

Темперамент  включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер  содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества  охватывают несколько специальных  личностных свойств, влияющих на стремления человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальная установка – убеждения и отношения к людям.

3.    «Я  - концепция» это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой, продукт самосознания, фактор, влияющий на поведение человека, определяет направление деятельности индивида, поведение в ситуациях  выбора, контактах с людьми.

Три составляющие «Я - концепции»:

3.1.       Когнитивная  (мысленный, осознанный образ) – самопонимание.  Описательную составляющую «Я - концепции» называют «Я - образ» или картиной «Я».

3.2.       Оценочная составляющая «Я - концепции» - самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Термин «самооценка» подчёркивает оценочный характер представлений о себе, в котором присутствуют элементы сравнений себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным эталоном.

  Человек с адекватной самооценкой реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества, способен меняться  и адаптироваться к изменяющимся условиям.

  Человек с завышенной самооценкой показывает своё превосходство и этим заставляет других людей  испытывать трудности  в общении с ними: кроме того, будучи уверен в собственной непогрешимости, он пожжет попасть в сложную ситуацию, когда  требуется  отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую  правоту.

  Большой разрыв между реальным «Я» и идеальным образом «Я» свидетельствует о заниженной самооценке.  Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счёт  замечания, недовольства других  людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причём  переживания бывают глубоки и длительны.  Такие люди часто не уверены в себе, им трудно даётся принятие решений. Иногда понижается самооценка приводит к стремлению самоутвердиться за счёт других, может проявляться  немотивированная агрессивность и вспышки гнева.

3.3.       Поведенческая составляющая «Я - концепции» выражается в способности к самоконтролю. Самоконтроль – это самоуправляющееся поведение.

4.     Лидер – это член группы, осуществляющий руководство.

  Качества лидера: уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

  Классические роли членов коллектива: лидер, отверженные, пренебрегаемые, социальный лидер, принятые и др.

  Стили  управления коллективом: авторитарный, демократический, либерально-анархический, непоследовательный.

   Групповые нормы – это определенные правила, выработанные группой, принятые её большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

  Конформизм – это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, вытекающего из конфликта между  его собственным мнением и мнением группы.

  Негативизм – это позиция, когда  группа  оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, отрицая во что бы то ни стало все стандарты и нормы группы.

 

 

Модуль № 2

Тема №4. Темперамент.

 

1.               Определение и типы темперамента.

2.               Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову.

3.               Свойства личности по Г.Айзенку.

 

1.               Темперамент – индивидуально-своеобразная, природо-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

Сфера проявления темперамента: общая активность, моторная сфера, эмоциональная.

История развития представлений о темпераменте: древнегреческая медицина считала, что состояние организма зависит от количества соотношения «соков», или жидкостей в организме (кровь, лимфа, желчь). Смешение и преобладание жидкостей определяет  темперамент (латинское слово  temperamentum: преобладание крови («сангвис» - кровь) – сангвиник, смешение, при котором преобладает лимфа («флегма» - слизь) – флегматик; смешение с преобладанием жёлтой желчи («холэ» - желчь) – холерик; смешение с преобладанием чёрной желчи («мелайне холе» - чёрная желчь) – меланхолик.

  Учение об органической основе темперамента, созданное античной наукой,  представляет сейчас лишь исторический интерес.  Однако в науку прочно вошёл термин «темперамент» и до наших дней сохранило значение  деление людей в зависимости от их темперамента на четыре группы.

 

2.               Физиологической основой темперамента является учение о высшей нервной деятельности (учение И.П.Павлова и дрчёных).

   Типы  высшей  нервной деятельности:

- сильный – способен выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен;

- слабый – чувствительный, восприимчивый, но плохо переносит большие  нагрузки;

- уравновешенный или неуравновешенный (когда человека легко или трудно «вывести из себя»);

- подвижный или инертный (быстро или тяжело переключается с одного вида деятельности на другой).

 

3.               Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм.

Показать «Интроверсия - экстроверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия) либо на внутренний субъективный мир (интроверсия).

 

 

Модуль № 2

Тема №5.  Характер.

 

1.               Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятельности, общения и взаимодействия человека с окружающим миром.

2.               Факторы влияния на формирование характера.

3.               Соотношение характера и личности.

 

1.               Характер («чеканка», греч.) – это совокупность устойчивых индивидуальных  свойств личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

               

Сферы проявления характера:

- волевая, чувственная, умственная.

  Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы, с другой – система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий.

Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны.

Структура характера: черты характера, проявляющиеся в деятельности; по отношению к другим людям; к самому себе; отношения личности к вещам.

Выразительные признаки характера: поступки и действия, особенности речи, внешний облик.

 

2.               Факторы влияния на формирование характера:

- физиологические особенности (генетический код, тип темперамента, тип высшей нервной деятельности и т);

- воспитание (семья, детский сад, школа и дрнституты, которые выполняют непосредственно роль  воспитательную);

- социальная среда (окружающая среда, средства массовой информации и т.д.);

- самовоспитание.

 

3.               Характер и личность – далеко не одно и то же.

То, что создаёт человек, его «творения» - выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а с характером сталкиваются каждый день.

Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности, ради  чего он действует. Способы поведения  и направленность личности относительно  независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

 

 

Модуль № 2.

Тема № 7. Психологические особенности общения.

 

 

1.     Структура и средства общения.

2.     Невербальные средства общения.

3.     Вербальные средства общения.

4.     Позиции в общении.

5.     Стили общения.

6.     Манипулирование.

 

Структура и средства общения

  Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя  восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

  Стороны общения:

  Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения.

  Вторая сторона общения – интерактивная:  взаимодействие общающихся и обмен в процессе речи не только словами, но действиями, поступками.

  Произведя расчёт у кассы магазина, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру деньги за отобранную покупку, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

  Третья сторона – перцептивная – предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнёров по общению другого, как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и не в чем сообщенном ему не разберется.

  Есть такое высказывание: когда встречаются два человека, то сталкиваются, как минимум, 6 феноменов: то, что я думаю о Вас и то, что вы думаете о себе; то, что я думаю о самом себе и то, что вы думаете о себе; то, что я думаю, что Вы думаете обо мне и то, что Вы думаете, что я думаю о Вас и т.д. И всё это может быть весьма далёким от того, что есть на самом деле.

  Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную (восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие).

  Средства общения:

    ● язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

    ● интонации – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной  и той же фразе;

    ● мимика, жесты, поза, взгляд собеседника – могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

    ● расстояние, на котором общаются собеседники – зависти от культурных национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

 

Невербальные средства общения

    Наше общение осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному – от латинского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному).

    Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы». То есть, чувства, эмоции выражаются средствами невербального общения.

 

Невербальное общение, широко известно как «язык тела» или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

  Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних  слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в  виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведёт себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности.

  Например, собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведёт себя непринуждённо и (главное!) нас слушает. Наконец, нужно иметь в виду, что невербальное общение, как правило,  спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои  слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в  истинности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

 

 Позы и жесты.

  Установку и чувства человека можно определить по моторике, т.е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.

  Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе  в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись на бок).

   Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависти от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склоняясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно, если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуации соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склоны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперёд.

  Зная эмоциональное состояние Вашего собеседника, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется. Лучше наблюдать за ним, когда он думает, что на него не смотрят. Таким образом, попробуйте установить связь между эмоциональным состоянием и его невербальными проявлениями.

  Значение многих жестов рук или движений ног в определённой мере очевидно.  Например, скрещенные руки или ноги обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как не скрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, - признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешения собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают внимание свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

  Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживлённое выражение лица и экспрессивная моторика.

  Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

 

Походка.

    Ряд психологов утверждает, что по походке человека и по тому, как он носит обувь, можно судить об особенностях его личности. Оказывается, что характер походки прямо связан с возрастом индивида и его физическим состоянием, зависит от темперамента и образа жизни, указывает на его социальное положение.

  Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, - сосредоточены, не любят привлекать к себе внимание, часто углублены в свои мысли.

  Человек, ставящий ноги пятками внутрь, имеет обостренное внимание к окружающему: он все видит и все слышит, весел, общителен, иногда до назойливости.

  Звучная ходьба обнаруживает несдержанность характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон «компенсирует»  отсутствие уверенности в себе.

  Размеренный степенный шаг характеризует людей спокойных, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию.

  Если  человек при ходьбе  сильно размахивает руками, это свидетельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целеустремленности, а если при этом ноги он ставит легко и пружинисто, то это вообще идеальный человек.

  Тяжелая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности и /или  старости.

    Человек, продвигающийся танцующий походкой, -  несерьёзен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет  свои обещания.

    Те,  кто ходит мелкими шажками, как правило, педантичны и малообщительны.

    Человек  нерешительный при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный – то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки.

    Люди, быстро меняющие свои взгляды, стирают подошву, прежде всего, изнутри.

 

Межличностное пространство.

  Другим важным фактором в общении является межличностное пространство – как близко или далеко собеседники находятся по отношению  друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравиться, или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно, чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе друг к другу они сидят или стоят. Однако существует определенный  предел допустимого расстояния между собеседниками. Он зависит от вида  взаимодействия и определяется следующим образом:

• интимная зона (до 0,46 м) соответствует интимным отношениям и характерно  для родственников, возлюбленных, друзей. Может встречаться в спорте – в тех его видах, где имеет место  соприкосновение тел спортсменов;

• личная зона (0,46-1,2 м) – для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

 • социальная зона (1,2 – 3,6 м) – это расстояние обычно выдерживается при  официальном и формальном общении;

• публичная зона (более 3,6 м) – сохраняется при обращении к аудитории, к группе людей.

  Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем  указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удалённое положение, отрицательно сказывается на общении.

  Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдалённое положение.  Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины.  Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства  подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между  людьми. Мы  обычно держимся на большом расстоянии от тех, чьи положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

 

Жест – это движение, имеющее сигнальное значение.

«Алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

1.                Жесты-регуляторы – это жесты сообщения (например, во-о-от  такая рыба).

2.                Жесты-отношения – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо (например, кивок).

3.                Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов (например, «до свидания»)

4.                Жесты-адаптеры – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (например, перебирание отдельных предметов).

5.                Жесты-эффекторы -  жесты, выражающие определённые эмоции посредством движений тела и мышц лица.

 

  Женщины обладают более ярко выраженной врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы. Это  связано  с тем, что, воспитывая ребенка, первые несколько лет мать полагается только на невербальные каналы коммуникации со своим ребенком.

  Бывают уникальные жесты, которые истолковываются практически во всех  странах одинаково. Кивок головой почти везде означает «да», пожимание плечами означает «не знаю».

  Но не всегда жесты разгадываются так легко. Одно и  то же движение в разных странах порой имеет  особое значение. Например, поднятый вверх палец в Англии и Америке используется в попытках поймать машину, также он обозначает «все в порядке», а вот в Греции он обозначает «заткнись». Вот и представьте себе положение американца, останавливающего привычным жестом машину на дорогах Греции.

  Тем не менее, умение правильно истолковывать жесты очень много полезной информации.

  Сцепленные пальцы говорят о разочаровании, шпилеобразное положение рук – самоуверенности, акцентирование больших пальцев – властности.

  Если щека подпирается кулаком, а указательный палец упирается в висок – это оценочное отношение, а вот использование руки как опоры  -  это скука, постукивание пальцами по столу – нетерпение, почесывание шеи – несогласие.

  Не менее важно понимать мимику. Мимика – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Ч.Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий или «привычек», имевших приспособительное значение. Так, оскаливание зубов у животных при гневе облегчало их использование в борьбе, а широко открытые глаза при испуге позволяли лучше разглядеть врага.

  Замечено, что человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

  Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье. Причем легче распознаются положительные эмоции.

  Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови губы. Так, у человека, испытывающего злость, брови сдвинуты к переносице; при удивлении, недоумении, восхищении – брови приподняты. Опущенные уголки губ красноречиво  свидетельствуют о печали,  грусти, горе. При обиде губы сжаты.

  Очень важно помнить, что часто переживаемые эмоции оставляют следы на нашем лице, которые закрепляются и становятся нашей «визитной карточкой». Именно она позволяет малознакомым людям составить мгновенное впечатление друг о друге: «надменный тип», «брюзга», «оптимист», «зануда» и т.д. Хорошо бы нам самим представлять, что написано на нашей «визитной карточке» и научиться вносить в нее исправления.

 

 

Речевые средства общения

  Интонация  - это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего  к собственным словам и к тем людям, к  которым он обращается. Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие  передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость – мягким и приглушенным, с понижением звука к концу каждой фразы.

   Распознаванию эмоций  по голосу  можно научиться путём  работы над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи  и интонации.

  Так же необходимо обращать внимание  на темп речи.

   Люди говорят быстро:

- когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо;

- когда они  говорят о личных трудностях;

-  когда хотят в чём-то убедить собеседника или уговорить его.

   Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.

  Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение.  Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели, однако, не всегда делают поправку на волнение говорящего. Чем более прерывистая речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов, тем более некомпетентным кажется слушателям его обладатель. Поэтому старайтесь избавляться от подобных изъянов речи. Тем более, иногда людям кажется, что собеседник запинается и сбивается в своей речи, потому что настроен их обмануть.

  А вот если человек не  обращает внимание на то, что прерывают – это означает, что он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре -  значит, что больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

  Умение держать паузу -  порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.

   Окружающим кажется, что если человек много говорит – значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем сама  по себе громкость голоса не является тактика  постоянного  изменения громкости голоса. Парадоксально, но факт:  то, что сказано  более тихим голосом  на фоне  громкой речи, привлекает гораздо больше внимания, чем сказанное ещё громче.

  В речевом общении, безусловно, важной является форма изложения своих мыслей – здесь можно отметить правильность речи, ясность, логичность, простоту и в то же время богатство, живость. В речевом общении эффективным является такое количество, как находчивость. Личное самообладание, уверенность,  умение выходить из неожиданно сложившейся ситуации, а также  мастерство экспромта позитивно «работают» на имидж того,  кто ими обладает. Очень важна «энергетика» речи – ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует, когда выступающий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности своих аргументов. В речевом общении максимального успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств, а также  умелого их  использования для достижения своих целей.

  Вообще искусству говорить хорошо и убедительно можно научиться – есть даже специальный предмет – риторика. Однако, главным является постоянная практика, особенно важно практиковаться выступать перед аудиторией.

 

 

Позиции в общении

  Согласно теории Э.Берна, в человеке можно выделить три составляющих, которые обозначаются как различные  состояния «Я». Они следующие: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  Эго-состояние «Родитель» (эго-состояние Р) включает наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле это усвоенные без критической переработки установки и убеждения значимых для нас людей или просто «штампы».  Поэтому «Родитель» - как бы наш внутренний комментатор, редактор и оценщик.

  Взрослое состояние «Я»  (эго-состояние В) воспринимает  и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решение преимущественно обдуманно  и без эмоций, проверяя их реалистичность. «Взрослый»  ориентированный на решение встающих  перед ним в данный момент проблем, рассчитывая наилучший вариант из возможных альтернатив.

  Эго-состояние «Ребенок» (Д - дитя) руководствуется, главным образом, чувствами. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства, происходящие из детства.

  Наш внутренний «Ребенок» может быть настроен по-разному – свободно-творчески, униженно-беспомощно, бунтарски-строптивно.

 

  Говоря о позициях, которые занимают люди в общении, удобно также воспользоваться системой, предложенной Томасом А.Харрисом.

  По его мнению, существуют простейшие двусторонние позиции – это Ты и Я. Они имеют две модальности – позитивную (+) и негативную (-). Я «+» означает: «Я – хороший, со мной всё хорошо». Я «-» означает: «Со мной нехорошо, у меня не всё в порядке». Соответственно, читаются Ты «+» и Ты « - позиции. Сочетание этих  единиц дает четыре двусторонние позиции:

1.                Я « - Ты «+». Человек, который принял указанную жизненную позицию, полагается на милость  окружающих, испытывает огромную потребность в поглаживании, в признании. Такой человек полон желания угодить другому, но подобен альпинисту, который пожизненно приговорен покорять одну вершину  за другой, никогда не достигая полного удовлетворения. Психологически это депрессивная позиция в социальном плане она означает самоуничижение. В профессиональной жизнедеятельности такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости.

2.                Я « - Ты «-». Принятие  такой жизненной позиции приводит к замедлению или даже остановке развития Взрослого. Это значит, что человек считает плохим всех окружающих, а также самого себя. У  человека нет больше надежды, он сдается. Это позиция безнадежности.

3.                Я «+» - Ты «. Эта позиция подходит для ситуации, когда необходимо избавиться от кого-то. Это позиция превосходства. В большинстве случаев такая позиция характерна для посредственных личностей. Людей с завышенной самооценкой, склонных видеть в других только недостатки.

4.                Я «+» - Ты «+». Позиция «Я - хороший» - «Ты - хороший» - самая эффективная, потому что человек, принявший ее, не предполагает получения мгновенной радости и утешения. Эта позиция вполне здоровой личности с позитивной установкой на себя и социальное окружение. При такой позиции партнеров общение протекает взаимно оптимально.

  Таким образом, имеются четыре базовые позиции:

1). Я « - Ты «+» (депрессивность);

2). Я « - Ты «-» (безнадежность);

3). Я «+» - Ты « (превосходство);

4). Я «+» - Ты «+» (успех).

 

Стили общения

Социальные психологи выделяют 6 типов стилей  общения.

1.                Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас  и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно  тогда, когда каждый участник общения хорошо  знает личностные особенности собеседника, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. 

2.                Деловое общение,  когда учитываются особенности личности характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

3.                Примитивное общение,  когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно  вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, могут последовать агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

4.                Манипулятивное общение направлено на  извлечение выгоды от собеседника, причем используются разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

5.                Формально-ролевое общение  имеет место, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

6.                  Светское общение. Суть светского общения – в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

 

 

Манипулирование

  Манипуляции стали столь обычной, столь повседневной частью нашей жизни, что мы перестали их замечать.

  Больше всего манипулятор боится, что кто-нибудь,  пусть даже близкий и любимый человек, узнает об его истинных чувствах.

  Причины манипулирования: 

1). Недоверие (человек никогда не доверяет  себе полностью. Сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако, и  другим он полностью не доверяет).

2). Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь. Его вещь).

3). Неопределенность.

4). Желание управлять своими эмоциями и избегать близких отношений.

5). Желание получить одобрение всех и каждого.

    Существует 4 типа манипулятивных систем.

1). Активный манипулятор  пытается управлять другими с помощью активных методов. Он может угрожать, заставлять, шантажировать, внушать, что для вас гораздо лучше  будет ему уступить.

2). Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вялым. Он преднамеренно демонстрирует свою слабость, неумение справиться с проблемой, он бьет на вашу жалость.

3). Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь, как постоянный турнир. Он постоянно бросает вам вызов и не позволяет выйти из  игры.

4). Безразличный манипулятор  играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов. Он демонстрирует, что его уже ничего не интересует и исход дела него  не важен, при этом заметно его оскорбленное самолюбие. Для того, чтобы его не обидеть, ему уступают.

 

Трюки манипулятора.

1.                Обрушить на окружающих мешанину чувств, доводя их до полной растерянности.

2.                Приберечь эмоции про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент.

3.                Приукрашивание нормальных чувств и отношений и попытка  сделать из них  добродетель.

4.                Угроза.

5.                Спекуляции.

6.                Сравнение.

7.                Шантаж.

8.                Настраивание людей друг против друга.

9.                Подавленное состояние, демонстративная депрессия.

  В конфликте манипуляторы используют следующие способы борьбы:

1.                Преждевременные извинения.

2.                Отказ принимать борьбу всерьез.

3.                Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, например, отмалчивание в ответ на упреки.

4.                Использование интимных знаний о партнере.

5.                Цепное реагирование: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку.

6.                Притвориться, что соглашаешься с точкой зрения партнера – ради кратковременного мира.

7.                Косвенное нападение, например на некую персону, идею, которые дороги партнеру, - «удар рикошетом».

8.                Давать обещания, но не делать никаких попыток их выполнить.

9.                Требование много большего, чем партнер может дать.

10.           Намеренное создание и усиление чувства эмоциональной безопасности.

11.           Предательство.

 

 

Модуль № 2.

Тема № 8. Причины возникновения конфликтов (практическое).

 

1.     Виды конфликтов.

2.     Внутриличностный  или психологический конфликт.

3.     Семейный конфликт.

4.     Педагогический конфликт.

5.     Методы разрешения конфликтов.

6.     Конфликтные личности.

 

         КОНФЛИКТ – это процесс разного обострения противоречий и борьбы двух или более сторон – участников конфликта во время решения проблемы, что является особо значимым для каждого.

 

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ:

1.     по количеству участников:

-         личностный или психологический;

-         межличностный;

-         междугрупповой;

-         межколлективный;

-         междунациональный;

-         межгосударственный.

2.     по проблемам деятельности:

-         семейный;

-         педагогический;

-         управленческий;

-         политический;

-         экономический;

-         творческий.

3.     по степени обострения противоречий:

-         неудовлетворение;

-         противоречия;

-         противодействия;

-         вражда;

-         война.

4.     по степени разрешения проблемы:

-         конструктивный;

-         не конструктивный.

 

 

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Внутриличностный или психологический конфликт – это критическая ситуация и одновременно психологическое состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, что проявляется в обострении существующих противоречий или в возникновении новых противоречий между разными качествами, отношениями и действиями личности.

         В нем происходит:

-         нарушение приспособляемости личности к деятельности;

-         дезинтеграция личности, что проявляется в нарушении предыдущей структуры личности, в нарушении связи или разрыве между мотивацией и отношениями личности (хочу быть первым, отношения не позволяют, отношение к себе);

-         дезинтеграция нервной деятельности, что часто проявляется в разных видах неврозов (наиболее распространенный – истерический невроз).

 

Провокаторы внутриличностных конфликтов:

-         удовлетворение значимых мотивов становится невозможным или становится под запрет;

-         противоречия между разной мотивацией отношениями личности (например, между обязанностями и интересами личности);

-         противоречия между возможностями и стремлениями личности.

Психологический конфликт по своей обычной динамике – это необходимое условие развития самосознания и становления «Я – концепция».

         В психологическим конфликте  мотив часто становится подсознательным, потому что угнетается и вытесняется (Фрейд) другими мотивами, которые противоречат ему, связанными с реальными или надуманными моральными и социальными запретами. Мотив, который стал подсознательным, имеет свое удовлетворение на обходных путях, в таких проявлениях и символических образах, которые прямо и непосредственно не противопоставляют себя или как будто не противопоставляют социальным и моральным запретам и нормам. И так, «обходные пути» являются фактором психологической защиты. Таким образом, внутриличностный конфликт – в случае отсутствия неадекватных факторов психологический защиты – основной путь развития личности.

 

 

ПСИХОГИГИЕНА ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

1.     Формирование привычки, рефлексии или осознания внутренних причин (сознание несознательных или подсознательных мотивов).

2.     Формирование навыков саморегуляции, что позволяет сдерживать негативные, в том числе и невротические, эмоции, невротические реакции.

3.     Овладение приемами осознания в каких-либо межличностных и междугрупповых психологических конфликтных причин и внутренних условий, что вызывают конфликты.

 

 

СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ

            Абсолютно безконфликтных семей не бывает. Более того – семейные конфликты являются одной из наиболее распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов конфликтуют в 85 семьях из 100, в остальных время от времени ссорятся по различным поводам.

         Именно в семье ребенок впервые попадает в конфликтную ситуацию и обретает первый опыт поведения в конфликте.

         Семейные конфликты делятся на три типа:

-         супружеские;

-         между родителями и детьми;

-         между родственниками

 

Основными причинами семейных конфликтов являются:

-         трудноразрешимые материальные проблемы;

-         материальная зависимость одних членов семьи от других;

-         сексуальная дисгармония партнеров в браке;

-         ревность;

-         измена;

-         противоположные  интересы, устремления, ценностные ориентации членов семьи;

-         борьба за лидерство в семье;

-         авторитетное вмешательство родственников в супружеские отношения;

-         противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и на участие в этом процессе каждого из них, а также членов семьи;

-         алкоголизм, наркомания кого-либо из членов семьи.

Особенностью семейных конфликтов являются форма их протекания. Они отличаются:

-         повышенной эмоциональностью сторон;

-         скоростью развития на каждом этапе;

-         формами противоборства (упреки, оскорбления, угрозы, ссоры, скандалы, нарушение общения);

-         способами их решения (примирение, взаимные уступки, достижение согласия, развод).

   Самой существенной особенностью семейных конфликтов является то, что они могут иметь тяжелые социальные последствия и нередко заканчиваются трагически.

         Специалисты выявили несколько кризисных периодов в развитии семейных отношений.

         Первый кризис семья переживает в первый год супружеской жизни. Третья часть супружеских пар не выдерживают этого испытания и распадаются.

         Второй кризисный период связан с появлением детей. У супругов появляются новые обязанности, которые часто сдерживают их профессиональный рост и реализацию других интересов. Возможны столкновения супругов по вопросам воспитания детей.

         Третий кризис приходится на 10-15 год совместной жизни и характеризуется пресыщением друг другом и дефицитом  взаимных чувств.

         Четвертый кризисный период наступает после 18-24 лет супружеской жизни и связан с усиливающейся тревогой стареющей жены по поводу возможных измен мужа.

         Самые распространенные семейные ссоры происходят на почве того, что один из супругов долгие годы пытается перевоспитать свою половину. В двух случаях из трех инициатором ссор выступает жена. Вообще же исследователи пришли к заключению, что большинство семейных ссор обусловлено особенностями женской памяти, которая более цепко, чем мужская, удерживает все подробности прошлых обид и огорчений. И как только возникает подобный повод, прежние неприятные переживания всплывают в памяти и обретают новую силу.

         Если ссора, как вам кажется, неизбежна, и приближается момент ее возникновения, то постарайтесь провести ее по всем правилам.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ИНИЦИАТОРА ССОРЫ

-         Сначала обдумайте какую тему вы хотите избрать сегодня для ссоры, если все сразу – толку и проку не будет никакого.

-         Проследите, чтобы при выяснении ваших отношений рядом не было никого из членов вашей семьи.

-         Не затевайте ссору в момент, когда ваша усталая половина ест, умывается или отдыхает после работы.

-         Не спешите обрушить на супруга весь шквал негативных эмоций; сначала поостыньте, а потом уже начинайте разговор.

-         Не употребляйте бессмысленных фраз типа «с тобой вообще невозможно жить!».

-         Формулируйте свои претензии четко и ясно, дожидаясь ответа на них.

-         Никогда не прибегайте к недопустимым приемам: не упрекайте супруга  в физических недостатках, не оскорбляйте его родителей, не упоминайте о прошлых неудачах.

-         Не бойтесь признать свою неправоту: ваше покаяние сегодня откроет путь к покаянию Вашего супруга завтра.

-         И последнее: никогда не уходите в глубокую оборону в виде игры в «молчанку». Угрюмые молчуны, не дающие выход своим эмоциям и не высказывающие своих претензий партнеру, вдвое чаще умирают от сердечных приступов, нежели те, кто при ссорах «выпускает пар».

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

 

Классификация педагогических конфликтов

Первая группа – это мотивационные конфликты. Они возникают между преподавателями и студентами через слабую учебную мотивацию или через то, что студенты или не хотят учиться, или учатся без интереса, по принуждению. Конфликты, в основе которых мотивационный фактор, разрастаются и в конце концов между студентами и преподавателями возникает взаимная вражда, а иногда и борьба.

         О ком говорят преподаватели в преподавательской – о студентах. Естественно, не трудно догадаться о ком говорят студенты – о непонимании преподавателем студента, о несправедливых оценках, о неуважении к студенту.

         КТО ЖЕ ПРАВ, А КТО НЕТ?

         Естественно, все осознают, что преподаватели устают, а не все студенты хотят учиться. В основном, мотивационный конфликт возникает на основе того, что у студента и преподавателя разные интересы.

         Вторая группа – это организация обучения. Это четыре конфликтных периода:

1.                Изменение социальной позиции ( с ребенка превращается в студента), психологическая адаптация может длиться от 3-х месяцев до 1,5 года.

2.                Наличие новых предметов, которые в какой-то мере сложнее школьных.

3.                Комплекс «неполноценности».

-                     материальное состояние;

-                     начало взрослой жизни с проблемами и заботами;

-                     к сожалению, школа дает среднее образование, но не готовит, а если и готовит, то очень слабо, к адаптации социальным явлениям, вступления в мир взрослости, к исполнению роли студента;

-                     сопровождение острыми конфликтами, личными: неудачи в личной жизни, социальная невостребованность, возрастные особенности.

Третья группа – это конфликты взаимодействия: студентов между собой, студент-преподаватель, преподаватель-преподаватель, преподаватель-администрация. Эти конфликты происходят не с объективных причин, а через личностные качества тех, кто начинает конфликты, их цели. Наиболее распространенными среди студентов являются конфликты лидерства за первенство в группе.

Конфликты в системе «преподаватель-студент», кроме мотивационных, могут превратиться на конфликты морально-этического характера: нарушение данного преподавателем слова, разглашение личностных тайн, неуважение личностных качеств студента, и естественно личный пример преподавателя.

Конфликт «преподаватель-преподаватель» возникают по разным причинам: взаимные претензии по разделению обязанностей преподаватель-преподаватель, нарекание на личностную загруженность, более всего именно по его предмету (т.е. «я работаю больше и лучше»).

Конфликт «преподаватель-администрация» - проблемы  администрации и подчинения, проблемы с инновациями.

Каждому преподавателю необходимо знать:

Психологическую природу конфликта, его структуру и динамику, эффектные средства разрешения.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Структура, сфера, динамика:

Структура. Внутренняя позиция участника, взаимодействия и объекта конфликта.

     Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она непосредственно влияет на конфликтную ситуацию и находится, так сказать, «за кадром», часто не проговаривается в процессе конфликта, она обозначается в их мыслях, точках зрения, высказанных пожеланиях. Знать внутренние и внешние позиции тех, кто конфликтует, необходимо для того, чтобы увидеть внешними, ситуативными – внутреннее. Например, в вашей группе сложные отношения с некоторыми студентами. На занятиях ведут себя вызывающе, грубит, может и внешний вид не такой, как хотелось бы. Но если вы будете обращать внимание только на поведение и внешний вид не такой, как хотелось бы. Но если вы будете обращать внимание только на поведение и внешний вид, то напряжение не спадает, а только будет нарастать. Ваши отношения улучшаться, если вы будете ориентироваться не на внешнюю, а на внутреннюю позицию.

     В юношеском возрасте многие переживают «комплекс самоутверждения». Если вы хотите помочь - обратите внимание на уровень тревожности, самооценку, умение общаться, опираясь на личностные качества, найдите ему занятие, в котором он может достичь успеха. Когда молодой человек проявит себя и найдет свое призвание, он становится уравновешенным.

     Определить объект конфликт бывает нелегко. Вернемся к нарушениям дисциплины. В этом случае преподаватель и студент имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для преподавателя объектом выступает дисциплина, а для студента стремление к самоутверждению. Разрешение конфликта может начаться с соединения объектов: решая проблему поддержки дисциплины, преподаватель предоставляет какое-то интересное задание, при выполнении которого возникают условия удовлетворения его потребностей в самоутверждении.

 

 

СФЕРА КОНФЛИКТА МОЖЕТ БЫТЬ ДЕЛОВОЙ ИЛИ ЛИЧНОСТНОЙ

         Взаимодействия преподаватель-студент сталкиваются в конфликтных ситуациях. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы конфликт проходил в деловой сфере и не затрагивал личность. Например, выражая осуждение плохому поведению или слабой успеваемости, обсуждайте именно этот вопрос и не трогайте его личностных качеств.

 

 

ДИНАМИКА КОНФЛИКТА СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЭТАПОВ:

 

НАРОСТАНИЕ (1-я стадия)

 

РЕАЛИЗАЦИЯ (2-я стадия)

 

УГАСАНИЕ (3-я стадия)

 

         Следует помнить, что успешно блокировать развитие конфликтной ситуации вы можете на стадии ее возникновения (стадия – 1). Один из конфликтных средств «блокирования» конфликтов переведение его с плоскости коммуникативных отношений в плоскость предметно-деятельную, лучше всего связанное с физической нагрузкой для того, чтобы негативная энергия «выплеснулась» в совместном взаимодействии.

Если конфликт все-таки «загорелся» (стадия – 2) и погасить его уже не удается: пристрастии бурлят, участники возбуждены и демонстрируют «силовые приемы».

 Конфликтная ситуация реализовалась, бунтари реализовали свои силы и возможности, энергию, наступает стадия угасания (стадия 3). ПОМНИТЕ: воспитательная коррекция эффективна именно на данном этапе, когда произошла разрядка напряжения и участники «выплеснули» свои эмоции. У них возникает чувство виноватости, сожаления и даже чувство раскаяния. В этот период участники готовы к положительным изменениям и хотят измениться к лучшему.

 

 

МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

         Попадая в конфликтную ситуацию, направить свою активность на то, чтобы лучше понять своего собеседника, или на то, чтобы регулировать собственное психическое состояние для устранения конфликта или его профилактики.

         В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путями налаживания отношений между людьми, устранение недоразумений, недоговорок, несогласованностей. Проблема понимания другого человека (студента, коллеги по работе, мужа или собственного ребенка) достаточно сложная.

         Человек существует в двух измерениях: внутренне «я» и взаимодействие с другими людьми. Это сферы личностного «Я». Непосредственная, близкая и явно реальная она чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.д. «Я» другого человека является для нас, так сказать, «загадкой», которую необходимо разгадать. Чувства, мысли, переживания и стремления другого не подаются непосредственно в каких-то «формах», о них можно догадываться только по поведению, словесными и символичными средствами выражения.

 

 

КОНФЛИКТНЫЕ ЛИЧНОСТИ

         Существует категория так называемых трудных людей, к которым нужен индивидуальный подход. Трудный человек  обычно создает вокруг себя нервозную, напряженную атмосферу. С ним сложно найти общий язык, он не умеет слушать, не хочет принимать своего оппонента. Он всегда неудовлетворен отношениями к нему со стороны других людей, полагает, что его труд никогда не оценивается по достоинству. Трудный человек постоянно ищет виновного в сложившейся конфликтной ситуации.

         Если сотне респондентам  задать вопросы «Как вы относитесь к конфликтным людям? Считаете ли вы себя миролюбивым человеком?», то ответы в конечном счете, сведутся к классификации стилей поведения и выявлению на этой почве основных типов трудных, конфликтных людей. Даже на основании нескольких мнений можно проследить, сколь непросто дается общение с трудными людьми.

 

Евгений:

Конфликтных людей стараюсь попросту избегать. Я человек спокойный, незлобивый, но уже точно знаю, что конфликтные люди способны поссориться с кем угодно. Так лучше от греха по дальше!

 

Наталья.

         Когда я вижу. Что люди притворяются, говорят не то, что думают – я всегда ставлю их на место. Нечего меня за нос водить! Я всех насквозь вижу! Меня на мякине не проведешь!

 

Анна.

         Да, есть на свете трудные люди. Им все не так, всегда всем недовольны. Раньше я жалела таких, помогала, а потом надоело – все, как в прорву. Все равно жалуются на жизнь, на друзей, на родственников…Теперь с такими людьми я поддерживаю по необходимости лишь формальные отношения.

 

Зураб.

         Все люди верят в то, что они хорошие. Зачем их разочаровывать? В конце концов всегда можно согласиться с ними, сказать «да», а поступить потом так, как сочтешь нужным.

 

 

КОНФЛИКТНАЯ ЛИЧНОСТЬ.

Конфликтная личность – это ряд личностных черт что определяются определенными психотравмами и внутренними конфликтами, являются причиной негативного выброса эмоций и развитие конфликтных качеств поведения.

         Конфликтность личности – это отсутствие культуры общения человека, использование конфликтогенов (саботажники поведения) и конфликтных стереотипов поведения.

 

 

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ЧТО ПРИСУЩИ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ

1.     Желание доминировать при любых обстоятельствах.

2.     Псевдопринципиальность (слишком принципиальный).

3.     Чрезмерная прямолинейность в высказываниях и суждениях.

4.     Критика не обоснована и не агрументирована.

5.     Плохое настроение и раздраженность.

6.     Консерватизм мышления, стереотип взглядов, убеждений.

7.     Ошибочное представление о том, что надо говорить всю «правду в глаза».

8.     Ошибочное представление о независимости.

9.     Несправедливая оценка поступков других.

10.                       Лишняя инициатива, навязывая ее, вызывает конфликтную ситуацию.

11.                       Позиция превосходства.

 

 

ТИПЫ ТРУДНЫХ ЛЮДЕЙ

-         Жалобщики (они всегда находят повод на что-нибудь посетовать, но обычно ничего не делают для решения проблемы).

-         Агрессивисты (они постоянно нарываются на конфликт, задирая других, и раздражаются, когда их не желают слушать).

-         Пессимисты (они постоянно ориентированы только на неудачи, подстерегающие их впереди).

-         Всезнайки (они преисполнены сознанием собственной значимости, поскольку уверены, что знают все на свете и желают, чтобы их превосходство над другими было видно всем).

-         Молчуны (они никогда не говорят в открытую, чего хотят и о чем думают).

-         «Стопоры» (они нерешительны, не способны принять решение, ждут, когда это сделают за них другие или необходимость принятия решения отпадает сама по себе).

-         Лгуны (они лгут постоянно, по привычке, даже когда в этом нет необходимости, и вы в конце концов перестаете понимать чему можно верить, а чему нет).

-         Ложные альтруисты (они вынуждено делают добро, но в глубине души сожалеют об этом и в какой-то момент выступают в роли саботажников, требуя адекватной компенсации за свое «добро»).

-         Максималисты (они действуют по принципу «вынь да положи»).

-         Конформисты (они сверхпокладисты, всегда говорят «да», но почти никогда не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд).

 

 

 

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ С ТРУДНЫМИ ЛЮДЬМИ

         Если вы решили или оказались вынужденным вступить в конфликт с трудным человеком (например, он ваш непосредственный начальник), то прежде всего следует выявить его скрытые нужды и интересы и подумать над тем, как их удовлетворить.

         Внешнее поведение трудных в общении людей разительно отличается от того, что на самом деле каждый из них испытывает в глубине души. Например, сверх агрессивный человек сам нападает лишь потому, что на самом деле боится людей, и таким образом пытается подавить собственную пугливость и малодушие. А пессимист попросту боится крупной удачи – он к ней не готов.

         Первые контакты с трудным человеком всегда сопряжены с необходимостью преодоления отрицательных эмоций, которые он у вас вызывает своим поведением. Поэтому постарайтесь с самого начала не принимать близко к сердцу его слова и поступки: они не отражают истинных мыслей и желаний. Используйте приемы общения, которые дадут ему возможность не сдерживать своих истинных эмоций. Также можете использовать прием «вентиляция эмоций» для собственного успокоения и овладения собственными эмоциями. Представьте, что на уровне груди у вас открытая дверца, пропускающая насквозь все колкие слова вашего обидчика.

         Ваша задача -  разговорить такого человека, дать ему выговориться. Вам это удастся, если вы сумеете продемонстрировать свою готовность оказать ему всяческую поддержку, если он поверит в то, что вы не будете его осуждать. Может статься, что найдя в вас понимание и поддержку, он перестанет быть для вас трудным в общении.

         Но следует учесть, что трудные люди особенно чувствительны в вопросах вины и ответственности. Они либо безаппеляционно перекладывают вину за случившееся на других, либо мученически возлагают вину и ответственность на себя. Ваша задача – увести обсуждение проблемы от прошлого к будущему. Только так вам удастся нейтрализовать склонность трудного человека к чрезмерному обвинению себя или других и направить его действия в конструктивное русло разрешения конфликта.

 

 

КОНФЛИКТОГЕНЫ ОБЩЕНИЯ

1.     Противодействие «я не буду», «я не хочу».

2.     «Все пропало», «ничего не выйдет», «все безнадежно».

3.     Оценки по образцу: «у него ничего не получится», «он безнадежный».

4.     «Вы обязаны», «вы должны».

5.     «Вы всегда».

6.     «Вы никогда».

7.     Угрозы.

8.     Указания.

9.     Оскорбляющие прозвища.

10.                       Скрывать важную информацию.

11.                       Допросы.

12.                       Несвоевременные советы.

13.                       Тактика соревнования.

14.                       Бестактность.

 

 

ФОРМУЛА КОНФЛИКТА

Наука конфликтология доводит, что конфликт состоит из:

 

-         проблемы;

-         участников;

-         инцидента;

-         конфликтной ситуации.

 

Прогнозирование конфликта тесно связано с анализом всех компонентов:

-         наличие проблемы;

-         назревание и развитие конфликтной ситуации;

-         потенциальные участники этого конфликта;

-         возможность возникновения новых инцидентов, их повторение и нарастание, порождение новых проблем для конфликтов.

 

 

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПСИХОГИГИЕНА КОНФЛИКТОВ

1.     Решать спорные вопросы «здесь и теперь», не откладывая на будущее, не вспоминая давние обиды и конфликты.

2.     Стремиться адекватно воспринимать, отображать суть конфликта с точки зрения интересов, потребностей, целей участников конфликта. Для этого пользуйтесь таким приемом – чаще задавайте вопросы: «Правильно ли я Вас понял?».

3.     Открытость общения, стремление доброжелательности и сознания климата взаимного доверия.

4.     Попытаться понять позицию другого «с середины», стать на его место.

5.     Не говорить обидных слов, не унижать достоинства, поскольку вызывает резкость.

6.     Аргументировано высказывать свои намерения в случае неудовлетворения.

7.     Быть готовым перебороть себялюбие, амбиции. Признать собственную неправоту в этих или других вопросах, конфликтах. В конфликте всегда виновны обе стороны, или на примирение первым идет тот, кто мудрый, сильный духом.

8.     Постарайтесь не заявлять: «Это выдумки» и т.д.

 

 

ЭТАПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

1.     Установление действительных участников.

2.     Проанализировать не только внешнюю проблему, но и глубину (потребности, цель, опасения).

3.     Рассмотреть отношения, что существовали между участниками до конфликта.

4.     Выяснить истину, глубину причины конфликта.

5.     Выяснить отношение к конфликту лиц, с ним не связанных.

6.     Определить лиц, с помощью которых вы лично можете разрешить проблему.

 

 

КОГДА И КАКАЯ ТАКТИКА ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ ПРОДУКТИВНОЙ

1.     СОРЕВНОВАНИЕ

-         Когда для нас очень значительный результат, когда делаем ставку именно на свое;

-         Это тактика стремительной, экстремальной ситуации, когда решение надо принимать быстро, это тактика победителя;

-         Тактика власти;

-         Нет выбора, по другому невозможно, тактика «ва-банк»;

-         Когда находишься в критическом, безнадежном состоянии.

 

2.     УХОД ОТ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:

-         В незначимой ситуации;

-         Присутствие чувства безвыходной ситуации;

-         Слишком высокое напряжение и вы чувствуете необходимость послабления ее;

-         Если вы хотите выиграть время;

 

3.     ПРИСПОСОБЛЕНИЕ:

-         Действуя совместно с другим человеком, вы не стремитесь настаивать на собственных интересах (действует в интересах другого);

-         Когда вопрос для вас незначительный;

-         Когда все зависит от вашего прогноза, например, если другой не уступает в чем-то, а вы хотите уступить и предвидите, что это будет оценено;

-         Когда вы стремитесь сберечь мир и хорошие отношения с другими людьми.

 

4.     КОМПРОМИС

-         Мы иногда уступаем, чтобы удовлетворить свои интересы в будущем, но другая сторона делает то же самое;

-         Когда обе стороны имеют одинаковую власть, авторитет и взаимные интересы;

-         Когда вам необходимо получить решение как можно быстрее;

-         Когда вас устраивает временное частичное решение;

-         Если вас устраивает кратковременная выгода;

-         Если другие подходы к решению проблемы неэффективны;

-         Если удовлетворение вашего желания не имеет для вас особенного значения и вы можете им поступиться

 

5.     СОТРУДНИЧЕСТВО

-         Самый продуктивный. Потому что отстаивая свои интересы, стремитесь сотрудничать с другими.

 

ТЕХНОЛОГИЯ : сначала «выкладывают на стол» собственные потребности и цели, противоположная сторона делает то же самое. Потом обсуждаются и выбираются оптимальные решения, выгодные для обеих сторон. Это требует много времени, желания.

 

ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ: умение объяснит и осмыслить собственные желания, знать свои возможности, УМЕТЬ ВЫСЛУШАТЬ ДРУГОГО, найти альтернативу, искать решение, а не застрять на одном.

 

СОТРУДНИЧЕСТВО БУДЕТ ПРОДУКТИВНЫМ:

 

-         Решение проблемы является важным для обеих сторон;

-         Когда у вас тесные, длительные, значимые для вас отношения с другой стороной;

-         Когда вы и другая сторона имеют информацию, знания оп данной проблеме.

 

 

 

 

Опорная схема конфликтной ситуации:

1.     Определение в ситуации момента, когда преподаватель мог бы увидеть ее переход в конфликт.

2.     Почему этого не случилось? (преподавателю помешали эмоции, присутствие свидетелей, растерянность или что-то другое).

3.     Какие приемы влияния мог бы использовать преподаватель в аудитории и как он их использует на самом деле.

4.     какую информацию получил преподаватель о своих педагогических успехах и их расчеты. Анализ преподавателем своего поведения и ошибок в конфликтной ситуации.

5.     Варианты отношений с преподавателем после конфликта:

-         магнитофон;

-         спокойная музыка;

-         метроном;

-         часы;

-         звонок;

-         корточки.

Понятийная схема конфликта

 

Деловая сфера конфликта

 

Особенности сферы конфликта

 
 

 

 

 

 

 

 


Динамика конфликта:

 

Наростание  ! +

Реализация   

Затухание     !+

 

Структура конфликтной ситуации