Тема № 1.
Роль
бухгалтерского учета в управлении бюджетными организациями.
Бюджетные организации –
организации определенные или созданные в
соответствии
с Конституцией Украины, а также учреждения или организации что созданы
установленным порядком органами государственной власти,
органами
АРК или органами самоуправления, которые содержатся за счет средств
государственного бюджета Украины или местных бюджетов и используют выделенные
из бюджетов всех уровней государственные средства по целевому назначению в
процессе исполнения возложенных на них функций и выполнения мероприятий,
предусмотренных сметой. На сметно-бюджетном финансировании содержатся:
-
учреждения
социальной сферы;
-
образовательные
учреждения;
-
учреждения охраны
здоровья;
-
учреждения
культуры;
-
учреждения
Министерства обороны, МВД, СБУ.
-
органы
исполнительной власти, законодательной власти, судов и прокуратуры.
Бухгалтерский учет – это процесс, который
состоит из операций приема,
измерения
и регистрации фактов, явлений природы или современной жизни.
Хозяйственный учет- это учет
хозяйственной деятельности предприятий, функциональной деятельности бюджетных
учреждений, общества в целом, или
это
прием, измерение и регистрация фактов, явлений и хозяйственных процес
сов.
Хозяйственный учет в зависимости от
назначения учетной информации подразделяют на:
-
оперативный;
-
статистический;
-
бухгалтерский.
Бухгалтерский учет является основным видом
учета на предприятиях, поскольку он представляет собой систему сплошной,
непрерывной, докумен-
тально
обоснованной и взаимосвязанной регистрации многообразных средств и
хозяйственных операций.
Особенности
бухгалтерского учета состоят в
следующем:
-
используются три
измерителя – натуральные, трудовые, стоимостные;
-
учет строго
документирован;
-
учет
осуществляется в определенном порядке на основании документов;
-
записи
совершенных хозяйственных операций отражаются по учетным
счетам бухгалтерского учета;
-
по всем средствам
периодически проводится инвентаризация;
-
учет является
сплошным по охвату операций предприятий и непрерыв-
-
ным во времени.
Целью ведения бухгалтерского
учета и составлением финансовой отчетности в целом и в бюджетных учреждениях в
отдельности является выдача пользователям для принятия решений полной,
правдивой и своевременной информации о финансовом состоянии, результатах
деятельности и движения средств учреждения.
Основные задачи бухгалтерского учета в
бюджетных учреждениях это:
- точное исполнение утвержденного бюджета;
- выполнение финансово-бюджетной дисциплины и наистрожайшего режима экономии в расходовании бюджетных
средств;
-
охрана имущества, государственной
собственности;
-
мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.
Пользователи
учетной информации условно делятся:
Пользователи учетной информации
Руководители Работники Партнеры Органы гос. Финансовые Общественность
учреждений учреждений учреждений регулирова- аналитики
ния и контр - и советники
ля
внутренних так
и для внешних пользователей, она должна быть понятливой,
своевременной, достоверной,
объективной.
Значение бюджетного
учета состоит в том, что он во первых, обеспечивает выполнение бюджетом его основной
функции - рационального распределения и
перераспределения национального дохода и создание необходимых пропорций в
развитии общества.
Во-вторых, бюджетный учет играет важную
роль в бюджетном планировании. В-третьих, бюджетный учет и отчетность имеют
особенное значение в развитии финансовой науки. Результат какого-либо научного
достижения имеют практическую ценность тогда, когда они базируются на реальных
фактах экономической деятельности.
Значение бюджетного учета особенно растет
в период, когда экономика и государство поражены
инфляционными процессами.
Следует отметить, что бюджетный процесс
является сложным и разносто-
сторонним, поэтому к учету все время предьявляются
новые требования. Бюджетный учет
как информационная система исполнения бюджета должен постоянно
приспосабливаться к возрастающим потребностям бюджетного
процесса. Система бюджетного
учета должна быть сориентирована на модель рыночной экономики и отвечать международным принципам учета и отчетности.
2.Характеристика
элементов организации бухгалтерского учета.
Процесс
выполнения бюджета связан с мобилизацией доходов и проведением
расходов. Поэтому объектами
бюджетного учета является доходная и расход-
ная часть бюджета, а также ресурсы бюджету и прочие
мероприятия, что совершаются из бюджета.
Ведение бухгалтерского учета
обеспечивается системой методов.
Методом бухгалтерского учета в
бюджетных организациях является совокупность способов и прийомов,
с помощью которых функциональная деятельность учреждений отображается в учете.
Основными
среди них есть:
-отображение всех
хозяйственных операций в первичных документах и реест
рах учета и их
оценка;
- двойная запись операций и
система счетов;
-
проведение
периодической и годовой инвентаризации средств на счетах и в расчетах,
задолженностях, казначейских обязательствах;
-
обобщение
информации в балансе.
Документация |
Способ первичной регистрации
хозяйственных операций |
Инвентаризация |
Способ проверки
фактического наличия средств хозяйства |
Оценка |
Способ денежного измерения
средств , источников их создания и процессов |
Калькуляция |
Способ определения
себестоимости продукции |
Счета |
Способ экономической
группировки и отображения наличия и движения доходов ,
расходов, активов, обязательств и собственного капитала учреждения,
организации. |
Двойная запись |
Способ отображения
изменений на счетах |
Баланс |
Способ группировки и общего
отображения состояния средств
хозяйствования по составу и размещениям и по источникам их создания на
настоящую дату |
Отчетность |
Система обобщенных и
взаимосвязанных показателей выполнения плана за отчетный период |
б) Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс- это отчет о финансовом состоянии бюджетной организации, который
отображает на конкретную дату его активы, обязательства и собственный капитал.
Бухгалтерский баланс строится в виде двухсторонней
таблицы. В левой колонке таблицы, что называется активом
отображают состав и размещение имущества и состояние размещения средств,
выплаты учреждения, а в правой части, что называется пассивом – источники
создания собственного капитала, дохода и обязательств организации.
Общие итоги актива и пассива баланса
должны быть равны между собой. Это обязательное условие правильности его
составления.
Актив баланса состоит из трех разделов:
необоротные активы, оборотные
активы,
прочие необоротные материальные активы.
Пассив баланса также состоит из трех
разделов: собственный капитал,
обязательства,
доходы.
Создание баланса бюджетной организации
А К Т И В |
П
А С И В |
1.Необоротные
активы |
1.
Собственный капитал |
Нематериальные
активы |
Фонд
в необоротных активах |
Основные
средства |
Фонд
в малоценных и быстроизнаши вающихся предметах |
Прочие
необоротные активы |
Финансовый
результат |
II.Оборотные активы |
Результат
исполнения сметы по обще му
фонду |
Производственные
запасы |
Результат
исполнения сметы по специальному фонду |
Животные
на выращивании и откорме |
Результат
переоценок |
Малоценные
и быстроизнашивающиеся предметы |
II.Обязательства |
Материалы
и продукты питания |
Долгосрочные
обязательства |
Продукция |
Краткосрочные
обязательства |
Дебиторская
задолженность |
Текущая
задолженность по долгосрочным обязательствам |
Краткосрочные
векселя полученные |
Краткосрочные
векселя выданные |
Прочие
денежные средства |
Кредиторская
задолженность |
Денежные
средства в дороге |
III.Доходы |
Счета
в казначействе |
Общего
фонда |
Касса |
Специального фонду |
III.Расходы |
Кредиторская
задолженность |
Расходы
общего фонда |
|
Расходы
специального фонда |
|
Производственные
расходы |
|
Б
А Л А Н С |
Б
А Л А Н С |
в)План
счетов бухгалтерского учета
План счетов – это важный нормативный
документ для всех предприятий,
организаций и учреждений. Он разработан
на основе экономической классификации счетов и является основой
методологического объединения
учета на всех предприятиях
соответствующей отрасли народного хозяйства.
При этом нужно иметь ввиду, что на бюджетные организации не распростра-
няется действия национальных Положений (стандартов)
бухгалтерского учета.
На этом основании
Государственное казначейство разработало и 10.12.1999г.
Приказом № 114 утвердило «План счетов бухгалтерского
учета бюджетных
учреждений», который ввели в
практику с 01.01.2000г.
План счетов представляет
собой перечень счетов, отражающий систематизированную группировку необходимой
информации о всесторонней хозяйственной деятельности организаций , для осуществления управления, контроля, обобщения и
анализа.
План счетов бюджетных
организаций
|
Класс I |
|
10 |
Основные средства |
101 Земельные участки |
|
|
102 Капит.
расходы на зем. участ |
|
|
103 Здания и сооружения |
|
|
104 Машины и оборудование |
|
|
105 Транспортные средства |
|
|
106 Инструменты |
|
|
107 Рабочий и продук. скот |
|
|
108 Многолетние насаждения |
|
|
109 Прочие
основные средства |
11 |
Прочие необоротные материаль- |
111Музейные ценности |
|
ные активы |
112 Библиотечные фонды |
|
|
113 МБП |
|
|
114 Белье,постельные принадл. |
|
|
115 |
|
|
116 |
|
|
117 Инвентарная тара |
|
|
118 |
|
|
119 |
12 |
Нематериальные активы |
121 Авторские и смежн. права |
|
|
122 Прочие
нематер активы |
13 |
Износ необоротных активов |
131 Износ основных средств |
|
|
132 Износ прочих
необоротных |
|
|
материальных активов |
|
|
133 Износ нематериальных |
|
|
активов |
|
Класс II .ЗАПАСЫ |
|
20 |
Производственные запасы |
201 Сырье и материалы |
|
|
202 Оборудование, детали |
|
|
203 Спецоборудование для научно-иследовательских |
|
|
работ |
|
|
204 Строительные материалы |
|
|
205 Прочие
производственные |
|
|
запасы |
21 |
Животные на выращивании и |
211 Молодняк животных на вы |
|
откорме |
ращивании |
|
|
212 Животные на откорме |
|
|
213 Птица |
|
|
214 Звери |
|
|
215 Кроли |
|
|
216 Семьи пчел |
|
|
217 Взрослый скот,выбракован |
|
|
ный из
основного стада |
|
|
218Скот принятый
от населения |
|
|
для реализации |
22 |
Малоценные и быстроизнашива- |
221 МБП, которые
находятся на складе |
|
ющиеся предметы |
|
|
|
222 МБП специального назначе |
|
|
ния |
23 |
Материалы и продукты
питания |
231 Материалы для учебных |
|
|
Целей |
|
|
232 Продукты питания |
|
|
233 Медикаменты |
|
|
234 Хозяйственные материалы
|
|
|
и канцелярские |
|
|
235 Топливо, горючее и смазоч |
|
|
ные материалы |
|
|
236 Тара |
|
|
237 Материалы в дороге |
|
|
238 Запасные части |
|
|
239 Прочие
материалы |
24 |
Готовая продукция |
241 Изделия производственных |
|
|
(учебных) мастерских |
25 |
Продукция сельскохозяйственно- |
25 Продукция
подсобных (учеб |
|
го производства |
ных) сельских хозяйств |
|
|
|
|
Класс III.Средства, расчеты и прочие активы |
|
30 |
Касса |
311 Касса в национальной ва-
|
|
|
люте |
|
|
312 Касса в иностранной валю- |
|
|
те |
31 |
Счета в банках |
311 Текущие счета на
расходы |
|
|
учреждения |
|
|
312 Текущие счета для учета |
|
|
специальных средств |
|
|
313 Текущие счета для
учета |
|
|
сумм по поручениям |
32 |
Счета в казначействе |
321 Регистрационные счета |
|
|
322 Особые счета |
|
|
323 Специальные регистрацио |
|
|
нные счета |
|
|
324 Специальные регистрацио |
|
|
нные счета для
учета сумм по поручениям |
|
|
|
|
|
326 Спец.регистрационные
сче |
|
|
та для учета прочих собстве- |
|
|
нных поступлений |
|
|
328Прочие счета в
казначействе |
33 |
Прочие средства |
331 Денежные документы в на- |
|
|
циональной
валюте |
|
|
332 Денежные документы в
иностранной валюте |
|
|
333 Денежные средства в доро- |
|
|
ге. |
34 |
Краткосрочные векселя
полученные |
|
35 |
Расчеты с покупателями и
заказчиками |
|
36 |
Расчеты с прочим дебиторами |
361 расчеты в порядке плано- |
|
|
вых платежей |
|
Класс IV.Собственный капитал |
|
40 |
Фонд в необоротных активах |
401 Фонд в необоротных акти- |
|
|
вах по их видам |
41 |
Фонд в малоценных
и быстроиз- |
411 Фонд в малоценных и быст |
|
нашивающихся предметах |
-роизнашивающихся предме- |
|
|
тах по их видам |
42 |
Результат исполнения
бюджетов |
421 |
|
|
|
43 |
Результат исполнения смет |
431Результат исполнения
смет |
|
|
по общему фонду |
|
|
432 Результат исполнения
смет |
|
|
по специальному фонду |
44 |
Результат переоценки |
441 Переоценка материальных |
|
|
активов |
|
|
|
|
Класс V. Долгосрочные обяза- |
|
|
тельства |
|
50 |
Долгосрочные ссуды |
|
51 |
Долгосрочные векселя выданные |
|
52 |
Прочие долгосрочные обязатель- |
|
|
ства |
|
|
|
|
|
Класс VI.Текущие обязатель |
|
|
ства |
|
60 |
Краткосрочные ссуды |
601 Краткосрочные кредиты |
|
|
Банков |
|
|
605 Краткосрочные кредиты |
|
|
из бюджета |
|
|
|
61 |
Текущая задолженность по долго- |
611 Текущая задолженность |
|
срочным обязательствам |
по долгосрочным ссудам |
|
|
|
62 |
Краткосрочные векселя
выданные |
621 |
|
|
|
63 |
Расчеты за выполненные
работы |
631 Расчеты с поставщиками
и |
|
|
подрядчиками |
64 |
Расчеты по налогам и
платежам |
641Расчеты по платежам и на- |
|
|
логам в бюджет |
|
|
642 Прочие
расчеты с бюдже- |
|
|
том |
65 |
Расчеты по страхованию |
651 Расчеты по пенсионному |
|
|
обеспечению |
|
|
652 Расчеты по социальному |
|
|
страхованию |
|
|
653 Расчеты по страхованию |
|
|
на случай безработицы |
|
|
654 Расчеты по прочим видам |
|
|
страхования |
66 |
Расчеты по оплате труда |
661 Расчеты по заработной |
|
|
плате |
|
|
662 Расчеты по стипендиям |
|
|
663 Расчеты с работниками за |
|
|
проданные товары в кредит |
|
|
664 |
|
|
665 |
|
|
666 Расчеты с членами профсо- |
|
|
юзов по безналичным расчетам |
67 |
Расчеты по прочим операциям
и |
671 Расчеты с депонентами |
|
кредиторам |
672 Расчеты по депозитным |
|
|
сумам |
68 |
Внутренние расчеты |
681 Внутренние расчеты по |
|
|
общему фонду |
|
|
682 Внутренние расчеты по |
|
|
специальному фонду |
69 |
Средства бюджета |
|
|
|
|
|
Класс VII.Доходы |
|
70 |
Доходы общего фонда |
701 Ассигнования из государс- |
|
|
твенного
бюджета |
|
|
701 Ассигнования из местного |
|
|
бюджета |
71 |
Доходы специального фонда |
711 Доходы по специальным |
|
|
средствам |
|
|
712 Доходы по прочим собст- |
|
|
венным поступлениям |
|
|
713 Доходы по просим средст- |
|
|
вам |
72 |
Доходы от реализации
продукции, |
721
Реализация изделий (учеб- |
|
работ и услуг |
ных) мастерских |
|
|
722
Реализация изделий (учеб- |
|
|
ных) сельских хозяйств |
|
|
741Прочие доходы бюджетных |
|
Класс VIII. Расходы |
|
80 |
Расходы по общему фонду |
801 Расходы с государствен- |
|
|
ного бюджета на
содержание учреждения |
|
|
802 Расходы с местного бюджета на содержание |
|
|
учреждения |
|
|
803 Расходы сельских ,местных бюджетов |
81 |
Расходы по специальному
фонду |
811 Расходы по специальным |
|
|
средствам |
|
|
812 Расходы по прочим собст- |
|
|
венным поступлениям |
|
|
813 Расходы по прочим средс- |
|
|
твам. |
|
|
821 Расходы производственных |
|
|
(учебных) мастерских |
|
|
822
Расходы подсобных (учеб- |
|
|
ных) сельских хозяйств |
|
|
825 Расходы на изготовление
и |
|
|
переработку материалов |
|
|
|
|
Раздел II.Забалансовые счета |
|
01 |
Арендованные необоротные |
|
|
активы |
|
02 |
Активы на ответственном
хранении |
|
03 |
Незавершенное кап . строительство |
|
05 |
Гарантии и обеспечение |
|
08 |
Бланки строгой отчетности |
|
|
|
|
Как видим каждый счет
имеет наименование и кодовое обозначение. Записи в счет производятся только на
основании документов, правильно оформленных операций. Счета в бюджетных организациях
состоят из балансового счета, которые подразделяются на счета I и II уровня. Счета I уровня – это аналитические счета по видам структурных
подразделений, производственных участков.
Счета II уровня отражают записи по кодам экономической классификации
расходов (КЭКРам).
г) Формы бухгалтерского
учета
В бюджетных организациях наиболее
распространенными формами бух-
галтерского учета являются
журнал-главная и машино-компьютерные
формы учета.
Новая инструкция о формах мемориальных
ордеров предусматривает использование 15 основных мемориальных ордеров в форме
накопительных ведомостей, каждая из которых имеет специальное назначение и
специфическое создание и один мемориальный ордер (16) типовой формы , предназначенный для оформления прочих операций , которые
не охвачены основными мемориальными
ордерами.
Состав и предназначение основных
мемориальных ордеров
|
|
Мемориальный ордер №1 |
Накопительная ведомость по
кассовым операциям |
Мемориальный ордер №2 |
Накопительная ведомость
движения средств общего фонда в органах Госказначейства |
Мемориальный ордер №3 |
Накопительная ведомость
движения средств специального фонда в органах Госказначейства |
Мемориальный ордер №4 |
Накопительная ведомость по расчетам
с прочими дебиторами |
Мемориальный ордер №5 |
Сводный расчет ведомостей
по заработной плате |
Мемориальный ордер №6 |
Накопительная ведомость по
расчетам с прочими кредиторами |
Мемориальный ордер №7 |
Накопительная ведомость по расчетам
в порядке плановых платежей |
Мемориальный ордер №8 |
Накопительная ведомость по
расчетам с подотчет ными лицами |
Мемориальный ордер №9 |
Накопительная ведомость о
выбытии и перемеще- нии необоротных активов |
Мемориальный ордер№10 |
Накопительная ведомость о
выбытии и перемеще- нии МБП |
Мемориальный ордер №11 |
Сводная накопительная
ведомость о поступлении продуктов питания |
Мемориальный ордер №12 |
Сводная накопительная
ведомость об использован ных продуктах питания |
Мемориальный ордер №13 |
Накопительная ведомость израсходованных мате- риалов |
Мемориальный ордер №14 |
Накопительная ведомость
начисления доходов специального фонда |
Мемориальный ордер №15 |
Сводная ведомость по расчетам
с родителями за содержание детей |
Мемориальный ордер №16 |
Применяется для отображения
операций ,что не зафиксированы в м/о с 1-15. |
|
|
|
|
Итоговые суммы с мемориальных
ордеров записывают в книгу
«Журнал-главная», в которую записи по счету проводят из регистров одновре
менно по Дебету и Кредиту счета.
Данные «Журнал-главной»
используют для составления бухгалтерского «Баланса», который является способом
группировки и отражения хозяйственных средств по составу и по источникам
формирования в денежной оценке на момент его составления. Баланс построен в
виде двухсторонней таблицы. Левая часть таблицы - актив, показывает
состав и размещение средств предприятия.
Правая часть -пассив
, отражает источники образования этих средств. Каждый элемент средств в
активе и пассиве называется статьей баланса.
Отчетный период-квартал, поэтому
записи в «Баланс» проводятся на
1-ое число каждого квартала.
3.Нормативные документы , которые регламентируют ведение
бухгалтерского учета в
бюджетных организациях.
Приказы Государственного
казначейства Украины
Постановления Кабинета
Министров Украины
Вопросы для
самоконтроля
1.Назовите специфические
особенности и задачи бухгалтерского учета в бюджетных организациях на
современном этапе.
2.Назовите основные элементы
метода бухгалтерского учета.
3.Дайте общую характеристику
плана счетов бюджетных организаций.
4.Охароактеризуйте формы
учета ,что используются в бюджетных организациях.
5. Назовите основные типовые
формы мемориальных ордеров, что исполь-
зуются в бюджетных организациях.
6.Раскройте содержание и
структуру баланса бюджетных учреждений.
Литература:
Залозна О.Г. «Бухгалтерський облік у бюджетних установах”, Міністерство
аграрної політикі України, 2004 рік.
Ст..3-30.
Тема 2: Финансирование бюджетных организаций.
План
1.Финансирование организаций
в условиях казначейства.
2.Учет денежных средств:
2.1.Учет кассовых операций .
2.2.Учет средств и доходов
общего фонда.
3. Учет расходов общего
фонда.
4. Порядок планирования
доходов и расходов бюджетных организаций.
1.Финансирование
организаций в условиях казначейства.
В
соответствии с законами Украины государственный бюджет состоит из общего и
специального фондов. Общий фонд бюджета включает доходы Государственного
бюджета Украины, которые направляются на обеспечение финансовыми ресурсами
общих расходов.
Бюджетные организации
получают средства из государственного или мест-
ных бюджетов. Эти ассигнования формируют доходы общего
фонда организации.
Кассовое исполнение государственного
бюджета в условиях функциониро-
вания государственной казначейской системы проводится
органами Государственного казначейства путем финансирования и проведение
платежей
распорядителями средств. Под
понятием «Финансирование» подразумевают
обеспечение денежными
средствами бюджетных организаций.
Финансирование проводится в размере
ассигнований, предусмотренных распорядителями средств. Бюджетные средства
зачисляются на единый казна-
чейский счет государственного бюджета. Распорядителями
средств являются
руководители Министерств,
ведомств, которым дано право распоряжаться бюд-
жетными средствами. Ассигнования из бюджета выделяются на конкретные
потребности и мероприятия. В
зависимости от подчиненности и объема полученных прав, распорядители средств
делятся на главных и нижестоящих.
Главными распорядителями
средств являются Министры и руководители соот-
ветствующих органов исполнительной власти. Им дано право
распределять
бюджетные ассигнования между
нижестоящими распорядителями.
Главные распорядители - Министр
и руководители ведомств.
Распорядители низшего
уровня делятся:
Второй ступени – руководители соответствующих организаций, которые
полу-
чают
ассигнования: 1- на содержание своей организации;
2- для
перераспределения средств организации 3-ей ступени.
Третей ступени – руководители организаций, которые получают бюджетные
средства на
содержание только данного учреждения.
Распорядители средств в органах
Государственного казначейства открывают
регистрационные счета на которые поступают средства из бюджета.
Финансирование бюджетных организаций
проводится по следующей схеме:
Схема
финансирования бюджетных учреждений
Верховная Рада Украины принимает Закон о Государственном
бюджете
на бюджетный год
·
Министерство финансов в
двухнедельный срок передает
утвержденный
Роспись доходов и расходов бюджета
Главному управлению
Государственного казначейства
·
Распорядители средств
второго уровня проводят распределение
доходов и расходов подчиненным
учреждениям распорядителей
средств третьего
уровня
·
Распорядители средств
третьего уровня составляют сметы доходов
и расходов в пределах утвержденных
бюджетных ассигнований
·
Операционно-контрольное управление
бухгалтерского учета и отчет-
ности Государственного казначейства перечисляет
средства по назначе-
нию
территориальным управлениям Государственного казначейства и
распорядителям средств.
·
Финансирование распорядителей бюджетных средств проводится по
подразделениям бюджетной
классификации.
Учет бюджетных средств по распорядителям
в операционном отделе казна-
чейства ведется на отдельных карточках, которые открываются
для каждого
регистрационного счета. В
карточке накапливается информация о выделенных
бюджетных средствах,
их использование и остаток. Учет финансирования
проводится по кодам бюджетной
классификации.
Казначейская система исполнения бюджета
создана с использованием
единого казначейского счета.
Единый казначейский счет представляет собой
систему бюджетных счетов
Государственного
казначейства, что открываются в учреждениях банка, на
которые зачисляются налоги,
обязательные платежи в Государственный бюджет
и прочие поступления по
действующему законодательству.
Полученное бюджетное финансирование по мере
зачисления средств на бюд-
жетный счет отражается в выписках учреждения банка, на
основании которых
составляются мемориальные
ордера.
Для проведения расходов к платежным
поручениям бюджетной организации
прилагают соответствующие
документы : счета – фактуры, накладные, трудо-
вые договора, договора на
выполненные работы, акты приема выполненных работ.
С целью контроля за
использованием средств, первичные документы
для проведения оплаты,
проверяются не только с точки взгляда на их правиль-
ность оформления, но и согласно их
целевого и эфективного расходования.
При выявлении неэффективного использования
материальных и денежных ценностей и расходов , непредусмотренных
сметой, Государственное казна-
чейство может отказать в оплате платежного поручения.
Платежные поручения
представляются как на бумажных так и на электронных носителях.
Полученное
из Государственного бюджета финансирования составляет общий фонд бюджетной
организации.
2.Учет денежных средств.
2.1Учет кассовых операций.
Для проведения своей деятельности бюджетные
учреждения имеют денежные
средства. Их состояние
постоянно изменяется и движение совершается в виде
наличной формы и безналичных
расчетов. Хозяйственные операции, при выпол-
нении которых используются наличные средства, называются
кассовыми.
Движение средств на счетах в
банке происходит в безналичной форме.
Учет кассовых операций бюджетные
учреждения проводят согласно «Поло-
жения о ведении кассовых операций в национальной валюте
Украины»,
утвержденное Постановлением Правления Национального Банка Украины
от 15.12.2004 г. № 637.
Бюджетным организациям устанавливается
лимит кассы. Порядок опреде-
ления лимита кассы и сроков сдачи наличной выручки
регулируется Инструк-
цией» об
организации работы наличным оборотом учреждениями банков Украины. (Приложение №
1) Денежные средства больше установленного лимита предприятия должны хранится на счетах банка. Сверхлимитный остаток налички может храниться в кассе,
если она получена с целью выплаты заработной
платы, стипендии, пенсии, компенсации, помощи, средств на командировки
только три рабочих дня, после окончания этого срока неиспользованные средства
необходимо вернуть в банк.
Для получения наличных средств бюджетная
организация по доверенности получает в казначействе в отделе учета чековую
книжку, заполняет Заявку на получение
наличных средств и денежный чек.
На основании оформленного денежного чека
кассир получает наличку с
открытого в учреждении
установленного банка бюджетного счета органа Госу-
дарственного казначейства.
Наличные средства, полученные учреждением,
должны храниться в специаль-
но оборудованном и
изолированном помещении. Ответственность за оборудо-
вание кассы, доставку и сохранность средств несут
руководители организаций.
Кассир должен беспрекословно придерживаться
кассовой дисциплины. Поступление средств оформляется приходным кассовым
ордером, выдача нали-
чных средств проводится по расходным
кассовым ордерам, а также на основании подтверждающих платежных документов,
расчетно-платежных ведомостей.
Приходные и расходные кассовые ордера
составляются бухгалтером и ре-
гистрируются в специальном журнале.
В бюджетных организациях услуги могут
учитываться с применением РРО
или использованием РК,
где РРО-
регистратор расчетных операций, РК-расчетная книжка.
Учет кассовых операций проводится на счете
30 «Касса», субсчете 301,
Открыт мемориальный ордер № 1
«Накопительная ведомость по движению
наличных средств».
2.2. Учет средств и
доходов общего фонда.
открытия счетов:
-заявление на открытие счета;
-справку о внесении в Единый
государственный реестр предприятий и органи-
заций Украины с
определением идентификационного кода (ЄДРПО).
-
копия
утвержденного Положения или Устава предприятия, заверенных
нотариально или вышестоящей организацией;
-
карточка с
образцами подписей и оттиском печати;
-
уведомление об
открытых счетах для налоговой инспекции;
-
утвержденная
смета доходов и расходов, лимитная справка, план ассигно-
ваний,
план использования, паспорт бюджетных программ.
Для безналичных расчетов в национальной
валюте бюджетные организа-
ции по общему фонду в Плане счетов открывают счет 32,
субсчет 321 «Регист-
рационные счета».
Зачисление средств на регистрационные
счета отражается по дебету счета 32, а перечисление – по кредиту. Аналитический
учет ведется в разрезе регистрационных счетов, открытых по кодам функциональной
классификации
расходов.
Учет доходов, что в смете относится к общему фонду ведется на счете 70 «Доходы общего
фонда», субсчете 701 «Ассигнования из государственного бюджета» , 702
«Ассигнования местного бюджета на
расходы организаций и
прочие мероприятия».
В кредит субсчетов 701 и 702 записывают
суммы бюджетных средств, что поступили на расходы, предусмотренные сметой
согласно утвержденному бюджету, суммы излишних материалов и наличных средств в кассе.
В дебет субсчетов 701 и 702 записывают
суммы отозванных средств; суммы
фактических расходов, что
списываются в конце года на основании годовых
отчетов; суммы списанных
недостач материалов и безнадежных долгов.
Таблица 1. Формирование
общего фонда
№п/п |
Содержание операции |
дебет |
кредит |
1 |
Получено бюджетное
финансирование |
321 |
701 |
2 |
Оприходованы излишки
наличных денег |
301 |
701 |
3 |
Списаны фактические расходы
по годовому отчету |
701 |
801 |
|
|
|
|
Для отображения хозяйственных операций по
учету средств общего фонда с целью проведения записей в Журнал-главную
составляется накопительная ведомость движения денежных средств общего фонда в
органах Государствен-
ного казначейства -
мемориальный ордер № 2.
Кассовые расходы по субсчету 321 проводят
по кодам экономической клас-
сификации расходов и учитываются в карточке аналитического
учета кассовых
расходов, а фактические
расходы средств общего фонда- в карточках
аналитического учета фактических расходов.
Кассовые расходы – это перечисление средств с регистрационного
счета, открытого в казначействе.
Коды экономической
классификации расходов - это цифровое обозначение
статей расхода бюджета.
Движение и наличие средств, что находятся в
аккредитивах, чековых книжках, в оплаченных талонах на бензин, мазут, харчування и т.д., оплаченных
путевках в санатории, турбазы, бланках трудовых книжек
учитываются на счете
33 «Прочие средства» , субсчете 331 «Денежные документы в национальной ва-
люте».
Таблица 3.Учет операций с
денежными средствами общего фонда.
Содержание |
дебет |
кредит |
1.Списана безнадежная
дебиторская задолженность |
701 |
364 |
2.Получены наличные
средства в кассу |
301 |
321 |
3.Получены в банке чековые
книжки |
331 |
321 |
4.Проведена оплата
поставщикам |
364 |
321 |
3.Учет расходов общего
фонда.
Особенностью новой бюджетной классификации
является четкое разграничение расходов по экономическим признакам с
детальным распреде-
лением средств по их предметным признакам – заработная плата, начисления, все
виды хозяйственной деятельности, выплаты населению (трансферты насе-
лению и т.д.). Такое деление позволяет выделить защищенные статьи
бюджета
и обеспечить единый подход ко
всем получателям с точки зрения его исполне-
ния. К защищенным статьям бюджета относятся расходы:
заработная плата,
начисления на заработную
плату, стипендия, коммунальные расходы
(теплоснабжение, водоснабжение,
электроснабжение, газоснабжение). Данные
расходы финансируются на 100%
независимо от выполнения поступлений
доходной части бюджета.
Под расходами понимают государственные
платежи, которые не подлежат
возврату. Расходы делятся на текущие и капитальные. Кодовое обозначение
(КЭКР) текущих расходов по
Государственному бюджету 1172, капитальных
2410; по местному бюджету
каждая статья расходов имеет свой КЭКР.
Например: заработная
плата-1111; начисления-1120; хозяйственные, канцелярс-
кие расходы-1131; командировочные расходы-1140;
теплоснабжение-1161;
водоснабжение-1162;
электроснабжение-1163 и т. д.
Учет расходов из бюджета ведется на счете
80 «Расходы по общему фонду»
с распределением на субсчета 801 «Расходы с
государственного бюджета на содержание учреждений и прочих мероприятий», 802
«Расходы с местного
бюджета на содержание
учреждений и прочих мероприятий», 803 «Расходы
сельских, селищных
и местных бюджетов»
ственного бюджета на содержание организации и прочих
мероприятий. Расходы
бюджетных средств проводятся
согласно утвержденной сметы.
Таблица 4 Учет расходов по
общему фонду
Местный Бюджет КЭКРы |
Государ. Бюджет КЭКРы |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1111 |
1172 |
Начислена оплата труда |
801/802 |
661 |
1120 |
1172 |
Начисление на оплату труда: |
801/802 |
|
1120 |
1172 |
пенсионный фонд |
|
651 |
1120 |
1172 |
обязательное страхование по времен ной нетрудоспособности |
|
652 |
1120 |
1172 |
обязательное соц.
страхование на случай безработицы |
|
653 |
1131 |
1172 |
использованы периодические
издания, хоз.товары,строительные |
801/802 |
234 |
1133 |
1172 |
использованы продукты |
801/802 |
232 |
1134 |
1172 |
использован мягкий
инвентарь |
801/802 |
221 |
1135 |
1172 |
использовано гсм, запчасти |
801/802 |
235 |
1136 |
1172 |
расходы по аренде |
801/802 |
675 |
1137 |
1172 |
использование материалов на
текущий ремонт |
801/802 |
675 |
1138 |
1172 |
расходы по связи, интернету |
801/802 |
675 |
1139 |
1172 |
прочие услуги посторонних
организаций |
801/802 |
675 |
1140 |
1172 |
расходы на командировки |
801/802 |
362 |
1161 |
1172 |
услуги по теплоснабжение |
801/802 |
675 |
1162 |
1172 |
услуги по водоснабжению |
801/802 |
675 |
1163 |
1172 |
услуги по электроснабжению |
801/802 |
675 |
1164 |
1172 |
за природный газ |
801/802 |
675 |
1165 |
1172 |
прочие коммунальные услуги
(профдезинфекция) |
801/802 |
675 |
1166 |
1172 |
прочие энергоносители (балоны с газом) |
801/802 |
675 |
1170 |
1172 |
расходы по проведению исследова- ний, разработок и госуд. програм |
801/802 |
675 |
1200 |
1172 |
выплата процентов по
обязательствам |
801/802 |
675 |
1310 |
1172 |
текущие расходы полученных
субсидий |
801/802 |
321/311 |
1320 |
1172 |
текущие трансферты органам госуд. управления прочих уровней |
801/802 |
681 |
1340 |
1172 |
текущие трансферты
населению |
801/802 |
661 |
1342 |
1172 |
стипендия |
801/802 |
662 |
1343 |
1172 |
Возврат сбережений
гражданам |
801/802 |
661 |
|
|
|
|
|
|
|
Капитальные расходы |
|
|
2110 |
2410 |
Приобретение производ. оборудова- ния и предметов долгосрочного использования |
801/802 |
401 |
2121 |
2410 |
расходы на строительство
жилья |
801/802 |
631/675 |
2122 |
2410 |
расходы на строительство
административных объектов |
801/802 |
631/675 |
2123 |
2410 |
|
801/802 |
631/675 |
2131 |
2410 |
капитальный ремонт
жилищного фонда |
801/802 |
631/675/23 |
2132 |
2410 |
Кап.
ремонт админ. объектов |
801/802 |
631/675 |
2200 |
2410 |
расходы на создание стратегичес- ких и надзвычайных запасов |
801/802 |
361/675/362 |
2300 |
2410 |
расходы на приобретение
земли |
801/802 |
401 |
2410 |
|
капитальные трансферты
предприятиям |
801/802 |
401 |
3000 |
2410 |
нераспределенные расходы с
резервного фонда КМУ |
801/802 |
681 |
4111 |
|
выдача кредита органам
управления прочего уровня |
801/802 |
50,60 |
4112 |
|
получение кредита
учреждением |
801/802 |
503,603 |
4113 |
|
|
801/802 |
503/603 |
4121 |
|
возврат кредита органами госуд. управления |
503,603, |
801/802 |
4123 |
|
|
503,603 |
801/802 |
4210 |
|
получение внешних кредитов |
801/802 |
503/603 |
4211 |
|
Возврат внешних кредитов |
503/603 |
801/802 |
4. Порядок планирования
доходов и расходов бюджетных организаций.
В соответствии с Порядком № 228 определен
перечень плановых документов
составляемых бюджетными
организациями, учреждениями, наличие которых необходимо при осуществлении
расходных документов.
Смета доходов и расходов -
это основной плановый документ, который предоставляет полномочия бюджетному
учреждению на получение доходов и
осуществление расходов,
определяет объем и направление средств для выпол-
нения бюджетными учреждениями
своих функций и достижения целей, опреде-
ленных в соответствии с бюджетными назначениями.
Смета состоит из двух частей:
-общий фонд, в котором
отражаются поступления из общего фонда бюджета
и расходование бюджетных
средств на выполнение учреждением своих
основных функций в разрезе
кодов экономической классификации расходов;
- специальный фонд,
включающий объем поступлений из специального фонда
фонда с детализацией по
группам, подгруппам и видам поступлений
согласно
классификации доходов, а
также распределение расходов в соответствии с эко-
номической расходов на осуществление соответствующих расходов
исходя из
законодательства на
реализацию приоритетных мероприятий, связанных с вы-
полнением учреждением своих основных функций.
Смета утверждается по общему и
специальному фондам на календарный год в объеме равном сумме этих двух фондов.
В доходной части сметы отража-
ются плановые
поступления, направляемые на покрытие расходов из общего и специального фондов
бюджета учреждения.
На основании различных показателей
определяется сумма доходов учреждения по каждому источнику поступлений
специального фонда
(количества
мест в общежитиях, площади сдаваемых помещений в аренду,
количество часов планируемых
лекций, семинаров и т.д.)
Основные требования при
осуществлении планирования является первоочередное обеспечение бюджетными
средствами расходов по защищен-
ным статьям бюджета.
Вместе со сметой утверждается и план
ассигнований из общего фонда бюд-
жета, который является
неотъемлемой частью сметы.
План ассигнований представляет
собой помесячное распределение ассигнований, утвержденных сметой для общего
фонда бюджета исходя из сокращенной формы экономической классификации расходов.
Смета и план ассигнований составляется
бюджетными учреждениями на основании лимитных справок, доведенных
распорядителями высшего уровня
Отдельно на каждую программу
или выполняемую бюджетную функцию.
Данные документы должны быть утверждены в
течении 30 календарных дней с момента утверждения
росписи бюджета, в противном случае осуществление расходов бюджетного
учреждения приостанавливается.
Смета
План ассигнований Лимитная справка
План использования Помесячный план
использования
Паспорт бюджетных
программ
Тема 3.
Учет специальных средств бюджетных организаций.
1.Экономическое
содержание и состав специальных средств.
2.Планирование,
классификация и задачи учета специального фонда.
3.Учет
операций на счетах казначейства.
4.Учет
доходов и расходов специального фонда.
1.Экономическое
содержание и состав специальных средств.
Экономическое
содержание платных услуг заключается в том, что при недостаточном бюджетном
финансировании, бюджетные организации с по-
мощью поступлений в
специальные фонды расширяют сеть оказываемых
услуг, улучшают их качество,
укрепляют материально-техническую базу.
Специальный фонд состоит из собственных
поступлений бюджетной
организации, к которым
относятся специальные средства, средства на вы-
полнение отдельных поручений, прочие собственные поручения,
субвенции,
полученные из бюджета другого
уровня и другие доходы.
Постановлением Кабинета Министров Украины
от 20.01.97 г. № 38
утвержден перечень платных
услуг, которые могут предоставляться государ-
ственными учебными заведениями и Постановлением КМУ № 41 утвержден
перечень платных услуг по
учреждениям охраны здоровья.
По учебным заведениям этот перечень
включает (сокращенный вариант):
1.В сфере образовательной
деятельности:
-обучение студентов в высших
учебных заведениях сверх государственного
заказа в пределах лицензированного объема приема;
-подготовка рабочих различных профессий сверх
государственного заказа;
-повторное изучение
отчисленными студентами отдельных дисциплин;
-плата за научные
консультации;
- платные курсы водителей,
кружки иностранных языков, компьютерной подготовки.
2.В сфере международного сотрудничества:
-предоставление визовой поддержки
студентам-иностранцам;
-оформление выездов
работников учебных заведений Украины на
педагогическую работу;
3.В сфере здравоохранения и
дошкольного воспитания.
-содержание детей в
дошкольных интернатах;
4. В сфере физической культуры и спорта:
-групповые и индивидуальные
занятия физической культурой и спортом
на стадионах, спортзалах, плавательных бассейнах и т.д.
-организация «групп здоровья».
5.В сфере туризма и
экскурсий:
-предоставление мест на
туристических базах.
6.В сфере бытовых услуг:
-ремонт и техническое
обслуживание автомобилей и других транспортных средств;
-услуги по парковке автомобилей;
-ремонт бытовых машин и
видеотехники;
-фото-, кино-, видео услуги.
7.В сфере транспортных услуг:
-предоставление транспортных
средств для
перевозки населения;
-перевозка топлива, овощей,
строительных материалов.
8.В сфере
жилищно-коммунальных услуг:
-проживание в общежитиях
учебных заведений.
9.Другие услуги:
-изготовление и реализация товаров
широкого потребления ( в теплицах, мастерских,
лабораториях)
-выращивание и реализация
сельскохозяйственной продукции и продукции
животноводства в высших
учебных заведениях;
-сдача в аренду зданий,
сооружений, оборудования;
-полиграфические услуги;
-пользование компьютерной
сетью «Интернет».
Доходы от платных услуг формируют
специальный фонд бюджетных организаций. Кабинет Министров Украины своим
Постановлением от 17.05.02 г. № 659 утвердил перечень групп собственных
поступлений бюджетных организаций:
1.Первая группа «Собственные поступления, бюджетных организаций»
делится на 4 подгруппы:
а) плата за услуги,
которые оказывают бюджетные организации согласно их
функциональной деятельности,
то есть это средства которые поступают бюджетным организациям как плата за
услуги, оказание которых связано выполнением основных функций и заданий
бюджетных организаций
(плата за обучение,
медицинские услуги и т.д.)
б) поступление бюджетных средств от хозяйственной или
производствен-
ной
деятельности (квартплата за жилье, за общежитие, за питание, за ком-
мунальные услуги , от продажи
продукции);
в) плата за аренду
имущества;
г) поступления от
реализации имущества (кроме зданий, сооружений и прочих материальных
ценностей в т.ч. списаных).
2.Вторая группа «Прочие
источники собственных поступлений бюджет-
ных организаций»:
-
благотворительные
взносы, подарки;
-
перечисления для отдельных
поручений. Например: для
приобретения компьютера, принтера, то есть, указана конкретная цель покупки за
счет заказчика.
Собственные
поступления бюджетных учреждений используются в соот-
ветствии
с законом «О Государственном бюджете» или решением про
местные
бюджеты на покрытие расходов , связанных с
организацией и оказанием определенных в
каждой группе и подгруппе услуг.
Депозитные суммы- это средства , которые находятся
во временном
распоряжении
бюджетных организаций и с наступлением определенных
условий
подлежат возврату ( депонированная заработная плата).
2.Планирование,
классификация и задачи учета специального фонда.
Порядок планирования нами уже рассмотрен в
предыдущей теме в 4 воп-
росе. Дополнить можно
следующее. Проект сметы на рассмотрение представ-
ляется до 01 апреля финансового года на планируемый год.
После принятия
Закона «О Государственном
бюджете» в течении 30 дней со дня его принятия
организация использует
временную смету доходов и расходов. После истече-
ния данного срока
бюджетная организация обязана представить в казначей-
ство утвержденную постоянную годовую смету на финансовый
год.
Изменения в смету вносятся в течении текущего года с помощью «Довідок”
с представлением в вышестоящую организацию письменного пояснения
при-
чин изменений, вносимых
в “Смету”.
Бюджетная
классификация расходов разработана согласно Международ-
ных требований статистики государственных финансов, она предусматри-
вает группировку расходов государственного бюджета согласно их экономи-
ческого содержания. Классификация расходов нами уже рассмотрена на
2 за-
нятии, аналогична она и по специальному фонду.
Задачи учета специальных средств заключаються в следующем:
- своевременное
документальное оформление
всех хозяйственных операций;
- своевременное и правильное
отражение в регистрах аналитического и синте
тического учета хозяйственных операций.
3.Учет операций на счетах
органов Государственного казначейства.
Для учета операций специального фонда в
казначействе открывают два счета: Первый
-для учета операций по 1 группе собственных
поступлений бюджетных организаций и расходов по этой группе согласно утвержденной
«Сметы доходов и расходов».
Для учета движения средств в плане счетов бюджетной
организации открыт счет - 32, субсчет –323, мемориаль-
ный ордер № 3.По
дебету счета отражается поступление средств, по кредиту
счета использование средств.
Второй - для учета операций по 2 группе прочих
собственных поступлений бюджетных организаций и расходов по этой группе
согласно утвержденной «Сметы доходов и расходов». Для учета движения средств в плане счетов
бюджетной организации открыт счет-32, субсчет- 324, мемориальный ордер № 3.
Движение по счетам отражается в выписке
банка, которую ежедневно выдает казначейство, которая служит основанием для
составления мемориального ордера № 3.
Поступление платы за услуги на
регистрационный счет можно отразить
корреспонденцией: Дт 323
- Кт 364; поступление благотворительной
помощи Дт 324 - Кт 713.
Третий – для учета сумм за поручениями,
открытого на основании необходимых нормативных актов Национального банка
Украины и разрешения соответствующего органа Государственного казначейства.
В разрешениях на открытие текущих счетов
«Суммы по поручениям»
указывается источник
поступления средств, цель, на которую они используются, номера и даты решений
правительства, местных органов власти.
Четвертый - для учета депозитных сумм,
которые выдаются учреждениям по именным чекам на имя тех лиц или организаций,
которые их получают.
Не востребованные
депозитные суммы, после срока их сбережения ( 3 года)
подлежат перечислению в доход того бюджета, за счет которого содержится
учреждение. На этом счете хранится депонированная заработная плата, стипендия.
4.Учет доходов и расходов специального
фонда.
Доходы специальных средств учреждений на
отчетный год состоят из остатков средств соответствующего вида на начало года и
их поступлений в плановом периоде.
В бухгалтерском учете для учета доходов
специального фонда предназна-
чен счет 71 «Доходы специального фонда» с распределением
на шесть субсчетов. Отдельно, на субсчете 711 учитываются доходы по специальным
средствам.
На субсчете 712 учитываются доходы по
прочим собственным поступле-
ниям, которые получает учреждение, и расходы
их проводятся согласно «Сметы доходов и
расходов».
На субсчете 713 учитываются доходы по прочим средствам, что получает учреждение
для расходов в пределах сметы доходов и
расходов.
На субсчете 714 «Средства родителей за
оказанные услуги» учитываются поступления на счет средств родителей на
содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
На субсчете 715- доходы, направленные на
покрытие дефициту бюджета.
На субсчете 716 учитываются суммы средств
по договорам с физическими или юридическими лицами за оказанные услуги, что
поступили в отчетном году и не использованы, но будут использованы в будущем
году на расходы, предусмотренные договорами.
В кредит счетов 711-716 записываются суммы
начисленных доходов в разрезе видов за оказанные услуги и суммы поступлений от
прочих видов доходов. В дебет счетов относят расходы на протяжении года, после
окончания года и прочих операций.
Синтетический учет доходов специального
фонда ведется в книге Журнал-Главная форма № 308. Операции по начислению
доходов специальных средствах
учитываются в накопительной ведомости формы №409 (мемориальный ордер 14).
Аналитический учет доходов по каждому
виду специальных средств ведут книге
форма № 297-б.
Учет фактических расходов, за счет
средств специального фонда согласно сметы, ведется на счете 81 «Расходы
специального фонда», который делится на субсчета:
811 «Расходы за специальными средствами»
812 «Расходы за прочими собственными
поступлениями»
813 «Расходы за прочими средствами»
На этих субсчетах
учитываются фактические расходы специального фонда по смете доходов и расходов в части
соответствующих специальных средств, прочих собственных поступлений и прочих
средств учреждений.
Понятие «производство» имеет место и в
бюджетной сфере, так как деятельность учебно-производственных мастерских и
подсобных хозяйств при
бюджетных учреждениях предусмотрена действующим законодатель-
ством.
Для учета расходов на производство планом
счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 82 « Производственные расходы»,
который делится на шесть субсчетов:
821 «Расходы производственных (учебных)
мастерских»
822 «Расходы подсобных (учебных) сельских
хозяйств»
823 «Расходы на научно – исследовательские
работы по договорам»
824 «Расходы на изготовление
экспериментальных установок»
825 «Расходы на заготовку и переработку
материалов»
826 «Расходы к распределению».