ПОЛИТЭКОНОМИЯ

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТЭКОНОМИЯ»

 

1.     Экономические законы и категории.

2.     Основные этапы развития экономической теории.

3.     Развитие экономической мысли в Украине.

4.     Товар, его свойства, действенный характер труда воплощенный в товаре.

5.     Сущность собственности, ее юридическая и экономическая сторона. Виды собственности.

6.     Формы собственности, право собственности.

7.     Производственная и социальная инфраструктура.

8.     Конкуренция, движущая сила развития рыночных отношений.

9.     Виды конкуренции.

10.            Формы хозяйствования, их условия возникновения и развития.

11.            Монополии и их формы.

12.            Функции политической экономики.

13.            Величина стоимости товара и факторы влияющие на нее.

14.            Разгосударствление и приватизация пути и формы.

15.            Возникновение сущности и функции денег.

16.            Закон стоимости, его функции и механизм действия.

17.            Экономические функции государства в рыночной экономике.

18.            Предпосылки возникновения мирового хозяйства.

19.            Международные валютные отношения и МВФ.

20.            Система международных экономических отношений.

21.            Экономический цикл и экономические колебания.

22.            Основные формы и современные системы оплаты труда.

23.            Общественное воспроизводство и его типы.

24.            Национальное богатство.

 

1.     Формы монополии: картель.

2.     Потребильная и меновая стоимость товара.

3.      Функции денег: средства обращения.

4.     Функции денег: мера платежа.

5.     Функции денег: мировые деньги.

6.     Функции денег: накопление богатства.

7.     Золотой стандарт.

8.     Что представляет собой масштаб цен.

9.     Общественное разделение труда.

10.            Кредитные деньги.

11.            Бумажные деньги.

12.            Товарные деньги.

 

Практическое задание

 

          1. С учетом вышесказанного изобразите содержащуюся в таблице 2 информацию графически.

 

Зависимость между доходом и потреблением

Доход

(за неделю, долл.)

Потребление

 (за неделю, долл.)

Точки

0

50

А

100

100

В

200

150

С

300

200

Д

400

250

Е

(См. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Экономикс. Т.1 – М.: Республика, 1993. – С. 29.)

 

 

          2. Собственник земли получает ежегодно арендную плату за сданный в аренду участок 6 тыс. денежных единиц. На участке имеются сельскохозяйственные постройки и сооружения стоимостью 40 тыс. денежных единиц со сроком службы 20 лет. Норма банковского процента – 5% годовых. Определите величину земельной ренты.

 

 

Практическое задание

 

          1. На основе содержащейся в таблице 3 информации покажите графически, как изменяется посещаемость театра по мере изменения цен на билеты.

 

Зависимость между ценой на билеты и числом посетителей

Цена билета

(долл.)

Число посетителей

(тыс.)

Точки

25

0

А

20

4

В

15

8

С

10

12

D

5

16

Е

0

20

F

            (См. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Экономикс. Т.1 – М.: Республика, 1993. – С. 30.)

 

                          Какая зависимость (положительная или отрицательная) существует между этими двумя рядами данных?

          Какая линия (восходящая или нисходящая) характеризует их зависимость?

 

 

          2. За 8-часовой рабочий день в условиях прямой сдельщины рабочий изготавливает 16 изделий. Поштучная оплата – 20 денежных единиц за изделие. Затем норма выработки была определена в 20 изделий, а оплата – 20 денежных единиц за изделие при пере- и выполнение норм выработки и 18 денежных единиц за изделие при невыполнении. Определите, как изменятся выработка продукции и дневная зарплата, если новую норму рабочий выполняет на 95%.

 

 

 

 

 

Практическое задание

 

          1. В результате применения нового оборудования количество работников, занятых изготовлением данного товара, сократилось в 1,5 раза, а производительность их труда возросла в 3 раза. Определите, как изменился физический объем продукции.

 

 

          2. В три равновеликих участка земли вложено по 200 денежных единиц в каждый. Средняя норма прибыли – 20%. Урожай на 1 участке составил 4 ц, на 2 – 5 ц, на 3 – 8 ц. Определите размер дифференциальной ренты.

 

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Предприниматель открывая фирму по пошиву верхней одежды, предполагает выпускать 20 единиц продукции в месяц. Такой объем выпуска возможен при двух комбинациях затрат материалов (А) и труда (В):

1.    10А + 5В.

2.    8А + 7В.

 

Какую комбинацию лучше выбрать предпринимателю, если

цена единицы материала – 4 денежные единицы, а цена единицы труда – 5 денежных единиц?

          Какую комбинацию выберет предприниматель, если фирма не изменит свой профиль, а цена единицы материала упадет вдвое?

 

 

          2. Проанализируйте приведенную ниже структуру розничной цены хлеба (А.И. Попов. Рыночные процессы в микро- и макроэкономике: Учебное пособие. – СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996. – с. 74.)

 

1.    Сельскохозяйственное производство………………………….18%

2.    Хлебоприемное предприятие с учетом транспортировки……10%

3.    Мукомольное производство……………………………………26%

4.    Хлебокомбинат………………………………………………….19%

5.    Налоги……………………………………………………………7%

6.    Торговля…………………………………………………………20%

 

Итого:……………………………………………………………….100%

 

 

 

Практическое задание

 

          1. На рис. 12 изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы находимся в точке А. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку В? Каковы возможные пути возвращения в точку А? Что показывает точка С?

 

Мясо (тонн)

 

                             .С

                   .А

          .В

 

 


                        Самолеты (штук)

 

 

          2. Можно ли на основе уменьшения доли занятых в сельском хозяйстве в крупнейших промышленно развитых странах (в США около 2% всех занятых в народном хозяйстве, во Франции – 604% самостоятельного населения страны, в Англии – 2,8%) сделать вывод о превращении его во все менее важную отрасль народного хозяйства?

 

 

Практическое задание

 

          1. Общественная потребность в товаре обеспечивается тремя группами производителей. Первая группа изготавливает 10 тыс. изделий, затрачивая на каждое 2 часа труда, вторая – соответственно 60 тыс. и 3 часа, третья – 30 тыс. и 4 часа. Рассчитайте величину стоимости товара.

 

 

2. Из общего валового продукта 375 млн. денежных единиц в сельском хозяйстве 25% пошло на непосредственное потребление, 45% - на промышленную переработку, 20% использовано на семена и фураж в самих хозяйствах, 10% - на накопление. Рассчитайте размер продукта 1 и 2 подразделений.

 

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Как будут соотноситься стоимости сапог и топоров, созданных сапожником и кузнецом за равный по продолжительности рабочий день, если труд первого в три раза сложнее труда второго?

 

 

          2. Реальный ВНП составил 800 млрд. денежных единиц в прошлом году и 840 млрд. денежных единиц в текущем году. Рассчитайте: а) темпы роста и б) темпы прироста ВНП в текущем году по сравнению с прошлым годом в процентах.

 

 

 

Практическое задание

 

          1. В период 1849-1859 гг. в связи с открытием богатым месторождений золота в Калифорнии производительность труда в золото обрабатывающей промышленности повысилась в 2,2 раза, а в целом по промышленности США – на 30%. Определите, как эти изменения повлияли бы на уровень цен на промышленные товары при условии неизменности всех прочих условий.

 

 

2. Рассчитайте темпы роста ВНП, если он составлял 300 тыс. денежных единиц и увеличился с прошлого года на 15 тыс. денежных единиц.

 

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Цена товара равна 15 г золота при количестве золота в денежной единице равном 2 г.

          Какие изменения произойдут в цене товара, если в золотодобывающей промышленности производительность труда понизится на одну треть? Изменится ли при этом масштаб цен?

 

 

          2. За период 60-80 годов XX в. новые индустриальные страны Азии достигли среднегодовых темпов роста реального ВНП на уровне 8-9%, в результате чего уровень реального ВНП на душу населения увеличился в 5 раз.

          Почему экономический рост является одной из целей макроэкономической политики? Какие показатели экономического роста наиболее адекватно отражают этот процесс?

 

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Вы покупаете автомобиль с рассрочкой на 1 год (цены условные). Цена автомобиля 10 000 денежных единиц. Первый взнос составляет 20%, плата за услуги – 10%. Рассчитайте ежемесячный взнос и сумму, в которую обошлась покупка автомобиля. Объясните почему покупка в рассрочку привлекает потребителей.

 

 

2. Дана кривая производственных возможностей (КВП).

Что произойдет с КВП, если:

а)  в отрасли производящей товар Х, НТП позволит увеличить количество продуктов Х до 60 ед.;

б) в отрасли, производящей товар  Y, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество Y до 20 ед.;

в)  эти процессы произойдут в обеих отраслях?

Y

 

50        КВП

 

 

 

 

 0            10                                            Х

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Дана таблица производственных возможностей выпуска колбасы и роботов.

Начертить КВП. Определить:

а)  альтернативные издержки на производство 3-й единицы колбасы;

б)  общие издержки на производство 3-х единиц колбасы.

Варианты

Колбаса (тыс.)

Роботы (шт.)

Альтернативные издержки

А

0

10

-

В

1

9

-

С

2

7

-

Д

3

4

-

Е

4

0

-

 

 

          2. Рассчитайте величину обязательного резерва и количество денег, которое банк может ссужать фирмам, если норма резервирования составляет 20%, а у банка есть 100 млн. денежных единиц.

 

 

 

Практическое задание

 

          1. За 8 часов рабочий производит 8 изделий. Как изменится величина стоимости одного изделия и всех изделий, если:

а)  производительность труда возрастет в 2 раза?

 

 

 

          2. Определите курс акции, номинальная стоимость которой равна 1000 денежных единиц, выплачиваемый на нее дивиденд составляет 261 денежную единицу в год. Норма банковского процента – 9% годовых.

 

 

Практическое задание

 

          1. Допустим, курс доллара к немецкой марке составляет 1 : 3, следовательно один и тот же товар в США стоит, например, 400 долл., а в Германии 12000 марок. Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Германия), если курс доллара искусственно понизится до 1:2?  Определите величину дополнительного дохода.

         

 

2. В стране 3 производителя, обеспечивающих потребность общества в товаре Х.

Производители

Индивидуальное рабочее время t, затрачиваемое на производство 1 ед. товара Х (ч)

Количество производимых товаров Х (ед.) Q

А

3

200

В

4

150

С

5

180

          Рассчитать величину стоимости товара Х (или общественно-необходимое время, t общ. необх., затрачиваемое на производство товара Х).

 

 

Практическое задание

 

          1. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 300 тыс. ден. ед.;  сумма цен товаров проданных в кредит – 20 тыс. ден.ед.; сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил, - 10 тыс. ден.ед., а взаимопогашающиеся платежи – 15 тыс. ден. ед. Одна денежная единица совершает в среднем 25 оборотов в год. Найти количество денег необходимых для обращения. Что произойдет в экономике, если в обращение будет выпущено 15 тыс. ден.ед.?

 

 

          2. Функция спроса имеет вид Д=30-5р, а функция предложения S=-5+2р. Определите:

          а)  цену равновесия и объем продаж;

          б)  как изменяется спрос и предложение, если установится цена, равная 4 единицам.

 

 

 

Практическое задание

 

          1. В течение десяти часового дня работник, затраты труда которого являются общественно необходимыми, изготовляет пять единиц какого-то продукта.

          Какие изменения произойдут в стоимости каждой единицы продукции, если производительность труда возрастет на 20%, что произойдет с величиной стоимости всей изготовляемой за день продукции?

 

 

2. Функция спроса имеет вид Д=30-5р, а функция предложения S=-5+2р. Определите:

          а)  цену равновесия и объем продаж;

          б)  что произойдет с объемом продаж, если цена установится на уровне 6 единиц.

 

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Количество товаров в стране увеличилось в 3 раза, цены на товары увеличились в 2 раза. Как изменилась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в 2 раза?

 

 

 

          2. Предположим, есть 2 рынка товара А. Функция спроса на первом: Д1=25-р, предложения S1=-11+2р; На втором, соответственно: Дп=60-2р, Sп=-20+2р. Как изменяется цена равновесия и объем продаж, если эти рынки объединятся?

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, 240 млн. денежных единиц, сумма цен товаров, проданных в кредит – 10 млн. денежных единиц, взаимные расчеты – 50 млн., срочные платежи – 20 млн. Денежная единица совершает в среднем 20 оборотов в год. В обращении находится 11 млн. денежных единиц. Как отреагирует на это товарно-денежное обращение?

         

 

 

2. Какова будет цена земельного участка, если землевладелец ежегодно получает 50 тыс. денежных единиц земельной ренты, а банк выплачивает вкладчикам 10% годовых?

 

 

 

Практическое задание

 

          1. На бирже заключена срочная сделка с премией на покупку 100 акций по 2000 денежных единиц за штуку, из которых премия составляет 100 денежных единиц. В момент исполнения сделки: а) курс акций упал до 1850 денежных единиц за акцию; б) курс акций поднялся до 2100 денежных единиц. Опишите поведение покупателя в ситуациях а) и б).

 

         

 

2. Собственник земли получает ежегодно арендную плату за сданный в аренду участок 6 тыс. денежных единиц. На участке имеются сельскохозяйственные постройки и сооружения стоимостью 40 тыс. денежных единиц со сроком службы 20 лет. Норма банковского процента – 5% годовых. Определите величину земельной ренты.

 

 

Практическое задание

 

          1. 1 октября на фондовой бирже заключена сделка по продаже 20 тыс. акций по цене 100 ф.ст. за акцию на срок до 31 октября. За октябрь месяц курс акций повысился до 120 ф.ст. кто и какую сумму выиграл (продавец или покупатель) в создавшейся ситуации? Как называется контрагент, играющий на повышении курса акции? Что произойдет, если за октября курс акции понизится до 90 ф. Ст.?

         

 

2. Проанализируйте приведенную ниже структуру розничной цены хлеба (А.И. Попов. Рыночные процессы в микро- и макроэкономике: Учебное пособие. – СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996. – с. 74.)

 

7.    Сельскохозяйственное производство………………………….18%

8.    Хлебоприемное предприятие с учетом транспортировки……10%

9.    Мукомольное производство……………………………………26%

10.           Хлебокомбинат………………………………………………….19%

11.           Налоги……………………………………………………………7%

12.           Торговля…………………………………………………………20%

 

Итого:……………………………………………………………….100%

 

 

Практическое задание

 

          1. Компания «Горячий чай» получила исключительные права на торговлю чаем на местном стадионе во время хозяйственных матчей. Она может назначить любую цену за свой товар – 1000, 5000 или даже 10000 руб., поскольку только у нее болельщики могут купить что-нибудь, чтобы попить во время матча. Перед тем, как назначить цену, компания провела исследование спроса и выяснила, сколько порций горячих пирожков она может продать при полном стадионе, если продавать по разным ценам. Полученные результаты (См. табл. 13.)

 

Цена за штуку, руб.

Количество покупателей

Сумма дохода, руб.

Общие затраты, руб.

Прибыль (убытки), руб.

1000

1000

1 000 000

330 000

670 000

1250

800

1 000 000

290 000

710 000

1500

500

750 000

230 000

520 000

2000

100

200 000

135 000

65 000

5000

50

250 000

125 000

125 000

10 000

3

30 000

116 000

(86 000)

         

Если бы Вы были владельцем компании «Горячий чай», какую цену Вы бы назначили?

         

 

2. В три равновеликих участка земли вложено по 200 денежных единиц в каждый. Средняя норма прибыли – 20%. Урожай на 1 участке составил 4 ц, на 2 – 5 ц, на 3 – 8 ц. Определите размер дифференциальной ренты.

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Уставный капитал компании – 250 млн. руб. Определяемая прибыль, подлежащая распределению между акционерами, составляет 29 млн. руб. Выпущено 4 млн. акций. Сложившаяся ставка банковского процента – 12%.

а)  какова номинальная стоимость акции?

б)  каков ожидаемый размер дивиденда?

в)  каков примерный курс акции?

 

 

          2. За 8-часовой рабочий день в условиях прямой сдельщины рабочий изготавливает 16 изделий. Поштучная оплата – 20 денежных единиц за изделие. Затем норма выработки была определена в 20 изделий, а оплата – 20 денежных единиц за изделие при пере- и выполнение норм выработки и 18 денежных единиц за изделие при невыполнении. Определите, как изменятся выработка продукции и дневная зарплата, если новую норму рабочий выполняет на 95%.

 

 

 

Практическое задание

 

          1. На предприятии используется 200 станков, стоимостью по 10 тыс. долларов каждый. Срок их службы 10 лет. Найти применяемый и потребляемый капитал.

 

 

 

          2. Можно ли на основе уменьшения доли занятых в сельском хозяйстве в крупнейших промышленно развитых странах (в США около 2% всех занятых в народном хозяйстве, во Франции – 604% самостоятельного населения страны, в Англии – 2,8%) сделать вывод о превращении его во все менее важную отрасль народного хозяйства?

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Производственный цикл длится 6 месяцев. Для его обеспечения авансируется 30 денежных единиц на закупку сырья и материалов, 10 денежных единиц на топливо и энергию. Заработная плата выдается ежемесячно по 2 денежные единицы. Определите величину оборотного капитала и число его оборотов в течение года.

         

 

 

2. Из общего валового продукта 375 млн. денежных единиц в сельском хозяйстве 25% пошло на непосредственное потребление, 45% - на промышленную переработку, 20% использовано на семена и фураж в самих хозяйствах, 10% - на накопление. Рассчитайте размер продукта 1 и 2 подразделений.

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Основной капитал – 3 млн. денежных единиц. Средняя скорость его оборота – 6 лет. Оборотный капитал – 500 тыс. денежных единиц, он оборачивается 13 раз в год.

         

 

 

2. Определите время оборота капитала в целом.

          Реальный ВНП составил 800 млрд. денежных единиц в прошлом году и 840 млрд. денежных единиц в текущем году. Рассчитайте: а) темпы роста и б) темпы прироста ВНП в текущем году по сравнению с прошлым годом в процентах.

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Совокупный доход предприятия составляет 600 тыс. денежных единиц. Предприятие платит зарплату работникам – 300 тыс. денежных единиц. Кроме того, затраты на сырье и материалы составляют 100 тыс. денежных единиц. Неявные издержки предприятия составляют 150 тыс. денежных единиц. Определите бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль предприятия.

         

 

 

2.  За период 60-80 годов XX в. новые индустриальные страны Азии достигли среднегодовых темпов роста реального ВНП на уровне 8-9%, в результате чего уровень реального ВНП на душу населения увеличился в 5 раз.

          Почему экономический рост является одной из целей макроэкономической политики? Какие показатели экономического роста наиболее адекватно отражают этот процесс?

 

 

Практическое задание

 

          1. Какова будет цена земельного участка, если землевладелец ежегодно получает 50 тыс. денежных единиц земельной ренты, а банк выплачивает вкладчикам 10% годовых?

2. Вы покупаете автомобиль с рассрочкой на 1 год (цены условные). Цена автомобиля 10 000 денежных единиц. Первый взнос составляет 20%, плата за услуги – 10%. Рассчитайте ежемесячный взнос и сумму, в которую обошлась покупка автомобиля. Объясните, почему покупка в рассрочку привлекает потребителей.

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Как будут соотноситься стоимости сапог и топоров, созданных сапожником и кузнецом за равный по продолжительности рабочий день, если труд первого в три раза сложнее труда второго?

 

 

          2. Реальный ВНП составил 800 млрд. денежных единиц в прошлом году и 840 млрд. денежных единиц в текущем году. Рассчитайте: а) темпы роста и б) темпы прироста ВНП в текущем году по сравнению с прошлым годом в процентах.

 

 

Практическое задание

 

          1. В период 1849-1859 гг. в связи с открытием богатым месторождений золота в Калифорнии производительность труда в золото обрабатывающей промышленности повысилась в 2,2 раза, а в целом по промышленности США – на 30%. Определите, как эти изменения повлияли бы на уровень цен на промышленные товары при условии неизменности всех прочих условий.

 

 

2. Рассчитайте темпы роста ВНП, если он составлял 300 тыс. денежных единиц и увеличился с прошлого года на 15 тыс. денежных единиц.

 

 

Практическое задание

 

          1. Цена товара равна 15 г золота при количестве золота в денежной единице равном 2 г.

          Какие изменения произойдут в цене товара, если в золотодобывающей промышленности производительность труда понизится на одну треть? Изменится ли при этом масштаб цен?

 

 

          2. За период 60-80 годов XX в. новые индустриальные страны Азии достигли среднегодовых темпов роста реального ВНП на уровне 8-9%, в результате чего уровень реального ВНП на душу населения увеличился в 5 раз.

          Почему экономический рост является одной из целей макроэкономической политики? Какие показатели экономического роста наиболее адекватно отражают этот процесс?

 

 

Практическое задание

 

          1. Вы покупаете автомобиль с рассрочкой на 1 год (цены условные). Цена автомобиля 10 000 денежных единиц. Первый взнос составляет 20%, плата за услуги – 10%. Рассчитайте ежемесячный взнос и сумму, в которую обошлась покупка автомобиля. Объясните почему покупка в рассрочку привлекает потребителей.

 

 

2. Дана кривая производственных возможностей (КВП).

Что произойдет с КВП, если:

а)  в отрасли производящей товар Х, НТП позволит увеличить количество продуктов Х до 60 ед.;

б) в отрасли, производящей товар  Y, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество Y до 20 ед.;

в)  эти процессы произойдут в обеих отраслях?

Y

 

50        КВП

 

 

 

 

 0            10                                            Х

 

 

 

 

Практическое задание

 

          1. Дана таблица производственных возможностей выпуска колбасы и роботов.

Начертить КВП. Определить:

а)  альтернативные издержки на производство 3-й единицы колбасы;

б)  общие издержки на производство 3-х единиц колбасы.

Варианты

Колбаса (тыс.)

Роботы (шт.)

Альтернативные издержки

А

0

10

-

В

1

9

-

С

2

7

-

Д

3

4

-

Е

4

0

-

 

 

          2. Рассчитайте величину обязательного резерва и количество денег, которое банк может ссужать фирмам, если норма резервирования составляет 20%, а у банка есть 100 млн. денежных единиц.

 

 

 

Практическое задание

 

          1. За 8 часов рабочий производит 8 изделий. Как изменится величина стоимости одного изделия и всех изделий, если:

а)  производительность труда возрастет в 2 раза?

 

 

 

          2. Определите курс акции, номинальная стоимость которой равна 1000 денежных единиц, выплачиваемый на нее дивиденд составляет 261 денежную единицу в год. Норма банковского процента – 9% годовых.