Перечень
тем лекций
1. Методы
экономических исследований.
2. Основы
анализа спроса и предложения.
3. Рациональное
поведение потребителя.
4. Теория
производства. Производственная функция.
5. Производство
и теория затрат.
6. Рынок
и конкуренция.
7. Поведение
фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
8. Рынок
факторов производства и распределение дохода.
ЛЕКЦИЯ
1
1.
Микроэкономика:
предмет, объект, метод.
ПРЕДМЕТ
МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика — составная часть экономической теории,
изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие
закономерности их хозяйственной деятельности.
Микроэкономика —
это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических
субъектов. Ее основными проблемами являются:
- цены и объемы
выпуска и потребления конкретных благ;
- состояние
отдельных рынков;
- распределение
ресурсов между альтернативными целями.
Микроэкономика
изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время
как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.
Непосредственным предметом микроэкономики
являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием
ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в
условиях экономического выбора.
В микроэкономике
особое значение имеет изучение следующих вопросов:
·
экономическое
поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных
структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и
государство;
·
принятие
экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих
экономических действий;
·
проблема
выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и
их ограниченности.
Микроэкономика
исходит из следующих предпосылок:
а)экономического атомизма, означающего,
что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических
субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической
деятельности;
б)экономического рационализма, сущность
которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и
затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает
возможность установить наиболее эффективные действия конкретного
экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.
Главная задача
экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить
экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе
ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих
вопросов:
·
что
производить и в каком объеме;
·
каким
образом производить избранные виды благ;
·
кто
получает то, что произведено;
·
какой
объем ресурсов использовать для текущего потребления
и какой — для будущего.
Современная
микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.
Современная
микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу
закономерностей образования потребительского спроса. В этой части
микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части
микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения
изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных
рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения
в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной
конкуренции). В четвертой части — теории распределения — анализируются рынки и
проблемы ценообразования факторов производства.
Микроэкономика
дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной
системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы
затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они
формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.
Основы
микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями
которой были К. Менгер, Ф. Ви-
зер, Э. Бем-Баверк.
Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А.
Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс,
американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето,
швейцарский экономист Л. Вальрас и др.
Микроанализ
претерпел определенную, модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.
ОБЪЕКТ
МИКРОЭКОНОМИКИ — это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе
общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими
институтами. уКэъектами
микроэкономики являются: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы,
собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации,
связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые
отрасли экономики.
МЕТОД
МИКРОЭКОНОМИКИ. В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных
экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.
Позитивная микроэкономика изучает факты и
зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть.
Нормативная микроэкономика предлагает
рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или
нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.
ЛЕКЦИЯ
2
1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.
Изменения в спросе.
СПРОС —
отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в
состоянии купить.
В экономическом
смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином,
благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на
благо находит свое отражение на кривой спроса.
Спрос
проявляется в объеме спроса,
означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при
неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Выделяют
следующие факторы, влияющие на объем спроса:
·
цена
блага;
·
цены
других благ;
·
доходы
покупателей;
·
общее
количество покупателей данного блага;
·
предпочтительные
вкусы покупателей;
·
инфляционные
ожидания;
·
экономическая
политика государства.
Связь между
ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
ЗАКОН СПРОСА
гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при
снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового
соотношения между снижением цены и повышением спроса.
Такое
определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл (1842-1924).
В современной
западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная
зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного
периода.
Зависимость
между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.
КРИВАЯ СПРОСА
отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага,
которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
На рис. 2.1
показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины
спроса на яблоки, а по вертикальной — цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше
цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость
называется законом отрицательного наклона кривой спроса.
Объем спроса
Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки
С повышением
цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина — эффект замены
(замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его
схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет
покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при
повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается,
потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так,
если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального
дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.
ИЗМЕНЕНИЯ В
СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и
спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спроса
остаются неизменными только в учебниках.
Почему же
сдвигается кривая спроса? Потому, что меняется не только цена блага, но и
другие факторы. Увеличивается средний реальный доход населения, возрастает
численность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо
кривой спроса на машины.
Но кривая спроса
сдвигается по-разному. Выделяют два типа
сдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2).
Другой тип сдвига — при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.
Объем спроса
Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса
Как видно из
рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении — влево.
Особо следует
выделить изменение спроса, означающего перемещение но кривой
спроса (рис. 2.3).
Изменение спроса
происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой
спроса. Например, увеличились доходы
потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не
изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.
Объем спроса
Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса
Когда цена на
благо снизится при прочих равных условиях, потребители также будут больше
покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению
спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показывает перемещение вдоль
кривой спроса.
ЛЕКЦИЯ
3
1. Государственное регулирование рынка.
Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.
Основными
инструментами государственного регулирования рынка являются:
·
налоги;
·
дотации;
·
фиксированные
цены.
Наиболее
цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают
свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают
функционирования рыночных процессов.
Влияние налогов
на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно
возьмем два варианта:
а) налог
уплачивают продавцы;
б) налог
уплачивают покупатели.
Начнем с первого варианта. Предположим, что
введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб.
Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия
предложения — S1 S1. Равновесная
цена составляла Р1,
равновесный объем продаж — Q1 (рис. 5.1).
В результате
введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той
же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая
выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2 S2. На рынке
устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для
покупателей повысится с P- до P+. Общая сумма налога, поступающая в
госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-.
Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога
распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади
прямоугольника Р1CBP-, а взнос
покупателей — Р+АСР1.
Второй вариант. Акцизный налог вносят в
госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага,
если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком
случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В
результате линия спроса переместится вниз на Т (рис.
5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту,
когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто
выступает непосредственным плательщиком налога — продавцы или покупатели. Из
рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между
продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.
Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие
акцизного налога при уплате его покупателями
Распределение налогового бремени между
продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и
предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии
предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и
тем меньшая — на продавцов (рис. 5.3, а). Из рнс.
5.3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1; а взнос продавцов — Р1СВР-.
На рис. 5.3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть
налогового бремени ложится на продавцов и меньшая — на покупателей.
Рассмотрим
влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.
Дотация — это отрицательный налог, или «налог
наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в
абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают
производители, но могут получать и потребители.
Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на
равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения
Предположим, что
линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1, и S1S1 Равновесный
объем продаж был равен Q1, а равновесная
цена — Р1 (рис. 5.4).
Рис.
5.4.
Воздействие на рыночное равновесие по товарной
дотации
Допустим, что
введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на
каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V
руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее
производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на
V руб. ниже Р1,. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-,
цена, получаемая производителями, повышается до Р+.
Как и при налогообложении,
полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется
только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.
Аналогичным
будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит
только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.
Менее пригодным
средством государственного воздействия на рынок является установление
государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных
механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.
ЛЕКЦИЯ
4
1. Кардиналистская
(количественная) теория предельной полезности. Законы Госсена.
КАРДИНАЛИСТСКАЯ
(КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ — субъективная полезность, или удовлетворение,
которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно,
имеется в и иду, что можно измерить точную величину полезности, котрую потребитель извлекает из потребления блага.
Кардиналистскую
(количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от
друга У. Джемонс (1835-1882), К. Менгер
(1840-1921) и Л. Вальрас (1834- НМ 0) в последней трети XIX в. В основе этой
теории лежало предположение о возможности соизмерения
полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.
Экономисты
считали, что полезность можно измерить в условных единицах — ютилах. Но
позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности
невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской
(количествленной) ординалистская
(порядковая) теория полезности.
Согласно этой
теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а
важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и
субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени
насыщения потребности в нем.
Количественный
подход к анализу полезности не исходит м і
объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку
одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для
другого не представляет никакой ценности.
Эта теория
нацеливала экономическую теорию на изучение і к тедения
потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная
равнодействующая субъективных оценок не- інііисимьіх субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим
на спрос.
Кардиналистская
(количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную
оценку в югилах полезности любого потребляемого им
блага, набора благ, которая может быть
выражена в виде функции общей полезности:
ТU = F (QA ,QB
, … ,QZ)
где ТU — общая полезность данного набора благ;
QA QB
..., QZ — объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу
времени.
Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно
охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня
благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага
данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.
Общая и
предельная полезность изображены на графиках (рис.
7.1, 7.2).
Полезность,
выраженная в денежных единицах, называется ценностью
данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно
сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная
ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага
— это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц
данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы
готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую
он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности
над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна
цене.
Рис.
7.1.
Общая полезность
Большинство благ
обладают свойством убывающей предельной
полезности, согласно которому, чем больше потребление некоторого блага,
тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения
потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага
имеет отрицательный наклон. На рис. 7.3 показано, что для голодного человека
полезность первого потребляемого им ломтя хлеба (oчень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита
каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба
доставит лишь QB дополнительной полезности.
Рис.
7.3. Убывающая
предельная полезность
ЛЕКЦИЯ 5
1. Ординалистская
(порядковая) теория полезности. Аксиомы поведения потребителя. Равновесие
потребителя.
ОРДИНАЛИСТСКАЯ
(ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую
потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.
Ординалистская (порядковая)
теория Полезности является альтернативой кардиналистской
(количественной) теории полезности.
Ординалистскую (порядковую)
теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845- 1926), итало-швейцарский социолог И
экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер
(1867-1947). В 30-х гг. XX в. после ра£ют Р. Аллена и
Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и
по настоящее время остается наиболее распространенной.
Согласно этой
теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не
полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается
только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистической
(порядковой) теории, полезности предполагает упорядочение потребителем своих
предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ
по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее
удовлетворение, 2-й Набор — меньшее удовлетворение, 3-й набор — еще меньшее
удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает
представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она
не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными
словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он
предпочитает другому, но не может определить,
насколько один набор лучше другого.
Ординалистская (порядковая)
теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди
экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы
называют четыре аксиомы, другие — три
аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.
1. Аксиома полной (совершенной)
упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий
покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого,
или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б
или А Б, или Б А, или А ~ Б,
где знак « » выражает отношение
предпочтения, а знак « ~ » — отношение равноценности или безразличия.
2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя
означает, что для принятия определенного решения и его осуществления
потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их
наборов на другие. Так, если А Б, а Б В, то всегда А В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного
ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б —
большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В.
Транзитивность
также предполагает, что если потребитель не делает различия между
альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не
должен делать различия между А и В.
3. Аксиома о ненасыщаемости
потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество
любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку
понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха,
шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской
теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений
потребителя иллюс.трируется
посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом
в
Кривая безразличия изображает совокупность наборов,
между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит
один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия
изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень
полезности (рис. 8.1).
Продукты
питания, ед.
Рис.
8.1.
Кривая безразличия
На рис. 8.1 на
одной оси отложено число единиц одежды, на другой — число единиц продуктов
питания. Соединив точки А, В, С, получим кривую U1, каждая точка которой показывает
возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое
удовлетворение. Кривая U1, называется кривой
безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам
продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись
от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от
набора А к набору В. Точно так же потребитель
одинаково ранжирует А и С, т. е. может отказаться от 10 единиц одежды, чтобы
получить 20 единиц продуктов питания.
На рис. 8.1
кривая безразличия идет вниз слева направо. Чтобы понять, почему это так,
допустим вместо этого, что кривая безразличия идет вверх, от точки А по направлению к D.
Это противоречит допущению, что чем больше потребительских товаров, тем лучше.
Поскольку набор Э содержит больше и продуктов
питания, и одежды, чем набор А, его должны предпочесть А и, следовательно, он
не может находиться на той же кривой безразличия, что и А. Любой набор товаров,
лежащий выше и справа от кривой безразличия U1, на рис. 8.1,
предпочтительнее любого набора на U1.
Кривые
безразличия обладают следующими свойствами:
1.
Кривая
безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более
предпочтительной для потребителя.
2.
Кривые
безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие
потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.
3.
Кривые
безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными
нормами замещения.
4.
Кривые
безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся
предельные нормы замещения одного блага на другое.
5.
Наборы
благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам
благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.
Чтобы описать
предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно
изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых
безразличия.
Карта кривых безразличия — способ
графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя
(рис. 8.2).
На рис. 8.2
показаны четыре кривые безразличия, образующие собой
семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более
удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а
поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис. 8.2
Карта кривых
безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку
иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных
благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в
виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ.
На карте кривых без различия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.
Рис.
8.2.
Карта кривых безразличия
Основным рабочим
понятием ординалистской (порядковой) теории
полезности считается предельная норма замещения MRS.
Предельная норма замещения (MRS) показывает, от
какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы
приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение
предельной полезности двух благ.
Предельная норма
замещения измеряет желание обменять одно благо на каждую единицу другого, при этом не приобретая н не теряя полезность. Предельная норма
замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может
быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя.
Значения
предельной нормы замещения всегда
отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного
блага предполагает уменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки.
Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная
норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного
блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся
предельной нормой замещения.
ЛЕКЦИЯ
6
1. Индивидуальный и рыночный спрос.
В условиях
рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как
производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос.
Функция
индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены
данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
СПРОС — спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене
объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.
Рис.
12.1.
Эффект от изменения цен
На рис. 12.1
показан потребительский выбор, на котором индивид останавливается, распределяя
фиксированный доход между двумя благами при изменении цеп на продовольствие.
Первоначально
цена продуктов питания составляла 25 р., цена одежды — 50 р., а доход равнялся
500 р. Максимизирующий полезность потребительский
выбор находится в точке В (рис. 12.1, а). В этом
случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что
дает возможность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой
безразличия со значением полезности, равным U2.
На рис. 12.1, б
изображена взаимосвязь между ценой на продовольствие и требуемым их объемом. На
оси абсцисс отложен объем потребляемого блага, как и на рис. 12.1, а, но на
оси ординат теперь отложены цены на продовольствие. Точка Е
на рис. 12.1, б соответствует точке В на рис. 12.1, а. В точке Е цена
продовольствия равна 25 р. и потребитель приобретает 12 единиц.
Допустим, что
цена продовольствия повысилась до 50 руб. Поскольку бюджетная линия на рис.
12.1, а вращается по часовой стрелке, она становится вдвое круче. Более
высокая цена на продукты питания увеличила величину угла наклона бюджетной
линии, и потребитель в этом случае достигает максимальной полезности в точке А, расположенной на кривой безразличия U1,. В точке А потребитель выбирает 4 единицы
продовольствия и 6 единиц одежды.
На рис. 12.1, б
показано, что модифицированный выбор потребления соответствует точке D, изображающей, что при цене 50 р. потребуются 4
единицы продовольствия.
Предположим, что
цена на продукты питания упадет до 12,5 р.,
что приведет к вращению бюджетной линии против часовой стрелки,
обеспечивающему более высокий уровень полезности, соответствующий кривой
безразличия U3 на рис. 12.1, а, и потребитель выберет
точку С с 20 единицами
продовольствия и 5 единицами одежды. Точка F
на рис. 12.1,6 соответствует цене в 12,5 р. и 20 единицам продовольствия.
Из рис. 12.1, а
вытекает, что при снижении цены на продовольствие потребление одежды может как увеличиться, так и уменьшиться. Потребление
продовольствия и одежды может возрасти, так как понижение цены на продукты
питания увеличивает покупательную способность потребителя.
Кривая спроса на
рис. 12.1, б изображает объем продовольствия, которое приобретает потребитель,
в виде функции от цены продуктов питания. Кривая спроса имеет две особенности.
Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.
Вторая. В каждой точке на кривой спроса
потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма
замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды.
По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная
норма замещения.
Изменение вдоль
кривой индивидуального спроса
предельной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляемых
потребителям от благ.
РЫНОЧНЫЙ СПРОС
характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене
данного блага.
Суммарная
рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали
индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2).
Зависимость
рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования
объемов спроса всех потребителей при данной цене.
Графический способ суммирования объемов спроса всех
потребителей изображен на рис. 12.2.
Необходимо иметь
в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса
каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точка
спроса А показывается на кривой ЭБ (рис. 12.2, в).
Кривая спроса у
каждого потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других
потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие —
низкий. Некоторые желают кофе, а другие — чай. Чтобы получить общую рыночную
кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при
каждом заданном уровне цены.
Общий объем
Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на основе
индивидуальных кривых спроса
Кривая рыночного
спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми
индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем
рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного
потребителя.
Рыночный спрос
может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и
аналитическим методом.
Основными
факторами рыночного спроса являются:
·
доходы
потребителей;
·
предпочтения
(вкусы) потребителей;
·
цена
данного блага;
·
цены
товаров-заменителей и дополняющих благ;
·
количество
потребителей данного блага;
·
численность
населения и его возрастная структура;
·
распределение
доходов среди демографических групп населения;
·
внешние
условия потребления;
·
реклама;
·
стимулирование
сбыта;
·
размер
домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей.
Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на
квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.
ЛЕКЦИЯ
7
1. Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы.
Эластичность — степень реагирования одной переменной
величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Понятие
«эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания),
его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П.
Самуэльсоном (США) и др.
Способность
одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть
проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В
целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в
процентах.
Количественную
меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности — это числовой
показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного
изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до
бесконечности.
Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:
·
эластичность
спроса по цене;
·
эластичность
спроса по доходу;
·
эластичность
предложения по цене;
·
перекрестная
эластичность спроса по цене;
·
точечная
эластичность спроса;
·
дуговая
эластичность спроса;
·
эластичность
соотношения цен и заработной платы;
·
эластичность
технического замещения;
·
эластичность
прямой линии.
Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает
в следующих основных формах:
·
эластичный
спрос (ЕD > 1).
Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены.
Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;
·
неэластичный
спрос (Е0 <*1). Ситуация, при которой величина
спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1%
приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;
·
единичная
эластичность спроса (Е0 =1). Она возникает в том
случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;
·
совершенно
эластичный спрос (Е0 = оо).
Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении
цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;
·
совершенно
неэластичный спрос (Еп = 0).
Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены.
Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.
Деление
эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага
имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют
низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают
более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в
зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия
товаров-субститутов.
Нельзя
отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия.
Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса
(рис. 13.1).
На рис. 13.1 мы
видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако
выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной
посередине, эластичность спроса равна единице.
Об эластичности
спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.
Эластичность предложения выступает в следующих основных
формах:
Рис. 13.1.
Эластичность и наклон — разные понятия
·
эластичное
предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена.
Эта форма характерна для долгого периода;
Рис.
13.1.
Эластичность и наклон — разные понятия
·
неэластичное
предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена.
Эта форма характерна для короткого периода;
·
абсолютно
эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго
горизонтальна;
·
абсолютно
неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения
строго вертикальна.
Основные формы перекрестной эластичности
спроса:
·
положительная, характерна для
взаимозаменяемых благ;
·
отрицательная, присуща взаимно
дополняемым благам;
·
нулевая, свойственна
благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимно дополняемым.
Основные формы эластичности спроса по
доходу:
·
положительная, при которой
объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к
нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;
·
отрицательная, при которой
объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших
товаров, выступающих в виде некачественных благ;
·
нулевая, когда объем
спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление
которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.
Основные формы использования
эластичности в микроэкономическом анализе:
·
анализ
поведения потребителя;
·
определение
ценовой политики фирмы;
·
определение
стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей
их прибыль;
·
выработка
мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики
занятости населения;
·
разработка
структуры налогообложения;
·
прогнозирование
изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены
благ.
ЛЕКЦИЯ
8
1. Эластичность спроса по цене. Измерение
эластичности.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ
СПРОСА ПО ЦЕНЕ - оценка изменения величины спроса на товар при изменении цены.
Точнее, эластичность спроса по цене — это процентное изменение величины
спроса, деленное на процентное изменение цены.
Эластичность
спроса по цене представляет собой величину используемую для измерения чувствительности
объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы,
влияющие на спрос, неизменны.
Эластичность
спроса по цене у разных товаров может значительно различаться. Спрос на
предметы первой необходимости (продукты питания, обувь) неэластичен, поскольку
они необходимы для жизни и, несмотря на повышение цены, отказаться от их
потребления нельзя. Предметы роскоши, наоборот, имеют более высокую
эластичность к изменению цены.
Эластичность спроса по цене зависит от следующих факторов:
·
наличие
товаров-субститутов (заменителей). Чем больше товаров-субститутов,
удовлетворяющих сходную потребность человека, тем выше эластичность. Товары,
не имеющие заменителей (например, инсулин), неэластичны;
·
время
приспособления к изменению цены. В долгом периоде спрос обычно более
эластичен, поскольку только с течением времени люди получают возможность
находить больше заменителей. В коротком периоде спрос очень неэластичен;
·
доля
потребительского бюджета, отведенною на продукт.
Небольшие доли бюджета, идущие на потребление благ первой необходимости, при
повышении цен на них могут не влиять существенно на их потребление. К таким
товарам относятся, например, туалетная бумага, соль и т.п.
ИЗМЕРЕНИЕ
ЭЛАСТИЧНОСТИ. Чтобы измерить эластичность, нужно установить, насколько
изменяется спрос при изменении цены.
Числовое
значение коэффициента эластичности спроса по цене можно определить по следующей
формуле:
% изменения
объема спроса (QD) / ED = % изменения в цене (Р)
где QD — объем спроса, измеряемый вдоль кривой
спроса;
Р — цена товара.
Предположим, что
1% увеличения цены на новый компьютер (при прочих равных условиях) приведет к
2% уменьшения количества ежегодных продаж компьютеров (по сравнению с
предыдущим годом). В этом случае эластичность спроса по цене будет: 2% / 1% =
-2.
Величина
эластичности спроса по цене выражается отрицательным числом, ибо закон спроса
предполагает, что для всякого изменения в цене изменение объема спроса является
противоположным. Это означает, что если знаменатель положителен, числитель
имеет отрицательное значение, и наоборот. Соотношение показателей двух
процентных изменений всегда отрицательная величина, так как числитель и
знаменатель имеют разные знаки.
Величина
эластичности спроса по цене может уменьшаться от нуля до
минус бесконечности. Чем больше абсолютная величина
эластичности спроса по цене, тем больше ценовая эластичность спроса. Так,
спрос более эластичен при значении ЕD
= = -5, чем при ЕD = -1, ибо число
5 выступает абсолютным значением для -5 и больше 1, т. е. больше абсолютного
значения величины -1.
Различают
несколько форм эластичности спроса по цене:
·
эластичный
спрос, если абсолютное значение эластичности колеблется в пределах от 1 до
бесконечности;
·
неэластичный
спрос, если абсолютное значение эластичности изменяется от 0 до 1;
·
единичная
эластичность, если эластичность равна -1, а ее абсолютное значение равно 1;
·
совершенно
неэластичный спрос, если эластичность спроса по цене равна нулю;
·
совершенно
эластичный спрос, когда абсолютное значение эластичности равняется
бесконечности.
ЛЕКЦИЯ
9
1. Предпочтения потребителя и полезность.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ —
один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными
потребителями.
Благо в теории потребления — любой объект
потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага
потребляются, как правило, в определенных наборах.
Набор благ — совокупность конкретных видов благ в
определенных объемах, потребляемых в данный период.
При выборе благ
с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся возможностях, которая представляет
собой меру удовлетворения потребностей индивида, т. е. полезность.
Покупатель при выборе
приобретаемых благ обладает определенными индивидуальными предпочтениями, но
он ограничен в удовлетворении своих предпочтений бюджетным ограничением. Что
же покупатель делает в данных условиях, какой выбор обеспечивает максимально
возможную полезность?
Необходимыми
предпосылками теории потребительского выбора являются следующие аксиомы.
1. Аксиома
полной упорядоченности предпочтений потребителя. Эта аксиома предполагает, что
потребитель сам должен принимать решения относительно потребления и осуществлять
их.
2.Аксиома
транзитивности предпочтений потребителя. Чтобы принять определенное решение и
реализовать его, потребитель должен последовательно переносить предпочтения с
одних благ и их наборов на другие. Предположение о транзитивности гарантирует
рациональность (согласованность) предпочтений. В ином случае поведение
потребителя противоречиво. В этой связи говорят, что «предпочтения свернулись в
кольцо», т. е. изменились вкусы.
3. Аксиома о не
насыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее
количество любого блага меньшему (или, короче,
«больше всегда лучше»).
Под эту аксиому
не подходят анти блага, обладающие отрицательной полезностью, ибо они понижают
уровень благосостояния данного потребителя.
Эти три предпосылки необходимы для того,
чтобы определить функцию полезности.
Функция полезности — это
соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемом
при этом потребителем, т. е. показывает предпочтения потребителя.
Функция
полезности — это своего рода целевая функция действий потребителя в
потребительском выборе, выражающая процесс упорядочивания выбираемых
потребителем наборов благ до уровня удовлетворения потребностей.
ПОЛЕЗНОСТЬ
выражает меру удовлетворения, которое получает субъект от потребления блага или
выполнения какого-либо действия.
Полезность —
понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть
бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и
как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или
уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором —
увеличивается.
Полезность имеет
свойство порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы, но
не имеет свойства количественной измеримости.
Различают общую (совокупную) и предельную полезность.
Общая (совокупная) полезность — это удовлетворение,
которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.
Предельная полезность — это
приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании
дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью
называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного
блага.
Между общей и
предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме
всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность
увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим
убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.
Например, если
индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она
будет продолжать расти. Однако предельная
(приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же
велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.
Этот пример
можно проиллюстрировать на графиках общей и предельной полезности (рис. 20.1,
20.2).
Заштрихованные
прямоугольники (рис. 20.1) показывают дополнительную полезность, полученную при
потреблении каждой последующей единицы блага. На рис. 20.1 видно, что темп
роста общей полезности убывает, ибо величина предельной полезности понижается.
Главная функция предельной полезности (рис. 20.2) будет задавать наклон главной
кривой общей полезности (рис. 20.1).
ЛЕКЦИЯ
10
1. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Отдача от масштаба.
ИЗОКВАНТА —
кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства,
которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или
линиями равного выпуска.
Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в
производственном процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение
другого не вызывает изменений в объеме выпускаемой продукции. Данная зависимость
изображена на рис. 21.1.
Положительный
наклон изокванты означает, что увеличение применения
одного фактора потребует увеличения применения другого фактора, чтобы не
сократить выпуск продукции. Отрицательный наклон изокванты
показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме производства)
всегда будет вызывать увеличение другого фактора.
Изокванты выпуклы в
направлении начала координат, поскольку хотя факторы
могут быть заменяемы один другим, однако они не являются абсолютными
заменителями.
Кривизна изокванты иллюстрирует эластичность замещения факторов при
выпуске заданного объема продукта и отражает то, насколько легко один фактор
может быть заменен другим. В том случае, когда изокванта
похожа на прямой угол, вероятность замещения одного фактора другим крайне
невелика. Если же изокванта имеет вид прямой линии с
наклоном вниз, то вероятность замены одного фактора другим значительна.
Изокванты схожи с кривыми
безразличия с той лишь разницей, что кривые безразличия выражают положение в
сфере потребления, а изокванты — в сфере
производства. Другими словами, кривые безразличия характеризуют замену одного
блага другим (MRS), а изокванты — замену одного
фактора другим (MRTS).
Чем дальше от
начала координат расположена изокванта, тем больший
объем выпуска она представляет. Крутизна наклона изокванты
выражает предельную норму технического замещения (MRTS), которая измеряется
соотношением изменения объема выпуска продукции. Предельная норма технического
замещения трудом капитала (MRTSL,K)
определяется величиной капитала, которую может заменить каждая единица труда,
не вызывая изменения объема выпуска продукции. Предельная норма технического
замещения в любой точке изокванты равна наклону
касательной в этой точке, умноженному на -1:
∆K
MRTSL,K
= ∆L Q = const.
|
Рис. 21.4. Карта изоквант
ИЗОКОСТА —
линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить
за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе
называют линией равных издержек. Изокосты являются
параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое
желаемое количество факторов производства по неизменным ценам. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства
(рис. 21.5). На рис. 21.5 каждая точка на линии изокосты
характеризуется одними и теми же общими издержками. Эти линии прямые,
поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны.
Совместив изокванты и изокосты, можно
определить оптимальную позицию фирмы. Точка, в которой изокванта
касается (но не пересекает) изокосты, означает
наиболее дешевую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для выпуска
определенного объема продукта (рис. 21.5). На рис. 21.5 показан метод
определения точки, в которой минимизируются издержки производства заданного
объема производства продукта. Эта точка расположена на самой нижней изокосте, где изокванта соприкасается
с ней.
Рис. 21.6. Равновесие производителя
РАВНОВЕСИЕ
ПРОИЗВОДИТЕЛЯ — состояние производства, при котором использование факторов
производства позволяет получить максимальный объем продукции, т. е. когда изокванта занимает самую отдаленную от начала координат
точку. Чтобы определить равновесие производителя, необходимо совместить карты изоквант с картой изокост.
Максимальный объем выпуска будет в точке касания изокванты
с изокостой (рис. 21.6).
Из рис. 21.6
видно, что изокванта, расположенная
ближе к началу координат, дает меньшее количество производимой продукции (изокванта Q1). Изокванты, расположенные выше и правее изокванты
Q2, вызовут изменение большего объема
факторов производства, нежели позволяет бюджетное ограничение производителя.
Таким образом,
точка касания изокванты и изокосты
(на рис. 21.6 точка Е) является оптимальной, поскольку в этом случае
производитель получает максимальный результат.
ЛЕКЦИЯ
11
1. Производственная функция. Общий, средний и
предельный продукт.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ФУНКЦИЯ - функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого
продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне
технических знаний.
Поскольку объем
производства зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между
ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:
Q= f(L,K,M)
где Q —
максимальный объем продукции, произведенной прн
данной технологии и определенных факторах производства;
L - труд;
К — капитал;
М — материалы;
f — функция.
Производственная
функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют
соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов.
Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее все они имеют общие свойства. Можно выделить два основных свойства.
1. Существует
предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат
одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксированном
количестве машин и производственных помещений имеется предел роста выпуска
путем увеличения дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен
машинами для работы.
2. Существует
определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов производства, однако без
уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных
факторов производства. Так, для выпуска блага могут быть использованы
различные комбинации ресурсов; можно произвести это благо при использовании
меньшего объема капитала и большего объема затрат труда, и наоборот. В первом
случае производство считается технически эффективным в сравнении со вторым
случаем.
Однако
существует предел того, насколько труд может быть заменен большим объемом
капитала, чтобы не сократилось производство. С другой стороны, имеется предел
применения ручного труда без использования машин.
В графической
форме каждый вид производства может быть представлен точкой, координаты которой
характеризуют минимально необходимые для выпуска данного объема продукции
ресурсы, а производственная функция — линией изокванты.
Рассмотрев
производственную функцию фирмы, перейдем к характеристике следующих трех важных понятий: общего (совокупного), среднего и предельного продукта.
На рис. 22.1, а
показана кривая общего продукта (ТР), который
изменяется в зависимости от величины переменного фактора X. На кривой ТР отмечены три точки: В — точка перегиба, С — точка,
которая принадлежит касательной, совпадающей с линией, соединяющей данную точку
с началом координат, D— точка
максимального значения ТР. Точка А перемещается по
кривой ТР. Соединив точку А с началом координат, получим линию ОА. Опустив
перпендикуляр из точки А на ось абсцисс, получим
треугольник ОАМ, где tg α есть отношение стороны АМ к ОМ, т. е.
выражение среднего продукта (АР).
Проведя через
точку А касательную, получим угол β, тангенс которого
будет выражать предельный продукт МР. Сопоставляя треугольники ЬЛМ и ОАМ,
находим, что до определенного момента тангенс β по величине больше tg α. Таким образом, предельный продукт (МР) больше
среднего продукта (АР). В том случае, когда точка А
совпадает с точкой В, тангенс β принимает максимальное значение и, следовательно,
предельный продукт (МР) достигает наибольшего объема. Если точка А совпадает с точкой С, то значение среднего и предельно
равны.
Рис. 22.1. а) Кривая общего продукта (ТР); б) кривая среднего продукта (АР) и предельного продукта
(МР)
ЛЕКЦИЯ
12
1. Издержки производства и их классификация.
ИЗДЕРЖКИ
ПРОИЗВОДСТВА — затраты на покупку экономических ресурсов, потребленных в
процессе выпуска тех или иных благ.
Любое
производство товаров и услуг, как известно, связано с использованием труда,
капитала и природных ресурсов, которые представляют собой факторы
производства, стоимость которых определяется издержками производства.
В связи с
ограниченностью ресурсов возникает проблема наилучшего их использования из всех
отвергнутых альтернатив.
Альтернативные издержки — это издержки
выпуска благ, определяемые стоимостью наилучшей упущенной возможности
применения ресурсов производства, обеспечивающие максимальную прибыль.
Альтернативные издержки предприятия называются экономическими издержками. Эти
издержки необходимо отличать от бухгалтерских
издержек.
Бухгалтерские издержки отличаются от экономических
издержек тем, что они не включают стоимость факторов производства, являющихся
собственностью владельцев фирм. Бухгалтерские издержки меньше экономических на величину неявного заработка
предпринимателя, его жены, неявной земельной ренты и неявного процента на
собственный капитал владельца фирмы. Иначе говоря, бухгалтерские издержки
равны экономическим минус все неявные издержки.
Варианты классификации
издержек производства многообразны. Начнем с установления различий между явными и неявными издержками.
Явные издержки — это альтернативные издержки,
принимающие форму денежных платежей собственникам ресурсов производства и
полуфабрикатов. Они определяются суммой расходов фирмы на оплату покупаемых
ресурсов (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и т. п.).
Неявные (вмененные) издержки — эго
альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме и
принимают форму потерянного дохода от использования ресурсов, являющихся
собственностью фирмы. Они определяются стоимостью ресурсов, находящихся в
собственности данной фирмы.
Классификация
издержек производства может быть осуществлена с учетом мобильности факторов производства. Выделяются постоянные, переменные и
общие издержки.
Постоянные издержки (FC) — издержки,
величина которых в коротком периоде не изменяется в зависимости от изменения
объема производства. Их иногда называют «накладными расходами» или
«безвозвратными издержками». К постоянным издержкам относятся расходы на
содержание производственных зданий, закупку оборудования, рентные платежи,
процентные выплаты по долгам, жалованье управленческого персонала и т. д. Все
эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда фирма ничего не
производит.
Переменные издержки (VC) — издержки,
величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства.
Если продукция не производится, то они равны нулю. К переменным издержкам
относятся расходы на покупку сырьевых ресурсов, топливо, энергию, транспортные
услуги, заработную плату рабочим и служащим и т. д. В супермаркетах оплата
услуг работников-контролеров входит в переменные издержки, поскольку
управляющие могут приспособить объем данных услуг к числу покупателей.
Общие издержки (ТС) — совокупные издержки фирмы,
равные сумме ее постоянных и переменных издержек, определяются по формуле:
ТС = FC + VC.
Общие издержки
увеличиваются по мере увеличения объема производства.
Издержки на
единицу производимых благ имеют форму средних
постоянных издержек, средних
переменных издержек и средних общих
издержек.
Средние постоянные издержки (AFC) — это общие постоянные
издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных
издержек (FС) на
соответствующее количество (объем) выпущенной продукции:
AFC = FC / Q.
Поскольку общие
постоянные издержки не изменяются, то при делении их на увеличивающийся объем
производства средние постоянные издержки будут падать по мере увеличения
количества выпускаемой продукции, ибо фиксированная сумма издержек
распределяется на все большее и большее количество единиц продукции. И наоборот, при сокращении объема производства средние
постоянные издержки будут расти.
Средние переменные издержки (AVC) — это общие переменные
издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления переменных
издержек на соответствующее количество выпущенной продукции:
AVC = VC / Q.
Средние
переменные издержки вначале падают, достигая своего минимума, затем начинают
расти.
Средние (общие) издержки (АТС) — это общие
издержки производства на единицу продукции. Они определяются двумя способами:
а) путем деления суммы общих издержек на
количество произведенной продукции:
АТС = ТС / Q;
б) путем суммирования средних постоянных
издержек и средних переменных издержек:
АТС = AFC + AVC.
Вначале средние
(общие) издержки высокие, поскольку производится небольшой объем продукции, а
постоянные издержки большие. По мере увеличения объема производства средние
(общие) издержки снижаются и достигают минимума, а затем начинают расти.
Предельные издержки (МС) — это издержки,
связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.
Предельные
издержки равны изменению общих издержек, деленному на изменение объема
произведенной продукции, т. е. они отражают изменение
издержек в зависимости от количества выпускаемой продукции. Поскольку
постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда
равны нулю, т. е. МFС = 0. Поэтому
предельные издержки — это всегда предельные переменные издержки, т. е. МVС = МС. Из этого следует, что
увеличивающаяся отдача переменных факторов сокращает предельные издержки, а
понижающаяся отдача — наоборот, их увеличивает.
Предельные
издержки показывают, какова величина затрат, которые фирма понесет при росте
производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, которые она
сэкономит в случае уменьшения производства на данную единицу. В том случае,
когда дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы
продукции меньше средних издержек уже произведенных единиц, производство данной
следующей единицы понизит средние общие издержки. Если же издержки на следующую
дополнительную единицу будут выше, чем средние издержки, ее производство
повысит средние общие издержки. Изложенное относится
к короткому периоду.
ЛЕКЦИЯ
13
1. Совершенная конкуренция. Равновесие конкурентной
фирмы в коротком и долгом периодах.
CОВЕРШЕННАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ - тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и
покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных
условий.
В экономической
теории совершенной конкуренцией напивают такой тип организации рынка, при
котором исключены все виды соперничества как между
продавцами, так и между покупателями.
Совершенная
конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной
структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.
Для совершенной
конкуренции характерны следующие признаки:
а) множество мелких продавцов и покупателей;
б) однородность
продукции, т. е. продукты, предлагаемые конкурирующими фирмами, идентичны и
взаимозаменяемы;
в) свободные
вход на рынок и выход с рынка (отсутствие барьеров входа или препятствий для
выхода с рынка для существующих фирм);
г) совершенная
информированность (совершенное знание) продавцов и покупателей о состоянии
рынка. Информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им
не стоит;
д) продавцы и
покупатели не могут воздействовать на цены и принимают их как данность;
е) мобильность
производственных ресурсов.
КОНКУРЕНТНАЯ
ФИРМА — фирма, принимающая цену
па свою
продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.
Цель фирмы —
максимизация прибыли, которая представляет собой разницу между валовым доходом
(ТR) и совокупными
издержками (ТС) за период продаж:
прибыль = ТR - TС.
Валовой доход — это цена реализованного блага (Р), умноженная
на объем продаж Q:
ТR = Р х Q.
На свой доход
фирма может влиять только посредством изменения объема продаж. Следовательно,
главная проблема фирмы — поиск объема выпуска продукции, максимизирующего
прибыль в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы.
Доход от единицы
продукции является средним доходом, а дополнительный доход от продаж еще одной
единицы продукции — предельным доходом.
В связи с тем, что совершенно конкурентная фирма не
влияет на цену, каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою
цену и предельный доход будет равен его цене, т. е. он будет постоянным.
Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде
В теории рынков
выделяются следующие периоды:
·
Мгновенный период — это
столь короткий период, что выпуск каждой фирмы и количество фирм в данной отрасли
фиксировано.
·
Короткий период — это
период, в течение которого производственные мощности фирмы фиксированы, однако
объем выпуска может быть изменен (увеличен, уменьшен) посредством изменения
объема использования переменных факторов. Общее количество фирм в отрасли
сохраняется постоянным.
·
Длительный (долгий) период — это период, в течение
которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса
и издержек. Количество предприятий в отрасли в долгом периоде может
изменяться.
В коротком
периоде конкурентная фирма не располагает достаточным временем для того, чтобы
увеличить объем выпуска. Поэтому она должна выбрать оптимальный объем продаж
для максимизации прибыли или минимизации убытков. Эта задача может быть решена
двумя путями. Первый путь
предполагает сравнение получаемого валового дохода и валовых издержек. Этот
путь дает возможность проверить общей прибыльностью оптимальный объем выпуска в
коротком периоде. Второй путь
означает сравнение предельного дохода и предельных издержек, позволяющее
проверить тот же параметр выпуска предельной
прибыльностью.
Равновесие
конкурентной фирмы в коротком периоде иллюстрируется на рис. 25.1.
Рис.
25.1.
Равновесие в коротком периоде
На рис. 25.1
показано, что равновесные цена и объем выпуска в коротком периоде равны
соответственно РF, и QF . При данной цене конкурентная фирма
достигнет объема выпуска на уровне QF(Р = МС) и получит сверхприбыль (РF ХYZ).
Равновесие конкурентной фирмы в долгом периоде
В долгом периоде
все производственные ресурсы мобильны, поэтому в отрасль могут вступать новые
фирмы, если прибыль в этой отрасли выше в сравнении с другими отраслями. И наоборот,
когда фирмы извлекают прибыль ниже нормальной, то они уходят из отрасли. В
долгом периоде все виды издержек являются полностью переменными. Фирмы выпускают
продукцию лишь в том случае, если цена не ниже долгосрочных средних издержек:
Р ≥ LAC.
Оптимальный
объем выпуска конкурентной фирмы в долгом периоде показан на рис. 25.2.
Рис. 25.2. Равновесие в долгом периоде
ЛЕКЦИЯ
14
1. Условия максимизации прибыли при совершенной
конкуренции.
Coгласно традиционным теории фирмы и теории рынков,
макcимизация прибыли
является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой
объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый
период продаж.
ПРИБЫЛЬ
— это разница между валовым (общим) доходом (ТR)
и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:
прибыль = ТR - ТС.
Валовой доход — это цена (Р) проданного товара, умноженная
на объем продаж (Q).
Поскольку на
цену не влияет конкурентная фирма, то на | ной доход
она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход
фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки
превышают валовой доход, то фирма несет убытки.
Совокупные издержки — это издержки
всех факторов про- изиодства,
использованных фирмой при производстве данного объема продукции.
Максимальная прибыль достигается в
двух случаях:
а) когда валовой
доход (ТИ) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);
б) когда
предельный доход (МR) равен
предельным издержкам (МС).
Предельный доход (МR) — это изменение в валовом доходе
получаемое при продаже
дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход
всегда равен цене продукта:
МR = Р.
Максимизация
предельной прибыли представляет собой р.1 чищу между предельным доходом от
продажи дополнительной единицы продукции
и предельными издержками:
предельная
прибыль = МR - МС.
Предельные издержки —
дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу
блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо
постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы
предельные издержки равны рыночной цене товара:
МС = Р.
Предельным
условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при
котором цена равняется предельным издержкам.
Определив предел
максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск
продукции, максимизирующий прибыль.
Максимально прибыльное равновесие — это такое
положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной
цены предельным издержкам и предельному доходу:
Р = МС = МR.
Максимально
прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции иллюстрируется на
рис. 26.1.
|
Рис. 26.1. Равновесный выпуск продукции
конкурентной фирмы
Фирма выбирает
такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При
этом надо иметь в миду, что выпуск, обеспечивающий
максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции
извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать
прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.
В определении
объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо
сравнивать рыночные цены со средними издержками.
Средние издержки (АС) — издержки в
расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам
определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают
три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); cрeдние постоянные
издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).
Соотношение
рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:
·
цена
больше, чем средние издержки производства, максимизирующие
прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы
превышают все ее издержки (рис. 26.2);
Рис.
26.2.
Максимизация прибыли конкурентной фирмой
·
цена
равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме
самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность
получать нормальную прибыль (рис. 26.3);
|
Рис.
26.3.
Самоокупаемая конкурентная фирма
·
цена
ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих
издержек и несет убытки (рис. 26.4);
·
цена
опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних
переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис.
26.5);
·
цена
ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение
производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 26.6).
Рис.
26.4.
Конкурентная фирма, несущая убытки
Рис.
26.5.
Минимизация убытков конкурентной фирмы
Рис.
26.6.
Прекращение производства конкурентной фирмой
ЛЕКЦИЯ
15
1. Ценовая дискриминация: сущность, виды.
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
- монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах
по различным ценам разным покупателям.
Ценовую
дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и
контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена
на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому
ценовая дискриминация не возникает.
Монополисты
занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают
свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения
производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.
Наиболее
благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере
услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например,
медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не
можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).
Чтобы
фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать
следующим условиям:
·
продавец
должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета
эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую
неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, —
более низкая;
·
блага
не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям
(или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с
«дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что
обусловит невозможность ценовой дискриминации;
·
покупатели
(для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы
(отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.
Ценовая
дискриминация может возникать на базе разделения рынка по формам
собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей,
а также в зависимости, от того, предметом потребления или средством
производства является покупаемое благо.
Понятие ценовой
дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени (совершенная
дискриминация)
наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена,
равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны.
Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное
различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют
совершенной ценовой дискриминацией.
Ценовая
дискриминация первой степени представлена на рис. 29.1.
Рис.
29.1.
Совершенная ценовая дискриминация
Оптимальный
выпуск монополии находится в точке L. при
пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и МR) и составляет Q*2 при цене Р*2. Излишек потребителей равен
площади Р *2 AL, излишек продавца равен площади CР *2
LF2. Монополист присваивает себе
весь потребительский излишек Р *2 AL, который при совершенной конкуренции, при объеме
производства Q *2 был бы присвоен
покупателем.
Поскольку
монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных
покупателей своего блага, этот внд ценовой
дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой
ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей,
когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.
Ценовая дискриминация второй степени имеет место,
когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в
зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой
монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены
называются нелинейным, или многоставочным тарифом.
При этом виде
ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из
которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации
проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.
Ценовую
дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 29.2.
Рис.
29.2.
Ценовая дискриминация второй степени
На рис. 29.2
весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным
ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага
будут продаваться по цене Р1,, следующие Q2- Q1 единиц — Пo цене Р2, следующие Q3 – Q2 единиц — по
цене Р3.
Таким образом,
общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага
равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2единиц — площади фигуры OP1AKBQ1, от реализации
Q3 единиц — площади всей заштрихованной
фигуры.
Из рис. 29.2
видно, что выручка от реализации Q1 единиц по
единой цене P3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, а площадь
фигуры P3P1AKBL (потребительский излишек) присвоен
монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь
незаштрихованных треугольников под кривой спроса — это та доля излишка
потребителя, которую не присвоил монополист.
Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает
в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки
— сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени — различные цены
на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в
сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).
Ценовая дискриминация третьей степени предполагает,
что разным лицам благо продается но разным ценам, но
каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по
одинаковой цене.
Если при ценовой
дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то
в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение
самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.
На рис. 29.3
показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.
Оба графика
имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом
рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при
равенстве МR = МС,
устанавливает более высокую цену (P1), по которой
спрос на ее блага менее эластичен.
Ценовая
дискриминация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она
осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по
предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой
градацией.
Рис.
29.3.
Ценовая дискриминация третьей степени
Чаще всего к
ценовой дискриминации фирмы-монополи- <ты
обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных
покупателей.
Оценка ценовой
дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и
отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она
дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые
фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то
некоторые виды услуг не могли бы производиться.
К отрицательным
последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное
межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.