Перечень тем лекций

 

1.     Методы экономических исследований.

2.     Основы анализа спроса и предложения.

3.     Рациональное поведение потребителя.

4.     Теория производства. Производственная функция.

5.     Производство и теория затрат.

6.     Рынок и конкуренция.

7.     Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

8.     Рынок факторов производства и распределение дохода.

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 1

 

1.     Микроэкономика: предмет, объект, метод.

 

ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика — со­ставная часть экономической теории, изучающая экономиче­ские взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика — это наука о принятии решений, из­учающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

- цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

- состояние отдельных рынков;

- распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соот­ношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уро­вень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являют­ся: экономические отношения, связанные с эффективным ис­пользованием ограниченных ресурсов; принятие решений от­дельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение сле­дующих вопросов:

·                   экономическое поведение людей, которое закрепляет­ся в адекватных институтах и общественных структу­рах. В качестве ключевых институтов выступают ры­нок, собственность и государство;

·                   принятие экономическими субъектами решений и ре­ализация ими соответствующих экономических дей­ствий;

·                   проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

а)экономического атомизма, означающего, что микроэконо­мика сосредоточивает свое внимание на поведении эко­номических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;

б)экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агента­ми своих выгод и затрат, сравнение которых в процес­се принятия экономических решений дает возмож­ность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Главная задача экономических субъектов микроэкономи­ки заключается в том, чтобы осуществить экономический вы­бор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом об­ществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

·                      что производить и в каком объеме;

·                      каким образом производить избранные виды благ;

·                      кто получает то, что произведено;

·                   какой объем ресурсов использовать для текущего по­требления и какой — для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вы­шеназванные четыре основных вопроса.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образова­ния потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую оче­редь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и пред­ложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части — теории распределения — анализируются рынки и про­блемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении инди­видуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает про­блемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном про­цессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Ви- зер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэко­номики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную, модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

ОБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ — это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие эко­номические проблемы, разрешаемые в соответствии с суще­ствующими институтами. уКэъектами микроэкономики являют­ся: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпо­рации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.

МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ. В зависимости от под­хода к объяснению поведения отдельных экономических субъ­ектов микроэкономическая теория подразделяется на позитив­ную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимо­сти между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецеп­ты действий, определяет, какие условия экономики желатель­ны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 2

 

1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.

 

СПРОС — отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином, благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на бла­го находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то ко­личество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

·                      цена блага;

·                      цены других благ;

·                      доходы покупателей;

·                      общее количество покупателей данного блага;

·                      предпочтительные вкусы покупателей;

·                      инфляционные ожидания;

·                      экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выра­жается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокра­щается при ее повышении. При этом нет строго одинакового со­отношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский эконо­мист А. Маршалл (1842-1924).

В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между це­ной и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое по­купатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизон­тальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по верти­кальной — цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зави­симость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

Объем спроса

Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки

 

С повышением цены объем спроса снижается по двум при­чинам. Первая причина — эффект замены (замещения). Ког­да цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эф­фекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увели­чивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколь­ко беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в ре­зультате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спро­са остаются неизменными только в учебниках.

Почему же сдвигается кривая спроса? Потому, что меня­ется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличива­ется средний реальный доход населения, возрастает числен­ность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.

Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага бу­дет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига — при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.

 

Объем спроса

Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса

 

Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спро­са смещается вправо, при уменьшении — влево.

Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение но кривой спроса (рис. 2.3).

Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.

 

Объем спроса

Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса

 

Когда цена на благо снизится при прочих равных услови­ях, потребители также будут больше покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показы­вает перемещение вдоль кривой спроса.

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 3

 

1. Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дота­ций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

 

Основными инструментами государственного регулирова­ния рынка являются:

·                      налоги;

·                      дотации;

·                      фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государствен­ного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения — S1 S1. Равновесная цена составляла Р1, равновесный объем продаж — Q1 (рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии пред­ложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2 S2. На рынке устанавливается новое равно­весие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с P- до P+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоуголь­ника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, упла­чивают продавцы, но бремя налога распределяется между про­давцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника Р1CBP-, а взнос покупателей — Р+АСР1.

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет по­купатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем бла­га, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком слу­чае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Сле­довательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосред­ственным плательщиком налога — продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

 

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

 

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спро­са и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть нало­гового бремени приходится на покупателей и тем меньшая — на продавцов (рис. 5.3, а). Из рнс. 5.3, а видно, что взнос поку­пателей равен площади прямоугольника Р+АСР1; а взнос про­давцов — Р1СВР-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противопо­ложное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая — на покупателей.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рын­ка посредством дотаций.

Дотация — это отрицательный налог, или «налог наобо­рот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как пра­вило, получают производители, но могут получать и потреби­тели.

 

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

 

Предположим, что линия спроса и линия предложения вна­чале занимали положения соответственно D1D1, и S1S1 Равно­весный объем продаж был равен Q1, а равновесная цена — Р1 (рис. 5.4).

 

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие по товарной

дотации

 

Допустим, что введена дотация из госбюджета произво­дителям данного блага размером V руб. на каждую едини­цу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1,. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая произ­водителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не пол­ностью поступает в распоряжение производителей. Им до­станется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксирован­ных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 4

 

1. Кардиналистская (количественная) теория предельной по­лезности. Законы Госсена.

 

КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗ­НОСТЬ — субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, изме­ренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в и иду, что можно измерить точную величину полезности, ко­трую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джемонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834- НМ 0) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности раз­личных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах — ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невоз­можно, и возникла альтернативная кардиналистской (количествленной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага опре­деляется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная по­лезность блага зависит от степени редкости блага и от степе­ни насыщения потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит м і объективного измерения полезности блага в ютилах, по­скольку одно и то же благо для одного потребителя представ­ляет большую ценность, а для другого не представляет ника­кой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение і к тедения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок не- інііисимьіх субъектов выступает определяющим фактором, воз­действующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из воз­можности потребителя дать количественную оценку в югилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, кото­рая   может быть выражена в виде функции общей полезности:

ТU = F (QA ,QB , … ,QZ)

где ТU — общая полезность данного набора благ; QA QB ..., QZ — объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию по­лезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизмен­ных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 7.1, 7.2).

Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в од­них и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага — это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) боль­ше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, кото­рую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

 

Рис. 7.1. Общая полезность

 

 

 

Большинство благ обладают свойством убывающей пре­дельной полезности, согласно которому, чем больше потреб­ление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рис. 7.3 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба (oчень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каж­дый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и  меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QB дополнительной полезности.

Рис. 7.3. Убывающая предельная полезность

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 5

 

1. Ординалистская (порядковая) теория полезности. Аксиомы по­ведения потребителя. Равновесие потребителя.

 

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория Полезности являет­ся альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности пред­ложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845- 1926), итало-швейцарский социолог И экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после ра£ют Р. Аллена и Дж. Хик­са эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается толь­ко порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистической (порядковой) теории, полезности предполагает упорядо­чение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наи­большее удовлетворение, 2-й Набор — меньшее удовлетворе­ние, 3-й набор — еще меньшее удовлетворение и т. д. Следо­вательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Од­нако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точ­ки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпо­читает другому, но не может определить, насколько один на­бор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основа­на на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности пред­почтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А \Rightarrow Б, или Б \RightarrowА, или А ~ Б, где знак «\Rightarrow » выражает отношение предпочтения, а знак « ~ » — отношение равноцен­ности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя оз­начает, что для принятия определенного решения и его осу­ществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А \Rightarrow Б, а Б \Rightarrow В, то всегда А \Rightarrow В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А до­ставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б — большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В.

Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество лю­бого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антибла­га, обладающие отрицательной полезностью, поскольку по­нижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности по­требителей. В ординалистской теории полезности исполь­зуются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюсрируется посредством кри­вых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой на­бор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернатив­ные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности (рис. 8.1).

 

Продукты питания, ед.

Рис. 8.1. Кривая безразличия

 

На рис. 8.1 на одной оси отложено число единиц одежды, на другой — число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривую U1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов пита­ния, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1, называ­ется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 еди­ниц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при пе­ремещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и С, т. е. может отказаться от 10 еди­ниц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания.

На рис. 8.1 кривая безразличия идет вниз слева направо. Чтобы понять, почему это так, допустим вместо этого, что кри­вая безразличия идет вверх, от точки А по направлению к D. Это противоречит допущению, что чем больше потребитель­ских товаров, тем лучше. Поскольку набор Э содержит боль­ше и продуктов питания, и одежды, чем набор А, его должны предпочесть А и, следовательно, он не может находиться на той же кривой безразличия, что и А. Любой набор товаров, лежащий выше и справа от кривой безразличия U1, на рис. 8.1, предпочтительнее любого набора на U1.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

1.     Кривая безразличия, расположенная справа и выше дру­гой кривой, является более предпочтительной для по­требителя.

2.     Кривые безразличия всегда имеют отрицательный на­клон, ибо рационально действующие потребители бу­дут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

3.     Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обуслов­ленную уменьшающимися предельными нормами за­мещения.

4.     Кривые безразличия никогда не пересекаются и обыч­но показывают уменьшающиеся предельные нормы за­мещения одного блага на другое.

5.     Наборы благ на кривых, более удаленных от начала ко­ординат, предпочтительнее наборам благ, расположен­ным на менее удаленных от координат кривых.

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам про­дуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.

Карта кривых безразличия — способ графического изоб­ражения функции полезности для некоторого конкретного по­требителя (рис. 8.2).

На рис. 8.2 показаны четыре кривые безразличия, образую­щие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, дос­тавляют потребителю большую полезность, а поэтому предпоч­тительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис. 8.2

U4> U3> U2> U1.

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления дан­ных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потреби­телей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых без различия каждая кривая объединяет точки с одинаковой по­лезностью.

 

Рис. 8.2. Карта кривых безразличия

 

Основным рабочим понятием ординалистской (порядко­вой) теории полезности считается предельная норма замеще­ния MRS.

Предельная норма замещения (MRS) показывает, от како­го количества единиц одного блага потребитель должен отка­заться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезнос­ти двух благ.

Предельная норма замещения измеряет желание обменять одно благо на каждую единицу другого, при этом не приобретая н не теряя полезность. Предельная норма замещения представ­ляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовле­творения потребителя.

Значения предельной нормы замещения всегда отрицатель­ны, так как увеличение количества приобретенных единиц од­ного блага предполагает уменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки. Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся пре­дельной нормой замещения.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 6

 

1. Индивидуальный и рыночный спрос.

 

В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Функция индивидуального спроса потребителя характе­ризует его реакцию на изменение цены данного блага при до­пущении, что его доход и цены других благ неизменны.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС — спрос конкретного по­требителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

 

Рис. 12.1. Эффект от изменения цен

 

На рис. 12.1 показан потребительский выбор, на котором индивид останавливается, распределяя фиксированный доход между двумя благами при изменении цеп на продовольствие.

Первоначально цена продуктов питания составляла 25 р., цена одежды — 50 р., а доход равнялся 500 р. Максимизирую­щий полезность потребительский выбор находится в точке В (рис. 12.1, а). В этом случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что дает возмож­ность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой безразличия со значением полезности, равным U2.

На рис. 12.1, б изображена взаимосвязь между ценой на продовольствие и требуемым их объемом. На оси абсцисс от­ложен объем потребляемого блага, как и на рис. 12.1, а, но на оси ординат теперь отложены цены на продовольствие. Точка Е на рис. 12.1, б соответствует точке В на рис. 12.1, а. В точке Е цена продовольствия равна 25 р. и потребитель приобретает 12 единиц.

Допустим, что цена продовольствия повысилась до 50 руб. Поскольку бюджетная линия на рис. 12.1, а вращается по ча­совой стрелке, она становится вдвое круче. Более высокая цена на продукты питания увеличила величину угла накло­на бюджетной линии, и потребитель в этом случае достигает максимальной полезности в точке А, расположенной на кри­вой безразличия U1,. В точке А потребитель выбирает 4 еди­ницы продовольствия и 6 единиц одежды.

На рис. 12.1, б показано, что модифицированный выбор по­требления соответствует точке D, изображающей, что при цене 50 р. потребуются 4 единицы продовольствия.

Предположим, что цена на продукты питания упадет до 12,5  р., что приведет к вращению бюджетной линии против часо­вой стрелки, обеспечивающему более высокий уровень полезно­сти, соответствующий кривой безразличия U3 на рис. 12.1, а, и потребитель выберет точку С с 20 единицами продовольствия и 5 единицами одежды. Точка F на рис. 12.1,6 соответствует цене в 12,5 р. и 20 единицам продовольствия.

Из рис. 12.1, а вытекает, что при снижении цены на продо­вольствие потребление одежды может как увеличиться, так и уменьшиться. Потребление продовольствия и одежды может возрасти, так как понижение цены на продукты питания уве­личивает покупательную способность потребителя.

Кривая спроса на рис. 12.1, б изображает объем продоволь­ствия, которое приобретает потребитель, в виде функции от цены продуктов питания. Кривая спроса имеет две особенности.

Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.

Вторая. В каждой точке на кривой спроса потребитель мак­симизирует полезность согласно условию, что предельная нор­ма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на про­довольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.

Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предель­ной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляе­мых потребителям от благ.

РЫНОЧНЫЙ СПРОС характеризует общий объем спро­са всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результа­те сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2).

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены опре­деляется посредством суммирования объемов спроса всех по­требителей при данной цене.

Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис. 12.2.

Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точ­ка спроса А показывается на кривой ЭБ (рис. 12.2, в).

Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отлича­ется от кривых спроса других потребителей, ибо люди неоди­наковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие — низкий. Некоторые желают кофе, а другие — чай. Чтобы получить об­щую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

 

    

 

Общий объем

Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса

 

Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший на­клон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что озна­чает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Рыночный спрос может быть рассчитан не только графи­ческим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.

Основными факторами рыночного спроса являются:

·                      доходы потребителей;

·                      предпочтения (вкусы) потребителей;

·                      цена данного блага;

·                      цены товаров-заменителей и дополняющих благ;

·                      количество потребителей данного блага;

·                      численность населения и его возрастная структура;

·                      распределение доходов среди демографических групп населения;

·                      внешние условия потребления;

·                      реклама;

·                      стимулирование сбыта;

·                      размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокра­щению спроса на отдельные дома.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 7

 

1. Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы.

 

Эластичность — степень реагирования одной переменной ве­личины в ответ на изменение другой, связанной с первой ве­личиной.

Понятие «эластичность» ввел в экономическую литера­туру А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной экономической переменной реагиро­вать на изменение другой может быть проиллюстрирована раз­личными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения использует­ся метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить по­средством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности — это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластич­ности:

·                      эластичность спроса по цене;

·                      эластичность спроса по доходу;

·                      эластичность предложения по цене;

·                      перекрестная эластичность спроса по цене;

·                      точечная эластичность спроса;

·                      дуговая эластичность спроса;

·                      эластичность соотношения цен и заработной платы;

·                      эластичность технического замещения;

·                      эластичность прямой линии.

Формы эластичности. Эластичность спроса по цене вы­ступает в следующих основных формах:

·                   эластичный спрос (ЕD > 1). Ситуация, при которой ве­личина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величи­ны спроса на 4%;

·                   неэластичный спрос (Е0 <*1). Ситуация, при которой ве­личина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;

·                   единичная эластичность спроса (Е0 =1). Она возника­ет в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

·                   совершенно эластичный спрос (Е0 = оо). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;

·                   совершенно неэластичный спрос (Еп = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен верти­кальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.

Нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спро­са, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 13.1).

На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, рас­положенной посередине, эластичность спроса равна единице.

Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

Эластичность предложения выступает в следующих ос­новных формах:

Рис. 13.1. Эластичность и наклон — разные понятия

·                   эластичное предложение, когда объем предложения из­меняется на больший процент, чем цена. Эта форма ха­рактерна для долгого периода;

 

Рис. 13.1. Эластичность и наклон — разные понятия

 

·                   неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;

·                   абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;

·                   абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго верти­кальна.

Основные формы перекрестной эластичности спроса:

·                   положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;

·                   отрицательная, присуща взаимно дополняемым благам;

·                   нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к вза­имозаменяемым, ни к взаимно дополняемым.

Основные формы эластичности спроса по доходу:

·                   положительная, при которой объем спроса увеличи­вается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам рос­коши;

·                   отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;

·                   нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необхо­димости.

Основные формы использования эластичности в микро­экономическом анализе:

·                   анализ поведения потребителя;

·                   определение ценовой политики фирмы;

·                   определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;

·                   выработка мероприятий государственного регулирова­ния экономики, особенно политики занятости населе­ния;

·                   разработка структуры налогообложения;

·                   прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 8

 

1. Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности.

 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ - оценка измене­ния величины спроса на товар при изменении цены. Точнее, эластичность спроса по цене — это процентное изменение ве­личины спроса, деленное на процентное изменение цены.

Эластичность спроса по цене представляет собой величи­ну  используемую для измерения чувствительности объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны.

Эластичность спроса по цене у разных товаров может зна­чительно различаться. Спрос на предметы первой необходи­мости (продукты питания, обувь) неэластичен, поскольку они необходимы для жизни и, несмотря на повышение цены, отка­заться от их потребления нельзя. Предметы роскоши, наобо­рот, имеют более высокую эластичность к изменению цены.

Эластичность спроса по цене зависит от следующих фак­торов:

·                   наличие товаров-субститутов (заменителей). Чем боль­ше товаров-субститутов, удовлетворяющих сходную по­требность человека, тем выше эластичность. Товары, не имеющие заменителей (например, инсулин), неэлас­тичны;

·                   время приспособления к изменению цены. В долгом пе­риоде спрос обычно более эластичен, поскольку только с течением времени люди получают возможность находить больше заменителей. В коротком периоде спрос очень не­эластичен;

·                   доля потребительского бюджета, отведенною на про­дукт. Небольшие доли бюджета, идущие на потребле­ние благ первой необходимости, при повышении цен на них могут не влиять существенно на их потребление. К таким товарам относятся, например, туалетная бума­га, соль и т.п.

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ. Чтобы измерить элас­тичность, нужно установить, насколько изменяется спрос при изменении цены.

Числовое значение коэффициента эластичности спроса по цене можно определить по следующей формуле:

     

% изменения объема спроса (QD) / ED =   % изменения в цене (Р)

где QD — объем спроса, измеряемый вдоль кривой спроса;

Р — цена товара.

Предположим, что 1% увеличения цены на новый компью­тер (при прочих равных условиях) приведет к 2% уменьше­ния количества ежегодных продаж компьютеров (по сравне­нию с предыдущим годом). В этом случае эластичность спроса по цене будет: 2% / 1% = -2.

Величина эластичности спроса по цене выражается отрица­тельным числом, ибо закон спроса предполагает, что для всякого изменения в цене изменение объема спроса является противопо­ложным. Это означает, что если знаменатель положителен, чис­литель имеет отрицательное значение, и наоборот. Соотношение показателей двух процентных изменений всегда отрицательная величина, так как числитель и знаменатель имеют разные знаки.

Величина эластичности спроса по цене может уменьшаться от нуля до минус бесконечности. Чем больше абсолютная вели­чина эластичности спроса по цене, тем больше ценовая эластич­ность спроса. Так, спрос более эластичен при значении ЕD = = -5, чем при ЕD = -1, ибо число 5 выступает абсолютным значе­нием для -5 и больше 1, т. е. больше абсолютного значения ве­личины -1.

Различают несколько форм эластичности спроса по цене:

·                   эластичный спрос, если абсолютное значение эластич­ности колеблется в пределах от 1 до бесконечности;

·                   неэластичный спрос, если абсолютное значение элас­тичности изменяется от 0 до 1;

·                   единичная эластичность, если эластичность равна -1, а ее абсолютное значение равно 1;

·                   совершенно неэластичный спрос, если эластичность спроса по цене равна нулю;

·                   совершенно эластичный спрос, когда абсолютное значение эластичности равняется бесконечности.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 9

 

1. Предпочтения потребителя и полезность.

 

ПРЕДПОЧТЕНИЯ — один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.

Благо в теории потребления — любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага потребляются, как правило, в определенных наборах.

Набор благ — совокупность конкретных видов благ в опре­деленных объемах, потребляемых в данный период.

При выборе благ с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся возмож­ностях, которая представляет собой меру удовлетворения по­требностей индивида, т. е. полезность.

Покупатель при выборе приобретаемых благ обладает опре­деленными индивидуальными предпочтениями, но он ограни­чен в удовлетворении своих предпочтений бюджетным огра­ничением. Что же покупатель делает в данных условиях, какой выбор обеспечивает максимально возможную полезность?

Необходимыми предпосылками теории потребительского выбора являются следующие аксиомы.

1. Аксиома полной упорядоченности предпочтений по­требителя. Эта аксиома предполагает, что потребитель сам должен принимать решения относительно потреб­ления и осуществлять их.

2.Аксиома транзитивности предпочтений потребителя. Чтобы принять определенное решение и реализовать его, потребитель должен последовательно переносить пред­почтения с одних благ и их наборов на другие. Предпо­ложение о транзитивности гарантирует рациональность (согласованность) предпочтений. В ином случае поведе­ние потребителя противоречиво. В этой связи говорят, что «предпочтения свернулись в кольцо», т. е. измени­лись вкусы.

3. Аксиома о не насыщаемости потребностей гласит, что по­требители всегда предпочитают большее количество лю­бого блага меньшему (или, короче, «больше всегда лучше»).

Под эту аксиому не подходят анти блага, обладающие от­рицательной полезностью, ибо они понижают уровень благо­состояния данного потребителя.

Эти три предпосылки необходимы для того, чтобы опре­делить функцию полезности.

Функция полезности — это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемом при этом потребителем, т. е. показывает предпочтения потребителя.

Функция полезности — это своего рода целевая функция действий потребителя в потребительском выборе, выражаю­щая процесс упорядочивания выбираемых потребителем на­боров благ до уровня удовлетворения потребностей.

ПОЛЕЗНОСТЬ выражает меру удовлетворения, которое получает субъект от потребления блага или выполнения ка­кого-либо действия.

Полезность — понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. По­лезность зависит от потребительских свойств благ и от само­го процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором — увеличивается.

Полезность имеет свойство порядковой измеримости, ког­да альтернативы могут быть ранжированы, но не имеет свой­ства количественной измеримости.

Различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность — это удовлетворение, ко­торое получают потребители от потребления конкретного набо­ра благ.

Предельная полезность — это приращение степени удов­летворения (полезности) при потреблении или использова­нии дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.

Между общей и предельной полезностью существуют за­висимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся тем­пом, означающим убывание предельной полезности по мере на­сыщения потребности в данном благе.

Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и чет­вертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потреб­ления третьей порции.

Этот пример можно проиллюстрировать на графиках об­щей и предельной полезности (рис. 20.1, 20.2).

Заштрихованные прямоугольники (рис. 20.1) показывают дополнительную полезность, полученную при потреблении каждой последующей единицы блага. На рис. 20.1 видно, что темп роста общей полезности убывает, ибо величина предель­ной полезности понижается. Главная функция предельной полезности (рис. 20.2) будет задавать наклон главной кривой общей полезности (рис. 20.1).

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 10

 

1. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Отдача от масштаба.

 

ИЗОКВАНТА — кривая, демонстрирующая различные вариан­ты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокван­ты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.

Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе. При этом увеличе­ние одного фактора и уменьшение другого не вызывает из­менений в объеме выпускаемой продукции. Данная зависи­мость изображена на рис. 21.1.

 

 

Положительный наклон изокванты означает, что увеличе­ние применения одного фактора потребует увеличения при­менения другого фактора, чтобы не сократить выпуск про­дукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме произ­водства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора.

Изокванты выпуклы в направлении начала координат, поскольку хотя факторы могут быть заменяемы один дру­гим, однако они не являются абсолютными заменителями.

Кривизна изокванты иллюстрирует эластичность замеще­ния факторов при выпуске заданного объема продукта и отра­жает то, насколько легко один фактор может быть заменен дру­гим. В том случае, когда изокванта похожа на прямой угол, вероятность замещения одного фактора другим крайне невели­ка. Если же изокванта имеет вид прямой линии с наклоном вниз, то вероятность замены одного фактора другим значительна.

Изокванты схожи с кривыми безразличия с той лишь раз­ницей, что кривые безразличия выражают положение в сфере потребления, а изокванты — в сфере производства. Другими словами, кривые безразличия характеризуют замену одного блага другим (MRS), а изокванты — замену одного фактора другим (MRTS).

Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска она представляет. Крутизна на­клона изокванты выражает предельную норму технического замещения (MRTS), которая измеряется соотношением из­менения объема выпуска продукции. Предельная норма тех­нического замещения трудом капитала (MRTSL,K) определя­ется величиной капитала, которую может заменить каждая единица труда, не вызывая изменения объема выпуска про­дукции. Предельная норма технического замещения в любой точке изокванты равна наклону касательной в этой точке, умноженному на -1:

∆K

MRTSL,K =                    ∆L     Q = const.

        


Рис. 21.4. Карта изоквант

 

ИЗОКОСТА — линия, демонстрирующая комбинации фак­торов производства, которые можно купить за одинаковую об­щую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, по­скольку допускается, что фирма может приобрести любое же­лаемое количество факторов производства по неизменным це­нам. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства (рис. 21.5). На рис. 21.5 каждая точка на линии изокосты характеризуется одними и теми же общими издерж­ками. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны.

Совместив изокванты и изокосты, можно определить оп­тимальную позицию фирмы. Точка, в которой изокванта ка­сается (но не пересекает) изокосты, означает наиболее деше­вую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для выпуска определенного объема продукта (рис. 21.5). На рис. 21.5 показан метод определения точки, в которой минимизируются издержки производства заданного объема производ­ства продукта. Эта точка расположена на самой нижней изо­косте, где изокванта соприкасается с ней.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 21.6. Равновесие производителя

 

РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ — состояние произ­водства, при котором использование факторов производства позволяет получить максимальный объем продукции, т. е. ког­да изокванта занимает самую отдаленную от начала координат точку. Чтобы определить равновесие производителя, необходи­мо совместить карты изоквант с картой изокост. Максимальный объем выпуска будет в точке касания изокванты с изокостой (рис. 21.6).

Из рис. 21.6 видно, что изокванта, расположенная ближе к началу координат, дает меньшее количество производи­мой продукции (изокванта Q1). Изокванты, расположенные выше и правее изокванты Q2, вызовут изменение большего объема факторов производства, нежели позволяет бюджет­ное ограничение производителя.

Таким образом, точка касания изокванты и изокосты (на рис. 21.6 точка Е) является оптимальной, поскольку в этом случае производитель получает максимальный результат.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 11

 

1. Производственная функция. Общий, средний и предельный про­дукт.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ - функция, отобра­жающая зависимость между максимальным объемом произ­водимого продукта и физическим объемом факторов произ­водства при данном уровне технических знаний.

Поскольку объем производства зависит от объема исполь­зованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:

Q= f(L,K,M)

где Q — максимальный объем продукции, произведенной прн данной технологии и определенных факторах производ­ства;

L - труд;

К — капитал;

М — материалы;

f — функция.

Производственная функция при данной технологии об­ладает свойствами, которые определяют соотношение меж­ду объемом производства и количеством используемых фак­торов. Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее все они имеют общие свой­ства. Можно выделить два основных свойства.

1. Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксиро­ванном количестве машин и производственных поме­щений имеется предел роста выпуска путем увеличе­ния дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы.

2. Существует определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов производства, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и опреде­ленная взаимозаменяемость данных факторов произ­водства. Так, для выпуска блага могут быть использо­ваны различные комбинации ресурсов; можно произ­вести это благо при использовании меньшего объема капитала и большего объема затрат труда, и наоборот. В первом случае производство считается технически эф­фективным в сравнении со вторым случаем.

Однако существует предел того, насколько труд может быть заменен большим объемом капитала, чтобы не сократилось производство. С другой стороны, имеется предел применения ручного труда без использования машин.

В графической форме каждый вид производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют мини­мально необходимые для выпуска данного объема продукции ресурсы, а производственная функция — линией изокванты.

Рассмотрев производственную функцию фирмы, перейдем к характеристике следующих трех важных понятий: общего (совокупного), среднего и предельного продукта.

На рис. 22.1, а показана кривая общего продукта (ТР), кото­рый изменяется в зависимости от величины переменного фак­тора X. На кривой ТР отмечены три точки: В — точка перегиба, С — точка, которая принадлежит касательной, совпадающей с линией, соединяющей данную точку с началом координат, D— точка максимального значения ТР. Точка А перемеща­ется по кривой ТР. Соединив точку А с началом координат, получим линию ОА. Опустив перпендикуляр из точки А на ось абсцисс, получим треугольник ОАМ, где tg  α есть отно­шение стороны АМ к ОМ, т. е. выражение среднего продук­та (АР).

Проведя через точку А касательную, получим угол β, тан­генс которого будет выражать предельный продукт МР. Сопо­ставляя треугольники ЬЛМ и ОАМ, находим, что до опреде­ленного момента тангенс β по величине больше tg α. Таким образом, предельный продукт (МР) больше среднего продук­та (АР). В том случае, когда точка А совпадает с точкой В, тангенс β принимает максимальное значение и, следователь­но, предельный продукт (МР) достигает наибольшего объ­ема. Если точка А совпадает с точкой С, то значение среднего и предельно равны.

 

Рис. 22.1. а) Кривая общего продукта (ТР); б) кривая среднего продукта (АР) и предельного продукта (МР)

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 12

 

1. Издержки производства и их классификация.

 

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА — затраты на покупку эко­номических ресурсов, потребленных в процессе выпуска тех или иных благ.

Любое производство товаров и услуг, как известно, связа­но с использованием труда, капитала и природных ресур­сов, которые представляют собой факторы производства, стоимость которых определяется издержками производства.

В связи с ограниченностью ресурсов возникает проблема наилучшего их использования из всех отвергнутых альтернатив.

Альтернативные издержки — это издержки выпуска благ, определяемые стоимостью наилучшей упущенной возможно­сти применения ресурсов производства, обеспечивающие мак­симальную прибыль. Альтернативные издержки предприятия называются экономическими издержками. Эти издержки не­обходимо отличать от бухгалтерских издержек.

Бухгалтерские издержки отличаются от экономических из­держек тем, что они не включают стоимость факторов произ­водства, являющихся собственностью владельцев фирм. Бух­галтерские издержки меньше экономических на величину неявного заработка предпринимателя, его жены, неявной зе­мельной ренты и неявного процента на собственный капи­тал владельца фирмы. Иначе говоря, бухгалтерские издерж­ки равны экономическим минус все неявные издержки.

Варианты классификации издержек производства много­образны. Начнем с установления различий между явными и неявными издержками.

Явные издержки — это альтернативные издержки, прини­мающие форму денежных платежей собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Они определяются суммой расходов фирмы на оплату покупаемых ресурсов (сырья, ма­териалов, топлива, рабочей силы и т. п.).

Неявные (вмененные) издержки — эго альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фир­ме и принимают форму потерянного дохода от использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Они опреде­ляются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.

Классификация издержек производства может быть осу­ществлена с учетом мобильности факторов производства. Вы­деляются постоянные, переменные и общие издержки.

Постоянные издержки (FC) — издержки, величина которых в коротком периоде не изменяется в зависимости от изменения объема производства. Их иногда называют «накладными расхо­дами» или «безвозвратными издержками». К постоянным из­держкам относятся расходы на содержание производственных зданий, закупку оборудования, рентные платежи, процентные выплаты по долгам, жалованье управленческого персонала и т. д. Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда фирма ничего не производит.

Переменные издержки (VC) — издержки, величина кото­рых изменяется в зависимости от изменения объема произ­водства. Если продукция не производится, то они равны нулю. К переменным издержкам относятся расходы на покупку сы­рьевых ресурсов, топливо, энергию, транспортные услуги, за­работную плату рабочим и служащим и т. д. В супермаркетах оплата услуг работников-контролеров входит в переменные издержки, поскольку управляющие могут приспособить объем данных услуг к числу покупателей.

Общие издержки (ТС) — совокупные издержки фирмы, равные сумме ее постоянных и переменных издержек, опре­деляются по формуле:

ТС = FC + VC.

Общие издержки увеличиваются по мере увеличения объ­ема производства.

Издержки на единицу производимых благ имеют форму средних постоянных издержек, средних переменных издер­жек и средних общих издержек.

Средние постоянные издержки (AFC) — это общие по­стоянные издержки на единицу продукции. Они определяют­ся путем деления постоянных издержек (FС) на соответству­ющее количество (объем) выпущенной продукции:

AFC = FC / Q.

Поскольку общие постоянные издержки не изменяются, то при делении их на увеличивающийся объем производства средние постоянные издержки будут падать по мере увели­чения количества выпускаемой продукции, ибо фиксирован­ная сумма издержек распределяется на все большее и большее количество единиц продукции. И наоборот, при сокращении объема производства средние постоянные издержки будут расти.

Средние переменные издержки (AVC) — это общие пе­ременные издержки на единицу продукции. Они определя­ются путем деления переменных издержек на соответствую­щее количество выпущенной продукции:

AVC = VC / Q.

Средние переменные издержки вначале падают, достигая своего минимума, затем начинают расти.

Средние (общие) издержки (АТС) — это общие издерж­ки производства на единицу продукции. Они определяются двумя способами:

а)      путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции:

АТС = ТС / Q;

б)      путем суммирования средних постоянных издержек и средних переменных издержек:

АТС = AFC + AVC.

Вначале средние (общие) издержки высокие, поскольку производится небольшой объем продукции, а постоянные из­держки большие. По мере увеличения объема производства средние (общие) издержки снижаются и достигают миниму­ма, а затем начинают расти.

Предельные издержки (МС) — это издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки равны изменению общих издержек, деленному на изменение объема произведенной продукции, т. е. они отражают изменение издержек в зависимости от ко­личества выпускаемой продукции. Поскольку постоянные из­держки не меняются, то постоянные предельные издержки все­гда равны нулю, т. е. МFС = 0. Поэтому предельные издержки — это всегда предельные переменные издержки, т. е. МVС = МС. Из этого следует, что увеличивающаяся отдача переменных факторов сокращает предельные издержки, а понижающаяся отдача — наоборот, их увеличивает.

Предельные издержки показывают, какова величина затрат, которые фирма понесет при росте производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, которые она сэкономит в случае уменьшения производства на данную единицу. В том случае, когда дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции меньше средних издержек уже произведенных единиц, производство данной следующей единицы понизит средние общие издержки. Если же издержки на следующую дополнительную единицу будут выше, чем средние издержки, ее производство повысит сред­ние общие издержки. Изложенное относится к короткому пе­риоду.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 13

 

1. Совершенная конкуренция. Равновесие конкурентной фирмы в коротком и долгом периодах.

 

CОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - тип рыночной струк­туры, где рыночное поведение продавцов и покупателей за­ключается в приспособлении к равновесному состоянию ры­ночных условий.

В экономической теории совершенной конкуренцией на­пивают такой тип организации рынка, при котором исключе­ны все виды соперничества как между продавцами, так и меж­ду покупателями.

Совершенная конкуренция представляет собой научную аб­стракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит этало­ном для сравнения с другими типами рыночных структур.

Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки:

а)  множество мелких продавцов и покупателей;

б) однородность продукции, т. е. продукты, предлагаемые конкурирующими фирмами, идентичны и взаимозаме­няемы;

в) свободные вход на рынок и выход с рынка (отсутствие барьеров входа или препятствий для выхода с рынка для существующих фирм);

г) совершенная информированность (совершенное знание) продавцов и покупателей о состоянии рынка. Информа­ция распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит;

д) продавцы и покупатели не могут воздействовать на цены и принимают их как данность;

е) мобильность производственных ресурсов.

КОНКУРЕНТНАЯ ФИРМА — фирма, принимающая цену

па свою продукцию как данную, не зависящую от реализуе­мого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.

Цель фирмы — максимизация прибыли, которая представ­ляет собой разницу между валовым доходом (ТR) и совокуп­ными издержками (ТС) за период продаж:

прибыль = ТR - TС.

Валовой доход — это цена реализованного блага (Р), ум­ноженная на объем продаж Q:

ТR = Р х Q.

На свой доход фирма может влиять только посредством изменения объема продаж. Следовательно, главная проблема фирмы — поиск объема выпуска продукции, максимизирую­щего прибыль в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы.

Доход от единицы продукции является средним доходом, а дополнительный доход от продаж еще одной единицы про­дукции — предельным доходом. В связи с тем, что совершенно конкурентная фирма не влияет на цену, каждая дополнитель­ная единица продаж присоединяет точно свою цену и предель­ный доход будет равен его цене, т. е. он будет постоянным.

Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде

В теории рынков выделяются следующие периоды:

·                   Мгновенный период — это столь короткий период, что выпуск каждой фирмы и количество фирм в данной от­расли фиксировано.

·                   Короткий период — это период, в течение которого про­изводственные мощности фирмы фиксированы, однако объем выпуска может быть изменен (увеличен, умень­шен) посредством изменения объема использования пе­ременных факторов. Общее количество фирм в отрасли сохраняется постоянным.

·                   Длительный (долгий) период — это период, в течение ко­торого производственные мощности могут быть приспо­соблены к условиям спроса и издержек. Количество пред­приятий в отрасли в долгом периоде может изменяться.

В коротком периоде конкурентная фирма не располагает достаточным временем для того, чтобы увеличить объем вы­пуска. Поэтому она должна выбрать оптимальный объем про­даж для максимизации прибыли или минимизации убытков. Эта задача может быть решена двумя путями. Первый путь предполагает сравнение получаемого валового дохода и вало­вых издержек. Этот путь дает возможность проверить общей прибыльностью оптимальный объем выпуска в коротком пе­риоде. Второй путь означает сравнение предельного дохода и предельных издержек, позволяющее проверить тот же пара­метр выпуска предельной прибыльностью.

Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде ил­люстрируется на рис. 25.1.

 

Рис. 25.1. Равновесие в коротком периоде

 

На рис. 25.1 показано, что равновесные цена и объем вы­пуска в коротком периоде равны соответственно РF, и QF . При данной цене конкурентная фирма достигнет объема выпуска на уровне QF(Р = МС) и получит сверхприбыль (РF ХYZ).

Равновесие конкурентной фирмы в долгом периоде

В долгом периоде все производственные ресурсы мобиль­ны, поэтому в отрасль могут вступать новые фирмы, если прибыль в этой отрасли выше в сравнении с другими отраслями. И наоборот, когда фирмы извлекают прибыль ниже нормаль­ной, то они уходят из отрасли. В долгом периоде все виды издержек являются полностью переменными. Фирмы выпуска­ют продукцию лишь в том случае, если цена не ниже долго­срочных средних издержек:

Р ≥ LAC.

Оптимальный объем выпуска конкурентной фирмы в дол­гом периоде показан на рис. 25.2.

 

Рис. 25.2. Равновесие в долгом периоде

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 14

 

1. Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции.

 

Coгласно традиционным теории фирмы и теории рынков, макcимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж.

ПРИБЫЛЬ — это разница между валовым (общим) дохо­дом (ТR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

прибыль = ТR - ТС.

Валовой доход — это цена (Р) проданного товара, умно­женная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на | ной доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокуп­ных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные из­держки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки — это издержки всех факторов про- изиодства, использованных фирмой при производстве данно­го объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

а) когда валовой доход (ТИ) в наибольшей степени пре­вышает совокупные издержки (ТС);

б) когда предельный доход (МR) равен предельным из­держкам (МС).

Предельный доход (МR) — это изменение в валовом доходе

получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

МR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой р.1 чищу между предельным доходом от продажи дополнительной  единицы продукции и предельными издержками:

предельная прибыль = МR - МС.

Предельные издержки — дополнительные издержки, при­водящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Пре­дельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняет­ся предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необ­ходимо установить равновесный выпуск продукции, макси­мизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие — это такое поло­жение фирмы, при котором объем предлагаемых благ опреде­ляется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = МR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совер­шенной конкуренции иллюстрируется на рис. 26.1.


 

Рис. 26.1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в миду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, от­нюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекает­ся самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве крите­рия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) — издержки в расчете на едини­цу произведенной продукции; равны общим издержкам

 определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС);  cрeдние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек произ­водства может иметь несколько вариантов:

·                   цена больше, чем средние издержки производства, мак­симизирующие прибыль. В этом случае фирма извле­кает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превыша­ют все ее издержки (рис. 26.2);

 

Рис. 26.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

 

·                   цена равна минимальным средним издержкам произ­водства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей воз­можность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);


 

Рис. 26.3. Самоокупаемая конкурентная фирма

 

·                   цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);

·                   цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5);

·                   цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 26.6).

 

Рис. 26.4. Конкурентная фирма, несущая убытки

 


Рис. 26.5. Минимизация убытков конкурентной фирмы

 

 


Рис. 26.6. Прекращение производства конкурентной фирмой

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 15

 

1. Ценовая дискриминация: сущность, виды.

 

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных за­тратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут осуществлять только мо­нополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В ус­ловиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как дан­ную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дис­криминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как пра­вило, не могут перепродаваться (например, медицинские услу­ги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дис­криминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

·                   продавец должен быть в состоянии разделить покупа­телей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высо­кую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, — более низкая;

·                   блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продав­цам) другого рынка, поскольку свободное передвиже­ние благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозмож­ность ценовой дискриминации;

·                   покупатели (для монополии) или продавцы (для моно­псонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка не­возможно.

Ценовая дискриминация может возникать на базе разде­ления рынка по формам собственности, отраслевой принад­лежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости, от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.

Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различ­ны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональ­ное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис. 29.1.

 

Рис. 29.1. Совершенная ценовая дискриминация

 

Оптимальный выпуск монополии находится в точке L. при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и МR) и составляет Q*2 при цене Р*2. Излишек потребите­лей равен площади Р *2 AL, излишек продавца равен площади  CР *2 LF2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек Р *2 AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q *2 был бы присвоен покупателем.

Поскольку монополист не может иметь полной информа­ции о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот внд ценовой дискриминации в чистом виде невоз­можен. Определенное приближение к чистой ценовой дискри­минации возможно при незначительном количестве покупа­телей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различа­ются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нели­нейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой дискриминации блага группируют­ся в определенные партии, на каждую из которой устанавлива­ются различные цены. На практике этот вид ценовой дискри­минации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстри­руем на рис. 29.2.

Рис. 29.2. Ценовая дискриминация второй степени

 

На рис. 29.2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Р1,, следующие Q2- Q1 единиц — Пo цене Р2, следующие Q3 Q2 единиц — по цене Р3.

Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2единиц — площади фигуры OP1AKBQ1, от реа­лизации Q3 единиц — площади всей заштрихованной фигуры.

Из рис. 29.2 видно, что выручка от реализации Q1 единиц по единой цене P3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, а площадь фигуры P3P1AKBL (потребительский излишек) при­своен монополистом исходя из ценовой дискриминации вто­рой степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса — это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

Ценовая дискриминация второй степени нередко высту­пает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поста­вок; кумулятивные скидки — сезонный билет на железной доро­ге; дискриминация во времени — различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной пла­ты в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленно­го блага).

Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается но разным ценам, но каж­дая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе цено­вой дискриминации третьей степени предполагается разделе­ние самих покупателей на группы или рынки, где устанавли­ваются свои цены продажи.

На рис. 29.3 показана ценовая дискриминация третьей сте­пени на двух рынках.

Оба графика имеют общую вертикальную ось. Предель­ные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-мо­нополист, максимизируя прибыль при равенстве МR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

Ценовая дискриминация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы  и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

 

Рис. 29.3. Ценовая дискриминация третьей степени

 

Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы-монополи- <ты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлече­ния дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, посколь­ку она имеет как положительные, так и отрицательные по­следствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализа­ции за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.