БУДДИЗМ
Буддизм —
древнейшая из мировых религий, распространенная преимущественно в Центральной,
Южной и Юго-Восточной Азии (Бирма, Вьетнам, Индия, Индонезия, Кампучия, Китай,
Корея, Лаос, Малайзия, Монголия, Непал, Сингапур, Таиланд, Шри-Ланка, Япония и
др.). Однако приверженцы данной религии,
общее число которых превышает 250 млн. человек, имеются и в других районах
земного шара. Есть последователи буддизма и в странах СНГ.
Буддизм
является самой древней мировой религией. Он возник в середине VI тыс.
до н. э. в Индии. В то время там шел процесс
разложения родо-племенных
отношений, возникновения классового гнета и формирования рабовладельческих
государств. Народные массы буддизм привлекал иллюзорным религиозным равенством
людей и обещанием избавления в загробном мире от страданий земной жизни.
Основные положения
вероучения раннего буддизма и его важнейшие культовые предписания изложены в Трипитаке (от санскрит.—тройная
корзина)—своде религиозных предписаний, воспринимаемых верующими как
откровения Будды в изложении его учеников.
Центральное место занимает в буддизме учение о четырех
«святых истинах», якобы открытых Гаутамой в процессе
«просветления»:
1) «Жить—значит
страдать». Согласно этой «истине», все человеческое существование в
реальном мире представляет собой непрерывную цепь страданий.
2) «Причина страданий—желания».
К числу желаний отнесены не только поиски удовольствия, стремление к
счастью, но и сама жажда жизни.
3) «Для
освобождения от страданий надо
избавиться от желаний». И это требование предусматривает отказ не только
от порочных стремлений (удовлетворение тщеславия, властолюбия, жадности и т.
п.), но и от непорочных, выражающих естественные потребности человеческого
развития (радость материнства и отцовства, родственные чувства и пр.).
4)
«Путь избавления от желаний—следование учению Будды». Это требование ориентирует буддистов на социальную
пассивность и непротивление злу.
По убеждению буддистов, строгое соблюдение данных «святых
истин» приведет верующего к главной цели его жизни — нирване (от санскр. —
угасание, успокоение). Нирвана мыслится буддистам как состояние абсолютного
покоя, т. е. полной отрешенности от жизненных привязанностей, вечного блаженства
в слиянии с божеством, некоего сверхбытия.
Буддийская проповедь ухода от мира,
равнодушия к жизни, отказа от участия в делах и заботах людей всегда примиряла верующих с несправедливостями общественной жизни
глушила социальный протест угнетенных, препятствовала их участию в
классовой борьбе. В этом проявляются антигуманность
и реакционность буддизма, переключающего энергию верующих с социальных целей
на религиозные, стремящегося примирить угнетенных с
их бедственным положением.
Буддизм предлагает путь избавления от страданий. Это —
восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию, преодолению круга перерождений
как высшей цели):
1
правильная вера — признание четырех благородных истин как
фундаментальной основы внутреннего совершенствования;
2
правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к близким и т. п.;
3
правильная речь — результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорблений и т. п.;
4
правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому, от
воровства, удовлетворения дурных желаний;
5 правильный образ жизни — обеспечение
своих потребностей честным трудом;
6 правильное усилие — постоянное
вытеснение дурных намерений и идей и замена их на
добрые;
7
правильное направление мысли — взгляд
на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на
чуждые и чужие, а не как на "мои", неразрывно связанные с
"Я";
8
правильное сосредоточение — принятая в йоге психотехника, ведущая к
нирване, "обузданию мысли и чувства", когда окончательно
преодолеваются привязанности и страсти, суетные и греховные отношения к миру.
Человек, достигший духовного совершенства в нирване, становится архатом
(буддийским святым).
Ранний буддизм
отличался простотой обрядности. Ее главными элементами были культ Будды,
проповедь, почитание «святых мест», якобы связанных с рождением, «просветлением»,
проповедью и смертью Гаутамы, и поклонение ступам —
культовым сооружениям, где хранятся реликвии буддизма.
Тема: Возникновение
религии
Глоссарий
Архетип (от греч. archetipos) — способ связи образов, переходящих из поколения в
поколение. Согласно К.Юнгу, архетипы представляют собой структурные элементы
человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для
всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение
тела. Архетипы задают общую структуру личности и последовательности образов,
всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная
жизнь несет на себе архетипический отпечаток.
Анимизм (от
лат. anima, animus — душа,
дух) — вера в существование душ и духов, обязательный элемент различных религий.
Колдовство
(волшебство, ведовство, чародейство) — согласно народным поверьям, чудесная
способность некоторых людей причинять вред или избавлять от него (насылать или
снимать порчу — болезни).
Культ (от
лат. cultus —
почитание) — один из основных элементов регигии;
действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т.п.), имеющие
целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их
совершителям божественные силы (так называемые таинства).
Магия (от
греч. mageia —
колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную
способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.
Магия возникла в первобытных обществах и стала элементом обрядов многих религий.
Мифология (от греч. mythos —
предание, сказание и logos — , слово,
учение) — 1) совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях,
демонах, духах и др.), отражавших представления людей в архаических обществах
о мире, природе и человеческом бытие;
2) наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание,
распространение).
Психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и
социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного
сознания, его структуру и функции.
Религия (от
лат. religio —
набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение, а также соответствующие
поведение и специфические действия (культ). Выполняет различные
социальные функции — компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную,
коммуникативную и др.; оказывает обратное воздействие на породившие ее
социальные отношения.
Религиеведение — наука,
изучающая возникновение, функционирование и развитие религии как глобального
социального явления.
Секуляризация
(от позднелат. saecularis — мирской, светский) —
1) освобождение общественного и индивидуального сознания
от влияния религии;
2) переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.
Социология религии — одно из направлений социологии, задачей которого является изучение
религии.
Теизм (от
греч. theos —
бог) — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной
личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем.
Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание
непрерывной активности Бога — от деизма. Наиболее характерен
для генетически связанных между собой религий — иудаизма, христианства и
ислама. Термин впервые употреблен Р.Кедвортом (1743
г.).
Теократия
(от греч. theos — бог и kratos — власть) — форма правления, при которой глава
государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным
главой.
Теология (от
греч. — богословие) — совокупность
религиозны) доктрин о сущности и действии Бога.
Тотемизм —
комплекс верований и обрядов первобытных обществ, связанных с представлением о
родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами — видами
животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами).
Каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в
пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира, его пережитки сохранились
во многих религиях.
Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман) — культ неодушевленных предметов —
фетишей, наделенных, по представлению верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен среди всех первобытных народов.
Пережитки фетишизма — вера в амулеты, обереги, талисманы, — которые сохраняются
в ряде религий.
Философия
религии— философское
рассуждение о божестве и религии, особый тип философствования.
Шаманство (от эвенкийск. шаман, саман
— возбужденный, исступленный человек) — ранняя форма религии. Основывается на
представлении о сверхъестественном общении служителя культа — шамана — с духами
во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние;
сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманства — лечение
больных. Известно многим народам Африки, Северной и Восточной Азии, индейцам и
др.
Тема:
Национально-государственные религии
Глоссарий
Аватара (санскр. — нисхождение (бога) — в
индуизме воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы,
вепря, карлика и пр., совершающих подвиги на земле. В мифах наиболее известны
10 аватар Вишну.
Агни— бог огня в ведической религии.
Арийцы (арии) — название народов, принадлежащих к индоевропейской
(прежде всего к индоиранской) языковой общности.
Аскет (от греч. asketes — упражняющийся в чем-нибудь) — 1) подвижник,
отшельник; 2) человек, отказывающий себе в жизненных удовольствиях. Целью
аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности
духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение сверхъестественных способностей
(йога).
Брахманы — одна из высших каст в Индии, по происхождению —
древнее сословие (варна) жрецов. Источники существования
большинства брахманов связаны с религиозным культом, а также с землевладением,
государственной службой и пр.
Бхакти (санскр., букв. — преданность, любовь к богу) — религиозное течение в
индуизме, на его основе развилось народное сектантское движение в Индии,
главным образом в XII-XVII вв. Бхакти провозглашало
равенство людей перед Богом, отрицало деление их на касты. Из бхакти сформировался сикхизм.
Варуна —- в
ведической религии всеведущий и карающий грозный бог — судья, бог неба и
водной стихии. Наряду с Индрой — глава пантеона.
Вьяса — легендарный древнеиндийский поэт. Ему приписывается
авторство "Махабхараты", Пуран
(канонических текстов индуизма).
Индра — в ведической религии наиболее почитаемое божество,
предводитель, царь богов, громовержец и владыка атмосферы (мира).
Йога (санскр., букв. — связь, единение, сосредоточение, усилие) — учение и метод
управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозных и
философских систем Индии, ставящих целью достижение состояния
"освобождения" (мокши или нирваны). Признает существование в человеке
неосознаваемых сил и возможности управления — через определенную организацию
психики — органическими и неорганическими процессами и телами; разработана
система физических упражнений. Основная религиозно-философская идея:
соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).
Касты (португ. casta от лат. castus — чистый; санскр. джати) — замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся
вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных
занятий и профессий, что может быть связано с принадлежностью к определенной
этнической, а иногда и религиозной общности. Касты образуют иерархию, в
общении между кастами есть строгие ограничения. Архаические касты (сословия
или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ
(Древний Египет, Индия, Перу и др.). В Индии обособление
групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой
индуизма, приняло всеобщий характер (в первой половине XX в. в Индии
было 3,5 тыс. каст и подкаст).
Иерархия каст в средневековой Индии была следующей: высшие — брахманы
и военно-землевладельческие касты; ниже — торгово-ростовщические касты; далее
земледельческие касты; еще ниже — огромное число каст безземельных,
ремесленников и слуг; среди последних — низший слой — касты "неприкасаемых".
Кришна — бог
в индуизме, считается воплощением (аватарой) Вишну. В
индуистской мифологии представлен в двух образах —
мудрого царя-воина и божественного пастуха.
Рама —
главный герой индийского эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата",
образ мудрого добродетельного царя-героя. Рама был объявлен аватарой
Вишну и стал в средние века объектом культа.
Сикхизм— секта в индуизме
в XVI-XVII вв.,
превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным
образом в индийском штате Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание
идолопоклонства, каст, равенство перед Богом.
Сома
(санскр.) — в древнеиндийской религии и мифологии священный дурманящий напиток,
играющий важнейшую роль в обрядах жертвоприношения, а также божество этого
напитка.
Тема: Мировые религии
Буддизм
Глоссарий
Васубандху (V в.) — средневековый
индийский философ. Примыкал вначале к буддизму хинаяны, затем —
представитель йогачаров, школы буддизма
махаяны. В сочинении "Абхидхармакоша"
изложены учения ранних школ буддизма, в частности вайбхашики.
Дигната (между 480 и 580 гг.) — средневековый индийский философ,
представитель школы йогачаров, основатель
буддийской логики.
Дхармакирти (VII-VIII вв.) — средневековый индийский философ,
представитель школы йогачаров. Развил основные
положения индийской логики.
Лама (тибет., букв. — высший)
— буддийский монах в странах, где распространен буддизм.
Нагарджуна — древнеиндийский
философ (около II в.), основатель мадхьямики. Главное сочинение — "Мадхьямика-карика" или "Мадхьямика-сутра".
Санскрит (от
санскр. санскрта, букв. — обработанный) — литературно обработанная разновидность
древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи. Известны памятники 1
тыс. до н.э. Отличается строго нормализованной
грамматикой. На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской,
юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной и
Центральной Азии, Европы. В Индии санскрит используется как язык гуманитарных
наук и культа, в узком кругу — как разговорный язык. Санскрит применяет разные
типы письменности, восходящие к брахии — одной из
древнейших разновидностей индийского слогового письма.
Шакья (Сакья) — в Древней Индии
племя и государство в районе современной границы Индии и Непала. Из племени шакьев вышел основатель буддизма Сиддхартха
Гаутама (Будда).
Шунья (санскр., букв. — пустота) — одно из основных понятий буддизма махаяны,
психическое состояние, в котором снимается противопоставление реальности и
нереальности, бытия и небытия, что служит главным признаком
"освобождения" (нирваны). Впервые появилось в "Праджа-парамита-сутрах" ("Сутрах о высшей
мудрости"), развито в учении Нагарджуны—
мадхьямике.
Тема: Мировые религии
Ислам
Глоссарий
Аллах (араб.) — имя Бога в исламе.
Алиды— потомки халифа Али и его жены Фатимы, дочери Мухаммеда,
от которых вели свое происхождение некоторые династии (Индрисиды,
Фатимиды, Зейдиты) в
средневековых мусульманских странах.
Догмат — означает в религии утвержденное высшими церковными инстанциями
положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее
критике. Систему догматов имеют христианство, иудаизм, ислам, буддизм.
Имам (араб.) — у мусульман: 1) руководитель богослужения в
мечети;
2) светский и духовный глава общины. Имамат — общее
название мусульманского теократического государства.
Курбан-байрам (тюрк.) — ежегодный
праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го
месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени курбан-байрама
приурочивается хаджж.
Кааба (от араб. ка'б — куб) — мусульманский храм в
Мекке, имеющий форму куба.
Мечеть (от араб. масджид — место поклонения) —
мусульманское культовое сооружение. С VII-VIII вв. имели
прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал; в Х в. появились айваны
по осям двора, а позже монументальные порталы на главном фасаде. Развивались
центрические купольные мечети.
Мусульмане— приверженцы ислама.
Медина
— город в Саудовской Аравии. В
древности назывался Ясриб (Ятриб).
В 622 г. в Медину из Мекки переселился основатель ислама Мухаммед.
Гробница Мухаммеда в Медине — второе, после Каабы в Мекке, место паломничества мусульман.
Паломничество (от лат. palma — пальма) — странствие верующих к святым местам (у
христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.) в надежде на
божественную помощь. Название получило от обычая паломников привозить из
Палестины пальмовую ветвь.
Пророки
— в иудаизме, христианстве и исламе
религиозные проповедники и ораторы.
Сунна
— мусульманское священное предание,
состоящее из хадисов. Сложилось в конце VII-IX вв.
Хадис (араб.) — предание о поступках и изречениях Мухаммеда.
Совокупность хадисов, признанных достоверными,
составляет Сунну. Большая часть хадисов возникла в конце VII — начале
VIII вв.
Хаджж
(араб.) — паломничество мусульман в Мекку (к храму Кааба)
для совершения жертвоприношения в праздник курбан-байрам. Считается
одной из основных обязанностей мусульманина.
Хаджжи — почетный титул
мусульманина, совершившего хаджж.
Халиф —
(араб., устар. — калиф) — в ряде стран мусульманского
Востока титул верховного правителя, объединявшего в своих руках духовную и
светскую власть.
Тема: Мировые религии
Христианство
Глоссарий
Ад (от греч. hades — подземное царство) — согласно большей части
религиозных учений, местопребывание душ грешников, обреченных на вечные
мучения.
Антихрист —
в христианском вероучении противник Христа, который явится накануне
конца мира и будет Христом побежден.
Апостолы (от
греч. apostolos
— посол) — в раннехристианской литературе
странствующие проповедники христианства. В Новом завете 12 апостолов —
ближайшие последователи (ученики) Христа.
Алтарь (лат-.altaria, от altus — высокий) — жертвенник; первоначально место для
жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме — отдельные
сооружения; в христианских храмах — стопы ("престолы") для совершения
таинства; в католической — декоративные стены. Алтарем называют также всю восточную
часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с XV в. — иконостасом.
Вселенские соборы — съезды высшего духовенства христианской церкви. На Вселенские соборы
выносятся решения богословского, всецерковного,
дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными семь
первых Вселенских соборов (IV-VIII вв.). После разделения церквей (1054 г.) римские папы
возобновили с XII в. съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая
именовать их Вселенскими соборами.
Дьякон — в
православии лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник
священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтения молитв).
Старший дьякон называется протодьяконом.
Икона (от
греч. eikon —
изображение, образ) — в православии и католицизме изображение Иисуса Христа,
Богоматери и святых, которому придается священное значение; произведение иконописи.
Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.
Иконопись —
христианская, главным образом православная, станковая культовая живопись,
представляющая значительные произведения искусства.
Иконостас (от икона и греч. stasis — место стояния) — перегородка с иконами и резными
дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части
храма. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в XV в.
Ипостась (от
греч. hypostasis — сущность, основание) — термин древнегреческой
философии. В христианстве термин "ипостась" (в значении форма
проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога
(см. "Троица").
Иоанн
Богослов— в христианском вероучении один из апостолов.
Церковь приписывает ему авторство одного из канонических Евангелий,
Апокалипсиса и трех посланий.
Лавра (греч. laura) — название некоторых крупнейших мужских православных
монастырей. В России подчинялись непосредственно патриарху. К 1917 г.
имелись лавры: Киево-Печерская (с I598 г.), Троице-Сергиева (с 1744 г.). Александро-Невская (с 1797 г.) и Почаевско-Успенская
(с 1833 г.).
Монастыри (от греч. monasterion — келья отшельника) — в буддизме, христианстве
(православном и католицизме) общины монахов (мужские монастыри) или монахинь
(женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие — буддийские монастыри, появившиеся в
середине I тыс. до
н.э. в Индии. Первые христианские монастыри появились как поселения отшельников
в III-IV вв. н.э. в
Египте. Монастыри, начиная с раннего средневековья, способствовали
распространению грамотности, книжного дела, христианского вероучения. В России
и Украине крупнейшие монастыри назывались лаврами.
Рай — согласно вероучениям большинства религий, место вечного
блаженства для душ праведников; противопоставлен аду.
Святые — мифические или исторические лица, которым в различных
религиях приписываются благочестие, праведность, богоугодность,
посредничество между Богом и людьми. Широко распространен культ святых в
христианстве и исламе.
Священное
писание — религиозные книги,
составляющие Библию. В иудаизме Священным писанием считается лишь
Ветхий завет, в христианстве — и Ветхий, и Новый заветы. В исламе роль,
аналогичную Священному писанию, играет Коран.
Священное
предание — совокупность книг, которые
православные и католические церкви рассматривают как божественные, ставят по
значимости непосредственно за Священным писанием: Символ
веры, решения Вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви и др. Роль,
аналогичную Священному преданию, играют: в иудаизме — Талмуд, в исламе — Сунна.
Секта (от лат. secta — учение, направление, школа) — религиозная группа,
община, отколовшаяся от господствующей церкви.
Символ
веры — краткое изложение христианских
догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви приписывают
каждому христианину. Символ веры был сформулирован Вселенским собором
325 г., переработан между 362 и 374 гг. В дальнейшем католическая церковь
сделала к Символу веры добавление, не признанное православием.
Храм —
культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов
началось в древности — древневосточные, античные храмы и др. Основные типы храмов: христианская церковь, мусульманская мечеть,
буддийский храм.
Тема: Три ветви
христианства
Православие
Глоссарий
Августин Блаженный (354-430 гг.) — христианский теолог и церковный
деятель, епископ г.Гиппон
(Северная Африка), родоначальник христианской философии истории, "земному
граду" — государству противопоставлял "Божий град" — церковь.
Развил учение о благодати. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в
западно-европейской философии и теологии вплоть до
XIII в.
Автокефальная церковь (от греч, autos —
сам и kephale —
голова) — в православии административно самостоятельная церковь. В
1995 г. было 16 автокефальных церквей, из них Русская, Украинская и Грузинская
— на территории СНГ.
Арианство — течение в христианстве в IV-VI вв. Его
зачинатель священник Арий (умер в 336 г.) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной
христианской церкви о единосущности Бога-Отца и
Бога-Сына (Христа). По учению Ария, Христос как творение
Бога-Отца — существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь
церковными соборами 325 и 381 гг.
Архиерей (от греч. архи
— старший, главный и hiereus — священнослужитель) — общее название высших
православных священнослужителей (епископ, архиепископ, митрополит).
Архиепископ (от архи и епископ) —
старший епископ.
Афанасий
Александрийский (ок.
295-373 гг.) — церковный деятель и богослов, епископ г.Александрия.
В борьбе с арианством разработал учение о "единосущии"
Бога-Отца и Бога-Сына, ставшее догматом
на I (325 г.) и II (381 г.) Вселенских
соборах. Защищал независимость церкви от имперской власти.
Василий Великий (ок. 330-379 гг.) —
церковный деятель, теолог, философ-платоник, епископ г.Кесария (Малая Азия). Выступал против арианства.
В своем сочинении "Шестодневе" изложил принципы
христианской космологии.
Григорий Богослов (ок. 330 — ок. 390 гг.) — греческий поэт и прозаик, церковный деятель
и мыслитель, епископ г.Назнанда
(Малая Азия). Вносил в теологию методы платоновской диалектики.
Двунадесятые праздники — 12 важнейших православных праздников: 25 декабря (7
января) — Рождество Христово, 6 (19) января — Крещение, 2 (15) февраля —
Сретение, 25 марта (7 апреля) — Благовещение, за неделю до Пасхи — Вход
в Иерусалим (Вербное воскресенье), 40-й день после Пасхи —
Троица, 6 (19) августа — Преображение, 15 (28) августа — Успение, 8 (21) сентября
— Рождество Богородицы, 14 (27) сентября — Воздвижение, 21 ноября (4 декабря) — Введение во храм.
Епархия — в
православных церквях церковно-административная территориальная единица во главе
с архиереем (епископом).
Епископ — в
православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава
церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с IV в.)
следующее: патриархи, митрополиты (часть из которых имеют титул архиепископов)
и собственно епископы.
Ереси (от греч. hairesis — особое вероучение) — в христианстве
течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и
культа. Среди наиболее значительных: ереси павликиан,
катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов, стригольников.
Епитимия (эпитимия) (от греч. epitimion — наказание) — в христианстве церковное
наказание в виде поста, длительных молитв и т.п., налагается исповедующим
священником.
Иерусалим —
город в Палестине, религиозный (священный) центр христиан, иудеев и мусульман.
Первые упоминания об Иерусалиме — в середине II тыс. до
н.э.
Иоанн Дамаскин (ок. 675 — до 753 гг.) —
византийский богослов, философ и поэт, ведущий идейный противник иконоборчества.
Автор церковных песнопений.
Иоанн Златоуст
(ок. 350-407 гг.) — византийский церковный деятель,
епископ Константинополя (с 398 г.), представитель греческого церковного
красноречия. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого
обличителя.
Мессия (от
др.-евр. машиах, букв. — помазанник) —в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и
христианстве, ниспосланный Богом Спаситель, долженствующий навечно установить
свое царство. В мусульманских странах мессия называется махли.
Митра (от
греч. mitra —
головная повязка) — в православной и католической церквях позолоченный
головной убор, надеваемый преимущественно на время богослужения представителями
высшего духовенства.
Митрополит —
в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава
крупной епархии, подчинен патриарху.
Пасха (греч.
pascha, от др.-евр. лесах,
букв. — прохождение) —
весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в
честь "исхода" евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится
идея ожидания мессии. В христианстве праздник связан с
воскресением Христа. Отмечается верующими в первое воскресенье после
весеннего равноденствия и полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25
апреля по ст. ст.).
Патриарх
(греч. patriarches
— родоначальник) — в православии высший духовный сан, обычно глава
самостоятельной (автокефальной) церкви избирается церковным
собором.
Пост — в некоторых
религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или отдельных
ее видов (особенно мяса). В православии существуют
посты: весенний — великий; 7 недель перед Пасхой; летний — петровский;
осенний — успенский; зимний — рождественский, и в некоторые другие дни.
Верующим в дни поста запрещается увеселение, вступление в брак.
Православие —
одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с
разделением в 395 г. Римской империи на Западную и
Восточную. Богословские основы определились в Византии в 1Х-Х1 вв.
Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно
разделилось на несколько автокефальных церквей.
Рождество
Христово — один из главных
христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в
честь рождения Христа. Отмечается 25 декабря: в одних странах — по
новому стилю, в других — по старому (что соответствует 7 января н. ст.).
Сергий
Радонежский (ок.
1321-91 гг.) — основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор
введения общежитийного устава в русских монастырях.
Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику
князя Димитрия Донского.
Таинства — в христианстве культовые обряды, совершение
которых по церковному вероучению придает людям некую сверхъестественную
чудодейственную силу — божественную благодать.
Католическая
и православная церкви признают семь таинств:
крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение,
священство (посвящение в священнослужители).
Тема: Три ветви
христианства
Католицизм
Глоссарий
Ватикан — государство-город в пределах столицы Италии — Рима,
на холме Монте-Ватикано. Центр римско-католической
церкви, резиденция ее главы Папы римского.
Индульгенция
(от пат. indulgentia — милость) — в католической церкви полное или
частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.
Кардинал (от
лат. kardinalis
— главный) — в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после
римского папы, ступенью выше епископа. Кардиналы — ближайшие советники и
помощники папы по управлению церковью. Назначаются папой.
Католицизм —
одно из основных направлений в христианстве. Католики
составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции,
Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, на Кубе и в латино-американских государствах. Последователи
католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных
областях Беларуси и Украины. Разделение христианской церкви на католическую и
православную произошло в 1054-1204 гг.; в XVI в. от католицизма откололся протестантизм. Организация
католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим
характером; монархический центр — папство, глава — Папа римский,
резиденция которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное
писание и Священное предание. Особенности католицизма по сравнению с
православием: добавление к Символу веры (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном
зачатии Девы Марии и ее
телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром
и мирянами; целибат.
Клир (от греч. kleros — жребий) — в христианской церкви совокупность
священнослужителей (священников, епископов) и церковнослужителей (псаломщиков,
пономарей и др.); то же, что духовенство.
Орден (нем. Orden, от лат. ordo — ряд, разряд) — католические централизованные
монашеские объединения (с VI в.), действующие согласно уставам, утвержденным папством
(в состав монашеских орденов входят и
духовно-рыцарские ордены).
Папство
— религиозный монархический центр
католической церкви, возглавляемый Папой римским. Папство сложилось на основе
римского епископата. В V в. римские епископы присвоили себе название
"папа", добились от римского императора эдикта о подчинении им других
епископов. В VIII в. создание Папской области (в XIX в.
вошла в состав Итальянского королевства) положило
начало светской власти пап. После второй мировой войны, особенно с 60-х гг.,
папство взяло курс на приспособление католицизма к современной эпохе.
Петр— в Новом завете
один из апостолов, первым провозгласивший Иисуса Христа мессией.
Церковное предание называет Петра первым римским епископом.
Филиокве
(лат. filioque
— и от сына) — добавление, сделанное в VII в. западно-христианской
(католической) церковью к христианскому Символу веры IV в., в догмате
Троицы: об нахождении Святого Духа не только от
Бога-Отца, но "и от Сына". Филиокве не
приняла православная церковь, что позднее послужило одним из поводов разделения
церквей.
Целибат (от лат. caeleds — неженатый) — обязательное безбрачие католического
духовенства: узаконено папой Григорием VII (XI в.),
практически утвердилось в XII в.
Чистилище
— согласно католическому вероучению,
место, где души умерших, грешников очищаются от неискупленных ими при жизни
грехов.
Тема: Три ветви
христианства
Протестантизм
Глоссарий
Адвентисты (от лат. adventus — пришествие) — протестантская секта (главным образом
в США, возникла в 30-х гг. XIX в.). Проповедуют
близость второго пришествия Христа и наступление на Земле тысячелетнего
царства Божия. Наиболее многочисленны так называмые
адвентисты седьмого дня.
Анабаптисты (от греч. anabaptizo — вновь погружаю, т.е. крещу вторично), перекрещенцы
— участники народно-радикального сектантского движения эпохи Реформации XVI в., главным образом в
Германии, Швейцарии, Нидерландах.
Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к
введению общности имущества. Анабаптисты участвовали в Крестьянской войне
1524-36 гг., образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35
гг.; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику
некоторых протестантских сект.
Англиканская церковь — протестантская церковь в Великобритании —
государственная. Возникла в XVI в. По культу и организационным
признакам ближе к католической, чем другие протестантские церкви.
Баптизм (от греч. baptio — окунаю, крещу водой) — разновидность
протестантизма. Возник в начале XVII в. Баптисты
упростили культовую и церковную организацию; крещение совершают над взрослыми.
Гугеноты — приверженцы кальвинизма во Франции XVI- XVIII
вв. Борьба гугенотов с католиками вылилась в так называемые Религиозные войны.
Евангельские
христиане (евангелисты) —
протестантская секта, близкая к баптистам. Первоначально, во второй
половине XIX в., назывались в
России редстокистами, затем пашковцами,
в 1944 г. объединились с баптистами.
Индепенденты (англ. independents,
букв. — независимые) —
приверженцы церковно-религиозного течения в протестантизме в Англии и
ряде других стран (то же, что конгрегационалисты). Оформились в конце
XVI в. как левое крыло пуритан.
Кальвинизм
— направление протестантизма. Основан Ж.Кальвином. Из Женевы проник во Францию (гугеноты),
Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Для кальвинизма особенно
характерны: доктрина об абсолютном предопределении, проповедь мирского
аскетизма, республиканское устройство церкви. Современные кальвинисты — реформаторы,
просвитериане, конгрегационаписты.
Конгрегационалисты (от лат. congregatio — соединение) — приверженцы кальвинизма,
главным образом, в англоязычных странах (первоначально — то же, что индепенденты). Главное отличие от просвитериан — полная
автономность церковных общин.
Крестьянская
война 1524-1526 гг. в Германии,
вызвана усилением феодального гнета, переплелась с Реформацией. Вождь и
идеолог крестьянско-плебейского лагеря Томас
Мюнцер призывал к ниспровержению феодального строя и установлению справедливого
порядка.
Литургия — христианское богослужение, во время которого
совершается причащение. Русское народное название — обедня, у католиков —
месса. Литургия включает чтение отрывков из Библии, песнопения, молитвы.
Лютер (Luther) Мартин
(1483-1546 гг.) — деятель Реформации в Германии, начало которой положило
его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций (1517
г.). Основатель лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию,
утвердив нормы общенемецкого литературного языка.
Лютеранство — одно из крупнейших по численности направление
протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в.
Распространено в скандинавских странах, Германии,
США, прибалтийских государствах.
Методисты —
протестантская церковь, главным образом в США и Великобритании. Возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви и
требуя последовательного методического соблюдения религиозных предписаний.
Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.
Меннониты —
протестантская секта, распространенная главным образом в США, Канаде,
Нидерландах (где и была основана в 30-40-е гг. XVI в. Менно
Симонсом), Германии. Проповедуют смирение, отказ от
насилия, верят во второе пришествие Христа.
Мормоны
(Святые последнего дня) — члены религиозной секты, основанной в США в
первой половине XIX в. Дж.Смитом (опубликовал
"Книгу Мормона"). Ведут миссионерскую деятельность в странах
Америки, Западной Европы, в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии.
Просвитериане
(от греч. presbyteros,
букв. — старейшина) —
разновидность кальвинизма в англоязычных странах.
Пуритане (от
позднепат. puritas — чистота) — последователи кальвинизма в
Англии в XVI-XVII вв., выступившие за углубление Реформации,
проведенной сверху в форме англиканства (см.: Англиканская
церковь), против абсолютизма. Неоднородность состава пуритан привела к
выделению среди них умеренного (просвитериане) и радикального (индепенденты)
течений.
Пятидесятники —
протестантская секта. Возникла в США в конце XIX — начале XX вв. Название
связано с преданием о сошествии Святого духа на апостолов в 50-й день после вознесения Христа.
Не признают официальных церковных обрядов, икон, креста.
Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — широкое общественное движение в
Западной и Центральной Европе XVI в., принявшее форму борьбы против
католической церкви. Началась в
Германии с выступления М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули
тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее
иерархией и духовенства вообще, единственным источником религиозной истины
провозгласили Священное писание, отвергнув католическое Священное
предание, отрицали права церкви на земельные богатства и др. Главные лидеры
Реформации М.Лютер, Ж.Кальвин, У.Цвингли, Т.Мюнцер и Др. Под знаменем
Реформации проходили Крестьянская война 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландская
и Английская буржуазная революции. Реформация положила начало
протестантизму.
Реформаты — приверженцы кальвинизма в континентальных
странах Европы.
Свидетели Иеговы (иеговисты) — протестантская секта, основанная в
1872 г. в США Ч.Расселом. Иеговисты признают единым богом Иегову, отвергают
основные христианские догматы. Согласно воззрениям иеговистов, земной мир —
царство сатаны, в близкой битве между ним и Иеговой погибнет человечество за
исключением самих иеговистов, на земле установится царство во главе с
Христом.
Унитарии (от лат. unitas — единство) — протестанты. Вместе с догматом о Троице отвергали церковное
учение о грехопадении, таинства
(в том числе признаваемые протестантами). Преследовались и католиками, и
ортодоксальными протестантами. В XVII в. обосновались в Великобритании, с первой половины XIX в. центр движения
переместился в США.
ДАОСИЗМ
Примерно такую же эволюцию
как и конфуцианство проделал в своем развитии даосизм, число
приверженцев которого не превышает 30 млн. человек.
Возникнув в V—IV вв. до н. э.
в качестве философского учения с элементами
материализма и стихийной диалектики, он во II в. н. э. переродился в религию.
Понятие «дао» (дословно «путь»), сформулированное
древнекитайским мыслителем Лао цзы
(старый учитель), первоначально трактовалось как материальная первопричина
мира — «мать всех вещей». Затем его стали толковать мистически — как некое
сверхъестественное начало, определяющее развитие природы и человека.
Великое Дао никто не создал, все происходит из него,
безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже
великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом
смысл, цель и счастье жизни.
Даосизм, не вышедший за пределы Китая, требует веры во
множество богов и святых, возглавляемых троицей: Пань
гу (Творец мира), Шан ди (Яшмовый владыка) и Лао цзы. Большую роль в этой религии играют жрецы,
пропагандирующие даосистское вероучение, совершающие богослужения и
контролирующие поведение верующих. Имеется монашество, проповедующее
аскетизм.
Требуя от своих приверженцев нравственного самоусовершенствования,
даосизм сводит его к формированию покорности воле божьей, культивирует обращение
за помощью к добрым Духам и изгнание злых.
Нравственный идеал даосизма — это отшельник,
который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и
гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, которое
позволяет ему погрузиться в общение с божественным Дао. Иначе говоря, слиться с
природой, жить в соответствии с ее ритмами.
ИНДУИЗМ
Индуизм—одна из
религий, распространенных в современной Индии. По числу приверженцев (более
500 млн.) индуизм уступает только христианству и исламу.
Индуизм сформировался в середине I тысячелетия н.э. на основе брахманизма—древнеиндийской
религии, связанной с почитанием бога-творца мира Брахмы, верой в переселение
Душ, освящением деления общества на касты и требованием соблюдать дхарму—образ
жизни, якобы предписанный каждой касте свыше. Объектами почитания в индуизме
являются, помимо Брахмы, еще Вишну (охранитель вселенной) и Шива (разрушитель),
составляющие индуистскую троицу — тримурити.
Основы индуистского
вероучения и обрядности изложены в Ведах (от санскр.—священное
знание), состоящих из четырех сборников: Ригведы
(собрания гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (сборника песнопений и ритуальных инструкций), Яджурведы (свода правил совершения жертвоприношений) и Атхарваведы (сборника магических заклинаний и формул).
Одним из
основных вероисповедных принципов индуизма является учение о сансаре (от
санскр.—странствование)— перерождении, переселении душ
из одной телесной оболочки (не только человека, но и животного или растения) в
другую в соответствии с законом кармы (от санскр.—действие, обязанность) —
воздаяния, возмездия. Цель этого учения — оправдать кастовое деление,
примирить человека с его положением в классово-антагонистическом обществе и
возложить на него самого вину за тяготы жизни, объясняемые нарушением дхармы,
т. е. требований своей касты.
Высший смысл человеческой жизни приверженцы индуизма
видят в том, чтобы выйти из состояния перерождений и соединиться с брахманом —
мировой душой, абсолютом, что возможно лишь при строжайшем соблюдении дхармы.
Индуизм оправдывает и освящает своим учением социальное неравенство, отстаивает
кастовое деление общества, призывает к смирению и покорности, обращая этот
призыв главным образом к социальным низам.
В честь почитаемых
индуистами богов сооружены многочисленные храмы, обслуживаемые жрецами,
которые оказывают большое влияние не только на религиозную деятельность
верующих, но и на их повседневную жизнь, бытовой уклад. Имеются священные
места и реки. Сохранилось почитание воды, животных (коров, обезьян, слонов и
пр.).
В
индуизме много направлений и течений. Важнейшими из них
являются вишнуизм, основанный на особом почитании
бога Вишны, и шиваизм, отдающий предпочтение богу Шиве.
В недрах индуизма сложилась
йога (от санскр.—связь, оковы) —
религиозно-мистическое учение об очищении души, освобождении ее от порабощения
телом и слиянии с божественным абсолютом. Некоторые разделы йоги (например, хатха-йога) содержат накопленные в течение веков рекомендации
в области медицины, психологии и оздоровительной гимнастики.В современной Индии индуизм используется его
идеологами и активными поборниками для оправдания кастовых разграничений и
других пережитков прошлого, освящения социального неравенства. Как и другие
религии, он тормозит научно-техническое и культурное развитие этой страны.
ИСЛАМ
Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Эту
территорию населяли арабские племена, занимавшиеся преимущественно
скотоводством. На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм,
христианство, зороастризм и обрядовые
пережитки староарабских культов.
После смерти Мухаммеда на пост Халифа — преемника,
заместителя пророка, был избран его ближайший сподвижник Абу Бекр, который организовал несколько крупных завоевательных
походов во имя Аллаха, покорил своей власти многие племена и народы и стал
главой обширного Арабского Халифата. Завоевательные войны арабских халифов не
ограничивались территорией Аравии. Уже в VII—VIII вв., пользуясь слабостью
Византии и Персии, арабы подчинили своему господству народы Среднего и
Ближнего Востока, часть Индии, Средней Азии и другие страны. Началась довольно
быстрая исламизация покоренных народов.
Основные
положения вероучения ислама изложены в главной "священной книге" —
Коране. Коран разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) — от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до
6236 аятов (в зависимости от вариантов счета). Суры
размещены не по содержанию и не по времени их появления, а в порядке убывания
длины, за исключением первой суры.
Важнейшей частью
религиозно-культовой системы ислама является шариат. Шариат (от
араб. "шариа"
— надлежащий путь) — свод норм морали, права, культурных предписаний,
регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется
на Коране и Сунне — святом предании ислама. Сунна — сборник хадисов, т. е.
изречений и деяний Мухаммеда.
Жизнь общины и каждого мусульманина
обусловлена божественной волей и регулируется ниспосланным Богом сводом
законов — шариатом. Только община в целом способна безошибочно толковать волю
Аллаха. Основная же функция земной власти — избираемого общиной руководителя
— халифа, состоит в том, чтобы обеспечить верующим возможность выполнять
предписания шариата.
Ислам содержит
следующие основные догматы:
1. Вера в Аллаха. В противовес христианскому
учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един.
2. Вера в ангелов и демонов. В представлении
мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. Согласно
исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые
фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь
в раю или в аду.
3. Вера в святость Корана. Он считается Словом
Божьим, Божественным Откровением, которое передавал Аллах в виде видений
Мухаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском
богословии принят догмат о несотворенности, вечности
Корана.
4. Вера в пророков и в посланничество
Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до
Иисуса Христа.
5. Вера в рай и ад. Мусульмане представляли рай
в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная
вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду —
бесконечные пытки и муки.
6. Вера в божественное предопределение. Это
один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего, не
зависящего от воли Аллаха.
7. Вера в бессмертие души, покидающей тело в
момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.
Ислам опирается на пять "столпов веры",
указывающих на важнейшие обязанности мусульманина.
Первая обязанность — исповедование веры, т. е. произнесение шахады
("Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его") вслух,
понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истинности.
Вторая обязанность — ежедневный пятикратный ритуал — намаз (молитва). Намаз состоит из 11
частей, порядок которых строго регламентирован. Перед каждым намазом
мусульманин должен совершить ритуальное омовение. Пятница (яум-джума)
является днем коллективной молитвы в главных мечетях, сопровождающейся проповедью.
Третья обязанность — соблюдение поста (перс. ураза)
в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до
наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе
предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных
женщин и др.
Четвертая обязанность — закят — обязательная уплата
налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны
в шариате. Размеры закята — 1/40 часть годового
дохода.
Пятая обязанность — хадж — паломничество в Мекку, которое должно совершаться в 12-й месяц
мусульманского календаря. Хадж состоит в посещении Мекки, главного храма Каабы,
поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине, а также
посещение других священных мест Хиджаза. Совершившие
обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи.
Значительную роль в культовой системе
ислама играют религиозные праздники. Среди них особое значение имеют
ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.
По учению мусульман люди должны жить в
соответствии с волей Аллаха и предписаниями, изложенными в Коране.
ИСЛАМ
(пророк Мухаммед)
Возникновение мусульманской религии связано с
деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570—632), одного
из активных мекканских халифов. Рано осиротев, он
воспитывался в доме деда, а затем дяди Абу Талиба. В 12 лет Мухаммед впервые
соприкоснулся с иным миром, столь отличавшимся от аравийского
с его родоплеменными устоями и языческими культами. Отправившись по торговым
делам в Сирию, Абу Талиб взял с собой племянника. Там Мухаммед окунулся в атмосферу
духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными
вероисповеданиями. Когда ему исполнился 21 год, он по протекции Абу Талиба
получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. К
тому времени Мухаммед имел не только опыт караванной торговли, но и репутацию
амина (т. е. надежного и верного человека). Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял
интерес к местным обычаям и верованиям. Двадцати пяти лет Мухаммед женился на
своей хозяйке. Брак был счастливым. Мухаммед любил Хадиджу.
У них росла дочь Фатима. Жизнь как будто сложилась благополучно. Но Мухаммеда
влекло к чему-то неизведанному. Каждый год он уходил на месяц в пустынные
ущелья и там, в одиночестве погружался в глубокое созерцание. Суровая красота
аравийской природы переполняла его. Он смутно сознавал в себе призвание к
огромному делу, к великому открытию. Однажды, когда ему было уже сорок лет,
после долгого жаркого дня, проведенного в ущелье Хира,
ему приснился сон. Кто-то приблизился к нему и велел: "Читай!", но
Мухаммед не мог. Тогда неизвестный сдавил его со страшной силой и повторил:
"Читай!" Проснувшись, Мухаммед почувствовал, что слова, которые от
него требовали прочесть, записаны в сердце. Он испытал небывалый прилив сил и
воспринял это как веление Бога: читать эту книгу мироздания и рассказывать о
ней людям, дать арабам новую книгу, сравнимую с книгой соседних народов. Слово
"Коран" и означает "чтение", "книга". Коран
представляет собой книгу, продиктованную человеком, практически не владевшим
грамотой, но это не помешало Корану стать книгой великого вдохновения.
Первое, что открылось Мухаммеду, — это истина о
единстве мира. Так еще раз было сделано открытие, которое уже делали легендарный
Моисей и грек Ксенофан. Человек еще раз постиг, что
Вселенная — единое целое, и все люди в ней — братья. Этот шаг человеческого
ума сделал возможным нравственный сдвиг, переход от морали враждующих друг с
другом племен к единой нравственности, к выходу за рамки не только личного, но
и племенного эгоизма. Единый Бог означал (в понимании Мухаммеда и его первых
последователей) единый нравственный закон и, следовательно, прекращение вражды,
сознание всеобщего братства и конец распрям.
У каждого народа, считал Мухаммед, есть свой пророк,
"читающий" и возвещающий книгу жизни, но суть их учения одна: "Бог
всех нас создал из одного человека".
Год переселения первых мусульман в Ясриб
(
В исламе все человечество объявлялось имеющим единого первопредка — Адама. В
В процессе восьмилетней ожесточенной войны между
Мединой и Меккой в Мухаммеде формируется помимо пророка и другой человек:
государственный деятель, полководец, дипломат. И политическими целями начинают
оправдывать обычные в тот век средства. Учение Myхаммеда получило авторитет, и пример пророка (или халифа)
становится законом. При этом сам властитель все меньше и меньше мог служить
примером. Чем больше распространялась его власть, тем тяжелее она становилась.
Чем могущественнее становился Мухаммед, тем ревнивее относился он к своему
авторитету. Его личный авторитет отождествлялся с авторитетом государства,
превращался в ось, на которой держалась вся система ислама. Ощущение связи
всего живого, открывшееся Мухаммеду в ущелье Хира,
уступило место необходимости объединения всех верных в борьбе против неверных.
Призывы к единству и миру уступают место призывам к священной войне — джихаду.
В
ИУДАИЗМ
Иудаизм является
национальной религией, в основе которой лежит почитание Яхве,
признававшегося сначала божеством Древнееврейского племени Иуды, а затем богом
всех евреев.
Своими корнями иудаизм уходит в
первобытные верования древнееврейских кочевых племен, населявших во II
тысячелетии до н. э. Аравийский полуостров. Эти
верования включали в себя магию, анимистические и тотемистические
представления, почитание предков и другие элементы религиозных культов,
свойственных первобытнообщинному строю. В XIII в. до
н. э. древнееврейские племена завоевали Палестину, населенную семитами—оседлыми
земледельцами. У перешедших от скотоводства к земледелию древних евреев
объектом почитания стали те божества, которых они считали покровителями
сельского хозяйства.
В частности, племя Иуды почитало Яхве, который первоначально олицетворял грозу, огонь и
воду. В период разложения первобытнообщинного строя оно стало объединять вокруг
себя другие племена, и Яхве в их представлении из
духа превратился сначала в божество, а затем в главного бога, который, по представлениям его приверженцев,
был «больше, чем все боги».
Около Х в. до
н. э. образовалось древнееврейское рабовладельческое государство во главе с
царем. Это изменение социально-политического строя нашло отражение и в религии:
Яхве был объявлен небесным царем. Ему был посвящен
иерусалимский храм, жрецы которого оказывали всемерную поддержку царской
власти, освящая ее авторитетом бога.
Чтобы укрепить власть рабовладельцев и
свое собственное положение, иерусалимские жрецы составили и обнародовали так
называемую Тору («закон»), состоящую из пяти книг, объявив ее произведением,
якобы данным еврейскому народу самим Яхве через
Моисея (Пятикнижие Моисея).
Впоследствии Тора была дополнена еще рядом произведений
религиозного характера, и все это, вместе взятое, составило «священное
писание» иудаизма — Танах, или Ветхий завет. В него
входят 39 книг самого различного содержания.
В I в. н. э. древнееврейское государство было покорено
римлянами, уничтожившими иерусалимский храм. Приверженцы иудаизма лишились
своего религиозного центра. К тому же многие из них оказались за пределами
Палестины — в рассеянии (диаспора). Евреи диаспоры организовались в
религиозные общины — синагоги (от греч.—собрание),
выполнявшие не только культовые функции, но и административные. Возглавляли их
раввины (от древнеевр. «рабби»
— мой учитель) — законоучители и судьи иудейской общины, монополизировавшие
толкование «священного писания», вмешивавшиеся как в религиозную, так и в
светскую жизнь верующих. От членов общин требовалось слепое и безоговорочное
повиновение раввинам, которые верой и правдой служили эксплуататорам, помогая
им держать в духовной кабале еврейскую бедноту.
Вероучение и
культ. Основные принципы вероучения
иудаизма и его культовые предписания содержатся в Танахе
и Талмуде, составляя пространный свод религиозных требований, обязательных для
верующих.
Важнейшим догматом иудаизма является вера в единого
бога Яхве, который якобы создал из ничего мир и
продолжает постоянно вмешиваться в жизнь природы, общества и человека. Ему
возносятся все молитвы и посвящена большая часть религиозных иудейских
праздников. Признание и почитание других богов объявляется смертным грехом,
обрекающим иудея на вечное проклятие.
Одной из особенностей иудаизма является вера в
пришествие мессии (от древнеевр. «машиах»—помазанник)—посланца
бога, призванного спасти верующих в Яхве людей.
Возникнув в связи с крахом надежд на восстановление самостоятельного
еврейского государства и резким ухудшением положения народных масс Иудеи
(III—II вв до н. э),
мессианские настроения выражали бессилие угнетенных, потерявших веру в свои
силы и уповавших на сверхъестественную помощь свыше.
Важное место в догматике иудаизма
занимает вера в посмертное воздаяние—переход души умершего в рай или ад.
Учение о рае, детально изложенное в Талмуде, призвано отвлечь угнетенных от борьбы за земное счастье—блаженство на небе объявляется наградой за
покорность на земле. А страшными картинами адских мучений составители Талмуда
постарались запугать верующих, парализовать их волю в борьбе против социального
зла.
От приверженцев иудаизма требуется вера в
приближение конца света и повсеместное воскресение мертвых.
Составной частью догматики иудаизма является идея богоизбранности евреев. Эта реакционная идея призвана
изолировать еврейский народ от трудящихся других национальностей и тем самым
подорвать международное единство пролетариата.
Иудаизм отличается
сложной обрядностью, детализированной до мелочей. Содержащиеся в Торе и
Талмуде 613 предписаний (365 запретов и 248 повелений) строго регламентируют
все стороны жизни, верующих: указывают, что есть и пить, во что одеваться, с
чего начинать и чем кончать день, как соблюдать обряды и проводить религиозные
праздники. В частности, запрещается есть свинину,
зайчатину и конину, употреблять одновременно мясную и молочную пищу. Все эти
предписания — следствие тяжелого положения народных масс, подвергавшихся
социальной и национальной дискриминации, обремененных бесчисленными
повинностями. Чтобы заставить трудящихся евреев беспрекословно выполнять эти
повинности, они были освящены авторитетом бога Яхве.
Эту же цель
— поддержание религиозного воздействия на массы—преследуют
и иудейские праздники, важнейшие из которых:
рош-хашана (Новый год), иом-кипур
(судный день) и пасха.
К числу важных
обрядовых требований иудаизма относятся обрезание как знак приобщения
новорожденного к почитателям Яхве и почитание
субботы.
В
КАТОЛИЦИЗМ
Католицизм является
самым многочисленным направлением в христианстве. В основе вероучения
католицизма лежит общехристианский символ веры — "Кредо", содержащий
12 догматов и семь таинств, как и в православии. Однако символ веры в
католицизме имеет определенные отличия. Основу вероучения католицизма
составляет не только Священное писание, но и Священное предание. Католики
утверждают, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Католическая церковь
сформулировала догмат о чистилище. С этим догматом тесно связано учение о
запасе добрых дел, который накопился у церкви за счет деятельности Иисуса
Христа, Богоматери и святых Римской католической церкви. Церковь как
мистическое Тело Иисуса Христа, его наместник на Земле распоряжается этим
запасом по своему усмотрению и распределяет его среди тех, кто в нем нуждается.
На основе этого учения в средние века, вплоть до XIX в., широко
распространилась практика продажи индульгенций. Индульгенция (от лат. indulgentia — милость) — это папская грамота, свидетельствующая об
отпущении грехов. Особенность католицизма заключается также в экзальтированном
почитании Богоматери, признании догматов о ее непорочном зачатии и телесном
вознесении. Одна из специфических особенностей католицизма — особый статус
римских пап, который обосновывается наследованием ими власти, переданной
Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции
бывшим первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием (конклавом)
кардиналов. Согласно догмату католической церкви, принятому I Ватиканским собором в
Международный центр римско-католической
церкви и резиденция Папы находятся в Ватикане. Государство Ватикан имеет
собственный герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения
с более чем 100 государствами мира. Иоанн Павел II одной из главных задач
провозгласил укрепление авторитета католического вероучения и культа.
Католицизм утверждает, что при всех достижениях человеческой цивилизации,
развитии науки и техники мир оказался на грани катастрофы. Спастись от нее
поможет Святой Дух, обращение к которому трактуется как поиск высшей
духовности. Обращаясь к жителям Европы, Папа еще раз напоминает о человеке —
главной ценности мироздания. "Уважение к человеку" — вот чего так не
хватает в нынешних политических бурях.
У католиков безбрачие (целибат) обязательно для всего духовентсва, тогда как в православии обет безбрачия
принимает лишь черное духовенство
(монашество).
Центр культа – храм, причем огромной вместимости. В
Соборе Парижской Богоматери, например, могут одновременно молиться до девяти
тысяч человек.
Особая роль при католическом богослужении отводится музыке
и пению. Рождество Христово – наиболее торжественный праздник.
КОНФУЦИАНСТВО
Первоначально
конфуцианство являлось философско-этическим учением, разработанным в VI—V вв. до н. э. древнекитайским
мыслителем Кун цзы (Конфуцием). Лишь в начале нашей эры
оно превратилось в религию: Конфуций был наделен сверхъестественными свойствами
и стал почитаться наряду с предками и природой. Таким же почитанием окружены
его ученики и последователи. Однако больше всего конфуцианцы
поклоняются небу, которое считается верховным божеством, и верят в загробную жизнь. Численность конфуцианцев приближается к 300 млн. человек.
В
прошлом конфуцианство объявляло китайского императора «сыном неба» и требовало
поклонения ему как богу.
Культу
и обрядности в конфуцианстве уделяется очень много
внимания. Религиозные ритуалы предусмотрены на все случаи жизни — от рождения
до погребения. Приносятся жертвы небу и предкам.
Конфуцианство
не признает жрецов — обряды совершаются главами семей и родов, а в прошлом этим
занимались и государственные чиновники.
Важное место в конфуцианстве отведено социально-этическим
проблемам, трактуемым в консервативном духе. Оно объявило социальное неравенство богоустановленным,
потребовало от каждого человека примирения со своим общественным положением,
строгого соблюдения государственных законов и господствующих в эксплуататорском
обществе моральных принципов, сохранения верности старинным традициям, духу
древности.
В императорском Китае конфуцианство выражало интересы
чиновников и феодалов, стремившихся сохранить, как можно дольше свое
привилегированное положение. Одновременно оно использовалось господствующими
классами для удержания в повиновении народных масс.
В настоящее время конфуцианство мешает своим приверженцам
понять истинный смысл происходящих в мире событий и осознать собственные
возможности в деле переустройства общественной жизни на началах социальной
справедливости.
ПРОТЕСТАНТИЗМ
Протестантизм — одно из трех наряду с католицизмом и
православием главных направлений христианства, представляющее собой совокупность
многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных происхождением с
Реформацией — широким антикатолическим движением XVI в. в Европе. Начало движению было положено в Германии в
Реформация началась
с борьбы с индульгенциями, или отпущением грехов, которые церковь продавала за
деньги. Именно этому вопросу были посвящены "95 тезисов" Мартина
Лютера. У Лютера, священника и
преподавателя теологии Виттенбергского университета,
возникли сомнения относительно теологических оснований практики раздачи индульгенций,
и он воспользовался формой академических тезисов для открытия схоластического диспута.
Но то, что задумывалось как академическая дискуссия, приобрело общенародную
популярность, поскольку гуманисты всей Германии с энтузиазмом подхватили
критику М. Лютером системы индульгирования грехов и сделали все для того, чтобы
донести лютеровские тезисы до широкой публики. Кроме
того, М. Лютер затронул политически очень болезненную тему. Нападая на торговлю
индульгенциями, он задел налоговые интересы и Папы, и курфюрста
Бранденбургского.
Католическая
церковь отреагировала на заявление М. Лютера с поразительной быстротой. В
феврале
СИКХИЗМ
В конце XV—начале XVI в. на почве
индуизма возник сикхизм (от слова «сикх»—ученик),
вскоре превратившийся в самостоятельную религию. Последователей сикхизма,
живущих главным образом в индийском штате Пенджаб, в настоящее время около 12 млн.
Социальная платформа формировавшегося
сикхизма — осуждение кастового деления
и требование активной деятельности не во имя бога, а на благо своей общины.
Сикхизм требует веры в единого бога, не
подлежащего описанию, а также почитания гуру — духовных наставников, главным
из которых считается основатель данной религии Нанака.
Основные идеи сикхизма сформулированы в книге «Книга Господин», или
«Изначальная Книга», которая хранится в главной святыне сикхов— Золотом храме Амритсара. Сикхи не
стригут волос, не бреют бороды, носят тюрбаны, не едят мяса, не пьют спиртного,
не курят.
Первоначально сикхизм был антифеодальным
движением, но вскоре стал идеологической опорой феодального государства
сикхов. Сикхи активно участвовали в национально-освободительной борьбе
индийского народа, оказывали поддержку республиканскому правительству.
Однако в составе сикхской общины есть и
сепаратисты, ратующие за превращение штата Пенджаб в самостоятельное
государство Халистан. На это их толкают силы
международной реакции, стремящиеся
ослабить независимую Индию, активно противостоящую неоколониализму. Есть среди
сикхов и религиозные экстремисты, прибегающие к террору ради достижения
сепаратистских целей. Они провоцируют беспорядки, сеют межобщинную
рознь, совершают убийства. На их черной совести гибель Индиры
Ганди и многих других прогрессивных государственных и общественных деятелей
Индии.
СИНТОИЗМ
Синтоизм (от яп. синто—путь богов) — чисто японская
религиозная система. Она выросла из родо-племенных
культов в период становления в стране феодальных отношений (VI—VII вв.) и
основана на вере в то, что при рождении человек временно уходит с пути богов,
а после смерти возвращается на него. Число синтоистов превышает 60 млн.
человек.
В пантеоне синтоистских божеств, главное
место занимает солнечная богиня Аматэрасу, которая
почитается как родоначальница
царствующей императорской династии и покровительница японской нации. Поэтому для синто характерны освящение императорской власти,
поклонение императору как богу. Кроме того, почитаются и многочисленные
боги-покровители.
Основные идеи синто изложены
в книге Кодзики («Записки о древних делах»), в основе
которой лежат устные сказания, оформленные в начале VIII в. В ней содержится
мысль об исключительности японской нации.
Культ синто включает в себя
разнообразные обряды и ритуалы, совершаемые главным образом в храмах. Но есть
и обрядность внехрамовая, отправляемая либо дома
(домашний синто), либо на природе (народный синто). Очень
много праздников, как общих, так и местных, в том числе и
семейно-бытовых: день мальчиков, день девочек и т. п.
С
В синто служители
культа — жрецы — передают свою должность по наследству.
СУННИЗМ
Суннизм является самым крупным направлением в исламе.
Почти 90 % мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других направлений
в суннизме не возникали особые течения или секты. Только в новое время как
специфическое религиозно-политическое течение появились ваххабиты. Разделение
ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол
халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну, был официальной религией
Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых
четырех халифов, тогда как шииты считали единственным законным главой мусульман
четвертого халифа Али — двоюродного
брата и зятя Мухаммеда.
При решении вопроса о высшей мусульманской власти (иммаме –халифе) опирается на
согласие всей общины.
ХРИСТИАНСТВО
Христианство
возникло в I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи, господствовавшей
тогда не только на всем Средиземноморье, но и далеко за его пределами. Это было
время острейшего кризиса рабовладельческого строя, экономически себя изжившего
и ставшего тормозом социального прогресса. Рабовладельцы стремились преодолеть
кризис усилением эксплуатации рабов. Рабы ответили массовыми восстаниями, но
Рим был еще достаточно силен, чтобы справиться с восставшими. Непокорных предавали мучительным пыткам и казням.
Потерпев
поражение в борьбе, обездоленные массы потеряли уверенность в себе и надежду
на возможность устранения социального зла собственными силами. В этих условиях
им оставалось лишь уповать на чудо — помощь «небесных сил», «божественного
спасителя». Возникла потребность в иллюзорном утешении, даваемом религией.
Однако ни одна из национальных религий того времени, сложившихся в иных социальных
условиях (до общего кризиса рабовладельческой общественно-экономической
формации), не могла дать такого утешения многонациональному классу рабов. Это
привело к поиску угнетенными новых религиозных форм
восполнения своей социальной ущербности. Итогом такого поиска стало христианство.
В частности, александрийский философ-мистик Филон
(ок.
Римский философ-стоик Сенека (ок.
Такие идеи и создавали мировоззренческую основу
новой религии. Поэтому Ф. Энгельс называл Филона «отцом» христианства, а
Сенеку — «дядей».
Формировавшееся христианство вобрало в себя многие элементы
других восточных религий, распространенных в то время в римских провинциях и в
непосредственной близости от них: египетской, вавилонской и других.
Христианство зародилось среди приверженцев иудаизма.
Поэтому оно особенно много заимствовало у этой религии с ее идеей мессии—божьего посланца, якобы призванного спасти народные
массы от социального гнета. Вера в пришествие мессии (иудейский мессианизм)
явилась одним из истоков мифа об Иисусе Христе. Иудейский Танах
вошел под названием Ветхого завета в состав «священного писания» христиан.
Основные
положения христианского вероучения (догматы), складывались на протяжении
ряда веков, в том числе и после того, как христианство стало мировой религией. Они выведены из Библии
(«священное писание»), а также постановлений христианских вселенских соборов и
трудов наиболее авторитетных церковных деятелей, так называемых «отцов
церкви» («священное предание»).
Христиане верят в единого бога,
выступающего сразу в трех лицах (ипостасях): бога-отца, бога-сына и бога-духа
святого (христианская «святая троица»). Бог-отец рассматривается как творец
«мира видимого (природа и человек) и невидимого (ангелы)». Богом-сыном
считается Иисус Христос. Бог-дух святой
объявлен исходящим от бога-отца.
Больше
всего догматических предписаний связано с почитанием бога-сына—Иисуса Христа.
Важнейший
из них — это догмат боговоплощения, согласно
которому Иисус Христос, оставаясь богом, вместе с тем якобы стал человеком,
родившись от девы Марии.
Большая
роль отводится догмату искупления, в соответствии с которым своими страданиями
и смертью на кресте Иисус Христос - принес себя в жертву богу-отцу за пороки
(грехи) людей, т. е. искупил их.
Одно из центральных мест в христианском
вероучении занимает догмат воскресения Иисуса Христа, которое объявляется
залогом грядущего всеобщего воскресения людей из мертвых.
Такой же фантастический характер имеют и другие христианские
догматы, такие как вера в бессмертие души,
представление о загробном аде и рае, идея небесного воздаяния за богоугодную
жизнь на земле и т. п.
Следующие
Символы веры предписывают веровать в «единую святую, соборную и апостольскую
церковь», признавать необходимость крещения, уповать на грядущее воскресение
мертвых, на наступление после такого воскресения вечного блаженства для
праведников и вечных мук для грешников.
Наиболее важные
элементы христианской обрядности, составляющие основу культа, называются таинствами. К их числу относятся:
- крещение
(приобщение к христианству посредством погружения в воду или обливания);
- миропомазание
(передача крещеному «благодати святого духа» посредством смазывания различных
частей его головы ароматическим веществом—миром);
- евхаристия, или
причащение (поедание хлеба и вина, воспринимаемых как
тело и кровь Христа);
- покаяние
(исповедание верующим своих грехов священнику с целью получения через него
прощения от бога);
- брак (совершение
в храме обряда бракосочетания—венчание);
- священство
(посвящение в сан диакона, священника или епископа);
- елеосвящение, или
соборование (помазание больного освященным оливковым маслом—елеем).
Своими истоками христианские таинства
уходят в первобытные культовые действия, в частности в магию.
Главным христианским богослужением
является литургия (обедня, месса) — совершаемое в храме театрализованное
действие, сопровождаемое разного рода заклинаниями (молитвами), музыкой или
пением, чтением «священного писания», поклонами, возжиганием
свечей и лампад, курением благовоний и т. п. Цель богослужения — постоянным
воздействием на разум и чувства верующих стимулировать их веру в сверхъестественное.
Наряду с почитанием бога, каждого
лица «святой троицы», девы Марии («богородицы», «богоматери», «мадонны») сложился
культ христианских святых — почитание лиц, «угодивших богу» и отмеченных им
«даром чудотворений». Объектами
поклонения со стороны христиан являются также останки святых — мощи, которым
приписывается способность творить чудо. (В нашем городе это мощи Святого
Луки).
Особые почести воздаются кресту, воспринимаемому не
только как орудие казни Иисуса Христа, но и как средство «спасения», достигаемого
на путях подражания Христу в смирении и покорности воле божьей.
Важное место в христианском культе отводится праздникам,
призванным оказывать на верующих сильное эмоциональное воздействие. Среди
христианских праздников, количество которых очень велико, имеются как общецерковные, так и местные. К главным христианским
праздникам относятся:
- пасха, заимствованная у иудеев, но переосмысленная как
праздник «воскресения» Иисуса Христа;
- троица или пятидесятница (в честь нисхождения на
апостолов святого духа — мифического события, якобы имевшего место на
пятидесятый день после .«воскресения христова»);
- рождество Христа, его вознесение,
- рождество
богородицы и др.
ШИИЗМ
Шииты считали
единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) — двоюродного
брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной
власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти —
его потомкам (так возникло учение об имамате). Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али.
Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый
по счету имам — Мухаммед бен аль-Хасан — таинственно
исчез.
Шииты поклоняются
этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди
для установления на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты,
признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых
являются четвертый халиф Али и его последователи.
Вместе с тем шииты имеют собственные "священные писания" — ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али. Местами
поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф, Кербела (Ирак) Кум и Мешхед
(Иран). Наиболее влиятельными духовными лицами у шиитов считаются крупные
муллы (муджтахиды). Среди мулл самые авторитетные и
почитаемые ученые-теологи удостаиваются звания
аятолла ("божественное знамение"), а высшим рангом в шиитской
ветви ислама считается "великий аятолла" ("отражение
Аллаха"), В отличие от суннитского ислама у шиитов широко распространен
культ мучеников и связанный с этим изуверский обычай самоистязания в честь
имама Хусейна. Имеется праздник "ашура",
который известен и как "шахсей-вахсей"( от
восклицания «Шах Хусейн, вах, Хусейн!). По учению шиитских богословов, в этот день
был убит сын халифа Али имам Хусейн.