Тема: Регулирование,
прогнозирование и планирование деятельности предприятий
1.Экономические функции государства
2.Макроэкономическое планирование (програмирование)
3.Фининсовая и кредитная политика государства
4.Система налогооблажения субъектов хозяйствования
5.Прогнозирование. Методы прогнозирования
6.Планирование, методы планирования.
Любое государство выполняет ряд функций:
- Регулирование экономики (степень вмешательства государства в процессе формирования стратегии и тактики развтия направления хозяйства).
Целью же регулирования является обеспечение эффективного экономического, социального, научного и культурного развития страны.
Принципы государственного планирования
- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;
- влияние соответствующих структур на различные направления деятельности предприятия с помощью государственных рычагов.
Функции государства
- обязательной предпосылкой государственного регулирования экономики является создание необходимой прарвовой базы (создание законодательных и нормативных актов)
- разработка и обеспечение стратегии экономического развтиия народного хозяйства;
- регулирование иновационных процессов и инвестиционной деятельности (достижение НТП, модернизация производства, привлечение инвесторов)
- перераспределение доходов и ресурсов (установка минимальных размеров з/п и пенсии, трансферные платежи, помощь многодетным семьям, безработным), регулирование цен, предоставление налоговых льгот;
- монитринг и регулирование процессов охраны и воспроизводства окружающей среды (гарантирование экономической безопасности, охрана и эффективное использование окружающей среды; создание необходимых социально-экономических условий для общения человека с окружающей средой; экологические программы)
2. Основное создание макроэкономического планирования состоит в разработке стратегии развития предприятия на определенный период (индикативные перспективные планы)
Основные принципы сосстоит в следующем:
- разработка программ для каждой административонй единицы;
- каждая программа является составной частью народно-хозяйственного плана;
- выполнение программы опирается на фининасовые, материальные и трудовые ресурсы;
- количество программ зависит от условий и ресурсов предприятия.
3. определяющим элементом современного рыночного хозяйства является фининсовая и кредитная политика государства.
Реализация планов и программ осуществляется прежде всего через бюджетное планирование (гос.бюджет и национальные целевые фонды)
Государтсвенный бюджет – это утвержденная в законодательном порядке роспись доходов и расходов государства на определенный период (год)
Основным источником формирования бюджета является ее национальный доход – часть стоимомти совокупного общественного продукта возмещения затарат (амортизация):
- поступление средств от приватизации имущества;
- часть амортизационных отчислений;
- поступление средств от продажи имущества;
- поступление средств от внешнеэкономической деятельности;
- налолги с физических и юридических лиц и т.д.
Расходуются средства государственного бюджета:
- фининсирование нвродного хозяйства;
- создание органов власти;
- финнсирование науки и социально-культурной сферы;
- финсовые мероприятия по социальной защите населения;
- финсирование обороны страны;
- финнсирование ВЭД;
- финсирование мероприятий по государственному регулированию цен.
4. к основному инструменту регулирующей функции государства принадлежит налоговой системе, т.е. совокупности налогов, которые существуют в государстве и порядок их расчета и метод изымания :
- налог на добавленную стоимость (50% поступлений);
- налог на прибыль (1/3);
- акцизный сбор.
НДС - часть вновь созданной стоимости, которая направленная в бюджет на каждом этапе производства товаров.
Налог на прибыль, в качестве объекта налогооблажения принимается валовая прибыль предприятия.
Акцизный сбор – непрямой налог на высокорентабельные и монопольные товары.(табачные изделия, ювелирные изделия, меха, ковры..)
Другие налоги:
- налог на экспорт-импорт (изъятие чистой прибыли вследствии разницы цен)
- пошлина (со стоимости или объема товаров, которые подлежат таможеному контролю );
- плата за землю (количество и разм-е земельного участка);
- экологический налог (уплачивают все предприятия по нормам);
- государственная пошлина (за оформление документов и осуществление юридическо-правовых действий).
5. Прогноз (предвидение) – это попытка определить состояние явления в будущем. Процесс состояния прогноза называют прогнозированием.
Прогнозирование развития предприятия – научное обоснование возможных количественных и качественных показателей развития предприятия в будущем.
Методы прогонозирования:
1.фактографические – использование фактических материалов развития предприятия.
2.эвристические – состояние прогнозов с помощью логических приемов и методов исследований.
Принципы прогнозирования
- целенаправленность – последовательное описание поставленных задач;
- системность – построение прогноза на основе системы и моделей, характеризующих последствие событий;
- научная обоснованность – учет требований объективных законов развития общества;
- информ.единство – использование информации;
- адекватность – выявление и оценка взаимосвязей развития объекта.
- последовательность – выявление целей и направлений развития;
- альтернативность – возможность развития объекта, по различным траекториям.
6.Наиболее важной функцией управления предприятием является планирование его деятельности.
Основные принципы планирования:
1. выбор и обоснование целей;
2. системность (охватывание всех сфер деятельности)
3. неприрывность
4. оптимальное использование применяемых ресурсов;
5. сбалансированность;
6. адекватность (пересмотр и улучшение методов планирования)
Различают бизнес-планирование:
- долгосрочное (5-10 лет)
- среднесрочное (от 1 до 5 лет)
- краткосрочное планирование (оперативное планирование)
Бизнес-план предприятия – письменный документ, в котором изложены сущность, направление и способы реализации предпринимательской деятельности, дана характеристика рыночным, финансовым, организационным вопросам управления предприятием.