Материально-техническая база аграрных предприятий

Тема: Материально-техническая база аграрных предприятий

 

 

  1. Понятие  и характеристика МТБ. Тенденции в развитии МТБ.
  2. Показатели технического уровня предприятий
  3. Организация работы  машинно-тракторного парка

 

 

                                                     1.

     Возможность обеспечения населения и промышленности достаточным количеством продукции, предоставления услуг в решающей мере зависят от уровня развития материально-технической базы предприятия.

     МТБ- называют совокупность элементов  производства, определяющих технологический способ получения продукции ,выполнение работ или услуг с помощью различной техники,оборудования, разнообразных передаточных средств, организованных в единую технологическую систему предприятия.

      В состав МТБ предприятия входят только те орудия и средства трудаоторые непосредственно принимают участие в процессе производства.

 

 

                                     МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

 

1.      ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАШИНЫБОРУДОВАНИЕ.ТРАНСПОРТНЫЕ

СРЕДСТВА

2.      ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

( совокупность установок и сетей для обеспечения всеми видами энергии

3.      ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ( информационно-вычислительная техника.

средства связи )

    На современном этапе общественного производства основными направлениями развития МТБ являются :

 

- повышение уровня механизации основных производственных процессов и сокращение затрат ручного труда ;

-  внедрение прогрессивных технологий в основные производственные процессы и использование достижений НТП ;

-    углубление интеграции развития производства

- повышение производительности труда ;

- снижение трудоемкости затрат ;

- капитальный ремонт оборудования ;

- техническое дооснащение предприятия ;

- модернизация;

- развитие новых отраслей.

 

 

                                                     2.

 

          Анализ состояния МТБ начинают с определения структуры энергоресурсов

 

Стр. %  = мощность лил по отдельным двигателям : общую мощность по хоз-ву.

          Из структуры энергетических мощностей можно установитьакая группа двигателей занимает наибольший удельный вес и какое влияние оказывает эта группа на уровень механизации работ и трудоемких процессов.

         Энергетические мощности складываются из мощностей:

- двигателей тракторов

-двигателей комбайнов

-двигателей автомобилей

-стационарных двигателей

-электродвигателей и электроустановок

-рабочий скот.

       Электродвигатели и электроустановки пересчитывают в лошадиные силы :

       1 квт.   1.36 лил

        1 лощадь – о.75 лил

       1 вол и осел – 0.5 лил.

 

 

 

 Основными показателямиарактеризующими техническую оснащенность предприятия являются :

 

По степени технической оснащенности труда :

Фондовооруженность труда

Энерговооруженность труда

Электровооруженность труда

Энергообеспеченность

Электрообеспеченность

 

По уровню прогрессивных технологий :

 

Структура технологических процессов

по трудоемкости – отношение                          уд. Вес каждого технологического процесса в

                                                                      затратах труда в челас.  к общим затратам труда

                                                                      в челасах

 

по технологическому уровню оборудования :

 

производительность ( мощность )

средний срок эксплуатации

удес прогрессивного оборудования в общем кол-ве

 

по уровню механизации

 

уровень механизации процессов – определяется по видам культур, группам животных и технологическим процессам.

 

                                                       3.

 

 МТП – совокупность тракторовомбайнов и других с.х. машин,которые используются для механизации  технологических процессов и предоставления услуг, в которых нуждается хозяйство.

   Для выполнения  взаимосвязанных технологических операций формируют специальную

Систему машин -  набор силовых и рабочих машин,достаточный для выполнения всех технологических операций,отвечающих достижениям с.х. машиностроенияистема машин состоит :

 

  1. машины для обработки почвы (трактор+ плуг+культиватор+бороны )
  2. машины для посева
  3. машины для ухода за посевами (внесение удобрений,полив,опрыскивание)
  4. машины для уборки ( комбайныатки )
  5. машины для уборки навоза (транспортерыульдозеры )
  6. машины для раздачи корма (кормораздатчикиозаторы )

 

Весь тракторный парк делится на 3 группы :

     3-я группа  тяжелые трактора – К-700,Т-150,Т-100

     2-я группа  средние трактора – ДТ-75,Т-75

     1-я группа легкие трактора – Т-16, Т-28

 

Тракторный парк делится на 2 группы : колесные трактора

                                                                     гусеничные трактора

 

 В целом по хозяйству определяется кол-во условных тракторов. За  условный эталонный трактор принят трактор марки ДТ-75 с мощностью двигателя -75 лил.

 

Для определения условных тракторов = (  к-во тракторов х мощность) :  75      

 

Объем работ, выполняемых тракторами по видам работ, определяется в физических единицах в целом по тракторному парку объем работ определяется в условных эталонных гектарах.

       Для определения к-ва усл.эта сначала определяют кол-во выполненных нормо/ смен = как отношение фак.объема выполненных работ к норме выработки.

       К-во нормо/смен    х коэффициент перевода в услрактора  ( зависит от марки трактора,двигателя,скорости движения,нормы амортизационных отчислений.

 

Например.  Трактор К-700 на лущении стерни выполнил объем работ в 500 га,при норме выработки на лущении-54 га. Эталонная выработка трактора марки К-700 составляет 14.7 усл га за смену. Определить кол-во условных эт.га.

 

  Нормо-смены =  500 :  54 = 9.3

  К-во усл.эта = 9.3 х 14.7 = 136.7   усл.эт.га

 

 

 

 

 

ТЕМА : Материально-техническая база аграрных предприятий

 

1.Показатели использования тракторов.

2.Показатели использования комбайнов

3.Показатели использования автомобилей

4.Пути повышения эффективности использования тракторов, комбайнов, автомобилей

 

 

 

 

                                                  1.

 

   Уровень использования тракторов в сельскохозяйственных предприятиях характеризуется системой показателей :

 

  1. коэффициент сменности = отношение к-ва м/смен к машино /дням

 

  1. годовая выработка на 1 трактор, га = отношение объема механизированных работ в га к количеству тракторов, шт.

 

  1. дневная выработка на 1 трактор, га = отношение объема механизированных работ в га к количеству м/дней отработанных всеми тракторами за год

 

  1. сменная выработка на 1 трактора = отношение объема механизированных работ в га к количеству отработанных машино /смен всеми тракторами за год.

 

  1. кол-во м/дней, отработанных 1 трактором за год/дней = отношение к-ва м/дней отработанных всеми тракторами за год  к кол-ву тракторов

 

  1. к-во м/смен ,отработанных 1 трактором за год,м/смен = отношение к-ва м/смен, отработанных всеми тракторами за год в кол-ву тракторов.

 

  1. себестоимость 1 усл.эт. гарн. = отношение суммы затрат по МТП за год ,тыс.грн к объему работ в усл. эт. га

 

                                                               2.

 

Уровень использования комбайнов характеризуется системой показателей :

 

       1.сезонная выработка на 1 комбайн, га = отношение площади уборки в га к среднесезонному кол-ву комбайнов

 

       2.коэффициент использования фонда рабочего времени = отношение к-ва м/дней, отработанных 1 комбайном к продолжительности уборки в днях

      

       3.отработано м/смен 1 комбайном, м/смен =  отношение отработанного к-во м/смен всеми комбайнами к среднесезонному кол-ву комбайнов

 

      4.коэффициент сменности = отношение к-ва м/смен к м/дням

 

      5.средняя продолжительность сменыас. = отношение к-ва отработанных часов всеми комбайнами к м/сменам

 

     6. дневная   выработка на 1 комбайна = отношение площади уборки в га к м/дням работы

 

     7.сменная выработка на 1 комбайн, га =отношение площади уборки в га к м/сменам

 

     8.производительность 1 комбайна = отношение к-ва намолоченного зерна к среднесезонному кол-ву комбайнов.

 

 

                                                         3.

    Транспортные перевозки осуществляются грузовым автопаркомракторами,гужевым автотранспортом (лощадьми ).  Все транспортные работыыполняемые в хозяйстве делят на внутрихозяйственные ( 80% грузоперевозок ) и внехозяйственные ( 20% грузоперевозок).

Объем грузоперевозок в тоннах – это сумма всех перевозок в тоннах за определенный период ( год ).

Объем транспортных работ в тонно/км это объем перевезенного груза с учетом расстояния перевозки.

 

      Все грузы классифицируют :

                                                        по видам

 

        1.транспортабельные и малотранспортабельные

        2.скоропортящиеся и длительного хранения

        3.твердые, жидкие и газообразные

        4.навалочные (зерноилос )

           насыпные (песокемля)

           наливные

           штучные( стройматериалы,животные )

           длинномерные (трубыревна )

           негабаритные (техникаборудование )

 

                                   по использованию грузоподъемности

         грузы 1 класса-  100% использование – зерно,песок,гравий

         грузы 2 класса- 71-99% -навозорф в брикетах

         грузы 3 класса- 51-70% - силосвощи

         грузы 4 класса- 50% -сенопилки,солома

 

     Для расчета потребности предприятия в автомобилях или другом транспорте необходимо знать скорость движения с грузом и без груза, время на погрузку и разгрузку, время движения к месту доставки груза и обратно и расстояние грузоперевозки.

 

     Объем грузоперевозок определяется = коэффициент использования пробега умножается коэффициент грузоподъемности  ,умножается на а/дни в работе и умножается на среднюю  грузоподъемность 1 автомобиля.

 

Например: В хозяйстве 12 автомобилей, а/дни в работе-280,средняя грузоподъемность 1 автомобиля- 4.5 тонн, коэффициент использования пробега – 0.6.

 

Решение :        12 х 280 х 4.5х 0.6 = 780192 т/км

 

Для расчета потребности в автомобилях сначала определяют время рейса

    Т рейсаас. =  время на доставку груза + время на возврат + время на погрузку +время на разгрузку

 

    К-во рейсовт. = отношение времени смены к времени рейса

 

    Объем грузоперевозок 1 автом. = кол-во рейсов  умножается на грузоподъемность 1 автомобиля

    Кол-во автомобилей, шт. = отношение объема грузоперевозок всего т/км на объем грузов, перевезенных 1 автомобилем.

 

       Характеризуя работу автопарка определяют такие показатели :

 

1.средняя грузоподъемность 1 автомашины = отношение общего тоннажа автомобилей по техническому паспорту к к-ву автомобилей

 

2.коэффициент использования  автотранспорта=  отношение к-ва а/дней работе к а/дням пребывания в хозяйстве

 

3.среднесуточный пробег 1 автомашиным =  отношение общего  пробега в км к а/дням в работе

 

4.коэффициент использования пробега =  отношение пробега с грузом в тонно/км к общему пробегу в тонно/км

 

5.коэффициент использования грузоподъемности = отношение фактически перевезенного  груза 1 автомобилем в тоннах  к номинальной грузоподъемности в тоннах

 

6.коэффициент технической готовности = отношение а/дни в исправном состоянии к а/дням нахождения в хозяйстве

 

7.годовая выработка на 1 автомобиль в тонно/км= отношение объема транспортных работ за год в тонно/км к среднегодовому количеству автомобилей ,штук

 

8.дневная выработка на 1 автомобиль в тонно/км =отношение объема транспортных работ за год в тонно/км к кол-ву отработанных а/дней за год

 

9.себестоимость 1 тонно/км в грн.= отношение суммы затрат по автопарку в тысрн. к объему транспортных работ в тонно/км.

 

 

                                                        4.

 

      Основными путями повышения эффективности использования МТП являются :

 

- целевое распределение работ по маркам тракторов

-рациональное комплектование агрегатов

-рациональное выполнение технологических процессов

-повышение эффективности работы тракторов и комбайнов

-своевременное техническое обслуживание и ремонт техники

-подготовка кадров

-сохранность техники

 

             Пути повышения эффективности использования автопарка

 

- рациональная организация автопарка. соответствие количественного и марочного состава размерам,специализации и природным условиям хозяйства

-целевой распределение работ между средствами различных марок

-рациональная комплектация агрегатов с целью максимального использования

-повышение квалификации кадров

-выбор рациональной организации труда

 

 

 

 

 

 

                              ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАКТОРОВ

 

 

   Уровень использования тракторов в сельскохозяйственных предприятиях характеризуется системой показателей :

 

  1. коэффициент сменности = отношение к-ва м/смен к машино /дням

 

  1. годовая выработка на 1 трактор, га = отношение объема механизированных работ в га к количеству тракторов, шт.

 

  1. дневная выработка на 1 трактор, га = отношение объема механизированных работ в га к количеству м/дней отработанных всеми тракторами за год

 

  1. сменная выработка на 1 трактора = отношение объема механизированных работ в га к количеству отработанных машино /смен всеми тракторами за год.

 

  1. кол-во м/дней, отработанных 1 трактором за год/дней = отношение к-ва м/дней отработанных всеми тракторами за год  к кол-ву тракторов

 

  1. к-во м/смен ,отработанных 1 трактором за год,м/смен = отношение к-ва м/смен, отработанных всеми тракторами за год в кол-ву тракторов.

 

  1. себестоимость 1 усл.эт. гарн. = отношение суммы затрат по МТП за год ,тыс.грн к объему работ в усл. эт. га

 

                               ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМБАЙНОВ

                               

 

Уровень использования комбайнов характеризуется системой показателей :

 

       1.сезонная выработка на 1 комбайн, га = отношение площади уборки в га к среднесезонному кол-ву комбайнов

 

       2.коэффициент использования фонда рабочего времени = отношение к-ва м/дней, отработанных 1 комбайном к продолжительности уборки в днях

      

       3.отработано м/смен 1 комбайном, м/смен =  отношение отработанного к-во м/смен всеми комбайнами к среднесезонному кол-ву комбайнов

 

      4.коэффициент сменности = отношение к-ва м/смен к м/дням

 

      5.средняя продолжительность сменыас. = отношение к-ва отработанных часов всеми комбайнами к м/сменам

 

     6. дневная   выработка на 1 комбайна = отношение площади уборки в га к м/дням работы

 

     7.сменная выработка на 1 комбайн, га =отношение площади уборки в га к м/сменам

 

     8.производительность 1 комбайна = отношение к-ва намолоченного зерна к среднесезонному кол-ву комбайнов.

 

 

                        ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

 

    Транспортные перевозки осуществляются грузовым автопаркомракторами,гужевым автотранспортом (лощадьми ).  Все транспортные работыыполняемые в хозяйстве делят на внутрихозяйственные ( 80% грузоперевозок ) и внехозяйственные ( 20% грузоперевозок).

Объем грузоперевозок в тоннах – это сумма всех перевозок в тоннах за определенный период ( год ).

Объем транспортных работ в тонно/км это объем перевезенного груза с учетом расстояния перевозки.

 

      Все грузы классифицируют :

                                                        по видам

 

        1.транспортабельные и малотранспортабельные

        2.скоропортящиеся и длительного хранения

        3.твердые, жидкие и газообразные

        4.навалочные (зерноилос )

           насыпные (песокемля)

           наливные

           штучные( стройматериалы,животные )

           длинномерные (трубыревна )

           негабаритные (техникаборудование )

 

                                   по использованию грузоподъемности

         грузы 1 класса-  100% использование – зерно,песок,гравий

         грузы 2 класса- 71-99% -навозорф в брикетах

         грузы 3 класса- 51-70% - силосвощи

         грузы 4 класса- 50% -сенопилки,солома

 

     Для расчета потребности предприятия в автомобилях или другом транспорте необходимо знать скорость движения с грузом и без груза, время на погрузку и разгрузку, время движения к месту доставки груза и обратно и расстояние грузоперевозки.

 

     Объем грузоперевозок определяется = коэффициент использования пробега умножается коэффициент грузоподъемности  ,умножается на а/дни в работе и умножается на среднюю  грузоподъемность 1 автомобиля.

 

Например: В хозяйстве 12 автомобилей, а/дни в работе-280,средняя грузоподъемность 1 автомобиля- 4.5 тонн, коэффициент использования пробега – 0.6.

 

Решение :        12 х 280 х 4.5х 0.6 = 780192 т/км

 

Для расчета потребности в автомобилях сначала определяют время рейса

    Т рейсаас. =  время на доставку груза + время на возврат + время на погрузку +время на разгрузку

 

    К-во рейсовт. = отношение времени смены к времени рейса

 

    Объем грузоперевозок 1 автом. = кол-во рейсов  умножается на грузоподъемность 1 автомобиля

    Кол-во автомобилей, шт. = отношение объема грузоперевозок всего т/км на объем грузов, перевезенных 1 автомобилем.

 

       Характеризуя работу автопарка определяют такие показатели :

 

1.средняя грузоподъемность 1 автомашины = отношение общего тоннажа автомобилей по техническому паспорту к к-ву автомобилей

 

2.коэффициент использования  автотранспорта=  отношение к-ва а/дней работе к а/дням пребывания в хозяйстве

 

3.среднесуточный пробег 1 автомашиным =  отношение общего  пробега в км к а/дням в работе

 

4.коэффициент использования пробега =  отношение пробега с грузом в тонно/км к общему пробегу в тонно/км

 

5.коэффициент использования грузоподъемности = отношение фактически перевезенного  груза 1 автомобилем в тоннах  к номинальной грузоподъемности в тоннах

 

6.коэффициент технической готовности = отношение а/дни в исправном состоянии к а/дням нахождения в хозяйстве

 

7.годовая выработка на 1 автомобиль в тонно/км= отношение объема транспортных работ за год в тонно/км к среднегодовому количеству автомобилей ,штук

 

8.дневная выработка на 1 автомобиль в тонно/км =отношение объема транспортных работ за год в тонно/км к кол-ву отработанных а/дней за год

 

9.себестоимость 1 тонно/км в грн.= отношение суммы затрат по автопарку в тысрн. к объему транспортных работ в тонно/км.

 

 

         ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

      Основными путями повышения эффективности использования МТП являются :

 

- целевое распределение работ по маркам тракторов

-рациональное комплектование агрегатов

-рациональное выполнение технологических процессов

-повышение эффективности работы тракторов и комбайнов

-своевременное техническое обслуживание и ремонт техники

-подготовка кадров

-сохранность техники

 

 

             Пути повышения эффективности использования автопарка

 

- рациональная организация автопарка. соответствие количественного и марочного состава размерам,специализации и природным условиям хозяйства

-целевой распределение работ между средствами различных марок

-рациональная комплектация агрегатов с целью максимального использования

-повышение квалификации кадров

-выбор рациональной организации труда