Тема:
Материально-техническая база аграрных предприятий
1.
Возможность обеспечения населения и промышленности достаточным количеством продукции, предоставления услуг в решающей мере зависят от уровня развития материально-технической базы предприятия.
МТБ- называют совокупность элементов производства, определяющих технологический способ получения продукции ,выполнение работ или услуг с помощью различной техники,оборудования, разнообразных передаточных средств, организованных в единую технологическую систему предприятия.
В состав МТБ предприятия входят только те орудия и средства труда,которые непосредственно принимают участие в процессе производства.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАШИНЫ.ОБОРУДОВАНИЕ.ТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА
2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
( совокупность установок и сетей для обеспечения всеми видами энергии
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ( информационно-вычислительная техника.
средства связи )
На современном этапе общественного производства основными направлениями развития МТБ являются :
- повышение уровня механизации основных производственных процессов и сокращение затрат ручного труда ;
- внедрение прогрессивных технологий в основные производственные процессы и использование достижений НТП ;
- углубление интеграции развития производства
- повышение производительности труда ;
- снижение трудоемкости затрат ;
- капитальный ремонт оборудования ;
- техническое дооснащение предприятия ;
- модернизация;
- развитие новых отраслей.
2.
Анализ состояния МТБ начинают с определения структуры энергоресурсов
Стр. % = мощность л.сил по отдельным двигателям : общую мощность по хоз-ву.
Из структуры энергетических мощностей можно установить,какая группа двигателей занимает наибольший удельный вес и какое влияние оказывает эта группа на уровень механизации работ и трудоемких процессов.
Энергетические мощности складываются из мощностей:
- двигателей тракторов
-двигателей комбайнов
-двигателей автомобилей
-стационарных двигателей
-электродвигателей и электроустановок
-рабочий скот.
Электродвигатели и электроустановки пересчитывают в лошадиные силы :
1 квт. –
1 лощадь – о.75 л.сил
1 вол и осел –
Основными показателями,характеризующими техническую оснащенность предприятия являются :
По степени технической оснащенности труда :
Фондовооруженность труда
Энерговооруженность труда
Электровооруженность труда
Энергообеспеченность
Электрообеспеченность
По уровню прогрессивных технологий :
Структура технологических процессов
по трудоемкости – отношение уд. Вес каждого технологического процесса в
затратах труда в чел.час. к общим затратам труда
в чел.часах
по технологическому уровню оборудования :
производительность ( мощность )
средний срок эксплуатации
уд.вес прогрессивного оборудования в общем кол-ве
по уровню механизации
уровень механизации процессов – определяется по видам культур, группам животных и технологическим процессам.
3.
МТП – совокупность тракторов,комбайнов и других с.х. машин,которые используются для механизации технологических процессов и предоставления услуг, в которых нуждается хозяйство.
Для выполнения взаимосвязанных технологических операций формируют специальную
Систему машин - набор силовых и рабочих машин,достаточный для выполнения всех технологических операций,отвечающих достижениям с.х. машиностроения.Система машин состоит :
Весь тракторный парк делится на 3 группы :
3-я группа тяжелые трактора – К-700,Т-150,Т-100
2-я группа средние трактора – ДТ-75,Т-75
1-я группа легкие трактора – Т-16, Т-28
Тракторный парк делится на 2 группы : колесные трактора
гусеничные трактора
В целом по хозяйству определяется кол-во
условных тракторов. За условный
эталонный трактор принят трактор марки ДТ-75 с мощностью двигателя
Для определения условных тракторов = ( к-во тракторов х мощность) : 75
Объем работ, выполняемых тракторами по видам работ, определяется в физических единицах,а в целом по тракторному парку объем работ определяется в условных эталонных гектарах.
Для определения к-ва усл.эт.га сначала определяют кол-во выполненных нормо/ смен = как отношение фак.объема выполненных работ к норме выработки.
К-во нормо/смен х коэффициент перевода в усл.трактора ( зависит от марки трактора,двигателя,скорости движения,нормы амортизационных отчислений.
Например. Трактор К-700 на лущении стерни выполнил
объем работ в
Нормо-смены = 500 : 54 = 9.3
К-во усл.эт.га = 9.3 х 14.7 = 136.7 усл.эт.га
ТЕМА : Материально-техническая база аграрных предприятий
1.Показатели использования тракторов.
2.Показатели использования комбайнов
3.Показатели использования автомобилей
4.Пути повышения эффективности использования тракторов, комбайнов, автомобилей
1.
Уровень использования тракторов в сельскохозяйственных предприятиях характеризуется системой показателей :
2.
Уровень использования комбайнов характеризуется системой показателей :
1.сезонная выработка на 1 комбайн, га = отношение площади уборки в га к среднесезонному кол-ву комбайнов
2.коэффициент использования фонда рабочего времени = отношение к-ва м/дней, отработанных 1 комбайном к продолжительности уборки в днях
3.отработано м/смен 1 комбайном, м/смен = отношение отработанного к-во м/смен всеми комбайнами к среднесезонному кол-ву комбайнов
4.коэффициент сменности = отношение к-ва м/смен к м/дням
5.средняя продолжительность смены,час. = отношение к-ва отработанных часов всеми комбайнами к м/сменам
6. дневная выработка на 1 комбайн,га = отношение площади уборки в га к м/дням работы
7.сменная выработка на 1 комбайн, га =отношение площади уборки в га к м/сменам
8.производительность 1 комбайна,ц = отношение к-ва намолоченного зерна к среднесезонному кол-ву комбайнов.
3.
Транспортные перевозки осуществляются грузовым автопарком,тракторами,гужевым автотранспортом (лощадьми ). Все транспортные работы,выполняемые в хозяйстве делят на внутрихозяйственные ( 80% грузоперевозок ) и внехозяйственные ( 20% грузоперевозок).
Объем грузоперевозок в тоннах – это сумма всех перевозок в тоннах за определенный период ( год ).
Объем транспортных работ в тонно/км –это объем перевезенного груза с учетом расстояния перевозки.
Все грузы классифицируют
:
по видам
1.транспортабельные и малотранспортабельные
2.скоропортящиеся и длительного хранения
3.твердые, жидкие и газообразные
4.навалочные (зерно,силос )
насыпные (песок,земля)
наливные
штучные( стройматериалы,животные )
длинномерные (трубы,бревна )
негабаритные (техника,оборудование )
по использованию грузоподъемности
грузы 1 класса- 100% использование – зерно,песок,гравий
грузы 2 класса- 71-99% -навоз,торф в брикетах
грузы 3 класса- 51-70% - силос,овощи
грузы 4 класса- 50% -сено,опилки,солома
Для расчета потребности предприятия в автомобилях или другом транспорте необходимо знать скорость движения с грузом и без груза, время на погрузку и разгрузку, время движения к месту доставки груза и обратно и расстояние грузоперевозки.
Объем грузоперевозок определяется = коэффициент использования пробега умножается коэффициент грузоподъемности ,умножается на а/дни в работе и умножается на среднюю грузоподъемность 1 автомобиля.
Например: В хозяйстве 12 автомобилей, а/дни в работе-280,средняя грузоподъемность 1 автомобиля- 4.5 тонн, коэффициент использования пробега – 0.6.
Решение : 12 х 280 х 4.5х 0.6 = 780192 т/км
Для расчета потребности в автомобилях сначала определяют время рейса
Т рейса,час. = время на доставку груза + время на возврат + время на погрузку +время на разгрузку
К-во рейсов,шт. = отношение времени смены к времени рейса
Объем грузоперевозок 1 автом.,т = кол-во рейсов умножается на грузоподъемность 1 автомобиля
Кол-во автомобилей, шт. = отношение объема грузоперевозок всего т/км на объем грузов, перевезенных 1 автомобилем.
Характеризуя работу автопарка определяют такие показатели :
1.средняя грузоподъемность 1 автомашины = отношение общего тоннажа автомобилей по техническому паспорту к к-ву автомобилей
2.коэффициент использования автотранспорта= отношение к-ва а/дней работе к а/дням пребывания в хозяйстве
3.среднесуточный пробег 1 автомашины,км = отношение общего пробега в км к а/дням в работе
4.коэффициент использования пробега = отношение пробега с грузом в тонно/км к общему пробегу в тонно/км
5.коэффициент использования грузоподъемности = отношение фактически перевезенного груза 1 автомобилем в тоннах к номинальной грузоподъемности в тоннах
6.коэффициент технической готовности = отношение а/дни в исправном состоянии к а/дням нахождения в хозяйстве
7.годовая выработка на 1 автомобиль в тонно/км= отношение объема транспортных работ за год в тонно/км к среднегодовому количеству автомобилей ,штук
8.дневная выработка на 1 автомобиль в тонно/км =отношение объема транспортных работ за год в тонно/км к кол-ву отработанных а/дней за год
9.себестоимость 1 тонно/км в грн.= отношение
суммы затрат по автопарку в тыс.грн.
к объему транспортных работ в тонно/км.
4.
Основными путями повышения эффективности использования МТП являются :
- целевое распределение работ по маркам тракторов
-рациональное комплектование агрегатов
-рациональное выполнение технологических процессов
-повышение эффективности работы тракторов и комбайнов
-своевременное техническое обслуживание и ремонт техники
-подготовка кадров
-сохранность техники
Пути повышения эффективности использования автопарка
- рациональная организация автопарка,т.е. соответствие количественного и марочного состава размерам,специализации и природным условиям хозяйства
-целевой распределение работ между средствами различных марок
-рациональная комплектация агрегатов с целью максимального использования
-повышение квалификации кадров
-выбор рациональной организации труда
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАКТОРОВ
Уровень использования тракторов в сельскохозяйственных предприятиях характеризуется системой показателей :
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМБАЙНОВ
Уровень использования комбайнов характеризуется системой показателей :
1.сезонная выработка на 1 комбайн, га = отношение площади уборки в га к среднесезонному кол-ву комбайнов
2.коэффициент использования фонда рабочего времени = отношение к-ва м/дней, отработанных 1 комбайном к продолжительности уборки в днях
3.отработано м/смен 1 комбайном, м/смен = отношение отработанного к-во м/смен всеми комбайнами к среднесезонному кол-ву комбайнов
4.коэффициент сменности = отношение к-ва м/смен к м/дням
5.средняя продолжительность смены,час. = отношение к-ва отработанных часов всеми комбайнами к м/сменам
6. дневная выработка на 1 комбайн,га = отношение площади уборки в га к м/дням работы
7.сменная выработка на 1 комбайн, га =отношение площади уборки в га к м/сменам
8.производительность 1 комбайна,ц = отношение к-ва намолоченного зерна к среднесезонному кол-ву комбайнов.
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Транспортные перевозки осуществляются грузовым автопарком,тракторами,гужевым автотранспортом (лощадьми ). Все транспортные работы,выполняемые в хозяйстве делят на внутрихозяйственные ( 80% грузоперевозок ) и внехозяйственные ( 20% грузоперевозок).
Объем грузоперевозок в тоннах – это сумма всех перевозок в тоннах за определенный период ( год ).
Объем транспортных работ в тонно/км –это объем перевезенного груза с учетом расстояния перевозки.
Все грузы классифицируют
:
по видам
1.транспортабельные и малотранспортабельные
2.скоропортящиеся и длительного хранения
3.твердые, жидкие и газообразные
4.навалочные (зерно,силос )
насыпные (песок,земля)
наливные
штучные( стройматериалы,животные )
длинномерные (трубы,бревна )
негабаритные (техника,оборудование )
по использованию грузоподъемности
грузы 1 класса- 100% использование – зерно,песок,гравий
грузы 2 класса- 71-99% -навоз,торф в брикетах
грузы 3 класса- 51-70% - силос,овощи
грузы 4 класса- 50% -сено,опилки,солома
Для расчета потребности предприятия в автомобилях или другом транспорте необходимо знать скорость движения с грузом и без груза, время на погрузку и разгрузку, время движения к месту доставки груза и обратно и расстояние грузоперевозки.
Объем грузоперевозок определяется = коэффициент использования пробега умножается коэффициент грузоподъемности ,умножается на а/дни в работе и умножается на среднюю грузоподъемность 1 автомобиля.
Например: В хозяйстве 12 автомобилей, а/дни в работе-280,средняя грузоподъемность 1 автомобиля- 4.5 тонн, коэффициент использования пробега – 0.6.
Решение : 12 х 280 х 4.5х 0.6 = 780192 т/км
Для расчета потребности в автомобилях сначала определяют время рейса
Т рейса,час. = время на доставку груза + время на возврат + время на погрузку +время на разгрузку
К-во рейсов,шт. = отношение времени смены к времени рейса
Объем грузоперевозок 1 автом.,т = кол-во рейсов умножается на грузоподъемность 1 автомобиля
Кол-во автомобилей, шт. = отношение объема грузоперевозок всего т/км на объем грузов, перевезенных 1 автомобилем.
Характеризуя работу автопарка определяют такие показатели :
1.средняя грузоподъемность 1 автомашины = отношение общего тоннажа автомобилей по техническому паспорту к к-ву автомобилей
2.коэффициент использования автотранспорта= отношение к-ва а/дней работе к а/дням пребывания в хозяйстве
3.среднесуточный пробег 1 автомашины,км = отношение общего пробега в км к а/дням в работе
4.коэффициент использования пробега = отношение пробега с грузом в тонно/км к общему пробегу в тонно/км
5.коэффициент использования грузоподъемности = отношение фактически перевезенного груза 1 автомобилем в тоннах к номинальной грузоподъемности в тоннах
6.коэффициент технической готовности = отношение а/дни в исправном состоянии к а/дням нахождения в хозяйстве
7.годовая выработка на 1 автомобиль в тонно/км= отношение объема транспортных работ за год в тонно/км к среднегодовому количеству автомобилей ,штук
8.дневная выработка на 1 автомобиль в тонно/км =отношение объема транспортных работ за год в тонно/км к кол-ву отработанных а/дней за год
9.себестоимость 1 тонно/км в грн.= отношение
суммы затрат по автопарку в тыс.грн.
к объему транспортных работ в тонно/км.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Основными путями повышения эффективности использования МТП являются :
- целевое распределение работ по маркам тракторов
-рациональное комплектование агрегатов
-рациональное выполнение технологических процессов
-повышение эффективности работы тракторов и комбайнов
-своевременное техническое обслуживание и ремонт техники
-подготовка кадров
-сохранность техники
Пути повышения эффективности использования автопарка
- рациональная организация автопарка,т.е. соответствие количественного и марочного состава размерам,специализации и природным условиям хозяйства
-целевой распределение работ между средствами различных марок
-рациональная комплектация агрегатов с целью максимального использования
-повышение квалификации кадров
-выбор рациональной организации труда