ЛЕКЦИЯ № 1
Общее учение о государстве.
Функции государства. Формы и механизмы государства.
Цель: определить
особенности учебного курса «Правоведение», формировать заинтересованность
учащихся в его изучении; ознакомить учащихся с учебниками по правоведению и
системой работы с ними углубить знания учащихся о государстве, определить
его функции, признаки; раскрыть суть понятий «форма государства», «демократия»;
формировать умение учащихся определять форму государства по определенным
признакам; воспитывать уважение учащихся к демократическому устройству
государства.
Вопросы лекции:
1. Основные теории происхождения
государства
2. Понятие и признаки государства.
3. Функции государства.
4. Классификация государств в зависимости от их
формы
Основные теории происхождения
государства
Патриархальная теория (Аристотель,
Р.Филмер, Н.К.Михайловский, М.Н.Покровскяй). Согласно этой теории государство
произошло
из патриархальной семьи, в результате ее разрастания: семья — совокупность семей (селение)
— совокупность селений (государство).
Аристотель называл человека политическим
животным, которое вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей.
Развитие этих семей в результате размножения приводит к образованию селений,
их объединения создают государство.
Таким образом, государство предстает
как результат семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье,
носящая «отеческий» характер. В наше время
эта теория не может быть воспринята, однако
ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в становлении государственности, должны учитываться.
Теологическая теория (Фома Аквинский) базируется на идее божественного создания государства с целью реализации
общего блага. Она обосновывает господство
духовной власти над светской властью, церкви над государством. Каждому
человеку предписывается смириться перед
волей Бога, установившего государственную
власть, подчиниться той власти, которая .санкционирована церковью. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда
вытекает утверждение о необходимости
сохранения в неизменном виде всех существующих
в обществе государственно-правовых институтов. В теологической теории трудно найти элементы, приемлемые для современной светской трактовки
происхождения государства. Её
рациональным зерном можно считать идею об утверждении порядка как общего блага в государстве. Правда, такой порядок, согласно этой теории, создается с
помощью божественной силы, что
исключает активность личности.
Договорная
(естественно-правовая) теория (Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс,
Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Я. Козельский, Н.Радищев, И.Кант). Данная теория основывается на
идее происхождения государства в результате соглашения (договора) как акта разумной
воли людей. Объединение людей в единый государственный союз рассматривается как
естественное требование сохранения человеческого рода и обеспечения справедливости,
свободы и
порядка.
В основу теории
естественного права положен тезис о том, что государству предшествовало естественное
состояние людей. Оно представлялось авторам теории неоднозначно. Гоббс считал, что в
естественном состоянии происходит «война всех против всех». Руссо, наоборот,
рисовал радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали
государство как продукт человеческой деятельности и стремления людей к выживанию. Договорившись о
создании государства, люди либо передают правителю часть своих прирожденных прав,
чтобы потом получить их из его. рук (один вариант трактовки происхождения государства), либо условливаются о
сохранении своих естественных прав (другой
вариант). В любом случае предусматривается обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.
Разумеется, объективные
причины возникновения государства нельзя объяснить только договором. Их значительно больше. Вместе с
тем договор играет значительную роль в создании ряда государств, в практике их государственного
строительства. Так,
Конституцией США закреплен договор между народами, находящимися в составе
государства, и определены его цели: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие
общему благосостоянию.
Органическая теория (Г.Спенсер) отождествляет процесс возникновения и функционирования
государства с биологическим организмом. Представления о государстве как о
своеобразном подобии человеческому организму сформулированы еще древнегреческими мыслителями. Г.Спенсер в XIX
в. развил эту мысль, заявив, что государство — это общественный организм, который состоит из отдельных людей, подобно
тому, как живой организм состоит из клеток.
Согласно его теории,
государство, как и всякое живое тело, базируется на дифференциации и специализации.
Дифференциация
означает, что государство вначале возникает как простейшая политическая
реальность и в процессе своего становления усложняется, разрастается. Этот процесс
завершается гибелью
государства в результате его старения. Специализация предполагает, что формирование государства
сопровождается объединением индивидов
в группы-органы, каждая из которых осуществляет
определенную, только ей свойственную функцию. В результате складывается система органов государства. И все это
происходит как в живом организме, части которого специализируются на определенной функции в системе
целого.
Такое представление о государстве кажется, на первый
взгляд, наивным и
ненаучным, однако и здесь есть рациональное зерно. Оно выражается в признании связей законов
общественной жизни и законов природы, понимании того, что человек становится существом общественным, будучи
уже биологически сформированным
индивидом с волей и сознанием. Иными словами, человек первоначально является
творением природы, затем — членом общества, а потом — гражданином государства.
Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства
как результат войн, насильственного
подчинения одними людьми других (у Е. Дюринга — части общества другой частью, у Л. Гумпловича и К. Каутского — одного племени другим).
Они отрицают внутренние
социально-экономические причины
происхождения государства. Все государственно-правовые институты, существующие
в обществе, выводятся ими из голого насилия.
Насилие лежит и в основе возникновения частной собственности.
Государственная власть, по
мнению Л. Гумпловича, возникает из физической силы, из господства племени,
которое сначала
физически преобладает над другим племенем, а потом превращается в господство класса.
К. Каутский подчеркивал,
что только там, где есть насилие, возникает деление на классы. Это деление на классы возникает не
вследствие внутреннего процесса, а в результате захвата одной общины другой. В итоге возникает
одно объединение из двух
общин, одна — господствует, другая — угнетает.
Понятие и признаки государства
В мировой юридической
науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого
социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить
внешние признаки государства, отличающие его от общества и
его политических организаций. К
ним относятся:
1) народ
—
совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь
выражается в институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Понятие
«государственный народ» следует отличать от понятия «население государства»,
которое гораздо шире по
объему: в него включают не только граждан,
но и иностранцев, и лиц без гражданства, проживающих на территории
государства;
2) территория — материальная база
государства. Это
часть
земного шара, с которой исторически связан государственный народ, имеющая
границы, признанные между народным сообществом. Территория государства — это пространство, в
пределах которого осуществляется государственная власть;
3) публичная
организованная власть, иначе говоря,
власть,
выделившаяся из общества, не совпадающая с ним,
стоящая
над ним. Публичная власть включает в себя особый
аппарат власти и управления в
виде органов государства и
профессиональных управленцев (армия,
полиция, чиновники, судьи и т.д.). В
идеале главное назначение государственной
власти — руководство общезначимыми для народа делами;
4) система сбора
финансовых средств (дань, налоги,
займы,
сборы, разного рода повинности). Эти средства необходимы для решения
общезначимых проблем (например,
обороны, строительства
общественных зданий и сооружений), а также для
содержания государственного аппарата,армии,
полиции и других органов принуждения;
5) право — система
общеобязательных правил поведения;
6) суверенитет — самостоятельность и
независимость государства во
внутренних и внешних делах. Как указывалось
выше, суверенность является признаком государственной власти, но этот признак распространяется и на
государство в целом.
Исходя
из этих взаимосвязанных признаков государства можно дать следующее его определение:
Государство — это политическая
организация общества, обладающая суверенной властью и полномочиями по управлению
территориально организованным населением с целью выполнения внутренних и внешних функций и
устанавливающая общеобязательные для всех правила поведения.
Функции
государства
Функции
государства — главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его
задачами и целями и характеризующие его сущность.
Функции
государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов, которые являются
частью аппарата государства и находят свое выражение в компетенции, в предмете
ведения,
в правах и обязанностях (полномочиях), закрепленных за ними.
Приведенные ниже
функции государства отражают реализацию общесоциальных или «общих дел» (а не
классовых), обеспечивающих объективное существование людей.
Можно
классифицировать функции современного государства по различным критериям:
субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.
Функции
государства по способам его деятельности:
—законодательная,
—исполнительная
(управленческая),
—судебная,
—правоохранительная,
—информационная.
Функции
цивилизованного государства по сферам (объектам) его деятельности можно разделить на внутренние
и внешние.
Внутренние
функции — обеспечивают его внутреннюю политику:
1)
политическая — выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических
отношений, обеспечение народовластия;
2)экономическая — регулирование сферы
экономических
отношений,
создание условий для развития производства; организация производства на основе
признания и защиты различных форм собственности, предпринимательской деятельности;
прогнозирование
развития экономики;
3)налогообложения и
финансового контроля — организация
и
обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов
граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;
4)социальная — обеспечение
социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права
на труд,
жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий
путем гуманной и справедливой социальной политики;
5) экологическая — обеспечение
экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории
государства;
охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;
6) культурная
(духовная) — консолидация нации, развитие
национального
самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных
меньшинств; организация образования; содействие развитию культуры, науки; охрана культурного
наследия;
7)
информационная — организация и обеспечение системы
получения,
использования, распространения и хранения информации;
8)
правоохранительная — обеспечение охраны конституционного строя, прав и
свобод граждан, законности и правопорядка, окружающей природной среды,
установленных и регулируемых правом всех общественных отношений.
Внутренние
функции государства ещё можно разделить на две основные группы: регулятивные и
правоохранительные.
Внешние функции — обеспечивают его внешнюю
политику:
1)
политическая (дипломатическая) — установление и под
держание
дипломатических отношений с иностранными государствами в соответствии с
общепринятыми нормами и принципами международного права;
2)экономическая — установление и
поддержание торгово-экономических отношений с иностранными государствами; развитие делового
партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами,
независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;
3)экологическая — поддержание
экологического выживания на планете;
4)культурная
(гуманитарная) — поддержание и развитие культурных и научных связей с иностранными
государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих
культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа,
находящихся зарубежом;
5)информационная — участие в развитии мирового информационного пространства, установление режима
использования
информационных ресурсов на основе
равноправного сотрудничества с
другими государствами;
6)оборона государства — защита
государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими,
так и военными способами;
7)поддержание
мирового правопорядка — участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных
конфликтов;
борьба с
международными преступлениями.
Классификация государств в зависимости от их формы
Форма
государства
— это способ организации и осуществления государственной власти.
Понятие
формы государства необходимо для ответа на вопросы: как создаются высшие органы
государства, как они
взаимодействуют между собой и населением, как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется.
Форма
государства представляет собой государственно-правовую конструкцию, состоящую из
трех элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы
государственного режима. Классификация государств в зависимости от их формы
осуществляется в соответствии
с этими элементами:
1) в зависимости от
формы правления различают монархические я республиканские государства;
2) в зависимости от
формы государственного устройства различают унитарные,
федеративные и конфедеративные государства;
3) в зависимости от
формы государственного режима различают демократические и
антидемократические
государства.
На форму государства влияют национальный
состав населения,
территориальные размеры страны, исторические традиции народа. Например, небольшие
по территории государства и мононациональные государства в своем большинстве являются
унитарными. Монархические государства в современном мире, как правило,
представляют собой дань исторической традиции.
Формы правления современных государств
Форма
правления — это организация, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти (парламента, главы государства и
правительства).
В зависимости от порядка
замещения поста главы государства
различают две разновидности формы правления — монархию и республику.
Монархия
—
это такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получающее
и передающее свой пост и титул, как правило, по наследству и пожизненно.
Признаки
монархии:
1)власть главы
государства (императора, царя, короля,
великого
герцога, эмира, султана) существует исторически
и не делегируется ему
народом;
2)власть монарха
осуществляется бессрочно (пожизненно) и передается, как правило, по наследству;
3)монарх не
ответственен за принятые им политические
решения.
В
настоящее время в мире существует около 30 монархий. Их разновидности
определяются характером взаимоотношений монарха с иными высшими органами власти
— парламентом
и правительством. Эти разновидности следующие:
1) абсолютная монархия (Оман, Катар,
Саудовская
Аравия).
В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, все иные органы власти
формируются монархом и действуют
под его руководством. В чистом виде сейчас таких монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы формально имеют
конституцию;
2) дуалистическая монархия (Бутан,
Бруней, Тонга).
Власть
делится между парламентом и монархом. Парламент
принимает
законы, но у монарха есть
право абсолютного
вето
(отклонения законопроекта). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и
несет ответственность только перед ним;
3)парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды,
Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония).
Монарх юридически является главой
государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В
парламентарной монархии глава государства
либо не имеет права вето по отношению к законопроектам (например, в
Японии), либо фактически не применяет вето
(например, в Великобритании). Главная отличительная
черта парламентарной монархии — формирование
правительства парламентом и ответственность правительства перед ним.
Республика
—
это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется
представительными органами, избираемыми народом на определенный срок.
Признаки
республики:
1) власть главы
государства и высших государственных
органов
делегируется им народом;
2) полномочия главы
государства ограничены определенным сроком;
3) глава государства несет политическую
ответственность за свою деятельность.
Большинство
современных государств — республики. В зависимости от характера взаимоотношений
между президентом,
парламентом и правительством принято делить республики на такие разновидности:
1)
президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой
республике, как правило, избирается прямыми общенародными выборами (исключение
составляют США, где
президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;
2) парламентская республика (Венгрия,
Германия,
Индия,
Италия). Президент избирается таким образом,
чтобы
он не получал свой мандат непосредственно от граждан: парламентом или
особым собранием, формируемым
исключительно
для выборов президента. Президент не
является
главой правительства и не свободен в его формировании. Фактически главу и состав
кабинета определяет
парламент, точнее, партия, победившая на парламентских
выборах
и имеющая большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед
парламентом;
3) смешанная (президентско-парламентская или
парламентско-президентская) республика (Беларусь,
Перу,
Россия, Украина, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты
парламентской и президентской
республик.
Выборы президента производятся всенародным
голосованием
(как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в
парламентской
республике).
В президентско-парламентской республике
правительство
назначается президентом, но назначение
премьер-министра
требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед
президентом, но и
парламент
вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку правительства. Для
смешанной республики характерно выведение поста президента за триаду законодатель
ной,
исполнительной и судебной власти: президент имеет
самостоятельный статус.
Формы государственного устройства
Форма
государственного устройства — это способ территориально-политического
устройства государства, порядок взаимоотношений между государством и его отдельными частями.
По
форме государственного устройства все государства делятся на простые
(унитарные) и сложные.
Простое
(унитарное) государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний). К признакам
унитарного государства относятся:
1) наличие единого
центра и единой системы органов
власти и
управления;
2) наличие единой
системы права.
В
настоящее время большинство государств мира — унитарные (Болгария,
Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина,
Финляндия) имеются автономные образования.
Разновидности
унитарных государств:
—централизованные. Региональные органы
этих государств
формируются путем назначения сверху
(Нидерланды,
Казахстан, Франция);
—децентрализованные. Региональные органы образуются независимо от центра, как правило, при
помощи
выборов (Великобритания, Новая
Зеландия, Италия).
Сложные
государства
делятся на федерации и конфедерации.
Федерация
представляет
собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств (субъектов федерации) в единое
союзное государство. Федерацию характеризуют следующие признаки:
1)
наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система
федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;
2) наличие двух уровней государственной
власти. Федеральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и
значительной частью внутреннего суверенитета.
Власть субъекта федерации обладает
внутренним суверенитетом.
Разновидности
федераций:
- территориальные (США,
Германия, Бразилия);
- национальные (Бельгия,
Индия);
- смешанные (Россия).
В
настоящее время в мире существует 24 федеративных государства,
большинство из которых — крупные и средние но территории и численности населения (Индия, Мексика, 11игерия,
Россия, США, Германия).
Исторически
известна еще одна форма государственного устройства — конфедерация (например,
США в начальный период своего
существования, Германский союз в 1815— 1866
гг.).
Конфедерация
—
это временный союз государств, созданный для достижения конкретной цели
(например, завоевание
независимости).
В данном случае государства
объединяют лишь отдельные направления своей деятельности (например, оборону, внешнюю политику, внешнюю торговлю). Развитие
конфедерации подчинено «железному
историческому закону»: она либо
распадается на отдельные государства (Объединенная Арабская Республика 1958-1961 гг., распавшаяся на Египет и Сирию), либо эволюционирует в федерацию
(США).
В
настоящее время чертами конфедерации обладает Европейский Союз. В 2003 г. было
создано конфедеративное государство Сербии и Черногории, которое просуществовало до 2006 г., а
затем распалось на два самостоятельных государства — Сербию и Черногорию.
Формы государственного режима
Форма правления
и форма государственного устройства дают представление об организации
государства, его внешней форме. Реальная же сущность институтов государства, действительное
состояние демократии находят выражение в понятии государственного режима.
Форма
государственного режима — это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.
Существует
множество классификаций государственных режимов, из которых наиболее распространенная — деление их на демократические и антидемократические
(авторитарные и тоталитарные).
Характер
государственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической системой, уровнем политической и
правовой культуры населения. Однако
определяющим фактором служит характер
государственной власти.
Различают следующие разновидности форм государственного
режима:
1) демократический режим, для
которого характерны: реальность политических прав и свобод граждан; политический
и идеологический плюрализм1; формирование органов власти путем свободных
всеобщих выборов; разделение властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго конституционных
рамках.
Такая
разновидность государственного режима типична для государств Западной, Северной и
Центральной Европы, Северной Америки. Отдельные параметры демократического режима достигнуты постсоциалистическими
странами;
2) антидемократический
режим, который делится на авторитарный и тоталитарный. Характерными признаками авторитарного
режима являются: ограничение объема политических прав и свобод; ограниченный
политический и идеологический плюрализм (например, дозволено существование
только двух партий); фактическое, а порой и формальное отсутствие разделения властей; недемократический характер выборов (отсутствие у
избирателей реальной возможности выбора).
Авторитарный
режим свойственен ряду развивающихся стран (Индонезия, Малайзия, Таиланд), хотя
отдельные его элементы могут проявляться и в традиционно демократических государствах
(например, в Великобритании в период Второй мировой войны).
Характерными признаками тоталитарного
режима являются принципиальный отказ от идеи прав человека и гражданина;
приоритет партии или государства в системе социальных ценностей; как правило,
однопартийная политическая система и запрет на существование оппозиции; наличие общеобязательной
государственной идеологии; формальность и
декоративный характер выборов; принципиальное
отвержение разделения властей; вождизм.
ВЫВОД:
Все мы живем в государстве и от того, как оно будет выполнять свои функции,
зависит уровень жизни, благополучие каждого из нас; подробнее со многими
аспектами жизни государства, реализацией им своих функций ознакомимся на
дальнейших лекциях.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислить основные теории происхождения государства.
2. Дать понятие «государство».
3. Понятие и основные функции государства.
4. Формы государства.
ЛЕКЦИЯ № 2
Понятие
административного законодательства.
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с понятием
административного права, видами административных правонарушений и взысканий,
применяемыми за их совершение.
Вопросы :
1.Административно-правовое правоотношение.
2.Понятие, сферы и методы государственного управления.
3.Понятие и основания возникновения административной
ответственности.
Отношения, которые
регулируются административным
правом
Административное
право – отрасль системы права
Украины, регулирующая общественные отношения в сфере государственного
управления.
Административно – правовое
правоотношение – это управленческое отношение, урегулированное нормой
административного права. Специфика этого вида правовых отношений состоит в том,
что они носят властный характер: эти отношения возникают между властвующим и
подвластным, между субъектами, не равными друг другу. Таково, например,
правоотношение между водителем автотранспортного средства и оставившим его
инспектором дорожно – патрульной служба ГАИ.
Структура административно –
правового отношения:
субъекты. Один из участников административно –
правового отношения – должностное лицо или орган государственно исполнительной
власти, действующий в пределах своей компетенции. Вторым участником может
выступать физическое или юридическое лицо. Административная правоспособность
физического лица (гражданин Украины, иностранного гражданина или подданного,
лица без гражданства) возникает с момента рождения и прекращается его смертью.
Административная дееспособность
физического лица зависит от возраста. Частичная дееспособность граждан
Украины возникает с достижением школьного возраста. Граждане Украины, достигшие
16 лет, обязаны иметь паспорт и зарегистрироваться по месту постоянного
жительства. Полная административная дееспособность возникает с достижением 18
лет.
Административная деликтоспособность
(способность нести юридическую ответственность за нарушение норм
административного законодательства) от возраста и вменяемости. Общий возраст, с
которого возможно наступление административной ответственности, определены
Кодексом об административных правонарушениях и составляет 16 лет. Вменяемость –
это такое психическое состояние, при котором лицо в момент совершения проступка
способно осознавать свои действия и руководить ими.
Административная
правосубъектность юридического лица возникает в момент его государственной регистрации.
Объектом административного
правоотношения является то социальное благо, по поводу которого возникло
данное отношение. Например, нормальное функционирование органов государственной
власти, правопорядок и общественный порядок.
Содержанием административного
правоотношения являются права и обязанности его участников.
Административное право Украины определяет деяния, которые являются
административными правонарушениями, а также взыскания, которые следует
применить в отношении совершивших правонарушение лиц. Данные нормы
сосредоточены в Кодексе Украины об административных правонарушениях.
Государственная
служба
Государственная служба выступает как деятельность
государства по формированию кадрового состава государственного аппарата и правовому регулированию работа государственных служащих.
Каждый
государственный служащий исполняет определенные возложенные на него обязанности и в
связи с этим занимает определенную государственную должность.
Принципы государственной
службы:
|
—служение народу
Украины;
—демократизм и
законность;
—гуманизм и социальная
справедливость;
—приоритет прав
человека и гражданина;
—профессионализм,компетентность,инициативности,честность,
преданность делу;
—персональная
ответственность за выполнение служебных обязанностей и соблюдение дисциплины;
—соблюдение прав и
законных интересов органов местного и регионального самоуправления;
—соблюдение прав
предприятий, учреждений и организаций,
объединений граждан.
Право на государственную
службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов,
религиозных
убеждений, места обитания,соответствующее должности образование и (или) профессиональная подготовка, а также успешное прохождение конкурсного отбора или другой процедуры избрания (назначения)
ни должность.
Не
могут быть избраны или назначены на должность в государственном органе и его аппарате
недееспособны» лица, лица, которые имеют судимость, несовместимую с занимаемой
должностью. Не допускается подчинение на службе родственникам или своякам.
Государственная
служба предусматривает ряд ограничений, в частности, государственные служащие
(кроме народных депутатов и руководителей министерств и ведомств) не имеют
права быть членами политических партий. Не допускаются забастовки
государственных служащих.
Принятие
на государственную службу, продвижение по ней служащих, стимулирование их труда
проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам,
которые им присваиваются. В Украине установлены семь категорий и тринадцать
рангов государственных служащих.
Административное
производство
Многочисленные
дела, которые возникают в сфере государственного управления, решаются в
установленном законом порядке, который имеет название административного производства. Количество
административных производств огромно и
постоянно растет. Это связано с тем, что и сфере государственного управления непрерывно возникают новые
общественные отношения, которые требуют своего нормативного закрепления. В зависимости от основания различают:
1) административное производство по заявлению.
Осуществляется по заявлениям
физических и юридических лиц
относительно реализации и защиты их прав, свобод и законных
интересов. Например, таким является разрешительное производство (по
предоставлению права на охоту, на управление
транспортными средствами, по выдаче лицензии
на осуществление отдельных видов деятельности);
2)административное производство
по жалобе
(иску). Осуществляется по
жалобам физических и юридических лиц относительно реализации и защиты их прав,
свобод и
законных интересов в связи с рассмотрением
административного
дела, в том числе на решение, действие
или
бездействие уполномоченного субъекта. Такой вид
производства
предусмотрен Кодексом административного
судопроизводства. Предметом
обжалования могут быть
любые решения, действия или бездействие
субъектов
властных, в том числе —
государственно-властных полномочий;
3)административное
производство по инициативе
уполномоченного субъекта. Начинается по инициативе
уполномоченного субъекта, в том числе в
порядке осуществления им контрольных полномочий по реализации
и защите прав, свобод и законных интересов
физических
и юридических лиц. Например, таким
является производство по делам об
административных правонарушения Производство по делам об административных
правонарушениях регламентировано
Кодексом Украины об административных
правонарушениях.
Оно
включает следующие стадии:
1)принятие дела об административном
правонарушении к рассмотрению. Оно осуществляется при наличии протокола об
административном правонарушении, который составляет уполномоченное лицо, например, работник милинии;
2)рассмотрение
дела и оценка его фактических
обстоятельств и доказательств;
3)принятие
постановления (решения) по делу;
4)обжалование и опротестование постановления (решения);
5)выполнение
постановления (решения) о наложении
административного взыскания.
Понятие, сферы и методы государственного управления
Государственное управление — основанная на
законе деятельность органов государственной власти по практической реализации
функций государства. В широком смысле слова под государственным управлением понимают деятельность
законодательного, исполнительных, судебных, контрольно-надзорных органов
государства.
В узком значении государственное
управление рассматривается
как деятельность органов исполнительной власти
государства, к которым относятся Кабинет Министром Украины, министерства, ведомства, местные
государственные администрации.
В
зависимости от специфики управляемых объектом и конкретного содержания управленческой
деятельности принято выделять следующие основные сферы государственного управления:
1)
управление экономикой. Органы
государственной исполнительной власти осуществляют управление государственным имуществом и государственными
предприятии ми, финансовой и банковской
системой и тем самым способствуют
осуществлению экономической функции государства;
2) управление в социально-культурной сфере. Органы государственной
исполнительной власти осуществляют управление в области образования и науки, охраны здоровья, культуры, социального
обеспечения;
3) управление в области административно-политической деятельности. Государственное управление в данной сфере направлено на
обеспечение государственной безопасности,
общественного порядка, обеспечение отправления правосудия, развитие международного сотрудничества.
Метод государственного управления — это способ непосредственного
целенаправленного влияния исполнительных органов (должностных лиц) на подчиненные
им органы,
граждан и их объединения.
Основные методы
государственного управления:
1) метод убеждения — это система
воспитательных,
разъяснительных
и поощрительных мер, направленных на
формирование
у граждан понимания необходимости чет
кого
исполнения властных предписаний. Например, к
числу
таких мер относятся правовая пропаганда, личный
пример,
моральное и материальное поощрение;
2) метод принуждения — это психологическое,
физическое
или материальное воздействие на определенных лиц с целью заставить их
исполнять властные предписания.
В
Украине, которая идет по пути создания гражданского общества и
строительства демократического государства, приоритет в государственном управлении отдается методу убеждения.
Понятие и виды административного
принуждения
Административное
принуждение является разновидностью государственного принуждения.
Административное принуждение - это система мер психологического,
физического или материального воздействия с целью предотвращения и пресечения
правонарушений,
привлечения правонарушителей к ответственности.
В зависимости от конкретных целей различаются
следующие виды административного
принуждения:
1) меры административного
предупреждения нацелены
на принудительное обеспечение исполнения гражданами своих обязанностей перед обществом. Административно предупредительные меры не являются реакцией на уже
совершенное правонарушение, а
предотвращают его. Типичные меры
административного предупреждения: проверка
документов; осмотр вещей и личный досмотр; временное ограничение или запрет доступа граждан на определенные участки местности; закрытие участка
государственной границы;
административный надзор за лицами,
в отношении которых он установлен
судом; учет и официальное
предупреждение лиц, склонных к правонарушениям; карантин при эпидемиях и эпизоотиях;
2) меры административного
пресечения применяются
для
принудительного прекращения административных
проступков
(или преступлений), недопущения наступления
их
вредных последствий и привлечения правонарушителя
к
административной (или к уголовной) ответственности.
Наиболее
распространенные меры административного пресечения: административное задержание;
принудительное лечение (в отношении больных наркоманией, алкоголизмом, СПИДом);
временное отстранение от управлении транспортным средством (например, лица,
находящегося
в
состоянии опьянения); прекращение работы и запрет
эксплуатации
механизмов. В оговоренных законом случаях в качестве мер пресечения к правонарушителю
могут применяться
меры физического воздействия, специальные средства, огнестрельное оружие;
3) меры административной
ответственности при
меняются
за совершение административных правонарушений и выражаются в наложении на виновных лиц административных взысканий.
Понятие, признаки и основания административной ответственности
Административная ответственность — это вид юридической
ответственности, применяемой за совершение административного проступка и состоящей в
возложении на виновное лицо ограничений материального и морального характера.
Административной
ответственности присущи все признаки юридической ответственности, и вместе с
тем, она имеет
особые, характерные только для нее черты.
Признаки административной ответственности:
1) меры этого вида
ответственности предусмотрены и
урегулированы
административным правом;
2) она носит более мягкий, по сравнению с уголовной
ответственностью,
характер;
3) применяется, как
правило, органами исполнительной власти и лишь в отдельных случаях — судами;
4)порядок привлечения к административной ответственности упрощен по сравнению с уголовной
ответственностью;
5) между
правонарушителем и органом, налагающим
административное
взыскание, отсутствуют служебные
взаимоотношения, что характерно для дисциплинарной
ответственности.
Основание
административной ответственности — наличие в деянии виновного лица состава
административного проступка.
Понятие и признаки административного проступка
Административный проступок — это
противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на социальные блага,
охраняемые административным законодательством.
Признаки административного проступка:
1)противоправность. Действие или
бездействие при
знается
административным проступком только тогда, когда оно прямо нарушает конкретную
норму административного законодательства;
2)антиобщественный характер. Административный
проступок либо наносит
реальный ущерб личности, обществу,
государству, либо создает угрозу нанесения такого
вреда;
3)виновность. Проступком
признается только виновное
деяние. Вина — психическое
отношение лица к совершаемому им деянию и
его последствиям. Вина существует в формах
умысла и неосторожности;
4) наказуемость. Административное
законодательств» устанавливает вид и меру взыскания за совершение административного проступка.
Административный
проступок может быть совершен форме действия (например, распитие
спиртных напитком на производстве) либо бездействия
(невыполнение родителями или
лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей).
Субъектом
административного проступка может быль физическое, а в ряде случаев и юридическое
лицо.
Виды административных проступков
Перечень
административных проступков содержит Особенная часть Кодекса Украины об
административных правонарушениях. Они составляют несколько групп:
—правонарушения в области охраны труда и здоровья
населения (например, незаконные производство,
приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших
размерах);
—правонарушения,
которые посягают на собственность (например, мелкая кража государственного или коллективного имущества);
—правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны достопримечательностей истории и культуры (например, самовольный захват земельного участка, засорении
лесов отходами);
—правонарушения в промышленности, строительстве и в сфере использования топливно-энергетических ресурсов (например, самовольное строительство домов или сооружений);
—правонарушения в сельском хозяйстве, нарушение
ветеринарно-санитарных правил (например, незаконный посев и
выращивание снотворного мака или конопли);
—правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства
и связи (например, нарушение
водителями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами, безбилетный проезд);
—правонарушения в
области жилищных прав граждан,
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (например,
самовольный захват жилого помещения в домах государственного или общественного жилого фонда);
—правонарушения в
области торговли, общественно
го питания, сферы услуг, в области финансов и
предпринимательской деятельности (например, обман покупателя или
заказчика, нарушения законодательства,
которое регулирует производство, экспорт,
импорт дисков для лазерных систем считывания);
—правонарушения в
области стандартизации, качества
продукции, метрологии и сертификации (например, выпуск в продажу продукции,
которая не отвечает
требованиям стандартов, технических условий
и образцов (эталонов) относительно качества, комплектности и упаковки);
—правонарушения,
которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое хулиганство, азартные игры,
гадания в общественных
местах);
—правонарушения,
которые посягают на установленный порядок управления (например, злостное неповиновение законному распоряжению или
требованию работника милиции,
члена общественного формирования по охране
общественного порядка и государственной границы, военнослужащего).
Состав
административного проступка
Состав административного проступка — это совокупность установленных
законом объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как
административное правонарушение.
Состав
административного проступка включает: субъект, объект, субъективную и
объективную стороны:
1) объект административного
проступка — это общественные
отношения в сфере управления, права и свободы человека
и гражданина, на которые посягает правонарушитель объективная сторона административного
проступка — деяние (действие или бездействие), его вредные по
следствия, причинная связь между
деянием и его последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и
средства совершения проступка. Основным и
обязательным признаком объективной
стороны является противоправное деяние.
Все остальные признаки являются не обязательны
ми (факультативными) и учитываются
только тогда, когда
они предусмотрены соответствующей
нормой административного права;
2)субъект административного проступка — граждане Украины, иностранные граждане {подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения про ступка 16-летнего возраста. Среди субъектов
административного
проступка особо выделяются должностные
лица,
которые несут ответственность за несоблюдении
правил,
обеспечение исполнения которых входит в их
служебные обязанности. Должностные лица несут повышенную по сравнению с иными лицами
ответственность.
Субъектом
административного проступка, предусмотренного налоговым, антимонопольным,
финансовым законодательством, законодательством о предпринимательской
деятельности, может выступать юридическое
лицо;
3) субъективная сторона административного
проступка — связанное с его совершением психическое состояние лица. К
признакам субъективной стороны относятся вини, мотив и цель совершения правонарушения. Вина — основной и обязательный признак субъективной стороны.
Она представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям и проявляется
и формах умысла и неосторожности.
Мотив и цель административного
проступка являются не обязательными (факультативными)
признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной
нормой административного права.
Виды административных взысканий
Административное взыскание — это мера государственного
принуждения в отношении лица, совершившего административный проступок.
Взыскание применяется с целью правового
воспитания такого лица, а также для предупреждения совершения новых проступков.
Виды и
порядок применения административных взысканий
определяются Кодексом Украины об административных
правонарушениях:
1) предупреждение. Выносится в
письменной форме;
2) штраф. Штрафом называют
денежное взыскание в
пользу
государства;
3)возмездное изъятие предмета, явившегося
орудием
совершения или непосредственным
объектом административного правонарушения.
Принудительно изъятый предмет
подлежит последующей реализации. Вырученная от реализации денежная сумма передается бывшему собственнику предмета за вычетом расходов по реализации
предмета;
4)конфискация предмета, явившегося
орудием совершения или
непосредственным объектом административно
го правонарушения, либо денег, полученных
вследствие
совершения административного
правонарушения. Конфискация — это
безвозмездное обращение предмета в собственность государства;
5) лишение специального права на срок до 3 лет.
Этот
вид
взыскания применяется за грубое или систематическое
нарушение порядка пользования правом управления транс
портными
средствами, правом охоты;
6)исправительные работы на срок до 2 месяцев.
Этот
вид
взыскания исполняется по месту постоянной работы
правонарушителя с удержанием
до 20 % заработка в доход
государства;
7) административный арест на срок до 15 суток.
К иностранным гражданам и
подданным, лицам без гражданства может быть применена такая мера административного
принуждения как выдворение за пределы Украины.
ВЫВОД:
административные правонарушения очень распространены и разнообразны. И хотя
административные правонарушения менее опасны, их совершение часто предшествует
уголовным преступлениям.
Вопросы
для самоконтроля:
1.Понятие
и структура административно – правового правоотношения.
2.Государственная служба.
3. Понятие, сферы и методы государственного
управления.
4.Понятие, признаки и основания административной ответственности.
5. Понятие и признаки административного проступка
ЛЕКЦИЯ № 3
Понятие, принципы и источники трудового права
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с основами
трудового права Украины, порядок приема и увольнения с работы; воспитывать
уважение к труду, понимание важности труда для формирования и развития
личности.
Вопросы
лекции:
1. Общая
характеристика трудового законодательства Украины
2.Испытание при
приеме на работу. Срок испытания.
3.Трудовой и коллективный
договор.
3.Основания
прекращения трудового договора.
Общая характеристика
трудового законодательства Украины
Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения между
работниками и собственниками предприятий, учреждений и организаций независимо от формы
собственности,
вида деятельности и отраслевой принадлежности.
Основные
трудовые права человека и гарантии их реализации закрепляет Конституция Украины.
Отрасль
трудового права отличается многообразием источников, среди которых: международные
договоры, в частности, конвенции Международной организации труда, нормативно-правовые
акты, нормативные договоры. Основной нормативно-правовой акт в этой отрасли права
— Кодекс
законов о труде Украины, принятый 10 декабря
1971 г. и с тех пор неоднократно подвергавшийся изменениям и дополнениям. Кодекс законов
о труде Украины регулирует наиболее важные аспекты трудовых правоотношений, а
именно:
1) порядок заключения и
исполнения коллективного
договора;
2) порядок заключения и
расторжения индивидуально
го трудового
договора;
3) порядок
высвобождения работников и последующего
их трудоустройства;
4) продолжительность
рабочего времени и времени отдыха работников;
5) основы нормирования труда;
6)общие нормы определения оплаты труда;
7) гарантии трудовых
прав;
8) обеспечение трудовой дисциплины;
9) обеспечение охраны
труда;
10)порядок разрешения
трудовых споров;
11)права и полномочия
профсоюзов и трудовых коллективов.
Среди
иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения, следует назвать
законы Украины «Об охране
труда» (14 октября 1992 г.), «О коллективных договорах
и соглашениях» (1 июля 1993 г.), «Об оплате труда» (24 марта 1995 г.),
«Об отпусках» (15 ноября 1996 г.).
К числу
подзаконных актов принадлежат постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины,
акты Министерства труда и
социальной политики Украины, ведомственные
акты, как правило, отраслевого характера.
Особенностью
отрасли трудового права является регулирование трудовых отношений актами социального
партнерства
— коллективными договорами и соглашениями, которые заключаются на государственном, отраслевом, региональном уровнях. Кроме того, в рамках одного
предприятия создаются и действуют
локальные нормативно-правовые акты —
коллективные договоры, правила внутреннего распорядка, положения о порядке премирования и т.д.
Понятие, стороны,
содержание и виды трудового договора
В подавляющем большинстве трудовые отношения возникают на основе
особого юридического факта — трудового договора.
Трудовой
договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения,
организации, в соответствии с которым работник обязуется выполнять определенную работу
с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник обязуется
выплачивать работнику заработную плату и обеспечить
необходимые условия труда.
Стороны (участники) трудового договора:
1) работник. Для того чтобы заключить трудовой договор, лицо должно обладать трудовой
правоспособностью и дееспособностью
(правосубъектностью).
Трудовая
правосубъектность по своему характеру отличается от гражданской правосубъектности. Она
имеет иные возрастные границы: возникает с достижением возраста 16 лет.
Особым
видом трудового договора является контракт.
Срок действия, права, обязанности и ответственность сторон, условия
материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения
контракта могут устанавливаться
по соглашению сторон. При этом условия контракта
не могут ухудшать положение работника по сравнению с законодательством.
Трудовой договор,
работодателем в котором выступает физическое лицо, должен быть зарегистрирован
в государственной службе занятости.
родителей
(усыновителей) или попечителя допускается прием на работу лица, достигшего 15 лет.
Возможен прием на работу учащихся в свободное от учебы время при достижении ими 14 лет с согласия одного из
родителей (усыновителей) или опекуна. Важно,
чтобы выполняемая таким работником
работа была легкой, не причиняла вреда здоровью и не нарушала процесс учебы.
Трудовой
правосубъектностью могут обладать лица, признанные в связи с душевной болезнью или
слабоумием граждански
недееспособными;
2)работодатель. В качестве лица,
предоставляющего работу, может выступать собственник средств производства — юридическое лицо (предприятие,
учреждение, организация) или уполномоченный
собственником орган. Правосубъектность
юридического лица возникает в момент государственной регистрации.
Работодателем может быть и физическое лицо — например, предприниматель,
который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, лицо, нанимающее домашнюю работницу,
гувернантку.
Содержание трудового договора составляют
условия, по которым достигнуто соглашение между работником и работодателем.
Условия разделяют на две группы:
1)необходимые (обязательные) условия, без которых
трудовой договор невозможен.
Таковы место работы, трудовая функция (т.е.
определенная работа, которую будет выполнять
работник), дата начала работы, оплата труда;
2)дополнительные
(факультативные) условия.
Данная группа условий становится обязательной
только при включении их в трудовой договор.
Иначе говоря, трудовой договор может быть заключен и без дополнительных условий. Таковы, например, испытательный срок при
приеме
на работу, работа на условиях
неполного рабочего времени,
льготы и услуги по социальному обеспечению и т.д.
Условия
трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с
законодательством. В противном случае такой договор признается недействительным.
Виды трудовых договоров различают в зависимости
от срока заключения. Трудовой договор может заключаться на:
1) неопределенный срок
(бессрочный договор);
2) определенный срок;
3) на время выполнения
определенной работы.
Коллективный договор
Особенностью
отрасли трудового права является то, что одним из источников правовых норм, наряду с законами и подзаконными актами, выступает коллективный
договор.
Коллективный договор — это соглашение между работодателем
и профсоюзным органом (либо представителями трудового коллектива), содержащее правовые нормы по вопросам оплаты труда, иных социальных и трудовых
прав работников.
Коллективный
договор — это локальный правовой акт, действующий в пределах организации, где он
принят, в течение
установленного срока. Коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации органами исполнительной власти.
Коллективный договор
заключается на основе действующего
законодательства. Поэтому не допускается заключение соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с
законодательством.
В
коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства работников и
работодателя по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений. В
частности, содержание коллективного договора включает:
1) изменения в
организации производства и труда;
2) меры по обеспечению продуктивной
занятости;
3) нормирование и оплату
труда (размеры заработной
платы и
иных выплат);
4)установление гарантий,
компенсаций, льгот;
5) формы участия
трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли
(если это предусмотрено
уставом организации);
6) режим работы;
7)условия
и охрану труда;
8)обеспечение
жилищно-бытового, культурного, медицинского
обслуживания, организацию оздоровления и отдыха работников и ряд других мер.
Условия и порядок
приема на работу
Прием на
работу есть результат заключения трудового договора. Как правило, трудовой договор
заключается в письменной
форме, что служит дополнительной гарантией защиты
прав работника и работодателя в случае возникновения трудового спора. Прием на работу оформляется приказом по
предприятию, учреждению, организации.
При заключении трудового договора работник
обязан представить
паспорт
(или иной документ, удостоверяющий личность) и трудовую книжку.
Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности работника, в который
вносятся сведения о выполняемой им работе, приеме на работу и увольнении, о
поощрениях за успехи в труде. Без трудовой книжки принимаются на работу только те лица, которые
трудоустраиваются впервые. Трудовая книжка на таких лиц заполняется не позднее
недельного срока со дня принятия на работу.
Если
исполняемая работником трудовая функция требует особых знаний, предполагает особые
требования к состоянию здоровья, то работник обязан представить ряд других документов
(об
образовании, специальности, квалификации, о состоянии здоровья). Перечень таких
документов определяется законодательством и не может быть произвольно, по своему
усмотрению расширен работодателем.
При
приеме на работу может быть установлено испытание с целью
проверки соответствия работника поручаемой работе
сроком не более трех месяцев (по согласованию с профсоюзным органом — шести месяцев). Если испытательный срок истек, а работник продолжает
работать, то он считается выдержавшим
испытание. Если же на протяжении
испытательного срока установлено несоответствие работника работе,
работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой
договор.
До
начала работы работодатель обязан проинструктировать работника об условиях труда и
технике безопасности, ознакомить
работника с правилами внутреннего распорядка
и коллективным договором (при его наличии), определить работнику рабочее место и обеспечить его
средствами труда (материалы,
инструменты).
Понятие и виды переводов на другую работу
Перевод
на другую работу — это изменение трудовой функции работника (изменение места работы, должности, квалификации и т.д.). Осуществляется как по
инициативе работника, так и по
инициативе собственника (но обязательно
с согласия работника).
Различают
постоянные и временные переводы на другую работу.
К постоянным
переводам на
другую работу относят:
1)
перевод в рамках того же предприятия, учреждения
или
организации, у того же собственника для исполнения
работы
по другой специальности, квалификации, на другой
должности;
2) перевод на работу на
другое предприятие, в другое
учреждение
или другую организацию, к другому собственнику;
3) перевод с
предприятием, учреждением, организацией
на работу в другую местность.
К временным переводам на
другую работу относят:
1)перевод на другую работу
в рамках того же предприятия, учреждения, организации для предотвращения,
устранения
или ликвидации последствий стихийного бедствия, производственной аварии, эпидемии,
эпизоотии
(сроком
до одного месяца);
2)перевод на другую
работу в случае простоя (сроком до
одного
месяца);
3)перевод на более
легкую работу по состоянию здоровья
работника.
Не
считается переводом на другую работу перемещение на иное рабочее место в рамках того
же предприятия, учреждения, организации, так как при этом трудовая функция работника остается
неизменной.
Основания прекращения трудового договора
Основания
прекращения трудового договора — это юридические факты, прекращающие договорные
правоотношения работника и работодателя.
В
соответствии с действующим законодательством Украины о труде основаниями
прекращения трудового договора являются:
1) соглашение сторон;
2) окончание срока трудового договора, кроме
случаев,
когда трудовые отношения фактически
продолжаются и ни
одна из сторон не настаивает на их
прекращении;
3) призыв либо поступление работника на
военную или
альтернативную (невоенную) службу;
4) расторжение трудового
договора по инициативе работника, собственника или уполномоченного им органа;
5) перевод работника с его согласия на другое
предприятие, в учреждение, организацию либо
переход на выборную должность;
6) отказ работника от перевода
на работу в другую местность вместе с предприятием (учреждением), а также
отказ от
продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда;
7) вступление в законную
силу приговора суда, которым
работник
осужден к лишению свободы или иному наказанию, исключающему возможность продолжения
данной работы;
8) основания,
предусмотренные контрактом;
9)направление работника
по решению суда в лечебно-
трудовой
профилакторий.
ВЫВОД: на данной лекции только началось знакомство с
чрезвычайно важной для каждого гражданина отраслью права – трудовой, с ее
нормами придется столкнуться практически
каждому учащемуся после завершения обучения и вступления в самостоятельную
жизнь.
Вопросы
для самоконтроля:
1. Понятия и
условия заключения трудового договора.
2. Испытание при приеме на работу
3. Срок испытания при приеме на работу.
4. Перевод на другую работу. Изменение существенных условий труда.
ЛЕКЦИЯ № 4
Материальная и дисциплинарная ответственность работника.
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с понятием и порядком
привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
воспитывать понимание необходимости соблюдения трудовой дисциплины.
Вопросы лекции:
1.Понятие трудовой дисциплины. Дисциплинарное
взыскание.
2.Понятие и виды материальной ответственности
работников по трудовому договору.
3.Индивидуальные трудовые споры, их
разрешение.
Трудовая дисциплина.
Правила внутреннего трудового
распорядка
Трудовая дисциплина — это институт
трудового права Украины, регулирующий внутренний трудовой распорядок, устанавливающий
трудовые права и обязанности работников и администрации, меры поощрения и взыскания за выполнение или
невыполнение трудовых обязанностей.
Нормы
данного института содержатся в Кодексе законов о труде Украины, специальных
нормативно-правовых актах (например, в уставах и положениях о дисциплине в различных отраслях экономики,
дисциплинарных уставах государственных служащих),
а также в локальных актах. К числу
последних относятся правила внутреннего трудового распорядка.
Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативно-правовой акт, принимаемый и
действующий исключительно в пределах
предприятия, учреждения, организации. Правила внутреннего трудового распорядка
утверждаются трудовым коллективом по представлению собственника (работодателя) и профсоюзного комитета на основе типовых правил внутреннего
трудового распорядка.
В
субъективном смысле слова трудовая дисциплина - это сознательное и добросовестное
выполнение работнику своих обязанностей. Трудовая дисциплина обеспечивается путем применения
двух основных методов воздействия на работника — убеждения и принуждения.
Метод убеждения основан на
воспитании у работника сознательного отношения к своим трудовым обязанностям, на формировании
у него стойкого желания добросовестно трудиться. Юридическое воплощение метода убеждения — меры дисциплинарного поощрения (объявления благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком и т.д.).
Метод принуждения — способ воздействия
на работника, обеспечивающий
выполнение им трудовых обязанностей вопреки
его воле. Юридическая форма данного метода
— дисциплинарные взыскания (увольнение, выговор).
Виды, порядок наложения
и снятия дисциплинарных
взысканий
Виновное нарушение дисциплины труда, неисполнение трудовых обязанностей работником является дисциплинарным
проступком, иначе говоря, одним из видов правонарушений. За совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе применить определенные
законодательством меры
дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание — мера
правового влияния, которая применяется к лицу, совершившему дисциплинарный
проступок.
Кодекс
законов о труде Украины устанавливает два вида дисциплинарных
взысканий: выговор, увольнение. Специальные нормативно-правовые акты (уставы и
положения), распространяющиеся на отдельные категории работников (например, государственных служащих), могут
содержать и другие дисциплинарные взыскания.
Законодательством о труде установлен строго определенный порядок наложения и
снятия дисциплинарных взысканий.
За каждый дисциплинарный проступок
может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
До наложения взыскания от
работника должно быть затребовано письменное объяснение.
Взыскание налагается не
позднее одного месяца со дня обнаружения и не позднее
шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Приказ о наложении дисциплинарного взыскания
с указанием
мотивов его применения объявляется работнику под расписку. Работник вправе
обжаловать приказ в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Срок
действия дисциплинарного взыскания — один год. В течение этого срока к работнику не
применяются меры поощрения.
Законодательно установлен следующий порядок
снятия дисциплинарных взысканий. Если в течение года со дня
наложения взыскания работник не
будет подвергнут новому
взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года
применившим его органом,
если подвергнутый взысканию не совершил проступка и проявил себя как добросовестный работник.
Специальная дисциплинарная
ответственность (ответственность
по дисциплинарным уставам)
Специальная
дисциплинарная ответственность – это ответственность конкретно определенных
категорий работников на основе уставов и положений о дисциплине. К числу специальных
нормативно-правовых актов относятся:
Устав о дисциплине работников связи, Дисциплинарный
устав прокуратуры Украины, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Закон «О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и
дисциплинарной ответственности судей» и ряд других актов.
Специальной дисциплинарной
ответственности подлежат работники ряда отраслей народного хозяйства: связи, железнодорожного транспорта, горнодобывающей промышленности и т.д. Специальную дисциплинарную
ответственность несут также все
категории государственных служащих, в
частности, военнослужащие, работники и милиции, работники прокуратуры, судьи.
По
отношению к определенным категориям работников применяются более строгие, нежели
обычные, требования. Например, безупречный моральный облик являете условием деятельности
судьи, прокурора, работника правоохранительных органов государства. В силу
этого содержания дисциплинарного проступка данных категорий работников гораздо шире.
Несоблюдение ими норм морали имеет юридическое значение и является основанием для
специальной дисциплинарной ответственности.
Специальная дисциплинарная ответственность
отличается от общей дисциплинарной
ответственности более широким набором и суровостью санкций. Например,
Дисциплинарный устав прокуратуры Украины
предусматривает следующие виды взысканий: выговор, понижение в классном чине, понижение в должности, лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины»,
увольнение, увольнение с лишением
классного чина.
Как
правило, дисциплинарные уставы и положения предусматривают несколько иной порядок
наложении и снятия дисциплинарных взысканий. В частности, взыскание может применяться по
отношению к работнику не только
непосредственным работодателем, но и вышестоящим органом. Иными являются также сроки наложения взыскания. Например, Дисциплинарный устав
прокуратуры устанавливает, что
дисциплинарное взыскание применяется
на протяжении одного месяца со дня выявления проступка, не считая времени
служебной проверки, временной
нетрудоспособности работника и пребывания его в отпуске, но не позднее
одного года с момента совершения проступка.
Материальная ответственность работников
Материальная
ответственность работников — это вид юридической ответственности, состоящий в
обязанности работника
возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в результате виновного неисполнения трудовых обязанностей.
Применение материальной ответственности
возможно только при наличии
совокупности таких условий (состава дисциплинарного
проступка):
1)
наличие имущественного ущерба. Под ущербом понимается только реальное
уменьшение имущества предприятия, учреждения, организации или снижение его ценности. Работник
не несет ответственности за упущенную выгоду (недополучение ожидаемого дохода);
2) противоправное
поведение работника;
3) причинно-следственная связь между
противоправным деянием и причиненным ущербом;
4) вина
работника в форме умысла или неосторожности. Ответственность исключается, если ущерб возник в результате факторов, не зависящих от работника.
Существует два вида материальной
ответственности работников:
1) ограниченная материальная ответственность.
Объем ответственности в данном случае равен
действительному ущербу, но не более среднемесячного заработка работника. Например, по
небрежности секретаря-референта вышел из строя компьютер. Стоимость ремонта составила 150 гривен. Если заработок секретаря выше этой
суммы, то ущерб будет взыскан полностью, если ниже, то ущерб взыскивается частично;
2) полная
материальная ответственность. В случае работник возмещает работодателю весь
нанесенный им ущерб независимо от размера получаемой им заработной платы. Полная
материальная ответственность применяется лишь в случаях, прямо указанных законом,
когда:
—между работником и
работодателем заключен и письменный договор о принятии на себя работником полной
материальной ответственности за необеспечение сохранности переданного ему имущества;
—имущество было
получено работником под отчет по
разовому документу (например,
расходы на служебную командировку);
—ущерб причинен
преступным (уголовно наказуемым)
деянием
работника;
—ущерб причинен
работником, находившимся в не трезвом состоянии;
—ущерб причинен
недостачей, умышленным уничтожением или порчей имущества, выданного работнику;
— по
закону на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб при
исполнении трудовых обязанностей;
—ущерб причинен не при
исполнении трудовых обязанностей;
—должностное лицо
виновно в незаконном увольнении
или
переводе работника на другую работу.
Существует два
варианта применения материальной ответственности: по распоряжению
собственника предприятия, учреждения, организации и в судебном
порядке.
Индивидуальные
трудовые споры
Индивидуальный
трудовой спор — это разногласия между работником и работодателем по вопросам применения норм трудового
законодательства, о которых заявлено в орган, компетентный рассматривать трудовые
споры.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых
споров
урегулирован главой XV Кодекса законов о труде Украины и
Гражданско-процессуальным кодексом Украины
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются
комиссиями по трудовым спорам и местными судами.
Комиссия по трудовым спорам (КТС) избирается трудовым коллективом с численностью работающих
не менее 15
человек.
Работник может обратиться в КТС в
трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Заявление
работника регистрируется КТС и подлежит рассмотрению в десятидневный срок. Трудовой спор рассматривается в
присутствии работника, представителя профсоюзного органа или адвоката (по
желанию работника)
и работодателя или его представителя. Решение КТС принимается большинством голосов ее
членов, присутствующих на заседании. Копии решения вручаются работнику и работодателю. Решение КТС может быть обжаловано сторонами в суде.
Работник вправе обратиться в суд, минуя КТС, в следующих случаях:
1) если КТС не избрана на предприятии, в
учреждении, организации, где
он трудится;
2)но вопросу о восстановлении на работе;
3)по вопросу об изменении даты и формулировки
причины
увольнения;
4) по вопросу об оплати
за время вынужденного прогула;
5) по вопросу об отказе в приеме на
работу.
Работник
может обратиться в суд с заявлением о разрешении трудового спора в течение трех месяцев
со дня, когда
он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, по делам об увольнении — в месячный
срок со дня изучения копии приказа об
увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, а по вопросам выплаты
заработной платы - бессрочно.
Решение суда по рассмотрению
трудового спора подлежит немедленному исполнению.
Коллективные трудовые споры
Коллективный
трудовой спор возникает тогда, когда появляются разногласия между сторонами
социально-трудовых отношений.
В
соответствии с Законом Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых
споров (конфликтов)» (3 марта 1998г.) коллективный спор может возникнуть
относительно:
а) установления
новых или изменения существующих
условий труда;
б) заключения
или изменения коллективного договора,
соглашения;
в) исполнения
коллективного договора, соглашен и и
отдельных их положений;
г) невыполнения требований законодательства о труде.
При возникновении трудового спора требования трудового коллектива
утверждаются на общем собрании (конференции). Администрация должна рассмотреть
эти требования в пятидневный срок. Если стороны коллективного спора не пришли к
соглашению, то спор рассматривается в специально образованных органах: в
примирительной комиссии или трудовом арбитраже.
Примирительная комиссия — орган,
предназначенный для выработки решения,
которое может удовлетворим стороны
коллективного трудового спора и состоит из представителей сторон. Решение примирительной комиссии принимается по достижении соглашения между ее
членами и имеет обязательную силу для
каждой из сторон.
Трудовой арбитраж — орган, который
состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и принимает решение по сути трудового спора
(конфликта). Количественный и персональный
состав трудового арбитрами определяют
стороны. В его состав могут входить народные депутаты, представители органов местного самоуправления, иные лица. Представители трудового коллектива
и администрации в состав трудового арбитража входить не могут. Решение трудового арбитража является
обязательным, если стороны
предварительно об этом договорились,
Крайним способом разрешения коллективного
споря является
забастовка.
Забастовка — это временное
коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, неисполнение своих
трудовых обязанностей) предприятии, учреждения, организации (структурного подразделения) целью разрешения коллективного трудового спора
(конфликтa).
Забастовка
применяется как крайнее средство (когда все другие возможности
исчерпаны) разрешения коллективногo трудового спора в
связи с отказом собственника или уполномоченного им органа (представителя)
удовлетворить требования
работников или уполномоченного ими органа.
Решение об объявлении забастовки утверждается
общим собранием
(конференцией) работников путем голосования и
считается принятым, если за него проголосовало большинство работников или две трети делегатов конференции.
Закон запрещает проведение
забастовки работниками органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины,
органов
государственной
власти, безопасности и правопорядка. Забастовка считается незаконной и тогда,
когда спор предварительно не рассматривался в примирительной комиссии и трудовом
арбитраже. Решение о признании забастовки незаконной может принять только суд, после чего бастующие должны приступить к работе.
ВЫВОД:
ознакомление с нормами трудового законодательства на этом завершено, но каждому
необходимо будет углубить знания в этой отрасли, чтобы при необходимости суметь
защитить свои права и использовать возможности, которые предоставляет трудовое
законодательство нашего государства.
Вопросы
для самоконтроля:
1. Правила внутреннего
трудового распорядка.
2. Материальная
ответственность работников.
3. Специальная
дисциплинарная ответственность.
4. Индивидуальные
трудовые споры.
5. Коллективные трудовые
споры.
ЛЕКЦИЯ № 5
Понятие страхования.
Пенсионное обеспечение в Украине.
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с основами социального
страхования в Украине, видами пенсий и юридической гарантией прав на охрану
здоровья.
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ:
1.
Понятие социального страхования и социального
обеспечения.
2. Виды пенсий в соответствии с законодательством Украины.
3.
Юридические гарантии права на охрану здоровья
Понятие социального
страхования и социального
обеспечения
Конституция
Украины закрепляет право граждан на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или
временной потери трудоспособности, потери
кормильца, безработицы по не зависящим от них обстоятельствам, а также в
старости и в иных случаях,
предусмотренных законом. Одним из элементов социальной защиты граждан является
социальное обеспечение.
Социальное обеспечение — это предусмотренная законодательством
система материального обеспечения и обслуживания
нетрудоспособных граждан.
Виды социального обеспечения:
1)пенсии;
2) социальные пособия и помощь. К их числу относится,
например,
государственная помощь семьям с детьми;
3) льготы. Например, предоставление права бесплатного
проезда в общественном транспорте отдельным категориям граждан;
4) содержание
нетрудоспособных граждан в
домах для
престарелых и инвалидов.
Социальное
обеспечение осуществляется за счет специальных фондов или Государственного бюджета.
Социальное
страхование — одна из основных гарантий социального
обеспечения. Суть социального страхования состоит в том, что граждане и иные
юридические лица всех форм собственности в обязательном порядке вносят платежи
в специальные фонды, за счет которых осуществляется социальное обеспечение.
Виды
пенсий в соответствии с законодательством
Украины
Пенсия
является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан.
Пенсия —
ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам.
Порядок
назначения и выплаты пенсий регулируется Законом Украины «О пенсионном обеспечении» (5 ноября 1.991 г.) и рядом других законов.
Виды
пенсий:
1) трудовые
пенсии. Основаниями для назначения трудовой пенсии
являются достижение определенного возраста (его называют пенсионным) и наличие
определенного стажа работы. Разновидности трудовых пенсий:
---пенсия по возрасту. По общему правилу,
право на
пенсию по
возрасту имеют мужчины, достигшие 60
лет, и
женщины, достигшие 55 лет. Второе условие
для
назначения пенсии по возрасту — наличие общего трудового стажа: 25 лет для мужчин и
20 лет для женщин. Ряд категорий работников имеет право на пенсию по возрасту
на льготных условиях: в таких случаях пенсионный возраст и трудовой стаж снижаются;
---пенсия за выслугу лет. Пенсия за выслугу
лет назначается,
как правило, независимо от достижения определенного возраста. Главное условие —
наличие специального
трудового стажа. Право на пенсию
по выслуге лет имеют
военнослужащие и работники
органов внутренних дел, государственные
служащие,
некоторые другие категории
работников;
---пенсия по
инвалидности. Основное условие для назначения данного вида пенсии — стойкое нарушение функций организма,
которое вынуждает больного прекратить профессиональный труд или существенно
изменить
его условия. Существует две разновидности пенсий по инвалидности. Пенсия по инвалидности
вследствие
трудового увечья или профессионального заболевания назначается независимо от стажа работы. Пенсия по
инвалидности вследствие общего заболевания зависит от наличия стажа работы,
однако
он существенно ниже, чем стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту; — пенсия
по случаю потери кормильца. Право на этот вид пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его
содержании (несовершеннолетние дети,
нетрудоспособные супруг, родители,
иные члены семьи);
2) социальные
пенсии. Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим
права на трудовую пенсию. Например, социальная пенсия назначается гражданам, достигшим пенсионного
возраста, но не имеющим необходимого стажа работы или никогда не работавшим.
Виды государственной
помощи семьям с детьми
Правовое регулирование данного вида
социального обеспечения осуществляется на основании Закона Украины «О государственной
помощи семьям с детьми» (новая редакция от 22 марта 2001 г.). Закон определяет
виды государственной
помощи семьям с детьми и круг лиц, которые вправе претендовать на получение
этой помощи. Виды государственной помощи семьям с детьми: 1) пособие в связи с беременностью
иродами. Этот вид пособия выплачивается женщинам за весь
период отпуска по беременности и родам в
размере 100 % среднемесячного дохода
(стипендии, денежного обеспечения, пособия по безработице), но не менее 25 % прожиточного минимума для трудоспособного лица в месяц;
2) единовременное
пособие по случаю рождения ребенка назначается
в размере прожиточного минимума для детей
в возрасте до 6 лет и выплачивается одному из родителей (усыновителю
или опекуну);
3) пособие по
уходу за ребенком до достижения им трех
летнего возраста назначается
в размере прожиточного минимума для детей
в возрасте до 6 лет и ежемесячно выплачивается
лицу, которое фактически осуществляет уход за ребенком (один из родителей, усыновитель, опекун, бабка, дед или
иной родственник);пособие на детей, которые находятся под опекой
или попечительством. Этот
вид пособия назначается опекуну или
попечителю ребенка. Размер пособия равняется разнице между прожиточным
минимумом для ребенка соответствующего
возраста и среднемесячным размером получаемых на ребенка алиментов и
пенсий за предыдущие шесть месяцев;
3) пособие малообеспеченным семьям с детьми. Пособие назначается семье
с детьми в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет), если среднемесячный
совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума для семьи. Размер пособия
определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом за предыдущие шесть месяцев.
Все виды
государственной помощи семьям с детьми, кроме пособия по беременности и родам, назначают и выплачивают органы социальной защиты населения по
месту проживания родителей (усыновителей, опекуна, попечителя). Пособие по беременности и родам выплачивается
по месту работы (службы).
Юридические гарантии
права на охрану здоровья
Конституция
Украины гарантирует каждому человеку право на охрану здоровья, медицинскую помощь,
медицинское страхование.
Охрана
здоровья — это система мероприятий, направленных на сохранение и развитие физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и
социальной активности человека.
«
Основы законодательства Украины об охране здоровья » (19 ноября 1992 г.)
включают в понятие «охрана здоровья» несколько компонентов, поскольку здоровье
человека зависит от многих
факторов:
—жизненный уровень, необходимый для
поддержания
здоровья человека;
—безопасную для жизни
и здоровья окружающую природную среду;
—санитарно-эпидемиологическое
благополучие территории проживания;
—безопасные и
здоровые условия труда, обучения, быта
и
отдыха;
—квалифицированную
медико-санитарную помощь;
---достоверную
и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и
здоровья населения;
—участие в формировании государственной
политики
в области здравоохранения и управлении
здравоохранением;
—возмещение
причиненного здоровью вреда и некоторые другие положения.
Конституция
Украины содержит ряд важных юридических гарантий охраны здоровья населения:
1)государственное
финансирование программ, связанных с охраной здоровья;
2)бесплатная
медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения;
3)недопустимость сокращения существующей сети
государственных и коммунальных
медицинских учреждений;
4)содействие
со стороны государства
развитию лечебных учреждений всех
форм собственности;
5)развитие физической культуры и спорта;
6)обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
ВЫВОД:
Конституция Украины закрепляет
право граждан на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по
не зависящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом.
Вопросы
для самоконтроля:
1. Юридические гарантии
права на
охрану здоровья.
2. Виды пенсий.
3. Социальное обеспечение.
4. Социальное страхование.