Финансовое
право-как отрасль права
ВОПРОСЫ:
2.Место
финансового права в системе права
3.Понятие
и виды финансово-правовых норм
Украина
стала суверенным государством с целью развития рыночных отношений и защиты
национальных интересов и интересов каждого своего гражданина. Важная роль в
достижении этих целей отводится финансовому праву.
Финансовое право представляет собой совокупность
юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе
плановой аккумуляции, распределения и использования денежных фондов государством,
необходимых для выполнения задач, поставленных на каждом этапе его развития.
Присущая
финансовому праву развитая и сложная совокупность объективных закономерностей
позволяет рассматривать предмет финансового права как отношения,
складывающиеся в процессе деятельности государства и муниципальных образований
по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих фондов
средств, необходимых для реализации программы социально-экономического
развития.
Общественные отношения, составляющие
предмет финансового права, характеризуются следующими признаками:
—имеют
имущественный характер;
—направлены
на образование, распределение и использование государственных и муниципальных
финансовых ресурсов;
—одной из
сторон всегда выступает государство или его орган.
Более
полное представление о структуре предмета финансового права дает его
классификация.
Прежде всего, в зависимости от функций
финансовой деятельности, предмет финансового права составляют отношения,
складывающиеся в ходе:
1)аккумулирования
денежных средств в государственные или муниципальные денежные фонды;
2)распределения
государственных или муниципальных денежных фондов;
3)использования
государственных или муниципальных фондов;
4)эмиссии
денежных знаков;
5)осуществления
финансового контроля.
В зависимости от институциональной
принадлежности выделяются следующие отношения:
1)бюджетные;
2)возникающие в
процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов;
3)по поводу
образования государственных или муниципальных доходов;
4)по поводу
осуществления государственных или муниципальных расходов;
5)складывающиеся
в процессе финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений;
6)налоговые;
7)кредитные;
8)страховые;
9)денежного
обращения и расчетов;
10)возникающие
в процессе валютного регулирования. По экономическому критерию общественные
отношения подразделяются также на финансовые и нефинансовые.
Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств
и обладающие характерными признаками
финансов (например, отношения по бюджетному регулированию).
Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не
происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе
финансовых и направлены на создание, изменение или прекращение финансовых
(например, установление налога).
Указанные
классификации позволяют сделать вывод о том, что предмет финансового права
составляют не все денежные отношения, существующие в обществе, а только
определенная их часть, опосредующая процессы образования, распределения и
использования государственных и муниципальных фондов денежных средств в
общественных интересах. Одновременно с финансовыми отношениями существуют
другие группы денежных отношений в обществе, образующие предметы правового
регулирования других отраслей права (например, гражданского, трудового и т.д.).
Финансовое право регулирует только финансовые отношения.
Дополнительным
критерием разграничения отрасли в системе права является метод правового
регулирования, под которым понимается совокупность юридических приемов и
средств, при помощи которых обеспечивается правовое регулирование качественно
однородных, обособленных общественных отношений.
Основным
методом правового регулирования финансового права является метод властных
предписаний (императивный, командно-волевой). Такой метод свойственный и
другим отраслям права, например, административному праву. Однако
административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика
определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть
таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных
специально для осуществления финансовой деятельности.
Эти органы
связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой
деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме как при отраслевом
управлении. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть
особенности выражения в них экономических методов руководства. Примером могут
служить кредитные санкции банка.
В нормах
финансового права жестко закрепляются требования государства в области
финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается
как на уровне закона, так и других подзаконных актов.
Методы
финансового права не могут оставаться неизменными, они изменяют свою сущность
в зависимости от реформирования финансовых отношений, задачи которых стоят
перед государством на современном этапе его развития. В настоящее время
применяется актуальность метода рекомендации, который наиболее свидетельствует
о постепенном переходе украинской экономики к рыночным отношениям.
2.Место
финансового права в системе права
Имея свой
предмет и метод правового регулирования, финансовое право обоснованно
признается самостоятельной отраслью единой правовой системы государства. Но
самостоятельность финансового права не означает его абсолютной обособленности.
Финансовое право тесно взаимосвязано со всеми отраслями права, но наиболее
тесно связано с конституционным правом, административным и гражданским.
Конституционное право является ведущей отраслью в системе
права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования
общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым.
Так, форма
государственного устройства, разделение власти в государстве, соотношение
государственной власти и местного самоуправления и многие другие вопросы, урегулированные
нормами конституционного права, прямо оказывают влияние на конкретные формы
финансовой деятельности. Норма статьи 67 Конституции Украины, закрепившая
обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, является
базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщика в нормах
финансового права.
Учитывая
вышеизложенное, необходимо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы,
будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного
и возникающие на их основе правоотношения являются только
конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом,
конституционное и финансовое право являются смежными отраслями в системе права, но не
пересекающимися.
Связь
финансового права с административным
правом проявляется, прежде всего, в том, что устанавливаемые его нормами
принципы исполнительной и распорядительной деятельности органов
государственного управления распространяются и на финансовую деятельность
нашего государства. В финансовом праве применяются и административные методы
воздействия на общественные отношения, в которых один из субъектов (например,
финансовый орган) наделен властными функциями по отношению к другому (к
гражданину, обязанному уплатить налог). Но если в административном праве
главным в предмете регулирования являются отношения, складывающиеся в сфере
государственного управления, то в финансовом — это отношения в области
мобилизации, распределения и использования денежных фондов государства.
Поскольку
финансовые отношения содержат в себе элементы имущественного характера
(направленные на образование необходимых государству фондов средств), правомерна
постановка вопроса о связи финансового права с гражданским правом, которое регулирует имущественные отношения,
обусловленные использованием денежных реформ. Гражданское право не регулирует
отношения по образованию и использованию необходимых государству фондов
средств. Субъекты гражданского права выступают по отношению друг к другу в
качестве экономически обособленных и юридически равных сторон, что для финансового
права не характерно. Следовательно, как предмет так и методы воздействия на
общественные отношения у этих отраслей права различны. Однако есть такие
области финансовой деятельности государства, которые регулируются одновременно
как нормами финансового, так и нормами гражданского права. Это кредитные,
расчетные, страховые и другие.
Аналогичным
образом может быть прослежена и связь финансового права с другими отраслями —
аграрным, уголовным, что свидетельствует о тесном взаимодействии различных
отраслей права.
3.Понятие
и виды финансово-правовых норм
Норма в
переводе с латинского языка означает правило, точное предписание, образец.
Иначе говоря, норма представляет собой сведения о должном поведении в тех или
иных условиях.
Финансово-правовые нормы — это первичные элементы, клеточки,
которые составляют финансовое право. Им свойственны все общие черты правовой
нормы, но имеют и особенности, характерные для этой отрасли права.
Норма финансового права характеризуется
следующими общими чертами:
—содержится
в нормативно-правовых актах или в других источниках, принимаемых компетентными
органами государства, должностными лицами, органами местного самоуправления;
—становится
общеобязательной для всех участников регулируемых общественных отношений;
—реализация
этой нормы, признанной государством, обеспечивается его принудительной силой.
Главная
особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят
государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает
правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой
деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в
категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой
финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий её
применения.
Учитывая
изложенное, под финансово-правовой нормой необходимо понимать установленное
государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго
определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих
в процессе образования, распределения и использования государственных денежных
фондов.
Структура нормы финансового права
разделяется на три компонента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут
возникнуть финансовые правоотношения и указывают насубъектов — участников этих
правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо уплатило налог на прибыль,
оно как минимум должно получать от своей деятельности доход.
Диспозиция — «сердцевина» нормы, содержит предписание
о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их
права и обязанности. Например, уплата либо неуплата налога.
Санкция — это мера ответственности, применяемая к нарушителям
финансово-правовых норм. Это пени и штрафы, применения кредитных санкций банка
и другие меры.
Иногда в
статье закона формулируется только часть нормы, а другие её части следует
искать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость
различать норму финансового права и статью закона. Кроме того, в одной статье
нормативного акта содержится порой две, три нормы и более.
Пониманию
нормы права, полному представлению о её назначении служит классификация норм
права.
Классификация финансово-правовых норм
осуществляется по различным основаниям.
В
зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений они
подразделяются наобязывающие,
запрещающие, уполномочивающие.
Обязывающие нормы права регулируют активное поведение
субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные
действия, например, встать на учет в налоговых органах. За неисполнение либо
несвоевременное исполнение субъектами финансового права возложенных на них
обязанностей со стороны государства применяются различные меры принуждения.
Обязывающий характер присущ большинству финансово-правовых норм, что является
отражением метода финансового права — метода властных предписаний.
Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов
финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую
дисциплину и законность. Этот вид финансово-правовых норм нацеливает субъектов
финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных
государством деяний. Например, на совершение кредитных операций коммерческим
банком требуется получение лицензии Национального банка Украины.
Уполномочивающие нормы наделяют правом совершать определенные
юридически значимые действия, например, уполномочивают налоговые органы
контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами и
юридическими лицами.
Финансово-правовые нормы в зависимости от
содержания могут быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых
отношений, т.е. состав финансовой системы, юридические факты, правовой статус
субъектов финансового права, бюджетное устройство, виды и объем денежных
обязательств юридических и физических лиц перед государством определяют объем
и направление расходов государства, т.е. закрепляют материальное, денежное
содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок
применения и действия норм материального права. Так, законодатель определяет
бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность, связанную с
составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их исполнением и контролем
за их исполнением, рассмотрением отчетов об исполнении бюджетов (п. 11 ст. 2
Бюджетного кодекса Украины).
ВЫВОДЫ:
В
финансовом праве нет такого четкого подразделения на материальную и
процессуальную части: большинство институтов в единстве концентрируют и
материальные и процессуальные нормы. Однако процессуальные нормы более
прослеживаются в бюджетном праве; нормы процессуального характера выделяются и
в налоговом праве.По действию во времени финансово-правовые нормы
подразделяются на постоянные (не определены во времени действия) и временные
(определены во времени действия).
ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ:
1.Понятие процессуальных норм.
2.Обязывающие нормы.
3.Запрещающие нормы.
Практическое занятие № 2
Финансово-правовые
нормы и финансово-правовые отношения
ВОПРОСЫ:
1.Финансово-правовые
отношения, их особенности и виды
2.Система финансового права
3. Источники финансового права
Финансово-правовые
отношения, их особенности и виды
Финансовые правоотношения — это общественные отношения, возникающие при
мобилизации, распределении, использовании фондов средств и урегулированные
нормами финансового права.
Финансово-правовые отношения являются разновидностью
правоотношения, поэтому им и присущи черты последнего.
Можно выделить следующие признаки: во-первых, финансовые правоотношения возникают в
соответствии с нормами права, которые указывают условия их возникновения и
определяют участников. Во-вторых, носят волевой характер. В-третьих, характерна
связь сторон в форме юридических прав и обязанностей. Здесь всегда есть две
стороны: одна, обладающая субъективным правом (управомоченная) и другая,
несущая соответствующие юридические обязательства (обязанная).
Обладая общими с
другими правоотношениями чертами финансовые правоотношения имеют особые
характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового
регулирования.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что:
а) они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
б) объектом финансовых правоотношении являются
деньги (денежные обязательства), точнее фонды средств, которые формируются,
распределяются и используются вследствие реализации субъективных прав
юридических обязательств;
в) одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда
выступает государство или его уполномоченный орган;
г) в финансовых
правоотношениях не бывает равенства сторон;
д) финансовые правоотношения выражают организующую
роль государства в распределении и перераспределении национального дохода
государства;
е) финансовые отношения носят государственно-властный
имущественный (денежный) характер, поэтому эти общественные отношения можно
определить как властно-имущественные .
Финансовое
правоотношение, как и любое иное, органически целое образование, имеет свою
строго определенную структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его
взаимосвязанных элементов: субъект, объект и содержание. Субъекты финансового правоотношения - это лица, участвующие в
конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и
прав, к которым можно отнести все три основные группы, на которые
подразделяются субъекты права: а) общественно-территориальные образования; б)
коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. Но при этом нельзя забывать
о том, что одной из сторон в финансовом правоотношении всегда будет выступать
государство или его уполномоченный орган. Субъект финансового правоотношения
связан с субъектом финансового права, который, реализовав своюправосубъектность,
становится субъектом финансово-правового отношения.
В основном субъект
финансового права и финансового правоотношения совпадают в одном лице.
Например, физическое лицо, организация, реализовав свою финансовую
правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения. Однако в
ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения
могут не совпадать в одном лице.
Главным образом это
имеет место тогда, когда государство как субъект финансового права вступает в
финансовое правоотношение.
Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение
участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в
рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Объектом являются
деньги или денежные обязательства в связи с образованием и использованием
денежных фондов.
Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание финансового
правоотношения.
Субъективное право — это предусмотренная нормами права мера возможного поведения
участника правоотношения.
Субъективная обязанность — это предусмотренная нормой права мера должного
поведения.
Финансовые правоотношения можно классифицировать по
ряду оснований.Так, по материальному
содержанию они делятся на бюджетные, налоговые, в области страхования, кредита
(государственного и банковского), расчетов, финансовые правоотношения по поводу
регулирования денежного обращения и валютного законодательства.
В зависимости от
характера финансово-правовых норм финансовые правоотношения бывают материальными и процессуальными. Первые
возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой
статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или
муниципальных образований.
2.Система финансового права
Под системой
понимается сложноорганизованное целое, включающее отдельные элементы,
объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.
Система предполагает внутреннее строение, структуру, связь, дифференциацию. Система
финансового права — это его определенная внутренняя структура (строение, организация),
которая складывается объективно как отражение реально существующих и
развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.
Система финансового права позволяет уяснить, из каких подотраслей, институтов, частей состоит
эта отрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой.
Финансовое право, как и другие отрасли права, подразделяется
на Общую и Особенную части.
Общая часть
финансового права охватывает основные начала финансовой деятельности
государства, её задачи, формы и методы её осуществления, правовые основы финансового
контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.
Нормы Общей части
финансового права конкретизируются в Особенной части. Особенная часть финансового права включает в себя подотрасли и
правовые институты, содержащие нормы права, регулирующие отношения в области
бюджета, налогового права, государственных доходов, государственных расходов,
кредита, страхования, расчетов, денежного обращения и валютного регулирования.
Основным институтом
финансового права является институт бюджетного права, так как в бюджетной
системе мобилизируются основные государственные финансовые ресурсы, которые
обеспечивают деятельность органов государственной власти.
Бюджет — это
доходы и расходы государства, поэтому следующим институтом будет институт
государственных доходов, где основными являются нормы, регулирующие налоговые
отношения, складывающиеся в государстве как в отношении юридических и
физических лиц. Сюда же и относятся институты, объединяющие финансово-правовые
нормы, регулирующие децентрализованные фонды средств, а также институт
государственного кредита и страхования.
Поскольку финансовая
деятельность — это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении,
то в систему финансового права входит институт деньги и денежное обращение, а
также валютное регулирование.
3.Источники финансового права
Для того, чтобы нормы
права могли выполнить свою задачу регуляторов общественных отношений, они
должны быть известны их участникам и выражены вовне от имени государства.
Таким образом, источники права в формальном смысле — это внешняя форма
выражения права, это способ объективирования государственной воли.
Источники финансового права — это конкретные формы его выражения, т.е. правовые
акты представительных и исполнительных
органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие
нормы финансового права. Основным источником финансового права является
Конституция Украины от 28 июня 1996 г., которая закрепила формы, методы,
принципы осуществления финансовой деятельности государства, правовое положение
органов государственной власти и управления в этой сфере, основные принципиальные
положения финансового права. Следующим нормативно-правовым актом является Бюджетный
кодекс Украины 2001 г. Бюджетным кодексом Украины регулируются отношения,
возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения
бюджетов и рассмотрения отчетов об их исполнении, а также контроля за
исполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов. Законодатель в
настоящее время работает и над проектом Налогового кодекса.
Важнейшее значение среди источников права имеют законы, например, Закон Украины «О Счетной
палате», Закон Украины «О системе налогообложения» и, прежде всего, закон о
государственном бюджете на текущий год. Закон о государственном бюджете
устанавливает объем поступающих на счет государства средств и цели их расходования.
Особенность этого закона заключается в том, что он принимается на определенный
срок — вступает в силу с 1 января и заканчивает свое действие 31 декабря.
В систему источников финансового права включаются
также и подзаконные нормативно-правовые акты. Подзаконными являются постановления Верховной Рады, указы
Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, инструкции
и нормативные приказы руководителей министерств и прежде всего Министерства
финансов Украины, распоряжения глав местных государственных администраций,
нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и их исполнительных
органов.
Систематизация законодательства — это деятельность по упорядочению и
усовершенствованию нормативно-правовых актов, сведению их к единой, внутренне
согласованной системе.
Целями систематизации являются: устранение противоречий между нормативными
актами; повышение эффективности законодательства; обеспечение доступности
пользования законодательством для всех субъектов права.
Различают два способа систематизации законодательства:
1.Кодификация — способ систематизации, при котором осуществляется
существенная переработка и согласование группы юридических норм, связанных
общим предметом правового регулирования. Результатом кодификации может быть
кодекс, например, Налоговый кодекс Украины (проект).
2.Инкорпорация — способ систематизации законодательства, состоящий в
упорядочении существующих нормативных актов без изменения содержания норм
права, которое их составляет. Результатом инкорпорации являются сборники, в
которых нормативные акты размещены в хронологическом или алфавитном порядке.
ВЫВОДЫ: Для
функционирования финансовой системы Украины необходимо не только аккумулировать
денежные средства, но и правильно их направлять и расходовать. Поэтому вслед за
институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве.
Вопросы самоконтроля:
1.Источники фин. права.
2.Кодификация.
3.Инкорпоряция.
Практическое занятие № 3
Ответственность за нарушение финансового контроля: понятие и виды
За совершенные в финансовой сфере
противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая,
гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для
физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности,
а для юридического — только административная (частично), гражданская и
материальная (например, за вред, причиненный экологическим правонарушением).
Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, заключающийся
в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления.
Уголовная ответственность начинается с момента
вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии
наказания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной
ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава
преступления.
Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан,
должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение.
Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются
Кодексом административных правонарушений (КоАП) и другими правовыми актами.
Административным правонарушением
(проступком) признается посягающее
на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность,
права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное,
виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое
законодательством предусмотрена административная ответственность. При этом
административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП,
наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в
соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
К административной ответственности граждане могут быть
привлечены с 16-летнего возраста.
За совершение административных
правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
— предупреждение;
— штраф;
— возмездное изъятие предмета, явившегося орудием
совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
— конфискация предмета, явившегося орудием совершения
и непосредственным объектом административного правонарушения;
— лишение специального права, предоставленного гражданину
(например, права охоты);
— исправительные работы;
— административный арест (не могут быть подвергнуты лица,
не достигшие 18 лет);
— административное выдворение за пределы Украины
иностранного лица или лица без гражданства.
Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и
юридических лиц за налоговые правонарушения.
Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в
нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое
установлена ответственность Налоговым кодексом.Иными словами, налоговое
правонарушение — это противоправное деяние, т. е. деяние, нарушающее нормы
налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и
заслуживающее наказания.
К налоговым правонарушениям в
соответствии с Налоговым кодексом относятся:
— нарушение срока постановки на учет в налоговом
органе;
— уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
— нарушение срока представления сведений об открытии и
закрытии счета в банке;
— нарушение срока представления налоговой декларации
или иных документов;
— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и
объектов налогообложения;
— нарушение правили составления налоговой декларации;
— неуплата или неполная уплата сумм налога;
— невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию
и (или) перечислению налогов;
— незаконное воспрепятствование доступу должностного
лица налогового органа на территорию или в помещение;
— несоблюдение порядка владения, пользования и (или)
распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
— непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
— отказ от представления документов и предметов по
запросу налогового органа;
— неявка либо уклонение от явки без уважительных
причин свидетеля по делу о налоговом правонарушении, а также отказ от дачи
показаний и дача заведомо ложных показаний;
— отказ эксперта, переводчика или специалиста от
участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или
осуществление заведомо ложного перевода.
Налоговая ответственность распространяется на всех
налогоплательщиков, независимо от форм собственности, организационно-правовых
форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут
привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения
организаций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых
правоотношений (налогоплательщиками, налоговыми агентами и т.п.).
Налоговая ответственность состоит в применении к
нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим
налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.
Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно
применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить
положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой
ответственности включает два вида — возмещение убытков (компенсация морального
вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер
гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную
(ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).
Одним из видов гражданско-правовой ответственности
является субсидиарная ответственность,
предполагающая дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником
отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях,
предусмотренных законом или договором.
В соответствии с Гражданским кодексом
субсидиарную ответственность несут:
— члены полного товарищества по обязательствам товарищества;
— члены потребительского кооператива по его
обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из
членов кооператива;
— собственник имущества, закрепленного за учреждением,
по обязательствам учреждения при недостаточности указанного имущества;
— в случае несостоятельности (банкротства) дочернего
общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет
субсидиарную ответственность по его долгам и т.д.
Материальная ответственность — это обязанность работника возместить в
установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб,
причиненный по его вине предприятию (организации) в результате ненадлежащего
исполнения им своих трудовых обязанностей.
Материальная ответственность за ущерб, причиненный
предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей,
возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта
ответственность, как правило, ограничивается его средним месячным заработком.
При определении ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не
учитываются.
Трудовое законодательство
предусматривает ограниченную и полную материальную ответственность.
Полная материальная ответственность
наступает в следующих случаях:
— когда ущерб причинен преступными действиями работника,
установленными приговором суда;
— когда такая ответственность возложена на работника
по законодательству;
— когда между работником и предприятием заключен письменный
договор о полной материальной ответственности;
— когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;
— когда имущество и другие ценности были получены работником
под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
— когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением
или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том
числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной
одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией
работнику в пользование;
— когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом
виде.
Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется администрацией предприятия,
учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за
дисциплинарный проступок.
Под дисциплинарным проступком понимается
противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником
своих трудовых обязанностей:
а) отсутствие работника без уважительной причины на
работе в пределах трех часов в течение рабочего дня, а также нахождение без
уважительной причины не на своем рабочем месте, хотя и в помещении другого или
того же самого цеха, отдела и т.п., в том числе и более трех часов в течение
рабочего дня;
б) отказ работника без уважительных причин от выполнения
трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда,
так как в силу трудового договора лицо обязано выполнять обусловленную работу
с подчинением правилами внутреннего трудового распорядка;
в) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского
освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от
прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике
безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием
допуска к работе.
Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственности
жестко урегулированы КЗоТ и расширительному толкованию не подлежат. К этим
мерам относятся:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) увольнение в случаях:
а) систематического неисполнения работником без уважительных
причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или
правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись
меры дисциплинарного или общественного взыскания;
б) прогула (в том числе отсутствия на работе более
трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
в) появления на работе в нетрезвом состоянии, в
состоянии наркотического или токсического опьянения;
г) совершения по месту работы хищения (в том числе
мелкого) государственного или общественного имущества, установленного
вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в
компетенцию которого входит наложение административного взыскания или
применение мер общественного воздействия;
д) однократного грубого нарушения трудовых
обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации (филиала,
представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его
заместителями.
ВЫВОДЫ:
Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применявшим
его органом или должностным лицом по собственной инициативе или по ходатайству
непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый
дисциплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как
добросовестный работник.
Вопросы самоконтроля:
1.Понятие ответственности.
1.Виды ответственности.
Практическое занятие № 4
БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ФИНАНСОВОГО
ПРАВА
ВОПРОСЫ:
1.Понятие и значение бюджета для функционирования
государства
2.Понятие бюджетного права и его источники
1.Понятие и значение
бюджета для функционирования государства
В формировании и
развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет
государственное регулирование. Важным средством государственного
регулирования является финансовая система общества и входящий в ее состав
государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится
направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.
В официальных
источниках понятие «бюджет» стало применяться в начале XIX столетия
в Англии. Термин «бюджет» происходит от
нормандского «bougette», что переводится как кожаный мешок. Процедура
извлечения из кожаного мешка канцлером документа для утверждения суммы доходов
и расходов государства на год получило название «budget». Позднее оно было
заимствовано во Франции, трансформировавшись в бюджет, и получило мировое
признание.
В научной литературе приведены разные определения
понятия «бюджет».Так, например,
экономисты определяют Государственный бюджет как «одно из звеньев финансовой
системы Украины, являющееся экономической категорией, отражающей денежные
отношения, возникающие между государством с одной стороны и физическими и
юридическими лицами с другой, по поводу формирования централизованного фонда
денежных средств государства и его использования на расширенное
воспроизводство, повышение уровня жизни и удовлетворения общественных потребностей».
Другие авторы, например профессор Соколова О.В., определяют бюджет как закон,
разрешающий правительству сбор доходов и их расходование, или как план ведения
государственного хозяйства, рассчитанный на определенный период.
В бюджетном кодексе Украины бюджет определяется как план формирования и использования
финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами
государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами
местного самоуправления в течение бюджетного периода (п. 1 ст. 2 Бюджетного
кодекса Украины).
Таким образом, бюджет
государства можно рассматривать с нескольких позиций: правовой, экономической,
политической и материальной.
Правовое значение бюджета определяет юридическое выражение его как планового
акта, принимаемого в установленном законодательством порядке. Утверждается
бюджет соответствующим представительным органом государственной власти в форме
закона или иного правого акта
(на муниципальном уровне). Как юридический акт, он закрепляет юридические права
и обязанности участников бюджетных отношений.
Бюджет как правовая категория имеет
следующие признаки:
1)бюджет — фонд денежных средств, создаваемый для
покрытия государственных (муниципальных) расходов;
2)бюджет — это финансовый план государства (административно
— территориальных единиц), где указаны его доходы и расходы;
3)бюджет — это основной финансовый план государства
(административно-территориальных единиц), потому что наряду с ним действуют и
другие финансовые планы предприятий, учреждений, организаций. Например: сметы.
Как основной финансовый план бюджет характеризуется универсальностью и
координацией. Универсальность бюджета проявляется в том, что он, как ни один
другой финансовый план, охватывает практически все области и сферы экономического
и социального развития. Координирующая роль бюджета проявляется через
взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов.
Экономическая сущность
понятия государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных
отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Существует три подхода к определению
бюджета с экономической точки зрения:
1)по своей экономической сущности государственный бюджет
представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими
и юридическими лицами;
2)эти отношения
возникают по поводу перераспределения национального дохода в связи с
образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования
экономики, нужд обороны, государственного управления, социально-культурных
мероприятий;
3)бюджет может
рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, так как он
является экономической формой существования объективно обусловленных
распределительных отношений.
Сущность бюджета любой страны определяется ее социально-экономическими задачами и
функциями. К экономическим задачам относятся:
• обеспечение финансовой стабилизации;
• укрепление финансово-кредитной и
денежной системы;
• стимулирование инвестиционной
активности;
• усовершенствование системы
налогообложения;
• усиление контроля за величиной
государственного долга.
К социальным задачам относятся:
• предотвратить дальнейший спад
жизненного уровня населения;
• постепенно внедрить новые элементы
социального обеспечения;
• усовершенствовать формы предоставления
помощи малообеспеченным гражданам.
Бюджет выполняет распределительную, перераспределительную
и контрольную функции.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование
централизованных фондов денежных средств. С помощью бюджета государство регулирует
хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные
средства на поддержку или развитие отраслей регионов. Таким образом, государство
способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, изменять
структуру спроса и предложения товаров и услуг.
Перераспределительная функция бюджета заключается в перераспределении внутреннего валового
продукта, которое имеет две взаимосвязанные стадии:
1)образование доходов бюджета;
2)использование
бюджетных средств (расходы бюджета).
Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной функцией и
предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением
и использованием бюджетных средств.
2.Понятие бюджетного права и его
источники
Бюджетное право
— это совокупность установленных государством финансово-правовых норм,
определяющих основы бюджетного устройства, структуру и порядок распределения
доходов и расходов между бюджетами, полномочия государства и органов местного
самоуправления касательно бюджета, регулируют отношения в сфере бюджетной
деятельности, то есть в сфере мобилизации, распределения и использования
средств государства и местных бюджетов.
Классифицировать принципы бюджетного
права можно по следующим основаниям:
1) по
источнику нормативного закрепления:
а) установленные
Конституцией Украины;
б) установленные
бюджетным законодательством;
2) по
сферам действия (т.е. распространяющиеся на):
а) все
институты бюджетного права;
б) отдельные
институты бюджетного права.
К первой группе принципов относятся: равноправие субъектов в сфере бюджетной
деятельности; самостоятельность бюджетной деятельности органов местного
самоуправления; распределение функций в области бюджетной деятельности на
основе разделения ветвей власти; плановость; законность и другие.
Конституционные принципы бюджетного права являются нормами прямого и непосредственного
действия. Это означает право участников бюджетной деятельности на
непосредственное применение данных норм без внесения соответствующих дополнений
в бюджетное законодательство.
Ко второй группе принципов относятся: периодичность (цикличность, ежегодность)
возникновения бюджетных отношений; неразрывность бюджетных прав и обязанностей
субъектов бюджетного права; координация бюджетной политики Украины с ее
административно-территориальными единицами; единство группировки доходов и
расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; ответственность за нарушение
бюджетного законодательства.
В Украине существует ряд специальных законов и нормативно-правовых
актов, регулирующих бюджетные отношения. Так, согласно ст. 4 Бюджетного
кодекса Украины такими нормативно-правовыми актами являются:
1)Конституция Украины;
2) Бюджетный кодекс Украины;
3) Закон о Государственном бюджете Украины;
4) другие законы, регулирующие бюджетные правоотношения,
возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения
бюджетов и рассмотрения отчетов о их исполнении, а также контроля за исполнением
бюджетов всех уровней;
5) нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины,
принятые на основе Бюджетного кодекса Украины и других выше указанных
источников;
6) нормативно-правовые акты центральных
органов исполнительной власти, принятые на основе Бюджетного кодекса Украины и
других выше указанных источников;
7) решения органов Автономной Республики Крым, местных
государственных администраций, органов местного самоуправления.
ВЫВОДЫ:
Среди вышеперечисленных источников базовыми являются Конституция Украины и
Бюджетный кодекс Украины. Бюджетный кодекс Украины — кодифицированный
законодательный акт, который систематизирует нормы бюджетного права, определяет
основы и элементы бюджетной системы Украины, правовые основы и принципы функционирования
бюджетного процесса и межбюджетных отношений, а также ответственности за
нарушение бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс Украины, принятый 21
июня 2001 года, включает 126 статей, заключительные положения, а структурно
делится на Общую и Особенную часть.
Вопросы самоконтроля:
1.Понятие бюджет.
2.Принцыпы бюджета.
3.Источники бюджета.
Практическое занятие
№ 5
Понятие
бюджета. Бюджетная система Украины.
ВОПРОСЫ:
1.
Бюджетная система, бюджетная
классификация
2.Классификация
расходов бюджета
Бюджетная классификация представляет собой единое,
систематизированное группирование доходов, расходов (в том числе, кредитование
за вычетом погашения) и финансирование бюджета по признакам экономической сущности,
функциональной деятельности, организационного устройства, и другим признакам в
соответствии с законодательством Украины и международными стандартами (п.3 ст.
1 Бюджетного кодекса Украины). Структура бюджетной классификации
разрабатывается Кабинетом Министров Украины и утверждается Верховной Радой
Украины.
Бюджетная классификация применяется для осуществления контроля
за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти
Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других
распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа в разрезе
доходов, а также организационных функциональных и экономических категорий
расходов.
Бюджетная
классификация является единой для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему
Украины. Ее используют в бюджетном планировании в процессе составления
проектов бюджетов различных уровней, разработке индивидуальных сводных смет
расходов для бюджетных учреждений. При этом обеспечивается взаимосвязь
государственного плана экономического и социального развития государства и
финансовых планов министерств и ведомств с бюджета, единый порядок составления
бюджетов отдельных регионов,
сведение показателей государственного и местных бюджетов.
С целью достижения
целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения
взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером
расходов бюджета Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию,
а также изменение к ней и информирует об этом в обязательном порядке Верховную
Раду Украины. Приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 года № 604
«О бюджетной классификации и ее утверждении» во исполнение требований статьи 8
Бюджетного кодекса Украины, утверждена
новая бюджетная классификация, которая включает в себя следующие составные
части:
1)классификация
доходов бюджета;
2)классификация
расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) бюджета;
3)классификация
финансирования бюджета;
4)классификация
долга.
В соответствии с
вышеуказанной классификацией доходы бюджета сгруппированы по следующим
разделам:
I. Налоговые
поступления. Налоговыми
поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные
местные налоги, сборы и обязательные платежи. Налоговые поступления — это обязательные,
безвозвратные, безвозмездные платежи в бюджет, а также штрафы и пеня за
нарушения налогового обязательства. Виды налогов и сборов и обязательных платежей
предусмотрены в Законе Украины «О системе налогообложения».
ІІ. К неналоговым поступлениям относятся:
1)доходы от
собственности и предпринимательской деятельности;
2)административные
сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;
3)поступления от
штрафов и финансовых санкций;
4)другие неналоговые
поступления.
III. Доходы
от операции с капиталом включают:
Поступления
от продажи:
а) основного капитала;
б) государственных запасов товаров;
в) нематериальные активы.
IV. Трансферты — это средства, полученные от других
органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым,
органов местного самоуправления, других государств или международных
организаций.
2.Классификация расходов бюджета
Расходы бюджета — средства, которые направляются на
осуществления программ и мер, предусмотренных соответствующим бюджетом, за
исключением средств на погашение основной суммы долга и возврат излишне уплаченных
в бюджет сумм. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено
целым рядом факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического
развития страны, административно-территориальным устройством государства,
формами выделения бюджетных средств. Сочетание этих факторов порождает ту или
иную систему расходов бюджета любого государства.
Выделяют следующие виды классификации
расходов бюджета:
—по
функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация
расходов);
—по
экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются
эти расходы (экономическая классификация расходов);
—по
признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация
расходов);
—по
бюджетным программам (программная классификация расходов).
Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой
группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства и
отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций
государства, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых
актов принятых органами государственной власти на финансирование осуществления
отдельных государственных полномочий передаваемых на иные уровни власти.
Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой
расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства по их
экономическому содержанию. По экономической классификации расходы бюджета
делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом
погашения, состав которых определяется Министром финансов Украины.
Текущие расходы — это платежи, предназначение которых не
является приобретение капитальных активов.
Капитальные расходы — включают приобретение основного
капитала, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных
активов и капитальные трансферты.
Кредитование — за вычетом погашения включает платежи
с бюджета, в результате которых появляются требования к другим финансовым
объектам, которые предусматривают обязательное возвращение денежных средств.
Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень
главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное
казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей
бюджетных средств.
Программная классификация расходов бюджета применяется при
формировании бюджета по программно-целевому методу. Планирование расходов с
применением программно-целевого метода предусматривает разработку, анализ и
подбор программ на стадии стратегического планирования. Каждая программа имеет
четкую цель реализации, задания, сроки и этапы финансирования.
Классификация
финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов,
необходимых для покрытия дефицита или же отображает направления использования
средств, которые создались вследствиепревышение доходов над расходами. Классификация финансирования бюджета
содержит такие разделы как:
1)финансирование по
типу кредитора;
2)финансирование по
типу долгового обязательства.
Классификация
государственного долга содержит информацию о всех непогашенных долгах органов
управления для изучения их влияния на состояние экономики государства.
Непогашенный долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового
обязательства с распределением на внешний и внутренний.
Действующим бюджетным кодексом Украины
также предусмотрено, что составными частями государственного и местных бюджетов
могут быть:
—общий
фонд;
—специальный
фонд.
Общий фонд бюджета включает:
1)все доходы бюджета,
кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд;
2)все
расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета;
3) финансирование общего фонда бюджета.
Специальный фонд бюджета включает:
1)бюджетные назначения
на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;
2)гранты
или подарки (в стоимостном исчислении), полученные распорядителями бюджетных
средств на конкретную цель;
3)разницу
между доходами и расходами специального фонда бюджета.
ВЫВОДЫ:
Деление
бюджета на общий и специальный фонды определяется законом о государственном
бюджете Украины. Источники формирования специального фонда определяются
исключительно законами Украины, (ст. 13.Бюджетного кодекса Украины).
ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ:
1.Понятие бюджет
2.Общий фонд
3.Специальный фонд
4.Капитальные расходы
5.Текущие расходы
Практическое занятие № 6
Правовое
регулирование государственного кредита и государственного долга
ВОПРОСЫ:
1. Понятие государственных расходов, их
особенности и принципы финансирования
2. Правовые основы сметно-бюджетного финансирования
1. Понятие государственных расходов, их
особенности и принципы финансирования
Обеспечивая
выполнение своих задач, государство распределяет и использует финансовые
ресурсы. Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами
экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие
его бесперебойное функционирование, являются государственными расходами.
Характерная
особенность государственных расходов состоит в расширении круга общественных
потребностей, удовлетворение которых принимает на себя государство. Развитие
государственных расходов обусловлено усилением хозяйственной и
культурно-воспитательной функции государства, расширением самостоятельности
предприятий и организаций. Осуществление в стране перехода от плановой к
рыночной экономике позволяет расширить границы самостоятельности предприятий,
увеличить часть чистого дохода, оставляемого предприятием на нужды
реконструкции и технического перевооружения, расширение производства и
социальное развитие.
Это все
привело к увеличению объема государственных расходов, осуществляемых
предприятиями и организациями.
Значительная часть государственных
расходов получает отражение в Государственном и местных бюджетах. Остальная часть государственных расходов
фиксируется в финансовых планах и сметах отдельных министерств, ведомств,
предприятий и организаций. Совокупность государственных расходов отражается в
сводном финансовом балансе государства.
Государственные расходы осуществляются на основе действующего
законодательства. Органы государственного казначейства Украины допускают только
такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами, например, Бюджетным
кодексом Украины.
Обязательным
требованием осуществления государственных расходов является также включение их
в финансовый акт: бюджет, смету, баланс.
Государственные расходы по предметному
признаку делятся на следующие группы:
1)расходы
на государственное управление;
2)расходы
на социально-кредитные нужды;
3)расходы
на народное хозяйство и поддержку экономики;
4)расходы
на национальную оборону.
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными
группами расходов в бюджете государства, не одинакова в разных странах и даже
в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под
влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть
военными, социальными и т.д.
По роли в воспроизводственном процессе
государственные расходы делятся на три группы:
1)расходы
на сферу материального производства;
2)расходы
на непроизводственную сферу;
3)расходы
на создание госрезервов.
По экономическому содержанию
государственные расходы делятся на следующие виды:
1)заработная
плата;
2)стипендия;
3)пенсии и
пособия;
4)медикаменты;
5)питание;
6)канцелярские
расходы;
7)расходы
на текущий и капитальный ремонт и т.п. По территориальному признаку расходы
делятся на общегосударственные и местные расходы.
Государственные расходы осуществляются путем финансирования, т.е. наделения
финансовых ресурсов. Финансирование государственных расходов осуществляется на
основании ряда принципов: плановости, целевого назначения средств,
безвозвратности и безвозмездности, эффективного использования средств,
финансирования в меру выполнения планов, оптимального сочетания собственных,
кредитных и бюджетных источников, соблюдения режима экономии и осуществления
постоянного контроля за использованием средств.
Планирование государственных расходов - составная часть народнохозяйственного
планирования. В ходе планирования государственных расходов определяется соотношение
централизованных и децентрализованных денежных фондов в финансировании
расходов государства, достигается оптимальное сочетание централизованных начал
в решении общегосударственных задач с самостоятельностью предприятий,
интересами трудовых коллективов.
Государственные
расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствующих
бюджетах. Целевой характер государственных расходов тесно связан с эффективным
использованием средств. Основная задача состоит в том, чтобы обеспечить
получение общественно необходимого результата при минимальных затратах, достичь
экономии трудовых, материальных и денежных ресурсов. Государственные расходы на
развитие народного хозяйства, управление, социально-культурные мероприятия не
требуют обязательного возмещения выделенных средств, как это наблюдается при
кредитовании.
Режим экономии - это система форм и методов последовательного
снижения затрат относительно полученного результата. Государство и органы
местного самоуправления основные затраты на выполнение своих функций покрывают
за счет Государственного бюджета Украины и соответствующих местных бюджетов.
Такое финансирование получило наименование бюджетного. Эти расходы бюджетов
всех уровней представляют собой непосредственные прямые затраты государства и
органов местного самоуправления, обеспечивающие прирост
материально-технической базы, содержание социальной сферы органов государственной
власти и управления, а также местного самоуправления.
Бюджетное
финансирование основано на общих принципах финансирования, но имеет и
определенные отличительные черты, которые заключаются в том, что средства на
покрытие затрат отпускаются только из одного бюджета по подчиненности.
Финансирование
в меру фактического выполнения плана. Этот принцип означает, что средства из
бюджета выделяются с учетом использования ранее отпущенных ассигнований и
выполнения плановых показателей текущего года.
Помимо
указанного, бюджетное финансирование осуществляется на основании установленных
экономических и научно обоснованных нормативов для каждой сферы деятельности
государства.
2. Правовые основы сметно-бюджетного финансирования
Выделение
средств из бюджета на обеспечение деятельности аппарата законодательной и
исполнительной власти, суда, прокуратуры, а также государственных и коммунальных
предприятий, учреждений и организаций, не имеющих своих доходов (бюджетные
учреждения), осуществляется путем сметно-бюджетного финансирования.
Сметно-бюджетным финансированием называется обеспечение государственными
денежными средствами учреждений и организации, действующих в
непроизводственной сфере.
Они
получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых
документов, именуемых сметами. Таким способом финансируется почти вся
непроизводственная сфера общества, которая именуется бюджетной сферой, а
учреждения и организации, действующие в этой сфере, являются бюджетными
учреждениями.
Каждое бюджетное учреждение имеет свою
смету.
Смета бюджетных учреждений является основным плановым документом,
который предоставляет полномочия бюджетному учреждению по получению доходов и
осуществлению расходов, определяет объем и направление средств для выполнения
бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных на год в
соответствии с бюджетными назначениями, (п. 1 «Порядка составления,
рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных
учреждений» Постановление Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002 г.).
Бюджетное назначение - это полномочие, которое предоставлено
главному распорядителю бюджетных средств Бюджетным кодексом Украины, законом о
Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете. Оно имеет
количественные и временные ограничения и позволяет предоставить бюджетные
ассигнования.
Смета бюджетных учреждений включает две
составляющие: общий и специальный фонд.
Общий фонд содержит объем поступлений из общего
фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации
для выполнения бюджетным учреждением основных функций.
Специальный фонд содержит объем поступлений из
специального фонда бюджета на конкретную цель, а также на реализацию
приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций.
Форма сметы утверждается Минфином Украины.
Все сметы
подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений на индивидуальные и сводные.
Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным
учреждением и содержит только его доходы и расходы. При этом в смете должны
быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и
государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления
предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг,
другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной
собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного
управления и иной деятельности.
Индивидуальные сметы объединяются главными распорядителями бюджетных
средств по соответствующему бюджету в сводные и представляются органу,
ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета.
По объему
предоставленных прав распорядители делятся на главных распорядителей средств
бюджета и распорядителей бюджетных средств низшего уровня.
Главными распорядителями бюджетных средств
могут быть исключительно:
а) по
бюджетным назначениям, предусмотренным законом о Государственном бюджете
Украины, - органы, уполномоченные соответственно Верховной Радой Украины,
Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины обеспечивать их деятельность,
в лице их руководителей, а также министерства, другие центральные органы исполнительной
власти, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины и другие
специализированные суды; учреждения и организации, которые определены Конституцией
Украины или входят в состав Кабинета Министров Украины, в лице их
руководителей;
б)
по бюджетным назначениям, предусмотренным бюджетом Автономной Республики Крым,
- уполномоченные юридические лица (бюджетные учреждения), обеспечивающие
деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым, уполномоченные
юридические лица (бюджетные учреждения), обеспечивающие деятельность Верховной
Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым в
лице их руководителей;
в)
по бюджетным назначениям, предусмотренным другими местными бюджетами, -
руководители местных государственных администраций, исполнительных органов
советов и их секретариатов, руководители главных управлений, управлений,
отделов и других самостоятельных структурных подразделений местных
государственных администраций, исполнительных органов советов.
Главный распорядитель бюджетных средств:
1)разрабатывает
план своей деятельности в соответствии с задачами и функциями, определенными
нормативно-правовыми актами, исходя из необходимости достижения конкретных
результатов за счет бюджетных средств;
2)разрабатывает
на основании плана деятельности проект сметы и бюджетные запросы и представляет
их Министерству финансов Украины или местному финансовому органу,
3)получает
бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете
Украины или решении о местном бюджете, доводит в установленном порядке до
распорядителей бюджетных средств низшего уровня (получателей бюджетных средств)
сведения об объемах ассигнований, обеспечивает управление бюджетными
ассигнованиями;
4)утверждает
сметы распорядителей бюджетных средств низшего уровня, если иное не
предусмотрено законодательством;
5)осуществляет
внутренний контроль за полнотой поступлений, полученных распорядителями
бюджетных средств низшего уровня и получателями бюджетных средств, и
расходованием ими бюджетных средств;
6)получает
отчеты об использовании средств от распорядителей бюджетных средств низшего
уровня и получателей бюджетных средств и анализирует эффективность
использования ими бюджетных средств (ст. 22 Бюджетного кодекса Украины).
ВЫВОДЫ:
Распорядители
средств имеют право осуществлять деятельность исключительно в пределах ассигнований,
утвержденных сметами и планами ассигнований при наличии выписки, доведенной
органами Государственного казначейства, которое подтверждает соответствие этих
документов данным казначейского учета.
Отчеты об
исполнении смет, планов ассигнований и планов использования бюджетных средств
направляются в Министерство финансов Украины в порядке и по формам,
установленным Государственным казначейством.
ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ:
1.Понятие расходов
2.Госудаственные расходы.
3.Распорядитель бюджетных средств.
Практическое занятие № 7
Правовые основы денежного оборота
Согласно Декрету КМУ «О системе валютного регулирования и валютного
контроля» от 19.02.1993 г. с последующими изменениями и дополнениями к
валютным операциям относятся:
-операции, связанные с переходом права
собственности на валютные ценности, за исключением операций, которые
осуществляются между резидентами в валюте Украины;
-операции, связанные с использованием
валютных ценностей в международном обороте как способе платежа, с передачей
задолженности и других обязательств, предметом которых являются валютные
ценности;
-операции, связанные с ввозом, переводом и
пересылкой на территории Украины, а также за ее границы, валютных ценностей.
Валютные операции осуществляются на
территории Украины по определенным правилам, в зависимости от субъектного
состава этих операций и их характера.
Эти правила можно назвать правовым режимом
валютных операций, который может быть общим, то есть не устанавливать никаких
ограничений для определенного вида операций, и специальным, или разрешительным,
предполагающим для совершения операций получение каждый раз разрешения или
лицензии НБУ.
Перечень валютных операций, требующих индивидуальной лицензии НБУ,
определяется ст. 5 Декрета «О системе валютного регулирования и валютного
контроля». К таковым относятся:
а) вывоз, перевод и пересылка за пределы
Украины валютных ценностей, за исключением:
-вывоза, перевода и пересылки за пределы
Украины физическими лицами-резидентами иностранной валюты на сумму, определенной
НБУ;
-вывоз, перевоз и пересылка за пределы
Украины физическими лицами-резидентами и нерезидентами иностранной валюты,
которая была ранее ввезена ими в Украину на законных основаниях;
-платежей в иностранной валюте,
осуществляемых резидентами за пределы Украины во исполнение обязательств в этой
валюте перед нерезидентами относительно оплаты продукции, услуг, работ, прав
интеллектуальной собственности и других имущественных прав, за исключением
оплаты валютных ценностей;
-платежей в иностранной валюте за пределы
Украины в виде процентов за кредиты, дохода (прибыли) от иностранных
инвестиций;
-вывоза за пределы Украины иностранных
инвестиций в иностранной валюте, ранее осуществленных на территории Украины, в
случае прекращения инвестиционной деятельности;
Нормы нелицензионного вывоза и пересылки иностранной валюты определены в
Инструкции «О перемещении валюты Украины, иностранной валюты, банковских металлов,
платежных документов, прочих банковских документов и платежных карточек через
таможенную границу Украины», утвержденной постановлением Правления НБУ от
12.07.2000 г. № 283.
Иностранную валюту наличностью на сумму, превышающую установленные нормы, можно перевести либо
через уполномоченные банки Украины в иностранный банк, либо вывести физическими
лицами (резидентами или нерезидентами) на основании индивидуальной лицензии
НБУ (нормы вывоза иностранной валюты отражены на рис.4.8).
Кроме указанных величин иностранной валюты
физическое лицо имеет право ввозить в Украину (в независимости от возраста) банковские
металлы весом до 500 грамм в виде слитков и в иностранных монетах с
драгоценными металлами. Вывезти физическое лицо банковских металлов имеет право
весом до 200 граммов в виде слитков и в иностранных монетах с драгоценными
металлами.
С целью недопущения использования операций
покупки резидентами Украины у нерезидентов ценных бумаг украинских эмитентов
для «отмывания денег» НБУ обязал коммерческие банки при проведении таких
операций руководствоваться постановлением
Правления НБУ от 29.01.2003 г. № 36 «Об осуществлении операций с ценными
бумагами украинских эмитентов». Согласно этому постановлению, банк может
проводить перевод купленной на межбанковском валютном рынке иностранной валюты
для оплаты валютных ценностей только при наличии индивидуальной лицензии НБУ
(срок действия лицензии 90 дней).
Согласно постановлению Правления НБУ № 597 «Об осуществлении перевода
средств в национальной и иностранной валюте при оплате работ, услуг
нерезидентов» от 30.12.2003 г., обязывающее уполномоченные банки более
жестко контролировать оплату работ, услуг нерезидентов. Особенно тщательному
контролю подвергаются платежи за выполненные работы, оказанные услуги на сумму
свыше 100 000,00 евро (по одному внешнеэкономическому контракту либо в пользу
одного нерезидента). Помимо внешнеэкономического контракта, счета к нему, акта
выполненных работ (оказанных услуг), резидент обязан предоставить в банк акт
ценовой экспертизы Государственного информационно-аналитического центра
мониторинга внешних товарных рынков, подтверждающий соответствие контрактных
цен на услуги конъюнктуре рынка, а также калькуляцию затрат, заверенную
нерезидентом.
Следует отметить, что для проведения двух
последних операций нет необходимости иметь индивидуальную лицензию. Однако в
соответствии с Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования»
иностранные инвестиции, вкладываемые в объекты инвестиционной деятельности в
Украине, с целью получения прибыли или достижения социального эффекта,
подлежат государственной регистрации. Такая регистрация осуществляется Советом
министров АРК, областными, Киевской и Севастопольской городскими
госадминистрациями после их фактического внесения. Порядок предоставления
необходимых документов для регистрации оговорен в Положении «О порядке
государственной регистрации иностранных инвестиций », утвержденном
постановлением КМУ от 07.08.1996 г. № 928;
б) ввоз, перевод, пересылка в Украину валюты Украины.
Наличие лицензии не требует четкого
определения суммы в валюте Украины, которые были вывезены, переведены,
пересланы на законных основаниях за границу, и могут быть свободно вывезены,
переведены, пересланы обратно в Украину. Расчеты резидентов - юридических лиц в
национальной валюте с нерезидентами - юридическими лицами, если это
предусмотрено внешнеэкономическими контрактами, согласно Положению «Об
открытии и функционировании корреспондентских счетов банков-резидентов в
иностранной валюте и корреспондентских счетов банков-нерезидентов в гривнах»,
утвержденное Постановлением Правления НБУ от 25.05.2000 г. № 209, проводятся
без наличия лицензии;
в) предоставление и получение резидентами кредитов в национальной валюте,
если сроки и суммы таких кредитов превышают установленный законодательством
предел.
В соответствии с Положением «О порядке
регистрации договоров, предусматривающих исполнение резидентами долговых
обязательств перед нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам,
займам в иностранной валюте», утвержденном постановлением Правления НБУ от
22.12.2004 г. № 270, такие договоры подлежат регистрации в НБУ. Без
регистрационного свидетельства уполномоченные банки не могут обслуживать
операции по кредитным договорам, осуществлять выплату (получение) процентов за
пользование кредитом в иностранной валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в
соответствии с договором уплате в иностранной валюте, в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения обязательства по предоставлению (возврату)
указанных кредитов;
г) использование иностранной валюты в Украине как средства платежа и как
средства залога.
При осуществлении этих операций не
обязательно, чтобы они были разрешены лицензией НБУ. Согласно «Правилам
использования наличной иностранной валюты», утвержденных постановлением
Правления НБУ от 26.03.1998 г. №119, юридическими лицами-резидентами и
расположенными на территории Украины представительствами юридических
лиц-нерезидентов, без лицензии НБУ разрешается использование наличной
иностранной валюты с собственных текущих счетов в определенных случаях. К
таким операциям относятся: валюта для обеспечения расходов работников
юридических лиц-резидентов или представительств юридических лиц-нерезидентов
на командировку за границу (оплата суточных, гостиничных, оплата транспорта, и
других расходов); для обеспечения эксплуатационных расходов юридических
лиц-резидентов или постоянных представительств юридических лиц-нерезидентов,
имеющих собственные транспортные средства (арендуют, фрахтуют) для выполнения
рейсов за границу (оплата ГСМ, лоцманских услуг, дорожных и таможенных сборов и
т.д.);
д) размещение валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами
Украины за исключением:
-открытия физическими лицами-резидентами
счетов в иностранной валюте на время их пребывания за границей;
-открытие корреспондентских счетов
уполномоченными банками;
-открытия счетов в иностранной валюте
резидентами - дипломатическими, консульскими, торговыми и иными официальными
представительствами Украины за границей, которые имеют иммунитет и дипломатические
привилегии, а также филиалам и представительствам предприятий и организаций
Украины за границей, не осуществляющим предпринимательской деятельности;
е) осуществление инвестиций за границу, в том числе путем приобретения
ценных бумаг, за исключением ценных бумаг или корпоративных прав, полученных физическими
лицами-резидентами как подарок или наследство.
ВЫВОДЫ:
Порядок получения лицензии регламентирован
Инструкцией « О порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление
инвестиций за границу», утвержденной постановлением Правления НБУ от 16.13.1999
г. №122.
Вопросы самоконтроля:
1. Открытие корреспондентских счетов уполномоченными
банками;
2. Использование иностранной валюты в Украине как
средства платежа и как средства залога.