СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ

§ 15. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ

Начало индустриализации. К концу 1925 г . народное хозяйство Страны Советов в основном было восстановлено. Но достиг­нутый уровень развития промышленности и сельского хозяйства не отвечал потребностям социалистического строительства. Необходимо было превратить страну в могучее индустриальное государство, создать прежде всего тяжелую промышленность, способную обеспечить реконструкцию (переоборудование на основе новой техники) всего народного хозяйства. Это было важнейшим экономическим условием построения социализма.

Курс на социалистическую индустриализацию страны, про­возглашенный в 1925 г , XIV съездом Коммунистической пар­тии, трудящиеся Украины, как и всего Советского Союза, встре­тили с огромным энтузиазмом. Под руководством Коммунисти­ческой партии в республике проводилась большая работа по выполнению планов индустриализации страны.

Но на Украине, как и во всем Советском Союзе, социалисти­ческая индустриализация началась в трудных условиях. Очень слабым было техническое оснащение промышленных предприя­тий» не хватало средств, мало было высококвалифицированных рабочих, инженеров и техников. Среди старой интеллигенции оказалось много вражески настроенных к Советской власти лю­дей, которые всячески мешали социалистическому строитель­ству. Так, весной 1929 г . в угольной промышленности Донбасса была раскрыта тайная антисоветская организация буржуазных специалистов. Они портили механизмы, устраивали аварии, срывали снабжение рабочих, чтобы вызвать их недовольство.

Проведению политики индустриализации мешали и троц­кисты. Они советовали повысить цены на промышленные товары и увеличить налоги крестьян, стараясь этим посеять вражду между рабочими и крестьянами. Оппозиционеры требовали права на существование в партии различных групп, чтобы расшатать её единство. Делу мобилизации трудящихся Украины на успешное проведение индустриализации страны мешали также национал-уклонисты, проповедовавшие националистическую идею отрыва Украины от СССР.

Но, несмотря ни на объективные трудности, ни на происки врагов Советской власти, на Украине широким фронтом развернулась большая работа по реконструкции и сооружению промышленных предприятий. В Донбассе переоборудовались старые шахты и строились новые. Началось сооружение трубопрокатного завода в Мариуполе (ныне г. Жданов), Керченского металлургического завода. Строилось 50 районных, городских и заводских электростанций. В ноябре 1927 г . началось сооружение Днепрогэса. На протяжении 1926—1929 гг. на Украине было построено 508 и реконструировано 421 промышленное предприятие.

С первого года проведения индустриализации непрестанно возрастал трудовой энтузиазм рабочего класса. Рабочие боролись за повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, за строгий режим экономии. Благодаря этому накапливаются средства, необходимые для строительства новых и реконструкции старых предприятий.

Участие трудящихся Украины в осуществлении индустриализации страны в годы первой пятилетки. Индустриализация страны, начиная с 1928 г ., осуществлялась на основе перспек­тивных планов развития народного хозяйства. Составной частью общесоюзных планов стали планы развития народного хозяйства Украинской ССР. Главная задача первого пятилетнего плана развития народного хозяйства УССР на 1928— 1932 гг. состояла в том, чтобы превратить Украину в могучую индустриально-колхозную республику, поднять материальный и культурный уровень жизни народа, укрепить обороноспособность страны.

Трудящиеся восприняли первый пятилетний план с большим подъемом и уверенно взялись за его выполнение. Одними из инициаторов массового социалистического соревнования за успешное выполнение пятилетки были рабочие Донбасса. Коммунисты и комсомольцы организовали ударные бригады, которые самоотверженно боролись за выполнение и перевыполне­ние норм выработки, укрепление дисциплины и повышение качества продукции.

Выполнить пятилетку за четыре года обязались рабочие Луганского паровозостроительного завода, а также рабочие коллективы многих других предприятий страны. Их поддержал I Всесоюзный съезд ударных бригад (в декабре 1929 г .).

В это время на Украине насчитывалось 250 тыс. рабочих-ударников. Договоры о социалистическом соревновании заключались не только между отдельными рабочими, бригадами, цехами, предприятиями Украинской ССР, но и с производственными коллективами других республик: шахтёры Донбасса начали соревноваться с рабочими Кузбасса и Подмосковного угольного бассейна, днепростроевцы – со строителями Туркестано-Сибирской железной дороги, горняки Николаевских марганцевых рудников — с горняками Чиатури Грузинской ССР. Так, в ходе социалистического строительства происходило межнациональное единение людей труда, рождались новые формы соревнования: общественный буксир, встречные планы, бригады образцового труда.

В процессе индустриализации заводы и фабрики все больше оснащались новой техникой. Поэтому остро встал вопрос о под­готовке кадров рабочих, которые могли бы ее освоить. Партия выдвинула лозунг: «Техника в период реконструкции решает все!» Миллионы рабочих начали учиться в школах технической грамотности, в кружках, на курсах. Многих передовиков производства направили в высшие и средние технические учебные заведения.

В 1932 г . всей стране стало известно имя Никиты Изотова — забойщика шахты «Кочегарка» в г. Горловке. В совершенстве овладев техникой своего производства, он добился высокой производительности труда: выполнял за одну смену 10 сменных норм. Н. Изотов стал инициатором движения за передачу передового опыта молодым рабочим. Это движение получило название изотовского и распространилось во многих отраслях промышленности.

Неузнаваемой стала Украина к концу первой пятилетки, которая была выполнена досрочно. В республике появилось 400 новых крупных предприятий. Их строительство осуществляли в тесном сотрудничестве все советские республики. Выросли, в частности, такие гиганты индустрии, как Новокраматорский завод тяжелого машиностроения, Харьковский тракторный завод, Лисичанский химический комбинат. Был реконструирован Запорожский завод сельскохозяйственных машин «Коммунар».

Все это способствовало увеличению роста промышленной продукции более чем в 3,5 раза по сравнению с 1913 г . Вдвое больше стал давать угля Донбасс, увеличилось производство железной руды, чугуна, стали, проката.

План ГОЭЛРО был намного перевыполнен. Стали в строй Зуевская, Криворожская, Северо-Донецкая и ряд других электростанций. 1 Мая 1932 г . Днепровская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина досрочно дала ток промышленным предприятиям Приднепровья, Криворожья и Донбасса. В то время это была самая крупная, самая мощная в Европе гидроэлектростанция. Первый энергетический гигант на берегах Днепра строила вся Советская страна, люди многих национальностей, сцементированных ленинской политикой единства и дружбы народов СССР. Пуск Днепрогэса в рекордно короткие сроки при отсутствии опытных рабочих и инженерно-технических работников, а также мощной строительной техники продемонстрировал всему миру огромную силу социалистического строя, в условиях которого советские люди под руководством Коммунистической партии проявили чудеса трудового героизма. «Механизация» же в то время на строительстве Днепрогэса была представлена лопатами, тачками для перевозки земли. Днепрогэс стал производить в 5 раз больше электроэнергии, чем ее до сих пор давали все электростанции республики. Общая мощность электростанций Украины выросла за годы пятилетки более чем в три раза. Повысился жиз­ненный уровень трудящихся. Полностью и навсегда была лик­видирована безработица, выросла заработная плата, втрое увеличились расходы на социальное страхование. До 15-летия Великого Октября большинство промышленных предприятий перешло на 7-часовой рабочий день.  

Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927—1932, инженер И.Г. Александров, архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский), план.

Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927—1932, инженер И.Г. Александров, архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский), разрез.

Индустриальное развитие республики во второй пятилетке. План индустриального развития УССР, как и всей Страны Советов, на вторую пятилетку (1933—.7937 гг.) предусматривал реконструкцию всего народного хозяйства на основе широкого внедрения новой техники в промышленность, транспорт и сель­ское хозяйство.

В связи с тем, что народное хозяйство оснащалось передовой техникой, необходимо было готовить кадры, умевшие владеть ею. Коммунистическая партия выдвинула лозунг «Кадры решают все!». Борьба за претворение этого лозунга в жизнь сопровождалась массовым развертыванием социалистического соревнования. На Украине родилось всесоюзное движение новаторов производства, названное в честь одного из его зачинателей стахановским. Стахановское движение возникло на шахте «Центральная-Ирмино» в г. Кадиевке. Здесь, в результате внедрения новой организации технологического процесса, в ночь с 30 на 31 августа 1935 г . забойщик Алексей Стаханов вырубил за смену 102 т угля, перевыполнив норму в 14,5 раза. Почин А. Стаханова подхватили рабочие других отраслей производства. Инициатором стахановского движения среди металлургов стал сталевар Мариупольского металлургического завода имени Ильича Макар Мазай, на железнодорожном транспорте — машинист станции Славянск Петр Кривонос.

Возникновение стахановского движения было обусловлено ликвидацией в нашей стране эксплуатации, улучшением усло­вий жизни трудящихся, внедрением новой техники и достиже­ний отечественной науки. Оно быстро распространилось по всему Советскому Союзу и способствовало укреплению дружбы и творческого сотрудничества украинского народа с трудящи­мися всех советских республик.

Рабочий класс, руководимый Коммунистической партией, вторую пятилетку в промышленности выполнил за 4 года и 3 месяца. За это время значительно укрепилась база машиностроительной промышленности. Завершилось строительство Харьковского турбинного завода, был расширен и реконструирован Ворошиловградский паровозостроительный завод, машиностроительные предприятия Киева, Донбасса, Харькова, Одессы, Николаева. Успешно развивалась металлургия. Стали в строй заводы-гиганты «Запорожсталь», «Криворожсталь», «Азовсталь». Коренным образом была реконструирована каменно­угольная промышленность Донбасса. Вместо обушков появились врубовые машины, угольные комбайны, вместо лошадей — электровозы. На основе развития тяжелой промышленности успешно развивалась легкая и пищевая промышленность.

Промышленность Украины продолжала развиваться как составная и неотъемлемая часть единого общесоюзного народно­хозяйственного комплекса. Братские народы Союза ССР, прежде всего русские рабочие и инженерно-технические работники, помогали украинскому народу сооружать предприятия тяжелой промышленности. Например, ленинградские предприятия выполняли заказы Днепропетровского алюминиевого завода и Кременчугского автосборочного завода. На предприятиях Украины работали представители многих национальностей. Со своей стороны Советская Украина в меру повышения ее промышленного потенциала все больше помогала другим республикам, в частности республикам Закавказья и Средней Азии. Вместе с промышленным потенциалом РСФСР мощная тяжелая индустрия, создаваемая на Украине, становилась основой для преодоления фактического экономического неравенства республик Союза ССР.

?

1. Каких успехов добились трудящиеся Украины в начальный период индустриализации? Что способствовало достижению этих успехов? 2. Составьте текстовую таблицу новостроек республики в годы первых двух пятилеток. 3. Какие основные задачи решали трудящиеся Украинской ССР в первой пятилетке? 4. Какие трудовые почины родились на Украине в годы первой и второй пятилеток? В чем их значение? 5. Приведите примеры братской взаимопомощи советских республик в осуществлении социалистической индустриализации.

ДОКУМЕНТ. Из резолюции I Всеукраинской конференции КП(б)У о Днепрострое (17-21 октября 1926г.)

На юге Украины, в Криворожско-Донецком районе, сконцентрирована основная часть тяжелой индустрии нашего Союза: металлургическая, металлообрабатывающая, угольная и рудная, являющиеся крупнейшим потребителем электроэнергии. 

Естественные богатства этой части Союза, при наличии дешевой электроэнергии, обеспечивают в дальнейшем рост и развитие этих отраслей промышленности, повышая их конкурентную способность на заграничном рынке, а также создание новых отраслей. 

Уже эти задачи решительно выдвигают необходимость использования Днепра для строительства мощной Днепровской гидроэлектростанции - Днепростроя.

Нынешнее состояние Днепра грозит потерей крупнейшего водного пути и требует больших затрат по шлюзованию.

Создание Днепростроя устраняет эту угрозу, даёт одновременно непосредственный выход в Чёрное море богатейшему сельскохозяйственному району Украины, лесным районам БССР и прилегающим к Днепру районам РСФСР, создавая рентабельные условия для транспорта. Одновременно Днепровское строительство создает условия для коренной реорганизации прилегающего к Днепрострою богатого сельскохозяйственного района с использованием дешевой энергии для ирригации и мелиорации.

?

1. Почему необходимо было построить Днепровскую гидроэлектростанцию? 2. Опираясь на знания из курса экономической географии СССР, дайте экономическую характеристику упоминаемого в документе Криворожско-Донецкого промышленного района.