Системные шины

2.3. Системные шины.

СШ называется среда передачи сигналов (группа линий электрических соединений), к которой могут параллельно подключатся несколько устройств ЭМВ и через которую осуществляется передача данных, а также управляющих сигналов между ними. Синонимом термина «шина» является термин «магистраль». Как уже отмечалось в подразделе 1.3 и пункте 2.1.3, СШ содержит мультиплексированные или немультиплексированные линии адресов, данных и управления. СШ обеспечивает три вида передачи данных:

1)      между МП и ОП;

2)      между МП и ПВВ;

3)      между ОП и ПВВ (при использовании СПДП).

Широко используемой ПЭВМ СШ является шина Multibus I, первоначально разработанная фирмой Intel для машин на базе МП 8086/88. Её адресные линии задействуются одновременно и как линии данных. Позднее эта шина была доработана для использования в ПЭВМ на базе МП 80286 и получила название ISA (Industry Standard Architecture – Стандартная промышленная архитектура), или просто АТ-шина потому, что прибор 80286 применяется в ПЭВМ IBM PC АТ. Отечественным аналогом шины Multibus I является СШ и-41.

Для машин с МП 80386 пока нет общепроизводственного стандарта СШ. Действительно, ряд производителей разработали собственные шины (в частности фирма IntelMultibus II). Фирма же IBM в 1987 г. предложила свою шину MCA (Micro Channel Architecture – архитектура «Микро-канал») и стала использовать ее в своем новом семействе ПЭВМ – PS/2. Шина МСА защищена блоком патентов, которые трудно обойти, а лицензии фирмой IBM на ее производство другим изготовителям практически не выдаются. Наличие этой шины как раз и является основной отличительной особенностью семейства PS/2. Данная шина несовместима с шиной семейства машин PC IBM, что требует определенных затрат по совместимости на более высоком уровне. В январе 1989 г.группой известных фирм окончательно сформулированы технические условия на новую 32-разрядную шину под названием EISA (Extended ISA – расширенная промышленная стандартная архитектура), которая является просто дальнейшим расширением шины для МП 80286. Это как раз и обеспечивает хорошую совместимость с ПЭВМ, а также возможность использования различного периферийного оборудования. Какая из МСА и EICA шина будет доминировать в будущем – сказать пока трудно. В настоящее же время между приверженцами этих шин наблюдается жёсткая конкуренция. Из-за неочевидности будущего стандарта 32- разрядную шину ряд производителей, в том числе хорошо известные американская фирма Tandy и итальянская компания Olivetti, выпускают ПЭВМ, совместимые с PS/2, и одновременно работают над созданием машин на базе EISA. Первую ПЭВМ с шиной EISA в конце 1987 г. выпустила фирма HP. Она называется Vectra 486 PC и выполнена на базе МП  80486. Уже в 1990 г. ряд производителей предложили ПЭВМ с шиной EISA.

Шины МСА и EISA характеризуются высоким быстродействием, повышенной надежностью и простотой задания конфигурации ПЭВМ программными средствами вместо микропереключателей. Дополнительно к этому шина EISA позволяет использовать существующие для ПЭВМ типа PC XT и АТ платы расширения ресурсов.

В 1989 г. фирма Wells Amencan предложила шину CompuStar, которая может быть сконфигурирована для любого из четырех МП: 8086, 80286, 80386SX или 80386. Это еще более усилило конкурентную борьбу.