2.3.
Системные шины.
СШ
называется среда
передачи сигналов (группа линий
электрических соединений), к которой могут
параллельно подключатся несколько
устройств ЭМВ и через которую
осуществляется передача данных, а также
управляющих сигналов между ними. Синонимом
термина «шина» является термин «магистраль».
Как уже отмечалось в подразделе 1.3 и пункте
2.1.3, СШ содержит
мультиплексированные или
немультиплексированные линии адресов,
данных и управления. СШ обеспечивает три вида передачи
данных:
1)
между МП и ОП;
2)
между МП и ПВВ;
3)
между ОП и ПВВ (при
использовании СПДП).
Широко
используемой ПЭВМ СШ является шина Multibus I,
первоначально разработанная фирмой Intel для машин на базе
МП 8086/88. Её адресные линии задействуются
одновременно и как линии данных. Позднее
эта шина была доработана для использования
в ПЭВМ на базе МП 80286 и получила название ISA (Industry
Standard
Architecture – Стандартная
промышленная архитектура), или просто АТ-шина
потому, что прибор 80286 применяется в ПЭВМ IBM
PC АТ.
Отечественным аналогом шины Multibus
I
является СШ и-41.
Для
машин с МП 80386 пока нет
общепроизводственного стандарта СШ.
Действительно, ряд производителей
разработали собственные шины (в частности
фирма Intel
– Multibus
II).
Фирма же IBM в 1987 г. предложила
свою шину MCA
(Micro
Channel
Architecture
– архитектура «Микро-канал») и стала
использовать ее в своем новом семействе
ПЭВМ – PS/2.
Шина МСА защищена блоком патентов, которые
трудно обойти, а лицензии фирмой IBM на ее
производство другим изготовителям
практически не выдаются. Наличие этой шины
как раз и является основной отличительной
особенностью семейства PS/2.
Данная шина несовместима с шиной семейства
машин PC
IBM,
что требует определенных затрат по
совместимости на более высоком уровне. В
январе 1989 г.группой известных фирм
окончательно сформулированы технические
условия на новую 32-разрядную шину под
названием EISA
(Extended
ISA
– расширенная промышленная стандартная
архитектура), которая является просто
дальнейшим расширением шины для МП 80286. Это
как раз и обеспечивает хорошую
совместимость с ПЭВМ, а также возможность
использования различного периферийного
оборудования. Какая из МСА и EICA
шина будет доминировать в будущем –
сказать пока трудно. В настоящее же время
между приверженцами этих шин наблюдается
жёсткая конкуренция. Из-за неочевидности
будущего стандарта 32- разрядную шину ряд
производителей, в том числе хорошо
известные американская фирма Tandy
и итальянская компания Olivetti,
выпускают ПЭВМ, совместимые с PS/2,
и одновременно работают над созданием
машин на базе EISA.
Первую ПЭВМ с шиной EISA
в конце 1987 г. выпустила фирма HP. Она
называется Vectra 486 PC
и выполнена на базе МП
80486. Уже в 1990 г. ряд производителей
предложили ПЭВМ с шиной EISA.
Шины
МСА и EISA
характеризуются высоким быстродействием,
повышенной надежностью и простотой задания
конфигурации ПЭВМ программными средствами
вместо микропереключателей. Дополнительно
к этому шина EISA
позволяет использовать существующие для
ПЭВМ типа PC
XT и АТ платы
расширения ресурсов.
В
1989 г. фирма Wells Amencan
предложила шину CompuStar,
которая может быть сконфигурирована для
любого из четырех МП: 8086, 80286, 80386SX или 80386.
Это еще более усилило конкурентную борьбу.