Тема 18. Менеджмент и маркетинг в предпринимательской деятельности

 

Менеджмент

(от англ. management — управлять)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наука об управле­нии совре­менным производ­ством

 

Особый вид деятельности, смыслом которой является целена­правленное воз­действие на работ­ников, управление и координацию операций фирмы в условиях рынка

 

Процесс пла­нирования, организации, мотивации й контроля, необходимый для определе­ния и дости­жения целей организации

 

Система стра­тегий, принци­пов, методов, функций и форм управления про­изводством с це­лью повышения его эффектив­ности и увеличе­ния прибыли

 

 

Функции менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Планирование

 

Организация

 

Мотивация

 

Контроль

Система методов, средств, действий менеджеров, направляющих усилия коллектива на достижение общей цели

 

Процесс создания и координации определенной внутренней структуры фирмы

 

Процесс создания действенных стимулов для себя или других ради достижения поставленной цели

 

Процесс сопоставления поставленной цели с фактически достигнутым результатом деятельности

 

 

Основные национальные модели менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

Американская

 

Западноевропейская

 

Японская

Основана на лич­ном успехе в дости­жении результатов предприниматель­ской деятельности, склонна к риску и практицизму

 

Основана на умении исполь­зовать институционные основы построения системы управления, нестандартных решениях, ограниченных определенными структурны­ми подразделениями

 

Опирается на успех, основан­ный на коллек­тивных усилиях и достижениях, постоянных нововведениях

 

 

Стили управления

 

 

 

 

 

Командно-административный

 

Демократический

Строгая иерархия управленческих структур

Ответственность нижестоящего перед вышестоящим

Всеохватывающий контроль

Отсутствие самостоятельной инициа­тивной деятельности сотрудников

 

Максимальная самостоятель­ность всех звеньев и структур управления

Высокая степень ответственно­сти каждого структурного звена

Возможность творческой ини­циативы сотрудников

 

 

Организационные структуры менеджмента

 

 

 

 

Горизонтальная (на малых и средних предприятиях) — сосредоточение усилий всех без исключения менеджеров на решении конкретной задачи для достижения конкретных целей фирмы, отсутствие четкого размежевания между управленцами

Преимущества:

• снижение затрат на управление

• сокращение производственного цикла

• повышение скорости реагирования на запросы потребителей и рынка

 

 

 

Вертикальная (на крупных предприятиях) — выделение уровней управления, на каждом из которых управленцы имеют определенные полномочия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высший уровень (институционный) — решает вопросы стратегического менеджмента — управления финансами, выбора рынков сбыта, развития предприятия

 

Средний уровень (функциональный) — решает вопросы оперативного, текущего управления

 

Нижний уровень (техничный или операционный) — менеджер решает конкретные вопросы в непосредственном контакте с исполнителями

 

 

Маркетинг

(от лат. market — рынок)

                            

 

 

Управление коммерческой деятельностью предприятия на основе информации о по­требностях потребителей и со­ответствия этим потребностям товаров и услуг с целью обе­спечения их конкурентоспо­собности и получения макси­мальной прибыли

 

Комплексная система организации про­изводства и сбыта продукции, ориентиро­ванная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и про­гнозирования рынка, изучения внутрен­него и внешнего состояния предприятия-экспортера, разработки стратегии и так­тики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ

 

 

Схема проведения маркетинговых исследований

Определение проблем и фор­мулировка целей

ð

Отбор источников информа­ции

ð

Сбор инфор­мации

ð

Анализ собранной информа­ции

ð

Пред­ставление полученных результатов

 

 

Функции маркетинга

 

 

 

 

Комплексное изучение рынка

 

 

Планирование и сбыт продукции

 

 

 

 

 

 

Выявление потенциального спро­са и неудовлетворенных потреб­ностей

 

 

Разработка мер для наиболее полного удовлетворения суще­ствующего спроса

 

 

 

 

 

 

Планирование товарного ассор­тимента и ценовой политики

 

 

Информирование покупателя, стимулирование потребления

 

 

 

 

 

 

Разработка системы мероприятий по совершенствованию управления и организации производства

 

 

Концепции маркетинга

 

 

 

 

 

Японская — рассматривает жела­ния потребителей как требования, которые необходимо удовлетворять без рассуждений

 

Американская — манипулирует покупателями посредством угово­ров и убеждений с целью реализа­ции необходимых товаров и услуг

 

Сегментация рынка — метод разделения рынка на определенные части для выявления объектов, на которые должна быть направлена маркетин­говая деятельность предприятий.

Рыночная ниша — сегмент рынка, содержащий группу потребителей, спрос которой может существенно возрасти и которую предприятие может полно и эффективно обслужить.

Рыночное окно — сегмент рынка, не занятый конкурентами.

Целевой рынок — объединение рыночных сегментов, которые в наиболь­шей степени реализуют рыночные возможности и интересы предприятия.

 

Цели сегментации

 

 

 

 

 

Максимальное удовлетворение запросов потребителей

 

Рационализация затрат предприятия-изготовителя на разработку, выпуск и реализацию товаров и услуг

 

 

Факторы, влияющие на сегментацию рынка

 

 

 

 

Социографический

Социальное положение

Образ жизни

 

 

Географический

Страна

Регион

Город

Село

 

 

 

 

 

 

Поведение покупателя

Цена

Качество

Сервис

Марка

Дизайн

 

 

Демографический

Возраст

Пол

Профессия

Национальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психографический

Покупательский мотив

Престиж

Общественное мнение

Предпочтение определенных видов товаров

 

 

 

Условия успешной реализации принципов сегментации

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбранный сегмент рынка должен быть устойчивым и емким, иметь перспективы роста

 

Предприятие должно иметь возможность осуществлять связь с сегментом

 

При выборе сегмента необходимо реально оценивать его защи­щенность от конку­рентов

 

Сайт управляется системой uCoz