Тема 16. Для чего нужно изучать виды конкуренции

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться, состязаться) — эко­номическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, за полу­чение наибольшей прибыли. Конкуренция — главный признак рыночной экономики. Она выступает как движущая сила, заставляющая предприни­мателя искать пути для ведения своего бизнеса, заботиться о дальнейшем его развитии. Конкуренция всегда связана с ограничением интересов про­изводителей.

Вследствие разделения труда каждый из производителей связан и вза­имодействует с другими производителями. В результате выигрывают как отдельные лица, так и общество в целом.

 

Черты конкуренции

 

 

 

 

 

Положительные

 

Отрицательные

Распределяет ресурсы

Выравнивает спрос и предложение

Формирует рыночные цены

Стимулирует производство к снижению затрат и внедрению новых видов продукции

Обеспечивает независимость потребителя, гарантируя защиту от диктата производи­телей

Способствует улучшению качества и расши­рению ассортимента продукции

 

Способствует неравно­мерному распределению доходов между разными социальными группами населения

Разоряя большое коли­чество мелких, средних и даже часть крупных товаропроизводителей, вызывает безработицу

Порождает монополию

 

 

Виды конкуренции

Внутриотраслевая — борьба между произ­водителями в одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции

 

Межотраслевая — конкурентная борьба между производите­лями в разных отрас­лях производства за наибольшие при­были, выгодное раз­мещение капитала, рынки сбыта

 

Межнациональная — конкурентная борьба между странами, про­изводящими однотип­ную продукцию, за выгодные контракты, рынки сбыта и т. д.

 

 

Методы конкуренции

 

 

 

 

 

Ценовой — осуществляется с по­мощью регулирования цен: произ­водитель устанавливает цены на свой товар ниже цен конкурентов, что может привести к разорению последних

 

Неценовой — ведется между про­изводителями путем придания производимой продукции неповто­римых особенностей: качествен­ных, технических, дизайнерских и т. д.

 

 

Формы конкуренции

 

 

 

 

 

Добросовестная (чест­ная) — основана на дей­ствительном улучшении свойств продукции и по­лучении производителем преимуществ

 

Недобросовестная (нечестная) — нециви­лизованная форма борьбы с конкурентами, основанная на получении коммерческой выгоды посредством обмана потребителей, партнеров, государственных органов: дезин­формация, экономический шпионаж, под­куп, переманивание специалистов и т. д.

 

Структуры рынка

 

Основные рыночные структуры

 

 

 

 

Совершенная конкуренция (чистая)

 

 

Монополистическая конкуренция

Предполагает наличие на рынке множества независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в каких количествах производить и не оказы­вающих влияния на цену реализуе­мого товара

 

 

Предполагает наличие значи­тельного количества продавцов на рынке, предлагающих подобный, но неоднородный товар

 

 

 

 

 

 

Олигополия — господство несколь­ких крупных фирм-производителей

Олигопсония — преобладание коли­чества продавцов товара над ограни­ченным количеством покупателей

 

 

Монополия — рынок одного продавца

Монопсония — рынок одного покупателя и большого коли­чества продавцов

 

 

 

 

 

Характеристика основных рыночных структур

Критерии харак­теристики

Совершенная конкуренция (чистая)

Несовершенная конкуренция

 

 

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество фирм, про­изводящих конкретный продукт

Большое количество независимых друг от друга фирм

Много фирм

Несколько фирм

Одна фирма

Тип продукта

Однородный

Неоднородный (дифференци­рованный)

Однород­ный, неодно­родный

Уникальный, не имеет ана­логов

Условия вхождения в рынок

Свободные

Относительно легкие

Ограничен­ные

Практически невозможные

Контроль над ценами

Отсутствует

Практически отсутствует

Значитель­ный, по принципу лидерства

Очень зна­чительный, иногда пол­ный

Примеры

Рынок сель­скохозяй­ственной продукции

Производство одежды, обуви

Производ­ство стали и проката, автомоби­лей, бытовой техники

Регио­нальные предприятия коммуналь­ных услуг

 

 

Монополия

 

 

 

 

 

 

 

 

Естественная — обладают собственники редких и невосполнимых ресурсов и некоторые отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т. д.)

 

Искусственная — объединение предприятий, создаваемое с целью получения монополистических преимуществ:

объединение крупных капиталов;

создание высокого уровня технологий;

создание барьеров для вхождения в рынок новых фирм и ограничение их доступа к источни­кам сырья

 

Легальная — создается на законном основании путем покупки патента, авторского права, товарного знака

 

Негативные экономические последствия деятельности монополий заклю­чаются в том, что монополист производит меньше имеющихся производствен­ных возможностей, присваивает доход и усиливает неравенство доходов.

Сайт управляется системой uCoz