Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться,
состязаться) — экономическое соперничество между участниками рыночного
хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, за
получение наибольшей прибыли. Конкуренция — главный признак рыночной
экономики. Она выступает как движущая сила, заставляющая предпринимателя
искать пути для ведения своего бизнеса, заботиться о дальнейшем его развитии.
Конкуренция всегда связана с ограничением интересов производителей.
Вследствие разделения труда каждый из
производителей связан и взаимодействует с другими производителями. В
результате выигрывают как отдельные лица, так и общество в целом.
Черты
конкуренции |
||||
|
|
|
|
|
Положительные |
|
Отрицательные |
||
Распределяет
ресурсы Выравнивает
спрос и предложение Формирует
рыночные цены Стимулирует
производство к снижению затрат и внедрению новых видов продукции Обеспечивает
независимость потребителя, гарантируя защиту от диктата производителей Способствует
улучшению качества и расширению ассортимента продукции |
Способствует
неравномерному распределению доходов между разными социальными группами
населения Разоряя
большое количество мелких, средних и даже часть крупных
товаропроизводителей, вызывает безработицу Порождает
монополию |
Виды
конкуренции |
||||
Внутриотраслевая — борьба между производителями в
одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции |
|
Межотраслевая — конкурентная борьба между
производителями в разных отраслях производства за наибольшие прибыли,
выгодное размещение капитала, рынки сбыта |
|
Межнациональная — конкурентная борьба между странами,
производящими однотипную продукцию, за выгодные контракты, рынки сбыта и т.
д. |
Методы
конкуренции |
||||
|
|
|
|
|
Ценовой — осуществляется с помощью
регулирования цен: производитель устанавливает цены на свой товар ниже цен
конкурентов, что может привести к разорению последних |
|
Неценовой — ведется между производителями путем
придания производимой продукции неповторимых особенностей: качественных,
технических, дизайнерских и т. д. |
Формы
конкуренции |
||||
|
|
|
|
|
Добросовестная (честная) — основана на действительном
улучшении свойств продукции и получении
производителем преимуществ |
|
Недобросовестная (нечестная) — нецивилизованная форма борьбы с
конкурентами, основанная на получении коммерческой выгоды посредством обмана
потребителей, партнеров, государственных органов: дезинформация,
экономический шпионаж, подкуп, переманивание специалистов и т. д. |
Основные
рыночные структуры |
|||
|
|
|
|
Совершенная конкуренция (чистая) |
|
|
Монополистическая конкуренция |
Предполагает
наличие на рынке множества независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в
каких количествах производить и не оказывающих влияния на цену реализуемого
товара |
|
|
Предполагает
наличие значительного количества продавцов на рынке, предлагающих подобный,
но неоднородный товар |
|
|
||
|
|
|
|
Олигополия — господство нескольких крупных
фирм-производителей Олигопсония — преобладание количества продавцов
товара над ограниченным количеством покупателей |
|
|
Монополия — рынок одного продавца Монопсония — рынок одного покупателя и большого
количества продавцов |
|
Характеристика
основных рыночных структур |
||||
Критерии характеристики |
Совершенная конкуренция (чистая) |
Несовершенная конкуренция |
||
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
||
Количество
фирм, производящих конкретный продукт |
Большое
количество независимых друг от друга фирм |
Много фирм |
Несколько фирм |
Одна фирма |
Тип продукта |
Однородный |
Неоднородный
(дифференцированный) |
Однородный,
неоднородный |
Уникальный, не имеет аналогов |
Условия
вхождения в рынок |
Свободные |
Относительно
легкие |
Ограниченные |
Практически
невозможные |
Контроль над
ценами |
Отсутствует |
Практически
отсутствует |
Значительный, по принципу лидерства |
Очень значительный,
иногда полный |
Примеры |
Рынок сельскохозяйственной
продукции |
Производство
одежды, обуви |
Производство
стали и проката, автомобилей, бытовой техники |
Региональные
предприятия коммунальных услуг |
Монополия |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Естественная — обладают собственники редких и
невосполнимых ресурсов и некоторые отрасли инфраструктуры (общественный
транспорт и т. д.) |
|
Искусственная — объединение предприятий, создаваемое
с целью получения монополистических преимуществ: объединение
крупных капиталов; создание
высокого уровня технологий; создание
барьеров для вхождения в рынок новых фирм и ограничение их доступа к источникам
сырья |
|
Легальная — создается на законном основании
путем покупки патента, авторского права, товарного знака |
Негативные
экономические последствия деятельности монополий заключаются в том, что
монополист производит меньше имеющихся производственных возможностей,
присваивает доход и усиливает неравенство доходов.