Тема 14. Взаимодействие спроса и предложения

Цена — денежное выражение стоимости товара. Цена товара формиру­ется на рынке, где сталкиваются интересы покупателей и продавцов.

Рыночная ценаE) (цена равновесия) — это цена, при которой величина предложения товаров на рынке равна величине спроса на них.

Избыток предложения — ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.

Дефицит предложения (избыток спроса) — ситуация, при которой вели­чина спроса при существующей цене превышает величину предложения.

 

Графическое изображение рыночного равновесия

 

Если кривые спроса и предложения на определенный товар изобразить на одном графике, то получают точку пересече­ния E, отражающую совпадение интере­сов покупателей и продавцов.

Условие рыночного равновесия:

QD = QS

(Е — точка равновесия (эквилибриум); QЕ — равновесный объем; РЕ — равновес­ная цена.)

 

 

Изменение цены товара относительно равновесной цены

Р1 > РE

Р1 < РE

Если Р1 > РE, то QS > QD, возникает избыток предложения

Если Р1 < РE, то QS < QD, возникает дефицит предложения

 

 

Влияние изменения спроса и предложения на рыночную цену

РЕ ­

РЕ ¯

Увеличение спроса (D ® D1) ведет к возрастанию равновесной цены (РЕ ® P1)

Уменьшение спроса (D ® D1) ведет к снижению равновесной цены (РЕ ® P1)

Уменьшение предложения (S ® S1) ведет к возрастанию равновесной цены (РЕ ® P1)

Увеличение предложения (S ® S1) ведет к снижению равновесной цены (РЕ ® P1)

 

 

Факторы, которые приводят к сбою механизма установления рыночной цены

 

 

 

 

Борьба профсоюзов за повышение заработной платы, которая также является результатом взаимодей­ствия спроса на труд и предложе­ния труда

 

 

Государственное вмешательство в механизм рынка путем установ­ления минимальных или макси­мальных цен

 

 

 

 

 

 

Деятельность производителей или продавцов-монополистов

 

 

Последствия государственного вмешательства в рыночный механизм

 

 

 

 

 

Установление максимальных цен («потолка цен») с целью защиты потребителей от роста цен

 

Установление минимальных цен («пола цен») с целью защиты про­изводителя

ò

 

ò

Возникновение дефицита товаров, «черного» рынка

 

Возникновение избытка товаров

 

Сайт управляется системой uCoz