Предложение (S — supply) — желание продавца
продать определенное количество товара за определенный период по определенной
цене.
Величина
предложения (QS) — конкретное количество товара, предложенного
на рынке по конкретной цене.
Закон
предложения: с
увеличением цены величина предложения возрастает; если цена снижается, то
уменьшается и величина предложения. Таким образом, между ценой и количеством
предлагаемого товара существует прямая зависимость.
Кривая
предложения
|
Кривая предложения имеет положительный
наклон и отображает закон предложения. Изменение величины предложения на
графике выглядит как движение вдоль линии предложения, при этом функция
предложения остается неизменной. Зависимость величины предложения от
определяющих его факторов называют функцией
предложения. |
Функция
предложения общего вида:
QS = f (Р, Ра, Ргеs, ..., K, С, Z, В),
где QS — величина предложения
данного товара; Р — цена товара; неценовые факторы: Ра — цена на другие товары; Ргеs
— цена на ресурсы; К — характер применяемой технологии; С — налоги и дотации; Z
— природно-климатические условия; В — прочие факторы.
Под влиянием ценовых факторов предложения
устанавливается новая зависимость между ценой и величиной предложения, то есть
изменяется функция предложения от цены.
Смещение
линии предложения |
|
При увеличении
предложения линия предложения смещается вправо |
При уменьшении
предложения линия предложения смещается влево |
Неценовые
факторы предложения |
||||
|
|
|
|
|
Изменение цен на производственные
ресурсы |
|
|
Уровень технологий в производстве |
|
Совершенствование
технологий способствует экономии ресурсов, уменьшению расходов и увеличению
предложения |
||||
Снижение расходов
на ресурсы ведет к увеличению предложения, и наоборот |
||||
|
|
|||
|
|
|
|
|
Размеры налогов и субсидий |
|
|
Степень конкуренции на рынке
(структура рынка) |
|
Увеличение налогов
уменьшает предложение; льготное налогообложение способствует увеличению
предложения |
||||
Большое
количество предприятий на рынке способствует увеличению предложения, и
наоборот |
||||
|
|
|||
|
|
|
|
|
Изменение цен на другие товары и
услуги |
|
|
Войны, природные и техногенные
катастрофы |
|
Увеличение
цены на субституты ведет к перетеканию ресурсов для производства в их пользу
и соответственно к уменьшению предложения первоначального товара |
||||
|
Ценовая
эластичность предложения
(ЕS) характеризует степень реакции
производителей на изменение цены.
Математическое
выражение:
Q1 —
величина предложения после изменения цены; Q0 — величина предложения
до изменения цены; Р1 — изменившаяся цена
товара; Р0 — первоначальная цена товара.
Основной фактор,
который определяет эластичность предложения,— это время. Поэтому рассматривают изменение предложения за три периода
времени.
Периоды
изменения эластичности предложения |
||
Мгновенный |
Краткосрочный |
Долгосрочный |
|ES| = 0 |
0 < |ES| < 1 |
|E|>1 |
Абсолютно
неэластичное предложение; производители не могут повлиять на объем предложения |
Низкоэластичное предложение; производители могут
расширить или сократить производство на существующих (неизменных) ресурсах |
Эластичное
предложение; производители имеют возможность произвести изменения всех
факторов производства, отреагировав на изменение цены, что приведет к
увеличению предложения |
Факторы,
влияющие на эластичность предложения |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень издержек (затрат на
производство) в цене товара |
|
Вид издержек в себестоимости
товара |
|
Фактор времени |
||||
В
краткосрочном периоде предложение не успевает среагировать на изменение спроса,
поэтому оно неэластично. В среднесрочном периоде
предложение малоэластично, в долгосрочном —
эластично |
||||||||
При высоком
уровне затрат на здания, сооружения (постоянные издержки), предложение неэластично.
Если же преобладают издержки на спрос и зарплату рабочих (переменные издержки),
то предложение более эластично |
||||||||
Чем больше
уровень затрат, тем менее эластично предложение |