Тема 11. В чем заключается рациональное поведение потребителя

Потребности людей, порождаемые биологическими, духовными, соци­альными и другими обстоятельствами, безграничны. Все потребности одновременно удовлетворить невозможно. Человек стремится удовлетво­рить в первую очередь те потребности, которые принесут ему наибольшую выгоду, или, как принято говорить в экономике, полезность.

Полезность блага (utility of good) — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека.

В микроэкономике существует два подхода к определению полезности блага: количественный (кардиналистская теория) и сравнительный (орди­налистская теория).

Количественный подход построен на непосредственном изменении полез­ности благ в условных единицах полезности — ютилях (utility — U).

В сравнительном подходе конкретные цифровые значения полезности не рассматриваются, а сравнивается отношение потребителя к различным комбинациям благ.

Закон убывающей предельной полезности: в процессе увеличения коли­чества потребленного товара или услуги его полезность от потребления каждой дополнительной единицы уменьшается (I закон Госсена).

 

Полезность

 

 

 

Общая — совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага

 

TU (total utility)

 

Общую полезность определяют путем суммирования показателей полезности всех потребленных еди­ниц блага

 

Предельная — дополнительная полезность, получаемая покупа­телем от каждой дополнительной единицы блага

 

MU (marginal utility)

 

Предельная полезность рассчиты­вается как прирост обшей полезно­сти

___________

*Q (quanity) — количество блага.

 

Потребитель приобретает разные товары, расходуя определенные суммы денег. Поэтому ему надо учитывать не только полезность, но и цену товара. При этом потребитель стремится достичь равного удовлетворения от каж­дой суммы денег, потраченной на каждый приобретенный товар.

При рациональном поведении потребителя на рынке выполняется усло­вие равенства предельных полезностей на единицу цены каждого товара (II закон Госсена).

Математическое выражение потребительского равновесия:

где MU (marginal utility) — предельная полезность; Р (price) — цена.

 

Бюджетная линия

 

Бюджетная линия — геоме­трическое место точек, которые представляют наборы товаров (X и У), доступных покупателю при конкретных ценах. Бюджет­ная линия отражает потенциал (возможности) потребителя в за­висимости от его дохода

 

 

 

Возможные варианты смещения бюджетной линии

 

 

 

 

 Увеличение дохода потребителя  

 

 

 Уменьшение дохода потребителя

 

 

 

 

 

 

Цена на товар X снизилась, доход остался неизменным

 

 

Цена на товар X увеличилась при неизменном доходе

 

 

 

 

Кривая безразличия

 

Кривая безразличия — линия, все точки которой показывают различные ком­бинации (наборы) двух благ (товаров), имеющих равную (одинаковую) полез­ность для данного потребителя. Кривая безразличия отражает анализ желаний или предпочтений потребителя. На кри­вой можно увидеть, от какого количе­ства товара У надо отказаться, чтобы получить одну дополнительную единицу товара X при неизменной общей величи­не полезности для потребителя.

 

 

 

Карта кривых безразличия

 

Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, каждая из кото­рых характеризует определенный уро­вень полезности. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации това­ров.

 

 

 

График потребительского выбора (равновесие потребителя)

 

График потребительского выбора — взаимодействие бюджетной линии с кривой безразличия. Кривая U1 рас­положена ниже бюджетной линии и свидетельствует о неполном исполь­зовании дохода при приобретении дан­ных товаров. Бюджетная линия должна обязательно касаться одной из кривых безразличия. Кривая U3 проходит выше бюджетной линии, то есть комбина­ции (наборы) на U3 обладают большей полезностью, но недоступны потреби­телю, так как превышают возможно­сти его дохода. Оптимальный набор потребительских товаров находится на бюджетной линии и располагается в самой высокой из доступных покупа­телю точке Е — точке касания бюджет­ной линии и кривой безразличия U2.

 

Сайт управляется системой uCoz