БЖД

МОДУЛЬ № 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  БЖД.

Самостоятельная работа № 1.

ТЕМА: БЖД – наука современности. Классификация опасностей и их источников

 

Глобальные проблемы современности и безопасность жизнедеятельности.

                                                                                  Время исполнения – 2 часа.

В этом разделе необходимо изучить следующие вопросы:

1. Понятие глобализации современных процессов.

2. Источники глобальных проблем современности.

3. Научно – технический прогресс и его последствия.

4. Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности:

        - сохранение мира на Земле;

       - экологическая проблема, связанная с загрязнением и разрушением

          природной среды;

       - демографическая проблема, связанная с быстрым ростом народонаселения

          на Земле;

       - продовольственная проблема;

       - экономическая проблема;

       - проблема истощения природных ресурсов в связи с нерациональным  их

         использованием;

       - информационная проблема;

       - здоровье человека и человечества.

Для выполнения этого задания студентам необходимо составить конспект по указанным выше вопросам и подготовится к обсуждению.

         Форма контроля: проверка конспектов и устный опрос.

        Литература:

Дудникова И.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Киев

Европейский университет, 2007 г. стр. 157-179.

 

Самостоятельная работа № 2.

ТЕМА: Опасные и вредные факторы среды обитания человека.

Раздел для самостоятельной работы:

Вредные и опасные факторы среды и их классификация.

                                                                                  Время для выполнения – 2 часа.

В этом разделе необходимо изучить следующие вопросы:

1. Физические опасные факторы среды:

       - шум, пыль, вибрация;

       - ультразвук, инфразвук;

       - электромагнитное и радиоактивное излучение;

       - температура, влажность, скорость ветра, атмосферное давление.

 

2. Химические опасные факторы и пути их попадания в организм человека :

       - вещества остронаправленного действия;

       - вещества канцерогенного действия;

       - вещества мутагенного действия;

       - вещества фиброгенногодействия;

       - вещества – аллергены.

 

3. Биологические опасные факторы и их влияние на организм человека:

       - ядовитые растения и животные;

       - вирусы, бактерии и грибы.

 

4. Психофизиологические вредные и опасные факторы:

       - нервные и психические расстройства,

        - физические перегрузки;

        - эмоциональные стрессы.

 

5. Комбинированные опасные и вредные факторы.

Для выполнения этого задания студентам необходимо составить конспект по указанным выше вопросам и подготовится к обсуждению.

 

         Форма контроля: проверка конспектов и устный опрос.

        Литература:

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. М., 1999.  с. 138-184.

2. Коваленко Г.И., Матыцын Э.Н., Мусияченко Ф.В. Безопасность            жизнедеятельности человека.  Харьков, «ИНЖЭК», 2005г. стр. 91-120.

3. Ярошевська В.М.  Безпека життедіяльності. 1997 р. стор. 11-21, 141-149.

 

                              

 

Самостоятельная работа № 3.

ТЕМА: Человек как элемент системы «Человек – среда обитания». Структурнр-функциональная организация человека с точки зрения взаимодействия с окружающей средой.

 

                    Раздел для самостоятельной работы:

Анализаторы человека – система связи с окружающей средой.

                                                                                  Время для выполнения – 2 часа.

В этом разделе необходимо изучить следующие вопросы:

1. Зрительный анализатор и его основные функции.

 

2. Слуховой анализатор и его основные функции.

 

3. Тактильный анализатор и его основные функции.

 

4. Вкусовой анализатор и его основные функции. 

 

5. Обонятельный анализатор и его основные функции.

6. Вестибулярный анализатор и его основные функции.

 

Для выполнения этого задания студентам необходимо составить конспект по указанным выше вопросам и подготовится к обсуждению.

 

         Форма контроля: проверка конспектов и устный опрос.

 

        Литература:

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. М., 1999.  с. 126-138.

2. Коваленко Г.И., Матыцын Э.Н., Мусияченко Ф.В. Безопасность            жизнедеятельности человека.  Харьков, «ИНЖЭК», 2005г. стр. 43-45.

3. Скобло Ю.С. Безпека життедіяльності. Винниця, 2000. с. 98-104; 125-135.

4. Ярошевська В.М.  Безпека життедіяльності. 1997 р. стор. 11-21, 141-149. 

 

 

 

Самостоятельная работа № 4.

ТЕМА: Среда жизнедеятельности человека.

 

                    Раздел для самостоятельной работы:

Природная среда и её составные части . Биосфера – сфера жизни.

                                                                                  Время для выполнения – 2 часа.

В этом разделе необходимо изучить следующие вопросы:

1. Понятие природной среды и характеристика её составных частей:

       - строение, состав и свойства атмосферы;

       - структура и свойства гидросферы;

       - структура и свойства литосферы.

 

2. Биосфера – сфера жизни. Структура и границы биосферы .

    Роль В.И.Вернадского в изучении биосферы.

 

3. Понятие техносферы и ноосферы. 

 

4. Современное состояние ноосферы и биосферы.  

 

5. Оптимальные и допустимые параметры окружающей среды для обеспечения           нормальной жизнедеятельности человека. 

 

Для выполнения этого задания студентам необходимо составить конспект по указанным выше вопросам и подготовится к обсуждению.

 

         Форма контроля: проверка конспектов и устный опрос.

 

        Литература:

1. Джигирей В.С. Экология и охрана окружающей природной среды.

2. Скобло Ю.С. Безпека життедіяльності. Винниця, 2000. с. 98-104; 125-135.

3. Ярошевська В.М.  Безпека життедіяльності. 1997 р. стор. 22-35, 38-50. 

 

                            

                   

Самостоятельная работа № 5.

ТЕМА: Влияние деятельности человека на окружающую среду.

 

Состояние окружающей среды в Украине.

                                                                                  Время для выполнения – 2 часа.

В этом разделе необходимо изучить следующие вопросы:

1. Загрязнение атмосферного воздуха: источники, масштабы, последствия.

 

2. Загрязнение природных вод Украины. Источники, масштабы, последствия.

 

3. Загрязнение почвенного покрова:

        - промышленными предприятиями;

        - транспортными средствами;

        - ядохимикатами и минеральными удобрениями. 

 

4. Разрушение и деградация почв в процессе сельскохозяйственного использованя.   

 

5. Радиоактивное загрязнение.

6. Районирование территории Украины по уровню экологической безопасности. 

 

Для выполнения этого задания студентам необходимо составить конспект по указанным выше вопросам и подготовится к обсуждению.

 

         Форма контроля: проверка конспектов и устный опрос.

 

        Литература:

1. Джигирей В.С. Экология и охрана окружающей природной среды. С. 67-98.

2. Дудникова И.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Киев

Европейский университет, 2007 г. стр. 46-77.

3. Скобло Ю.С. Безпека життедіяльності. Винниця, 2000. с.  125-135.

4. Ярошевська В.М.  Безпека життедіяльності. 1997 р. стор. 54-78. 

 

 

 

МОДУЛЬ 2. Источники опасностей жизнедеятельности

человека

Самостоятельная работа № 6.

ТЕМА: Источники опасностей природного и техногенного

характера.

1. Опасные и вредные факторы биотического происхождения.

2. Оказание первой доврачебной помощи при поражении человека электрическим током.                                                                          Время для выполнения – 4 часа.

В этом разделе необходимо изучить следующие вопросы:

1. Опасные и вредные факторы биотического происхождения:

       - ядовитые растения и грибы;

       - хищные животные и насекомые;

       - растения-аллергены;

       - болезнктворные микроорганизмы.

2. Влияние биотических опасностей на человека и системы обеспечения его жизнедеятельности.

 

3. Оказание первой доврачебной помощи при поражении человека электрическим током.

       - Действие электрического тока на человека.

       - Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током.

       - Освобождение человека, находящегося под электрическим напряжением.

       - Правила собственной безопасности при спасении пострадавшего.

       - Правила проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца. 

 

Для выполнения этого задания студентам необходимо составить конспект по указанным выше вопросам и подготовится к обсуждению.

         Форма контроля: проверка конспектов и устный опрос.

        Литература:

2. Дудникова И.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Киев

Европейский университет, 2007 г. стр. 124-125.

3. Скобло Ю.С. Безпека життедіяльності. Винниця, 2000. с.  149-169; 198-212.

4. Ярошевська В.М.  Безпека життедіяльності. 1997 р. стор. 102-150. 

 

 

Самостоятельная работа № 7.

ТЕМА: Социальная, политическая и экономическая

безопасносность.

1. Социальные опасности, обусловленные низким духовным и культурным уровнем.

2. Что такое Всемирная торговая организация?

                                                                              Время для выполнения – 4 часа.

В этом разделе необходимо изучить следующие вопросы:

1. Социальные опасности, обусловленные низким духовным и культурным уровнем:  Пьянство

                 Наркомания

                 Алкоголизм

                 Проституция

                 Бродяжничество

                 Суицид

2. Меры профилактики и предупреждения проявления социальных опасностей.

 

3.Что такое Всемирная торговая организация?

   Что даст Украине членство в этой организации?   

 

Для выполнения этого задания студентам необходимо составить конспект по указанным выше вопросам и подготовится к обсуждению.

 

         Форма контроля: проверка конспектов и устный опрос.

 

        Литература:

2. Дудникова И.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Киев

Европейский университет, 2007 г. стр. 93-95.

3. Скобло Ю.С. Безпека життедіяльності. Винниця, 2000. с. 215-225.

4. Ярошевська В.М.  Безпека життедіяльності. 1997 р. стор. 152-174. 

 

Самостоятельная работа № 8.

ТЕМА: Опасности в современном урбанизированном мире.

 

1. Социальные опасности, обусловленные низким духовным и культурным уровнем.

2. Что такое Всемирная торговая организация?

                                                                              Время для выполнения – 4 часа.

В этом разделе необходимо изучить следующие вопросы:

1. Опасные факторы , причины и последствия, связанные с урбанизацией среды обитания.

2. Поведение людей в специфических условиях больших городов:

        а) правила поведения дюдей в помещениях многоэтажных домов;

        б) использование газа, ядовитых и взрывоопасных веществ.

3. Обеспечение санитарного и эпидемиологического благополучия населения.

4. Правила использования транспортных средств и поведения на улицах и дорогах.

 

Для выполнения этого задания студентам необходимо составить конспект по указанным выше вопросам и подготовится к обсуждению.

 

         Форма контроля: проверка конспектов и устный опрос.

 

        Литература:

2. Дудникова И.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Киев

Европейский университет, 2007 г. стр. 63-65.

3. Скобло Ю.С. Безпека життедіяльності. Винниця, 2000. с. 186-197.

4. Ярошевська В.М.  Безпека життедіяльності. 1997 р. стор. 152-174. 

 

Самостоятельная работа № 9.

ТЕМА: Безопасность жизнедеятельности в условиях

чрезвычайных ситуаций.

 

  Оказание первой доврачебной помощи при различных видах поражений.

                                                                              Время для выполнения – 4 часа.

В этом разделе необходимо изучить следующие вопросы:

     Оказание первой доврчебной помощи при различных видах поражений :

    1. При ранениях и кровотечениях.

    2. При ожогах.

    3. При обморожениях.

    4. При нахождении человека в шоковом состоянии.

    5. При повреждении мягких тканей, суставов и костей.

    6. При отравлении ядохимикатами, наркотическими веществами и алкоголем.  

    7. При укусах ядовитыми животными, змеями и насекомыми.

    8. При поражении электрическим током и молнией.

    9. При спасении утопающего.

   10. При отравлении пищевыми прдуктами и грибами.

   11. При отравлении угарным газом.

   12. При тепловом и солнечном ударе.

   13. При радиационном и химическом поражении.

   14. Правила проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца.   

 

Для выполнения этого задания студентам необходимо составить конспект по указанным выше вопросам и подготовится к обсуждению.

 

         Форма контроля: проверка конспектов и устный опрос.

 

        Литература:

1. Дудникова И.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Киев

Европейский университет, 2007 г. стр. 123-144.

2. Скобло Ю.С. Безпека життедіяльності. Винниця, 2000. с. 278-300.

3. Пістун І.П. Практикум з безпеки життедіяльності. Суми, 2000 р., с. 170-190

 

 

 

Самостоятельная работа № 10.

ТЕМА: Правовые, нормативные и организационные основы

БЖД.

Нормативно-правовая база по Безопасности жизнедеятельности

 

                                                                              Время для выполнения – 4 часа.

В этом разделе необходимо изучить следующие вопросы:

    1. Европейская Хартия и  Конституция Украины  о правах человека на безопасные условия жизни.

    2. Система экологического законодательства Украины.

    3. Закон Украины о гражданской обороне.

    4. Закон Украины об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения.

    5. Кодекс законов о труде.

    6. Закон о пожарной безопасности.  

    7. Закон об охране здоровья.

    8.  Закон об общеобязательном государственном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний .

    9. Криминальное законодательство Украины.

   10. Основные направления государственной политики в сфере безопасности жизнедеятельности.

   11. Национальная программа улучшения состояния безопасности, гигиены и производственной среды.

 

Для выполнения этого задания студентам необходимо изучить основные законодательные акты по вопросам безопасности жизнедеятельности  и подготовится к обсуждению.

 

         Форма контроля: Семинарское занятие.

 

        Литература:

1. Дудникова И.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Киев

Европейский университет, 2007 г. стр. 180-208.

2. Скобло Ю.С. Безпека життедіяльності. Винниця, 2000. с. 310-337.