Политология

Тема № 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА ПОЛИТОЛОГИИ

 

ПЛАН:

1. Предмет политологии, его связь с другими науками.

2. Функции, методы исследования, структура политологии, А.А. Радугин, стр. 11-24.

1. Политология-наука о политике. В центре внимания политологии стоит государство и система власти.

         Политология взаимодействует с такими общественными науками: философия, социология, право, психология, экономическая теория, история и т.д.

         Политология- наука об устройстве распределения и осуществления власти, функционируемой в политической системе общества.

 

            Основные задачи, решаемые политологией:

1.                 разработка концептуальных положений политики, власти, государства;

2.                 Подготовка пролитологов-практиков по реализации политических концепций.

 

Основные проблемы и вопросы, рассматриваемые политологией:

1.                 Проблемы политической власти, сущности власти, принципы, формы, источники, ресурсы, проблемы легитивности (законности), политические институты,

2.                 Проблемы, связанные с государством, как политическим институтом, о формах государства (монархия, республика, федерация), проблемы политических режимов (демократический, тоталитарный).

3.                 Проблемы гражданского общества.

4.                 Вопросы политического лидерства, политической элиты и роли личности в системе власти.

5.                 Вопросы, касающиеся политических партий и движений. Мощным средством  завоевания политической власти являются  избирательные системы.

6.                 Проблемы связанные с познанием политического процесса, его содержание, структуры и форм, а также особенности принятия и реализации политических решений.

7.                 Проблемы политической культуры общества, её формирование и развитие по средствам которых человек реализует свой социально-политический потенциал.

Мир политического непосредственно связан со сферой  идеологии.

  Идеологи – система политических, правовых, философских, нравственных,    религиозных идей и взглядов, выражающих коренные интересы различных социальных групп. Идеология формирует сознание, а  сознание побуждает к действию.

Понятие  политическое определяется через ключевое слово власть.

В самом широком  понимании власть – возможность управлять и распоряжаться действиями  других людей, подчинят их своей воле. Власть – необходимый элемент общественной организации. Без неё невозможны жизнеспособность и функционирование общества. Она призвана регулировать отношения между отдельными людьми, человеком и общественным и государственно-политическими институтами.

Политология наука о сущности, формах и закономерностях функционирования форм власти  и властных отношений, политических систем и политики в целом, их место и роль в обществе.

2.Методология – эта система принципов  и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе.

 Методологией украинской политики должно стать детальное изучения и учёт достижений позитивного и негативного зарубежной и отечественной науки.

 

Структура политологии

К категории политологии относят:

·                   политику

·                   политическую систему

·                   политическую жизнь

·                   политические отношения

·                   политическое управление

·                   политические институты.

 

Функции политологии

К числу важнейших функций политологии относят:

1.                 теоретическая;

2.                 методическая;

3.                 практическая;

4.                 прогностическая;

5.                 диагностическая;

6.                 функция политической социологии

 

1.Теоретическая. Имеет своей целью, прежде всего, основных концептуальных взглядов, объясняющих характер развития общества на его ранних этапах. На подлинно научной основе в условиях политического плюроизма (разность мнений).

2.Методическая. Состоит в том, чтоб вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности.

3Практическая. Рассматривая практическую функцию, следует иметь виду два тесно связанных между собой аспекта:

·                   усиление прикладного значения поитогии;

·                   касается ее взаимоотношения с властью (идут усиленные поиски такой модели сотрудничества между политологам, теоретиками и политиками – практиками которая бы исключила какие-либо формы административного давления и в максимальной степени учитывала интересы как одних, как и других).

Эта функция предполагает:

·                   определение ближайших и отдаленных перспектив развития общества;

·                   заблаговременное проведение научных экспертиз, наиболее значимых  политических решений, с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта;

·                   моделирование политических процессов и отношений.

4.Прогностиеская. Политология призвана определять соответствие политических курсов, программ правительств, партий, потребностям и возможностям конкретного общества, тенденциям социального прогресса.

5.Диагностиеская. Политология формирует демократическую, политическую культуру граждан, способствует консолидации граждан в политическое сообщество на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения.

 

Методы исследования:

1. Институциональный – направлен на изучение взаимодействия таких институтов как государство, право, политически партии и движения, анализирует официальные структуры и формальные правила принятия политических решений.

2. Исторический - предполагает исследование политических явлений и процессов во времени и пространстве, выделяет и анализирует изменения политических норм, отношений, институтов власти в тесной связи прошлого и настоящего.

3. Бихивиористский (поведение) -  изучает политику в тесной связи политических действий, конкретной личности и мотивов его проведения.

4 Системный – изучает политику как целостностное образование с ее взаимодействием с внешней средой, обмена результатами и информацией между политикой и другими сферами общественной жизни.

Таким образом, политология, как наука, имеет свой предмет исследования, свои специфические методы познания политической сферы и выполняет определенные функции.

 

 

Тема № 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ И УКРАИНСКОЙ НАУКИ

 

ПЛАН:

1.Политическая наука Древнего Мира, средневековья, эпохи возрождения, нового времени.

2.Становление политической науки на Украине, развитие государственной идеи украинскими мыслителями

А.А. Радугин, стр. 24-51, Зернин Д.П.

 

1. Древний Восток

Характерна необходимость сложного эригационного хозяйства(в одних – осушение болот, а в других – подъем воды) в условиях развития этих обществ по пути жесткой государственной централизации, что правило к созданию структур деспотического типа.

 

Основными их особенностями являются:

1.                 адменистративно-командное управление с обществом;

2.                 поглощение государством собственности и хозяйственных функций низовых единиц;

3.                 централизованное перераспределение государственных ресурсов.

         Основатель самого влиятельного китайский мыслитель Конфуций(551-479гг до н.э.). Он считал, что стабильности и эффективности бюрократического управления можно достичь лишь в том случае, если построить его на принципах патриархально-клановой формы, (подчинение по старшинству в семье). Государство у Конфуция как одна семья, где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – власти отца.

 

Основные категории конфуцианства:

1.  Благородный муж – только идеальная  по моральным качествам личность может управлять государством;

2.  Человеколюбие –  нравственные ценности семьи. Семья – модель государства, подданные – дети, император – сын неба, отец – который обязан заботиться о благе подданных.

Конфуций считал, что для управления государством и организации жизни в нем достаточно наличия идеальной личности, которая включает в себя сыновне уважение и братскую любовь. Власть правителя базируется на его личном авторитете.

 

Античный мир

Древнегреческая демократия достигает своего рассвета в 5в до н.э. концептуальную завершенность программы стандартизации политической культуры полиса обрели в теориях Платона и Аристотеля (великих представителей политической мысли античности).

         Платон(427-347гг до н.э.) - древнегреческий философ, выступал с консервативной утопией «идеального государства». В «Трактате государства» Платон выдвигает проект идеального государственного устройства. Его суть состоит в делении граждан на 3 сословия:

1.                 Философы – правители (не должны иметь семьи, чтоб не было злоупотребления властью);

2.                 Страже – воины (роль защиты);

3.                 Земледельцы и ремесленники - кормильцы 1 и 2 сословий.

Смысл конструкции Платона состоит в фундаментальной перестройке самого жизнеустройства, отстранения от управления обществом большинства свободных граждан и передача их политических прав в замкнутое сословие управленцев и их помощников.

Кредо политической теории философии Платона: «Человек для государства, а не государство для человека».

Аристотель(384 – 322гг до н.э.) в своем основном политическом труде политика Аристотель принимает строго научную попытку разобраться в достоинствах и недостатках различных форм правления и предложить наиболее оптимальный вариант государственного устройства. Предлагает классификацию государственных форм,  разделяя их на правильные и неправильные формы.

 

 

Правильные формы:

1.                 монархия – правление одного ради общего блага;

2.                 аристократия – правление немногих  «лучших» в интересах всех;

3.                 полития сбалансированное правление, отобранное на основе ценза большинства ради общего блага.

 

Неправильные формы:

1.                 тирания – неограниченное правление одного в своих собственных интересах;

2.                 олигархия – правление немногих богатейших граждан ради собственного блага;

3.                 демократия – неограниченное правление неимущего большинства, осуществляемое в интересах исключительно самого себя.

Среди неправильных форм наихудшей является тирания, а наилучшей – демократия. Хотя, он считал произвол демоса (народа) ничуть не лучше произвола тирана. Аристотель – решительный противник любого произвола и деспотизма, является ли деспотом государство, 1 человек или весь народ.

 

Средние века

Для средневековой политической мысли характерно осмысление политико-властной проблематики в контексте решения вопроса: «Какой из 2 властей должен принадлежать авторитет в обществе: духовной (церкви) или светской  (государственной)?»

         Аврелий Августин(353 – 430гг) -  утверждал принципиальный примат церкви над государством, подчинение последнего первому. По его мнению, государство, не подчиненное церкви, ничем не отличается от шайки разбойников.

         Фома Аквинский (1225 – 1274 гг)крупнейший католический богослов. Непосредственный смысл теории Ф.Аквинского был направлен на усиление контроля церкви над светским государством.

 

Эпоха возрождения

Экономический рост интенсивная политическая жизнь итальянских городов государств в конечном итоге создали импульсы для развития светской, по своей общей направленности культуры возрождения.

Эпоха возрождения охватывает 40-е гг 14 века - первое десятилетие 16в. в этот период социально-экономической и культурной жизни Западной Европы произошли огромные изменения в связи с началом развития капиталистических отношений:

1.                 новые хозяйственные формы;

2.                 новый общественный класс;

3.                 новые мысли и идеи (гуманистами), т.к. в центр своего внимания они ставили человека с его мыслями и идеями. Они стали во главе движения, которое получило название эпохи возрождения (ренисанса). Речь шла о возрождении науки, культуры Др. Греции, Рима.

Социально-политическая жизнь Эпохи возрождения на передний план выдвинула проблему прав и свобод человека.

Основателем новой политической науки стал Миколло Макиавелли (1469 – 1527гг), который в трактате «Государь» раскрыл политическое развитие возрожденческой эпохи. Среди новых разработанных им заслуживают внимания следующие:

1.                 обосновал политическую науку как самостоятельную область общественного знания;

2.                 впервые ввел в научный оборот сам термин «государство». Показал, что государственное образование тождественно всему обществу.

Макиавелли выдвигает 6 форм правления:

1.                 тирания;

2.                 олигархия;

3.                 охлократия (власть толпы);

4.                 монархия;

5.                 аристократия;

6.                 демократия.

Доказал, что смена форм власти и государства происходит циклически на основе кругооборота: монархия-тирания-аристократия-олигархия-демократия-охлократмя.

 

 

 

Новое время

 

В политической теории нового времени на первый план был выдвинут вопрос о роли и месте индивида в обществе,  пространстве и границах его гражданской свободы.

Основателем авторитарного направления политической мысли является Томас Гоббс (1588-1679гг.).  Смысл концепции его состоит в теоретической разработки сценария авторитарной модернизации, подразумевающей жесткое ограничение политической свободы при сохранении и гарантировании экономической свободы. Концепция полностью исключает любую форму контроля верховной власти со стороны общества.

Джон Локк(1632-1704гг.) – выдающийся англилософ. разработал либерально-демократическую альтернативу курсу авторитарной модернизации «Железом и кровью». Суть локковской концепции состоит в определении неразрывного единства и взаимозависимости основных политических и экономических прав человека. Локк предлагает разделить публично-властные полномочия государства м/у различными его структурными элементами, которые должны взаимоограничивать и уравновешивать друг-друга. Законодательная власть должна быть вручена общенациональному правительственному собранию (парламенту), а исполнительная – королю или Кабинету Министров.

Концепция разделения властей получила дальнейшее развитие в творчестве французского философа-просветителя – Шарля Луи Монтескье(1689-1755гг.). В своём основном труде о «духе» законов утверждает, что гарантией политической свободы индивида могут быть только разделение и взаимная независимость законодательной, судебной, исполнительной властей. Равновесие м/у исполнительной и законодательной властями достигается тем, что первое должна иметь право приостанавливать законы, принятые законодательным собранием, с дртороны законодательное собрание должно иметь возможность определять границы деятельности исполнительной власти, контролировать исполнение ею принятых законов. Это называется система сдерживания и противоречия.

Карл Маркс(1818-1883гг. Фридрих Энгельс(1820-1895гг.) – конец 19века . Капитализм получил бурное развитие, стал монополистическим. В своих исследованиях капиталистического общества приходят к выводу, что в его недрах внутренние присутствует и постоянно разрастается  глобальный  социальный конфликт, классовый антогонмзм, буржуазия, пролиталиата. Складываются условия  для раскрепощения человека. Но движение к освобождению осуществляется через классовую борьбу и революцию, уничтожение одним классом через установление власти рабочего класса.

Процесс развития политической мысли на Украине имеет свою специфику, которая вытекает из особенностей украинского государства. особенности состоят в том, что Украина вынуждена вести борьбу за своё существование как государство. Базой  развития украинской политологии является Киевская Русь.

В 15-16вв. украинские земли были разделены м/у литовцами, польскими феодалами, турками, крымскими татарами. Стихийная борьба угнетенного народа привела к появлению казачества с его государственным устройством.

Важный вклад в развитие социально-политической мысли сделали политические мыслители Украины. Особо следует отметить вклад М.П. Дрогоманова(1841-1895гг.), который попытался создать идею либеральной демократии с идеей народного национального самоуправления. Драгоманов считал человеческую личность наивысшей ценностью, основой всех социальных предков. Именно поэтому гарантией прав личности может служить свободная, самоуправляемая «громада», федеративный союз которой образует альтернативу унитарным бюрократическим государствам.

 

 

 

 

ТЕМА №3: Власть политической жизни государства

 

ПЛАН

 

1.Понятие, суть, формы власти, функции власти.

2.Разделение власти. А.А. Радугин, стр. 51-62

 

1.                Власть появилась с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла длительный путь.

Власть - необходимый элемент общества организации, без которой не возможна жизнеспособность и функционирование общества, власть призвана регулировать взаимоотношение между людьми, между обществом и государственно-политическими  институтами.

Власть извлеченное яблоко раздора между людьми, социальными группами, классами, государствами.

Борьба за властьсамое бескомпромиссное и жестокое соперничество сословий, групп, партий нередко приводящее взаимному уничтожению.

Ядро политики составляет власть.

Цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами.

Орудие власти – право.

Основа власти – хорошие законы, «хорошее войско».

Властное отношение предполагает возможность для одного (субъекта власти) отдать распоряжение другому (объекту власти), при условие, что получивший это распоряжение будет обязан его выполнить.

Для того чтобы наступили властные отношения, необходимо два элемента, два партнера, один из которых отдает приказ, а другой его выполняет.

На протяжение всей истории общество делится на две части:

ü        Те кто управляет

ü        Те кем управляют

 

Классификация власти:

1 по области функционирования (законодательная, исполнительная, судебная, светская, духовная, семейная, экономическая, политическая).

2 по субъектам власти (государственная, партийная, церковная, международная).

3 по методам осуществления (господство, насилие, принуждение, убеждение).

4 по объему власти (единоналичие, групповая, калигиональнная).

5 по режиму управления (тоталитарная, авторитарная, либерально-демократическая, демократическая).

Государство главный, единственный носитель политической власти.

 

Признаки политической власти:

1.                легальная – использование силы в пределах государства;

2.                верховенство – обязательность решений всякой иной власти;

3.                публичность – всеобщность;

4.                моноцентричность – наличие единого центра принятия решения.

 

Формы:

1.                господство;

2.                руководство;

3.                управление;

4.                координация;

5.                организация;

6.                контроль.

 

 Средство политической власти:

1.                право;

2.                авторитет;

3.                убеждение;

4.                принуждение;

5.                традиции;

6.                насилие.

 

Наибольшее влияние на политическую власть оказывает:

ü                 интересы общественных классов и социальных групп;

ü                 интересы нации, этнических групп в многонациональном государстве;

ü                 интересы региональных групп;

ü                 интересы демографических групп;

ü                 интересы религиозных групп, в той мере, в которой эти группы связаны с политикой.

Государственная властьэто такая форма власти, которая имеет преимущественный классовый характер, опирается на специальный аппарат принуждения и располагает монопольным правом издавать законы и утверждать другие нормативные акты обязательны для всех.

Верховная государственная власть имеет границы, которая она не вправе переступить, такими границами являются неотчуждаемые права личности.

 

Функции власти:

ü     важнейшая функция власти состоит в реализации цели управления.  Власть признана осуществлять отношение господства и подчинение между правителями и управляемые;

ü      функция власти является урегулирование конфликтов и осуществление внутренней связи системы.

2.                между правом, государством и отдельно взятой личности существует некий договор относительно неотчуждаемых прав личности, договор подкрепленный народовластью и парламентаризмом, и закрепленный в Конституции.

Гарантии сохранения и реализации прав личности служит строгое разделение функций властей призванная не допустить перекоса в пользу какой-либо ветви власти.

 Современную идею суверенитета органически встроенные принципы не допускающие использование власти в целях деспотизма какой-либо из ее ветвей или отдельным лицом.

Разделение властей отражает конкретные интересы конкретных, социальных, политических сил, их борьбу и взаимодействие.

Разделение властей означает не их сепаратность (отделение), а их равновесие, сбалансированность, их способность в тесном взаимодействие и переплетение, обеспечивать систему взаимных сдержек и противовесов.

 

 

 

 

Тема №4: Демократия как форма реализации власти

 

План

 

1.                Понятие демократии, исторические формы и типы демократии.

2.                Права личности, основа демократизации общества (Конституция Украины).

3.                Демократические принципы и процедуры. А.А. Радугин, стр. 51-104, Зернин Д.П., стр. 172-189

 

 

1.                 Аристотель предложил различать формы государственного устройства по двум признакам:

·                    По тому, в чьих руках находится власть

·                    По тому, как эта власть используется

  

  Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан подчиняющиеся закону.

    Выделяют два основных демократических принципа:

·           Свобода

·           Равенство перед законом

 

Первобытная демократия

Основой социальной организации были родовая община и союз нескольких родов племя. Высшим органом самоуправления рода являлось собрание, в котором принимали участия все взрослые общинники, имевшие равные права голоса. Вождь также пользовался этими правами.

Первобытная демократия сложилась как естественная форма самоуправления в условиях низкого уровня развития производства, преобладание коллективного труда.

В эпоху распада родоплеменного строя на смену первобытной демократии приходит военная демократия.  Однако право голоса, а затем и право участия в народном собрание остается за мужчинами- войнами. Распространяется обычай наследование должности вождя.

 

Античная демократия

Полис был государством общиной с неразделимой слитностью прав и обязанностей гражданина, собственника, война.

В Полисе не существовало разделение гражданского общества и государства.

Античная демократия могла быть только прямой демократией, каждый свободный гражданин имел право и был обязан принимать личное участие в управление государства.

 

Средневековое общество

Человек средневековья верил, что государство, законы, власть имеют божественное происхождение. Права, которыми он обладал принадлежали не ему лично, а его социальной группе сословия.

В целом власть в обществе была не на принципах свободы равенства, а на начало зависимости служения.

В эпоху абсолютизма государство присвоило себе право неограниченное вмешательство граждан. Все что неразрешено законом – запрещено.

 

Эпоха возрождения

Человек оказался в эпоху возрождения в не иерархии. Идеалом гуманистов становится гармонично развитая личность. На смену человека средневековья, который не мыслит  себя в не своего сословия при ходе человек обладающий свободой суждения, свободой нравственного выбора.

 

 

Основные принципы современной европейской демократии

Мыслители просвещения провозгласили идею естественных, неотчуждаемых прав человека (Локк, Монтескье). Эти права даны каждому человеку от природы и включает в себя право на жизнь, свободу, собственность.

В правовом государстве пока человек не нарушил закон, государство обеспечивает ему свободу действий, не подозревая в нем потенциального преступника, который использует во зло предоставленную ему свободу.

Современная демократия – представительство интересов общества, а не сословий, т.к. участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны.

 

2.                 Право и свобода – признаваемые и гарантируемые в настоящие время демократическим государством условно можно подразделить на три основные группы:

Ø                                                  Социально-экономические права и свобода определяющие отношение индивидов в гражданском обществе.

Ø                                                  Политические права и свободы, признаваемые за индивидов; право на участие в управление на предприятие

Ø                                                  Личные права и свободы, которые предоставляются каждому человеку как физическому лицу. Личные права и свободы защищают индивида ___________  со стороны государственных органов и со стороны частных лиц.

Конституция Украины:

Ст.21 Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы.

Ст.22 Права и свободы человека и гражданина, закреплены нашей Конституцией, не являются исчерпывающими. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены.

Ст. 23Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности.

Ст. 24Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

Ст.25Гражданин Украины на может быть лишен гражданства и права переменить гражданство

Ст.27Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь.

Ст.28Каждый имеет право на уважение его достоинства.

Ст.29каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Ст.30Каждому гарантируется неприкосновенность жилища.

Ст.31Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телефонной или иной корреспонденции.

СТ.33каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом.

Ст. 34Каждому гарантируется право и свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.

Ст.38Гражданин имеет право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных  референдумах, свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ст.41Каждый имеет право владеть, пользоваться т распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальностью, творческой деятельности.

3.                 В современном демократическом обществе основной форме политической активности большинства граждан является участие в выборах, которые проводятся регулярно через определенные законом промежутки времени.

С дня объявления даты выборов начинается избирательная компания.

В период избирательной компании проводится:

·              Выдвижение кандидатов в депутаты

·              Составление списков избирателей (на момент выбора избирателю должно исполниться 18 лет)

·              Создаются избирательные округи и участки

·              Проводится предвыборная  агитация

·              Проводится голосование

Избиратели округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался равным числом жителей или избирателей.

Округа, от которых избирается один депутат – одноименный, несколько – многоименный. 

В списке избирателей заносятся все граждане, кроме душевнобольных признанные судом.

Смысл проведения предвыборной компании состоит в том, чтобы дать избирателям возможность сделать осознанный выбор.

Предвыборная агитация заканчивается за день голосования.

Выборы проводятся на основе всеобщего равного избирательного права.

Всеобщее – учувствуют все граждане.

Равные один избиратель один голос.

Прямые – непосредственно избираем в тот орган, по каким идут выборы.

Установленная законом совокупность правил – избирательная система.

Наиболее распространенны две избирательные системы:

1.Система большинства или мажоритарная

2.Система пропорционального представительства или пропорциональная.

Мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного большинства, т.е. избранным считается кандидат, получивший большинство голосов (50% + 1голос).

В случае если не добирается требуемое количество, проводится второй тур, в котором учувствуют два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель определяется по системе относительно большинства.

Мажоритарная относительно предполагает, что побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем другие (соперники).

Референдумпрямое и непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного в нутрии и внешне экономического опроса.

Важное различие между выбором и референдумом состоит в том, что выборы принадлежат к механизмам представителей демократии, тогда как референдум институт прямой демократии. Итоги референдума должны быть законодательно утверждены парламентом и является юридическим документом для принятия решения.

 

 

 

Тема № 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ИНСТИТУТЫ

 

План:

1.                Понятие и суть политической системы

2.                Структура и функции политической системы. Особенности политической системы Украины

3.                Типы политических систем. А.А. Радугин, стр. 74-91.

 

         Политическая система – совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также взаимодействия, в которых реализуется политическая власти и осуществляется политическое влияние.

         Политическую система определяют как «систему» ценностей и публичных институтов, которые организуют исполнение публичной власти и связи граждан в государстве.

         Политическая система во всем своем многообразии состава и функции выступает  средством социальной интеграции, сдерживания диструктивного влияния, социальных различий на функционирование социальных частей общественного организма.

 

Политическая система взаимодействует с другими ее подсистемами:

1.                                                                            социальная;

2.                                                                            экономическая;

3.                                                                            этическая;

4.                                                                            правовая;

5.                                                                            культурная.

 

Политическая система общества воплощает в себе диалектическое единство 4 сторон:

1.                 институциональная (наличие политических институтов, политических партий, составляющих основу общественной организации общества);

2.                 регулятивная (право, политические нормы, традиции, нормы морали и др.);

3.                 функциональная (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);

4.                 идеологическая (политическое сознание, господствующая в данном обществе идеология).

 

Формирование политической системы связано с постепенным приобретением, политическими отношениями ряда существенных признаков:

1.                 Устойчивая взаимосвязь различных элементов политической жизни. Если нет такой взаимосвязи, то возникает состояние, противоположное целостности: системности – распад и дезинтеграция общества;

2.                 Упорядоченность отношений, наличие оптимального сочетания и стабильности различия. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного изменения социальных отношений;

3.                 У политической системы есть культурное основание: общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, ------------- силами политической общности. Единство, интеграция сферы политики возможны только при наличии определенной духовной связи.

4.                 Для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации политической системы в быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения общей проблемы.

Центральным элементом политической системы служит государство. Именно оно осуществляет ее главную функцию: авторитарное распределение ценностей.

Государство – основной институт политической системы общества, организаций, направлений и совместную деятельность людей общественных групп. Именно в сфере распределения ценностей, а не производства сталкиваются интересы как общественных, так и социальных ценностей. Потеря контроля над этим нервным узлом, определяем жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом.

Контроль за сферой распределения ценностей – предпосылка реализации и такой функции политической системы как интеграция общества, обеспечение взаимодействия единства действий различных компонентов его структуры. Реализация этой функции предполагает развитие способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежное возникновение в обществе противоречия.

2.    Структура политической системы:

·                 государственные учреждения;

·                 политические партии;

·                 правовые политические нормы;

·                 СМИ;

·                 политическое отношение;

·                 политические организации общества;

·                 политическая культура.

Политическая система общества – комплекс институтов и организаций в совокупности составляющих политическую самоорганизацию государства.

 

Функции политической системы общества:

1.                  определение цели и задач развития общества, разработка программ его жизнедеятельности;

2.                  мобилизация ресурсов общества на достижение поставленной цели;

3.                  интеграция всех элементов общества, поддержание его целостности стабильности, гармонизация интересов;

4.                  обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей;

5.                  норма творчества.

 

Пути демократизации политической системы:

1.                  развитие процессов самоуправления, повышение роли представительственных учреждений;

2.                  совершенствование механизма, выявления формирования и реализации интересов всех социальных групп;

3.                  расширение возможностей развития личности, народности, национальности, нации, расширение их сотрудничества;

4.                  укрепление законности, правопорядка, гарантии, исключение узурпации власти;

5.                  создание эффективного механизма самообновления политической системы и политической организации общества;

6.                  четкое развитие функций и полномочий государственных, политических и общественных организаций.

 

Политическая система только тогда стабильно функционирует, если одни ее институты не блокируют действия других и наоборот: нарушение в виде так называемых «войны законов», «суверенитетов» выливается в общий кризис власти и разрушение политических структур.

 

Особенности политической системы Украины.

Политическая система Украины находится в стадии становления развития политической системы, не в полной мере выполняет свое предназначение:

1.                 многие требования органам власти о справедливом распределении ресурсов и ценностей политической системой не выполняются или игнорируются;

2.                 в государстве не сложилась целостная система политических, правовых норм и традиций, обычаев, символов, на основе которых происходит политическое взаимодействие;

3.                 политическая культура (ценности, убеждения, воззрения, стандарты политического поведения) на низком уровне, отстает от требования времени;

4.                 в неполной мере реализуется управляющая функция политической системы по управлению различными сферами жизни людей в интересах большинства населения и отдельных социальных групп.

3. Основные черты общепризнанных политических систем. Американский политолог выделяет 4 типа политических систем:

1.                    Англо-американская

2.                    Континентальная Европейская

3.                    Доинструальная, частично индустриальная

4.                    Тоталитарная

1.                 Англо-американская политическая система – характеризуется глубокой дифференциацией интересов, их функцией, четко выраженной бюрократии, разделения властей и влияния, высокой степенью стабильности. (США, Великобритания).

2.                 Политическая система континентально-европейского типа – (Франция, Германия, Италия) отличается фрагментарностью политической культуры, имеющая в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Этим система присуща неравномерности развития.

3.                 Политическая система доинструальная и частично индустриальная - имеет смешанную политическую культуру, трудности, коммуникации и координации, слабая степень всех звеньев системы порождает необходимость в применение насилия (развивающиеся страны).

4.                 Политическая система тоталитарного типа – создает принудительный тип политической активности, в ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монопольной партией. (СССР, социальные страны, страны фашистского режима).

 

 

 

Пять категорий политической системы мира

1.                 Либеральные – демократии с опорой на либерализм принятия решений

2.                 Коммунистические решения – с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежение либеральным средствам его достижения

3.                 Традиционное государство обычно управляемое олигархией и консервативное по своему  характеру, поскольку распространение социальных и экономических благ, как правило, весьма не равномерно.

4.                 Популистские системы, сложившиеся в развитых странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ, они в известной степени авторитарные, так как для достижения большого равенства порой требуется авторитарные средства.

5.                  Авторитарно-консервативные системы – характерной чертой, которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

 

 

 

Тема №6: «Государство и проблема становления правового государства на Украине»

 

ПЛАН

1.                Государство как социальное явление. Сущность и происхождение, признаки и функции.

2.                Типы государств, формы государственного управления.

3.                Проблема становления государства на Украине, взаимодействие государства и гражданского общества. . А.А. Радугин, стр. 104-120

 

1).Государство – одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации.

Воззрение античных философов отражали реалии политической жизни государственного полиса.

Средние века в Европе получила распространение идея, государство в отчины, т.е. государство, выводилось из права собственности на землю. Это характерно для феодального государства.

В новое время появилась договорная теория, в соответствие с этой теорией государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде прибывали в до государственном состояние, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы решили создать в государстве свободу.

Государство в его современных формах сложилась в форме длительного, исторического развития.

 

 

Причины возникновения государства:

1.                 Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда.

2.                 Возникновение в ходе развития производства в частной собственности классов и эксплуатации.

3.                 Наличие внешней угрозы или завоевание одних народов другими.

4.                 Демографические факторы (рост численности и плотности населения, переход народа от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешивание и упорядочивание брачных отношений между родами).

5.                 Этнические отношения.

6.                   Географическое положение (климатическое условие, наличие или отсутствие естественных границ и плодородных земель).

7.                 Психологические (рациональные и эмоциональных земель)

8.                 Антропологические (государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека).

 

Исторические рубежи развития государства:

Выделяют 2 глобальных этапа в развитие государства

1.                 Традиционное государство (возникли и существовали преимущественно стихийно на основе обычаев и норм уходящие корнями в глубокую древность, они имели неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей и не признавали свободную личность как источник государственной власти).

2.                 Конституциональное возникает вместе с появлением Конституции, т.е. подчинением государства обществу и гражданам, в юридическую очередностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией всей деятельности государства и созданием конституции государства и созданием конституционных и иных гарантий прав человека.

Первые Конституции были приняты в США – 1789, Франция – 1791.

 

Признаки государства:

1.                 Территория – очерчивающая границы государства

2.                 Наличие публичной власти – основу образует специальный аппарат принуждения (полиция, армия, суд, прокуратура).

3.                 Суверенитет (верховная власть на определенной территории)

4.                 Монополия - нелегальное применение силы физического принуждения.

5.                 Обязательное членство в государстве

6.                 Исключительное право на издание законов общеобязательных социальных норм, охраняемые силой государства

7.                 Всеобщность – государство охватывает своим влиянием всех людей, находящиеся на его территории. Это  касается так же граждан других стран.

8.                 Право на изымание налогов и сборов с населения.

 

 

 

Функции государства:

1.                 Внутренняя – законотворческая (регулирование жизни общества)

ü                Экономическая (государство предприниматель координированных экономических процесс)

ü                Социальная (организация социальной жизни, создающая равновесие и стабильность  социальных сил)

ü                Защитная (поддержание социального мира, общественного порядка, охрана существующего строя)

ü                 Культурновоспитательная (пропогандийская)

2.                 Внешние – обеспечение внешней безопасности и целостности государства его независимости

ü                Дипломатическая (защита интересов государства в отношение с другими субъектами мирового сообщества)

ü                Внешнеэкономическая

ü                Участие в решение глобальных проблем

2).При всей разновидности современных государств, их можно подразделить на 2 самых общих типа:

ü                Монархия

ü                Республика

Монархия-власть главы государства передается по наследству.

Республика – форма правления, при которой главой государства становится выборное или сменяемое лицо, получающее ограниченное по времени права на власть от представительного органа или от избирателя.

 

Разновидности монархии:

ü                Абсолютная – всевластие главы государства неограниченного конституционного учреждениями. Монархия соединяет функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, верховного судьи, а в странах ислама и духовного главы мусульман.

ü                Конституционная – полномочии монарха ограниченные конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнительские правительству.

Конституционная монархия двух видов:

ü                Дуалистическая (монарх наделен преимущественно исполнительной властью, формирует правительство ответственным перед ним, а законодательную делит с парламентом)

ü                Парламентская (монарх обладает представительными функциями, законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительно осуществляется правительством ответственные перед парламентом, а не перед монархом).

Разновидности республики:

ü                Президентская – президент – глава государства, одновременно руководит исполнительной формой власти.

ü                Парламентская – характеризуется, прежде всего тем, что правительство формируется лидером, победивши на парламентских выборах партии и несет ответственность перед парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава – президент, выполняет представленные и консультативные функции, контролирует соответствие деятельности парламента конституциональным нормам.

ü                Смешенная – двойная ответственность правительства перед президентом парламентов, избрание президента парламента независимо друг от друга.

Смешенные формы политического правления стремятся сочетать сильную президентскую власть с эффективной деятельности и контроля парламента за правительство.

 

Формы национально-государственного устройства:

ü                Унитарное – единое централизованное государство с едиными органами управления, в его составе нет других государств. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие, какой либо политической самостоятельность.

ü                Федерация – союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований. Основные признаки: государственное подразделение обладает собственной конституцией, имеют систему законодательных и судебных органов. Высшая юридическая сила конституции и законов федерации по отношению к конституции и правовым актам субъектов федерации. Разграничение полномочий между властями федерации или его субъектов, двойное гражданство.

3.                 Конфедерация – союз суверенных государств, которая, сохраняя для достижения общих целей (экономические, внешнеполитические, военные), его члены создают кордеционные органы, со строго определенными полномочиями. Принимаемые ими решения осуществляются только согласие всех участников союза. В конституциях не существуют единого гражданства, налоговой и правовой системой. Правовой основой конфедерации служит договор. Конфедерация не прочная, переменная форма государственного объединения.

3).Главная цель правового государства обеспечить гарантию прав и свобод своих граждан во всех сферах.

Ряд принципов, на которых должна осваиваться концепция правового государства:

ü                Первичность и верховенство права – право всегда по отношению к государству всегда первично и обладает верховенством.

ü                Соответствие закона права – государство должно принимать только правовые законы, а последние является таковыми лишь тогда, когда они соответствуют праву.

ü                Формальное равенство – именно формальное равенство дает каждому право на различие, на фактическое неравенство.

ü                Суверенитет, который заключает внутреннюю и внешнюю независимость государства. Суверенность является атрибутом правового государства.

ü                Разделение властей

 

 

Основные тенденции развития правового государства на Украине:

ü                Демократизация всех сфер общественно политической жизни (гласность, открытая деятельность политической организации, прозрачность)

ü                Разделение властей – гарантированное равновесие всей политической системы.

ü                Формирование правового государства

ü                Развитие политического плюрализма, который в политической системе отражает разнообразие интересов и ценностей субъектов в политике.

ü                Утверждение гражданского общества.

ü                Широкое развитие системы самоуправления субъектов политической жизни.

Воздействие государства и гражданское общество

Гражданское общество по Гегелю включает рыночную экономику, социальные классы, институты, жизнеспособности общества и организация гражданского права.

Гражданское общество – особая сфера общественной жизни, социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга так и от государства индивидов.

Основные признаки гражданского общества:

1 Главный субъект – личность, гражданин.

2 Экономическая и социальная свобода его индивидов.

3. Эпиляция и естественным неотчуждаемым правам человека (на жизнь, свободу, собственность).

4 Удовлетворение потребностей и самореализация интересов личности.

Структура гражданского общества:

1 Хозяйственные

экономические

семейно-родственные

этнические

правовые отношения

2 Мораль

3 Политические отношения между индивидами, партиями, группами.

Государство в структуре общества не входит.

Функции гражданского общества

Экономика и политика составляет функции гражданского общества. Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и гражданина.

Права человека обеспечивает гражданское общество, а права гражданина – государство.

Гражданское общество призвано обеспечить  воспроизводство социальной жизни, поэтому его составными составляющими являются институты, в задачу входит создание условий для нормального осуществления этого процесса.

Главная цель государства состоит в защите общества, государство призвано, не заменить общество, а управлять им, государство – это инструмент общества, помогающий ему организовывать нормальную жизнь. Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальных, культурных, духовных сфер, воспроизводство и передачи их ценностей от поколения к поколению. Главное призвание государства быть воплощением всеобщего интереса и субъектом реализации этого интереса.

 

 

 

 

Тема №7 Политические режимы

 

План

1.                Признаки и причины возникновения, последствие деятельности политических режимов.

2.                Особенности политических режимов на Украине, А.А. Радугин, стр. 66-74

 

1.                 Главной характеристикой государства является:

Политический режим – совокупность приемов, способов осуществления политической власти.

Три основных типа:

Различают три основных типа политических режимов:

Демократический, ограничено демократический, развернуто демократический, попустительский  демократический (анархический).

Авторитарный – жестко авторитарный, умерено авторитарный.

Характеристика политических режимов

Демократический режим – отличается доминированием управляемых  над управляющими или же равенство сторон. Он характеризуется следующими чертами:

ü                Источником власти в демократическом государстве является народ. Закон в условиях демократии и защищает не только граждан не только от произвола демократии, но власть от граждан.

ü                Политическая власть имеет в условиях демократии интимный характер и осуществляется в соответствие с принятыми законами. Для демократизации политического режима характерен принцип, разрешено все, что не запрещено законом.

ü                Для демократического режима характерно разделение властей.

ü                Демократический режим характеризуется правам народа влиять на выработку политических решений. Это влияние проявляется в форме предложений или критики СМИ, демонстрация, акция процесса.

ü                Важной чертой демократизации политического режима является политический плюрализм (разность мнений). Он предполагается образование  двух или многопартийной системы.

ü                Демократическо-политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека.

Тоталитарный режим – такое государственно-политическое устройство, в котором политическая власть контролирует все сферы общества: политическую, социальную, культурную. Он характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным познанием человека политической власти и господствующий идеологии.

Тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:

ü                Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. В условиях тоталитаризма народ реально отрешен  от власти, верит, что власть выражает его интересы глубже и полнее чем он сам смог бы это сделать.

ü                Для политического режима характерно однопартийности.

ü                Идеология  всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии рассмотрение истории, как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма), которое оправдывают средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы).

ü                Тоталитаризм характеризуется монополией власти на информации, полным контролем за СМИ.

ü                Армия, милиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинение центру политической власти.

ü                Существование отработанной системы всеобщего   контроля за поведением людей, системой насилия и террора (контрационные лагеря).

ü                Тоталитарный режим функционирует с соответствием принципов, запрещено все, кроме того, что приказано властью.

Авторитарный режим – это такое государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатуру одного лица или групп.

 Отличительной чертой авторитарности является доминирование  управляющих над управляемыми.

Авторитарный режим характеризуется следующими чертами:

ü       Отчуждение народа от власти. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и политической власти.

ü       Отсутствие единой идеологии

ü       Опора на силу достаточную, чтобы в случае необходимости заставить население повиноваться.

ü         Монополизация политики – вся политическая деятельность становится исключительной функцией политической власти. В отдельных случаях допускается ограниченное число профсоюзов и политических партий. Но они действуют под строгим контролем власти.

ü       Отказ от полного тотального контроля над обществом.  Авторитарный режим основан на принципе: разрешено все кроме политики, Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне государственного  контроля.

ü       Формирование правящей элиты происходит не демократическим путем, а по средствам назначения сверху. Окружение авторитарного лидера подбирается на основе личных симпатий и преданности вождю, а не в соответствие с деловыми качествами и способностями.

         Пути смены политического режима.

1.                               Революционный

2.                               реформистский.

Необходимо учитывать, что в новых условиях говорит о трансформации политического режима в рамках бывшего СССР и СНГ можно условно. Правомерно говорит об эволюции политических режимов в рамках суверенных государств на Украине, в России и других государств СНГ с разной скоростью, в разных формах имеет место движения к демократическому государству.

Сегодня исключается единообразный, унифицированный способ к переходу демократическому режиму.

Идея трансформации изначально утопична, ибо демократическое завоевание достигается собственным развитием общества.

Идея трансформации. Демократии черева-то использованием отнюдь не демократическим методом, а сопровождается угрозами, насилием.

 Говоря о новейших особенностях демократической эволюции следует обратить внимание на необходимость решения вопроса, о четком разграничение политической власти. Необходимо учитывать крайне бедственное экономическое положение Украины.

 

 

 

 

Тема № 8: Партия в политической системе общества

 

План

1.                Понятие политической партии, ее функции, типология политических партий.

2.                Формирование многопартийности на Украине, перспективы развития. Партийные системы. А.А. Радугин, стр. 132-146

 

1.                Партия является выразителями потребностей и целей определенных классов и социальных групп.

Отличие политической партии от других обществ организаций в том, что партиями программу и устав.

Цель партии: завоевание или удержание политической власти.

Политические партии как одно из важнейших достижений цивилизации. Продолжает осваиваться обходимым институтом в современной политической жизни.

В своем развитии партии по определению Макса Вебера прошли 3 этапа:

a.     Аристократическая группировка – субъектами политики были верхи общества, формировавшиеся вокруг отдельных лидеров и оспаривающие свои позиции при дворе.

b.    Политический клуб – организации постепенно приобретали четкие, организационные очертания, связывая себя с тем или иным идейным или политическим направлением. Шла подготовка кадров.

c.     Массовые партии – развитие массовых партий внесло рабочее движение. Именно оно создало классический тип партии с массовым членством, разветвленной сетью массовых организаций, съездами, четким уставом, программой.

 

 

 

Тема № 8: Партия в политической системе общества

 

План

1.     Понятие политической партии, ее функции, типология политических партий.

2.     Формирование многопартийности на Украине, перспективы развития. Партийные системы. А.А. Радугин, стр. 132-146

 

ü        Партия является выразителями потребностей и целей определенных классов и социальных групп.

Отличие политической партии от других обществ организаций в том, что партиями программу и устав.

 

Цель партии: завоевание или удержание политической власти.

Политические партии как одно из важнейших достижений цивилизации. Продолжает осваиваться обходимым институтом в современной политической жизни.

В своем развитии партии по определению Макса Вебера прошли 3 этапа:

ü                Аристократическая группировка – субъектами политики были верхи общества, формировавшиеся вокруг отдельных лидеров и оспаривающие свои позиции при дворе.

ü                Политический клуб – организации постепенно приобретали четкие, организационные очертания, связывая себя с тем или иным идейным или политическим направлением. Шла подготовка кадров.

ü                Массовые партии – развитие массовых партий внесло рабочее движение. Именно оно создало классический тип партии с массовым членством, разветвленной сетью массовых организаций, съездами, четким уставом, программой.

Ряд факторов, повлиявших на образование политических партий:

o                            С появлением классов и классовых антагонизмов возникает социальное неравенство. Наличие у классов специфических интересов, их обоснования, защита и осуществление порождает необходимость к партии.

o                            Разные взгляды по вопросу о политическом устройстве общества, конкретным политическим вопросам, также обуславливает образование политических партий.

o                            Причины религиозного характера нередко приводят к возникновению политических партий, где на лицо межрелигиозное противоречие.

o                            Образование партий способствуют и причины национального и этнического характера, противоречия, существующие в обществе на этой почве.

Что такое политическая партия?

Есть две крайние точки зрения:

Партия – это группа, создаваемая для избирательной компании

Партия – это авангард  класса, руководящая сила общества.

Функции партии:

1.                 Представительство интересов класса, социальные группы, общества в целом. Эта функция присуща любой политической партии.

2.                 Интеграционная (объединяющая) функция – реакция партии на сложную картину противоречий, конфликтов, борьбы, которая происходит в любом обществе.

3.                 Идеологическая функция – проявляется в пропагандистской работе (разработка и распространение различных партийных документов).

4.                 Кадровая политика партии – понимается как подбор и выдвижение кадров как для самой партии, так и для других организаций, входящих в политическую систему.

5.                 Идейно-политическая борьба с оппозиционными партиями

Внутрипартийные функции:

- прием новых членов партии

- регулирование внутрипартийной жизни

- решение разного рода внутрипартийных проблем.

Типология партии

Тип партии – понятия, включающие в себя наиболее существенные признаки определенной группы политической власти.

Типология строится по таким критериям:

1.      Классовая природа

2.      Внутренняя структура

3.      Особенности выполнения функций

4.      цели партий.

Выделяются следующие типы политической партии:

1.                Партии политического авангарда (ленинский тип партии)

2.                Парламентские партии

3.                Демократические и тоталитарные

4.                Классовые и народные

5.                Революционные и реформистские

6.                Массовые и кадровые

7.                Светские и религиозные

8.                Правящие и оппазиционные.

Типология политической партии распространенная в современной политологии

Демократической партии присуще демократизм внутрипартийной жизни (гласность, наличие в партии фракции, выборность руководящих органов на демократической основе). Демократические партии строго придерживаются существующих в стране законов.

К тоталитарной партии следует отнести фашистские и полуфашистские партии. Их отличительная черта в том, что они полностью попирают нормы демократии и законности, прибегают к террористическим методам, насаждают произвол и тотальное подчинение правящей верхушки.

Классовые партии – возникли как организации выражающие политические интересы того или иного класса (конец 19-начало 20 вв).

Народные партии  - на смену классовым партиям стали приходить общенародные партии. Чтобы добиться успеха на выборах партия должна была учитывать интересы ни одного какого-то класса, а целого блока сил.

Революционные партии – прежде всего коммунистические – выполняли в буржуазных странах функции борьбы против существующего строя.

К реформерским партиям относятся подавляющие в большинство современные партии стран Запада, все они выступают против революции.

2.Многопартийность на Украине стала реальностью. Политических партий существует от 120 до 140 в Украине.

Положение в Украине многопартийность – правящие власти всегда ищут лучшее предложение, чтобы найти оптимальный вариант развития.

Отрицательное в многопартийности  - идет раздробление в обществе, нестабильность. Не все политические партии берут на себя ответственность за государство, между ними нет согласия.

   Все политические партии в Украине имеют идентичную программу.