КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

 

Ремизова Н.Я, преподаватель высшей категории,

Краус Н.А., преподаватель ІІ категории,

ОП НУБиП Украины «Крымский агропромышленный колледж»

 

В современном мире развитие Украины определяется в контексте европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности западной культуры. Для Украины особую актуальность приобретает учет факторов социально-экономического развития, среди которых значительная роль отведена человеческому фактору. Особое значение при этом приобретает система образования.

Отличительными чертами учебного процесса является гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, использование передовых коммуникационных и информационных технологий.

Социально-экономические и политические изменения в обществе, укрепление государственности, вхождение Украины в мировое сообщество невозможны без структурной реформы национальной системы высшего образования. Приоритетной задачей является модернизация высшего образования в соответствии с современными международными требованиями.

Необходимо учесть, что переход на преподавание с учетом требований Болонского процесса предусматривает существенное увеличение и переход на качественно новый уровень самостоятельной работы студента.

Украина — активный участник интеграционных процессов. Проектирование образовательных структур и введение новых моделей и программ подготовки, как свидетельствует опыт всех стран, в том числе и Украины, — процесс чрезвычайно сложный.

Относительно быстрое вовлечение нашей страны в мировое разделение труда выявило неспособность большинства национальных производителей соревноваться за внешние рынки и удерживать конкурентные позиции на внутреннем рынке, что привело к негативным структурным сдвигам отечественных производств и экспорта значительной части продукции с низким уровнем добавленной стоимости и высокой энерго-, материало- и трудоемкостью.

Конкурентоспособность экономики страны в мировом сообществе во многом зависит от состояния развития и интеграции в экономику науки, образования, производства и бизнеса, использующих и коммуникационные технологии.

Трудно говорить о конкурентоспособности экономических кадров на фоне неспособности большинства  экономистов вести экономическую работу. Субъекты хозяйствования не способны к формированию платежеспособного спроса на высококвалифицированных специалистов. А выпускники вузов экономических специальностей в лучшем случае владеют лишь  теоретическими основами. Деградируют качественные характеристики специалистов.

Для потенциального работодателя важны не формальные оценки выпускника вуза, а его реальная профессиональная компетентность, способность эффективно выполнять возложенные на специалиста функции, практически решать конкретные задачи по выбору оптимального экономического поведения на рынке. Главным для выпускника вуза на рынке трудовых ресурсов является соответствие его личностных, профессиональных и деловых качеств потребностям предпринимательской среды, включая потребности самого специалиста, производства и общества.

Каждому выпускнику вуза предстоит познать реальные рыночные законы, легальные и теневые стороны бизнеса, освоить законы и механизмы конкуренции, познать финансы, экономику, менеджмент, право и многое другое, не только усвоить экономическую терминологию, но и освоить теорию.

Ему недостаточно академической , вузовской подготовки, а нужно овладеть хозяйственной практикой, накопить определенный опыт. Необходимо научиться пользоваться компьютером, работать с Internet, знать английский язык, как наиболее ходовой.

Необходимо овладеть деловыми манерами, учиться искусству общения с людьми, научиться слушать и слышать людей, познавая мотивы их деятельности.

Эффективно работать специалист может тогда, когда за методами работы стоит знание законов жизни, понимание ее во всем многообразии. Рецепты здесь неуместны. Нельзя сказать «делай так» или «не надо так», так как сущность деятельности определяется состоянием человека, его возможностями, настроением, интересами, реальностью стимулов.

Главным для выпускника вуза является соответствие его личностных, профессиональных и деловых качеств потребностям предпринимательской сферы, включая потребности самого специалиста, производства и общества. Искусство деятельности выпускника вуза тесно взаимосвязано с индивидуальным подходом к личности работника на основе социально-психологических особенностей людей. Деловитость и предприимчивость – характерные черты современного специалиста. Он творчески подходит к делу, постоянно ищет эффективные формы, методы и приемы работы, доводит начатое дело до конца, неординарно решает возникшие проблемы.

Быть специалистом – значит уметь продуктивно использовать свое и чужое время. Нужно уметь работать не только тогда, когда времени мало, но и тогда, когда его « нет совсем».

Л. Н. Толстой по этому поводу писал: «Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его».

Найти каждому человеку свое место в общей системе работы, знать людей, их интересы и особенности – в этом успех будущего специалиста, успех в достижении целей.

 

Опубликовано:

Участь України у глобалізаційних процесах / Матеріали Всеукраїнського семінару молодих учених та студентів (14-15 квітня 2011 р.), Сімферополь. – Саки: ПП «Підприємство Фєнікс», 2011. – 384 с.

УДК 339.92 (477)

ББК 65.58

ISBN 978-966-1551-76-2

Сайт управляется системой uCoz