Педагогика и психология

ВОПРОСЫ  НА  ЭКЗАМЕН

1.       Психология, как наука. Раскройте структуру психики. Опишите механизмы психологической защиты.

2.       Дайте характеристику методам психологии.

3.       Современные отрасли психологии, как система научных дисциплин.

4.       Психология деятельности.

5.       Дайте характеристику чувственным формам освоения действительности (внимания).

6.       Дайте характеристику соотношению объективной и субъективной реальности (памяти).

7.       Дайте характеристику рациональным формам освоения действительности (мышлению).

8.       Дайте характеристику психическим явлениям – познавательным процессам.

9.       Формирование коллектива. Стили управления коллективом.

10.   Раскройте соотношение понятий «человек» - «индивид» - «индивидуальность» - «личность».

11.   Раскройте факторы формирования личности.

12.   Раскройте особенности и преимущества каждого типа темперамента.

13.   Характер. Факторы формирования характера.

14.   Общение. Структура и средства общения.

15.   Дайте характеристику сторонам и средствам общения.

16.   Раскройте особенности вербальным и невербальным средствам общения.

17.   Основные стили общения. Их характеристика и особенности.

18.   Характеристика волевых качеств человека.

19.   Дайте характеристику способностям, как индивидуально психологическим особенностям личности.

20.   Педагогика как наука. Категория педагогики.

21.   Современная педагогика. Новые модели образования.

 

Задачи и ситуации по экзамену

 «Основы психологии и педагогики»

1.      Проанализируйте приёмы и способы активизации внимания в процессе проведения занятий.

2.      Считается, что тяжёлым характером обладал Достоевский, очень «крутой» характер был у И.П.Павлова, нелюдимостью отличался А.С.Грин. Однако это не помешало им стать выдающимися личностями. Почему?

3.      Определить причины возникновения конфликтов, разрешив следующую ситуацию: «Представьте себе, что  Вы – главврач клиники по трансплантации внутренних органов. Очередь (пересадка сердца) ожидает 4 человека:

1). Ваш коллега, хирург от Бога, 26 лет;

2).50-летний профессор, не женат, но светило науки в медицине;

3).18-летняя беременная девушка, сирота, но ВИЧ-инфицированная;

4).36-летняя воспитатель детского сада, 2 маленьких детей, муж погиб в автокатастрофе».

          Кому Вы отдадите предпочтение и почему?  Обоснуйте выводы.

4.      Проанализируйте высказывание В.Вундта:  «В будничных  радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, а важных событиях жизни – меланхоликами, относительно впечатлений, глубоко затрагивающие ваши интересы – холериком, и, наконец, в  исполнении раз принятых решений - флегматиком».

5.      Проанализируйте высказывание Л.С.Выготского: «… темперамент есть  наличная предпосылка, а характер – конечный результат воспитательного процесса».

6.      Проанализируйте стили общения и темперамент.

7.      Проанализируйте влияние самооценки в жизни человека.

8.      Проанализируйте стили управления коллективом.

9.      Люди, которые едут в транспорте в часы пик, часто выглядят унылыми, подавленными, безрадостными, раздражёнными. У них  и в самом деле скверное настроение? Или они следуют неким неписанным правилам поведения? Что это за правила? Что происходит, когда эти правила нарушаются?

10.   Разрешите ситуацию.

Девушка только что познакомилась с симпатичным человеком. Он оказался интересным собеседником, и она с удовольствием слушала его забавные истории. В середине разговора он положил руку  ей на плечо, продолжая дружески улыбаться и рассказывать смешной анекдот. Вскоре они простились, выразив надежду на скорую встречу. К вечеру, вспомнив нового знакомого, она поняла, что не будет слишком огорчена, если больше никогда не увидит его.

   Чем можно объяснить такую неприязнь к обаятельному человеку?

11.   Разрешите ситуацию.

Известно, что толпа людей может стать опасной. С увеличением размера толпы она становится всё более раздражённой и возникает вероятность драк и столкновений.

   Что происходит в это время с людьми, находящимися в толпе людей?

12.   Составьте блок-схему «Структура и средства общения».

13.   Составьте схему соотношения типа нервной системы и темперамента.

14.   Студент группы не поддаётся влиянию со стороны группы. Проявляет негативизм – позицию, когда группа оказывает давление, а он во всём сопротивляется этому давлению, отрицая во что бы то ни стало всё стандарты и нормы группы.

Противоположность это конформизму или нет?

15.   Проанализируйте, когда повышается конфликтность?

16.   Покажите особенности поведения согласно свойств личности по Г.Айзенку.

17.   Решите задачу:  «Может ли холерик работать бухгалтером?»

18.   «Секреты» трудоустройства и их решение.

19.   Как построить свою беседу при приёме на работу.

20.   Проанализируйте, в каких ситуациях допустим авторитарный стиль управления и почему.

21.   Проанализируйте причины неуспешного руководства.