Основы психологии и педагогики

Модуль №2.

Тема № 3. Личность (1)

(Семинарское занятие)

 

План

 

1.Соотношение понятий: «человек» – «индивид» - «личность»- «индивидуальность».

2.Развитие, воспитание, активность, устойчивость личности.

3.«Я- концепция», или образ Я.

4.Структура личности (по К.К. Платонову).

 

Задания

 

1.Изучить по конспекту лекции, рекомендованной литературе содержание следующих  понятий: «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»,  «развитие личности», «формирование личности»,  устойчивость личности, «Я- концепция, или образ «Я».

2.Осмыслить влияние биологических и социальных факторов на развитие личности, обратив особое внимание на роль наследственности, среды и воспитания.

3.Составить и обосновать обобщающую схему соотношения следующих  понятий: «направленность личности», «потребности», «мотивы», «интересы», «стремления», «влечения», «желания», «убеждения», «идеалы», «мировоззрение», «психологическая установка».

4.Подготовиться к выступлению по теме «Я – концепция» с использованием фрагментов самоанализа.

5.Подготовить сообщение по четвертому вопросу (один студент по заданию преподавателя).

 

 

 

Литература:

Немов Р.С. Психология. В трех кн. Книга 1. – М., 1995.- С. 284-285, 302-311.

Бондарчук Е.Н., Бондарчук Л.Н. Основы психологии и педагогики.- Курс лекций. – Киев, 1999. – С.28-32.

 

Лозниця В.С. Психологія і педагогіка: основні положення. Навчальний посібник. – Київ, 1999.- С.44-67.

Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. – М.. 1989.- С.42-47.

Краткий психологический словарь (Сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985. – С.114; 115; 124; 199; 189-191, 184-185; 165-167; 253-254; 323; 364-365; 369-372; 419-420).

 

 

Контрольные вопросы и задания.

 

1.Раскройте соотношение понятий «человек» - «индивид»- «личность»- «индивидуальность».

2.Какоово содержание понятий «развитие личности» и формирование личности»?

3.Чем обусловливается развитие личности?

4.Назовите факторы, влияющие на формирование личности.

5.Что означают термины «устойчивость личности» и «активность личности»?

6.Дайте определение понятия «потребность». Какие виды потребностей существуют?

7.Проанализируйте, какие конкретно социальные потребности (материальные, духовные) для Вас имеют наибольшее значение и как они влияют на Вашу жизнь.

8.Что понимается под “мотивом”?

9.Как соотносятся потребность и мотив7

10.Приведите пример, как интерес влияет на активность личности.

11.Раскройте общее и особенное в понятияхжелание”, “стремление”, “влечение”.

12.Что означает терминубеждение”?

13.Приведите пример того, как убеждение влияет на Вашу деятельность и поведение.

14.Что понимается подпсихологической установкой”?

15.Проанализируйте влияние тех. Или иных психологических установок на общественную жизнь человека.

16.Что означает терминнаправленность личности”?

17.Что понимается под “Я – концепцией”?

18.Из каких подструктур состоит структура личности (по К.К. Платонову)?