Политэкономия

I

 

При самостоятельном изучении учебного материала большое значение для студентов имеет учебно-методический пакет, содержание которого предусматривает:

-         учебную программу дисциплины с четким обозначением содержания и объекта аудиторной и внеаудиторной учебной работы,

-         опорный конспект лекций,

-         основные советы студентам для изучения дисциплины с требованиями к оценке знаний по данной дисциплине,

-         методические рекомендации по изучению отдельных тем,

-         перечень вопросов, которые выносятся на семинарские занятия,

-         подбор контрольных вопросов, практических заданий для самопроверки,

-         перечень литературы.

 

Рассмотрим одно из положений учебно-методического пакета: «Методические рекомендации по изучению темы».

 

ТЕМА:  Товарно-денежные отношения.

 

В данную тему входят следующие вопросы:

1.     Натуральное и товарное производство, условия их возникновения и развития.

2.     Товар и его свойства. Двойственный характер труда воплощенный в товаре.

3.     Происхождение, сущность и функции денег.

4.     Закон стоимости, его функции и механизм действия.

 

Для самостоятельного изучения этой темы, студентам даны следующие рекомендации:

1.     Настоящая тема является исходной в изучении капиталистического способа производства. В ней выявляются сущность и основные черты товарного производства. При изучении первого вопроса нужно выяснить основные черты натурального и товарного производства, условия их зарождения и развития. Отличие товарного производства от натурального. Обратить внимание на однотипность и различие простого товарного производства.

2.     При изучении товара и его свойств. Надо исходить из того, что политическая экономия имеет дело не с вещами, а с отношениями между людьми, но эти отношения всегда связаны с вещами и проявляются как вещи. При выяснении качественной характеристики труда, создающего товар, его двойственной природы, важно понять противоречивый характер товарного производства. Чем отличаются различные виды конкретного труда, всегда ли они существовали и будут существовать, почему конкретный труд не может быть основой приравнивания товаров при обмене, почему нет никакого качественного различия между абстрактным трудом, затрачиваемым работниками разных специальностей, при каких общественных условиях затраты рабочей силы выступает в качестве абстрактного труда. Чтобы понять причину двойственного характера труда, необходимым трудов являющего основным противоречием простого товарного производства.  Во втором вопросе изучается количественная характеристика труда. Главное – это понять содержание общественно необходимого рабочего времени определяющего величину стоимости товара. С этой целью выяснить сущность индивидуального и общественно необходимого труда. Какие условия производства являются средними. Что понимается под простым и сложным трудом, каким путем происходит сведение сложного труда к простому.

3.     Выясняя происхождение денег из процесса обмена товаров, обратить внимание на характеристику простой или случайной формы стоимости, которая заключает в себе тайну появления денег. Когда она исторически возникла, почему один и тот же товар не может находиться одновременно в относительной и эквивалентной форме стоимости, в чем заключаются особенности эквивалентной формы стоимости, какой товар в простой форме стоимости выполнял в зародыше роль денег. При рассмотрении полной, всеобщей и денежной форм стоимости необходимо уяснить в чем проявляется обострение противоречий товарного производства, обусловившее необходимость перехода от одной формы стоимости к другой. Следует выяснить сущность денег, их единство с товаром и отличие от него. Поскольку сущность денег наиболее полно проявляется в их функциях. Рассматривая деньги как меру стоимости важно усвоить следующее назначение данной функции ее особенности: почему мерой стоимости следует считать золото, а не бумажные деньги, сущность и факторы, определяющие уровень цен, масштаб цен; отличие функции денег как меры стоимости от масштаба цен. При рассмотрении функции денег как средство обращения, необходимо выяснить назначение данной функции, отличие простого товарообмена от товарно-денежного обращения, почему роль денег в этой функции мимолетна, каковы причины функционирования в обращении бумажных денег и неполноценных монет. Усвоить общий закон денежного обращения, применимый к любому виду денег. При рассмотрении последующих функций денег необходимо уяснить в чем связано их возникновение и какова сущность последоб из них.

4.     При изучении четвертого вопроса следует уяснить содержание закона стоимости, характер и границы его действия, связь с конкуренцией. Необходимо понять действие закона стоимости в сфере производства как стихийного регулятора в распределении общественного труда и средств производства между различными отраслями хозяйства, его действие в сфере обращения как стихийного регулятора цен. Каким образом закон стоимости стимулирует стихийное развитие производительных сил, обуславливает дифференциацию товаропроизводителей. Изучая товарный фетицизм, важно понять зависимость экономического положения товаропроизводителей от рынка и те объективные условия, которые препятствуют контролю над производством и обмен товаров со стороны товаропроизводителей.

 

II

 

          Если вопросы данной темы выносятся на семинарское занятие, то необходимо рассмотреть проблемные ситуаций. Проблемные ситуации для решения на семинарском занятии:

1.     Потребительная стоимость товара – это способность удовлетворить какие-либо потребности человека на основе совокупности физических и химических свойств, в таком случае с одной стороны это естественная, вечная, а не экономическая категория, с другой никакой последности товара. Потребительной стоимости не может быть речи без совокупности его физических и химических свойств, то есть категория потребительной стоимости товара может быть простой совокупностью физических и химических свойств вещи и в то же время не может быть этой совокупностью. Из всего этого следует вопрос. Каковы особенности, экономические черты потребительной стоимости товара?

2.     Стоимость товара – это его количественная характеристика, количество воплощенного в товаре труда. Чем больше труда затрачено на  производство данного товара, тем выше его стоимость. Отсюда следует, что чем ленивее работник, тем больше он затрачивает времени на изготовление товара и тем выше будет стоимость этого товара. В действительности это не так. Значит, стоимость определяется количеством воплощенного в ней труда. Вопросы: В чем заключается количественная определенность стоимости? Какой труд и какое рабочее время составляют стоимость товара.

3.     Основное противоречие товарного производства. Потребительная стоимость и стоимость товара как качественная и количественная его определенность, как два свойства товара, находящиеся в неразрывном единстве. Товар в целом – это единство двух сторон потребительной стоимости и конкретного труда с одной стороны, стоимости и абстрактного труда – с другой. Вопросы: Можно ли на этом основании предположить, что между двумя сторонами товара, двумя видами труда, в товаре вообще и в товарном производстве в целом нет противоречий?

В чем заключается основное противоречие товарного производства?

 

 

III

 

          При проведении модульно-рейтингового контроля, студент может набрать максимально 100 баллов.

Из них 30 баллов за самостоятельное изучение материала. 30 баллов студент получает, если в полном объеме изучен материал.

24 балла студент получает, если в ответе были неточности, ошибки, которые исправляются с помощью дополнительных вопросов.

19 баллов студент получает, если в определении понятий допускаются неточности, экономически сущность раскрыта не полностью. В ответе обнаруживается недостаточность глубокого понимания программного материала, проявляется умение лишь к репродуктивному изложению материала.

12 баллов студент получает, если не способен раскрыть экономическую сущность вопроса, четкого определения понятий не даст. В ответе обнаруживается незнание части материала, темы.

 

IV

 

 

Заключение.

 

          Систематическая и целенаправленная самостоятельная работа студентов развивает в них ряд полезных навыков и умений: выделять главное, существенное. Умение сразу включаться в работу, найти нужный материал логически связать его с ранее изучаемым.

          Самостоятельная работа решает так же важную задачу, формируя характер студента, уверенность в своих силах, дух здорового соперничества, что в конечном счете поможет решать главную задачу: готовить грамотных и квалифицированных специалистов, способных принимать самостоятельные решения.