МОДУЛЬ №1

 

Измерение результатов экономической деятельности и влияние на них макроэкономической нестабильности.

 

  Изучаемые вопросы:

 

1.     Макроэкономика и политика.

2.     Национальная экономика как единое целое.

3.     Методологические основы макроэкономического анализа.

4.     Общая характеристика экономических параметров.

5.     Система национального счетоводства.

6.     Понятие инфляции и ее измерение.

7.     Причины инфляции. Кто и как страдает от инфляции? Кто и как выигрывает от инфляции?

8.     Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей.

 

  Литература:

 

1.     Задоя А.А. «Макроэкономика» стр. 12-30, стр. 82-84.

2.     Опорный конспект «Макроэкономика» Тема 1 стр. 1-12.

3.     Опорный конспект «Макроэкономика» Тема 4 стр. 1-11.

4.     Атапова П.А. «Макроэкономика» стр. 1-34.

5.     Задоя А.А. «Макроэкономика» стр. 86-89.

 

Методические рекомендации:

 

1.     При изучении вопросов обратить внимание:

-         на два уровня макроэкономического анализа, агрегирование, цель моделирования.

-         На основные виды макроэкономической теории.

-         Взаимосвязь экономики природы и общества и вытекающие из этого последствия.

-         На шкалу экономических параметров и ее виды.

-         На основные макроэкономические параметры, годовой общественный продукт, национальное богатство.

-         Индекс цен, уровень инфляции в Украине.

-         Причины инфляции.

 

Дать ответы на контрольные вопросы:

 

1.          позитивная и нормативная экономическая теория в чем их сущность и различие.

2.          Что представляет собой национальная экономика.

3.          Взаимосвязь экономики природы и общества в чем сущность этой взаимосвязи.

4.          Что представляют собой внутренние структуры экономической системы.

5.          Почему 20 век в истории экономической мысли является этапом макроэкономики.

6.          Этапы макроэкономического анализа.

7.          В чем сущность агрегирования?

8.          Два типа моделей и цель моделирования.

9.          В чем сущность функционального анализа?

10.     Основные виды экономического моделирования и ограничения, инструменты проверки.

11.     В чем сущность методологии макроэкономики?

12.     Как определяется: валовый продукт фирмы, добавленная стоимость, валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт,  внутренний продукт, чистый национальный продукт, чистый национальный доход.

13.     Что входит в состав национального богатства?

14.     Что такое инфляция, ее сущность, как измеряется?

15.     Каковы последствия инфляции. Кто выигрывает, кто проигрывает от инфляции?

16.     Есть ли у инфляции положительные и отрицательные стороны, назовите их.

17.     В чем сущность фаз экономического цикла, влияние циклов на различные отрасли экономики.

18.     Каковы причины экономических циклов?

 

 

1.     Составить краткий конспект по вопросам.

2.     Письменный опрос.

 

Доклад на семинарское занятие:

 

1.  Основные макроэкономические проблемы и пути их решения.

 

 

 

 

 

МОДУЛЬ №2

 

Совокупный спрос, совокупное предпочтение. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке.

 

Изучаемые вопросы:

1.     Ценовые факторы совокупного спроса.

2.     Совокупное предложение, неценовые факторы.

3.     Сущность макроэкономического равновесия.

4.     Потребление и сбережение, эффект мультипликатора.

 

Литература:

1.     Задоя А.А. «Макроэкономика» стр. 160-164, стр. 165, 167-169, 196-199.

2.     Опорный конспект «Макроэкономика» Тема 8 стр. 1-3

3.     Атапова П.А. «Макроэкономика» стр. 64-79, 88-101.

 

Методические рекомендации:

1.     При изучении вопросов обратить внимание:

-         На кривую совокупного спроса и ее смещение.

-         На совокупное предложение его кривую и ее смещение.

-         На макроэкономические пропорции и макроэкономическое равновесие.

-         На психологический закон Кейнса.

-         На эффект мультипликации.

 

Дать ответы на следующие вопросы:

1.     В чем сущность неценовых факторов совокупного спроса?

2.     Как каждый фактор влияет на совокупный спрос и кривую?

3.     Что представляет собой совокупное предложение?

4.     В чем сущность неценовых факторов совокупного спроса?

5.     Как каждый фактор влияет на совокупный спрос и кривую?

6.     Какие существую макроэкономические пропорции, в чем  их сущность?

7.     Какие существуют модели макроэкономического равновесия?

8.     Основные формы макроэкономического равновесия?

9.     В чем сущность психологического закона Кейнса?

10.            Как определяется средняя склонность и потреблению и предельная склонность к потреблению?

11.            Как определяется средняя склонность к сбережению и предельная склонность к сбережению?

12.            В чем сущность эффекта мультипликации.

 

1.     Составить краткий конспект по вопросам.

2.     Устный опрос.

 

Доклад на семинарское занятие

1.     Классическая краткосрочная макроэкономическая модель.

2.     Кейнсианская макроэкономическая модель.

 

 

 

 

 

 

МОДУЛЬ №3

 

Бюджетно-налоговая политика и денежный рынок

 

Изучаемые вопросы:

 

1.     Бюджетный дефицит.

2.     Устройство бюджетно-налоговой системы. Кто и как платит налоги? Кем устанавливаются налоговые ставки и их построение?

3.     Основные виды налогов: подоходный налог, налог на прибыль, налог на потребление.

4.     Деньги, их функции. Основные денежные агрегаты. Кредитная система.

5.     Инструменты кредитно-денежного регулирования.

6.     Функции коммерческих банков. Привлечение денег.

7.     Функции коммерческих банков. Виды кредитов.

 

Литература:

 

1.     Задоя А.А. «Макроэкономика» стр. 215-219, 220-224.

2.     Духов В.Е. «Макроэкономика» стр. 112-115.

3.     Задоя А.А. «Макроэкономика» стр. 247-250, 254-260, 263-267.

 

Методические рекомендации:

 

1.     При изучении вопросов обратить внимание на:

-         Причины бюджетного дефицита, его уровень.

-         Налоги, кем устанавливаются, построение налогово-бюджетных систем.

-         Виды налогообложения.

-         Подоходный налог в Украине, налог на прибыль и потребление.

-         Функции денег. Денежную массу.

-         Денежные агрегаты и их ликвидность.

-         Привлечение денег и выдачу кредитов.

-         Кредитную систему, функции национального банка.

 

Дать ответы на контрольные вопросы:

 

1.     В чем причины дефицита государственного бюджета.

2.     Как определяется уровень бюджетного дефицита.

3.     Что такое налоги, источники, объекты налогообложения.

4.     Кто устанавливает налоги.

5.     Виды налогов.

6.     Как строится налогово-бюджетная система.

7.     Виды современных налогов.

8.     Налоговая ставка и ее виды, какой вид преобладает.

9.     Какие существуют виды налогообложения.

10.            Как устанавливается подоходный налог.

11.            Налог на прибыль, механизм действия.

12.            Что относится к косвенным налогам?

13.            В чем сущность налога на добавленную стоимость?

14.            Определение денег и какие функции выполняют.

15.            Что такое наличные и кредитные деньги.

16.            Что означает депозитная деятельность коммерческого банка.

17.            Что такое ликвидность денежных средств.

18.            Какие виды вкладов выделяют.

19.            Что заставляет людей вкладывать деньги?

20.            Что означает депозитная деятельность коммерческого банка?

21.            Перечислить признаки кредита.

22.            От чего зависит величина процентной ставки?

23.            Как кредит влияет на экономические процессы?

24.            Что представляет собой кредитная система государства?

25.            Перечислить функции национального банка Украины.

26.            Для чего национальный банк страны использует инструменты кредитно-денежного регулирования?

27.            В чем сущность инструментов регулирования.

 

1.     Составить краткий конспект.

2.     Письменный опрос.

 

Доклады на семинарское занятие:

 

1.     Институты кредитно-денежной системы.

2.     Функции налогово-бюджетной системы.

 

 

 

 

 

МОДУЛЬ №4

 

Экономический рост. Механизм внешнеэкономической политики.

Изучаемые вопросы:

1.     Показатели экономического роста.

2.     Факторы экономического роста.

3.     Возможные последствия экономического роста.

4.     Международные экономические связи. Международная торговля и государственная внешнеторговая политика.

5.     Государственное регулирование валютных курсов.

6.     Международные экономические связи. Международное перемещение ресурсов и координация международных экономических связей.

 

Литература:

1.     Задоя А.А. «Макроэкономика» стр. 337-342

2.     Опорный конспект «Макроэкономика» Тема 10 стр. 26-30.

3.     Атапова П.А. «Макроэкономика» стр. 222-225.

 

Дать ответы на контрольные вопросы:

1.     Как определяется индекс роста реального ВВП?

2.     Как определяется темп прироста реального ВВП?

3.     Как определяется изменение ВВП на душу населения?

4.     От чего зависит реальный экономический рост?

5.     Что показывает привал производственных возможностей, и какое влияние на нее оказывают факторы предложения?

6.     Как называются факторы экономического роста связанные с увеличением примененных ресурсов?

7.     В чем сущность негативных последствий экономического роста?

8.     В чем сущность абсолютного преимущества страны в производстве?

9.     В чем сущность сравнительного преимущества страны?

10.            В чем сущность протекционизма и либерализма.

11.            Международное перемещение ресурсов, их влияние на государство.

12.            Миграция рабочей силы, кому выгодно, а кому нет?

13.            Какие существуют направления регулирования мировых хозяйственных связей?

14.            Для чего применяется демпинг?

15.            Международные экономические организации и их влияние на мировые хозяйственные связи.

16.            Цель применения государственного регулирования валютных курсов.

 

1.     составить краткий конспект по вопросам.

2.     Письменный опрос.

 

Доклады на семинарские занятия:

1.     Кейнсиансике модели экономического роста.

2.     Неоклассические модели экономического роста.