ЛЕКЦИЯ № 1

 

Общее учение о государстве. Функции государства. Формы и механизмы государства.

 

Цель: определить особенности учебного курса «Правоведение», формировать заинтересованность учащихся в его изучении; ознакомить учащихся с учебниками по правоведению и системой работы с ними углубить знания учащихся о государстве, определить его функции, признаки; раскрыть суть понятий «форма государства», «демократия»; формировать умение учащихся определять форму государства по определенным признакам; воспитывать уважение учащихся к демократическому устройству государства.

Вопросы лекции:

1. Основные теории происхождения государства

2. Понятие и признаки государства.

  3. Функции государства.

  4. Классификация государств в зависимости от их формы

 

Основные теории происхождения государства

            Патриархальная теория (Аристотель, Р.Филмер, Н.К.Михай­ловский, М.Н.Покровскяй). Согласно этой теории государство произошло из патриархальной семьи, в результате ее разраста­ния: семья — совокупность семей (селение) — совокупность се­лений (государство). Аристотель называл человека политичес­ким животным, которое вступает в отношения с людьми с це­лью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к образованию селе­ний, их объединения создают государство.

         Таким образом, государство предстает как результат семей­ных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как про­должение власти отца (патриарха) в семье, носящая «отеческий» характер. В наше время эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в ста­новлении государственности, должны учитываться.

        Теологическая теория (Фома Аквинский) базируется на идее божественного создания государства с целью реализации общего блага. Она обосновывает господство духовной власти над свет­ской властью, церкви над государством. Каждому человеку пред­писывается смириться перед волей Бога, установившего госу­дарственную власть, подчиниться той власти, которая .санкцио­нирована церковью. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда вытекает ут­верждение о необходимости сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов. В теологической теории трудно найти элементы, приемле­мые для современной светской трактовки происхождения госу­дарства. Её рациональным зерном можно считать идею об ут­верждении порядка как общего блага в государстве. Правда, та­кой порядок, согласно этой теории, создается с помощью божественной силы, что исключает активность личности.

            Договорная (естественно-правовая) теория (Г.Гроций, Б.Спи­ноза, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Я. Козельский, Н.Ради­щев, И.Кант). Данная теория основывается на идее происхож­дения государства в результате соглашения (договора) как акта разумной воли людей. Объединение людей в единый государ­ственный союз рассматривается как естественное требование сохранения человеческого рода и обеспечения справедливости, свободы и порядка.

                  В основу теории естественного права положен тезис о том, что государству предшествовало естественное состояние людей. Оно представлялось авторам теории неоднозначно. Гоббс счи­тал, что в естественном состоянии происходит «война всех про­тив всех». Руссо, наоборот, рисовал радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как про­дукт человеческой деятельности и стремления людей к выжива­нию. Договорившись о создании государства, люди либо пере­дают правителю часть своих прирожденных прав, чтобы потом получить их из его. рук (один вариант трактовки происхождения государства), либо условливаются о сохранении своих естествен­ных прав (другой вариант). В любом случае предусматривается обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.

           Разумеется, объективные причины возникновения государ­ства нельзя объяснить только договором. Их значительно боль­ше. Вместе с тем договор играет значительную роль в создании ряда государств, в практике их государственного строительства. Так, Конституцией США закреплен договор между народами, находящимися в составе государства, и определены его цели: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, орга­низация совместной обороны, содействие общему благосо­стоянию.

              Органическая теория (Г.Спенсер) отождествляет процесс воз­никновения и функционирования государства с биологическим организмом. Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческому организму сформулированы еще древ­негреческими мыслителями. Г.Спенсер в XIX в. развил эту мысль, заявив, что государство — это общественный организм, кото­рый состоит из отдельных людей, подобно тому, как живой орга­низм состоит из клеток.

              Согласно его теории, государство, как и всякое живое тело, базируется на дифференциации и специализации. Дифференциация означает, что государство вначале возникает как про­стейшая политическая реальность и в процессе своего становле­ния усложняется, разрастается. Этот процесс завершается гибе­лью государства в результате его старения. Специализация пред­полагает, что формирование государства сопровождается объединением индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет определенную, только ей свойственную функцию. В результате складывается система органов государства. И все это происходит как в живом организме, части которого специа­лизируются на определенной функции в системе целого.

              Такое представление о государстве кажется, на первый взгляд, наивным и ненаучным, однако и здесь есть рациональное зер­но. Оно выражается в признании связей законов общественной жизни и законов природы, понимании того, что человек стано­вится существом общественным, будучи уже биологически сфор­мированным индивидом с волей и сознанием. Иными словами, человек первоначально является творением природы, затем — членом общества, а потом — гражданином государства.

            Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства как результат войн, насиль­ственного подчинения одними людьми других (у Е. Дюринга — части общества другой частью, у Л. Гумпловича и К. Каутского — одного племени другим).

         Они отрицают внутренние социально-экономические при­чины происхождения государства. Все государственно-правовые институты, существующие в обществе, выводятся ими из голого насилия. Насилие лежит и в основе возникновения частной соб­ственности.

          Государственная власть, по мнению Л. Гумпловича, возни­кает из физической силы, из господства племени, которое сна­чала физически преобладает над другим племенем, а потом пре­вращается в господство класса.

        К. Каутский подчеркивал, что только там, где есть насилие, возникает деление на классы. Это деление на классы возникает не вследствие внутреннего процесса, а в результате захвата одной общины другой. В итоге возникает одно объединение из двух общин, одна — господствует, другая — угнетает.

Понятие и признаки государства

    В мировой юридической науке нет общепринятого опре­деления государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отли­чающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся:

1) народ — совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь выражается в институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Понятие «государственный народ» следует отличать от понятия «население государства», которое гораздо шире по объему: в него включают не только граж­дан, но и иностранцев, и лиц без гражданства, проживаю­щих на территории государства;

2)  территория — материальная база государства. Это
часть земного шара, с которой исторически связан государ­ственный народ, имеющая границы, признанные между­ народным сообществом. Территория государства — это пространство, в пределах которого осуществляется государ­ственная власть;

3)  публичная организованная власть, иначе говоря,
власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним,
стоящая над ним. Публичная власть включает в себя особый
аппарат власти и управления в виде органов государства и
профессиональных управленцев (армия, полиция, чинов­ники, судьи и т.д.). В идеале главное назначение государ­ственной власти — руководство общезначимыми для на­рода делами;

4)  система сбора финансовых средств (дань, налоги,
займы, сборы, разного рода повинности). Эти средства необ­ходимы для решения общезначимых проблем (например,
обороны, строительства общественных зданий и сооруже­ний), а также для содержания государственного аппарата,армии, полиции и других органов принуждения;

5)  право система общеобязательных правил поведе­ния;

6)  суверенитет — самостоятельность и независимость государства во внутренних и внешних делах. Как указыва­лось выше, суверенность является признаком государствен­ной власти, но этот признак распространяется и на государ­ство в целом.

Исходя из этих взаимосвязанных признаков государства можно дать следующее его определение:

          Государство — это политическая организация общества, обладающая суверенной властью и полномочиями по управлению территориально организованным населением с целью выполнения внутренних и внешних функций и устанавливающая общеобязательные для всех правила поведения.

                                                

Функции государства

Функции государства — главные направления и виды дея­тельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.

Функции государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов, которые являются частью аппарата государ­ства и находят свое выражение в компетенции, в предмете веде­ния, в правах и обязанностях (полномочиях), закрепленных за ними.

Приведенные ниже функции государства отражают реализа­цию общесоциальных или «общих дел» (а не классовых), обес­печивающих объективное существование людей.

Можно классифицировать функции современного государ­ства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.

Функции государства по способам его деятельности:

законодательная,

исполнительная (управленческая),

судебная,

правоохранительная,

информационная.

Функции цивилизованного государства по сферам (объектам) его деятельности можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции обеспечивают его внутреннюю поли­тику:

1) политическая — выработка внутренней политики государ­ства, регулирование сферы политических отношений, обеспе­чение народовластия;

2)экономическая — регулирование сферы экономических
отношений, создание условий для развития производства; орга­низация производства на основе признания и защиты различ­ных форм собственности, предпринимательской деятельности;
прогнозирование развития экономики;

3)налогообложения и финансового контроля — организация
и обеспечение системы налогообложения и контроля над ле­гальностью доходов граждан и их объединений, а также за рас­ходованием налогов;

4)социальная — обеспечение социальной безопасности граж­дан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение со­циальных противоречий путем гуманной и справедливой соци­альной политики;

5)  экологическая — обеспечение экологической безопаснос­ти и поддержание экологического равновесия на территории го­сударства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

6)  культурная (духовная) — консолидация нации, развитие
национального самосознания; содействие развитию самобытно­сти всех коренных народов и национальных меньшинств; орга­низация образования; содействие развитию культуры, науки; охрана культурного наследия;

7)    информационная — организация и обеспечение системы
получения, использования, распространения и хранения инфор­мации;

8)    правоохранительная — обеспечение охраны конституци­онного строя, прав и свобод граждан, законности и правопоряд­ка, окружающей природной среды, установленных и регулируе­мых правом всех общественных отношений.

Внутренние функции государства ещё можно разделить на две основные группы: регулятивные и правоохранительные.

          Внешние функции обеспечивают его внешнюю политику:

1)   политическая (дипломатическая) — установление и под­
держание дипломатических отношений с иностранными госу­дарствами в соответствии с общепринятыми нормами и прин­ципами международного права;

2)экономическая — установление и поддержание торгово-экономических отношений с иностранными государствами; развитие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

3)экологическая — поддержание экологического выживания на планете;

4)культурная (гуманитарная) — поддержание и развитие куль­турных и научных связей с иностранными государствами; обес­печение сохранения исторических памятников и других объек­тов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвраще­нию культурных ценностей своего народа, находящихся зарубежом;

5)информационная — участие в развитии мирового инфор­мационного пространства, установление режима использования
информационных ресурсов на основе равноправного сотрудни­чества с другими государствами;

6)оборона государства — защита государственного сувере­нитета от внешних посягательств как экономическими, дипло­матическими, так и военными способами;

7)поддержание мирового правопорядка — участие в урегули­ровании межнациональных и межгосударственных конфликтов;
борьба с международными преступлениями.

Классификация государств в зависимости от их формы

Форма государства — это способ организации и осущест­вления государственной власти.

Понятие формы государства необходимо для ответа на вопросы: как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, как тер­риториально построена государственная власть, какими методами она осуществляется.

Форма государства представляет собой государственно-правовую конструкцию, состоящую из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы государственного режима. Классификация госу­дарств в зависимости от их формы осуществляется в соответ­ствии с этими элементами:

1)  в зависимости от формы правления различают монар­хические я республиканские государства;

2)  в зависимости от формы государственного устрой­ства различают унитарные, федеративные и конфедера­тивные государства;

3)  в зависимости от формы государственного режима различают демократические и антидемократические

государства.

      На форму государства влияют национальный состав на­селения, территориальные размеры страны, исторические традиции народа. Например, небольшие по территории государства и мононациональные государства в своем боль­шинстве являются унитарными. Монархические государ­ства в современном мире, как правило, представляют собой дань исторической традиции.

Формы правления современных государств

Форма правления — это организация, порядок образо­вания и взаимодействия высших органов государственной власти (парламента, главы государства и правительства).

В зависимости от порядка замещения поста главы госу­дарства различают две разновидности формы правления — монархию и республику.

Монархия — это такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получающее и переда­ющее свой пост и титул, как правило, по наследству и по­жизненно.

Признаки монархии:

1)власть главы государства (императора, царя, короля,
великого герцога, эмира, султана) существует исторически
и не делегируется ему народом;

2)власть монарха осуществляется бессрочно (пожизнен­но) и передается, как правило, по наследству;

3)монарх не ответственен за принятые им политические
решения.

В настоящее время в мире существует около 30 монархий. Их разновидности определяются характером взаимоотно­шений монарха с иными высшими органами власти — пар­ламентом и правительством. Эти разновидности следую­щие:

1)  абсолютная монархия (Оман, Катар, Саудовская
Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота влас­ти, все иные органы власти формируются монархом и дей­ствуют под его руководством. В чистом виде сейчас таких монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы формаль­но имеют конституцию;

2)  дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга).
Власть делится между парламентом и монархом. Парламент
принимает законы, но у монарха есть право абсолютного
вето (отклонения законопроекта). Правительство назна­чается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним;

3)парламентарная монархия (Бельгия, Великобрита­ния, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фак­тически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к за­конопроектам (например, в Японии), либо фактически не применяет вето (например, в Великобритании). Главная отличительная черта парламентарной монархии — форми­рование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним.

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется представительными ор­ганами, избираемыми народом на определенный срок.

Признаки республики:

1) власть главы государства и высших государственных
органов делегируется им народом;

2) полномочия главы государства ограничены определен­ным сроком;

3) глава государства несет политическую ответствен­ность за свою деятельность.

Большинство современных государств — республики. В зависимости от характера взаимоотношений между пре­зидентом, парламентом и правительством принято делить республики на такие разновидности:

1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми общенародными выборами (исключение состав­ляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только госу­дарство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;

2)  парламентская республика (Венгрия, Германия,
Индия, Италия). Президент избирается таким образом,
чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граж­дан: парламентом или особым собранием, формируемым
исключительно для выборов президента. Президент не
является главой правительства и не свободен в его форми­ровании. Фактически главу и состав кабинета определяет
парламент, точнее, партия, победившая на парламентских
выборах и имеющая большинство в парламенте. Правитель­ство несет ответственность перед парламентом;

3)  смешанная (президентско-парламентская или
парламентско-президентская)
республика (Беларусь,
Перу, Россия, Украина, Франция). Эта разновидность рес­публики соединяет черты парламентской и президентской
республик. Выборы президента производятся всенародным
голосованием (как в президентской республике), но пре­зидент не возглавляет правительство (как в парламентской
республике). В президентско-парламентской республике
правительство назначается президентом, но назначение
премьер-министра требует согласия парламента. Прави­тельство несет ответственность перед президентом, но и
парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет от­ставку правительства. Для смешанной республики харак­терно выведение поста президента за триаду законодатель­
ной, исполнительной и судебной власти: президент имеет
самостоятельный статус.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — это способ тер­риториально-политического устройства государства, по­рядок взаимоотношений между государством и его отдель­ными частями.

По форме государственного устройства все государства делятся на простые (унитарные) и сложные.

Простое (унитарное) государство — это единое госу­дарство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний). К признакам унитарного государства относятся:

1) наличие единого центра и единой системы органов
власти и управления;

2) наличие единой системы права.

В настоящее время большинство государств мира — уни­тарные (Болгария, Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина, Финляндия) имеются автономные образования.

Разновидности унитарных государств:

централизованные. Региональные органы этих го­сударств формируются путем назначения сверху
(Нидерланды, Казахстан, Франция);

децентрализованные. Региональные органы образу­ются независимо от центра, как правило, при помощи
выборов (Великобритания, Новая Зеландия, Ита­лия).

 

Сложные государства делятся на федерации и конфеде­рации.

Федерация представляет собой добровольное объедине­ние нескольких самостоятельных государств (субъектов федерации) в единое союзное государство. Федерацию ха­рактеризуют следующие признаки:

1) наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;

     2) наличие двух уровней государственной власти. Федеральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной частью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федерации обладает внутренним суверенитетом.

Разновидности федераций:

-   территориальные (США, Германия, Бразилия);

-   национальные (Бельгия, Индия);

-   смешанные (Россия).

В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых — крупные и средние но территории и численности населения (Индия, Мексика, 11игерия, Россия, США, Германия).

Исторически известна еще одна форма государственного устройства — конфедерация (например, США в начальный период своего существования, Германский союз в 1815— 1866 гг.).

Конфедерация — это временный союз государств, со­зданный для достижения конкретной цели (например, за­воевание независимости).

В данном случае государства объединяют лишь отдель­ные направления своей деятельности (например, оборону, внешнюю политику, внешнюю торговлю). Развитие конфе­дерации подчинено «железному историческому закону»: она либо распадается на отдельные государства (Объеди­ненная Арабская Республика 1958-1961 гг., распавшаяся на Египет и Сирию), либо эволюционирует в федерацию (США).

В настоящее время чертами конфедерации обладает Европейский Союз. В 2003 г. было создано конфедеративное государство Сербии и Черногории, которое просуществова­ло до 2006 г., а затем распалось на два самостоятельных государства — Сербию и Черногорию.

Формы государственного режима

Форма правления и форма государственного устройства дают представление об организации государства, его вне­шней форме. Реальная же сущность институтов государства, действительное состояние демократии находят выра­жение в понятии государственного режима.

Форма государственного режима — это совокупность приемов и методов осуществления государственной влас­ти.

Существует множество классификаций государственных режимов, из которых наиболее распространенная — деле­ние их на демократические и антидемократические (авто­ритарные и тоталитарные).

Характер государственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической системой, уровнем политической и правовой культуры населения. Однако определяющим фактором служит характер государственной власти.

Различают следующие разновидности форм государ­ственного режима:

1) демократический режим, для которого характерны: реальность политических прав и свобод граждан; полити­ческий и идеологический плюрализм1; формирование ор­ганов власти путем свободных всеобщих выборов; разделе­ние властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго конституционных рамках.

Такая разновидность государственного режима типична для государств Западной, Северной и Центральной Европы, Северной Америки. Отдельные параметры демократическо­го режима достигнуты постсоциалистическими странами;

2) антидемократический режим, который делится на авторитарный и тоталитарный. Характерными при­знаками авторитарного режима являются: ограничение объема политических прав и свобод; ограниченный поли­тический и идеологический плюрализм (например, дозво­лено существование только двух партий); фактическое, а порой и формальное отсутствие разделения властей; неде­мократический характер выборов (отсутствие у избирателей реальной возможности выбора).

Авторитарный режим свойственен ряду развивающихся стран (Индонезия, Малайзия, Таиланд), хотя отдельные его элементы могут проявляться и в традиционно демократи­ческих государствах (например, в Великобритании в пери­од Второй мировой войны).

Характерными признаками тоталитарного режима являются принципиальный отказ от идеи прав человека и гражданина; приоритет партии или государства в систе­ме социальных ценностей; как правило, однопартийная политическая система и запрет на существование оппози­ции; наличие общеобязательной государственной идеоло­гии; формальность и декоративный характер выборов; принципиальное отвержение разделения властей; вож­дизм.

 

ВЫВОД: Все мы живем в государстве и от того, как оно будет выполнять свои функции, зависит уровень жизни, благополучие каждого из нас; подробнее со многими аспектами жизни государства, реализацией им своих функций ознакомимся на дальнейших лекциях.

 

  Вопросы для самопроверки:

1.     Перечислить основные теории происхождения государства.

2.     Дать понятие «государство».

3.     Понятие и основные функции государства.

4.     Формы государства.

 

 

                                          

ЛЕКЦИЯ № 2

 

Понятие административного законодательства.

 

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с понятием административного права, видами административных правонарушений и взысканий, применяемыми за их совершение.

Вопросы :

1.Административно-правовое правоотношение.

2.Понятие, сферы и методы государственного управления.

3.Понятие и основания возникновения административной ответственности.

 

Отношения, которые регулируются административным правом

      Административное право – отрасль  системы права Украины, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.

      Административно – правовое правоотношение – это управленческое отношение, урегулированное нормой административного права. Специфика этого вида правовых отношений состоит в том, что они носят властный характер: эти отношения возникают между властвующим и подвластным, между субъектами, не равными друг другу. Таково, например, правоотношение между водителем автотранспортного средства и оставившим его инспектором дорожно – патрульной служба ГАИ.

       Структура административно – правового отношения:

 субъекты. Один из участников административно – правового отношения – должностное лицо или орган государственно исполнительной власти, действующий в пределах своей компетенции. Вторым участником может выступать физическое или юридическое лицо. Административная правоспособность физического лица (гражданин Украины, иностранного гражданина или подданного, лица без гражданства) возникает с момента рождения и прекращается его смертью.

    Административная дееспособность физического лица зависит от возраста. Частичная дееспособность граждан Украины возникает с достижением школьного возраста. Граждане Украины, достигшие 16 лет, обязаны иметь паспорт и зарегистрироваться по месту постоянного жительства. Полная административная дееспособность возникает с достижением 18 лет.

     Административная деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность за нарушение норм административного законодательства) от возраста и вменяемости. Общий возраст, с которого возможно наступление административной ответственности, определены Кодексом об административных правонарушениях и составляет 16 лет. Вменяемость – это такое психическое состояние, при котором лицо в момент совершения проступка способно осознавать свои действия и руководить ими.

     Административная правосубъектность юридического лица возникает в момент  его государственной регистрации.

   Объектом административного правоотношения является то социальное благо, по поводу которого возникло данное отношение. Например, нормальное функционирование органов государственной власти, правопорядок и общественный порядок.

 Содержанием административного правоотношения являются права и обязанности его участников.

  Административное право Украины определяет деяния, которые являются административными правонарушениями, а также взыскания, которые следует применить в отношении совершивших правонарушение лиц. Данные нормы сосредоточены в Кодексе Украины об административных правонарушениях.

  

Государственная служба

Государственная служба выступает как деятельность государства по формированию кадрового состава государственного аппарата и правовому регулированию работа государственных служащих.

Каждый государственный служащий исполняет определенные возложенные на него обязанности и в связи с этим занимает определенную государственную должность.

Принципы государственной службы:

 

служение народу Украины;

демократизм и законность;

гуманизм и социальная справедливость;

приоритет прав человека и гражданина;

профессионализм,компетентность,инициативности,честность, преданность делу;

персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей и соблюдение дисциплины;

соблюдение прав и законных интересов органов местного и регионального самоуправления;

соблюдение прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан.

Право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места обитания,соответствующее должности образование и (или) профессиональная подготовка, а также успешное прохождение конкурсного отбора или другой процедуры избрания (назначения) ни должность.

Не могут быть избраны или назначены на должность в государственном органе и его аппарате недееспособны» лица, лица, которые имеют судимость, несовместимую с занимаемой должностью. Не допускается подчинение на службе родственникам или своякам.

Государственная служба предусматривает ряд ограничений, в частности, государственные служащие (кроме народных депутатов и руководителей министерств и ведомств) не имеют права быть членами политических партий. Не допускаются забастовки государственных служащих.

Принятие на государственную службу, продвижение по ней служащих, стимулирование их труда проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам, которые им присваиваются. В Украине установлены семь категорий и тринадцать рангов государ­ственных служащих.

Административное производство

Многочисленные дела, которые возникают в сфере госу­дарственного управления, решаются в установленном за­коном порядке, который имеет название административ­ного производства. Количество административных про­изводств огромно и постоянно растет. Это связано с тем, что и сфере государственного управления непрерывно возника­ют новые общественные отношения, которые требуют своего нормативного закрепления. В зависимости от основания различают:

1) административное производство по заявлению.
Осуществляется по заявлениям физических и юридичес­ких лиц относительно реализации и защиты их прав,
свобод и законных интересов. Например, таким является разрешительное производство (по предоставлению права на охоту, на управление транспортными средствами, по выдаче лицензии на осуществление отдельных видов дея­тельности);

2)административное производство по жалобе
(иску). Осуществляется по жалобам физических и юри­дических лиц относительно реализации и защиты их прав,
свобод и законных интересов в связи с рассмотрением
административного дела, в том числе на решение, действие
или бездействие уполномоченного субъекта. Такой вид
производства предусмотрен Кодексом административного
судопроизводства. Предметом обжалования могут быть
любые решения, действия или бездействие субъектов
властных, в том числе — государственно-властных полно­мочий;

3)административное производство по инициативе
уполномоченного субъекта. Начинается по инициативе
уполномоченного субъекта, в том числе в порядке осу­ществления им контрольных полномочий по реализации
и защите прав, свобод и законных интересов физических
и юридических лиц. Например, таким является про­изводство по делам об административных правонаруше­ния Производство по делам об административных правона­рушениях регламентировано Кодексом Украины об адми­нистративных правонарушениях.

Оно включает следующие стадии:

1)принятие дела об административном правонаруше­нии к рассмотрению. Оно осуществляется при наличии протокола об административном правонарушении, который составляет уполномоченное лицо, например, работник милинии;

2)рассмотрение дела и оценка его фактических обсто­ятельств и доказательств;

3)принятие постановления (решения) по делу;

4)обжалование и опротестование постановления (ре­шения);

5)выполнение постановления (решения) о наложении
административного взыскания.

    Понятие, сферы и методы государственного управления

Государственное управление — основанная на законе деятельность органов государственной власти по практической реализации функций государства. В широком смысле слова под государственным управлением понимают деятельность законодательного, исполнительных, судебных, контрольно-надзорных органов государства.

В узком значении государственное управление рассматривается как деятельность органов исполнительной власти государства, к которым относятся Кабинет Министром Украины, министерства, ведомства, местные государственные администрации.

В зависимости от специфики управляемых объектом и конкретного содержания управленческой деятельности принято выделять следующие основные сферы государственного управления:

1) управление экономикой. Органы государственной исполнительной власти осуществляют управление государственным имуществом и государственными предприятии ми, финансовой и банковской системой и тем самым спо­собствуют осуществлению экономической функции государства;

2)  управление в социально-культурной сфере. Органы государственной исполнительной власти осуществляют управление в области образования и науки, охраны здоро­вья, культуры, социального обеспечения;

3)   управление в области административно-полити­ческой деятельности.     Государственное управление в данной сфере направлено на обеспечение государственной безопасности, общественного порядка, обеспечение отправ­ления правосудия, развитие международного сотрудниче­ства.

Метод государственного управления — это способ непо­средственного целенаправленного влияния исполнитель­ных органов (должностных лиц) на подчиненные им орга­ны, граждан и их объединения.

Основные методы государственного управления:

1)  метод убеждения — это система воспитательных,
разъяснительных и поощрительных мер, направленных на
формирование у граждан понимания необходимости чет­
кого исполнения властных предписаний. Например, к
числу таких мер относятся правовая пропаганда, личный
пример, моральное и материальное поощрение;

2)  метод принуждения — это психологическое, физи­ческое или материальное воздействие на определенных лиц с целью заставить их исполнять властные предписания.

В Украине, которая идет по пути создания гражданско­го общества и строительства демократического государства, приоритет в государственном управлении отдается методу убеждения.

Понятие и виды административного принуждения

Административное принуждение является разновиднос­тью государственного принуждения.

Административное принуждение - это система мер психологического, физического или материального воз­действия с целью предотвращения и пресечения правона­рушений, привлечения правонарушителей к ответствен­ности.

В зависимости от конкретных целей различаются сле­дующие виды административного принуждения:

1) меры административного предупреждения нацелены на принудительное обеспечение исполнения гражданами своих обязанностей перед обществом. Административно предупредительные меры не являются реакцией на уже совершенное правонарушение, а предотвращают его. Типичные меры административного предупреждения: проверка документов; осмотр вещей и личный досмотр; временное ограничение или запрет доступа граждан на определенные участки местности; закрытие участка государственной границы; административный надзор за лицами,
в отношении которых он установлен судом; учет и официальное предупреждение лиц, склонных к правонарушениям; карантин при эпидемиях и эпизоотиях;

2) меры административного пресечения применяются
для принудительного прекращения административных
проступков (или преступлений), недопущения наступления
их вредных последствий и привлечения правонарушителя
к административной (или к уголовной) ответственности.
Наиболее распространенные меры административного пре­сечения: административное задержание; принудительное лечение (в отношении больных наркоманией, алкоголизмом, СПИДом); временное отстранение от управлении транспортным средством (например, лица, находящегося
в состоянии опьянения); прекращение работы и запрет
эксплуатации механизмов. В оговоренных законом случаях в качестве мер пресечения к правонарушителю могут применяться меры физического воздействия, специальные средства, огнестрельное оружие;

3) меры административной ответственности при
меняются за совершение административных правонарушений и выражаются в наложении на виновных лиц административных взысканий.

Понятие, признаки и основания административной ответственности

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, применяемой за совершение административного проступка и состоящей в возложении на виновное лицо ограничений материального и морального характера.

Административной ответственности присущи все при­знаки юридической ответственности, и вместе с тем, она имеет особые, характерные только для нее черты.

Признаки административной ответственности:

1) меры этого вида ответственности предусмотрены и
урегулированы административным правом;

2) она носит более мягкий, по сравнению с уголовной
ответственностью, характер;

3) применяется, как правило, органами исполнитель­ной власти и лишь в отдельных случаях — судами;

4)порядок привлечения к административной ответ­ственности упрощен по сравнению с уголовной ответствен­ностью;

5) между правонарушителем и органом, налагающим
административное взыскание, отсутствуют служебные
взаимоотношения, что характерно для дисциплинарной
ответственности.

Основание административной ответственности — на­личие в деянии виновного лица состава административно­го проступка.

Понятие и признаки административного проступка

Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на соци­альные блага, охраняемые административным законода­тельством.

Признаки административного проступка:

1)противоправность. Действие или бездействие при­
знается административным проступком только тогда, ког­да оно прямо нарушает конкретную норму административ­ного законодательства;

2)антиобщественный характер. Административный
проступок либо наносит реальный ущерб личности, обще­ству, государству, либо создает угрозу нанесения такого
вреда;

3)виновность. Проступком признается только виновное
деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае­мому им деянию и его последствиям. Вина существует в формах умысла и неосторожности;

4) наказуемость. Административное законодательств» устанавливает вид и меру взыскания за совершение административного проступка.

Административный проступок может быть совершен  форме действия (например, распитие спиртных напитком на производстве) либо бездействия (невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей).

Субъектом административного проступка может быль физическое, а в ряде случаев и юридическое лицо.

Виды административных проступков

Перечень административных проступков содержит Особенная часть Кодекса Украины об административных правонарушениях. Они составляют несколько групп:

правонарушения в области охраны труда и здоровья
населения
(например, незаконные производство,
приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах);

правонарушения, которые посягают на собственность (например, мелкая кража государственного или коллективного имущества);

правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны достопримечательностей истории и культуры (например, самовольный захват земельного участка, засорении
лесов отходами);

правонарушения в промышленности, строительстве и в сфере использования топливно-энергетических ресурсов (например, самовольное строитель­ство домов или сооружений);

правонарушения в сельском хозяйстве, нарушение
ветеринарно-санитарных правил
(например, неза­
конный посев и выращивание снотворного мака или конопли);

правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи (например, нарушение води­телями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мото­шлемами, безбилетный проезд);

правонарушения в области жилищных прав граждан,
жилищно-коммунального хозяйства и благо­
устройства (например, самовольный захват жилого помещения в домах государственного или обществен­ного жилого фонда);

правонарушения в области торговли, общественно­
го питания, сферы услуг, в области финансов и
предпринимательской деятельности (например, обман покупателя или заказчика, нарушения зако­нодательства, которое регулирует производство, экс­порт, импорт дисков для лазерных систем считыва­ния);

правонарушения в области стандартизации, каче­ства продукции, метрологии и сертификации (на­пример, выпуск в продажу продукции, которая не отвечает требованиям стандартов, технических усло­вий и образцов (эталонов) относительно качества, комплектности и упаковки);

правонарушения, которые посягают на обществен­ный порядок и общественную безопасность (напри­мер, мелкое хулиганство, азартные игры, гадания в общественных местах);

правонарушения, которые посягают на установлен­ный порядок управления (например, злостное непо­виновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формиро­вания по охране общественного порядка и государ­ственной границы, военнослужащего).

Состав административного проступка

Состав административного проступка — это совокуп­ность установленных законом объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административ­ное правонарушение.

Состав административного проступка включает: субъ­ект, объект, субъективную и объективную стороны:

    1) объект административного проступка — это обще­ственные отношения в сфере управления, права и свободы человека и гражданина, на которые посягает правонаруши­тель объективная сторона административного проступка — деяние (действие или бездействие), его вредные по­
следствия, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправное деяние. Все остальные признаки являются не обязательны
ми (факультативными) и учитываются только тогда, когда
они предусмотрены соответствующей нормой административного права;

2)субъект административного проступка — граждане Украины, иностранные граждане {подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения про ступка 16-летнего возраста. Среди субъектов административного проступка особо выделяются должностные
лица, которые несут ответственность за несоблюдении
правил, обеспечение исполнения которых входит в их
служебные обязанности. Должностные лица несут по­
вышенную по сравнению с иными лицами ответственность.

Субъектом административного проступка, предусмотренного налоговым, антимонопольным, финансовым законодательством, законодательством о предпринимательской деятельности, может выступать юридическое лицо;

3) субъективная сторона административного проступка — связанное с его совершением психическое состояние лица. К признакам субъективной стороны относятся вини, мотив и цель совершения правонарушения. Вина — основной и обязательный признак субъективной стороны. Она представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям и проявляется и формах умысла и неосторожности. Мотив и цель административного проступка являются не обязательными (факультативными) признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой администра­тивного права.

 

Виды административных взысканий

Административное взыскание — это мера государствен­ного принуждения в отношении лица, совершившего адми­нистративный проступок.

Взыскание применяется с целью правового воспитания такого лица, а также для предупреждения совершения новых проступков.

Виды и порядок применения административных взыс­каний определяются Кодексом Украины об административ­ных правонарушениях:

1) предупреждение. Выносится в письменной форме;

2) штраф. Штрафом называют денежное взыскание в
пользу государства;

3)возмездное изъятие предмета, явившегося орудием
совершения или непосредственным объектом администра­тивного правонарушения. Принудительно изъятый пред­мет подлежит последующей реализации. Вырученная от реализации денежная сумма передается бывшему собствен­нику предмета за вычетом расходов по реализации пред­мета;

4)конфискация предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административно­
го правонарушения, либо денег, полученных вследствие
совершения административного правонарушения. Конфис­кация — это безвозмездное обращение предмета в собствен­ность государства;

5) лишение специального права на срок до 3 лет. Этот
вид взыскания применяется за грубое или систематическое
нарушение порядка пользования правом управления транс­
портными средствами, правом охоты;

6)исправительные работы на срок до 2 месяцев. Этот
вид взыскания исполняется по месту постоянной работы
правонарушителя с удержанием до 20 % заработка в доход
государства;

7) административный арест на срок до 15 суток.

             К иностранным гражданам и подданным, лицам без гражданства может быть применена такая мера админи­стративного принуждения как выдворение за пределы Украины.

 

               

ВЫВОД: административные правонарушения очень распространены и разнообразны. И хотя административные правонарушения менее опасны, их совершение часто предшествует уголовным преступлениям.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие и структура административно – правового правоотношения.

    2.Государственная служба.

    3. Понятие, сферы и методы государственного управления.

    4.Понятие, признаки и основания административной ответственности.

    5. Понятие и признаки административного проступка

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 3

          

Понятие, принципы и источники трудового права

 

    ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с основами трудового права Украины, порядок приема и увольнения с работы; воспитывать уважение к труду, понимание важности труда для формирования и развития личности.

    Вопросы лекции:

     1. Общая характеристика трудового законодательства Украины

2.Испытание при приеме на работу. Срок испытания.

3.Трудовой и коллективный договор.

3.Основания прекращения трудового договора.

 

Общая характеристика трудового законодательства Украины

Трудовое законодательство регулирует трудовые отно­шения между работниками и собственниками предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собствен­ности, вида деятельности и отраслевой принадлежности.

Основные трудовые права человека и гарантии их реа­лизации закрепляет Конституция Украины.

Отрасль трудового права отличается многообразием ис­точников, среди которых: международные договоры, в част­ности, конвенции Международной организации труда, нор­мативно-правовые акты, нормативные договоры. Основной нормативно-правовой акт в этой отрасли права — Кодекс за­конов о труде Украины, принятый 10 декабря 1971 г. и с тех пор неоднократно подвергавшийся изменениям и дополне­ниям. Кодекс законов о труде Украины регулирует наиболее важные аспекты трудовых правоотношений, а именно:

1) порядок заключения и исполнения коллективного
договора;

2) порядок заключения и расторжения индивидуально­
го трудового договора;

3) порядок высвобождения работников и последующего
их трудоустройства;

4) продолжительность рабочего времени и времени от­дыха работников;

5) основы нормирования труда;

6)общие нормы определения оплаты труда;

7) гарантии трудовых прав;

8) обеспечение трудовой дисциплины;

9) обеспечение охраны труда;

10)порядок разрешения трудовых споров;

11)права и полномочия профсоюзов и трудовых коллек­тивов.

Среди иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения, следует назвать законы Украины «Об охране труда» (14 октября 1992 г.), «О коллективных договорах и соглашениях» (1 июля 1993 г.), «Об оплате тру­да» (24 марта 1995 г.), «Об отпусках» (15 ноября 1996 г.).

К числу подзаконных актов принадлежат постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, акты Ми­нистерства труда и социальной политики Украины, ведом­ственные акты, как правило, отраслевого характера.

Особенностью отрасли трудового права является регули­рование трудовых отношений актами социального партнер­ства — коллективными договорами и соглашениями, кото­рые заключаются на государственном, отраслевом, регио­нальном уровнях. Кроме того, в рамках одного предприятия создаются и действуют локальные нормативно-правовые акты — коллективные договоры, правила внутреннего рас­порядка, положения о порядке премирования и т.д.

Понятие, стороны, содержание и виды трудового договора

В подавляющем большинстве трудовые отношения воз­никают на основе особого юридического факта — трудового договора.

Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации, в соответствии с которым работник обязуется выполнять определенную работу с подчинением внутреннему трудово­му распорядку, а собственник обязуется выплачивать ра­ботнику заработную плату и обеспечить необходимые условия труда.

Стороны (участники) трудового договора:

1) работник. Для того чтобы заключить трудовой до­говор, лицо должно обладать трудовой правоспособностью и дееспособностью (правосубъектностью).

Трудовая правосубъектность по своему характеру отли­чается от гражданской правосубъектности. Она имеет иные возрастные границы: возникает с достижением возраста 16 лет.

Особым видом трудового договора является контракт. Срок действия, права, обязанности и ответственность сто­рон, условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения контракта могут устанавливаться по соглашению сторон. При этом условия контракта не могут ухудшать положение работника по сравнению с законодательством.

Трудовой договор, работодателем в котором выступает физическое лицо, должен быть зарегистрирован в государ­ственной службе занятости.

родителей (усыновителей) или попечителя допускается прием на работу лица, достигшего 15 лет. Возможен прием на работу учащихся в свободное от учебы время при дости­жении ими 14 лет с согласия одного из родителей (усыно­вителей) или опекуна. Важно, чтобы выполняемая таким работником работа была легкой, не причиняла вреда здо­ровью и не нарушала процесс учебы.

Трудовой правосубъектностью могут обладать лица, признанные в связи с душевной болезнью или слабоумием граждански недееспособными;

2)работодатель. В качестве лица, предоставляющего работу, может выступать собственник средств производ­ства — юридическое лицо (предприятие, учреждение, ор­ганизация) или уполномоченный собственником орган. Правосубъектность юридического лица возникает в момент государственной регистрации. Работодателем может быть и физическое лицо — например, предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, лицо, нанимающее домаш­нюю работницу, гувернантку.

Содержание трудового договора составляют условия, по которым достигнуто соглашение между работником и ра­ботодателем. Условия разделяют на две группы:

1)необходимые (обязательные) условия, без которых
трудовой договор невозможен. Таковы место работы, тру­довая функция (т.е. определенная работа, которую будет выполнять работник), дата начала работы, оплата труда;

2)дополнительные (факультативные) условия. Дан­ная группа условий становится обязательной только при включении их в трудовой договор. Иначе говоря, трудовой договор может быть заключен и без дополнительных усло­вий. Таковы, например, испытательный срок при приеме
на работу, работа на условиях неполного рабочего времени,
льготы и услуги по социальному обеспечению и т.д.

Условия трудового договора не должны ухудшать положе­ние работника по сравнению с законодательством. В против­ном случае такой договор признается недействительным.

Виды трудовых договоров различают в зависимости от срока заключения. Трудовой договор может заключаться на:

1) неопределенный срок (бессрочный договор);

2) определенный срок;

3) на время выполнения определенной работы.

Коллективный договор

Особенностью отрасли трудового права является то, что одним из источников правовых норм, наряду с законами и подзаконными актами, выступает коллективный договор.

Коллективный договор — это соглашение между рабо­тодателем и профсоюзным органом (либо представителями трудового коллектива), содержащее правовые нормы по вопросам оплаты труда, иных социальных и трудовых прав работников.

Коллективный договор — это локальный правовой акт, действующий в пределах организации, где он принят, в течение установленного срока. Коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации органами исполни­тельной власти.

Коллективный договор заключается на основе действу­ющего законодательства. Поэтому не допускается заклю­чение соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.

В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства работников и работодателя по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений. В частности, содержание коллективного до­говора включает:

1) изменения в организации производства и труда;

2) меры по обеспечению продуктивной занятости;

3) нормирование и оплату труда (размеры заработной
платы и иных выплат);

4)установление гарантий, компенсаций, льгот;

5) формы участия трудового коллектива в формирова­нии, распределении и использовании прибыли (если это предусмотрено уставом организации);

6) режим работы;

     7)условия и охрану труда;

     8)обеспечение жилищно-бытового, культурного, меди­цинского обслуживания, организацию оздоровления и от­дыха работников и ряд других мер.

Условия и порядок приема на работу

Прием на работу есть результат заключения трудового договора. Как правило, трудовой договор заключается в письменной форме, что служит дополнительной гарантией защиты прав работника и работодателя в случае возникно­вения трудового спора. Прием на работу оформляется при­казом по предприятию, учреждению, организации.

При заключении трудового договора работник обязан представить паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность) и трудовую книжку. Трудовая книжка — основ­ной документ о трудовой деятельности работника, в кото­рый вносятся сведения о выполняемой им работе, приеме на работу и увольнении, о поощрениях за успехи в труде. Без трудовой книжки принимаются на работу только те лица, которые трудоустраиваются впервые. Трудовая книжка на таких лиц заполняется не позднее недельного срока со дня принятия на работу.

Если исполняемая работником трудовая функция требу­ет особых знаний, предполагает особые требования к состо­янию здоровья, то работник обязан представить ряд других документов (об образовании, специальности, квалифика­ции, о состоянии здоровья). Перечень таких документов определяется законодательством и не может быть произ­вольно, по своему усмотрению расширен работодателем.

При приеме на работу может быть установлено испыта­ние с целью проверки соответствия работника поручаемой работе сроком не более трех месяцев (по согласованию с профсоюзным органом — шести месяцев). Если испыта­тельный срок истек, а работник продолжает работать, то он считается выдержавшим испытание. Если же на протяже­нии испытательного срока установлено несоответствие работника работе, работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор.

До начала работы работодатель обязан проинструктировать работника об условиях труда и технике безопасности, ознакомить работника с правилами внутреннего распорядка и коллективным договором (при его наличии), определить работнику рабочее место и обеспечить его средствами труда (материалы, инструменты).

Понятие и виды переводов на другую работу

Перевод на другую работу — это изменение трудовой функции работника (изменение места работы, должности, квалификации и т.д.). Осуществляется как по инициативе работника, так и по инициативе собственника (но обяза­тельно с согласия работника).

Различают постоянные и временные переводы на другую работу.

К постоянным переводам на другую работу относят:

1)   перевод в рамках того же предприятия, учреждения
или организации, у того же собственника для исполнения
работы по другой специальности, квалификации, на другой
должности;

2) перевод на работу на другое предприятие, в другое
учреждение или другую организацию, к другому собствен­нику;

3) перевод с предприятием, учреждением, организацией
на работу в другую местность.

К временным переводам на другую работу относят:

1)перевод на другую работу в рамках того же предпри­ятия, учреждения, организации для предотвращения,
устранения или ликвидации последствий стихийного бед­ствия, производственной аварии, эпидемии, эпизоотии
(сроком до одного месяца);

2)перевод на другую работу в случае простоя (сроком до
одного месяца);

3)перевод на более легкую работу по состоянию здоровья
работника.

Не считается переводом на другую работу перемещение на иное рабочее место в рамках того же предприятия, учреж­дения, организации, так как при этом трудовая функция работника остается неизменной.

 

Основания прекращения трудового договора

Основания прекращения трудового договора — это юридические факты, прекращающие договорные правоотношения  работника и работодателя.

В соответствии с действующим законодательством Украины о труде основаниями прекращения трудового договора являются:

1) соглашение сторон;

2) окончание срока трудового договора, кроме случаев,
когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни
одна из сторон не настаивает на их прекращении;

3) призыв либо поступление работника на военную или
альтернативную (невоенную) службу;

4) расторжение трудового договора по инициативе ра­ботника, собственника или уполномоченного им органа;

5) перевод работника с его согласия на другое предпри­ятие, в учреждение, организацию либо переход на выбор­ную должность;

6) отказ работника от перевода на работу в другую мест­ность вместе с предприятием (учреждением), а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда;

7) вступление в законную силу приговора суда, которым
работник осужден к лишению свободы или иному наказа­нию, исключающему возможность продолжения данной работы;

8) основания, предусмотренные контрактом;

9)направление работника по решению суда в лечебно-
трудовой профилакторий.

 

ВЫВОД: на данной лекции только началось знакомство с чрезвычайно важной для каждого гражданина отраслью права – трудовой, с ее нормами придется столкнуться  практически каждому учащемуся после завершения обучения и вступления в самостоятельную жизнь.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.      Понятия и условия заключения трудового договора.

2.      Испытание при приеме на работу

3.      Срок испытания при приеме на работу.

4.      Перевод на другую работу. Изменение существен­ных условий труда.

 

                         

 

    

ЛЕКЦИЯ № 4

 

Материальная и дисциплинарная ответственность работника.

 

 

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с понятием и порядком привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности; воспитывать понимание необходимости соблюдения трудовой дисциплины.

Вопросы лекции:

1.Понятие трудовой дисциплины. Дисциплинарное взыскание.

2.Понятие и виды материальной ответственности работников по трудовому договору.

3.Индивидуальные трудовые споры, их разрешение.

 

Трудовая дисциплина.

Правила внутреннего   трудового

распорядка

Трудовая дисциплина — это институт трудового права Украины, регулирующий внутренний трудовой распорядок, устанавливающий трудовые права и обязанности работников и администрации, меры поощрения и взыскания за выполнение или невыполнение трудовых обязанностей.

Нормы данного института содержатся в Кодексе законов о труде Украины, специальных нормативно-правовых актах (например, в уставах и положениях о дисциплине в различных отраслях экономики, дисциплинарных уставах государственных служащих), а также в локальных актах. К числу последних относятся правила внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативно-правовой акт, принимаемый и действующий исключительно в пределах предприятия, учреждения, организации. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются трудовым коллективом по представлению собственника (работодателя) и профсоюзного комитета на основе типовых правил внутреннего трудового распорядка.

В субъективном смысле слова трудовая дисциплина - это сознательное и добросовестное выполнение работнику своих обязанностей. Трудовая дисциплина обеспечивается путем применения двух основных методов воздействия на работника — убеждения и принуждения.

Метод убеждения основан на воспитании у работника сознательного отношения к своим трудовым обязанностям, на формировании у него стойкого желания добросовестно трудиться. Юридическое воплощение метода убеждения меры дисциплинарного поощрения (объявления благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком и т.д.).

Метод принуждения — способ воздействия на работника, обеспечивающий выполнение им трудовых обязанностей вопреки его воле. Юридическая форма данного метода — дисциплинарные взыскания (увольнение, выговор).

 

 

Виды, порядок наложения

и снятия дисциплинарных

взысканий

 

    Виновное нарушение дисциплины труда, неисполнение трудовых обязанностей работником является дисциплинарным проступком, иначе говоря, одним из видов правонарушений. За совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе применить определенные законодательством меры дисциплинарного взыскания.      Дисциплинарное взыскание — мера правового влияния, которая применяется к лицу, совершившему дисциплинарный проступок.

   Кодекс  законов о труде Украины устанавливает два вида дисциплинарных взысканий: выговор, увольнение. Специальные нормативно-правовые акты (уставы и положения), распространяющиеся на отдельные категории работников (например, государственных служащих), могут содержать  и другие дисциплинарные взыскания.

Законодательством  о труде установлен строго определенный порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий.

За  каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. До наложения взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение.

Взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

   Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется работнику под расписку. Работник вправе обжаловать приказ в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Срок действия дисциплинарного взыскания — один год. В течение этого срока к работнику не применяются меры поощрения.

  Законодательно установлен следующий порядок снятия дисциплинарных взысканий. Если в течение года со дня наложения взыскания работник не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применившим его органом, если подвергнутый взысканию не совершил проступка и проявил себя как добросовестный работник.

 

Специальная дисциплинарная

ответственность (ответственность

по дисциплинарным уставам)

     Специальная дисциплинарная ответственность – это ответственность конкретно определенных категорий работников на основе уставов и положений о дисциплине. К числу специальных нормативно-правовых актов относятся: Устав о дисциплине работников связи, Дисциплинарный устав прокуратуры Украины, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Закон «О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей» и ряд других актов.

Специальной дисциплинарной ответственности подлежат работники ряда отраслей народного хозяйства: связи, железнодорожного транспорта, горнодобывающей промышленности и т.д. Специальную дисциплинарную ответственность несут также все категории государственных служащих, в частности, военнослужащие, работники и милиции, работники прокуратуры, судьи.

По отношению к определенным категориям работников применяются более строгие, нежели обычные, требования. Например, безупречный моральный облик являете условием деятельности судьи, прокурора, работника правоохранительных органов государства. В силу этого содержания дисциплинарного проступка данных категорий работников гораздо шире. Несоблюдение ими норм морали имеет юридическое значение и является основанием для специальной дисциплинарной ответственности.

       Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей дисциплинарной ответственности более широким набором и суровостью санкций. Например, Дисциплинарный устав прокуратуры Украины предусматривает следующие виды взысканий: выговор, понижение в классном чине, понижение в должности, лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины», увольнение, увольнение с лишением классного чина.

Как правило, дисциплинарные уставы и положения предусматривают несколько иной порядок наложении и снятия дисциплинарных взысканий. В частности, взыскание может применяться по отношению к работнику не только непосредственным работодателем, но и вышестоящим органом. Иными являются также сроки наложения взыскания. Например, Дисциплинарный устав прокуратуры устанавливает, что дисциплинарное взыскание приме­няется на протяжении одного месяца со дня выявления проступка, не считая времени служебной проверки, временной нетрудоспособности работника и пребывания его в отпуске, но не позднее одного года с момента совершения проступка.

Материальная ответственность работников

      Материальная ответственность работников — это вид юридической ответственности, состоящий в обязанности работника возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в результате виновного неисполнения трудовых обязанностей.

    Применение материальной ответственности возможно только при наличии совокупности таких условий (состава дисциплинарного проступка):

1) наличие имущественного ущерба. Под ущербом понимается только реальное уменьшение имущества предприятия, учреждения, организации или снижение его ценности. Работник не несет ответственности за упущенную выгоду (недополучение ожидаемого дохода);

2) противоправное поведение работника;

    3) причинно-следственная связь между противоправным деянием и причиненным ущербом;

4) вина работника в форме умысла или неосторожности. Ответственность  исключается, если ущерб возник в результате факторов, не зависящих от работника.

 

Существует два вида материальной ответственности работников:

  1) ограниченная материальная ответственность.

Объем  ответственности в данном случае равен действитель­ному ущербу, но не более среднемесячного заработка работ­ника. Например, по небрежности секретаря-референта вышел из строя компьютер. Стоимость ремонта составила 150 гривен. Если заработок секретаря выше этой суммы, то ущерб будет взыскан полностью, если ниже, то ущерб взыскивается частично;

     2) полная материальная ответственность. В  случае работник возмещает работодателю весь нанесенный им ущерб независимо от размера получаемой им заработной платы. Полная материальная ответственность применяется лишь в случаях, прямо указанных законом, когда:

между работником и работодателем заключен и письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности переданного ему имущества;

имущество было получено работником под отчет по
разовому документу (например, расходы на служебную командировку);

ущерб причинен преступным (уголовно наказуемым)
деянием работника;

ущерб причинен работником, находившимся в не трезвом состоянии;

ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или порчей имущества, выданного работнику;

— по закону на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб при исполнении трудовых обязанностей;

ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

должностное лицо виновно в незаконном увольнении
или переводе работника на другую работу.

Существует два варианта применения материальной ответственности: по распоряжению собственника     предприятия, учреждения, организации и в судебном порядке.

Индивидуальные трудовые споры

     Индивидуальный трудовой спор — это разногласия между работником и работодателем по вопросам применения норм трудового законодательства, о которых заявлено в орган, компетентный рассматривать трудовые споры.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров урегулирован главой XV Кодекса законов о труде Украины и Гражданско-процессуальным кодексом Украины

  Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и местными судами.

    Комиссия по трудовым спорам (КТС) избирается тру­довым коллективом с численностью работающих не менее 15 человек.

   Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Заявление работника регистрируется КТС и подлежит рассмотрению в десятидневный срок. Трудовой спор рассматривается в присутствии работника, представителя профсоюзного органа или адвоката (по желанию работника) и работодателя или его представителя. Решение КТС принимается большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Копии решения вручаются работнику и работодателю.        Решение КТС может быть обжаловано сторонами в суде.

Работник вправе обратиться в суд, минуя КТС, в следу­ющих случаях:

 1) если КТС не избрана на предприятии, в учреждении, организации, где он трудится;

2)но вопросу о восстановлении на работе;

3)по вопросу об изменении даты и формулировки причины увольнения;

4) по вопросу об оплати за время вынужденного прогула;

5) по вопросу об отказе в приеме на работу.

Работник может обратиться в суд с заявлением о разре­шении трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, по делам об увольнении — в месячный срок со дня изучения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, а по вопросам выплаты заработной платы - бессрочно.

Решение суда по рассмотрению трудового спора подле­жит немедленному исполнению.

Коллективные трудовые споры

      Коллективный трудовой спор возникает тогда, когда появляются разногласия между сторонами социально-трудовых отношений.

В соответствии с Законом Украины «О порядке разреше­ния коллективных трудовых споров (конфликтов)» (3 марта 1998г.) коллективный спор может возникнуть относительно:

а)         установления новых или изменения существующих
условий труда;

б)         заключения или изменения коллективного договора,
соглашения;

в)         исполнения коллективного договора, соглашен и и
отдельных их положений;

г) невыполнения требований законодательства о труде.

     При возникновении трудового спора требования трудового коллектива утверждаются на общем собрании (конференции). Администрация должна рассмотреть эти требования в пятидневный срок. Если стороны коллективного спора не пришли к соглашению, то спор рассматривается в  специально образованных органах: в примирительной  комиссии или трудовом арбитраже.

  Примирительная комиссия — орган, предназначенный для выработки решения, которое может удовлетворим стороны коллективного трудового спора и состоит из представителей сторон. Решение примирительной комиссии принимается по достижении соглашения между ее членами и имеет обязательную силу для каждой из сторон.

      Трудовой арбитраж — орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и принимает решение по сути трудового спора (конфликта). Количественный и персональный состав трудового арбитрами определяют стороны. В его состав могут входить народные депутаты, представители органов местного самоуправления, иные лица. Представители трудового коллектива и администрации в состав трудового арбитража входить не могут. Решение трудового арбитража является обязательным, если стороны предварительно об этом договорились,

 Крайним способом разрешения коллективного споря является забастовка.

   Забастовка — это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, неисполнение своих трудовых обязанностей) предприятии, учреждения, организации (структурного подразделения) целью разрешения коллективного трудового спора (конфликтa).

Забастовка применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) разрешения коллективногo трудового спора в связи с отказом собственника или уполномоченного им органа (представителя) удовлетворить требования работников или уполномоченного ими органа.

 Решение об объявлении забастовки утверждается общим собранием (конференцией) работников путем голосования  и считается принятым, если за него проголосовало большинство работников или две трети делегатов конференции.

      Закон запрещает проведение забастовки работниками органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопо­рядка. Забастовка считается незаконной и тогда, когда спор предварительно не рассматривался в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Решение о признании забастовки незаконной может принять только суд, после чего бастующие должны приступить к работе.

 

ВЫВОД: ознакомление с нормами трудового законодательства на этом завершено, но каждому необходимо будет углубить знания в этой отрасли, чтобы при необходимости суметь защитить свои права и использовать возможности, которые предоставляет трудовое законодательство нашего государства.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.     Правила внутреннего трудового распорядка.

2.     Материальная ответственность работников.

3.     Специальная дисциплинарная ответственность.

4.     Индивидуальные трудовые споры.

5.     Коллективные трудовые споры.

 

                                      

 

 

ЛЕКЦИЯ № 5

 

Понятие страхования. Пенсионное обеспечение в Украине.

 

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с основами социального страхования в Украине, видами пенсий и юридической гарантией прав на охрану здоровья.

 

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ:

1.     Понятие социального страхования и социального обеспечения.

2.     Виды пенсий в соответствии с законодательством Украины.

            3.  Юридические гарантии права на охрану здоровья

 

Понятие социального страхования и социального обеспечения

Конституция Украины закрепляет право граждан на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери тру­доспособности, потери кормильца, безработицы по не зави­сящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом. Одним из элементов социальной защиты граждан является социальное обеспе­чение.

Социальное обеспечение — это предусмотренная зако­нодательством система материального обеспечения и об­служивания нетрудоспособных граждан.

Виды социального обеспечения:

1)пенсии;

2) социальные пособия и помощь. К их числу относится,
например, государственная помощь семьям с детьми;

3) льготы. Например, предоставление права бесплатно­го проезда в общественном транспорте отдельным катего­риям граждан;

4) содержание нетрудоспособных граждан в домах для
престарелых и инвалидов.

Социальное обеспечение осуществляется за счет специ­альных фондов или Государственного бюджета.

Социальное страхование — одна из основных гарантий социального обеспечения. Суть социального страхования состоит в том, что граждане и иные юридические лица всех форм собственности в обязательном порядке вносят платежи в специальные фонды, за счет которых осуществляется социальное обеспечение.

Виды пенсий в соответствии с законодательством Украины

Пенсия является основным видом социального обеспе­чения нетрудоспособных граждан.

Пенсия — ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам.

Порядок назначения и выплаты пенсий регулируется Законом Украины «О пенсионном обеспечении» (5 ноября 1.991 г.) и рядом других законов.

Виды пенсий:

1) трудовые пенсии. Основаниями для назначения тру­довой пенсии являются достижение определенного возрас­та (его называют пенсионным) и наличие определенного стажа работы. Разновидности трудовых пенсий:

---пенсия по возрасту. По общему правилу, право на
пенсию по возрасту имеют мужчины, достигшие 60
лет, и женщины, достигшие 55 лет. Второе условие
для назначения пенсии по возрасту — наличие об­щего трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Ряд категорий работников имеет право на пенсию по возрасту на льготных условиях: в таких случаях пенсионный возраст и трудовой стаж снижа­ются;

---пенсия за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет назна­чается, как правило, независимо от достижения определенного возраста. Главное условие — наличие специального трудового стажа. Право на пенсию
по выслуге лет имеют военнослужащие и работники
органов внутренних дел, государственные служащие,
некоторые другие категории работников;

  ---пенсия по инвалидности. Основное условие для назна­чения данного вида пенсии — стойкое нарушение функций организма, которое вынуждает больного прекратить профессиональный труд или существенно
изменить его условия. Существует две разновидности пенсий по инвалидности. Пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания назначается независимо от стажа работы. Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания зависит от наличия стажа работы, однако он существенно ниже, чем стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту; — пенсия по случаю потери кормильца. Право на этот вид пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его содержа­нии (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные супруг, родители, иные члены семьи);

 2) социальные пенсии. Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. На­пример, социальная пенсия назначается гражданам, до­стигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходи­мого стажа работы или никогда не работавшим.

Виды государственной помощи семьям с детьми

    Правовое регулирование данного вида социального обеспечения осуществляется на основании Закона Украи­ны «О государственной помощи семьям с детьми» (новая редакция от 22 марта 2001 г.). Закон определяет виды го­сударственной помощи семьям с детьми и круг лиц, кото­рые вправе претендовать на получение этой помощи. Виды государственной помощи семьям с детьми: 1) пособие в связи с беременностью иродами. Этот вид пособия выплачивается женщинам за весь период отпуска по беременности и родам в размере 100 % среднемесячного дохода (стипендии, денежного обеспечения, пособия по безработице), но не менее 25 % прожиточного минимума для трудоспособного лица в месяц;

2)  единовременное пособие по случаю рождения ребен­ка назначается в размере прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет и выплачивается одному из роди­телей (усыновителю или опекуну);

3) пособие по уходу за ребенком до достижения им трех­
летнего возраста назначается в размере прожиточного ми­нимума для детей в возрасте до 6 лет и ежемесячно выпла­чивается лицу, которое фактически осуществляет уход за ребенком (один из родителей, усыновитель, опекун, бабка, дед или иной родственник);пособие на детей, которые находятся под опекой или попечительством. Этот вид пособия назначается опекуну или попечителю ребенка. Размер пособия равняется разни­це между прожиточным минимумом для ребенка соответ­ствующего возраста и среднемесячным размером получае­мых на ребенка алиментов и пенсий за предыдущие шесть месяцев;

3) пособие малообеспеченным семьям с детьми. Посо­бие назначается семье с детьми в возрасте до 16 лет (уча­щихся — до 18 лет), если среднемесячный совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума для семьи. Размер пособия определяется как разница между прожи­точным минимумом для семьи и ее среднемесячным сово­купным доходом за предыдущие шесть месяцев.

Все виды государственной помощи семьям с детьми, кроме пособия по беременности и родам, назначают и вы­плачивают органы социальной защиты населения по месту проживания родителей (усыновителей, опекуна, попечите­ля). Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы (службы).

Юридические гарантии права на охрану здоровья

Конституция Украины гарантирует каждому человеку право на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицин­ское страхование.

Охрана здоровья — это система мероприятий, направ­ленных на сохранение и развитие физиологических и пси­хических функций, оптимальной трудоспособности и со­циальной активности человека.

« Основы законодательства Украины об охране здоровья » (19 ноября 1992 г.) включают в понятие «охрана здоровья» несколько компонентов, поскольку здоровье человека за­висит от многих факторов:

жизненный уровень, необходимый для поддержания
здоровья человека;

безопасную для жизни и здоровья окружающую при­родную среду;

санитарно-эпидемиологическое благополучие терри­тории проживания;

безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта
и отдыха;

квалифицированную медико-санитарную помощь;

---достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья   и здоровья населения;

участие в формировании государственной политики
в области здравоохранения и управлении здравоохранением;

возмещение причиненного здоровью вреда и некоторые другие положения.

Конституция Украины содержит ряд важных юридичес­ких гарантий охраны здоровья населения:

1)государственное финансирование программ, связан­ных с охраной здоровья;

2)бесплатная медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения;

3)недопустимость сокращения существующей сети
государственных и коммунальных медицинских учрежде­ний;

4)содействие со стороны государства развитию лечеб­ных учреждений всех форм собственности;

5)развитие физической культуры и спорта;

6)обеспечение санитарно-эпидемиологического благо­получия.

 

ВЫВОД: Конституция Украины закрепляет право граждан на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери тру­доспособности, потери кормильца, безработицы по не зави­сящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом.

Вопросы для самоконтроля:

1.     Юридические гарантии права на охрану здоровья.

2.     Виды пенсий.

3.     Социальное обеспечение.

4.     Социальное страхование.