Практическое занятие  №1

 

Украинская УССР в условиях новой экономической политики (1921-1928)

 

Вопросы:

1.     Общая характеристика НЭПа.

2.     Влияние НЭПа на различные сферы хозяйствования.

 

Общая характеристика НЭПа.

 

       Новая экономическая политика (нэп) – политика, основанная на рыночных отношениях, различных форм собственности и экономических методах управления народным хозяйством. Решение о ее проведении было принято в марте 1921г. необходимость замены политики «военного коммунизма» нэпом была обусловлена экономическим и социально – политическим кризисом в стране. Нэп рассматривали как форму переходного от капитализма к социализму периода. В Украине нэп был введен 1922г.

       Нэп сыграл важную роль в развитии сельского хозяйства, а денационализация предприятий промышленности Украины позволила быстро восстановить промышленность и насытить рынок товарами. Во время нэпа были достигнуты высокие темпы развития страны. В кратчайшие сроки было восстановлено хозяйство, резко возрос жизненный уровень населения. Однако нэп не мог долго продолжатся, поскольку базировался на двух противоположных основах: в экономике господствовали рыночные отношения, в политике – административно – командная система, которая стремилась подчинить экономику своим политическим целям. Реформы в экономике не были дополнены реформами в политической сфере, а независимыми собственниками было сложно руководить. Поэтому в 1929г. сталинское руководство отказалось от нэпа.

 

Влияние НЭПа на различные сферы хозяйствования.

 

В сельском хозяйстве.

Основные мероприятия:

1.      замена продразверстки продналогом, размер которого в сравнении с продразверсткой был примерно в 2 раза меньше. Продналог объявлялся да начала посевной и был заранее известен крестьянину, что усиливало его заинтересованность в повышении продуктивности своего хозяйства;

2.      разрешение крестьянину продавать излишки сельхозпродукции:

3.      отменялась круговая порука и вводилась ответственность каждого крестьянина за выполнение налога;

4.      крестьянин получил свободу выбирать форму обработки земли и гарантии землепользования, что способствовало развитию сельскохозяйственного производства и способствовало восстановлению сельского хозяйства в кратчайшие сроки;

   в промышленности:

1. с мая 1921г. начинается сдача в аренду национализированных мелких, средних и крупных промышленных предприятий прежним владельцам;

2. многие предприятия были освобождены от прямого административного контроля;

3. отменена всеобщая трудовая повинность;

4. произошел переход от уравниловки к сдельной зарплате по результатам труда.

В области финансов:

1. отказ от прямого продуктообмена и возврат к частной торговле;

2. свободная купля – продажа как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах;

3. появляется три вида торговли: частная, кооперативная и государственная;

4. кроме рынков, базаров и ларьков, организуются крупные ярмарки, в крупных городах появляются биржи.

       В Украине НЭП вводился гораздо с большими трудностями, чем в основных районах России. Эти трудности были связаны с тем, что значительная часть большевиков Украины не поняли суть новой экономической политики, считали ее отступлением от завоеванных позиций.

    

Вывод: Денационализация предприятий торговли и промышленности Украины позволила быстро насытить рынок товарами и восстановить промышленность.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.     Понятие НЭПа

2.     Влияние НЭПа на сельское хозяйство.

3.     НЭП в Украине.

 

 

Практическое занятие № 2

Формирование предпосылок к независимости Украины. Политические предпосылки суверенизации.

Вопросы:

1.Выборы в Верховную Раду Украины

2. Декларация о государственном суверенитете Украины

3. Попытка государственного переворота в СССР и Украины

1.Выборы в Верховную Раду Украины

Чрезвычайно активизировали общественно-политическую жизнь Украины выборы в Верховную Раду и местных органов власти. Выборы открывали возможности для открытой борьбы за власть, По определению государственного статуса Украина.

В обществе обострилось противостояние между национально-демократическим лагерем и бюрократическим аппаратом Компартии.

Оно наметился уже в ходе обсуждения Закона Украинской ССР о выборах, проект которого Верховная Рада обнародовала 10 августа 1989

Законопроект в основном дублировал тогдашний союзный закон о выборах. Он предусматривал квоту для Компартии и общественных организаций, которые были ей подконтрольны. Это означало, что часть депутатов имела не избираться, а назначаться партийной номенклатурой.

Антидемократические положения предложенного закона вызвали массовоенедовольствоизбирателей и протесты общественности, 28 октября 1989 Верховная Рада под давлением демократических сил сняла статьи о квоте, а также положения о созыве Съезда народных депутатов.

Принятый предусматривал проведение выборов на альтернативной основе. Наряду с трудовыми коллективами право выдвигать кандидатов получили также общественные организации.

Верховная Совет Украины и местные Советы избирались в марте 1990 г. Это были первый в советское время демократические выборы в Советы.

На 450 мандатов в парламент претендовали около 3 тыс. кандидатов. Еще в ноябре 1989 г. для проведения избирательной кампании было создано Демократический блок, В состав которого вошли 43 общественные организации, среди них Народный Рух, «Мемориал», украинский Хельсинский союз, Общество украинского языка имени Тараса Шевченко т.д.

Избирательный манифест Демократического блока призвал избирателей голосовать за тех кандидатов, которые выступают за достижение реального политического и экономического суверенитета Украина, принятие новой Конституции, за национальное возрождение украинского народа.

Проведенные выборы показали, что Украина должна реальные возможности выйти на демократический путь развития.

Демократический блок добился значительного успеха: из 443 избранных депутатов Верховной Рады 111 пользовались его поддержкой. Демократы получили подавляющее большинство голосов в пяти областях(Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской и Киевской). Выборы в местные Советов засвидетельствовали победу Демократического блока в Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях.

Монополия КПСС на власть была нарушена. Состав Верховной Рады обновился на 90%, что означало приход новой генерации политиков к властным структурам.

Впервые в истории Украины Верховная Рада начала работу в парламентском режиме. Постепенно депутаты переходили к исполнению своих полномочий на постоянной основе, стали готовить и принимать законы.

Этим был сделан важный шаг к преодолению антидемократической традиции, по которой Верховная Рада была парадно-праздничным органом, традиционно заседала один  два дня, а депутаты голосовали за заранее подготовленные решения.

Законотворческая деятельность новоизбранного парламента стала проходить в условиях плюрализмамыслей, острого противостояния различных политических взглядов.

Народные депутаты от Демократического блока объединились на своей платформе и создали парламентскую оппозицию  «Народный Совет» (125 депутатов).

Это была первая за годы советской упади политическая оппозиция в высшем законодательном органе Украины. В состав оппозиции вошли как депутаты от организаций национально-демократической ориентации, так и представители депутатской группы «Демократическая платформа Компартии Украины». Председателем «Народного Совета» избрали депутата И. ЮХского.

Парламентская большинство оформилась в депутатскую группу «За Советскую Украину » (239 депутатов).ее возглавил депутат А. МорозВ ней консолидировались наряду с прагматиками, адекватно реагировали на различные изменения ситуации, и откровенные консерваторы. В их составе преобладали коммунисты, поскольку 85% депутатов Верховной Рады на момент их избрания представляли коммунистические организации.

2. Декларация о государственном суверенитете Украины

Выборы в Верховную Раду и местные Советы показали, что население Украины связывало с ними свои большие надежды на изменения 9 общественно-политической жизни республики.

Верховная Рада 16 июля 1990 приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины.

Декларация провозгласила, что суверенная Украина маг развиваться на основе осуществления Украинский нацией неотъемлемого права на самоопределение.

В ней отмечалось, что государственная власть в республике делится на законодательную, исполнительную и судебную.

В Декларации были зафиксированы важнейшие положения, отражавшие содержание понятия государственного суверенитета, который определялся как верховенство и неделимость власти республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях ».

На территории Украины маг обеспечиваться верховенство ее Конституции и законов, говорилось в Декларации.

Особое значение приобретало положение о том, что изложенные в нем документе принципы должны быть использованы для заключения нового союзного договора.

В Декларации было заявлено о праве Украины на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности, в общесоюзном и валютном фондах, золотом запасе.

Предполагалось создание собственной банковской, финансовой, таможенной и налоговой систем, формирование собственного бюджета, введение национальной денежной единицы.

Было провозглашено право Украины иметь собственные Вооруженные Силы, внутренние войска и органы госбезопасности.

Декларация предусматривала, что Украина самостоятельно осуществлять непосредственные сношения с другими государствами, будет равноправное участие в международном общении.

Декларация о государственном суверенитете Украина провозглашала приоритет республиканских законов над союзными и открывала тем самым легальную возможность переборки властных полномочий республиканскими органами власти.

Чтобы сохранить СССР, положить конец «Парада суверенитетов», центральное руководство решает заключить новый союзный договор.

Предложенный проект не признавал государственной суверенитета республик и, более того, запрещал им выходить из состава СССР.

ВУкраина прокатилась волна протестов, направленных против ее участия в подписании нового договора.

3. Попытка государственного переворота в СССР и Украины

Часть высшего руководства СССР.возглавляемая вице-президентом СССР Г.Янаевымссылаясь на болезнь М. Горбачева. 19-21 августа 1991попыталась совершить государственный переворот, пытаясь этим не только затормозить ход демократических преобразований в республиках, но и заставить последних остаться в составе Союза.

Сохранить СССР имел антиконституционный, так называемый Государственный Комитет по чрезвычайному положению, известный по русском аббревиатурой как ГКЧП  «Государственный Комитет по Чрезвычайно Положению», создан в Москве.

К его состав входили первые лица из высшего партийного и государственного руководства, а справся он на консервативные силы КПСС, правоохранительные органы и военную силу.

Комитет объявил о прекращении деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, запретил проведение митингов, демонстраций и забастовок. В стране.согласнорешениями Комитета. устанавливался контроль и цензура над средствами массовой информации.

Принятые ГКЧП решение угрожали суверенитету Украины, уничтожали ростки завоеванной демократии.

Мятежники планировали ввести в Киева, Львова, Харькова, Донецка и других городов Украины войска. Уполномоченный от «гэкачепистов»Генерал армии В.Варенников 19августа в присутствии командующего Киевского военного округа предъявил Председателю Верховной Рады Украины Л. Кравчуку ультиматум: в случае беспокойства в республике, акций протеста, забастовок, не поддержки решений, новоявленного комитета, военные подразделения, которые находятся в боевой готовности, выйдут на площади городовреспублики. Это означало бы введение чрезвычайного положения.

 

 

 

 

Практическое занятие № 3

Начало государственно-образующих процессов в Украине

 

 

Вопросы:

1.АКТ провозглашения государственной независимости Украины

2. Референдум 1 декабря 1991 года. Выборы Президента Украины

1.АКТ провозглашения государственной независимости Украины

Августовские поле вызвали серьезные изменения в государственной и политической жизни страны, чрезвычайно усилили центробежные тенденции в СССР.

Антиконституционные действия заговорщиков, входивших в руководящий эшелона ЦК КПСС повлекших по дальнейшей дискредитации Коммунистической партии и ускорили распад унитарной советской государства.

Мятеж консервативного лагеря в Москве показал серьезную опасность для Украины оставаться в составе СССР. События в Москве чрезвычайно повлияли на изменение взглядов народных депутатов. Большинство З них стада склоняться к необходимости поддержать стремление украинского народа к независимости.

Часть партийно-советской номенклатуры, представленной в Верховной Раде, растерялась: чтобы не потерять власть, решила также поддержать требования о провозглашении самостоятельности Украины Политическая ситуация обусловила применение Украины более решительным меры к защите своего суверенитета.

24 августа 1991 внеочередная сессия Верховной Рады принял Акт провозглашения независимости Украины.

В постановлении Верховного Совета отмечалось: «С момента провозглашения независимостидействующими на территории Украины является только ее Конституция, законы, постановления правительства и другие акты законодательства республики ».

Документ

С Акта провозглашения НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ (24 августа 1991)

Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991,

- Продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине,

Исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами,

- Осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины,

Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства - Украина.

Территория Украины является неделимой и неприкосновенной.

Отныне на территории Украины имеют силу исключительно Конституция и законы Украина.

Этот акт вступает в силу с момента его одобрения.

Вопрос к документу

Сравните, как определялся государственный статус Украины в Декларации о государственном суверенитете и в Акте провозглашения независимости.

 

Итак, этот день открыл новую эру в истории Украины. Такое решение было выстрадано украинским народом в процессе государственных соревнований многих поколений, стало вполне закономерным событием.

В последующие дни Президиум Верховной Рады Украины принял указ о временном прекращении деятельности Компартии, постановления о «департизации» государственных органов, учреждений и организаций, о собственности Компартии на территории Украины.

Принятые постановления ориентировали служащих государственных учреждений на то, что их деятельность должна строиться прежде всего и только на основе законова не на партийных позициях.

Руководствуясь положениями тогдашней Конституции Украины и скрывая выводы Временной комиссии, по поручению Верховной Рады проверяла на территории Украины деятельность должностных лиц, органов власти, общественных объединений и организаций в связи с попыткой государственного переворота; Президиум Верховного Совета сделала вывод, что «Руководство Компартии Украины своими действиями поддержало государственный переворот и тем же способствовало его осуществлению на территории Украины ».

30 Август 1991 она приняла Указ о запрещении деятельности Компартии Украины. С прекращением деятельности Компартии было разрыхленной партаппарат, однако почти вся предыдущая государственная, административная и хозяйственная номенклатура оставалась у власти.

2. Референдум 1 декабря 1991 года. Выборы Президента Украины

Народ Украина сыграл главную и определяющую роль в решении проблемы провозглашения нового государства.

На Всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 он выразил свое отношение к будущей Украине.

В референдуме веер участие 31891742 опрашиваемых, или 84,18% от общего количества включенных в списки избирателей. 28804071, или 90,32% проголосовали поа утверждение Акта провозглашения независимости Украины.

I-й Всеукраинский референдум и выборы Президента Украины 1 декабря 1991

Походом референдума следила вся мировая общественность. Референдум убедительно показал, что провозглашение независимости  это сознательный выбор народа, который стремится стать хозяином в собственном доме. Волеизъявления народа Украины, как показали международные наблюдатели из многих стран мира, состоялось свободно, демократично и без всякого давления извне. Самоопределение украинского народа проводилось на основе Устава ООН, других международно-правовых документов, определяющих право народа на образование самостоятельного государства.

Еще с провозглашением Декларации о государственном суверенитете перед Украиной встала задача выбора модели своего государственного устройства.

В обсуждении этого вопроса активное участие приняли вновь политические партии. Проходила широкая и достаточно активная дискуссия. Означилося два подхода: Украина быть парламентско-президентской или президентской республикой.

Верховная Совет остановилась на введении в Украине института президентства и приняла 5 июля 1991 Закон об учреждении поста Президента.

Президентская форма государственного правления вводилась в период, когда правящая Коммунистическая партия, которая до этого осуществляла властные функции, была запрещена. Поэтому избрание Президента главы государства  мало служить важным фактором повышения политической и государственно-правовой ответственности за состояние дел в обществе.

Введение института президентства начало распределение власти на самостоятельные властные ветви, способные взаимно уравновешиваться: законодательную, исполнительную и судебную. Президентская республика не свернула, а скорее расширила базу для участия граждан в политике, в государственной жизни. Основание президентской республики в Украине, где авторитарный стиль руководства и мышления пустил слишком глубокие корни, свидетельствовало о формировании новых политических традиций.

Выборы Президента Украины проводились 1 декабря 1991 и проходили на альтернативной основе.

Претендентами были: В.Гринев, Л. Кравчук, Л. Лукьяненко, Л.Табурянский, В. Чорновил, И. Юхновский.

Более 61% избирателей высказался за -Л. Кравчука.

Прекращение существования Советского Союза

8 декабря 1991 лидеры Беларуси (С.Шушкевич), России (Б. Ельцин) и Украины (Л. Кравчук) на встрече в Беловежской Пуще признали, что объективный процесс выхода республик из состава СССР стал реальностью: образовались независимые государства.

Было принято решение об образовании Содружества Независимых ГосударствСНГ)  объединения, открытого для всех бывших республик. Участники встречи высказались за денонсации союзного договора 1922 г.