Тема 13. Как анализировать рыночное предложение

Предложение (S — supply) — желание продавца продать определенное количество товара за определенный период по определенной цене.

Величина предложения (QS) — конкретное количество товара, предло­женного на рынке по конкретной цене.

Закон предложения: с увеличением цены величина предложения воз­растает; если цена снижается, то уменьшается и величина предложения. Таким образом, между ценой и количеством предлагаемого товара суще­ствует прямая зависимость.

Кривая предложения

Кривая предложения имеет положи­тельный наклон и отображает закон предложения. Изменение величины предложения на графике выглядит как движение вдоль линии предло­жения, при этом функция предложе­ния остается неизменной.

Зависимость величины предло­жения от определяющих его фак­торов называют функцией предло­жения.

 

 

Функция предложения общего вида:

QS = f (Р, Ра, Ргеs, ..., K, С, Z, В),

где QS — величина предложения данного товара; Р — цена товара; неценовые факторы: Ра — цена на другие товары; Ргеs — цена на ресурсы; К — характер применяемой технологии; С — налоги и дотации; Z — природно-климатиче­ские условия; В — прочие факторы.

Под влиянием ценовых факторов предложения устанавливается новая зависимость между ценой и величиной предложения, то есть изменяется функция предложения от цены.

 

Смещение линии предложения

При увеличении предложения линия предложения смещается вправо

При уменьшении предложения линия предложения смещается влево

 

 

Неценовые факторы предложения

 

 

 

 

Изменение цен на производственные ресурсы

 

 

Уровень технологий в производстве

Совершенствование технологий способствует экономии ресурсов, уменьшению расходов и увели­чению предложения

Снижение расходов на ресурсы ведет к увеличению предложения, и наоборот

 

 

 

 

 

 

Размеры налогов и субсидий

 

 

Степень конкуренции на рынке (структура рынка)

Увеличение налогов уменьшает предложение; льготное налого­обложение способствует увеличе­нию предложения

Большое количество предприятий на рынке способствует увеличе­нию предложения, и наоборот

 

 

 

 

 

 

Изменение цен на другие товары и услуги

 

 

Войны, природные и техногенные катастрофы

Увеличение цены на субституты ведет к перетеканию ресурсов для производства в их пользу и соот­ветственно к уменьшению предло­жения первоначального товара

 

 

Ценовая эластичность предложенияS) характеризует степень реак­ции производителей на изменение цены.

Математическое выражение:

Q1 — величина предложения после изменения цены; Q0 — величина пред­ложения до изменения цены; Р1 — изменившаяся цена товара; Р0 — перво­начальная цена товара.

 

Основной фактор, который определяет эластичность предложения,— это время. Поэтому рассматривают изменение предложения за три периода времени.

 

Периоды изменения эластичности предложения

Мгновенный

Краткосрочный

Долгосрочный

|ES| = 0

0 < |ES| < 1

|E|>1

Абсолютно неэластичное предложение; производители не могут повлиять на объем предло­жения

Низкоэластичное пред­ложение; производи­тели могут расширить или сократить произ­водство на существу­ющих (неизменных) ресурсах

Эластичное предложение; производители имеют воз­можность произвести измене­ния всех факторов производ­ства, отреагировав на изме­нение цены, что приведет к увеличению предложения

 

 

Факторы, влияющие на эластичность предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень издержек (затрат на производство) в цене товара

 

Вид издержек в себе­стоимости товара

 

Фактор времени

В краткосрочном периоде предложение не успевает среаги­ровать на изменение спроса, поэтому оно неэластично. В сред­несрочном периоде предложение малоэла­стично, в долгосроч­ном — эластично

При высоком уровне затрат на здания, сооружения (постоян­ные издержки), пред­ложение неэластично. Если же преобладают издержки на спрос и зарплату рабочих (переменные издерж­ки), то предложение более эластично

Чем больше уровень затрат, тем менее эла­стично предложение

 

Сайт управляется системой uCoz