Тема 12. Как действует закон спроса

Спрос (D — demand) — количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести на рынке по определенной цене за определенный период времени в конкретном месте.

Величина спроса (QD) — конкретное количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели в данное время по данной цене.

Закон спроса: чем выше цена на товар при неизменных прочих парамет­рах, тем меньше спрос на него. Таким образом, связь между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональна.

Цена спроса — это максимальная цена, которую готов заплатить поку­патель за единицу товара.

 

Кривая спроса

Кривая спроса имеет отрицатель­ный наклон и отображает закон спроса. Изменение величины спро­са на графике выглядит как движе­ние вдоль линии спроса, при этом функция спроса остается неизмен­ной (при изменении цены товара).

Зависимость величины спроса от определяющих его факторов назы­вается функцией спроса

 

 

Функция спроса общего вида:

QD = f(Р, Р1, Р2,..., I, Т, W),

где QD — величина спроса на данный товар; Р — цена на данный товар; неценовые факторы: Р1, Р2, — цены на сопряженные товары; I — денеж­ный доход потребителей; Т— вкусы и предпочтения потребителей; W — другие факторы.

Под влиянием неценовых факторов устанавливается новая зависимость между ценой и объемом спроса, которая может привести к изменению спроса при постоянной цене.

 

Смещения линии спроса

При увели­чении спроса линия спроса смещается вправо

При умень­шении спроса линия спроса смещается влево

 

 

Неценовые факторы спроса

 

 

 

 

Изменение денежных доходов населения

 

 

Изменение потребительских вкусов и предпочтений

Увеличение денежных доходов населения вызывает увеличение спроса на нормальные товары

Происходит под влиянием рекламы, моды, достоверной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество потребителей

 

 

Ожидания потребителей

Естественный прирост населения Миграции

Изменения в структуре населения

Ожидание роста цен ведет к уве­личению спроса

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение цен на взаимосвязанные товары

Если цена на субститут данного товара возрастает, то спрос на данный товар растет. Если цена на комплимент данного товара возрастает, то спрос на данный товар снижается

 

Эластичность — это величина, показывающая взаимосвязь между изме­нением цены и объемом проданных товаров.

Ценовая эластичность спросаD) (коэффициент эластичности) характе­ризует степень реакции покупателей на изменение цены.

где

,

Q1 — величина спроса после изменения цены; Q0 — величина спроса до изменения цены; Р1 — изменившаяся цена товара; Р0 — первоначальная цена товара.

 

Факторы, влияющие на эластичность спроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие товаров-субститутов

 

Временной промежуток

 

Значимость товара

 

Удельный вес товара в доходе потребителя

Чем больше заменителей данного товара, тем больше возможностей у покупателя отказаться от него, тем эластичнее спрос на товар

 

Чем больше времени затрачивается на принятие решения, тем больше заменителей данного товара можно найти и тем эластичнее спрос на него

 

Спрос на товары первой необходимости обычно неэластичен, а на предметы роскоши — эластичен

 

Чем больше удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса на него

 

 

Товары и услуги с разной ценовой эластичностью спроса

 

 

 

 

 

 

D| = 1

 

 

D| > 1

 

 

D| < 1

Нормальные товары (некоторые продукты питания, жилье)

ΔР = ΔQ

 

 

Товары высоко эластичного спроса (мебель, парфюмерия, книги, цветы и т. д.)

ΔР > ΔQ

 

 

Товары низкоэластичного спроса (основные продукты питания, общественный транспорт)

ΔР<ΔQ

 

 

 

 

 

 

 

 

D|  = 0

Товары стабильного спроса (жизненно необходимые лекарства, детское питание)

ΔQ = 0

 

D|  = µ

Товары абсолютно эластичного спроса

ΔР = 0

 

 

 

Товары, для которых закон спроса не выполняется

По мере роста цен спрос на товар не падает, а на­оборот, возрастает

«Товары Гиффена», так называемые товары для бедных (картофель, хлеб, макароны и т. д.)

Особо престижные товары: золото, драгоцен­ности, произведения искусства, эксклюзивные автомобили и т. д. (эффект «Веблена» и эффект «снобизма»)

Товары ажиотажного спроса: в ожидании роста цен спрос на эти товары растет, несмотря на рост цен

 

Сайт управляется системой uCoz