Лекция №1

Роль бухгалтерских документов.

1)    Они есть предметом исследования судебно-бухгалтерских других экспертиз,

аудиторских проверок; для проведения следствия.

2)    Основа ведения следствия.

3)    Основа доказательства, установление фактов; истины.

 

Функции.

1.Доказательная сила – подтверждает факт.

2. Информационная – даёт данные о полнейшей информации, о факте, содержит наиболее показателей и даёт возможной делать разные учётные процедуры с документом.

3. Контрольная – даёт возможность проверять процессы, проверять работу определённых лиц, состояние финансовых операций.

4. Накопительная – систематизация и сбор ко времени.

5.Сохранительная – сохраняет информацию и даёт возможность возвращаться в будущем к документам.

 

Принципы документации.

 

1.Систематичности построения бухгалтерского учёта

- необходимо вести бухгалтерский учёт на основе плана счетов, который единый для предприятий.

2. Полнота плана счетов

- счета должны защищать от манипуляций и убытков, который зависит от способов и техники ведения учёта (вручную, мех.способом).

3.Полного и понятного отражения хозяйственных операций

-записывать всё в хронологическом порядке и в таком же виде относить на счёт. Всё должно отражаться в национальной валюте очень чётко. При исправлении ошибок следует видеть, когда и кем они исправлены. Непосредственное исправление цифр в регистрах недопустимо.

4.Документальное подтверждение

- всё что записывается только пишется с документа, а куда писать определяет бухгалтерская проводка. Документы должны быть пронумерованы. Есть поступившие документы из вне, а если таких нет, их составляют внутри.

5. Индивидуальность учёта

- каждый объект в документе отражается индивидуально, видно всегда начало и развитие, состояние объектов, важно для инвентаризации.

6. Придерживаться сроков составления и сохранения

существует инструкция в каждой установленные сроки и соответствуют Законам Украины.

7.Обеспечение надёжного и достоверного отчётного материала и связь с внутренним контролем

- под системой внутреннего контроля (С.В.К.) понимают единство методов контроля, которые входят в хозяйственный процесс и которые должны гарантировать сохранность имущества и достоверность отчётности. С этой целью разрабатывается и график документооборота и специфики распределения обязанностей между счётными работниками.

8. Документация внутри предприятия, как составная часть контроля

- финансовая отчётность будет более правильно оценена руководством предприятия, внешними внутренними потребителями информации, если всё это документируется.

 

 

 

Схема.

Документация, как элемент метода.

 

 

 

 

 

 

Лекция №2

Учет процесса заготовки

Нельзя производить продукцию без средств, рабочей силы, сырья.

Его задача – приобрести всё это для нормальной работы предприятия.

Заготавливать надо средства производства и предметы труда .

Процесс заготовки – это совокупность операций по обеспечению предприятия средствами и предмета ми труда и осуществляться он должен непрерывно и равномерно, невзирая на конечный результат.

Всё, что приобретает делят на: необоротные и оборотные активы.

Необоротные -  здания, взрослый скот и др.и их характеристика, долгосрочные финансовые и капитальные инвестиции.

Оборотные – это те, которые будут потреблены в одном процессе или на протяжении одного цикла.

Задачи – правильное и своевременное установление объемов нужных оборотных и необоротных активов:

- накопление всех затрат, связанных с процессом заготовки;

- определение фактической стоимости купленных ценностей;

-выявление результатов снабженческой работы.

Учёт ведется на сч.15 – основные средства;

Основные расходы:

Д-т

152

К-т

631

Д-т

152

К-т

234

Д-т

152

К-т

66,65

Д-т

152

К-т

372

Д-т

103

К-т

151

 

104

 

152

покупка

доставка

з/пл.с начислением

подотчётные суммы

 

основное средство

 

Акт.

Оценка основных запасов: первоначальная, переоценочная, ликвидационная, остаточная.

Износ- потеря объектом своих достоинств.

Срок полезного действия – сколько с пользой можно эксплуатировать.

Амортизация – процесс передачи стоимости основного средства и включения её в затраты производства.

Поступление:  в состав уставного фонда Д-т10  Кт 40(для кол) Д-т 10 К-т 46

от поставщиков                       10   63

от стр-ва или приоб.выше      10   30,31,33,60,50

приобрет.наличными

бесплатно                                  10    424

начисление износа (аморт.)      23   131

Нематериальные активы – это актив, который не имеет материального актива, но используется с целью получения прибылей сч.12

                       Д-т 12   К-т 372

Приобретение производственных запасов  -  в зависимости от состава  запасов учитывается на том синтетическом счете, что именно приобретается.

а) для пр-ва 20, 22, 25, 21

б)для перепродажи 26, 28

в)незавершённое производство 23, 24, 25.

Аналитические счета открываются по наименованиям приобретаемых ценностей и ещё один аналитический счет ТЗР. Все аналитические счета открываются количественно-суммовой формы, а ТЗР   - суммовой.                

Документ – договор купли-продажи;

счёт-фактура (покупная стоимость)            фактическая стоимость

транспортные заготовительные расходы

 

Методы распределения – по натуральным реквизитам (шт, т, метр, дням итд.)

по стоимости.

      Порядок расчета вариантом пропорционально количества: сумма ТЗР на начальном остатке + сумма ТЗР по обороту по дебету / количество ценностей на начальном остатке + количество ценностей поступивших.        Порядок расчета вариантом пропорционально стоимости:  сумма ТЗР на начальном остатке + сумма ТЗР по обороту по дебету /сумму  ценностей на начальном остатке + сумму ценностей  поступивших за месяц * 100%.

Списание отклонений происходит туда, куда отпущены ценности по учетным ценам пропорционально их стоимости. Для расчета стоимость израсходованных ценностей умножают на найденный  %  и делят 100%, при этом суммы округляют до целых гривен. Например: отпущено на текущий ремонт автомобиля запасных частей по учетным ценам на сумму 114.76. Если % отклонений составил в этом месяце 8%, то сумма отклонений – 9.00 будет списана в Дт сч.2342 и Кт сч.207.

 

 

 

 

 

Лекция №3

Обобщающая отчётность

Система обобщающих показателей учёта, характеризующих результаты  хозяйственной деятельности предприятия и выполнение плана за истекший период- называется отчётностью.

Значение:

1.     орудие управления;

2.     орудием оперативного руководства;

3.     контроль за выполнением плана;

4.     для составления плана;

5.     для анализа; выявление невыявленных резервов;

6.     для правильного финансирования и кредитования.

Требование:

1.достоверность;

2.точность;

3.соглассованность с системой показателей плана;

4.простота;

5.ясность;

6.своевременность, объективность, обоснованность;

7.массовый всенародный характер.

 

 

Механизм.

 

1.     Типовой проект комплексной механизации.

2.     Кодификатор.

3.     Альбом форм.

4.     Единые расчётные калькуляции.

5.     Примерные нормы времени.

Реформация – регулирование статей баланса согласно указаний вышестоящих организаций

(списание убытков, распределение прибыли, изъятие средств)

Балансовая комиссия – рассматривает и утверждает.

 

Организация учёта включает:

1.     систему документации и документооборот;

2.     установление графика учётных работ;

3.     построение плана счетов;

4.     выбор формы;

5.     система отчётности;

6.     обоснование норматива;

7.     построение учётного аппарата.

Организация должна обеспечить:

1.     контроль за наличием и правильным использованием;

2.     контроль за выполнением плана;

3.     своевременное предоставление отчётности;

4.     применение механизации;

5.     рациональное распределение обязанностей;

6.     принципы организации.

Централизация и децентрализация

схема№1                схема№2

Права и обязанности гл.бухгалтера.

 

 

 

Лекция №4

Условные – это результаты применения методологических особенностей учёта, т.е. операций нет, но проводку надо составлять.

Перенесение – с Д-та одного счёта в Д-т другого счёта

                            (70      79;    90       79)

Регулирующие с целью уточнения; Д-т 23     К-т 91

 

Методика составления проводок

 

п/н

Процедура мышления

Возможные действия

1

2

3

4

1.

Какое действие вызывает совершенная хоз.операция с позиции 2й записи

Осуществляется движение имущества без изменения источников

Осуществляется

движение источников без

затрагивания

имущества

Привлекаются

новые ресурсы и новые источники

Уменьшаются ресурсы и их 

источники

2.

Статьи баланса и

И их отношение к балансу

А1    А2

П1   П2

А3   П3

А4   П4

3.

Как изменились

Статьи

увелич.А1

уменьш. А2

увелич. П1

уменьш.П2

увелич.А3

увелич. А3

уменьш.А4

уменьш.П4

 

4.

Как выглядит корреспонденция счетов

Д-т сч А1

К-т сч.А2

Д-т сч П2

К-т сч.П1

Д-т сч А3

К-т сч.П3

Д-т сч П4

К-т сч.А4

 

 

 

 

 

Лекция №5

 

Учётные  записи

Осуществляется в учётных регистрах (5 признаков)

                                

По характеру:

По систематизации:

По способу изображения:

По количеству копий:

По способу заполнения:

Унигра

фическая

Диграфи

ческая

Хроноло

гическая

Формулами

Д-т 30 К-т 31

Однородные

(один экзем.)

Ручные

Это регистрация фактов только одного признака(только

Д-т или К-т)

Устарели, были

в Европе у купцов, напр.уход денег

в долги.

Это реги

страция

в системе

каждого

факта в зависимости от вида измерения(т.е.в Д-т и К-т)

1)Простые(2счёта).

2)Сложные.

3)Сборные.

4)Обратные.

5)Сторнированные.

6)Смешанные.

Система

тическая

Структурой

Дт \ Кт  31

30    100

Многоразовые

(копировальные)

Типографи

ческие

 

Синхронные

(компьютерн.)

Графический

 

Механизированные

Комбинированные

Матричный вариант. Это

всё заранее размечено в сочетании, а

нужно найти увязку и туда поставить число.

Дт \ Кт  31

30       100

 

Автоматизированные

 

 

 

 

 

Лекция №6

Вступление.

Во II половине ХХ ст.в связи с развитием международных экономических отношений, специализации и кооперации начали осуществляться первые шаги в направлении гармонизации бухгалтерской практики. Комитет по международным стандартам бухгалтерского учёта ещё 1973году

поставил цель достичь единства в принципах бухгалтерского учёта при составлении финансовой отчётности в разных странах мира; сузить существенные отличия различных учётных систем – потому что финансовые отчёты - это основной источник информации.

В Европе требования к финансовой системе стран участниц ЕС были установлены ещё с 1978г. Директивой ЕЭС «Об унификации форм отчётности и правил их аудита» и в 1983г. 7 дер. «О принципах составления консолидированной системы»

За годы господства централизованной системы управления наша страна была оторвана от интегрированных систем мира. Поэтому задача №1 – реальное включение зкономики Украины в мировое хозяйство, выход наших предприятий на внешние рынки и их участие в конкурсной борьбе, формирование открытой экономики.

Одна из преград – это отсутствие релевантной информации о действительности украинских предприятий. То есть мы должны пользоваться общими «правилами игры» или не играть вообще.

А наш теперешний учёт был построен так, что отчётность служила нуждам государства и не учитывала интересы других пользователей.

и наконец принят закон. Он поставил очень много задач, он определяет правовые вопросы регулирования , организации, ведения бухгалтерского учёта и предоставления финансовой отчётности- устанавливает единые принципы учёта и отчётности в состав с МСБУ.

Закон состоит из разделов:

I «Общие положения – определение основных терминов, и толкуются одинаково во всех государствах»

1.     определяется сфера действия закона;

2.     цель;

3.     основные принципы;

4.     валют;

5.     финансовая отчётность.

Цель – предоставление пользователем для принятия решений полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом положении «результатах деятельности», движении денежных средств на предприятии и являются обязательным  другие виды отчётности (статистическая, налоговая, финансовая) пользуются данными бухгалтерского учёта.

Основные составные части политики:

1. Для О.С.

а) срок эксплуатации;

б) методы начисления амортизации:

в) порядок переоценки;

г) порядок учёта затрат по содержанию и их ремонта;

д) первичная оценка: истор (факт) П(с)БУ 7

е) объект учёта (П(с)БУ 7)

2. Нематериальные активы:

а) сроки полезного действия;

б) способы начисления амортизации П(с)БУ 8 и аморт.П(с)БУ 7

3.  Долгосрочные финансовые инвестиции:

а) первичная оценка П(с) БУ12

б) отражение в балансе для фин.инвестиций, которые дают право на собственный;

в) отражение в долговые ценные бумаги;

г) методы амортизации.

4. Запасы.

а) порядок распределения заготовительно-складских затрат;

б) порядок оценки товаров в торговых организациях;

в) методы оценки ТМЦ при выбытии;

г) способы амортизации МБП П(с)БУ 9 16

д) переоценка П(с)БУ 9

5. Текущая дебиторская задолженность:

а) первичная оценка П(с)БУ 10

б) отражение в балансе П(с)БУ-10 (зареализ-резерв)

в) резерв сомнительных долгов (методов 2) и один из них выбирают.

6. Текущие финансовые инвестиции:

а) первичная оценка П(с)БУ – 12

б) отражение их в балансе.

7. Обеспечение:

а) состав резерва предстоящих платежей и порядок их образования и

 использования П(с)БУ-2;

8.Затраты и доходы отчётного периода:

1) объект учёта затрат;

2) состав затрат;

3)метод учёта затрат;

4) классификация на постоянные и переменные;

5) система оплаты. Затраты группируются по стат. калькуляции.

6) система распределения общепроизводственных расходов;

9.Метод расчёта за выполненные работы.

10. Определяются нормы отчисления затрат работникам, размер которых лимитируется при определении базы налогообложения.

11. Метод распределения затрат на реализацию и часть продукта для незавершённого пр-ва.

12. Метод оценки незавершённого пр-ва.

13. состав расходов будущих периодов.

14. Метод оценки обязательств в грн и в у.е.

15. Метод определения выручки и фин.результата от выполненных работ.

16. Метод определения от реализации продукции для налогообложения.

Оценка доходов П(с)БУ-15

Оценка расходов П(с) БУ -16

Также:

1.     порядок учёта курсовых разниц;

2.     порядок создания чистого дохода;

3.     порядок распределения чистого дохода;

4.     порядок увеличения уставного фонда и оценка вкладов;

5.     порядок выхода участников и размер части накопительного капитала им принадлежащего.

Учётная политика – это совокупность принципов, методов и процедур, которые будут использовать предприятие для составления и подачи финансовой отчётности.

1.     Факторы – форма собственности и организационно-правовая форма.

2.     Виды деятельности или отраслевое подчинение (комерц., промышлен., с/х-во, транспорт)

3.     Объём пр-ва, список – состав работающих.

4.     Отношение с системой налогообложения ( уменьш.ставок, льготы, освобожд)

5.     Возможность самостоятельных действий в ценообразовании.

6.     Стратегия финансово-хозяйственного развития.

7.     Наличие функций управления.

8.     Наличие эффекта системы информацией обеспечения.

9.     Уровень квалифицированных бухгалтерских кадров.

10.          Система материального поощрения и материальной ответственности за круг своих обязанностей.

 

 

 

 

Лекция №7

 

Для управления производством необходимо иметь экономическую информацию, которая и оформляется бухгалтерским учётом. Эта информация для руководителей и специалистов нужна ежедневно. Надо понимать, что учёт не пассивный накопитель информации, а активный помощник в обеспечении контроля за состоянием результатами работы. Учёт должен анализировать результаты  видеть перспективу для производства.

В небольших предприятиях, в частности фермерских х-в учёт должен быть настолько прост, чтобы его мог вести сам хозяин производства:

Задачи:

1.     Обеспечить руководящих работников достоверной экономической информацией для обоснованного принятия управленческих решений.

2.     Контроль наличия, поступления и использования денежных и материальных средств производства.

3.     Достоверное определение налоговых платежей и контроль за правильностью и своевременностью их оплаты.

4.     Составление и предоставление бухгалтерской отчётности .

5.     Экономное использование средств на сбор и обработку экономической информации.

И только выполнив все эти задачи бухучёт может считаться нужным.

Значительная роль учёта заключается  в том, что он даёт данные  для анализа результатов  и изучения неиспользованных ресурсов и возможностей. Неумолимую роль играет учёт  в планировании работы предприятий, интегрируются функции  планового и бухгалтерского отделов.

Наконец роль учёта в составлении отчётности, которая нужна и используется инвеститорами, акционерами, расчётными организациями и налоговыми и другими инспекциями.

Виды предприятий:

1.     Коллективный – основан на собственности коллектива.

2.     Государственный – на гос.собственности.

3.     Государственное коммунальное предприятие – собственность административно-территор.единиц.

4.     Семейные– на собственности семьи.

5.     Индивидуальные – личная собственность физ.лица.

6.     Частные – на собственности 1 гражданина с наёмом рабочей силы.

7.     Совместное предприятие – объединение разных видов собственности.

8.     Предприятие на совместной собственности отдельных лиц нашего государства и граждан других государств.

9.     Арендное предприятие – самостоятельная юридическая единица, образованная арендаторами на основе арендного договора.

Пользователи бухгалтерского учёта.(определение).

1.     Специалисты предприятия – для организации пр-ва и управления им.

2.     Работником предприятия – в повседневной работе.

3.     Работником банка -  для установления контактов.

4.      Государственным органом – финотделом по формированию и распределению бюджета.

5.     Стат.органом – для изучения закономерностей, планирования на перспективу.

6.     Финансовым налоговым инспекциям.

7.     Инвесторам, бизнесменам, акционерам и др.участникам.

Всех их можно разделить:

а) пользователи с прямым финансовым интересом;

б) пользователи с непрямым финансовым интересом.

Администрация – т.е. которые несут полную ответственность за деятельность: индивидуальные собственники, совладельцы, совет директоров, управленческий аппарат, менеджеры, руководители подразделений, мастера.

К группе а) настоящие и потенциальные инвеститоры, сегодняшние и потенциальные кредиторы. Инвесторы – определения перспективы, а кредиторы для – своевременного погашения.

К группе б)  налоговые инспекции, учреждения банка, органы статистики, которые контролируют и изучают финансовые отчёты.

Финансовый учёт.

Это комплексный синтетический учёт всех средств и всей экономической деятельности предприятия, фирмы.

В его состав входят:

Аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями, др.организациями, лицами, а также аналитический учёт, учёт финансовых операций (акций, дивидендов, облигаций, векселей, кредитов, %, инвестиций).

Объекты финансового учёта:

1.     Активы предприятия: осн.ср-ва, нематериальные активы, кап.вложения, долг и краткосрочные фин.вложения, производственные складские запасы, расчёты с дебиторами, денежные средства, прочие активы.

2.     Источники собственных ср-в. Уставный фонд, резервный фонд, фонды и резервы спец.назначения, нераспределённая прибыль.

3.     Обязательства предприятия (пассивы): долгосрочные кредиты, краткосрочные, расчёты с кредиторами, заёмные ср-ва.

4.     Доходы предприятия по их видам и расходы по их экономическим элементам.

5.     Финансовые результаты деятельности предприятия и их распределение.

6.     Финансовые процессы и операции, осуществляемые с указанными выше объектами.

По данным финансового учёта определяют прибыль (убыток) и составляют финансовую отчётность:

Ведут все предприятия независимо от форм собственности, размеров, видов с деятельности.

Организация фин.учёта должна обеспечивать:

1.     Полное и непрерывное обеспечение всех хозяйственных операций, которые были осуществлённые на предприятии на протяжении года.

2.     Составление установленной организации гос-ва и управления финансовой отчётности.

Финансовый учёт документально связывает предприятие с внешним миром(др.юр. и физ.лицами) поэтому его иногда называют внешним учётом.

Используют его внутренние и внешние потребители.

Управляет этот учёт- все изданные стандарты.

 

 

 

 

 

Лекция №8

Экономическая хар-ка и задачи учёта.

Задачи учёта:

1.     Своевременно и правильно оформлять первичные документы.

2.     Контроль за сохранностью и расходованием денежных средств по назначению.

3.     Контроль за правильностью хранения денежных средств.

4.     Соблюдение кассовой и банковской дисциплины.

5.     Правильное и своевременное проведение инвентаризации денежных ср-в, отражение её результатов в учёте.

6.     Правильное применение курсов валют.

7.     Обособленный учёт каждого вида валют.

8.     Правильный учёт и хранение бланков строгой отчётности по учёту кассовых операций.

Кругооборот ср-в предприятия Д – Т…П…Т' - Д' где денежные ср-ва занимают 40%.

Ни одно предприятие не может обходиться без денежных ср-в.

Денежные средства играют в хозяйстве различные цели.( см.таблицу)

Они относятся к оборотным ср-вам . В каждом процессе они меняются.

Разница между Д - Д' есть результат хозяйствования: прибыль или убыток.

Они могут функционировать в виде денежной наличности  в виде безналичных расчётов.

Для этого – в плане есть целый раздел – денежные ср-ва.

Инструкционный материал:

Порядок ведения кассовых операций в национальной валюте – Правление Нац. Банка Украины от 02.02.95г. №21 в редакции постановления Нац.Банк Украины от 13.10.97г. №334

Банк на основе «Договора на осуществление расчётно-кассового обслуживания» обслуживает клиентов.

Кассовая операция – содержание которой связано с получением или выдачей из кассы наличных.

Лимит – устанавливается ежегодно:

1.     для предприятий – учреждение банка с участием руководителя;

2.     для коллективных – руководством с уведомлением учреждения банка.

Место хранения – касса должна быть специально оборудована, а руководитель – должен обеспечить все положения для сохранности и транспортировке.

Обязательства кассира – закрепление материальной ответственности.

Приходные кассовые ордера – документы строгой отчётности.

Книга должна быть пронумерована и прошнурована и печать и ведётся в 2-х экземплярах.

Ревизия не реже 1 раза в квартал, для чего руководитель издаёт приказ и акт – в 2-х экземплярах.

У других (акционерных, общественных, кооперативных) – ревизионная комиссия.

Корреспонденция по движению денежных ср-в в кассе 301 в национальной валюте.

 

1.Д-т сч301

К-т сч311 с текущего счёта с банка

2.

313 с прочих счетов

3.

372 от подотчётных лиц

375 от лиц по возмещению материального ущерба

376 от лиц по погашению ссуд

377 от квартиросъёмщиков, родителей и др.орг. и лиц

4.

712 от работника за дрова, уголь,  услуги;

715 от лиц пени, штрафы, неустойки

5.

361 от организаций – покупателей (в пределах ∑разр.за наличные)

6.

Со сч.41-46 внесение наличными для пополнения всех видов капиталов

7.

Со сч 50,52,55,60 заёмные ср-ва с банков в виде кредитов

8.

 

 

8а.

69,70 доходы будущих периодов и доходы от реализации с/х продукции

Результат инвентаризации кассы 793 «Результат прочей обычной деятельности»

9.

718 получение субсидий

752 на чрезвычайное расходование

 

Д-т                            К-т 301

1. 661                  з/пл по ведомости

 662                   депонированная з/пл

2. 372                  в подотчёт

3. 376                  ссуда лиц на индивид.нужды

4. 377                         алименты, другие долги

5. 311                  в банк на счета

  313

6. 333                денежные ср-ва в пути (в последний день месяца)

7. 41, 45, 46      выплата всех видов капиталов

8. 50, 51, 52, 53 взносы в банк на ссудные счета разного плана

9. 561                          пенсии

652                  по страхованию пособия

653                  по безработице

654                  по индивидуальному страхованию

10. 91, 92, 93    все виды расходов(мелких)

94                    на производство

11. 947              недостача при инвентаризации

12.151, 152, 155 выплаты на кап вложения

Схема организации учёта по сч.30

 

 

301 – Касса в нац.валюте

302 -  В иностранной

303 – Операционная касса в нац.валюте

304 – Операционная касса в иностранной валюте

Вспомогательные документы: платёжная ведомость, кор.чека, квитанция от объявления, накладные и др.

Штампы «Оплачено», «Получено», «Депонировано».

Составляют реестр документов.   

 

 

 

 

Лекция №9

Учёт 312 (текущий счёт в иностранной валюте)

Аналитика:

1.     валютный счёт в Украине;

2.     валютный счёт за рубежом;

3.     транзитный валютный счёт.

Но в конечном итоге все переводят в национальную валюту по дате.

1.     по проданным ТМЦ- дату таможенного оформления;

2.     при импорте сырья, ТМЦ –дата таможенного оформления документа;

3.     по банковским операциям – по дате перечисления;

4.     по кассе- дата приходно-расходного кассового ордера.

5.     по авансовым отчётам – дата утверждения отчёта;

6.     по формированию уставного фонда – дата- когда зафиксировано в договоре;

7.     в отчётность – на дату отчётности.

Полученная при этом будет курсовая разница

Д-т 312   К-т 792

Положительная разница                      Отрицательная разница

Основная корреспонденция                Д-т                 К-т

1.     получена в кассу                       302                 312

2.     переданы в банк                        332                 312

 для продажи

3.    полученная выручка                311                  703

                                                    903            332

результат                          792                  903

или                                              703                 792

4.   купленная валюта                      312                 332

5.   оплата счетов поставщ.             632                 312

6.   поставщ.от покупателей            312                 362

Учёт ведут в ж/о 2 с/х , но в грн и иностранной валюте и применяют ведомость 2.1 с/х для аналитики.

Прочие счета.

1.     Счёт по капитальным вложениям:

Для покрытия расходов по инвестиционной деятельности документ первичный, т.к.313 в национальной валюте.

Зачисление Д-т                    К-т

311                    313 с тек.счёта (аморт.отчисления)

                          от покупателей за проданные осн.ср-ва

                           363 по инв.деятельности

                    601 кредит банка

                            501

Использование

                     311                      313 возврат по тек.счёту

 301                            наличными в кассу

631                              поставщику

641                              налоги

651                              начисления перечисленные

652

653

 

Регистры синтетического учёта ж/о 3 с/х.

2.     Аккредитивы: аналитика каждый отдельный на имя конкретного.

 

Инструкция банка №7

Признаки: иногородние, определённый срок, только с одним поставщиком, нельзя добавить.

Открытие: заявление на аккредитив:

а) Д-т                К-т

    315                311 с расчёт. для основн. деятельности

                          313 для инвестиций

                          601 за счёт кредитов

                          501

б) 631                315 оплата поставки

в) 311                315 возврат и закрытие

    313                        

 

 

1.     выставить из;

2.     куда;

3.     извещение клиента;

4.     отправка и представление документов;

5.     возврат (остатка), извещение;

6.     извещение клиента (выписка), ведомость 3-1 с/х ж/о 3с/х.

Особый счёт по грузообороту, похож, кроме:

1.     пополнять можно;

2.     закрывают, если нет хозяйственных операций в течении 3 месяцев.

Слова и их значение.

1.                                                            Дебетовая карточка – это один из видов пластиковых денег, по которому можно осуществить платежи на ∑ , равную вкладу на текущем счёте в банке. Однако они не выполняют функции создания дополнительной покупательной возможности.

2.                                                            Кредитовая карточка – имеет платёжный кредитный документ в виде пластиковой карточки, выдаваемая банком своим вкладчикам для безналичной оплаты товаров и услуг в розничной торговой сети, снабжённой компьютерными устройствами, для передачи запроса в банк (есть Виза, Мастер кард, Америкен Экспресс, Еврокард)

3.                                                            Электронный чек.

4.                                                            Электронная почта – система пересылки сообщений между пользователями вычислительных машин, в которой компьютер подключён к общественной (или спец.)телефонной системе с помощью яндекса, берёт на себя функции по хранению и пересылке сообщений.

5.                                                            Трансакция – (от лат.совершение, договор)

1) это банковская операция составленная в переводе денежных ср-в с одного счёта на другой;

2) сделка, соглашение, сопровождающее взаимными уступками;

Она (1) бывает внутрибанковская, межбанковская.

6.Чеки – именной (на конкрет.лицо, получателя)

1)    ордерный – выписанный в пользу какого-то лица;

2)    предъявительский – на предъявителя;

3)    банковский – для расчётов между банками.

7.Вексель – ценная бумага в виде долгосрочного обязательства, составленного в письменном виде по определённой форме. Лицо, получившее векселедержатель.

Бывают:

1)    простой;

2)    переводной;

3)    безусловный;

4)    бронзовый(дубовый);

5)    домицилированный;

6)    казначейский;

7)    опротестованный;

8)    представительский;

9)    срочный;

10)                         финансовый;

11)                         частный.

Расчётные чеки:

1)    Это бумажные документы для расчётов.

Виды: а) лимитированные – с депонированием на них сумм.

Без депонирования – оплата за счёт кредитов.

Получают в банке в виде книжек ( бланки строгой отчётности), выдаются специалистами с указанием лимита, когда книжку выдают в подотчёт

               Д-т                               К-т

               372(подотчёт)             377 (разн.дебиторы)

После составления авансового отчёта

377                                     372

Д-т                      К-т

315                       311,313,601,501(поручение и заявление)

631                        315 (расчёты)

 

Средства целевого финансирования.

Д-т                          К-т

315                          482.2  зачисление (бюджетное поручение)

631,641                  

651,652

653,311,301_____

                     315  использование

Текущий счёт по расчётам с работниками

Д-т                          К-т

1. 315                      361 (от покупателей)

2. 301                      315 (чек)

Факторинг – предприятие не может оплатить счёт-фактуру, её продаёт (может банку) за ∑ ниже, а тот потом и будет иметь доход.

 

 

Лекция №10

Корреспонденция по ценным бумагам (331)

 

 

Корреспонденция

Д-т

К-т

1.Выпуск акций на ∑ объявленного уставного капитала

461

403

2.Оплата стоимости акций акционерами в денежном выражении

301, 302

 

3. Возмещение стоимости в виде основных средств производственных запасов товаров и продуктов

311, 312, 101 и др.

201 и др.

211, 221, 261, 271,280

461

 

 

 

 

461

4. Выкуп собственных акций у акционеров

331

301,311

5. На сумму выкупленных акций создаётся источник

96

421

6.     6.Реализация выкупленных акций: по номинальной ст-ти

7.     на разницу между выручкой

 

301,311

331

792

8.     7. Анулирование акций выкупленных у акционеров

403

331

9.     8. Начисление дивидендов физ.лицом по акциям

96

461

10.                                                       9.Выплата дивидендов

461

301

11.                                                       10. Покупка акций по собственной эмиссии

351

301,311

12.                                                       11. Создание источника для покупки акций

96

421

13.                                                       12. Полученные дивиденды за купленные акции

301,311

792

14.                                                       13. Списывается на реализацию(покупная) стоимость проданных акций(прибыль, убыток)

712

792

792

716

15.                                                       14. Обновляется источник приобретений акций – метод «красное сторно» на реализ. Стоимость продан.

96

421

16.                                                       15. Поступление ср-в от выпуска облигаций уменьш. Источник

301,311

521

17.                                                       16. Создаётся источник на сумму проданных облигаций

521

461

18.                                                       17.Погашение облигаций

 

301,311

19.                                                       18. На стоимость погашенных облигаций уменьш. источник

462

521

20.                                                       19. Начисление % по облигациям

96

684

21.                                                       20. Приобретение казначейских обязательств

351

301,311

22.                                                       21. Начислено доход по ценным бумагам

684

792

23.                                                       22. Приобретено компенсационных сертификатов

24.                                                       а) по номинальной ст-ти;

25.                                                       б) разница по покуп. и ком.

26.                                                       в) создание источника.

27.                                                        

 

331

462

96

 

301, 311

301,311

462

28.                                                       23. Переданы компен. Сертификаты банку депозитарию

313

331

29.                                                       24. Перечислено номинальную ст-ть компен.сертификатов региональному центру сертификатных аукционов

 

313

30.                                                       25. Приобретено акции за компен. сертификаты

351

 

31.                                                       26. Возвращение компен. сертификатов с аукциона

313

 

 

 

 

 

 

Лекция №11

Счёт 373  « Расчёт по начисленным доходам»

 

Предназначен  для учёта начисленных: дивидендов, % рояльти.

- Дивиденды, часть чистого дохода распределённого между собственниками капитала в зависимости от размера их вклада – начисления –это увеличение дебиторской задолженности для тех, кто приобрёл акции.

 Предприятия участники в зависимости от объекта инвестирования бывают:

 - первая группа – это предприятия, которые владеют акциями основного предприятия –

это ассоциированные, дочерние предприятия;

- вторая группа – это предприятия, которые владеют акциями другого предприятия.

При начислении дивидендов предприятием I группы уменьшается балансовая стоимость, акций этих предприятий.

При начислении дивидендов предприятием II группы, отражают на 731 «Дивиденды полученные».

Предприятие (инвестор) может получать дивиденды в виде:

1.     денежных средств;

2.     ТМЦ;

3.     ценных бумаг;

4.     в виде любого другого актива.

Дивиденды выплачиваются один раз в году по результатам года.

Предприятие, которое выплачивает дивиденды называют эмитентом, оно должно (имеет право)выплачивать и авансом, но для этого обязательно начисляет авансовые взносы налога на прибыль в сумме 25%, суммы начисленных дивидендов.

Это налог вносят в бюджет до или одновременно с выплатой дивидендов.

Налог не применяют в тех случаях, когда выплату дивидендов производят в виде акций этого предприятия, при условии, что такая выплата не изменит пропорций участия в капитале.

Пример: в августе 2004 г. предприятие «Фокс» приобрело у предприятия «Астор» 600 привелигированных акций номиналом 400,00 за шт.на сумму 240 000,00. Уставной капитал предприятия – эмитента 4 000,00 , что составляет 6%.Дивиденд за акцию 20,0. В январе то же предприятие дополнительно купило на рынке ценных бумаг 4 000 простых акций «Астор», номинальная стоимость 200 за шт. Пакет составляет 4000шт* 200,0 = 800 000грн. Он составляет 20% уставного капитала. По результатам 2004г предприятие-эмитент получило прибыль в размере 400 000грн и объявило о выплате дивидендов – дивидендов по простым акциям 160 000грн.

I группа предприятий:

Предприятие «Астор».

1.     Куплены простые акции             Дт141  Кт311(прост.акц.пл.поруч.)800 000,0

2.     Переведены финансовые инвестиции (в превилигиров.акции) из категории

      обычных инвестиций, что учитываются по методу участия в капитале.

                                                 Дт 141  Кт 143 спр.бухг.    240 000,0

3.     Увеличена балансовая стоимость финансовых инвестиций на часть прибыли, которой в зависимости от доли:

20 +6 = 26%

400 000*26 =104000                     Дт 141    Кт 721                 104 000,0

4.     Начислены дивиденды предприятию «Астор»:

а) по простым акциям

(160 000*20%)-160 000                                                           71200,0

б) по привелигир.

20,0*600=12 000,0                         Дт 373    Кт141                12 000,0    

5.  Списан финансовый результат, доход от инвестиций в ассоциированное

     предприятие.                                   Дт 721   Кт 792               104 000,0

6. Поступили дивиденды на текущий счёт.   Дт 311 Кт 373           84 200,0

 

Пример предприятий II группы:

Предприятие «Весна» владеет пакетом акций ООО «Дружба» общей суммой 50 000,0 с размером уставного капитала 2 500 000. Дивиденда полученные денежными средствами и готовой продукцией:

 

                                                         Дт            Кт          ∑ документ

 

1. Начислены дивиденды         373         731          29 000,0 расчёт

2. Перечислено                          311          373         5 000,0  пл.поруч.

3. Поступление гот.прод.          27            373        20 000,0 сч-фактура

4. Начисление НДС                   641          373         4 000,0 расчёт

 

% - для предприятий, которые продают свою продукцию в кредит, цены действуют такие, которые были на день продажи:

При этом согласно закона по НДС,

Право собственности на товар переходит к покупателю

- в момент подписания договора;

- или в момент получения товара покупателем.

Срок уплаты по товарному предмету не зависит от права собственности.

К % относится:

- платёж за использование средств или товаров, полученных в кредит.

- платежи за использование средств, положенных на  депозит.

- платежи за приобретённые товары в рассрочку.

% начисляются в том отчётном периоде, к которому они относятся исходя из срока пользования активами.

Пример: ОАО « Нива» продаёт мясокомбинату свиней в кредит, с оплатой через 3 месяца.

Стоимость свиней по продажным ценам 20 000,0

                                                  НДС 20%    4 000,0

За отсрочку расчёта предприятие платить должно

8 %           1600 + 20% НДС = 320

∑ платежа 20 000+4 000+1600+320 = 25920,0

За 3 месяца 25920 + (1920*2мес.) = 29760,0

 

На счетах:                           Дт          Кт        

1. продано покупателю               361         701       24000  ТТН

                                                      701          641       4 000 расчёт бух.

2. учётная стоимость                   901          211      5000 ТТН

    молодняка

   

3. списыв. на фин.результат       79           901        5000спр.бух.

                                              701         79          20 000

4. Насчитаны % за продажу        373         732        1920,0

    свиней в кредит за 1 мес.

 

5. Определён НДС                       746        641          320,0

 

6. Определён НДС  за 2 месяца  373        732          3840,0        

                                                             746        641           640,0

      7. Списание на фин.результата   746        793           4800,0

      8. Получены ср-ва                        311        361           24000,0

          на текущий счёт и %                311        373           5760,0

600шт.пр*400цена = 240 000,0    -   перевод

 

4 000 000  -   100

24 000      -     х      это 6%

Дивиденды на прев. Акцию 20,0 за шт

4 000 * 200 = 800 000,0

% 4000 000 – 100

    800 000   -  х    = 20%

Теперь 26%

Получили прибыль

400 000

Налог на прибыль

400 000 : 5 = 80 000

400 000-80 000 = 320 000 – для начисления дивидендов;

320 000* 26% = 83200 – вып.инвест.по превилиг.

20,0*600 = 12 000

По простым

83200- 12 000 = 71200

 

 

 

 

Лекция №12

Учёт финансовой аренды сч.53

Учёт аренды рассмотрены в теме «Учёт основных средств»

Если аренда на >3 лет заключена, то это долгосрочные обязательства, где мы являемся арендаторами и платим арендную плату.

 

Первичная документация:

1.                             договор аренды;

2.                             справки бухгалтерские;

3.                             пл.поручение;

4.                             р/к ордер;

5.                             выписки банка;

6.                             акты приёма-передачи.

Аналитический учёт ведётся :

1.       по наименованию организации арендодателя;

2.       по объекту аренды.

Операции отражаются:                              Дт             Кт

- получены О.С. по финансовой аренде 10, 11, 12   531 «Долгосрочные обязательства по аренде».

- начислена арендная плата за                  15              532

  целостный имущественный комплекс

- НДС                                                           641            531

- погашена задолженность                         53              30, 31

  по фин.аренде                                                              60, 50

- переводится часть аренды на тек.год      53              61

- начисление % по финансовой аренде     952            684

 

Регистры учёта ж/о 3Г с/х и ведом. 3.4 с\х

В балансе ф1 St отражены в III разделе пассива (стр450)

 

Сч.54

Отсроченные налоговые обязательства – это временная разница в налоге на прибыль, когда ∑,

Которая подлежит уплате больше ∑ , которую следует заплатить согласно данных бух.учёта.

При этом следует различать:

1.     налоговая база

2.     временная разница

Налоговая база – это сумма, какая относится на прибыль, которая определена налоговыми органами для налогообложения.

Временная разница – разница между налогом начисленным по данным бух.учёта.

Она бывает: меньшая, тогда это активы учёт на сч.17 – акт, начисл(+) погашение(-)

А если больше – по 54 «Обязательства пассивный, основной, фондовый»

К- сумма налога на прибыль, которая подлежит уплате в будущем.

Д- уменьшение ∑за счёт начисления налога.

Аналитика: а) за видами активов (17сч)

                    б) по видам обязательств (54сч)

                    ж/о 3г  с/х ведом. 3.4 с\х в ф 1 отр. III раз. Пас.стр 460

 

  Отражение сумм превышения                        Дт             Кт

1.     налога на прибыль       64              54

2.     увеличены отсроченные         85

обязательства в следующем   98

отчёт.периоде.                            54

                                                                      

3.     уменьшение обязательств      54            17

      на ∑предыдущих периодов    54            64

      за счёт активов,

      за счёт текущих обязательств

Первичные документы:

1.     расчёты бухгалтерии;

2.     справки бухгалтерские;

3.     плат.поручение;

4.     выписки банка.

 

Счёт 55

Учёт прочих долгосрочных обязательств.

Учёт обязательств, которые не являются текущими, которые не учитываются на изученных ранее

счетах 50-54, учитывают на счёте 55.

Счёт 55 пассивный, основной, фондовый.

Кт – увеличение, появление долгосрочных обязательств.

Дт – погашение этих обязательств, или перевод в краткосрочные.

Первичные документы:

1.     расчёты бухгалтерии;

2.     справки;

3.     плат.поручения;

4.     выписки банка;

5.     приходно-кассовый ордер

Аналитика: по каждому обязательству отдельно ж/о 3Г с/х и ведомость 3.4 с\х

1.                     Поступила временная финансовая помощь: Дт 30,31            Кт55

     Для погашения кредита                                       60,50,

                                                                                     63,64

2.   Погашенная долгосрочная                                  55                 30,31,60,50

      задолженность предпр.

3.   Переведена долгосроч в текущую                       55                 61

4.    Списана задолж, по которой истекли

       сроки исковой давности

5.   Отсрочена задолженность по плате в бюджет    64,65              55

      В отчёт ф1 в III П стр.470(с таким же названием)

 

 

 

Лекция №13

Долгосрочных векселей выданных.

Вексель – это письменно оформленный документ, долговое обязательство установленного образца, которое свидетельствует о безусловном денежном погашении суммы после наступления срока(это ценные бумаги).

Векселедатель – кто взял товар и выдал вексель – дальше плательщик по векселю.

1й векселедатель – что отдал товар и получил вексель.

Следующий векселедержатель – (индосант) лицо-собственник векселя в силу совершённой в его пользу передавальной записи, которое делает на нём следующий передавальную запись(индосамент).

Лицо с вексельными полномочиями  - это получатель векселя по индосаментом , есть представителем на получение платежа, но собственником при этом является индосант.

Особенный плательщик – это лицо, которому поручено уплатить по векселю.

Вексельный поручитель(авалист) - лицо, которое совершает аваль платёж в случае, если владелец не может заплатить по векселю.

Последний векселедержатель – (индоссант) это получатель векселя после индоссанта и ставший собственником всех прав по векселю.

Посредник – это лицо, указанное векселедателем , авалистом или индосантом для оплаты векселя или сама добровольно взялась оплатить за любого из них.

Векселя бывают простые и переводные.

Простой (соло) – письменный документ, который содержит простое и ничем не обусловленное обязательство владельца заплатить определённую ∑ и в срок и определённом месте.

Переводной вексель ( тратта) – письменный документ с приказом заплатить третьему лицу (ролитенту).

 

 б)  особенность переводного векселя, что он должен быть акцентован трасатом

( это согласие заплатить) и его отмечают на лицевой стороне векселя отметками

«обязуюсь заплатить» или «вексель акцентованный»

Это бланки  строгой отчётности, поэтому их в учёте следует отражать как купленные , так и использованные.

Бутынец .стр 98-99

сч 51

Балансовый, сч.источник, пассивный

Увеличение задолженности(+)Дт, погашение (-) Дт

Первичные документы:

1.     векселя;

2.     акты приёма-передачи;

3.     реестр предъявленных векселей;

4.     акты-протесты.

Аналитика – по каждому векселю.                                     Дт         Кт

1. выдано долгосрочный вексель поставщику                        63          51

2. отрицательная разница                                                          945        51

3. отражена задолженность по теперешней стоимости          952        51

4. погашение векселя по окончании срока                              511        30, 31

5. погашено задолженность по векселю                                511               46

   а счёт взноса участника

6.положительная курсовая разница                                       51                  714

7. % по векселю за месяц                                                        952                 684      

   НДС                                                                                       641                684       20%

 

  ж/о                                                       

 

 

 

Лекция №14

П(с) БУ которые регулируют обязательства

П(с)БУ – 2 определение обязательств

- принесут уменьшение регистров.

Порядок формирования и отражения в отчётности.

П(с)БУ – «Обязательства»

Оценка: может достоверно определена

- существует вероятность уменьшения экономических выгод в следствии их погашения.

Классификация: долгосрочные обязательства:

- текущие обязательства;

- обеспечения;

- непредвиденные обстоятельства;

- доходы будущих периодов.

Обязательно 2а условия:

- погашение в течение 12 месяцев с даты баланса;

- возникновение в процессе операционного цикла.

Для определения балансовой стоимости:

- историческая;

- текущая (не дисконтованная сумма)

- стоимость погашения (не дисконт)

- теперешняя стоимость(дисконт)

П(с)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов»

Понятие обязательств.

Как юридическая категория – хозяйственные обязательства – это отношения, регулируемые в ходе хоз.деятельности определённым правом.

Одна сторона требует:

- свершения хоз.операций;

- передача имущества и др.

Вторая – требует за это плиту, или встречные обязательства.

Но эта категория – хозяйственные обязательства

                                                              

В широком смысле

В узком смысле

Как любой долг организации управленческой деятельности предприятий

(заказ, гос.контракт или другой правовой акт)

Это простое соглашение сторон в договоре, в результате конкурсов, тендеров или др.

Видов публичных продаж.

 

Хозяйственный договор – это основа – это юридический источник всех договорных обязательств:

Долгосрочный -  >3 лет.

Документы:

заявление на предоставление кредита;

биржа-план;

копии документов (под которые берут кредит, договор, сч-фактуры)

финансовый отчёт за пол года;

документы, гарантирующие возврат кредита;

кредитный договор.

Если у нас нет там счёта, то все документы на открытие счёта.

Обязательства предприятия:

- использовать средство (деньги, товар) на условиях оговоренных договором и использовать        только по целевому назначению;

- платить все сборы предусмотренных в договорах, связанных со взятым кредитом;

- вернуть основную сумму и % в обусловленный срок.

Учёт ведётся на счетах 50

Структура аналитики: 501 – долгосрочные кредиты банков в нац.валюте

Аналитика I порядка – по видам банков.

                                                                      Дт            сч.50             Кт

 

Погашение

     (-)

С-до  +

 

Зачисление

      (+)

 

 

 

 

Аналитика II порядка - на модернизацию   погашение     увеличение

         В кредит договора:

1. стороны;

2. их обязательства;

3. ∑ займа;

4. график возврата

5. размер % ставки и условия при каких она может быть изменена;

6. сумма комиссионных по займу;

7. обеспечение залогом;

8. условия использования кредита;

9. сроки погашения;

10. обязанность заёмщика, отчётность направлять банку о состоянии дел.

В настоящее время существует II-а варианта кредитования:

 

% за кредит отражают Дт 951 «%за кредит» и Кт684 «Расчёты по % начисленным»

Проводки: Дт                   Кт

1. Получение кредита     311                  501      плат.поручение, выписки банка,

                                          312                  502      накладные

2. Осуществлены текущие финансовые

    Инвестиции 35

Фактическая стоимость выкупленных  акций собственной эмиссии 45

4. Погашено долгосрочной ссудой долгосрочный вексель выданный 51

Погашено обязательства по облигации 52

5.Переведено в краткосрочный кредит 60

6. Стоимость кредита изменена в виду подорожания 952

7. Отрицательная курсовая разница по кредиту в иностр.валюте 974

8. Изменение стоимости кредита на сегодняшний день в сторону удешевления

                                                                                              50             733

9. Курсовая разница положительная                                 50             744

 

Регистры учёта ж/о 4 с/х.аналитические данные

В отчётности

ф1 стр 440  Sto  cч501

     стр 610    %

ф 2 стр 140

    обороты по сч 952

ф 3 стр 320 полученные ссуды

      стр 340  погашенные ссуды  

 

 

Лекция №15

Учёт по сч 52

Долгосрочные обязательства по (векселям) облигациям

Срок погашения > 12 лет, с даты баланса.

Они продаются:

- по номиналу – (объявленная цена и рыночная совпадают)

- с премией;

- с дисконтом (объявленная выше рыночной)

Премия по выпущенным облигациям - это∑, где рыночная цена превышает её номинал.

Амортизация премии – это равномерное распределение ∑премии по периодам платежей.

Дисконт по облигации – это метод приведения номинальной стоимости к рыночной.

Пример. Облигация номиналом 200,0 продана на финансовом рынке за 180,0 с дисконтом 10%

 

                      

 

Аналитические счета ведутся по облигациям, их видам и срокам погашения.

 

 

 

 

Лекция №16

Продукция промышленной переработки.

1.     акт на сортировку, сушку, переработку – 82;

2.     накладная;

3.     акт произвольной формы;

4.     помольная квитанция 122(2);

5.     ведомость переработки молока 124(2);(ТТН,лим.,нак.,акт на списание);

6.     отчёт о переработке с/х прод. – 2 экземпляра;

 

Материалы:

1.     акт о приёме материалов м-7 (2,3);

2.     счёт-фактура, доверенность, журнал учёта грузов и ж. уч.);

3.     лимитно-заборная 117, 117а(2);

4.     акт об использовании мин.и органических удобрений 118(1);

5.     отвес;

6.     акты производственной формы;

7.     от подотчётных лиц на ГСМ (нак.,счета):

а) путевой лист трактора(талон);

б) путевой лист гр.авт, легк.авт;

      в) учётный лист тракториста-машиниста.

От населения:

 - приёмо-расчётная ведомость – 95а(2)

При аренде:

- документ  - заборная карта.

Документация ТМЦ:

1.     журнал учёта грузов, что поступили ф М-1;

2.     доверенность ф М-2, журнал регистрации доверенность М-3;

3.     акт списания бланков доверенностей М-2а;

4.     приходный ордер М-4;

5.     акт на приёмку материалов М-7;

6.     лимитно-заборная карта М-8, М-9(5 наимен), М-28(строит.) и зап.части;

7.     акт-требование (на замену (допол.отпуск) мат.М-10);

8.     Требование-накладная на отпуск (внутр.перемещ.) мат. М-11;

9.     реестр приёма-сдачи документов М-13;

10.     ведомость учёта остатков материалов на складе М-14;

11.     акт на приёмку оборудования М-15, М-15а;

12.     материальный ярлык;

13.     акт обнаруженных дефектов в оборудовании М-17;

14.     накладная на отпуск ТМЦ (строгой отчётности) М-20;

15.     инвентаризационная опись М-21;

16.     акт на списание материалов открытого хранения М-22;

17.     акт расхода давальческого сырья М- 23;

18.     акт высева семян;

19.     акт использования органических и минеральных удобрений:

1)    реестр – номенклатура – ценник; смешанная порядково-серийная система;

2 – синт.сч, 3 – суб, 4-6 аналит.

                2) книги (карточки) складского учёта, карточка М-12, материальный отчёт М-19

                    ведомость остатков (сальдовая ведомость).

 

Запасы.

Признание запасов активами – если есть вероятность в будущем получить от них экономическую выгоду;

                                                 - и стоимость их может быть реальна определена;

Не все запасы – активы; ТМЦ приобретённые для благотворительности или для нужд работников х-ва: - это лишь запасы для обычной деятельности, но не для операционной.

Значит надо правильно их показывать  в отчётности.

Оценка:

1.     при поступлении;

2.     при выбытии;

3.     на дату составления отчётности.

Порядок оценки зависит в основном от системы учёта, выбранной политики х-вом.

Системы бывают: постоянного учёта (это всё и непрерывно)

                               или периодического учёта (учёт ведётся при составлении отчёта),

т.е. оценка остатков и стоимость реализованной продукции делается в конце  отчётного периода (обязательно проводится инвентаризация).

Оценка при поступлении.

Полученные или изготовленные оцениваются по первоначальной стоимости зачисляется на баланс.

Первоначальная стоимость.

Входит                                                                    Не входит        

1.∑ уплаченная поставщику(продавцу).

1. Сверхнормативные расходы.

2.За информацией услуги, посредничество.

2. % за кредиты.

3. Авизо пошлины.

3. Расходы на продажу.

4. Разных непрямых расходов, которые не возр

4.Общехозяйственные расходы.

5. ТЗР.

 

6. Прочие.

 

 

Пути поступления:

1.     приобретение – первоначальная приобрет.

2.     изготовление в своём хоз-ве – первоначальная или стоимость изготовления.

3.     приобретения для обмена – равна сумме переданных запасов: к-во единиц, но если превышает реальную, то не выше реальной, а разница относится к затратам отчётного периода.

4.     получено бесплатно – их справедливая стоимость.

5.     взнос в уставный фонд – согласованная участниками справедливая стоимость.

Пример: для приобретения взяли кредит 10000 – на 4 месяца; % составляет 60%;

% составляет (10000*60/100%/12*4) = 2000 – транспортные расходы 400 в том числе

НДС – 67,00. Расходы через посредника 9600 в т.ч. 1600 НДС. Услуги посреднику 400 в т.ч.

НДС -67,00. Был возврат 500 -  в т.ч.НДС 83

(9600-500)/6 = НДС 1517 = 400-67+400-67

Оценка при выбытии.

Цены очень меняются при рыночной экономике и зависят от спроса, предложения. И за месяц они колеблются, тем более, что цены в своём большинстве договорные.

Как оценить все выбывшие и отсюда St1.

Методикой установлено 6 основных методов:

1.     идентификационной себестоимости соответствующей единицы запасов;

2.     средневзвешенной себестоимости;

3.     ФИФО;

4.     нормативных затрат;

5.     цена затрат;

6.     цена продажи.

Не исключено, что можно применить несколько из этих методов, но для одинаковых по назначению, только один метод.

1й метод лучше использовать для торговых предприятий, спец.заказов, производственных проектов.

Оценка: Первоначальная стоимость запасов – это сумма фактических затрат на приобретение или изготовление.

Чистая стоимость реализованных запасов – ожидаемая цена реализации(-) ожидаемые затраты на завершение пр-ва и реализацию.

Справедливая стоимость – это сумма, за которую можно обменять актив (или погасить долго) при условии проинформированности, заинтересованности, независимости партнёров (при обычной деятельности).

В международной практике: различают подобные и неподобные товары.

Подобные запасы  - это такие, которые имеют одинаковую функцию и подобную справедливую ст-ть.

При обмене в международной практике отклонения в ценах подобных товаров, которые обмениваются и не должна превышать 10%.

Регулируются стандартами П(с)БУ 9 «Запасы».

Единица бухгалтерского учёта запасов – это отдельное наименование  или однородная группа (вид), которые составляют номенклатурный номер.

Стандарт 9

                                                              Распространяется                                               Не распространяется

1. активы, которые сохраняются для дальнейшей продажи в обычной деятельности;

1. незавершенные работы по строительству;

2.активы, которые находятся в процессе пр-ва;

2.финансовые активы;

3. активы, которые находятся на хранении, но предназначены для пр-ва или управления.

3. молодняк;

 

4. продукт лесного хоз-ва, полезные испокаемые.

 

Признание: запасы будут активными если,

- существует вероятность, что предприятие получит в будущем экономические выгоды;

- их стоимость может быть достоверно определено.

Экономическая выгода выражается поступлением в х-во  в будущем денежных ф-в их эквивалентов.

Оценка делается :   1. оценка при поступлении;

         2 . оценка при выбытии.

На дату составления отчётности.

Важно выбрать систему учёта: 1.периодичный учёт;

                                                      2. постоянный (день в день)

И заложить в финансовую политику предприятия,

но тогда: инвентаризация делается ежемесячно;

а при втором – один раз в год.

I Оценка при поступлении: Первоначальная

Входит в неё                                                                   Не входит

1.суммы уплаченные поставщику;

1. сверхнормативные потери и недостачи;

2.суммы уплаченные за информацию и

посредническую деятельность при поиске;

2.% за пользование ссуды под запасы;

3. суммы вводной пошлины;

3. затраты на сбыт;

4.суммы непрямых налогов, которые х-ву не

Возвращаются;

4.общехозяйственные расходы.

5. ТЗР и % по страхованию и с-ть страхования груза;

 

6. % по комерческому кредиту;

 

7. другие, связанные с доведением запасов до нормальных условий.

 

 

II При выбытии:

1.Идентифицированная себестоимость единицы запасов при этом предусмотрена маркировка      каждой единицы запасов, что позволяет в будь-какой момент проследить за ТМЦ;

2.Средневзвешенная – оценка каждой единицы ср-в в момент поступления партии запасов с учётом остатков определяется соотношением с-ть всех ценностей на всё количество.

3. ФИФО, когда расходуется первыми те, которые поступили первыми.

4. Нормативные затраты.

 

 

ЛЕКЦИЯ№17

 

Сч.20, 26, 27, 28

 

Экономическое содержание – оборотные:

1.     производственные запасы;

2.     молодняк;

3.     МБП;

4.     готовая продукция;

Производственные запасы – большой удельный  вес;

Это активы предприятия, которые используются для дальнейшего использования в пр-ве, управлении или продажи.

Производственные запасы имеют невысокую стоимость за единицу, учавствуют в одном 

производственном цикле, свою стоимость передают на вновь созданный продукт сразу и как правило видоизменяются, обращаются в деньги в конце цикла.

В состав производственных запасов входят все счета  2 класса, но не следует путать понятие:

- материальные ресурсы  - оно более шире, т.к. включает в себя средства производства и предмет труда.

Классификация 1. от роли их в производства:

1.     сырье;

2.     основные и вспомогательные материалы;

3.     незавершённое производство;

4.     МБП;

5.     молодняк;

6.     готовая продукция, товар;

Сырье и материалы – это из чего изготовляют готовую продукцию.

Это зерно, шерсть, молоко, уголь и др.

Материалы – мука, ткань, сахар и др.

Они образуют материальную основу продукции.

Разделение на основные и вспомогательные зависит от вида производства;(определяют по х-ву).

Топливо – это отдельная группа в связи  с большим экономическим значением этой статьи расходов.

Тара – мешки, бочки, ящики, и тд.

Зап.части – для ремонта.

Незавершённое производство – неоконченный процесс.

Полуфабрикаты – прошли часть переработки, но не завершена она.

Обратные отходы – это продукт, созданный в процессе пр-ва (стружки, опилки идр.)

                          2. По источникам приобретения:

                                а) покупные;

                                б) собственные.

3. По участию в пр-ве:

      а) для основной (традиционной) деятельности;

б) для инвестиционной;

в) дл чрезвычайной;

г) для специальных целей (мероприятий)

4. По нормам запасов:

     а) нормируемые (сверхнормативные);

     б) не нормируемых.

Кроме того 5: запасы деления:

     а) производственные запасы – для использования.

     б) товарные запасы – для продажи.

Словарь – производственные запасы – купленные или самостоятельно произведённые изделия, для дальнейшего пр-ва.

Товарные запасы – купленные или изготовленные для дальнейшей продажи:

 

Д –Т…П…Т' - Д'

- I  и III – сфера обращения:

1.     стоимость до 500 грн за границей;

2.     используется в одном цикле;

3.     видоизменяется;

4.     свою стоимость сразу передаёт на вновь созданный продукт.

Задачи:

1.     обособленный учёт с учётом классификации;

2.     оценка;

3.     закрепление;

4.     документальное оформление;

5.     инвентаризация;

6.     отчётность;

7.     организация складского х-ва и учёта;

8.     режим экономии;

9.     переоценка;

10.     придерживаться норм запасов;

11.     ликвидация неликвидов.

Классификация (таблиц и планов счетов)

Методы оценки.

Собственные:

1.     плановая;

2.     фактические запасы прошлого года.

Покупные:

1.     тв.учёт;

2.     факт;

3.     партийная цена.

       Факт.=тв.уч+отклон.

 

Лекция №18

Инвентаризация активов, обязательств предприятий.

 

1.     Место и роль активов и обязательств.

2.     Цель и задачи.

3.     Порядок проведения и её объекты.

4.     Принципы и методы проведения.

1.

Для составления годового отчёта, для достоверности информации проводится инвентаризация.

Инвентаризация – это способ выявления хозяйственных средств и источников неоформленных текущей документацией для обеспечения достоверности показателей учёта и контроля за сохранностью ценностей.

Слово – означает (с немец.1713г) как инвентарий, а 1977г. как и сейчас.

Инвентаризация осуществляется путём наблюдения, измерения, регистрации с дальнейшим сопоставлением полученных данных с учётными показателями.

Она осуществляется на основе распорядительного документа  коллегиального органа(кто, где, когда, сроки). Инвентаризация как один из элементов метода бухучёта тесно связана с оценкой, калькуляцией, двойной записью и балансом. Оценка и калькуляция строятся на документации, которая не всегда учитывает явления и отдельные факты, которые имеют место в хозяйственной жизни. Пример,(в пр-ве, снабжении, реализации – есть нормативные и сверхнормативные затраты, замена более ценных на менее дешёвые, есть убыль и тд.)

Это всё необходимо вскрыть для точного определения фактической с/сти произведённой продукции. Инвентаризация обеспечивает получение таких данных к балансу и отчётности о правдивости и реальности.

Проведение её даёт возможность получить информацию, без которой такие элементы метода бухучёта, баланс и отчётность теряют функцию способа познания действительности. В системе элементов, инвентаризация имеет свою самостоятельность и независимость. Она рассматривается в учёте, как процедура, в результате которой бухгалтер получает документальное подтверждение о фактах хозяйственной деятельности.

Инвентаризация имеет огромнейшее значение, особенно для всех видов пользователей.

2.

Цель – сравнение фактического количества и состояния имущества, которое есть в наличии у хозяйства независимо от его места нахождения (на полях, в аренде, в переработке и тд) с данными бух.записей. Цели: выявление фактического наличия имущества:

- проверка полноты отражения в учёте обязательств (долгов);

-сопоставление с данными бухучёта;

- проверке условий использования;

-проверке состояния объектов.

Для осуществления этих целей стоят задачи:

1.     обеспечение контроля за наличием и состоянием имущества;

2.     обеспечение контроля за движением, использованием материальных, финансовых, нематериальных энергоресурсов в соответствии с утверждёнными нормами планами;

3.     выявление имущества, которое утратило свои потребительские качества, неиспользованного имущества, неупотребляемого в хозяйстве, испорченного, а также такого, которое не учтено;

4.     установление реального физического состояния (износа) и правильности оценки необоротных активов и др.средств труда, которые учитываются в балансе (искл. земля);

5.     выявление состояния расчётов, установление фактического наличия и подтверждения размеров дебиторской задолженности;

6.     проверка условий и правил и их выполнения при хранении имущества;

7.     выявление сверхнормативного использования и неиспользованных материальных ценностей;

8.     выявление и устранение фактов безхозяйственности, безответственности, резервов материальных ресурсов и применения методов по их использованию.

9.     определение размеров убытка и др.затрат;

10.           контроль за состояние учёта и отчётности материально ответственных лиц;

11.           проверка действующих положений о материальной ответственности и их соблюдении.

3

Порядок и сроки проведения инвентаризации всех форм собственности регламентируются «Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, ТМЦ, денежных средств и расчётов» утв.Прик.Минфина Украины от 11.08.94г. №69 с дополнениями и изменениями.

Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, которая возглавляется руководителем предприятия или его заместителем, с обязательным участием гл. бухгалтера, в присутствии материально ответственных лиц.

МОЛ – до начала инвентаризации дают расписку о том , что все приходные и расходные документы сданы или в бухгалтерию и что никаких неоприходованных или списанных в расход ценностей у них не имеется.

После этого никакие документы комиссией во внимание не должны приниматься.

Инвентаризация проводится по местам их хранения.

Случайные инвентаризации:- обязательные

1.     передача имущества гос.предприятия в аренду др., его приватизация и преобразование в др.общество;

2.     проведение хозяйственных операций, которые связанные с реструкторизацией предприятия;

3.     ликвидация предприятия;

4.     пожар, стихийное бедствие или авария, технолог. хар-ка или другие чрезвычайные ситуации;

5.     смена МОЛ (руководителя коллектива, при коллективной мол( или выбытия большей половины членов, или письменное обращение хотя бы одного из членов коллектива о проведении инвентаризации);

6.     установление фактов злоупотреблений, хищений или порчи ценностей;

7.     распоряжение судебно-следственных органов;

8.     продажа объектов необоротных активов и временное выведение из эксплуатации производственного оборудования;

9.     консервация необоротных активов и временное выведение из эксплуатации производственного оборудования;

10.        переоценка имущества;

11.        составление годовой финансовой отчётности;

12.        случаи отказа поставщика в удовлетворении притензии на недогруженность товарно-материальных ценностей или при получении от покупателей притензий по недогрузе;

13.        смена руководителя предприятия.

                Кроме того можно и так по желанию руководства.

Объекты инвентаризации – это объекты бухучёта, которые имеют материальную денежную форму (к-во и ∑), а также финансовые обязательства (Таблица №13.5)

Функции инвентаризационной комиссии: их 2  центральная и рабочая:

1.     выявление количественных и качественных характеристик объектов инвентаризации;

2.     причины отклонений от заданных нормативов, плановых – учётных данных (в зависимости от которых он функционирует);

3.     проверка нормативно – правовое регулирование;

4.     состав контроля и записей;

5.     действия МОЛ.

Периодичность проведения инвентаризации –

        I   Классификация по периодичности (период. и разовые) ежемесячные, ежеквартальные, сезонного производства, а в общих чертах: обязательные (плановые) и внеплановые.

Инвентаризацию могут также проводить гос.налоговая инспекция, Контрольно-ревизионное управление, Фонд гос.имущества Украины, прокуратура.

II  По характеру: плановые, необходимые, контрольные.

1.     плановые – по срокам инструкции;

2.     необходимые – вызываются конкретными потребностями;

3.     контрольные – у целью контроля.

III   По объёму охвата объектов: полная и частичная.

Полная – всё имущество проверяется и долги.

Частичная – охватывает отдельные виды имущества, или отдельный участок у одного МОЛ.

      IV  По охвату МОЛ индивидуальные и сквозные:

               а) по одному лицу всё имущество;

               б) проверка всего этого вида имущества, включая и пр-во и реализацию.

     V   По способу проведения: целостная (сплошная) нецелостная (выборочная); целостная (склад), нецелостная (на пример в торговом зале, палатке) (таб.13.6)

Принципы – это практически порядок организации и осуществления инвентаризации.

1.     Внезапность – неожиданность для МОЛ, особенно, если целью является контроль.

2.     Сопоставимость – единицы измерения в учёте и в момент контроля должны быть одинаковыми.

3.     Плановость – где планируют количество, сроки, виды инвентаризации.

4.     Своевременность – дает возможность избегать больших нарушений.

5.     Точность –предусматривает достоверное, точное сокращение с учётом качества.

6.     Объективность – по всем результатам должны быть выявленные причины нарушений.

7.     Беспрерывность – заключается в том, что проводить инвентаризацию надо последовательно и бесперебойно, чередуя проверку, принятия решений и снова.

8.     Полнота отражения  - сплошную проверку надао делаьт.

9.     Эффективность – чтобы проведение способствовало сохранности,порядку, передовой опыт, чтобы применялся.

10.                   Оперативность

 

Инструктивный материал:

1.     Закон Украины ст 10.

2.     Инструкция по инвентаризации 10, 12, 20, 30, 36 №69.

3.     Нормы естественной убыли.

Виды:

1.     плановая;

2.     не плановая;

3.     перманентная;

4.     сплошная;

5.     выборочная.

Что можно и нужно проверять 10, 12, 20, 21, незавершённые пр-ва, деньги, расчёты, документы, фонды и резервы.

Инвентаризационная опись в 2-х экземплярах (1 склад, 2-й в бухгалтерию)

Расписка 1 и подпись с текстом последнее.

Потом сличительная ведомость.

Потом протоколы надо списать в 10-ти дневный срок.

Излишки: Дт 20, 26, 27, 28    Кт 745 «Доход  от безвозмездно полученных активов».

Недостача: предел естественной убыли

Дт 91       Кт 20, 28   сверх естест.

Дт 947     Кт 20   если есть виновное лицо

Дт 79        Кт 947 если нет

     375            716

Дт 947      Кт 20    и одновременно на забалансовый счёт -72

Дт 79        Кт 947   в конце года и ещё месячно