Лекция №1

 

ДОХОД, ЕГО СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА

 

Основным нормативным документом, регламентирующий доходы предприятия является П(С)БУ 15 «Доход».

Доход в соответствии с П(С)БУ  15 – признается при увеличении актива или уменьшении обязательства, обуславливающим возрастание собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов участников предприятия), при условии, что оценка дохода может быть достоверно определена.

Таким образом определения дохода необходимо не только поступление актива или уменьшение обязательства, но и финансовые последствия данных событий, то есть  увеличение или уменьшение капитала.

Условиями признания дохода является, если:

-         покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию;

-         предприятие не осуществляет управление и контроль за реализационной продукцией;

-         сумма дохода может быть достоверно определена;

-         есть уверенность, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия, а расходы могут быть достоверно определены.

Не являются доходами такие поступления:

1)    сумма налогов и сборов, подлежащих перечислению в бюджет и внебюджетные фонды;

2)    суммы предоплаты и аванса;

3)    поступления, которые принадлежат другим лицам.

Доход в результате использования активов другими сторонами определяется в виде процентов, роялти и дивидендов.

Проценты – плата за использование денежных средств и их эквивалентов или сумм, которые должны предприятию.

Роялти – платежи за использование нематериальных активов предприятия.

Дивиденды – часть чистой прибыли, распределенная между участниками соответственно к доле их участия в собственном капитале предприятия.

Выделяют следующие группы доходов:

1.     Доход (выручка) от реализации продукции

2.     Другие операционные доходы

3.     Финансовые доходы

4.     Другие доходы (рис. 1)

Доход отображается в бухгалтерском учете в сумме справедливой стоимости активов, которые получены или подлежат получению.

 

 

Лекция №2

 

ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

 

1.     Экономическая сущность реализации продукции, товаров, работ, услуг

2.     Первичный учет реализации продукции, товаров, работ, услуг

3.     Синтетический и аналитический учет реализации продукции, товаров, работ, услуг

 

1. Реализация продукции – один из основных процессов деятельности предприятия.

При определении реализации особых места занимают понятия: дата реализации и дата полученных денежных средств и их эквивалентов, которые существенно отмечаются в налоговом учете.

Отношение реализационной продукции к валовой составляет коэффициент товарности. Чем меньше остается готовой продукции, тем выше уровень товарности.

Основные задачи бухгалтерского учета реализации продукции:

-         отражение степень выполнения контрактов на реализацию с-х продукции;

-         своевременное документирование оформление реализационной продукции;

-         контроль за своевременным поступлением оплаты за реализационную продукцию;

-         определение финансовых результатов от реализационной  продукции.

 

2. ПД на реализацию зерна

На каждую партию зерна выписывают ТТН ф № 1 с-х (зерно) в 4-х экземплярах.

1-й экземпляр – остается в хозяйстве с подписью водителя, а 3 (три) экземпляра отдаются водителю.

2-й экземпляр остается в пункте приема зерна;

3-й экземпляр возвращается в хозяйство с пометкой о приеме груза,

4-й экземпляр остается у водителя как основание для заполнения Путевого листа грузового автотранспорта.

Для учета формирования доходов и результатов деятельности используется ж.о 6 с-х (счета 36,70,71,72,73-75,79)

Данные ПД обобщаются в:

Реестре документов по реализации готовой продукции (безналичные расчеты) ф № 6.1 с-х; 6.2с\х, (наличными)  6.3с\х, 6.3а с\х.

Реестре документов по реализации продукции, материалов, работ и услуг за наличность по ценам реализации ф № 6.1 с-х

Реестре документов по реализации товаров, производственных запасов, работ и услуг ф № 6.2 с-х;

Реестре документов по реализации продукции, материалов, работ, услуг за наличность по учетным ценам ф № 6.3а с-х и 6.3с\х.

Итоговые данные реестров переносят ежемесячно в Ведомость аналитического учета реализации продукции ф № 6.4 с-х

На основании ведомости ф 6.4 с-х ведется  аналитический учет реализации продукции… ф № 6.5 с-х.

ТТН имеет фиксированный номер и серию, определяется номер автомобиля; товароотправитель; грузополучатель и плательщик; название зерновых культур, сорт и класс, массу, цену, сумму.

Заготовительная организация на каждую принятую культуру составляет Реестр ттн-ых в 2-х экземплярах, на основании которого выписывают Приемную квитанцию (ПК – 10) один экземпляр реестра передают в СХП с указанием физической и зачетной массы зерна, сумму к выплате с учетом качества зерна.

ПД реализации продукции овощеводства

Картофель, овощи, плоды, виноград и другая продукция растениеводства реализуется по ТТН ф № 1 с-х (овощи), которая имеет аналогичные реквизиты, что и ТТН 1 с-х (зерно).

Сахарная свекла реализуется по ТТН ф № 2 м-ев (свекла)

Реализация животных и птицы

В ТТН ф № 1 с-х (животные) заполняются такие реквизиты: вид животных и птицы; возраст, возрастная группа, инвентарные номера; группа; количество голов; живая масса; грузоотправитель; грузополучатель.

На основании ТТН выписывается Приемная квитанция, в которой указывается как живая масса, так и забойная (к-т: 2,05    высшая откормленность;

2,7      средняя: забивания в живую)

Реализация молока

На основании ТТН ф № 1 с-х (молоко) ведут Журнал приема молока и молокопродуктов, на основании которого 2 раза в месяц выписывают приемные квитанции (ПК – 3)

Содержание жира в молоке исчисляют как отношение массы жира к массе молока.

3. Дляучет реализации предназначены счета № «70» Доходы от реализации»; 90 и 93. Счет 70 предназначен для обобщения информации о доходах от реализации готовой продукции, работ, услуг, а также сумму скидок, предоставленных покупателям и другие отчисления из дохода.

По Кту счет 70 отражается получение дохода;

По Дту – сумма непрямых налогов (НДС, Аст) и списание в порядке закрытия на счет 79.

Направления получения дохода:

-         доходы от реализации продукции для государственных потребителей;

-          доходы от реализации продукции для переработанных предприятий;

-          доходы от реализации продукции на рынке;

-         доходы от реализации продукции по бартерным операциям;

-         другие направления.

Для учета с/с реализационной готовой продукции предназначен счет 90 «С\с реализации».

По Дту 90 – отражается производственная с/с реализации продукции;

По Кту счет 90 – списание в порядке закрытия дебетовых оборотов.

Затраты при реализации: тара; доставка; погрузка; комиссионные сборы; ввозные и вывозные пошлины; реклама… относят на счет 93 «Расходы на сбыт»

Основная корреспонденция: Дтсч. 36 и Кт 70 начисление всего дохода

 Уменьшение дохода на сумму ндсДт 70  Кт счета 64

Списание реализованной продукции Дтсч. 90  Кт сч.27,26,23, 28.

Дальше необходимо закрыть счета  7 и 9 класоов.

 

 

 

Лекция №3

 

ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.     Доходы и расходы иной операционной деятельности

2.     Доходы и расходы финансовой деятельности

3.     Доходы и расходы другой обычной деятельности

4.     Доходы и расходы чрезвычайных событий

1. Для обобщения информации о иных доходах и иных расходов от операционной деятельности предприятия предназначены счета 71 и 94.

Состав доходов и расходов иной операционной деятельности:

Счет 71

·       доход от реализации иностранной валюты;

·       доход от реализации других оборотных активов;

·       доход от операционной аренды;

·       доход от операционной курсовой разницы;

·       полученные пени, штрафы, неустойки;

·       доход от списания кредиторской задолженности;

·       доход от бесплатно полученных оборотных активов;

·       другие доходы от операционной деятельности

Счет 91

·       себестоимость реализованной иностранной валюты;

·       себестоимость реализованных производственных запасов;

·       затраты от операционной курсовой разницы;

·       признанные штрафы, пени, неустойки;

·       недостачи и затраты от порчи ценностей;

·       сомнительные и безнадежные долги;

·       затраты на исследования и разработки;

·       другие затраты операционной деятельности

 

Корреспонденция

1. Реализована иностранная валюта

1.1. на сумму выручки от реализации Дт 311          Кт 711

1.2. на балансовую стоимость реализованной валюты Дт 942       Кт 334

2. Реализованы производственные запасы

2.1. на сумму дохода от реализации      Дт 361      Кт 712

2.2. на сумму НДС                                       712           641

2.3. на себестоимость реализованных производственных запасов Дт 943 Кт 201-209

3. Сданы активы в аренду

3.1. на сумму дохода от операционной аренды Дт 37     Кт 713

3.2. на сумму НДС

4. 714 и 945 – доходы и расходы от операционной курсовой разницы (Учет и анализ ВЭД)

5. Отражены признанные штрафы

5.1. пени, неустойки     Дт 36,37     Кт 715

5.2. Признаны предприятием штрафные санкции  Дт 948       Кт 63,68

6. 6.1. Отражена сумма недостачи производственных запасов в составе затрат отчетного периода Дт 947   Кт 20

6.2. Сумма, которая подлежит отчислению виновным лицом (балансовая стоимость + инвестиционные  информации + НДС + акциз) х 2

6.3. погашена недостача виновным лицом, наличностью в кассу Дт 301 Кт 375

6.4. отражено налоговое обязательство по НДС Дт 716    Кт 641

6.5. начислена сумма, которая подлежит оплате в бюджет Дт 716      Кт 642

7.7.1. списана кредиторская задолженность по окончании срока исковой давности Дт 63,68    Кт 717

7.2. списание кредиторской задолженности при создании резерва сомнительных долгов Дт 944      Кт 38

8. 8.1. оприходование излишков профсоюзных взносов в результате инвестиции Дт 20,22,26        Кт 719

2. Под финансовой деятельностью понимают деятельность, которая приводит к изменениям размера и состава собственного и ссудного капитала предприятия.

Состав и сравнение доходов и затрат финансовой деятельности от участия в капитале

 

Ассоциированным предприятием называют предприятие, на которое инвестор может оказать значительное влияние (владение не меньше 20 % акций; присутствие инвестора в раде директоров; материальные отношения между партнерами)

3. Для учета доходов и затрат, которые возникают в процессе обычной деятельности, но не связанные с операционной и финансовой деятельностью предприятия, определены счета 74 «Другие доходы» и 97 «Другие затраты»

Состав:

Счет 74

-         доход от реализации финансовых инвестиций

-         доход от реализации необоротных активов

-         доход от реализации имущественных комплексов

-         доход от не операционной курсовой разницы

-         доход от бесплатно полученных необоротных активов

-         другие доходы от обычной деятельности

Счет 97

-         себестоимость реализованных финансовых инвестиций

-         себестоимость реализованных необоротных активов

-         себестоимость реализованных имущественных комплексов

-         затраты от не операционных курсовых разниц

-         уценка необоротных активов и финансовых инвестиций

-         списание необоротных активов

-         другие затраты обычной деятельности

4.    Состав доходов и расходов, которые возникают в результате чрезвычайной деятельности 

 

Счет 75                                                                                счет 99

1. отчисления убытков от чрезвычайных событий         1. затраты от стихийного

                                                                                       бедствия

2. другие чрезвычайные доходы                                       2. Затраты от техногенных

                                                                                       катастроф и аварий

                                                                                       3. другие чрезвычайные

                                                                                        расходы

 

Одним из важных элементов гарантии экономической безопасности и стабилизации финансового состояния СХП является страхование. Страховая сумма обязательного страхования урожая с-х культур определяется в размере стоимости урожая, которая исчисляется путем умножения урожайности за последние 5 лет на цену 1ц продукции, которая сложилась за прошлый год и фактическая площадь, с которой собирается урожай.

Корреспонденция

1. Начислена сумма страхового платежа за страхование пшеницы       231      655

2. Оплачена кредиторская задолженность перед страховой компанией 655     311

3. Списаны затраты на посевах пшеницы, которая погибла в результате вымерзания                                                                                                     991      231

4. Страховой компанией определена сумма страхового отчисления        377     751

5. Поступили деньги т страховой компании                                                311      377

6.Определен финансовый результат 

         - списаны расходы                                                                                  794      991

        -  списаны доходы                                                                                    751      794

 

 

 

 

Лекция №4

 

УЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

 

1.     Экономическая сущность и задачи учета дополнительных производств

2.     Учет ремонтных мастерских

3.     Учет автомобильного и путевого транспорта

4.     Учет электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения

 

1. Выделяют основные дополнительные, вспомогательные виды производств.  

Дополнительные производства выполняют работы и предоставляют услуги растениеводству, животноводству,  промышленному производству, то есть основным видам производств, а также обслуживающим хозяйствам, строительству, и другим предприятиям и лицам.

К ним принадлежат: ремонтно-механические мастерские, автомобильный и путевой автотранспорт, электроснабжение, водоснабжение и газоснабжение, холодильное оборудование.

Машино – тракторный парк – является неотъемлемой частью основного производства, но поскольку затраты МТП не возможно отнести на основное  производство, то их учитывают на отдельном субсчете.

Задачи учета дополнительных производств

·       экономически обоснованное отражение величины затрат по их статьям и элементам;

·       точное списание выполненных работ и услуг по объектам потребления;

·       своевременное и точное предоставление необоротных данных для исчисления фактической себестоимости единицы работ и услуг каждого дополнительного производства;

·       правильное списание калькуляционных разниц между плановой и фактической себестоимостью работ и услуг

Учет затрат, выполнение работ и услуг ведут на субсчете 234 «Дополнительные производства». По Дту счета отражают как прямые затраты, непосредственно связанные с выполнением работ и предоставлением услуг, так и непрямые, связанные с организацией и управлением дополнительных производств.

По Кту – отражают стоимость продукции, изделий, выполненных работ, предоставленных услуг.

Субсчета: 

234.1 «Ремонтные мастерские»

234.2 «Автомобильный транспорт»

234.3 «Энергетические производства»

234.4 «Водоснабжение»

234.5 «Гужевой транспорт» и т.д.

2. На счете 234.1 «Ремонтные мастерские» учитываются расходы ремонтных мастерских по ремонту производственного оборудования, машин, транспортных средств, изготовление запасных частей и др.

По результатам осмотра тракторов, комбайнов, автомобилей, которые поступили для ремонта, составляется Ведомость дефектов на ремонт машин (ф № 130) в 2-х экземплярах: один остается в ремонтной мастерской, другой – зав. складу, для выдачи запасных частей и других ремонтных материалов. После окончания ремонта Ведомость дефектов вместе с ЛЗК, НВН и другими первичными документами передаются в бухгалтерию, где определяют фактическую стоимость (сумму затрат) израсходованных средств (в том числе заработная плата)

Прямые затраты на ремонт оборудования учитывают (группируют) в Журнале учета затрат в ремонтной мастерской (ф № 36), который составляется на основании Ведомости дефектов и других ПД.

Статьи затрат:

Затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, топливо, строительные материалы, запасные части, МБП, работы и услуги.

Фактические затраты по каждому отремонтированному объекту записывают в Журнале учета затрат в ремонтной мастерской.

В конце года затраты на законченный ремонт по объектам списывают на основании Ведомости списания затрат по законченным ремонтом объектах и выполненных работах на те счета, на которых учитываются затраты по их содержанию .

Затраты по незавершенному производству в конце года остаются на субсчете 234.1.

Но, наряду с прямыми расходами в ремонтной мастерской есть расходы, которые не возможно   непосредственно включить в себестоимость отремонтированных объектов. Такие расходы учитывают на отдельном аналитическом счете «Цеховые расходы»

 

Корреспонденция

ДтКт                                Хозяйственные операции

234.1        203                        списаны стоимость топлива, используемого на обкатку

                                            машины после ремонта

234.1       205                         списаны строительные материалы на ремонт

234.1       207                         списаны запасные части на ремонт

234.1       22                           списаны МБП на ремонт

234.1       63,68                      начислена стоимость услуг сторонних организаций

234.1       66                           начислена заработная плата работникам ремонтной

                                            мастерской

234.1       65                           произведены отчисления в органы социального

                                            страхования

234.1       20                           израсходованы материалы для ремонта мастерской

Цеховые  66,65,22,13

расходы   372,68

91,92       234.1                       списаны расходы по ремонту на объекты

93,231,232,233                       производства

3. На субсчете 234.2 «Автомобильный транспорт» учитываются расходы на содержание и эксплуатацию грузового автотранспорта.

На основании Путевых листов автомобиля ведут учет суммы начисленной заработной платы ГСМ; объем выполненных работ и данные группируют в Накопительную ведомость учета работы грузового автотранспорта (ф №38)

По Дту счета 234.2 записывают расходы на содержание и эксплуатацию автомобильного транспорта, по Кту списание затрат по потребителям услуг пропорционально к объему работ в тонно-километрах  по фактической себестоимости.

На протяжении отчетного периода услуги автотранспорта списывают на основании Накопительной ведомости учета работ грузового автотранспорта по объектам.

Корреспонденция

ДтКт                 Хозяйственные операция

234.2       20,22             израсходованы запасы, МБП на работу грузового

                                      автомобиля

234.2       66,65             начислена заработная плата и произведены отчисления

                                      работников грузового автотранспорта

234.2       13                  начислена амортизация грузовых автомобилей

234.2       655                застрахованы грузовой автотранспорт

234.2       68                  начислена задолженность организациям (пожарная охрана)

23,91       234.2             списаны расходы по объектам производства

92,93

На субсчете 234.5 «Путевой транспорт» учитывают расходы по всем видам рабочего скота, за исключением затрат на выращивание молодняка

Статьи затрат:

«средства защиты животных»; «Корма»; «Строительные материалы»; «МБП»; «Работы и услуги»; «Оплата труда»; «Отчисления на социальные мероприятия»; «Амортизация»; «Другие операционные расходы».

Услуги путевого транспорта распределяют ежемесячно по потребителям, учитывая плановую себестоимость рабочего дня.

В конце года определяют фактическую себестоимость 1 рабочего дня и одной головы приплода, а затем их плановую себестоимость доводят до уровня фактической дописываем затрат или их сторнированием. 

 

Корреспонденция

ДтКт                  Хозяйственные операции

234.5            20                израсходованы биопрепараты, медикаменты, корма, МБП

234.5            23,63,68      выполнены работы и услуги основными производствами

                                         производствами и сторонними организациями

234.5             66,65          начислена заработная плата и произведены отчисления

234.5             131             начислена амортизация

234.5              655            застрахован путевой транспорт ежемесячно списаны

                                         расходы путевого транспорта по объектам

2313,91,        234.5

92,93,99 

21        234.5          оприходован приплод

23,209           234.5            оприходован навоз

 

 

4. На субсчете 234.3 «Энергетические производства» на котором отдельно учитывают расходы на электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, эксплуатацию холодильного оборудования.

Аналитический учет по каждому виду энергетических производств ведут на соответствующих статьях затрат: топливо, строительные материалы, запасные части, МБП, работы и услуги, энергия, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация, другие операционные расходы. (Дт 234.3   Кт 20,22,63,68,66,65…)

Количество энергии, холода, пара, воздуха опущенных в соответствующих единицах измерения потребителям на производственные, бытовые потребности и сторонним организациям определяют по данным измерительных приборов.

Ежемесячно на основании Отчета об использовании электроэнергии  (ф № 127) списывают стоимость энергии по себестоимости единицы на счета потребителей энергии Дт 231,232,233,91,92,93,15,99     Кт 234.3

На субсчете 234.4 «Водоснабжение» учитывают расходы на содержание и эксплуатацию водогонов, водных сетей, артезианских скважин.

Статьи затрат: топливо, стройматериалы, запасные части, МБП, работы и услуги, оплата труда отчисления, амортизация, другие операционные расходы.

Расходы на водоснабжение распределяются по потребителям пропорционально к количеству потребленной воды и ежемесячно на основании отчета об использовании воды списывают по фактической себестоимости 1м3 воды.

Дт 231,232,233,91,92,93,15,99         Кт 234.4.   

 

 

 

Лекция №5

 

УЧЕТ ЗАТРАТ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ МТП

 

1.     Экономическое содержание МТП и задачи их учета

2.     Первичный учет работы тракторов, комбайнов и других самоходных машин

3.     Синтетический  и аналитический учет затрат МТП

4.     Расчет фактической себестоимости транспортных работ тракторного парка

 

1. На крупных и средних СХП остается отдельным структурным подразделением, который объединяет в себе работников предприятия и технику, с помощью которой выполняется весь объем полевых работ и значительная часть транспортных работ.

В состав МТП входят трактора, комбайны, принципы, снаряды, для обработки почвы, выращивания и сбора урожая, а также машинные дворы, гаражи, навесы для хранения техники и другие основные средства МТП.

В бухгалтерии СХП необходимо применять такую организацию бухгалтерского и оперативного учета, которая бы обеспечила оперативность управления и контроль за использованием топлива, объемом выполненных работ и их качеством, использованием рабочего времени и начислением оплаты труда, эксплуатацией МТП и его техническим состоянием.

2. Основным ПД для учета работы тракторов, комбайнов и других самоходных машин является Учетный лист тракториста-машиниста.

Независимо от формы организации механизированных работ на каждый  трактор назначают одного тракториста. Учет в тракторной бригаде ведет учетчик, в обязанности которого входит своевременное и правильное составление ПД учета выполненных работ, исполнением ГСМ и начислением оплаты труда механизаторам.

Выполнение тракторных и других механизированных работ записывают ежедневно в Учетный лист каждого тракториста (объем выполненной работы, расход ГСМ, размер заработной платы) в течении 10 – 15 дней. Учетные листы, подписанные механизатором, бригадиром, агрономом учетчик предоставляет в бухгалтерию, где они являются основанием для обобщения и систематизации в Накопительной ведомости учета использования МТП и Журнале учета работ и затрат.

Для перевода отдельных работ в эталонный объем выполненных работ применяют такую методику:

Расчет объема тракторных работ в условии эталонна га происходит умножением количества выполненных сменных норм выработка трактора соответствующей марки на его сменную эталонную выработку.

Эталонная сменная выработка трактора определяется умножением коэффициента пересчета его в условные эталонные тракторы на количество выполненных нормо смен. Коэффициенты пересчета физических тракторов в эталонные и сменные эталонные выработки по разным маркам приведены в таблице.

Количество выполненных нормо смен зависит от формы оплаты труда:

1)    сдельной, когда установлены нормы выработки;

2)    повременной, когда учет ведут по отработанному времени.

Пример: Фактически выполнено за смену – 18,6 га 7 часовой рабочий день. Норма – 16,9 га

Количество выполненных нормо смен:

18,6 : 16,9 = 1,1

эталонный сменный выработок

0,7 условного эталонного га = 4,9 условного эталонного га (таблица)

количество выполненных условных эталонов га

4,9 х 1,1= 5,39 условного эталонна га

Пример: 5 часов работал трактор; 7 часовой рабочий день количество нормо смен

5 : 7 = 0,71

эталон сменных выработок

0,7 х 7 часов = 4,9 условного эталона га (таблица)

количество выполненных условных эталонов га

0,71 х 4,9 = 3,48 условных эталонов га

Итоговые данные из каждого Учетного листа тракториста-машиниста (ф № 67) переносят в Накопительную ведомость учета использования МТП (ф № 37а) и в Журнал учета работ и затрат ( ф № 37)

На основании данных накопительных регистров определяют годовой объем работ в условных эталонах га по маркам тракторов и видам работ.

3. Для учета затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией МТП используют субсчета 235.1 «Содержание и эксплуатация МТП» и 235.2 «Содержание и эксплуатация комбайнов и других самоходных машин».

На субсчете 235.1 учитывают расходы на содержание и эксплуатацию тракторов на всех  видах работ, тракторных прицепов, с-х машин, использующихся при обработке грунта, посевов, сборе урожая, а также гаражей, навесов и др. В границах  данного субсчета ведут один аналитический счет,  на котором учитывают расходы на эксплуатацию тракторов на с-х и транспортных работах.

Статьи затрат:

-         материальные (топливо, запасные части, МТП…)

-         оплата труда и отчисления на оплату труда;

-         амортизация;

-         другие расходы (страховые имущества, командировки…)

На протяжении отчетного периода по кредиту субсчета 235.1 отражают только плановую стоимость транспортных работ (указывая их общий объем в тонно – км  и условия эталона га), которая была отнесена на счета по учету ТМЦ и других услуг. В конце года нераспределенную часть затрат распределяют между отдельными культурами и транспортными работами пропорционально к выполненным работам в условных эталонных гектарах.

После списания затрат на сельскохозяйственные работы (культуры) на субсчете 235.1 остаются расходы, которые относятся только на транспортные работы тракторов.  После этого определяют фактическую себестоимость 1 эталонного га (или 1 т-км) транспортных работ тракторного  парка путем деления суммы затрат, которые остались, на объем транспортных работ тракторов за год.

4. Сравнивая фактическую себестоимость 1 эталон га (т-км)  сплановой определяют калькуляционную разницу и дописывают её (при подорожании) на счета потребителей и сторнируют (при удешевлении). На сумму калькуляционной разницы дебетуют счета 20,911,92,903,231 и другие и кредитует счет 235.1.

На субсчете 235.2 «Содержание и эксплуатация комбайнов и других самоходных машин» на протяжении года учитывают расходы на содержание и эксплуатацию зерноуборочных машин, комбайнов, гаражей и других отходных средств, связанных с содержанием и эксплуатацией машин.

Статьи затрат:

-         материальные расходы;

-         амортизация;

-         другие операционные расходы;

Заработную плату и отчисления комбайнеров непосредственно относят на соответствующие культуры.

В конце года или после окончания сбора урожая затраты списывают отдельными статьями на соответствующие культуры пропорционально площадей, на которых был собран урожай.

Для учета затрат и выполненных работ МТП предусмотрен Производственный отчет ф № 10.3б с-х по МТП.

 

 

 

Лекция №6

 

УЧЕТ ЗАТРАТ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ МТП

 

 

5.     Экономическое содержание МТП и задачи их учета

6.     Первичный учет работы тракторов, комбайнов и других самоходных машин

7.     Синтетический  и аналитический учет затрат МТП

8.     Расчет фактической себестоимости транспортных работ тракторного парка

 

1. На крупных и средних СХП остается отдельным структурным подразделением, который объединяет в себе работников предприятия и технику, с помощью которой выполняется весь объем полевых работ и значительная часть транспортных работ.

В состав МТП входят трактора, комбайны, принципы, снаряды, для обработки почвы, выращивания и сбора урожая, а также машинные дворы, гаражи, навесы для хранения техники и другие основные средства МТП.

В бухгалтерии СХП необходимо применять такую организацию бухгалтерского и оперативного учета, которая бы обеспечила оперативность управления и контроль за использованием топлива, объемом выполненных работ и их качеством, использованием рабочего времени и начислением оплаты труда, эксплуатацией МТП и его техническим состоянием.

 

 

 

2. Основным ПД для учета работы тракторов, комбайнов и других самоходных машин является Учетный лист тракториста-машиниста.

Независимо от формы организации механизированных работ на каждый  трактор назначают одного тракториста. Учет в тракторной бригаде ведет учетчик, в обязанности которого входит своевременное и правильное составление ПД учета выполненных работ, исполнением ГСМ и начислением оплаты труда механизаторам.

Выполнение тракторных и других механизированных работ записывают ежедневно в Учетный лист каждого тракториста (объем выполненной работы, расход ГСМ, размер заработной платы) в течении 10 – 15 дней. Учетные листы, подписанные механизатором, бригадиром, агрономом учетчик предоставляет в бухгалтерию, где они являются основанием для обобщения и систематизации в Накопительной ведомости учета использования МТП и Журнале учета работ и затрат.

Для перевода отдельных работ в эталонный объем выполненных работ применяют такую методику:

Расчет объема тракторных работ в условии эталонна га происходит умножением количества выполненных сменных норм выработка трактора соответствующей марки на его сменную эталонную выработку.

Эталонная сменная выработка трактора определяется умножением коэффициента пересчета его в условные эталонные тракторы на количество выполненных нормо смен. Коэффициенты пересчета физических тракторов в эталонные и сменные эталонные выработки по разным маркам приведены в таблице.

Количество выполненных нормо смен зависит от формы оплаты труда:

3)    сдельной, когда установлены нормы выработки;

4)    повременной, когда учет ведут по отработанному времени.

Пример: Фактически выполнено за смену – 18,6 га 7 часовой рабочий день. Норма – 16,9 га

Количество выполненных нормо смен:

18,6 : 16,9 = 1,1

эталонный сменный выработок

0,7 условного эталонного га = 4,9 условного эталонного га (таблица)

количество выполненных условных эталонов га

4,9 х 1,1= 5,39 условного эталонна га

Пример: 5 часов работал трактор; 7 часовой рабочий день количество нормо смен

5 : 7 = 0,71

эталон сменных выработок

0,7 х 7 часов = 4,9 условного эталона га (таблица)

количество выполненных условных эталонов га

0,71 х 4,9 = 3,48 условных эталонов га

Итоговые данные из каждого Учетного листа тракториста-машиниста (ф № 67) переносят в Накопительную ведомость учета использования МТП (ф № 37а) и в Журнал учета работ и затрат ( ф № 37)

На основании данных накопительных регистров определяют годовой объем работ в условных эталонах га по маркам тракторов и видам работ.

3. Для учета затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией МТП используют субсчета 235.1 «Содержание и эксплуатация МТП» и 235.2 «Содержание и эксплуатация комбайнов и других самоходных машин».

На субсчете 235.1 учитывают расходы на содержание и эксплуатацию тракторов на всех  видах работ, тракторных прицепов, с-х машин, использующихся при обработке грунта, посевов, сборе урожая, а также гаражей, навесов и др. В границах  данного субсчета ведут один аналитический счет,  на котором учитывают расходы на эксплуатацию тракторов на с-х и транспортных работах.

Статьи затрат:

-         материальные (топливо, запасные части, МТП…)

-         оплата труда и отчисления на оплату труда;

-         амортизация;

-         другие расходы (страховые имущества, командировки…)

На протяжении отчетного периода по кредиту субсчета 235.1 отражают только плановую стоимость транспортных работ (указывая их общий объем в тонно – км  и условия эталона га), которая была отнесена на счета по учету ТМЦ и других услуг. В конце года нераспределенную часть затрат распределяют между отдельными культурами и транспортными работами пропорционально к выполненным работам в условных эталонных гектарах.

После списания затрат на сельскохозяйственные работы (культуры) на субсчете 235.1 остаются расходы, которые относятся только на транспортные работы тракторов.  После этого определяют фактическую себестоимость 1 эталонного га (или 1 т-км) транспортных работ тракторного  парка путем деления суммы затрат, которые остались, на объем транспортных работ тракторов за год.

4. Сравнивая фактическую себестоимость 1 эталон га (т-км)  сплановой определяют калькуляционную разницу и дописывают её (при подорожании) на счета потребителей и сторнируют (при удешевлении). На сумму калькуляционной разницы дебетуют счета 20,911,92,903,231 и другие и кредитует счет 235.1.

На субсчете 235.2 «Содержание и эксплуатация комбайнов и других самоходных машин» на протяжении года учитывают расходы на содержание и эксплуатацию зерноуборочных машин, комбайнов, гаражей и других отходных средств, связанных с содержанием и эксплуатацией машин.

Статьи затрат:

-         материальные расходы;

-         амортизация;

-         другие операционные расходы;

Заработную плату и отчисления комбайнеров непосредственно относят на соответствующие культуры.

В конце года или после окончания сбора урожая затраты списывают отдельными статьями на соответствующие культуры пропорционально площадей, на которых был собран урожай.

Для учета затрат и выполненных работ МТП предусмотрен Производственный отчет ф № 5.5 с-х по МТП.

 

 

 

Лекция №7

 

УЧЕТ ЗАТРАТ И ВЫХОДА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

1.     Виды, характеристика и задачи учета промышленных производств

2.     Объекты учета затрат, объекты калькуляции, калькуляционные единицы в промышленном производстве

3.     Организация первичного учета затрат и выхода продукции промышленных производств

4.     Организация аналитического и синтетического учета

5.     Методика исчисления фактической себестоимости единицы основных видов продукции промышленных производств и закрытия аналитических счетов.

 

1. В большинстве СХП для обеспечения занятости работников в течении всего года, а также с целью предотвращения потерь с-х продукции и обеспечения внутренних потребителей предприятия создают отдельные виды промышленных производств.

Промышленные производства в СХП включаются в состав основного производства, однако их продукция к сельскохозяйственной не относится

Виды промышленных производств:

-         производство комбикормов;

-         переработка зерна (мельницы, ДКУ);

-         переработка льна;

-         переработка овощей, фруктов и картофеля;

-         переработка масленичных культур;

-         винодельческое производство;

-         убой скота, птицы, кроликов;

-         переработка молока;

-         производство мясокостной муки

 

Основные задачи учета

-         своевременное и полное отражение хозяйственных операций в первичных документах;

-         своевременное и достоверное отражение П.Д. в учетных регистрах;

-         экономически обоснованное разграничение затрат промышленных производств по объектам учета;

-         точное исчисление фактической себестоимости основных видов продукции;

-         правильное определение и списание калькуляционных разниц с целью выявления конечного финансового результата. 

 

 

2. Таблица – Объекты учета затрат, объекты калькуляции и калькуляционные единицы в промышленных производствах.

 

Объекты учета затрат

Объекты калькуляции

К. единиц

Производство комбикормов

Комбикорм, комбикормовые смеси, добавки, гранулы

Переработка зерна

Мука, крупа, дробление зерно, дерть

Первичная обработка льна и других лубяных культур

Треста, конопля, волокно

 

 

Переработка овощей, фруктов, картофеля

Консервы

1 тыс. усл. бан. (1 туб)

Быстрозамороженная продукция, засоленная, заквашенная, сушеный картофель, овощи, сухофрукты

Соки

1 туб

Спирт

1 декалитр

Переработка масличных культур

Растительное масло, шпрот, макуха

Винодельческое производство

Виноматерная,  сокоматериал, вино, коньяк, сок, спирт, вакуум – сусло

1 декалитр

Убой скота, птицы, кроликов

Мясо, субпродукты

Шкуры, смушки

1шт

перья

1кг

Переработка молока

Молочная продукция, сливки, сметана, масло, творог

Утилизация отходов

Пух, перо, мясокостная мука

Производство витаминно-травяной муки

Травяная мука

Добыча строительных материалов

Отдельные виды продукции

1 м3

1 шт

 

Таким образом, объектами учета затрат промышленных производств являются отдельные их виды. В промышленных производствах имеющих сложный технологический процесс объектами учета затрат являются отдельные технологические фазы (переделы).

3. П.Д. по учету затрат промышленных производств.

Для учета отработанного времени, выхода на работу. А также для начисления заработной платы работникам промышленных производств находящихся на почасовой оплате труда применяют Табель учета рабочего времени ф № 64; для начисления заработной платы, находящихся на сдельной форме оплаты труда применяют Наряды на сдельную работу ф № 70 или 70а. Для включения в затраты промышленных производств в стоимости использованных в переработке сырья  и материалов используют данные НВН  или ЛЗК .Для учета услуг вспомогательных производств, оказанных промышленному производству  используют документы:

-         Путевой лист грузового автомобиля ф №2;

-         Бухгалтерская справка по списанию затрат по ремонту в ремонтной мастерской;

-         Отчет об использовании электроэнергии ф № 127;

-         Отчет об использовании воды, тепловой энергии и горячей воды.

Услуги сторонних организаций включаются в учет затрат на основании Счетов – фактур ф № 868 . Для начисления износа основных средств промышленных производств используют данные Расчетов амортизации

Для включения в затраты на производство отдельных видов продукции промышленных производств сумму ОПР используют данные Бухгалтерские справки по закрытию счета 913 «ОПР промышленных производств»

П.Д. по учету выхода продукции.

Основным документом по учету производственной продукции многих видов промышленных производств является Отчет о переработке продукции ф № 123, но есть и спецефические формы П.Д:

-         помольная квитанция ф № 122;

-         ведомость переработки молока и молочных продуктов;

-         отчет о переработке птицы и выходе продукции ф 110

Для учета поголовья и продукции, полученной от забоя животных и птицы используют данные Актов на выбытиё животных и птицы ф № 100, при этом в документе подчеркивают слово забой или прирезка.

В виноградном производстве используют большое количество специальных документов.

4. Синтетический учет затрат и выхода продукции промышленных производств ведут на субсчете 233 «Промышленное производство» На начало отчетного года на этом счете может быть дебетовый начальный остаток, который отражает сумму незавершенного производства.

В течении отчетного периода по Дту счета отражают хозяйственные операции по учету затрат на производство, а по Кту – по учету количества и стоимости полученной продукции в оценке по плановой себестоимости с корректировкой её до уровня фактической. На конец отчетного периода может быть Дебетовый остаток.

Счет 233 активный, калькуляционный. Объектами аналитического учета затрат и выхода продукции промышленных производств являются отдельные их  виды или технологические фазы.

Статьи затрат

-         расходы на оплату труда с отчислениями;

-         топливо и смазочные материалы;

-         сырьё и материалы;

-         работы и услуги;

-         расходы на ремонт необоротных активов;

-         прочие расходы на содержание основных средств;

-         прочие расходы;

-         непродуктивные расходы (брак);

-         ОПР

Регистром аналитического учета затрат и выхода продукции промышленных производств является Производственный отчет ф № 10.3а с-х и состоит из двух частей:

1.     графы 1-32 в разрезе статей затрат отражают затраты на производство отдельных видов продукции промышленных производств

2.     графы 1-11 – выход продукции по количеству и стоимости.

Регистром синтетического учета является ж.о 10.3 с-х и сводная ведомость ф №10.3д с-х

 

Корреспонденция

Дт

Кт

Хозяйственные операции

233

131

Начисление износа основных средств в промышленном производстве

233

20

Списание израсходованных в промышленном производстве сырья, материалов и др. ТМЦ

233

20

Списание МБП

233

234

Списание услуг вспомогательных производств

233

231,232

Списание калькуляционных разниц по продукции животноводства и растениеводства используют в переработку

233

24

Списание затрат по исправлению брака

233

27

Списание продукции с-х, израсходованной в промышленном производстве

233

631

Списание стоимости услуг сторонних организаций

233

66

Начисление заработной платы работникам промышленных производств

233

65

Начисление взносов от заработной платы

26

233

Оприходована основная продукция промышленного производства

209

233

Оприходована побочная продукция

901,26,949

233

Списание калькуляционных разниц по направлениям использования основной продукции

 

 

5. Счет 233 «Промышленное производство» закрывают после того, как уже закрыты 91,231,232, счета. Учет и закрытие счета 233 имеет следующие особенности:

1.     различные виды промышленных производств имеют свои технологические особенности, поэтому для учета затрат на производство по каждому виду могут открываться один или несколько аналитических счетов

2.     ОПР промышленных производств учитываются на счете 91, поэтому до закрытия 233 счета обязательно должны быть закрыты соответствующие аналитические счета 91.

3.     некоторые аналитические счета по учету промышленных производств могут иметь суммы незавершенного производства

Исчисление фактической себестоимости единицы основных видов продукции промышленных производств.

Производство комбикормов

Фактическая себестоимость единиц 1ц комбикорма кормовых смесей добавок, гранул определяется путем деления фактических затрат на приготовление соответствующего вида продукции с учетом стоимости сырья, использованного на их производство, без стоимости побочной продукции на количество производственного корма каждого вида соответственно

 

Переработка зерна

Сф 1ц муки, крупы

дробного зерна, дерти    = сумма факт.затрат стоимость сырья – стоимость

                                             побочной продукции

                                             количество продукции

 

Консервное производство

Сф 1 ед. вида продукции = сумма факт.затрат + стоимость сырья – стоимость

                                              побочной продукции

                                              количество продукции

 

Убой скота и птицы

Фактическая себестоимость единицы основных видов продукции (1ц мяса) или субпродуктов определяют путем деления фактических на содержание убойного цеха с учетом стоимости животных птицы переданных на забой без стоимости побочной продукции делим на количество полученного мяса различных видов

 

Переработка молока

Сф 1ц видов молочных продуктов = Сумма фактических затрат + стоимость сырья

                                                               побочной продукции

                                                               количество продукции

 

 

Кирпичное производство

Имеет 3 основные технологические фазы: добыча глины и песка; производство кирпича – сырца; обжег кирпича

Расчет себестоимости единицы продукции определяется по каждой фазе в отдельности с использованием простого метода

Сф 1м3 глины и песка = сумма фактических затрат

                                         количество продукции

 

Сф 1 тыс. шт. кирпича – сырца = Сумма фактич. затрат + стоимость глины и песка

                                                         Количество произведенного кирпича – сырца

Сф 1 тыс. шт кирпича = сумма факт. затрат на обжиг кирпича – сырца – стоимость

                                          побочной продукции (бой)

                                          количество готового кирпича

 

 

 

Лекция №8

 

П(с) БУ которые регулируют обязательства

П(с)БУ – 2 определение обязательств

- принесут уменьшение регистров.

Порядок формирования и отражения в отчётности.

П(с)БУ – «Обязательства»

Оценка: может достоверно определена

- существует вероятность уменьшения экономических выгод в следствии их погашения.

Классификация: долгосрочные обязательства:

- текущие обязательства;

- обеспечения;

- непредвиденные обстоятельства;

- доходы будущих периодов.

Обязательно 2а условия:

- погашение в течение 12 месяцев с даты баланса;

- возникновение в процессе операционного цикла.

Для определения балансовой стоимости:

- историческая;

- текущая (не дисконтованная сумма)

- стоимость погашения (не дисконт)

- теперешняя стоимость(дисконт)

П(с)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов»

 

Понятие обязательств.

Как юридическая категория – хозяйственные обязательства – это отношения, регулируемые в ходе хоз.деятельности определённым правом.

Одна сторона требует:

- свершения хоз.операций;

- передача имущества и др.

Вторая – требует за это плиту, или встречные обязательства.

Но эта категория – хозяйственные обязательства

                                                                   

 

В широком смысле

В узком смысле

Как любой долг организации управленческой деятельности предприятий

(заказ, гос.контракт или другой правовой акт)

Это простое соглашение сторон в договоре, в результате конкурсов, тендеров или др.

Видов публичных продаж.

 

Хозяйственный договор – это основа – это юридический источник всех договорных обязательств:

Долгосрочный -  >3 лет.

Документы:

заявление на предоставление кредита;

биржа-план;

копии документов (под которые берут кредит, договор, сч-фактуры)

финансовый отчёт за пол года;

документы, гарантирующие возврат кредита;

кредитный договор.

Если у нас нет там счёта, то все документы на открытие счёта.

Обязательства предприятия:

- использовать средство (деньги, товар) на условиях оговоренных договором и использовать        только по целевому назначению;

- платить все сборы предусмотренных в договорах, связанных со взятым кредитом;

- вернуть основную сумму и % в обусловленный срок.

Учёт ведётся на счетах 50

Структура аналитики: 501 – долгосрочные кредиты банков в нац.валюте

Аналитика I порядка – по видам банков.

 

 

                                

Аналитика IIпорядка - на модернизацию   погашение        увеличение

 

 

 

 

Лекция №9

Долгосрочных векселей выданных.

Вексель – это письменно оформленный документ, долговое обязательство установленного образца, которое свидетельствует о безусловном денежном погашении суммы после наступления срока(это ценные бумаги).

Векселедатель – кто взял товар и выдал вексель – дальше плательщик по векселю.

1й векселедатель – что отдал товар и получил вексель.

Следующий векселедержатель – (индосант) лицо-собственник векселя в силу совершённой в его пользу передавальной записи, которое делает на нём следующий передавальную запись(индосамент).

Лицо с вексельными полномочиями  - это получатель векселя по индосаментом , есть представителем на получение платежа, но собственником при этом является индосант.

Особенный плательщик – это лицо, которому поручено уплатить по векселю.

Вексельный поручитель(авалист) - лицо, которое совершает аваль платёж в случае, если владелец не может заплатить по векселю.

Последний векселедержатель – (индоссант) это получатель векселя после индоссанта и ставший собственником всех прав по векселю.

Посредник – это лицо, указанное векселедателем , авалистом или индосантом для оплаты векселя или сама добровольно взялась оплатить за любого из них.

Векселя бывают простые и переводные.

Простой (соло) – письменный документ, который содержит простое и ничем не обусловленное обязательство владельца заплатить определённую ∑ и в срок и определённом месте.

Переводной вексель ( тратта) – письменный документ с приказом заплатить третьему лицу (ролитенту).

 

 б)  особенность переводного векселя, что он должен быть акцентовантрасатом

( это согласие заплатить) и его отмечают на лицевой стороне векселя отметками

«обязуюсь заплатить» или «вексель акцентованный»

Это бланки  строгой отчётности, поэтому их в учёте следует отражать как купленные , так и использованные.

Бутынец .стр 98-99

сч 51

Балансовый, сч.источник, пассивный

Увеличение задолженности(+)Дт, погашение (-) Дт

Первичные документы:

1.                                                                                                   векселя;

2.                                                                                                   акты приёма-передачи;

3.                                                                                                   реестр предъявленных векселей;

4.                                                                                                   акты-протесты.

Аналитика – по каждому векселю.                                     Дт                Кт

1. выдано долгосрочный вексель поставщику                        63          51

2. отрицательная разница                                                          945        51

3. отражена задолженность по теперешней стоимости          952        51

4. погашение векселя по окончании срока                              511        30, 31

5. погашено задолженность по векселю                                511               46

   а счёт взноса участника

6.положительная курсовая разница                                       51                  714

7. % по векселю за месяц                                                        952                 684   

  НДС                                                                                       641                684   

 

                                                     

 

 

 

Лекция №10

Учёт финансовой аренды сч.53

Учёт аренды рассмотрены в теме «Учёт основных средств»

Если аренда на >3 лет заключена, то это долгосрочные обязательства, где мы являемся арендаторами и платим арендную плату.

Первичная документация:

1.                 договор аренды;

2.                 справки бухгалтерские;

3.                 пл.поручение;

4.                 р/к ордер;

5.                 выписки банка;

6.                 акты приёма-передачи.

Аналитический учёт ведётся :

1.                           по наименованию организации арендодателя;

2.                           по объекту аренды.

Операции отражаются:                              ДтКт

- получены О.С. по финансовой аренде 10, 11, 12   531 «Долгосрочные обязательства по аренде».

- начислена арендная плата за                  15              532

  целостный имущественный комплекс

- НДС                                                           641            531

- погашена задолженность                         53              30, 31

  по фин.аренде                                                              60, 50

- переводится часть аренды на тек.год      53              61

- начисление % по финансовой аренде     952            684

 

Регистры учёта ж/о 8 с/х

В балансе ф1Stотражены в III разделе пассива (стр450)

 

 

Отсроченные налоговые обязательства – это временная разница в налоге на прибыль, когда ∑,

Которая подлежит уплате больше ∑ , которую следует заплатить согласно данных бух.учёта.

При этом следует различать:

1.                         налоговая база

2.                         временная разница

Налоговая база – это сумма, какая относится на прибыль, которая определена налоговыми органами для налогообложения.

Временная разница – разница между налогом начисленным по данным бух.учёта.

Она бывает: меньшая, тогда это активы учёт на сч.17 – акт, начисл(+) погашение(-)

А если больше – по 54 «Обязательства пассивный, основной, фондовый»

К- сумма налога на прибыль, которая подлежит уплате в будущем.

Д- уменьшение ∑за счёт начисления налога.

Аналитика: а) за видами активов (17сч)

                    б) по видам обязательств (54сч)

ж/о 3Г с/х и ведом. 3.4 с\х в ф 1 отр. III раз.Пас.стр 460

 

  Отражение сумм превышения                         ДтКт

1.                                   налога на прибыль         64              54

2.                                   увеличены отсроченные         85

обязательства в следующем   98

отчёт.периоде.                                             54

                                                                      

3.                            уменьшение обязательств      54            17

на ∑предыдущих периодов    54            64

      за счёт активов,

      за счёт текущих обязательств

Первичные документы:

1.                            расчёты бухгалтерии;

2.                            справки бухгалтерские;

3.                            плат.поручение;

4.                            выписки банка.

 

 

 

Сч.54

Отсроченные налоговые обязательства – это временная разница в налоге на прибыль, когда ∑,

Которая подлежит уплате больше ∑ , которую следует заплатить согласно данных бух.учёта.

При этом следует различать:

3.                                   налоговая база

4.                                   временная разница

Налоговая база – это сумма, какая относится на прибыль, которая определена налоговыми органами для налогообложения.

Временная разница – разница между налогом начисленным по данным бух.учёта.

Она бывает: меньшая, тогда это активы учёт на сч.17 – акт, начисл(+) погашение(-)

А если больше – по 54 «Обязательства пассивный, основной, фондовый»

К- сумма налога на прибыль, которая подлежит уплате в будущем.

Д- уменьшение ∑за счёт начисления налога.

Аналитика: а) за видами активов (17сч)

                    б) по видам обязательств (54сч)

ж/о 3г  с/х ведом. 3.4 с\х в ф 1 отр. III раз.Пас.стр 460

 

  Отражение сумм превышения                         ДтКт

4.                                   налога на прибыль         64              54

5.                                   увеличены отсроченные         85

обязательства в следующем   98

отчёт.периоде.                                             54

                                                                      

6.                            уменьшение обязательств      54            17

на ∑предыдущих периодов    54            64

      за счёт активов,

      за счёт текущих обязательств

Первичные документы:

5.                            расчёты бухгалтерии;

6.                            справки бухгалтерские;

7.                            плат.поручение;

8.                            выписки банка.

 

 

Счёт 55

Учёт прочих долгосрочных обязательств.

Учёт обязательств, которые не являются текущими, которые не учитываются на изученных ранее

счетах 50-54, учитывают на счёте 55.

Счёт 55 пассивный, основной, фондовый.

Кт – увеличение, появление долгосрочных обязательств.

Дт – погашение этих обязательств, или перевод в краткосрочные.

Первичные документы:

1.           расчёты бухгалтерии;

2.           справки;

3.           плат.поручения;

4.           выписки банка;

5.           приходно-кассовый ордер

Аналитика: по каждому обязательству отдельно ж/о 3Г с/х и ведомость 3.4 с\х

1.       Поступила временная финансовая помощь: Дт 30,31            Кт55

     Для погашения кредита                                       60,50,

                                                                                     63,64

2.   Погашенная долгосрочная                                  55                 30,31,60,50

      задолженность предпр.

3.   Переведена долгосроч в текущую                       55                 61

4.    Списана задолж, по которой истекли

       сроки исковой давности

5.   Отсрочена задолженность по плате в бюджет    64,65              55

      В отчёт ф1 в IIIП стр.470(с таким же названием)

 

 

 

 

Лекция №11

Учет текущих обязательств

 

         Обязательства – это долги предприятия, которые возникают главным образом через предприятие товаров, взятие суммы в долг и исполнение своих платежей обязательных.

Виды: - после товарных операций

                  - не товарных операций

                  - связанных с оплатой труда и социальной защитой работающих

         Текущие обязательства – это краткосрочные финансовые обязательства, которые должны быть погашены в течении одного операционного цикла или на протяжении года с дат составления бухгалтерского баланса( из двух сроков выбирают длиннее).

         Это определение предполагает, что они будут погашаться за счет счетов активов.

         К ним относятся деньги и другие активы, которые предполагают обернуться в деньги.

         К ним относятся: 60, 61,62      63,64,65      66,67,68,69

         Счет 60 «Краткосрочные кредиты» нетоварные обязательства.

         Стандарт 11 – 1) кредиты долгосрочные         

                                  2) краткосрочные

                                  3) обеспечение

Кредит – это экономическое отношение по займу денег под плату с %;

Виды кредита:

1) за объектами: 1. Товарный

                            2. Лизинговый (аренда имущества)

                            3. Денежные

2) за субъектами: 1. Коммерческий – 2 субъекта предпринимательской деятельности (оперативный план)

                                   2. Банковский – предприятие и банк

                                   3. Потребительский – торговлей

3) по срокам: 1. Краткосрочный до 1 года

                       2. Среднесрочный до 3-х лет

                       3. Долгосрочный больше 3-х лет

                       4. Просроченный

                       5. Отсроченный

4) по обеспеченности: 1. Обеспеченный залогом

                                      2. Ломбардный ( есть высокооплачиваемое имущество)

                                      3. Гипотетичный – под недвижимое имущество

                                      4. Гарантии – другим банком его деньгами или имуществом третьего лица

                                      5. Другое обеспечение – страховые компании

                                      6. Не обеспеченный – (за счет собственных средств банка, если доверяет клиенту)

5) за степенью риска: 1. Кредитная линия – дает в будущем в размерах оговоренных раньше на определенный срок

                                      2. Овердрафт – кредит  на текущий счет предприятию с устойчивым финансовым положением

6) за способом кредитования: 1. Одноразовый

                                                   2. В рассрочку

                                                   3. Досрочно

7) по срокам погашения: 1. С регрессией платежа – частичная в установленные сроки

                                                     2. После погашения срока

 

                    Существуют два варианта кредитования

 

Вариант №1

 

1) Принципы 60 :целевой характер, срочность, возвратность, обеспеченность

2) Документы: 1. Заявление на получение кредита

                          2. Срочное обязательство

3) Корреспонденция:

  1.     ДтКт

       311     

       313               601           зачисление

  2. Поручение   Дт - 631, 64, 65,           использование

       Чек              ДтКт

                           301

       Требование – поручение                     601

       Сводное – поручение

  3. погашение     601           311, 313, 301, 361

        объявление, поручение

сводный – выписка банка

ж/о 2 с-х и там же аналитика по счетам St1.

 

Счет 61

Предназначен для обобщения информации о состоянии расчетов за текущие ( на этот год) обязательствами, которые перешли из долгосрочных, по которым наступил срок погашения полностью или его части с даты баланса (12 месяцев).

         Счет 61 может иметь сальдо начальное как по Дт, так и по Кт.

В Дт счета отражается погашение задолженности, а в Кт появление долга. Счет имеет такие субсчета

611 – краткосрочные обязательства в национальной валюте,

612 – краткосрочные обязательства в иностранной валюте.

         Аналитический учет ведется по каждому отдельному кредитору и по каждому отдельному виду задолженности.

                                              Дт                           Кт

1) расчет бухгалтера и        52,53                      611

справка54,55

2) расчеты, перечисления                                  311,313,

выдачи                                 611                          301,621

3) списание на финанс.                                      792,791     

результатов                         611                          793

 

 

 

 

Счет 62

Краткосрочные векселя, выданные для учета расчетов с поставщиками и другими кредиторами. По видам валюты, но нужно и по видам деятельности.

 

                                    Корреспонденция.

1) получен.дол.

кредит.                             311                    501

2)оплачен счет

кредитными

средствами                      63                      311

3) зачисл. крат.

кредит                              313                    601

4) предоплата                  371                    313

5) отражен.

налоговый

кредит                              641                    644

6) уплачены

% по банк.

кредиту                            951                     311

7) начислено

% по банк.                       792                     951

кредиту                            44                       792

ДтКт

Выдан кредит              63               62

Погашение

векселя                         62               311, 301, 313

 

Счет 63

         Покупка в кредит – это приобретение товаров с отсрочкой платежа.

Покупка осуществляется:

1)                Непосредственно конкретными предприятиями.

2)                Через агентов, которые покупают за свой счет или от имени предприятия.

3)                Через закупочные базы, которые созданы несколькими предприятиями.

         Поставщик – это юридическое или физическое лицо, которые осуществляют поставку( ТМУ или оказывают услуги (энерго, газ, вода и другое) а также все виды ремонтов О.С.).

         Подрядчики – специализированные предприятия или физические лица, которые производят строительно-монтажные работы при строительстве объектов на основании подрядчика ( договора);

С целью уменьшения степени риска и повышения надежности поставок при выборе поставщика следует учитывать:

1) Ценовую конкурентоспособность.

2) Условия платежа.

3) Гарантийные сроки.

4) Ремонт и послереализационное обслуживание.

5) Отвечает ли стандартам по качеству.

6) Возможность приобретения без посредника и оптом.

7) Географическое месторасположение.

8) Основные виды деятельности и его финансовое состояние.

9) Производственные мощности  за последние годы.

         Порядок поставок и оплаты определяются в договорах.

Счет 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Активно-пасивный  имеет сальдо на начало месяца как по Дт так и по Кт. В Дт отражается погашение задолженности. Счет балансовый, расчетный, имеет текущие обязательства.

         Субсчета желательно по видам деятельности:

631 – Расчет с отечественными поставщиками по операционной деятельности.

632 – Расчет с иностранными поставщиками по операционной системе.

633 – Расчет с отечественными поставщиками по инвестиционной деятельности.

634 – Расчет с иностранными по инвестиционной деятельности.

635 – Расчет с отечественными поставщиками по чрезвычайной деятельности.

         Аналитический учет ведется по наименованию, или ФИО поставщика или подрядчика.

         Документы: договор купли-продажи.

         Первичные документы с отечествен.: счет-фактура, накладная, акты на приемку работ, налоговые накладные, счета на услуги, и сертификат о качестве.

Расчетные:

Акцент расчетного документа – это надпись уполномоченного лица на счетах о соглашении принять счет к оплате;

Платежное поручение; аккредитив, или расходное к/о  при расчетах наличными, расчетным чеком.

         Для импортных товаров.

Внешнеэкономический договор о купле-продаже, грузовой таможенной декларации, приемного акта и акта экспертизы торгово-промышленной палаты коммерческих документов( счетов-фактур,  invoice, что подтверждает таможенную стоимость товара), транспортных накладных и другое.

         При покупке за иностранную валюту нужна справка бухгалтерии о наличии курсовых разниц.

         При недостачах или дефектах, товар принимают, но составляют рекламационный акт; он составляется отдельно по каждому поставщику и на каждую партию товаров. Акт составляется в 10дневный срок, а по товару с гарантией в 5-ти дневной срок.

 

                                          Корреспонденция

 

Дт

20, 22,

28,64(НДС)                Кт      63

Или

374 претензии           Кт      63

ДтКт

63                               311, 313

63              кредитом 60,50

63                               30(кассой)

63                                372(подытоженная сумма)

Неотфакт.

20  63( без НДС) он потом будет начислен ТМУ в пути; приходуют

20  63 и затем

           а   20                63 снова

                  Приобретение заграницу

Дт

1) поступление                                                 5000дол.

если гр=5,2дол.         281               632            26000гр.

2) оплачено

суммами пошлин.

тамож. зборов.          377               311              1500гр. 

3) нач. и уплачен      377               641              5500-00

НДС                           641               311              5000-00

4) на стоимость

товаров                      281               377              1500-00

5) включен НДС       641               377              5500-00

6) курсовая разы

        (5,4)                    945             632               1000-00

7) перечисленная

иностранная                                                      5000-00 дол.

валюта (5,5)               632             312               27500-00

8) отраж. курс

разницы                     945             632               500-00

9) списывают

сумму затрат

на финансовый

результат                   791             945               1500-00

 

 

 

Счет 64

         Налоги – это обязательные платежи предприятий и отдельных лиц в государстве или местный бюджет.

         Обязательные платежи – это система установленных законодательством взносов и отчислений юридических и физических лиц, которые формируют доходы в государственный бюджет.

Налоговые обязательства – это общая сумма налога полученная (начисленная) плательщиком налога.

         Налоговый кредит – это сумма на которую плательщик налога имеет право уменьшить налоговые обязательства.

Счет: балансовый, пассивный, расчетный.

Корреспонденция:

                                          Начисления: Дт 981 и Кт 641.

                                          Перечисление: Дт 641 и Кт 311, 50, 60.

По НДС Закон про изменение налога на прибыль № 283/97 ВР от 22.05.97, продавцу дает налоговую накладную и все записывают в книге учета продаж

И книге учета приобретения.

Начисление: начисленДт 701 и 641

Перечисления: Дт 641 и 311

         Акцизный – на высокорентабельные и монопольные изделия их перечень и ставки утверждаются Верховной Радой Украины в «государственном бюджете» (от 10 до 90%) которые такие как и НДС.

Подоход: удержание ДТ 66 Кт 641.

На 2-м субсчете

Относятся: расчеты по инновационному фонду 1% по размерам продавшим продукции без (НДС и акции). Это для финансирования межотраслевых, научно-исследовательных учреждений, освоенных новыми технологиями.

На 3-м субсчете

Учет сумм налогов по НДС определенных исходя из сумм полученных авансов за готовую продукцию.

На 4-м субсчете

Учитываются суммы НДС на которые уменьшаются налоговые обязательства.

На счетах это: начисления:

Дт 23, 92, а Кт 642 (инновационный фонд)

ПеречислениеДт 642     Кт 311

По 3 и 4 субсчетам.                               ДтКт

1) поступили ТНУ и НДС                    20                   631

                                                                641                 631

2) начисление                                        631                 311

3) затраты на проектные                       15                   63

работы                                                    644                  63

4) получены товары                              281                  63

                                                                641                  63

5) погашение задолженности              631                 311

6) отправка товара покупателю           361                702

7) НДС                                                    702                641

8) списано чистый доход                      702                791

9) списано реализацию

товара                                                     902                 281    

10) уч. себестоим. реализ.

 товара в состав.финан. рез.                 791                902

11) списаны администр.

затраты и расходы на сбыт                     791               92, 93

12) получена оплата от

покупателя                                               311                361   

13) начислен сбор на развитие

виноградарства                                         54                  642

         Первичные документы: расчет бухгалтерии, налоговые накладные; плата поручителя.

Ведомость8-4 – регистр аналитического учета.

ж/о 3Г с/х и ведомость 3.5 с\х Гл. книга – регистр синтетического учета.

 

 

Лекция №12

ПЕРВИЧНЫЙ УЧЕТ ОПЛАТЫ ТРУДА

 

Основным документом по учету выхода на работу и отработанного времени является Табель учета рабочего времени (ф № 64). Он составляется в одном экземпляре на протяжении месяца отдельно по производственным  подразделениям. Для каждого работника в табеле отводят 1 строку, в которой записывают количество отработанных часов, условными буквами отмечают причины отсутствия на работе (выходной, праздничные день, отпуск, прогул…). В табель также определяют должность работника, его оклад, вид оплаты, сумму заработной платы, табельный номер, код синтетического и аналитического учета. В конце месяца табель передают в бухгалтерию для начисления оплаты труда.

Для учета ручных и конно-ручных работ применяют:

Учетный лист труда выполненных работ

Iф № 66 – для бригады;

II ф № 66а – для каждого работника отдельно

Учетный лист тракториста – машиниста (ф № 67) используется для учета работы на протяжении 5,10,15 дней.

Выполненные транспортные работы тракторами оформляются Путевым листом трактора (ф № 68).

Путевку выписывает механик перед выездом из гаража. Записывают задание, маршрут, груз, количество топлива.

 

Работникам животноводства заработная плата начисляется в Расчете начисления оплаты труда работникам животноводства (ф № 69)

Для учета заработной платы в строительстве промышленных, дополнительных и других производств применяют Наряд на сдельную работу (для бригады ф № 70); и (индивидуальный ф № 70а)

 Первичный учет начисления заработной платы водителям и учет перевозки грузов автомобильным транспортом ведется в Путевом листе грузового автомобиля в множительном сообщении ф № 1; Путевом листе грузового автомобиля (ф № 2 – в границах Украины)

Начисление заработной платы за очередной отпуск , а также при увольнении работника до окончания месяца оформляется расчет по заработной плате ф № 74.

Оплата труда за выполнение общественных и государственных обязательств отражается в Ведомости других выплат и удержаний (ф № 74а).

 

Обобщение и группировка данных по учету  труда

Вся информация по учету оплате труда по каждому работнику должна быть сгруппирована. Для этого применяются следующие реестры:

Табель учета рабочего времени ф № 64;

Расчет начисленной заработной платы работникам животноводства ф № 69;

Накопительная ведомость учета использования МТП (ф № 37а);

Накопительная ведомость работы грузового автотранспорта (ф № 38);

Наряд на сдельную работу ( ф № 70 и 70а);

Регистром аналитического учета является РПВ (ф № 49) или Книга учета расчетов по оплате труда (ф № 44)

При ведении РПВ не включаются выплаты, которые не входят в фонд заработной платы, а также суммы, которые не налогооблажаются налогом с доходов с физических лиц (пр. одноразовая помощь, суточные; …) Эти суммы выплачиваются отдельно по платежной ведомости или РКО.

Выплату заработной платы осуществляют в течении трех дней, после чего заработная плата  депонируется и составляется реестр депонированных сумм и Книга учета депонированной заработной платы.

Схема записи в реестрах учета расчетов по оплате труда (плакат)

 

 

 

Лекция №13

УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ

 

1.     Экономическое содержание и задачи учета

2.     Трудовые отношения на предприятии

3.     Формы и виды оплаты труда

4.     Состав фонда оплаты труда (самостоятельно)

 

Самостоятельно: Коллективный договор и МО работников (стр 459 – 461) Огейчук

1. Вопросы оплаты труда регулируются основными нормативными документами: КЗоТ; Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.05г. № 108 / 95 ВР с изменениями и дополнениями; Закон Украины «О государственном бюджете»;  постановлениями КМУ и др.

Заработная плата – вознаграждение, исчисленное в денежном измерителе, которые собственник выплачивает работнику за выполненную им работу. 

Задачи учета оплаты труда:

-         точное и своевременное документальное оформление данных об объеме выполненных работ, полученной продукции и начисленной оплаты труда соответственно к количеству и качеству затраченного труда;

-         правильное начисление оплаты труда каждому работнику в соответствии с действующим законодательством;

-         придерживание порядка распоряжения оплаты труда по объектам бухгалтерского учета;

-         полный и своевременный расчет с работниками по оплате труда;

-         своевременное составление и предоставление бухгалтерской и статической отчетности.

2. Основным документом, определяющий трудовые отношения на предприятии, является трудовой договор или контракт.

Трудовой договор – соглашение между работником и собственником.

По трудовому договору работник обязуется выполнять работу, придерживаться правил внутреннего трудового распорядка предприятия, а собственник обязан выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия, необходимые для выполнения работы.

Трудовой договор составляется в письменном виде и оформляется приказом.

Контракт – это разновидность трудового договора; составляется на соответствующий срок и применяется для работников. Которые принимаются на работу на определенный промежуток времени  или на время выполнения соответствующей работы. 

Основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка. Трудовые книжки заполняются на всех работников, которые работают на предприятии более 5 дней.

Основные ПД по учету личного состава работников предприятия:

1.     П – 1 Приказ о приеме на работу

2.     П – 2 Личная карта

3.     П – 3 Алфавитная карточка

4.     П – 4 Личная карточка специалиста с высшем образованием, который выполняет научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические работы;

5.     П – 5 Приказ о переводе на другую работу

6.     П – 6 Приказ о предоставлении отпуска

7.     П – 7 Список №__ о предоставлении отпуска

8.     П – 8 Приказ о прекращении трудового договора

3. Основой организации оплаты труда является тарифная система оплаты труда, которая включает сетки, ставки, схемы должностных окладов и тарифно-квалифицированные характеристики.

Тарифная сетка – соотношение в уровнях оплаты труда разных групп работников сферы материального производства зависимо от их квалификации.

Тарифная сетка состоит из разрядов и меж разрядных коэффициентов. 

Формы оплаты труда: сдельная и почасовая. Размер почасовой оплаты труда зависит от количества отработанного времени, а сдельной – от количества и качества произведенной работниками продукции.

Виды заработной платы:

1)    основная заработная плата;

2)    дополнительная;

3)    другие компенсационные выплаты

 

 

 

Лекция №14

УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПОМОЩИ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

 

Самостоятельно: Порядок начисления помощи по временной не трудоспособности связанной с несчастным случаем на производстве (стр 484-485 Огейчук).

Основанием для назначения помощи по временной нетрудоспособности является Лист нетрудоспособности.

Сумма помощи повременной нетрудоспособности зависит от средневной заработной платы и страхового  стажа.

Страховой стаж – это период, на протяжении которого лицо подлежит страхованию в связи с временной утратой нетрудоспособности и оплачивает страховые взносы в Фонд в порядке, установленном законодательством.

100 % ср. заработная плата     стаж более 8 лет, а также Чернобыльцам, ветеранам

войны, родитель с больным ребенком.

80 % средняя заработная плата     стаж от 5 до 8 лет;

60 % средняя заработная плата      до 5 лет

Первые 5 дней выплаты производятся за счет предприятия и делается проводка Дт 949 Кт 661; последующие за счет фонда социального страхования Дт 652 Кт 661

Для исчисления помощи по временной нетрудоспособности необходимо вычислить среднюю заработную плату:

Включают: - основную заработную плату

-                      надбавки; и премии;

-                      вознаграждения;

-                      оплата за работу в выходные дни;

-                      и другое.

     Не включают: - суммы выходной помощи;

-                      затраты на командировку;

-                      помощь из государственного социального страхования;

-                      стипендии;

-                      материальная помощь;

-                      заработная плата совместительства;

-                      и другое.

 

Расчеты для начисления помощи:

 

1.     Определяют сумму заработной платы за 6 месяцев по месяцам.

2.     Определяют среднюю заработную плату: СД1 = Зп / Краб.дни

3.     Определяют сумму помощи: Д1 = СД1 х Чд. Н. х В %

Чд.н. = число не отработанных дней (больничные)

В % = % в зависимости от социального стажа

4.     Сумма помощи за 5 дней: Д2 = (Д1 х 5) / Чд.н.

5.     Сумма помощи за последующие дни:   Д3 = Д1 – Д2

Среднедневная заработная плата должна быть:

а) не ниже среднедневной минимальной заработной платы (480 : 20), 480 – минимальная заработная плата; 20 – количество дней в месяце.

б)  не выше второй тарифной ставки

в) или то, что получено по расчетам

 

Сумма к выдаче = средней дн. заработной плате  х 60 % количество дней

 

 

ОСНОВНАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

 

Дт

Кт

 

15

 

23

471

949

 

652

91

92

93

661

661

 

661

661

661

661

661

661

661

661

661

661

 

661

661

661

 

661

661

661

661

30

372

 

375

377

641

651

652

653

685

701

662

- начислена заработная плата работникам, занятых в строительстве

-                                         Выполняют механизирование и конно-ручные работы

-                                         За время отпуска, если создается резерв 

-                                         По временной не трудоспособности, выплачивает предприятие ( 5 дней)

-                                         За последующие дни

-                                         Заработная плата общепроизводственного персонала

-                                         Администраторам персоналу

-                                         Работникам, связанных со сбытом продукции

-                                         Выплачена заработная плата

-                                         Удержаны из заработной платы не возвращенные подотчетные суммы

-                                         Материальный ущерб

-                                         По исполнительным листам

-                                         Налог с доходов физических лиц

-                                         Пенсионный фонд

-                                         ФСС по временной нетрудоспособности

-                                         На случай безработицы

-                                         Профсоюз

-                                         Выдана натуроплата

-                                         Депонирована заработная плата

 

 

 

 

 

Начисления

Удержания

Налог с доходов с физических лиц

-

15 %

Пенсионный фонд

33,2 %; 4 % - инвалиды; для плательщиков ФСН 13,28 %

ПМ < 561 – 0,5 %

>561 – 2 %

(561 х 0,5 %) + ([900-561] х 20 % ) = 9,50

ФСС временная нетрудоспособность

1,5 %

0,7 % - за инвалидов

1,5 % - за других работников

если на предприятии работают не < 50 % инвалидовой общей численности

0,5 % и 1 %

ФСС случаи безработицы

1,3 %

(не начисляют за инвалидов; 1,3 % - за других работников)

0,5 %

Профсоюз

-

1 %    по согласованию